Иерихон , в 8 верстах от Иордана и в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима. Он находился в плодородной равнине, украшенной великолепными садами, и получил название города пальм ( Втор.34:3 ). Первый город, который Израильтяне должны были взять по переходе чрез Иордан, был Иерихон. Бог повелел Иисусу Навину обходить этот город в сопровождении ковчега завета с войском в течение 7 дней. В 7-й день, в который Израильтяне обошли город 7 раз, стены его, при звуке труб, пали сами собой. Когда город был разрушен, Иисус Навин сказал: «Проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон. На первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его» ( Нав.6:25 ). В царствование Ахаава, Иерихон был построен снова Ахиилом Вефилянином; но Св. Писание говорит: «На первенце своем, Авираме, он положил основание его, и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его» ( 3Цар.16:34 ). После плена Вавилонского, Иерихон был знаменитейшим городом после Иерусалима. Ирод Великий украсил его великолепными зданиями и избрал его для своего местопребывания; в нем он и умер. Иисус Христос исцелил в Иерихоне двух слепых, которые взывали к Нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» ( Мф.20:34 ), и посетил дом мытаря Закхея ( Лк.19:2–7 ). В наши дни Иерихон только деревня (Рига). Михмас , город, в котором Филистимляне стояли лагерем в то время, когда Саул, намереваясь вступить в сражение, принес жертву, не дождавшись Самуила ( 1Цар.13:5, 11 ). Галгал , знаменитое место близ Иордана, против Иерихона. Здесь, по переходе реки, Израильтяне долгое время стояли лагерем. После на этом месте был построен город, известный несколькими происшествиями. Долгое пребывание в Галгале ковчега завета сделало это место часто посещаемым Израильтянами. В Галгале был помазан на царство Саул и здесь же этот царь возбудил гнев Божий, заклав жертву до прихода Самуила; здесь же Самуил разрубил Агага, царя Амаликитского ( Нав.4 ; 1Цар.11, 13, 15 ). Эммаус , селение в 10-ти верстах от Иерусалима, известное беседою Иисуса Христа, который, по воскресении своем, шел сюда с двумя учениками, бывшими в Иерусалиме по случаю праздника Пасхи ( Лк.24:13 ). Эммаус евангельский не должно смешивать с другим Эммаусом, который Римляне называли Никополем. И в том, и в другом Эммаусе были минеральные воды. В евангельском Эммаусе Юлиан отступник закрыл минеральный источник, потому что жители, вследствие посещения Эммауса Иисусом Христом, почитали этот источник чудотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3 . Однако Маркион, Валентин, Василид и вместе с ними остальные еретики, отказываясь понимать сказанное достойным Святого Духа образом, «уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»; они заявляют, что есть иной Бог закона, судья и творец мира, который, как кажется, тем, что написано, учит жестокости, приказывая наступить на шеи врагов своих и повесить на деревах царей тех земель, которые он захватил силой (ср. Нав.10:24–26 ). О, если бы Господь мой Иисус, Сын Божий позволил и повелел мне попрать ногами моими дух блуда, наступить на горло духу гнева и ярости, растоптать демона алчности, раздавить тщеславие, сокрушить под ногами моими дух гордости, то, когда совершу все это, все деяния будут не моими, но соделаны силой Креста, по словам Павла: «Для меня мир распят» ( Гал.6:14 ) и тем, которые мы упоминали выше: «Не я, но благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). И если удостоюсь поступить так, то блажен буду и скажут мне то же, что Иисус сказал древним: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» ( Нав.10:25 ). И если поймем это духовно и станем вести духовные войны и низвергнем с небес злых духов, то сможем обрести место в царстве Иисуса, которое есть Царство Небесное, и получить часть наследия от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIII . О городах Лахис, Ливна и Хеврон, захваченных сынами Израилевыми 1 . «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Когда эти слова читает иудей «по наружности», то есть тот, кто обрезан внешне, по