В Евангелии от Луки 16:19–31 Иисус показывает (и это не притча) разницу между положением искупленной и нечестивой души после смерти. В Откровении 6:9 мы читаем, как души мучимых за Христа взывают к мести. Во Втором послании к коринфянам 5:1–9 Павел ясно показывает что быть вне тела значит сознательно быть в «жилище» или в доме у Господа. Но Священное Писание идет еще дальше, говоря о телесном воскресении ( Иов 19:25 ; 1Фес. 4:16–17 ; 1Кор. 15:35–57 ). В 1 Послании к Коринфянам глава 15, стихи 35–49, поставлен вопрос, над которым бьются свидетели Иеговы – «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (ст. 35), и заметьте, что в стихе 36 Павел называет человека, задавшего этот вопрос, безрассудным. Теперь, когда мы рассмотрели проблему существования души после смерти и воскресения тела, нам становятся ясными слова Писания о том, что те, кто отрицает Божие спасение, будут вечно страдать во тьме внешней ( Мф. 8:11–12; 13:42–50; 22:13 ; 2Петр. 2:17 ; Иуд. 13 ; Откр. 14:9–11; 19:20 ), те же, кто примет Божие спасение, будут вечно со Христом в радости и мире ( Ин. 14:1–3; 17:24 ; Лк. 20:36; 1 Фес. 4:17; Откр. 22:5 ). Теперь открывается истинный смысл библейских терминов «бессмертие» и «нетление» (athanasian и aphtharsian). Мы должны понимать и специфику употребления этих слов, если они относятся к Богу-Сыну. Когда мы придем «с Ним» с небес ( 1Фес. 4:14 ), мы уподобимся Ему в том смысле, что обретем душу и тело, неспособные грешить, небесные, а не земные. Мы облечемся в athanasian и aphtharsian и пребудем со Христом в вечности. Как я уже отметил, нет смысла опровергать все ошибки богословия свидетелей Иеговы, поэтому я выбрал достаточные, на мой взгляд, свидетельства того, что человек обладает бессмертной душой и будет вечно пребывать в состоянии сознательной радости или печали. Те, кто верит во Христа как своего личного Спасителя, «облечется» в бессмертие по пришествии Иисуса. Относительно свидетелей Иеговы можно лишь повторить слова Павла из 2 Послания к коринфянам 4:3–4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого», – и его последующее предупреждение из 2 Послания к Фессалоникийцам 2:10–11: «..Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

( Гал.1:8–9 ) – Эти слова Апостола могут быть приняты, как некоторое преувеличение (hyperbolice), а не в том значении, будто апостол или ангел с неба могли бы проповедать иначе, чем прежде сказали. Но даже если бы и так могло быть, что изменились бы и апостолы, и ангелы, однако не должно отступать от того, что однажды было принято. [Так должно думать] особенно, когда сам Апостол показывает твёрдость своей веры, говоря в другом месте: Я знаю, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни владыки, ни настоящее, ни будущее, ни крепость, ни высота ни глубина, и никакая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией, которая во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:38–39 ). Истину говорю вам, не лгу, так как совесть моя даёт мне свидетельство ( Рим.9:1 ). Несомненно, что это сказано не тем, кто мог бы когда-нибудь отступить от веры во Христа и от любви к Нему. Но те, которые хотят видеть в этих словах истину действительную, а не предположение (καθ’ πθεσιν dictum), т. е., которые хотят видеть мысль, что и Апостолы и даже Ангелы могут обратиться к злу, представляют в доказательство то, что и сам Апостол Павел знал, что и он может пасть, если будет жить более нерадиво; это видно из его слов: Но я покоряю и порабощаю тело своё, чтобы, проповедуя другим, мне самому не оказаться осужденным ( 1Кор.9:27 ); [это видно и из того,] что и Ангелы, которые не сохранили своего первоначального состояния 3 , но оставили своё жилище, были способны к изменению: в вечных узах под мраком соблюдаются они на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Только естество Бога одного неизменно, о чём пишется так: Ты же – тот же самый ( Пс.101:28 ), и Сам Он говорит о Себе: Я – Бог ваш, и не изменяюсь ( Мал.3:6 ). Что пал светоносный (lucifer), который восходит утром, [это так же известно, как и то], что Посланный некогда ко всем народам был сокрушён на земле. Известный учёный муж Тертуллиан искусно писал относительно этого места против Апеллеса и его сестры Филумены, которою овладел некоторый ангел диавольского духа и развращённый; [он писал], что это тот ангел, против которого задолго прежде рождения Апеллеса Дух Святый пророчески изрёк отлучение (анафему) чрез уста Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

