Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Вот иконы, которые говорят об особенной близости Богородицы к Ее Сыну, – вот икона Казанской Божией Матери, которую мы чтим сегодня; на этой иконе особенно изображена нежность Богородицы к Младенцу. Эта нежность, может быть, и заставляет так особенно чтить эту икону. Вот икона «Сладкое лобзание», на которой изображена Богородица, целующая Младенца. Затем икона «Призри на смирение», где Богородица изображена в венце, со скипетром. Эта икона говорит о том, что Ее смирение увенчано Божественной славой. Это все иконы радостные, а есть и такие, которые говорят о скорбях, о страданиях Матери Божией. Вот икона «Недреманое око» – на ней мы видим лежащего Богомладенца, над Ним Богородица, вверху ангел, несущий орудия страстей. Эта икона говорит о том, что с самого рождения Младенца Матерь Божия предвидела оружие, которое пройдет Ее сердце. Богоматерь склонилась над Младенцем и как бы защищается от семи направленных на Нее стрел. Почему семи? Потому что семь слов сказал Христос на кресте, и каждое из них ранило сердце Его Матери смертельной скорбью. Поэтому скорбь Матери и Сына символизированы семью стрелами. Икона называется «Семистрельная». Вот икона «Страстная», особенно почитаемая в московском Страстном монастыре. На ней изображена Богоматерь с Младенцем и ангелы, несущие орудия страстей. Затем икона, говорящая о том же, – «Не рыдай Мене, Мати». Вы видите, братья и сестры, как тайна жизни Богоматери отображается на всех этих иконах. Но не только об этих горних тайнах Богородицы говорят нам иконы. Они говорят также и об отношении Матери Божией к человеческому роду, к падшему человеку, к его грехам и его страстям. Иконы Богоматери свидетельствуют о непрестающей, непрекращающейся заботе Ее о роде человеческом. «Скоропослушница» – вот как именует Церковь одну икону. «Целительница», «Избавительница», «Милующая» – вот наименование икон Матери Божией. А есть наименования, говорящие об особых дарах Матери Божией людям. Вот, например, икона «Подательница ума». Эта икона говорит о том, что мы должны обращаться за мудростью не только к книгам, не только к мудрецам человеческим, а прежде всего должны обращаться к Матери Божией, Которая источает из Себя чистоту Божественного света. А вот икона «Спорительница хлебов», написанная по предложению оптинского старца Амвросия, который установил особый праздник этой иконе 15 октября и сам скончался в этот день. Эта икона говорит о том, что всходы земные, которые колосятся по лицу земли, тоже растут по благословению Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе. Икона «Нечаянная радость»   В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Чудотворная икона «Милостивая» Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях. Икона Божией Матери «Всецарица» Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении. Список Казанской иконы Божией Матери Перед этой иконой молятся вступающие в брак. Икона «Млекопитательница» Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Икона Божией Матери «Живоносный Источник» Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами. Икона Божией Матери «Иерусалимская» Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово. Чудотворная икона Николая Чудотворца

http://pravmir.ru/chudotvornye-ikony-v-m...

