Ангелы     Ангелы (греч «ангелос» означает «вестник») одна из двух разновидностей существ, обладающих личностью и созданных Богом (вторая люди). Ангелов существует великое множество (Мф 26:53, Откр 5:11). Они разумные создания, обладающие нравственными качествами, бестелесны и, как правило, невидимы, хотя и способны являться людям в подобии физического тела (Быт 18:2—19:22, Ин 20:10—14, Деян 12:7—10). Ангелы не женятся и не умирают (Мф 22:30, Лк 20:35—36). Они могут передвигаться с одного места на другое, и множество их может помещаться на крошечном пространстве (см. Лк 8:30, где речь идет о падших ангелах).    Ангелы, подобно людям, были испытаны, и некоторые из них впали в грех. Множество ангелов, успешно выдержавших испытание, утверждены ныне в состоянии святости и бессмертной славы. Их обитель небеса (Мф 18:10, Мф 22:30, Откр 5:11), где они постоянно поклоняются Богу (Пс 102:20—21, Пс 148:2) и откуда они, по Божьему повелению, отправляются исполнять свое служение для христиан (Евр 1:14). Это «святые» и «избранные» ангелы (Мф 25:31, Мк 8:38, Лк 9:26, Деян 10:22, 1 Тим 5:21, Откр 14:10), которым действием Божьей благодати, совершаемым через Христа, открывается Божественная премудрость и слава, неведомые им ранее (Еф 3:10, 1 Пет 1:12).    Святые ангелы охраняют верующих (Пс 33:8, Пс 90:11—12), в особенности детей (Мф 18:10), и постоянно наблюдают за происходящим в церкви (1 Кор 11:10). Исходя из Писания, можно заключить, что ангелы больше, нежели люди, осведомлены о божественных предметах (Мк 13:32) и что они исполняют специальное служение для верующих в час их смерти (Лк 16:22), но подробности этого нам неизвестны. Следует отметить, что в то время, как мир следит за христианами, надеясь увидеть их падение, добрые ангелы наблюдают за верующими в надежде увидеть в их жизни торжество благодати.    Таинственный «Ангел Господень», или «Ангел Божий», часто появляющийся в ранней ветхозаветной истории и иногда отождествляемый с Богом, а иногда отличный от Него (Быт 16:7—13, Быт 18:1—33, Быт 22:11—18, Быт 24:7—40, Быт 31:11—13, Быт 32:24—30, Быт 48:15—16, Исх 3:2—6,14,19, Исх 23:20—23, Исх 32:34—33:5, Чис 22:22—35, Нав 5:13—15, Суд 2:1—5, Суд 6:11—23, Суд 13:3—23), в определенном смысле является Богом, действующим как вестник Самого Себя, и часто Его рассматривают как явление Бога Сына еще до Его воплощения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Однако представление о В. в ВЗ не ограничивается природно-космическими ритмами: уже в библейской космогонии можно усмотреть линейную направленность В. События человеческой истории есть развертывание во В. Божественного Промысла о мире и человеке. Ибо Сам Бог после грехопадения первых людей дал обетование о пришествии в мир Спасителя, рожденного от жены (Быт 3. 15). Божее обетование задало единственные смысл и цель человеческой истории, следов. ее линейную направленность. Понятие В. в ВЗ раскрывается через исторический опыт древних израильтян, к-рый был опытом веры. В ветхозаветном повествовании наряду с трансцендентностью Бога особо подчеркивается Его действие в человеческой истории. Так, прошлое израильского народа, все, что является его историей, сотворено Господом, Бог ведет Свой народ: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние» (Пс 43. 2; ср.: Пс 73. 2). Поэтому само В. в ВЗ исторично. Прошлое можно вспоминать, размышлять о нем, будучи ему причастным (Пс 142. 5), будущее же сокрыто от человека, но пророческие обетования и предостережения приоткрывают картину будущего. Основные прошедшие и буд. события, «дни» (  ) истории израильского народа, ведущие к исполнению Божия обетования о пришествии Спасителя, уникальны, неповторимы, приурочены к определенному В. и в этом смысле священны: родословие патриархов сопровождается точной хронологией, в особое В. происходит Всемирный потоп и спасение Ноя , заключается завет Бога с Авраамом , совершается исход из Египта при Моисее и через него дается Закон на горе Синай. Праздникам, связанным с природно-космическими циклами, также придается промыслительное содержание (Исх 12. 17; 23. 15; Нав 5. 10-12 и др.). О праздничных и памятных днях в истории Израиля и необходимости помнить и чтить их неоднократно говорят Сам Господь и пророки (Исх 12. 25-27; Числ 9. 15; 11. 32; Втор 4. 10, 32; 9. 24; 32. 7; Нав 10. 12; Суд 19. 30; 1 Цар 8. 8; 2 Цар 7. 6; Пс 77. 42; Ис 11. 16; Иер 7. 22; 11. 4, 7; 31. 32; 34. 13; Иез 16. 4; Ос 2. 16; Агг 2. 15-23; Зах 4. 10; 8. 9-11 и др.). Отмена «праздничных времен» приравнивается к отмене Закона, восстанию на Бога (Дан 7. 25).