плоти, он думает, что речь здесь идет не о чем ином, как о войнах, уничтожении врагов и о том, как израильтяне под водительством Иисуса побеждают и захватывают царства других народов. Ибо не знает он, что значит быть иудеем «внутренно», тем, кто обрезан «в сердце» ( Рим.2:28–29 ). Но иудей «внутренно», то есть христианин, следующим за Иисусом, не сыном Навина, но Сыном Бога, понимает все это как тайны Царства Небесного и утверждает, что и ныне Господь мой Иисус Христос сражается с противными силами и изгоняет из их городов, то есть из наших душ, тех, кто прежде занимал их. Он уничтожает царей, которые правили в наших душах, дабы не царствовал в нас грех (ср. Рим.6:12 ), и после того, как извергнут царь греха из города нашей души, соделывается она градом Божьим, и Бог правит в ней, и говорится нам: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Впоследствии от живущих у моря, то есть от Ефрема, Вениамина и Манассии, Кааф, хотя он уже и получил от Вениамина по второму жребию, и остальная часть его рода получают долю от Ефрема. Затем Гирсону выпадает жребий от половины колена Манассии, обитавшего в святой земле, а во второй раз он получает долю от другой половины колена Манассии ( Нав.21:6:27 ). Надлежало, однако, и жившим на севере получить что-то от священнической благодати, дабы не казалось, что совершенно лишены они небесных даров. Поэтому от тех, кто были на севере последними по порядку, то есть от Дана, Неффалима и Асира ( Чис.2:25 и далее), Кааф снова получает первый жребий от Дана, но не среди священников, а среди прочих; Гирсон получает второй жребий от Асира, и тот же Гирсон получает третий жребий от Неффалима ( Нав.21:6 ). 4 . Кто может постичь все это? Кто способен хотя бы проследить и запомнить порядок этих тайн? Но если только по букве мы можем объяснить этот трудный текст и размотать запутанный клубок мест и людей, связанных этим историческим повествованием, то что мы скажем о заключенных в нем тайнах, в которых смутно отражено распределение будущего наследия и в которых предвозвещается разделение святой земли – той земли, которую «наследуют кроткие» ( Пс.36:11 ; Мф.5:5 )? Кто изъяснит многоразличные местоположения станов, как в воскресении будет совершаться это распределение среди каждого священнического или левитского сонма святых, дабы, как говорит Апостол, ничего в воскресении не совершалось беспорядочно, но «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:23–24 )? Тогда, без сомнения, будут соблюдены и местоположение станов, священническое распределение и порядок, и зазвучат трубы. Ибо Бог расположил на небе звезды и устроил их в определенном чудесном и неизъяснимом порядке: одни Он разместил по земной оси на севере, иные – на востоке, иные – на западе, а иные – на южном своде. И мне думается, что, возможно, Бог подобным образом устроит в Царствии Небесном тех, кто в воскресении мертвых будут по числу и яркости, «как светила на тверди» (ср. Дан.12:3 ; 1Кор.15:41 ), тех, кто, безусловно, происходит от семени Авраама (ср. Быт.15:5 ; Исх.32:13 ), согласно расположению звезд и областей небесных: одним Он даст удел на востоке, иным – на западе, иным – на юге, а иным, тем, кого знает, – на севере, ибо «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ) благодатью Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXVI. О том, почему были закопаны каменные мечи, и о жертвеннике, который устроили за Иорданом два с половиной колена

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Только тогда сподобимся мы услышать сказанное Богом: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское», а когда оно снято, тогда уже говорится: «И сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца» ( Нав.5:10 ). Ибо совершать Пасху могли они только после обрезания; и не сразу после обрезания, когда они еще не исцелились, могли вкушать они мясо пасхального агнца. Но, как сказано, после того, как выздоровели, «сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца». Ты видишь, что не совершает Пасху ни нечистый, ни необрезанный, но только тот, кто очищен и обрезан, как