Сзади написано, что евангелие пожертвовано петербургским купцом Алексеем Алексеевичем Бурмакиным, 8 июля 1862 г.; 8) образ Господа Саваофа, на Горнем месте и икона Знамения, находящиеся здесь с основания церкви; 9) храмовая икона Казанской Божией Матери, писанная на дереве, в сребропозлащенной ризе, с таковым же венцом, одежды Богоматери и Спасителя вышиты жемчугом и украшены разноцветными камнями; 10) икона св. Николая Чудотворца «с деяниями», в медной, с резными украшениями, ризе. В 1863 г. риза позолочена и вделана в кипарисовую доску. По надписи видно, что образ пожертвован княгинею Екатериною Ивановною Мещерскою, урожденною Чернышевою, по завещанию матери ее, Евдокии Дмитриевны Чернышевой, урожденной Ланской, скончавшейся 4 июня 1815 г.; 11) икона святых Димитрия Солунского, Иоанна Воина, св. Николая Чудотворца и изображения коронования Божией Матери. Она принадлежала саперному батальону; 12) в одном киоте с нею, наверху, помещена икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, дар девиц Давыдовых. На иконе – ожерелье; 13) деревянный киот с надписью: «за упокой Параскевы». В нем шесть икон, из коих достойны внимания: а) икона Казанской Божией Матери, в бронзовой раме, за зеркальным стеклом, с серебряным ободком и вызолоченным венцом. Одежды ликов вышиты девицами Давыдовыми из различных драгоценных камней, пожертвованных членами Царского дома и другими почетными лицами; б) икона Владимирской Божией Матери, покрытая слюдою, в ризе из червонного золота, ценностью в 1010 р. с., сделанной в 1764 г. В венце ризы 4 синих яхонта и гранат, на верху – плоский бриллиант в 400 р., яхонт и три алмаза. Икона пожертвована полковницей Поповой, урожденной Голохвастовой; в) икона Спасителя, с связанными руками, в сребропозлащенной ризе, ценою в 165 р., устроенной купчихою Татьяною Ивановою в 1882 г. В церковь икона внесена на помин души действительного статского советника Александра Петровича Чихачева (умер 1827 г. 18 ноября); г) икона Спаса Нерукотворенного, фамильная генерал-майора Александра Философова, по смерти его внесенная сюда женою его Екатериною Ивановною; 14) деревянный киот, с иконами Тихвинской и Скорбящей Божией Матери, в ризе накладного серебра, с позолоченным венцом и с разноцветными камнями; дар купчихи Александры Фроловой; 15) иконы князя Владимира и Марии Магдалины, работа камергера Александра Ивановича Башуцкого, известного гомеопата, ходившего всегда в послушническом подряснике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тем не менее, подобную риторическую аргументацию использовал в своей заключительной речи на судебном процессе по делу о похищении из КБМ Казанской иконы Божией Матери и председатель суда С.В. Дьяченко. «Не так давно ещё, - говорил он, в частности, - Москва и Петербург оспаривали у Казани первенство их икон Казанской Божией Матери перед иконой г. Казани. Каждая из столиц называла свою святую икону первообразом и явленной в Казани иконой. [...] Спор этот из-за первенства св[ятой] иконы представляется общеизвестным, таким же общеизвестным для всех казанцев фактом представляется и то, что путём строгих научных и исторических исследований известный публицист и духовный учёный бакалавр Казанской духовной академии Григорий Захарович Елисеев, бесспорно доказал, что находившаяся доныне в Казанском Богородицком монастыре икона Казанской Божией Матери представляется несомненно первообразом явленной иконы. Это положение всецело было подтверждено и исследователем Завьяловым. Но такой чисто научный способ доказательности первообраза, конечно, для вас как судей не должен иметь решающего значения. Я думаю, что каждый, кто видал изображение иконы Казанской Божией Матери здесь, в Казани, в Москве и в Петербурге, тот сам лучше всего разрешит этот вопрос. Икона Казанской Богоматери, как это вы и сами знаете и о чём свидетельствовала на суде монахиня Варвара, по своим размерам равнялась 5 и 6 вершкам. Московская же икона, находящаяся в Москве, равняется 5 3/8 и 6 1/4 вершков, а Петербургская, находящаяся в Казанском соборе, почти вдвое больше, она заключает в себе меры 13 1/2 вершков в длину и 12 в. в ширину. Живопись Казанской иконы, как показали здесь свидетельницы монахини, древне-греческого письма, совершенно тёмная, тогда как петербургская икона живописная, кисти 18 столетия, совершенно сохранившая художественность изображения и яркость красок».(161) Так или иначе, похищение в 1904 г. «Казанской» Казанской иконы Божией Матери и в 1918 г. «Московской» Казанской иконы Божией Матери(162) сделало этот спор практически неразрешимым. Считается, что наиболее близким утраченной «Московской» Казанской иконе Божией Матери списком является почитаемый ныне в г. Москве образ, пребывающий в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.(163) При этом Н.Н. Чугреева называет явленной именно её.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

(6) См.: [Елисеев Г.З.] Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. - Москва: «В Университетской Типографии», 1849. - 65 с. (7) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (8) См.: Там же. (9) См.: Казанская чудотворная икона Божией Матери//Православный собеседник, издаваемый при Казанской Духовной Академии. - 1858. - Часть третья. - С. (591) - 412. (10) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 42 - 51. (11) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 258 - 275. (12) Там же. - С. 274. (13) См.: Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Московского Казанского собора протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Типография И.Д. Сытина и К°, 1889. - 71 с.: ил.; Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Издание причта Московского Казанского собора (Типография «Рассвет»), 1892. - 63 с. (14) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (15) Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (16) См.: З[авьялов] А.А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//Санкт-Петербургский Духовный Вестник. - 1895. - 16. - С. 363 - 367.; - 18. - С. 406 - 411.; - 20. - С. 447 - 450.; - 22. - С. 487 - 491.; - 24. - С. 532 - 534.; - 25. - С. 550 - 553.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