http://pravenc.ru/text/155438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВА [Гаваон; Гавая; евр.    ;  ], г. в уделе колена Вениаминова (Нав 18. 24), переданный во владение левитам (Нав 21. 17), находился между Рамой и Михмасом. В Г. войска филистимлян потерпели поражение от царя Давида (2 Цар 5. 25). Г. часто упоминается в ВЗ наряду с г. Гива (Суд 20. 10, 33; 1 Цар 13. 3, 16; 14. 5; Ис 10. 29). Реальное соотношение между этими двумя схожими по звучанию топонимами остается неясным. Возможно, речь идет о разных наименованиях одного и того же места (см.: Arnold). После распада единого царства иудейский царь Аса укрепил Г. как один из форпостов на сев. границе Иудеи (2 Пар 16. 6), к-рый встречал захватчиков по пути к Иерусалиму (ср.: Ис 10. 29). Выражение «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар 23. 8) описывало пределы Иудейского царства. Во время реформы царя Иосии (VIII в. до Р. Х.) на возвышенности в Г. было разрушено языческое святилище (4 Цар 23. 8). Г. упоминается и в период после вавилонского плена (Ездр 2. 26; Неем 7. 30; 11. 31; 12. 29), что, возможно, указывает на заселение Г. служителями иерусалимского храма, занятыми восстановлением богослужения (Неем 12. 29). В 1838 г. Э. Робинсон идентифицировал Г. с пос. Джаба в 9 км севернее Иерусалима (Biblical Researches in Palestine. Boston, 1874. P. 440-442), на склоне холма напротив Михмаса. Этот пункт (M. R. 175140) действительно позволял контролировать путь по долине между Г. и Михмасом, известным как «переправа Михмасская» (1 Цар 13. 23; Ис 10. 29). В 1968 г. М. Кохави нашел на этой территории материал железного века и персид. периода. Видимо, пограничную крепость здесь возвели одновременно с Мицпой (ок. 900 г. до Р. Х.) с целью защитить 2 главные дороги в Иудею из Израиля. Й. Ахарони предположил, что раскопки на месте Г. могут открыть культовый центр, аналогичный найденным в Вирсавии и Араде . Лит.: Aharoni Y. Arad: Its Inscriptions and Temple//BiblArch. 1968. Vol. 31. P. 2-32; Demsky A. Geba, Gibeah, and Gibeon: A Hist.-Geogr. Riddle//BASOR. 1973. Vol. 212. P. 26-31; Miller J. M. Geba/Gibeah of Benjamin//VT. 1975. Vol. 25. P. 145-166; Arnold P. M. Gibeah in Israelite History and Tradition. Ann Arbor (Mich.), 1986. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/161811.html

11 . Горы Скорпионовы , или возвышенности Акравима ( Чис.34:4 ) составляли границу земли Ханаанской со стороны Идумеи; они отделяют Палестину от Каменистой Аравии. Здесь Иудою Маккавеем были поражены Идумеяне ( 1Мак.1:36 ). § 14. Равнины, долины и пустыни Палестины 1 . Равнина Иорданская . Она простирается по обеим сторонам Иордана от Тивериадского озера до Мертвого моря. Часть этой равнины, от Иерихона до Ен-Гадди, в длину около 10, а в ширину около 4 верст, называется равниною Иерихонскою ( Втор.34:3 ; Нав.4:13 ). В равнине Иерихонской обитал Лот, когда разлучился с Авраамом ( Быт.13:10 ); был пойман Халдеями Седекия ( 4Цар.25:5–6 ), и Иоанн Предтеча проповедовал крещение ( Лк.3:3 ). 2 . Равнина Ездрелонская или Иезреельская , на юге Фавора; она простирается от Средиземного моря до равнины Иорданской, гранича на юге горами Ефремовыми. В истории она известна сражениями между Гедеоном и Мадианитянами ( Суд.6:33 ), между Саулом и Филистимлянами ( 1Цар.31:7 ), между Ахавом и Сириянами ( 3Цар.20:25 и дал.). Часть равнины Ездрелонской называлась равниною Мегиддонскою ; в этой равнине был смертельно ранен стрелою царь Иосия во время сражения с Фараоном Нехао, царем Египетским ( 4Цар.23:29 ; 2Пар.35:22 ). 