9) Разобрать главы, места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросах о почитании св. мощей: а) Мф. 23:29 ; Деян. 13:36–37 ; Иуд. 1:9 : Быт. 49:29; 50:26 ; Числ. 9:6; 19:11 ; Сир. 17:25 ; Иерем. 8:1–2; б) о нетлении св. мощей: Иоан. 11:11, 39 ; Деян. 8:2 ; Быт. 3:19 ; Втор. 34:6 ; в) о чудотворениях чрез св. мощи: Пс. 113:25–26 . Краткое объяснение этих мест Писания дано в книге «Меч духовный». Заключ. Многовековое сохранение нетленных св. мощей и вновь появление их в православной церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических и сектантских общинах нет св. мощей, а стало быть, нет благодати, нет и истины в их вероучении. XIII. О молитве и милостыне за умерших «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). 1) Эти Апостольск. слова Церковь Православная твердо соблюдает, вознося ежедневно и повсеместно в храмах Божиих свои молитвы как за живых так и за умерших. Любовь Церкви к своим чадам никогда не перестает, будь они живы, или отошли в вечность. 2) Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о благостоян. св. Божиих Церквей и соединении всех, но только один раз в году, в недел. Правосл., молится о вразумлении тех, которые сами себя отторгнули от Церкви, надругались над ее учением (в том числе и над самой молитвой об умерших). Не потому Церковь не молится постоянно (а только после возглашения «анафемы» – отлучения) за таких людей, чтоб у нее любви к ним недоставало, а потому, что она молится так же, как молился Сам Господь в Своей первосвященнической молитве: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их». Иоан. 17:9–11,20 . 3) И Церковь молится о всех православных христианах, которые к ней принадлежать и которые в вере и надежде жизни вечной скончались; также она учит и нас молиться как за живых, так и за умерших близких нам людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ам.9:13 .  Вот, наступят дни, говорит Го­с­по­дь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы по­текут. Пророк говорит о тех благах, которыми будет наслаждаться Израиль по восстановлении скинии Давидовой. Пророк предвозвещает чрезвычайное обилие плодов; вследствие которого не будет уже обычного перерыва между полевыми работами ( «пахарь застанет жнеца» и пр. ), виноградный сок потечет прямо с гор, покрытых виноградниками, а холмы, на которых пасутся стада, покроются такой обильной растительностью, что с них как бы потечет молоко. Вместо слов «пахарь застанет еще жнеца» в славянском читается: «и постигнет жатва объимание винограда»: LXX пропустили слово choresch пахарь, а оборот bemoscheh hazzarah перевели свободно περκασει εν τω σπρω σταφυλ, поспеет виноград во время посева. Образные выражения подлинника в конце ст. 13-го LXX-ю упрощены; отсюда в слав. читаем: «и искапают горы сладость, и вси холми насаждени будут». Ам.9:14 .  И воз­вращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустев­шие города и по­селят­ся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, раз­ведут сады и станут есть плоды из них. Ам.9:15 .  И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Го­с­по­дь Бог твой. Пророк возвещает восстановление городов, возрождение прежней спокойной жизни и полной безопасности от врагов. Пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой и ниспослании благ народу Израильскому некоторыми комментаторами (Кирилл Ал., Феодор М., Калмет) понимается как предсказание о возвращении из Вавилонского плена и о временах Зоровавеля. В частности, пророчество о том, что Израиль овладеет некогда остатком Едома, исполнилось, по мнению Калмета, в факте подчинения Едомлян Иудеям при Гиркане (И. Флавий, Иуд.Древн. 13:1, 1–6). Но пророк в ст. 11–15 провидит излияние такого обилия благ, которого не было ни при Зоровавеле, ни тем более при Гиркане. Образ выражения пророка (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Aeg. II 4. 22), был сурово наказан (Быт 19. 4-11; ср.: Иуд 7; по названию города Содома Г. в церковной традиции именуется также содомским грехом). Безусловный запрет на гомосексуальные отношения представлен в ветхозаветном законодательстве: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18. 22); «если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...» (Лев 20. 13). Характеризуя греховное состояние отвратившихся от истинного Бога язычников, ап. Павел указывает на их извращения в половой сфере: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1. 26-27). Апостол утверждает, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (греч. μαλακο), ни мужеложники (ρσενοκοται)... Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). В числе «беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» ап. Павел упоминает мужеложников (1 Тим 1. 8-11). В творениях св. отцов и учителей Церкви Г. и сопряженные с ним грехи (напр., деторастление) рассматриваются как одни из самых постыдных и тяжелых (Didache. 2. 2; Theoph. Antioch. Ad Autol. I 14; Clem. Alex. Strom. III 18; Macar. Aeg. II 4. 22; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 1. 26-27; idem. Exp. ad 1 Cor. 6. 9-10; Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998. С. 224-227). Комментируя слова ап. Павла о половых извращениях язычников, свт. Иоанн Златоуст говорит: «...все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях. …У язычников не только учение было сатанинское, но и жизнь диавольская» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 4. 1). Бог заповедал мужу и жене посредством общения быть одной плотью (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/166121.html

