Цоан – Танис, древняя столица Египта. Первенцы называются «начатками сил»: «Реувен, первенец мой! Ты... начаток силы моей» (Брейшит, 49:3). Мицраим (родоначальник Египта) был одним из сыновей Хама (Мецудат Давид). Коварный стрелок из лука старательно целится в какой-то объект, затем внезапно оборачивается и стреляет в кого-то другого. Так и царь Давид сравнивает с «неверным луком» поколение, которое верно служило Всесильному на протяжении всей жизни одного судьи, но сразу же после его смерти обратилось к чужим богам (Раши, Мецудат Давид). Ковчег со Скрижалями завета, захваченный филистимлянами, называется «Его мощью», ибо в это время Всевышний поразил филистимлян и их бога Дагона многими казнями. Они испугались и поспешно отправили Ковчег обратно (см. Шмуэль I, гл. 5) (Радак, Мецудат Давид). Юноши погибали на войне, а их невесты оставались одинокими (Мецудат Давид, Раши, Радак). Хофни и Пинхас погибли в сражении с филистимлянами. Вдова Пинхаса не оплакивала своего мужа, так как умерла во время наступивших у нее родовых схваток (см. Шмуэль I, гл. 4) (Раши). В этой песни содержится предупреждение («свидетельство») о трех пленениях Израиля. Поэтому здесь трижды повторяется стих: «Всесильный... возврати нас, и да воссияет лик Твой, и мы будем спасены!» (Раши). Народ Израиля называется в Писании виноградной лозой или виноградником Всевышнего: «Виноградник Бога воинств – дом Израиля» (Йешаягу, 5:7) (Радак). Речь идет о Рош-Гашана, когда трубят в шофар (бараний рог). Для Израиля это закон – трубить в шофар. Всевышний производит в этот день суд над вселенной (Радак, Раши). К имени Йосефа здесь добавлена буква «гей»: Иегосеф. В таком виде это имя содержит первые три буквы тетраграмматона – четырехбуквенного имени Всевышнего (Ибн Эзра). Йосеф в Египте был освобожден из тюремного заключения в день Рош-Гашана (Раши). Согласно мидрашу, ангел Гавриэль обучил Йосефа в Египте всем семидесяти языкам народов мира (Раши). Йосеф, которому предстояло править Египтом, усвоил также египетскую речь, и это как бы его слова: «Речь незнакомую я слышу (т. е. понимаю)» (Мецудат Давид). Согласно другому толкованию, речь идет не о самом Йосефе, а о народе Израиля, которого персонифицирует Йосеф (см. также прим. к 77:16) (Ибн Эзра). В Рош-Гашана прекратилось рабство сынов Израиля в Египте (Мецудат Давид). Слова «Речь незнакомую я слышу» относятся к сынам Израиля, которые были освобождены благодаря тому, что не изменили своего языка и своих еврейских имен (Радак).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Кто размышляет в сердце своем над путями своими, чтобы выровнять свой путь (Раши). Храм, который является нашей защитой (Раши). Человек будет следовать справедливости, не отступая от нее (Ме-цудат Давид). Благочестивым (хасид) называется человек, который слышит оскорбления в свой адрес и, имея возможность отомстить обидчику, благодетельствует ему (Радак, Мецудат Давид). Боги язычников – солнце, луна, звезды. Язычники думают, что эти «боги» способны им помочь, когда они обращаются к ним. И хотя эти силы природы наделены определенной властью воздействия на вселенную и человека, они лишь посланники, выполняющие возложенную на них Создателем миссию. Но они не способны сделать что-либо вопреки воле Творца. Поэтому «нет подобного Тебе, к Которому обращается Израиль, и нет деяний, подобных Твоим» (Радак). Сердце единое цельное, устремленное к Богу, а не раздвоенное, сомневающееся (Мецудат Давид). Нет у них боязни пред Тобою (Мецудат Давид). Сотвори знамение, чтобы все могли видеть, что Ты простил мне (Раши). Эта песнь говорит о горе Сион и о Иерусалиме (Раши). Народы будут приносить приношения царю-Машиаху израильтян, родившихся в их странах, и будут говорить: «Этот родился там», т. е. «он принадлежит Сиону», как написано: «И приведут всех братьев ваших от всех народов в приношение Богу... на святую гору Мою, в Иерусалим» (Йешаягу, 66:20) (Радак). В грядущие времена Всевышний напишет родословную народов. Обнаружив поглощенных среди них потомков Израиля, Он скажет: «Этот родился в Сионе», т. е. принадлежит Израилю (Раши). Один из левитов, которому эта песнь была дана для исполнения (Мецудат Давид). «Я был подобен мертвым, которые свободны от мирских забот» (Мецудат Давид). Один из мудрецов-поэтов (Раши, Радак). Ангелов (Мецудат Цийон). Согласно другому толкованию, «сыны сильных» – это «сыны ангелов», небесные воинства, светила, созвездия и звезды, которые являются порождениями ангелов и находятся под их непосредственным духовным влиянием (Ибн Эзра, Радак). Ученые, занимающиеся изучением небесных творений, обнаруживают множество чудес. А познающие мудрость Всевышнего в духовных мирах восхищаются несравненно больше удивительностью Божественных явлений. В этом смысл стиха: «Кто среди сынов сильных уподобится Богу?» (Ибн Эзра).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...