3 . Равнина Саронская простирается по берегу Средиземного моря от Кармила до Иоппии. Она отличалась плодородием и прекрасными пастбищами ( Ис.35:2; 65:10 ; 1Пар.27:29 ). 4 . Равнина Сефила простирается по берегу Средиземного моря от Иоппии до Газы. В этой равнине находились города Филистимлян: Газа, Аскалон, Геф и др. Здесь Симон Маккавей укрепил город Адиду для защиты от нападений царей Сирийских ( 1Мак.12:38; 13:13 ). Эта равнина сначала была известна под общим именем низменности ( Нав.11:16 ). Кроме обширных равнин, в Палестине множество малых долин. 1 . Долина Кедрон ( 4Цар.23:4 ), так названная от ручья, который протекал по ней ( Ин.18:1 ). Она лежит на восточной стороне Иерусалима. 2. Долина Иосафатова ( Иоил.3:2, 12 ), составляющая продолжение долины Кедронской. Название ее обыкновенно производят от имени царя Иосафата, будто бы на этом месте одержавшего победу над соединенными войсками Моавитян, Аммонитян и Идумеев ( 2Пар.20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Датировать события, изложенные в книге Иисуса Навина, оказалось задачей не из легких. После простого прочтения текста Библии (в зависимости от того, какую часть Библии мы читаем) может показаться, что все события излагаются в хронологическом порядке. Если начать с 3 книги Царств 6:1 и принять, что Соломон взошел на престол ок. 970 г. до н.э., то Исход должен был произойти примерно в 1446 г. до н.э., а захват земли (события книги Иисуса Навина) в 1406 г. до н.э. Эта дата (XV век до н.э.) часто называется «ранней датой». С другой стороны, если начать расчеты с Исхода 1:11, где описано начало работ по строительству города для фараона Рамзеса, который жил в XIII веке до н.э. (ок. 12791213 гг. до н.э.), то завоевание земли должно было бы происходить где-то в конце правления Рамзеса. Эта дата (XIII век до н.э.) обычно носит название «поздней даты». Определенно можно считать, что Израиль уже находился в земле примерно к 1207 г. до н.э., поскольку Мернептах упоминает о военной компании в Ханаан и о столкновениях с Израилем. 325 Обе датировки (и ранняя и поздняя) имеют свои сильные и слабые стороны. 326 Раннюю датировку просто воспринять с точки зрения сквозного чтения и подсчетов на основании даты из 3 книги Царств 6:1. Она также легче сочетается с прямой хронологией книги Судей (хотя датировка книги Судей трудно сочетается с любым из предлагаемых сценариев – об этом мы поговорим в главе «Судьи»). Что же касается археологических исследований, место раскопок Иерехона содержит, по крайней мере, некоторые скудные свидетельства того, что на этом месте когда-то существовал город, который был завоеван, однако, найти остатки укреплений, о которых рассказывает Библия, так и не удалось. У ранней датировки, в том виде, в которой мы ее здесь описали, тем не менее, предостаточно слабых сторон, которые можно обнаружить, если рассматривать ее с точки зрения Библии, истории и археологии. Большую часть XV века фараоном Египта был Тутмос III (около 14791425), который держал Ханаан в ежовых рукавицах, что следует не только из его заявлений о яко бы двадцати военных походах в Ханаан, среди которых была мощная компания против Ханаанской коалиции в Мегиддо, 327 но также и из археологических раскопок, проведенных в Ханаане, которые, судя по всему, подтверждают его заявления. 