4Цар.3:6 .  И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам; 4Цар.3:7 .  и пошел и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони. 4Цар.3:8 .  И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской. 4Цар.3:9 .  И пошел царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шел за ними. 4Цар.3:10 .  И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. Решив предпринять поход для покорения моавитян и приготовив собственное войско (ст. 6), Иорам израильский приглашает с собой Иосафата иудейского, как некогда звал последнего Ахав с собой против сирийцев ( 3Цар.22:2 ), и Иосафат, как и в то время ( 3Цар.22:4 ), отвечает и на этот раз полной готовностью (ст. 7), хотя уже не раз имел указания пророков, что союз его с нечестивыми царями израильскими неугоден Богу ( 2Пар.19:2–3,20:37 ); по-видимому, как при Ахаве, так и при сыновьях его царство Иудейское находилось в некоторой зависимости от Израильского. Вопрос «какою дорогою идти нам» (ст. 8) принадлежит, вероятно, Иосафату, как подчиненному участнику кампании. Вместо близкого пути в землю Моавитскую – через Иордан, по восточному берегу Мертвого моря и затем в северные пределы Моава через поток Арнон, – союзное войско избирает более трудный окольный путь: по западной границе Мертвого моря до южных пределов его, затем по части Идумейской пустыни, чтобы нападение с юга поразило моавитян уже самой неожиданностью. Вторжение же в Моавитскую землю с севера могло представлять две трудности для Израильского государства и войска: для них являлась бы опасность со стороны сирийцев со времени Ахава прочно утвердившихся в Галааде, и кроме того, с северной стороны Моавитской страны Меша, как видно из его надписи, настроил ряд крепостей, затруднявших вторжение с севера; притом при движении в первом направлении оба царства остались бы незащищенными со стороны Идумеи: царя Идумеи, своего вассала ( 3Цар.22:47 ), Иосафат поэтому берет с собой в поход (ст. 9), хотя на лояльность его мало полагались ( 3Цар.3:26 ). По присоединении идумеев к союзным еврейским царям войска, в течение 7 дней шли по пустынной, лишенной воды, местности на юг от Мертвого моря, «так как проводники сбились с дороги» (И. Флав. Иуд.Древн. 9:3, 1), и цари, особенно Иорам, приходят в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(9) И действительно, после того как Он вознесся к Отцу, восстали те, которые говорили: «я Христос», подобно Симону Магу и прочим, имена которых нет времени напоминать. Вот почему и в последний день кончины опять должны будут восстать лжехристы, эти мужи, которые будут говорить: «я Христос». И многих они введут в заблуждение, и многие люди побегут от востока до запада и от севера до моря со словами: «где здесь Христос? где там Христос?» Но, проникнутые ложной мыслью и не читающие со вниманием Писании, а думающие только о неправом, они будут искать имя и в то же время не смогут найти его. Ибо этому надлежит быть прежде (Лк 21:9), и только при таких обстоятельствах должно явиться сыну погибели, то есть диаволу. (10) К тому же и богословы-апостолы, утверждая пришествие Господа Иисуса Христа, в то же время каждый в отдельности представили свидетельства об этих беззаконных и тлетворных людях и ясно описали их нечестивые деяния. Прежде всего Петр, эта твердыня веры, которого Христос Бог назвал блаженным, этот учитель Церкви, первый ученик, обладающий ключами царствия , первый внушил нам [это], говоря: прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по своим собственным похотям (2 Пет 3:3), и что у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси (2 Пет 2:1). С ним соглашается и Иоанн Богослов, любимец Христа, он взывает: узнаются дети диавола (1 Ин 3:10); и теперь появилось много антихристов, но не ходите вслед них (1 Ин 2:18); не всякому духу верьте, потому что много лжепророков появилось в этом мире (1 Ин 4:1). Затем и Иуда, [брат] Иакова, говорит подобное этому: в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям (Иуд 1:18-19). Они есть пасущие себя без страха. [Итак,] ты узнал единомыслие богословов и апостолов и согласие их учения. (11) Выслушай, наконец, и Павла, который смело говорит и ясно изобличает их: берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания (Флп 3:2); смотрите, как бы кто не увлек вас философией и пустым обольщением (Кол 2:8); смотрите, поступайте осторожно, потому что дни лукавы (Еф 5:15,16).