1. Колокол, сооруженный в память события 17 октября 1888 г., отлитый из чистого сплава серебра и меди и весом в 18 пудов, а ценность неизвестна. Помимо этого колокола на колокольне размещались еще 11 колоколов – с момента окончания строительства, т. е. с 1844 г. 5 из них один весом около 1000 пудов. 2. Иконы серебряные в позолоченных ризах в алтарях нижней церкви. В Казанском алтаре на жертвеннике икона Св. Николая. У нижней стены алтаря в киоте медные иконы: Спасителя три, Божией Матери две, Вознесения Господня, Успения Божией Матери две, Казанская икона Божией Матери, Святой Параскевы, Александра Невского, Мученицы Александры, Св. Николая, апостола Павла, Алексия человека Божия, Дмитрия Ростовского, Василия Великого. Над вратами Казанского алтаря икона Божией Матери. В Екатерининском алтаре у северной стены в киоте иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, в другом киоте: Спасителя, Божией Матери и чудотворная икона Елецкой Божией Матери. Все эти иконы в ризах неизвестного веса и цены. 3. Иконы в серебряных ризах в иконостасе Успенского алтаря: на вратах Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста, в пяти ризах этих икон веса 15 фунтов, ценой в 700 руб. Иконы в первом ярусе иконостаса: местные Спасителя, веса в ризе 28 фунтов, цена 115 руб.; Божией Матери, вес ризы 28 фунтов, ценой 1100 руб.; Успения Пресвятой Богородицы, вес ризы 28 фунтов, ценой 1150 руб. С левой стороны иконостаса икона Иоанна Крестителя, вес ризы 29 фунтов, цена 1150 руб. Над вратами икона Рождества Христова, вес ризы 14 фунтов, цена 400 руб. Над местной иконой Спасителя икона Крещения Господня, вес ризы 6 фунтов, цена 350 руб. Над местной иконой Божией Матери икона Сретения Господня, вес ризы 5 фунтов, цена 200 руб. Над храмовой иконой Успения Божией Матери икона Введения во храм Св. Девы Марии, вес ризы 8 фунтов, цена 260 руб. Над иконой Иоанна Крестителя икона Рождества Богородицы, вес ризы 7 фунтов, цена 230 руб. Во втором ярусе иконостаса икона Спасителя с двумя апостолами, вес ризы 51 фунт, цена 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=03885

Очевидно, после похищения в 1904 г. из КБМ Казанской иконы Божией Матери предпринимались попытки исследовать поновлявшуюся в XVII - XVIII вв. «Московскую» Казанскую икону Божией Матери с целью установления более точного времени её написания. Сохранилась фотография последней без оклада, сделанная около 1905 г. для неизданного тома научного труда историка византийского и древнерусского искусства Н.П. Кондакова (1844 - 1925) «Лицевой иконописный подлинник. Иконография Богоматери». При этом, как отмечает Н.Н. Чугреева: «Видимо, в нач[але] XX в., в связи с утратой в 1904 г. явленной Казанской иконы, делались попытки расчистки и исследования М[осковской] К[азанской] и[коны] (верхний плотный белильный слой в нижней части лика Богоматери удалён, что видно на фотографии)».(166) Однако сведений о каких-либо конкретных результатах данных исследований не обнаружено. Очевидно при этом, что даже при установлении более раннего времени написания «Московской» Казанской иконы Божией Матери доказать подобным образом её явленность («подлинность», «оригинальность») не представлялось бы возможным. «Петербургская икона Божией Матери Казанская ... значительно древнее, чем предполагают ...» Из трёх образов Казанской иконы Божией Матери, рассматриваемых в качестве основных «претендентов» на явленность («подлинность», «оригинальность»), у «Санкт-Петербургской» («Петербургской») Казанской иконы Божией Матери, как полагало большинство исследователей в начале XX в., вообще нет никаких шансов быть признанной «первообразом». Если принять за истину утверждение, что «Московская» Казанская икона Божией Матери была не явленным образом, а списком с него (тогда как явленный образ - «Казанская» Казанская икона Божией Матери - пребывала в КБМ), то и «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери, перенесённая из г. Москвы в г. Санкт-Петербург, никак не могла быть таковым. Причём, и многие из тех, кто считал «Московскую» Казанскую икону Божией Матери явленным («подлинным», «оригинальным») образом, также отрицали, что в столицу Российской Империи была перенесена именно она.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

(55) См., например: Мюллер Г.А. Указ. соч. - С. 4 - 20.; Плюханова М.Б. «Кипние свта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. - Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - С. 194 - 198. (56) Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (57) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 264. (58) До наших дней не сохранился. - И.А. (59) См.: Мельников П. Несколько новых сведений о Смутном времени, о Козьме Минине, князе Пожарском и патриархе Гермогене//Москвитянин. - 1850. - 21. - С. (1) - 12. (60) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (61) См.: Указ. соч. - С. 7. (62) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (63) Руская летопись по Никонову списку. Изданная Под смотрением Императорской Академии Наук. - Ч. 8 («Осьмая часть»): с 1583 до 1630 года. - Санкт-Петербург («В Санктпетербурге»): «При Императорской Академии Наук», 1792. - С. 209 - 210. (64) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 265. (65) Там же. (66) См.: Там же. - С. 266. (67) См.: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев: (с 1632 по 1682 г.). - С. (115), 132, 316. (68) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 266. (69) Там же. (70) Там же.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010