328 Среди списка народов, которых, по указанию Бога должны были изгнать израильтяне, ни разу не встречаются Египтяне (ср. Быт.15:1921 ; Исх.3:8, 3:17, 23:23, 32:2, 34:11 ; Втор.7:1, 20:17 ; И. Нав.3:10 ; и далее как события отдельных повествований, И. Нав.9:1, 11:3, 12:8, 24:11 ; Суд.3:5 ). Через сто лет, во время правления Аменофиса IV (также известного под именем Эхнатон; ок. 13521336 до н.э.), регион также контролировался египтянами, что следует из потока корреспонденции, известного как «письма из Амарны». 329 Характер переписки подразумевает, что египтяне контролировали эту область еще до начала царствования этого фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В среднем люди хотят прожить не 120 лет, как Моисей, а около 70 ( Пс.89:10 ). Пророки иначе смотрят на проблему продолжительности жизни: Исайя говорит, что человек, не достигший столетия, будет оплакан как преждевременно усопший, как жертва проклятия ( Ис.65:20 ). Пора зрелости у мужчин приходится на годы между 30 и 50 – временем, когда поступали на службу и уходили с поста левиты 11 – служители Иерусалимского храма ( Чис.4:3, 8:26 ). В других местах священную службу положено было начинать в 25 или даже в 20 лет ( Чис.33:24 ; 1Пар.23:3, 24 ). Потрясающий документ, который напоминает бланки теперешних страховых обществ, определяет стоимость человека. Жизнь разделена на пять периодов, и в каждом из них мужчина и женщина оценены по-разному: От 1 месяца до 5 лет – мальчик стоит 5 сиклей. От 1 месяца до 5 лет – девочка стоит 3 сикля. От 5 до 20 лет – мужчина стоит 20 сиклей. От 5 до 20 лет – женщина стоит 10 сиклей. От 20 до 60 лет – мужчина стоит 50 сиклей. От 20 до 60 лет – женщина стоит 30 сиклей. После 60 лет – мужчина стоит 15 сиклей. После 60 лет женщина стоит 10 сиклей. Эта таблица создана, разумеется, на основе конкретных данных о повседневной жизни, а не путем абстрактных спекуляций. Продуктивный период человеческой жизни длится, таким образом, от 20 до 60 лет. Затем, как мы видим, стоимость человеческой жизни резко снижается: старая женщина стоит немногим больше трех новорожденных! ( Лев.27:1–7 . Шекель или сикль золота упомянут в Быт.24:22 и Нав.7:21 . В золоте или серебре ( Быт.23:16 ; 2Цар.4:26 ; 4Цар.15:20 ; Зах.11:12–13 ) он весил от 22 до 23 г, тогда как шекель вавилонян (от 11 до 11,5 г для легкого шекеля) составлял от 14,5 до 15,3 г по отношению к финикийскому (от 7,3 до 7,7 г для легкого шекеля). Во времена первых дворцов в Израиле имел хождение легкий вавилонский шекель. Таким образом, перевести шекель в сегодняшний эквивалент удалось бы только с большой долей произвольного предположения, что послужило бы в ущерб точности). Во всяком случае, сколько бы она ни стоила, жизнь остается высшей ценностью. Бог Библии, как мы увидим, – это Бог «биологический», Элохим жизни, Элохим живущих. Смерть, как и болезнь, – несчастья, но самая большая трагедия для человека – не иметь потомства. Нужно подчеркнуть, что Сара и Рахиль были лишены возможности иметь детей, и потребовалось божественное вмешательство, чтобы родились их дети, отцы народа Израилева ( Быт.11:30, 30:1 ). То же касается героя Самсона и Самуила, «суффет», судьи ( Суд.13:2 ; 1Цар.1:2–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Гл. I). Благочестивый обычай молитвенного призывания Ангелов существовал еще Ветхозаветных Евреев ( Быт.48:17 ; Иов.5:1 ). В священных книгах Ветхого и Нового Заветов находятся многочисленные свидетельства о том, что св. Ангелы принимают самое близкое участие в жизни людей и различным образом проявляют свою заботу о благе и спасении человека. Так, они молятся за людей пред Богом ( Тов.12:12–13 ; Зах.1:12–13 ; Дан.10:12–13 ; Апок.8:3–4 ); охраняют и укрепляют их в опасностях ( Пс.90:11, 33:8 ; Евр.1:14 ; Исх.14:19–20, 23:20, 32:34 ; Суд.6:14 ; 3Цар.19:5 ; Дан.6:22 ; Тов.5:22, 5:4–9 ); дают благие советы и наставления ( Тов.6:11–18 ; Деян.8:26, 10:3–6 ; Мф.28:5–7 ); помогают благочестивым людям в борьбе со врагами ( Исх.14:19–20 ; Нав.5:14 ; Чис.22:22–35 ; 4Цар.6:17, 19:35 ; 2Мак.10:29–30, 11:8 ); избавляют их от несчастий и бедствий ( Быт.19:1–23 ; Тов.6:4–6, 8:3 ; Дан.3:49–50, 6:22 ; Мф.2:13 ; Деян.5:19, 12:7–11 ); утешают в скорбях ( Быт.16:7–12, 21:17–18 ; Суд.6:12–14 ; Тов.11:1–12 ; Лк.22 : 43; Деян.27:23–24 ) и оказывают многие другие благодеяния людям ( Быт.18:1–15, 22:11–12, 28:12 ; Дан.10:11 ; Лк.1:11–20, 26–38, 2:9–14 ; Мф.4:11 ; Лк.24:4–7 ; Деян.1:10–11 ; Мф.18:10 ; Лк.16:22 ; Апок.12:7; 7:2–3; 20:1–2 ) (475 а –480 б ). Вследствие этого вполне справедливо молитвенное призывание св. Ангелов и почитание их со стороны людей (480 б –481 а ). (Гл. II). Православный догмат о призывании святых угодников Божиих имет за себя следующие основания. Во-первых, св. Писание свидетельствует о добрых делах или заслугах святых ( Быт.26:3–5, 24 ; Исх.3:6 ; Исх.32:12–13 ; 3Цар.11:11–13 ; 4Цар.20:6 ; Дан.3:34–35 ; Пс.131:1–10 ; 3Цар.15:4–5 ) и их молитвах пред Богом ( Иер.15:1 ; 2Мак.15:12–16 ; Вар.3:4 ; 2Пет.1:13–15 ; Апок.5:8; 6:10 ; Лк.16:27–28 ), как о великих посредствах, чрез которые Бог оказывал бесчисленные благодеяния людям (481 б –486 а ). (Гл. III). Во-вторых, соборы православной церкви – вселенские и поместные – ясно утвердили православное учение о почитании святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Стихи 14–15 Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Действительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получило в наследие одни из центральных участков (Ис. Нав. 19:17–23 ). Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообразно с своим характером ( 1Пар. 12:32 ), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла. Стихи 16–18 Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который происходил из колена Данова ( Суд. 13:1–2 ). Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника то, по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства отчасти видны из истории Самсона ( Суд. 13–16 ), но еще яснее выразились в похищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса ( Суд. 17–18 ). Слова, которыми заканчивается благословение Дана: «На помощь Твою надеюсь, Господи!» можно понимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основывать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге. Некоторые толковники, в виду того, что в 7 главе Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антихрист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея ( 2Сол. 2:3–10 ). Стих 19 Гаду Иаков говорит: «толпа будет теснить его», указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово. История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел а восточно-заиорданской половине обетованной земли, в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергались нападениям со стороны последних. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне ( Суд. 10:7–9 ), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости ( Ам. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