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Искренне желаю тебе с усердием и самоотверженностью заботиться о вверенном тебе уделе, и эта забота должна лежать в основе любого начинаемого тобой дела. Чтобы желание сие не было пустоцветом, надо довести его сначала до решимости, не быстролетной, а обдуманной, крепкой, разумной и, главное, безвозвратной, а затем приступить и к делу (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Глава 29), учит нас святитель Феофан Затворник. Прислушайся и к другим важным словам сего святителя, сказанным об архиерее: «Если он истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим» (Церковь земная. Наставления пастырям). Убежденность в этом должна быть у всех священнослужителей и мирян, которые находятся у тебя в подчинении. Они должны знать, что действия твои по отношению к нимнаправлены только на пользу Святого Православия, что ты используешь жезл власти не для пустого устрашения и демонстрации своего величия, но только для того, чтобы отгонять волков, расхищающих и разгоняющих овец словесного стада Христова (см. Ин. 10:12), и давать твердый отпор противникам истины. Молюсь, чтобы ты воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть , и чтобы чада твои не потерпели кораблекрушения в вере (1 Тим. 1:18-19), но с радостью трудились под твоим отеческим водительством ради блага Церкви. Не думай, что теперь, именуясь владыкой, ты действительно стал господином над людьми. Решительно отсекай подобные бывающие от врага размышления, ибо, по слову апостола, Бог призвал тебя званием святым не по делам твоим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе (2 Тим. 1:9). Помни, что даже начальник небесного воинства, когда говорил с диаволом, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). Если главный ангел Божий не дерзал похваляться своей силой, то человеку из плоти и крови, даже облеченному архиерейским саном, тем более надлежит всегда помнить, Кто дал ему власть и Кто действует через него. Принимая ныне от Бога крест архипастырства — именно крест — неси его с достоинством. Помни, что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:6). Ты же как преемник апостолов должен быть не из колеблющихся на погибель, но стоять в вере к спасению души (Евр. 10:39), тем более что теперь ты ответственен не только за свою душу, но и за тысячи вверенных твоему попечению людей.

http://patriarchia.ru/db/text/6107605.ht...

4Цар.8:16 .  В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. 4Цар.8:17 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, 4Цар.8:18 .  и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних. 4Цар.8:19 .  Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена. 4Цар.8:20 .  Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою царя. 4Цар.8:21 .  И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ убежал в шатры свои. 4Цар.8:22 .  И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила и Ливна. 4Цар.8:23 .  Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.8:24 .  И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное повествование ( 2Пар.21:1 ) содержит, кроме указанного в данном разделе ( 4Цар.8:16–24 ), 3 новые подробности: a) обличительное письмо пророка Илии к Иораму ( 4Цар.8:12–15 ); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (стихи 16–17) и в) тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских гробниц (ст. 18–21). О годе воцарения Иорама (ст. 16–17) ср. комментарий к ( 4Цар.1:17 ). Нечестие его (ст. 18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома: он был зятем Ахава и Иезавели ( 2Пар.18:1 ), был женат на дочери их Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом ( 2Цар.7:12 ; ср. 3Цар.11:36 ) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20–22; 2Пар.21:8–10 ), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не наместник иудейского царя, как было прежде ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9 и след. ); по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:5,1, «идумеяне убили прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему усмотрению»; предпринятое Иорамом нападение на Цаир – вероятно на идумейский город (у LXX-mu и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс.3:7 ), отложился и город Ливна – древнехананейский город ( Нав.10:22,12:15 ), доставшийся Иудину колену ( Нав.15:42 ) после настоящего нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству ( 4Цар.19:8 ; Ис.37:8 ; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же время, егда ... отрешиши ярем от выи твоея ( Быт 27.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010