и Апостол объясняет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:7–8 ). Когда народ выходил из земли Египетской, он нес «тесто свое на плечах их» ( Исх.12:34 ). И когда тесто закончилось и не стало у них хлеба, Бог «одождил на них манну» ( Пс.77:24 ). Но когда пришли они в святую землю и «стали есть произведения земли в месте финиковых пальм, не было более манны у сынов Израилевых» ( Нав.5:12 ), и стали они питаться плодами земли той. По сути, упоминается о трех видах пищи. Одну мы едим, когда выходим из Египта, но ее хватает ненадолго. Затем следует манна. А третьей являются произведения святой земли. Этим разнообразием, по моему скромному разумению, показано, что первая пища, которую мы несем с собой, выходя из Египта, есть те весьма невеликие школьные знания (или несколько большие, если кто-то вдруг приобрел их), которые лишь немногим могут помочь нам. Придя в пустыню, то есть оказавшись в условиях нынешней жизни, мы едим манну только через то, что узнаем из установлений закона Божьего. Но тот, кто удостоится войти в землю обетованную, то есть получить обещанное Спасителем, будет питаться плодами земли в месте финиковых пальм. Ибо поистине, достигший обещанного после того, как одолел своих врагов, обретет плоды пальм. Ведь сколь бы ни велико было то, что мы ныне можем понять или узнать в законе Божьем или в Божественном учении, то, что сподобятся увидеть святые «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), а уже не гадательно, будет намного более великим и возвышенным, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так «верою пали стены иерихонские, по седмидневном обхождении». Бл. Феодорит говорит: «звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, низпроверг стены» 22 . 31. Верою Раав блудница не погибе с сопротивлшимися, приимши сходники с миром, (и иным путем изведши). «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». Иерихон уничтожен; царь, войско его, и все жители города истреблены; только Раав с ее родными пощажена. Вера в Бога, покровительствовавшего народу еврейскому, спасла ее: она, еще до прихода в Иерихон еврейских соглядатаев, слышала, как Бог осушил воду Чермного моря, когда Евреи вышли из Египта, как они истребили царей амморейских ( Нав.2:9–11 ), – и веровала, что Бог предаст Евреям и ее отечество. Потому она приняла и укрыла в своем доме еврейских соглядатаев и после отпустила, взяв с них клятву пощадить ее и родных ее, когда Господь предаст Евреям эту землю. Клятва, данная соглядатаями, сохранена, и Раав не погибла с неверными ( Нав.6:21–24 ). 32. И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времене о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле, и других пророцех 23 «И что еще скажу? не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле, и других пророках». Апостол, указав на более известные примеры веры, говорит, что не достанет времени, или невозможно в послании повествовать о всех подвижниках веры, и при этом еще упоминает о некоторых, как-то: о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде и Самуиле. Гедеон был призван Богом к освобождению Евреев от порабощения Мадианитянам. В уповании на крепкую помощь Божию, он с тремя стами избранных мужей одержал победу над сто двадцатью тысячами Мадианитян (Суд. гл. 6. 7. 8). Варак, по наставлению пророчицы Деворы, пошел на войну против царя асорского, угнетавшего Израильтян, и одержал решительную победу над военачальником его Сисарою (Суд. гл. 4. 5). Сампсон, по вере обладавший необыкновенною чудесною силою, защитил свой народ от угнетения Филистимлян (Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Чудеса и знамения Божии призваны пробудить и укрепить веру в народе израильском. Авраам, которому Бог вопреки всякой очевидности и наперекор естественным законам обещает даровать наследника, когда он и Сарра находятся в глубокой старости, поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность ( Быт. 15:6 ; ср. Гал. 3:6 ). Напротив, народ очень часто не верит Богу, несмотря на все совершённые над ним знамения ( Исх. 14:11 ). Псалмопевец