    1:26,27. Поскольку Иосиф происходил из рода Давидова, то Иисус, как его законный сын, принадлежал к царской династии Давида. В иудаизме «дева» — молодая девушка четырнадцати лет или моложе. НазываяМарию «девой», Лука также указывает на то, что у нее не было половых связей с мужчиной (1:34,35). Назарет в то время был небольшой деревушкой с населением от 600 до 2 тыс. человек. О Гаврииле см. в коммент. к 1:19.     1:28,29. Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной,    Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам.     1—30. фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9; Суд. 6:23; Иер. 1:8; Дан. 10:12; ср.: Быт. 15:1).    Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога (Быт. 6:8; 19:16,19; Исх. 33:13).     1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7(об этом см. в коммент. К Мф. 1:23).     1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2 Цар. 7:12—16, отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», — несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14.     1:34,35. В иудаистской традиции «сень» — символ присутствия Бога среди Своего народа.     1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18(о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница (Быт. 18:12—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обещание восстановления Египта очень значительно (26б), но больше нигде не встречается (ср.: Ис. 19:23–25 ). Бог есть не только Бог суда, но и Бог спасения, уготованного всему миру. За пророчеством о Египте следует слово утешения иудеям рассеяния (27–28). Божий суд над народами станет для них восстановлением. Эти слова повторяются, начиная с 30:10–11, в длинной череде пророчеств о восстановлении Иудеи. 47:1– 7 О земле филистимской Время расцвета могучего государства филистимлян приходится на период, предшествовавший возникновению династии Давида, то есть за несколько столетий до рождения Иеремии. Тем не менее здесь говорится о нападении на них Египта, вероятно, во время той кампании, когда происходила битва при Кархемисе (1). Газа, прибрежная равнина, находилась на пути следования армии с севера на юг. Возникновение великих государств во времена Иеремии имело ужасные последствия для многих, живших в этом районе. Египет, хотя и неспособный превзойти Вавилон, мог нагнать страху на маленькую филистимскую страну (2; ср.: 46:7–8). И здесь изображена крайняя степень страдания (3–7). Катастрофа с Газой, для которой сложились определенные исторические предпосылки, показана в контексте долгой истории филистимлян и выглядит как наказание за все совершенное ими зло. Ее судьба – это суд Божий над ней; ее время пришло (4а, 7). Таким образом Бог утверждает Свое право руководить историческими событиями, даже когда они кажутся объяснимыми с чисто человеческой и политической точки зрения. 48:1–47 О Моаве Моав, один из исторических противников Израиля ( Суд. 3:12–14 ; 4Цар. 3:4–27 ), заключил союз с царем Седекией против Навуходоносора (27:3), но одновременно посылал свои войска воевать на стороне Вавилона против царя Иоакима ( 4Цар. 24:2 ). Данное пророчество, очевидно, относится к поражению, нанесенному Моаву Навуходоносором в 582 г. до н. э. после попытки мятежа. Названия, часто встречающиеся в этой главе, – это названия городов, расположенных по всему Трансиорданскому нагорью к востоку от Мертвого моря. Некоторые из этих городов были отданы Богом во владение колену Рувимову в те времена, когда под предводительством Иисуса Навина иудеи пришли в Ханаан ( Чис. 32:3, 37–38 ; Нав. 13:15–19 ). Об этом говорится не как о причине суда над Моавом, но частично это могло быть поводом для священной войны с Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010