сетует на то, что, хотя Бог явил людям множество чудес, они продолжали грешить и не верили чудесам Его ( Пс. 77:32 ); не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им ( Пс. 77:10–11 ). Что же касается чудес, совершаемых людьми (Моисеем, Иисусом Навином), то они бывают вызваны различными причинами. Иногда чудо необходимо пророку или вождю, чтобы удостоверить людей в том, что он послан Богом ( Исх. 4:1–9 ). В некоторых эпизодах чудо сопровождает военные действия, и их успех приписывается Богу, действующему через вождя или полководца ( Исх. 14:21–28 ; Нав. 6:5–20 ; Нав. 10:12–14 ). В других случаях чудо необходимо для укрепления веры в Бога ( Исх. 15:23–25; 17:2–6 ; Чис. 21:6–9 ). Чудеса пророков (Илии, Елисея и других) нередко имеют своей целью демонстрацию величия Бога и тщетности ложных богов ( 3Цар. 18:38 ). Некоторые чудеса совершаются пророками из жалости и сострадания к конкретному человеку ( 3Цар. 17:8–24 ; 4Цар. 4:8–37 ; 4Цар. 5:1–14 ). Постоянными действующими лицами в Ветхом Завете являются ангелы. Их присутствие нередко придает библейскому рассказу особую тональность, свойственную повествованиям о чудесах. ангел Господень является ветхозаветным праведникам и говорит с ними от лица Бога ( Быт. 16:7; 21:17; 22:11; 32:1 ; 3Цар. 19:5–7 ). Ангелы предстают перед пророками, вступают с ними в диалог и вразумляют их ( Дан. 9:21 ; Зах. 1:9–14 ). Нередко праведники и пророки созерцают ангелов в видениях. Иаков видит лестницу, стоящую на земле, но достигающую неба: по ней восходят и нисходят ангелы Божии ( Быт. 28:12 ). Исаия видит Господа, сидящего на престоле; вокруг Него стоят шестикрылые серафимы, взывающие: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!; один из серафимов прилетает к пророку и горящим углем касается его уст ( Ис. 6: 1–3, 6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

«Требующему суда у ворот». По обычаю иудейскому, судьи разбирали тяжбы у городских ворот, на площадях, находившихся при этих воротах, чтобы всегда были на лицо свидетели того, как разбиралось дело. Ис.29:22 . Посему так говорит о доме Иакова Го­с­по­дь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не по­бледнеет. Ис.29:23 . Ибо когда увидит у себя детей сво­их, дело рук Мо­их, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и бла­го­говеть пред Богом Израилевым. Ис.29:24 . Тогда блужда­ю­щие духом по­знают мудрость, и непокорные научат­ся по­слушанию. В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью. «Искупил Авраама», т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды ( Нав.24:2, 14–15 ), выведши его из Месопотамии. «Иаков не будет в стыде», т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис.19:9 ; Ис.20:5 ; Ис.37:27 ). «Лице его более не побледнеет». У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью. «Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих» – правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них». «Блуждающие духом» – это не только иудеи, но и язычники ( Еф.4:18 ). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим.11гл.; Ин.9:5, 39 ). Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима. Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений. Строфы поэмы у Condamin " a разделяются так: 1 строфа – 1–4 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 5–8 ст. – (3, 2, 2) 2 строфа – 9–10 ст. – (2, 2) (Ст. 11–14 написаны прозою, а 15–16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 –2 ст. 30-й главы). 1 строфа – 17–21 ст. – (1, 2, 2) 2 строфа – 22–24 ст. – (1, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Народы под Тобою падут» – языческие народы не враги, «стрелы заостренные» не про них. Народы « " падут» – уверуют, воздавая Царю должное поклонение» (ПсСвОт) 251 . Пс.45:9             Придите, видьте дела Божии –                         какие Он произвел разорения на земле… «Разорения» – как следствие оставленности; «да оставлены (разорены) будут говорящие мне: ага! ага!» ( Пс.40 /39:16) 252 . Пс.45:10             …упраздняя войны до края земли,                         лук сокрушит и рассечет копье,                         колесницы сожжет огнем. «Упраздняя войны» (шават) – «давая почить», как Бог-Творец «почил в день седьмой», субботу, «от всего труда Своего» ( Быт.2:2 ). Христос «упразднил войны» – это никак не пацифизм: чтобы сокрушить лук и разложить копье, нужно одержать победу. Знак окончательной победы – «сжечь колесницы огнем» ( Нав.11:6 ). Однако «Господь сил ни одного из противников Своих не уязвляет и не низлагает, но «сокрушает лук, рассекает копье " » – отбирает оружие (ПсСвОт). Войны на земле не прекращаются, и «надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Христов мир не есть отсутствие войны. «Упразднение войны» происходит не по логике мира сего: «из уст младенцев и грудных Ты устроил силу… чтобы упразднить (шават) врага и мстителя» ( Пс.8:3 ). Христос принес на землю духовный «мир» (шалом). Миротворение есть главное дело Бога Сына, ибо Отец «умиротворил Кровью креста Его и земное, и небесное» ( Кол.1:20 ). Христос «есть мир наш» ( Еф.2:14 ). Псалом говорит, что Господь произвел великие «разорения на земле» (этот Пс., ст.9), и их нужно видеть и понимать: Храм Иерусалимский был разрушен; и одновременно Христос «упразднил войны», то есть принес на землю мир – примирил земное и небесное. То же говорит Евангелие о временах перед концом земной истории: «услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» ( Мф.24:6 ). Не войны страшны, а то, что духовный мир начнет оскудевать: «тогда соблазнятся многие, друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:10,12 ). И вновь внимание должно обратиться к Храмовой горе: «увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ). Разоренный Господом храм иудейский будет восстановлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1Пар.2:19 .  И умерла Азува; и взял себе Халев [жену] Ефрафу, и она родила ему Хура. 1Пар.2:20 .  Хур родил Урия, Урий родил Веселиила. 1Пар.2:21 .  После Есром вошел к дочери Махира, отца Галаадова, и взял ее, будучи шестидесяти лет, и она родила ему Сегува. 1Пар.2:22 .  Сегув родил Иаира, и было у него двадцать три города в земле Галаадской. 1Пар.2:23 .  Но Гессуряне и Сирияне взяли у них селения Иаира, Кенаф и зависящие от него города, – шестьдесят городов. Все эти города сыновей Махира, отца Галаадова. 1Пар.2:24 .  По смерти Есрома в Халев-Ефрафе, жена Есромова, Авия, родила ему Ашхура, отца Фекои. Потомство Халева, – вторая из трех Есрамовских линий. 1Пар.2:18 .  Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон. Халев – то же, что Хелувай в ( 1Пар.2:9 ), но не Халев, современник Иисуса Навина, знаменитый соглядатай, последний называется «сыном Иефоннииным» ( Чис.13:6 ; Нав.15:13 ). Дальнейшее еврейское чтение стиха 18 очень неясно и дает повод к различному пониманию. В тексте LXX, к которому склоняется раввин Кимхи, Иериоф представляется женою или наложницею Халева. Но далее не говорится ни об одном ее сыне, а слово «банейа» («сыны ее») указывает на то, что ранее названа одна жена Халева. Блаж. Иероним, не выдерживая буквального смысла еврейского текста, переводит: «родил Иериоф», считая ее, таким образом, дочерью Халева, от которой произошли перечисляемые затем потомки. К такому переводу, как наиболее правдоподобному, склоняется Кейль, Цоклер. Имена трех, сыновей Иериоф нигде более не встречаются. 1Пар.2:20 .  Хур родил Урия, Урий родил Веселиила. Хур – дед известного строителя скинии Веселиила ( Исх.31:2 ). 1Пар.2:21 .  После Есром вошел к дочери Махира, отца Галаадова, и взял ее, будучи шестидесяти лет, и она родила ему Сегува. «После " , т.е. после рождения трех упомянутых в ( 1Пар.2:9 ) сыновей, Есром рождает Сегува от дочери Нахира – Авии ( 1Пар.2:24 ). Замечание как данного стиха, так и последующих до ( 1Пар.2:25 ) представляет маловяжущуюся с предшествующим вставку: она нарушает последовательное изложение родословия сыновей Есрома. Но ее существование в данном месте объясняется, как думают, самым близким родством потомства Есрома от Авии с поколением Халева и его братьев Арама и Иерахмеила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010