124 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 5, 25. С. 185. 125 «Иудейская война», кн. 2, гл. XI, 6. Перевод с древнерусского, указ. изд. 126 Там же. 127 В древнерусском тексте в атом контексте упоминаются префекты Куспий Фад (44–47 гг. н. э.) и Тиберий Александр (47–48 гг. н. э.). 128 “Иудейская война”, кн. 2, гл. XI, 6. Перевод с древнерусского. По Н. А. Мещерскому, выражение перевода “от чистого закона” соответствует греческому “от отеческих обычаев”. Может показаться странным, что провинциальные наместники были вынуждены поддерживать традиции иудаизма, но слова о рассказах учеников “прежде описанного Чудотворца”, которые говорили, что их Учитель “освободит вас от рабства”, могли истолковываться как призыв 1 свержению владычества Рима, а не как освобождение от власти греха. В этом случае поддержка первосвященника и знати, стоящих на позициях “предания старцев” ( Мф. 15:2 ), традиционного иудаизма, становилась политически выгодной для империи. 129 “Жизнь двенадцати цезарей”, кн. 5, 25. Император Клавдий изгнал иудейскую общину из Рима примерно в 50 г. и. э. Разбираться в спорах верующих в Воскресение и упорствующих имперской власти было недосуг, проще было вообще всех “постоянно возмущенных Хрестом” иудеев, без вникания в суть споров, просто заставить удалиться с глаз долой. 130 Berendms A. Die Zeugnisse von Christentum im slavischen «De bello iudaico» des Josephus. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristluchen Literatur. Gebhardt und Harnak, v. XIV. Leipzig, 1906. 131 Арамейский – язык народа западносемитской группы, населявшего территорию Палестины и северной Сирии. Древнейшие надписи на этом языке датируются IX в. до н. э., а евреи стали пользоваться арамейской письменностью со времен Ездры (V в. до н. э.). В первом веке пашей эры арамейский язык был в употреблении по всему Переднему Востоку, являясь в какой-то степени средством международного общения. Среди иудеев знание древнееврейского языка в ту эпоху встречалось приблизительно так же редко, как в наши дни в христианском мире знание греческого – языка, на котором написано Евангелие. Национальный язык иудеев исчез из повседневного употребления и удержался лишь в сфере религии, подобно латинскому языку при католическом богослужении. Евреи рассеяния говорили на греческом, а евреи, населяющие Иудею в первом веке, предпочитали общаться на родственном древнееврейскому – арамейском народном наречии Сирии.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

5 Лк 2, 22 сл. Слова «падение и восстание» указывают на тех, кто примет или отвергнет Мессию. «Знамение пререкаемое» означает чудо, явление, которое вызовет пререкания и споры. 6  Флавий И. Арх. XVII, 7—13.   Глава вторая 1  Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа, с.120. 2 Эти легенды изобилуют историческими анахронизмами и ошибками, которые сразу же выдают подделку; в них описаны нелепые, а порой и жестокие чудеса, якобы совершенные Отроком Иисусом. 3 Книга Иосифа Плотника, XIV. 4 Иустин Гностик. — У св.Ипполита. О философских умозрениях, XV, 26. 5 Некоторые синагогальные молитвы приведены в т.1 русского пер. Мишны, с.39 сл.; см. также: Гейки К. Жизнь и учение Христа. Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annйes obscures de Jйsus. Paris, 1960. 6  Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII,1,1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 7 Лк 2, 41—52. Поясняя слова «преуспевал в премудрости и возрасте», св.Иустин говорит, что Иисус «рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту» ( св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 8 Мк 6, 6. 9 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику (Ин 19, 25—27), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии «братьями» Иисуса (Мк 6, 3), — сыновьями ли сестры Девы Марии (Ин 19, 25) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались «Его братьями». В греческом и еврейском языках слово «брат» может означать разную степень родства. 10 Эти слова сохранились в апокрифических «Деяниях Петра» (гл.Х). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 11  Mauriac F. La vie de Jйsus. Paris, 1962, p.33. 12  Штраус Д. Жизнь Иисуса. T.I, с.195. О Штраусе см. в приложении «Миф или действительность?»   Глава третья 1 Ис 40, 3. 2 См.: Кумранский устав, VIII, 12—14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Об этом впервые упоминают «Деяния Павла» (гл. 81), Ориген (цит. Евсевий, «Церковная история», III. 1) и наиболее отчетливо Иероним («О знаменитых мужах», 1); но подлинность предания сомнительна, хотя подобные жестокости действительно иногда имели место (см. Иосиф Флавий, «Иудейская война», V. 11, 1). В предании упоминается и о мученической кончине жены Петра: по дороге к месту казни апостол утешал ее и просил на кресте помнить Господа: μμνησο το Κυρου. ( Климент Александрийский , «Строматы», VII, 1; цит. Евсевий, «Церковная история», III. 30). Павлу, как и полагалось по закону, отрубили голову, то есть казни предшествовал обычный суд, и он состоялся либо до Нероновых гонений, либо через год после их завершения, – во время гонений римское гражданство вряд ли спасло бы Павла. См. §33. 528 Такого мнения придерживался Гиббон (Gibbon, XVI), а впоследствии Меривейл (Merivale, VI. 54, р. 220, 4 th ed.), Шиллер (Schiller, pp. 434, 585), Хаусрат и Стар. Меривейл и Шиллер полагают, что гонения были направлены в равной мере против евреев и христиан. Гизо, Мильман, Неандер, Гизелер, Ренан, Лайтфут, Визелер и Кейм доверят мнению Тацита и Светония. 530 Так считают Эвальд (Ewald, VI. 627) и Ренан (Renan, L " Antéchrist, pp. 159 sqq.). Ренан высказывает оригинальную мысль, что «ревность», в которой Климент Римский (Послание к коринфянам, 6) видел причину гонений, представляла собой разногласия между евреями относительно христианской религии. 531 «Primus Romœ Christianos suppliciis et mortibus adferit [Nero], ac per omnes provincias pari persecutione excruciari imperavit» (Орозий, ок. 400 г., «История», VII. 7). См. также Сульпиций Север, «Хроники», II. 29. Додуэлл (Dodwell, Dissert. Cypr. XI., De paucitate martyrum), Гиббон, Мильман, Меривейл и Шиллер (р. 438) отрицают, тогда как Эвальд (VI. 627 и его же «Толкование Апокалипсиса») и Ренан (р. 183) решительно отстаивают предположение о том, что гонения простирались за пределы Рима. Ренан пишет: «L " atrocité commandée par Néron dut avoir des contre–coups dans les provinces et y exciter une recrudescence de persécution» («Антихрист», гл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

13 июня 6 , между тем как ассириологи, не признающие перерыва в ассирийском списке эпонимов, затмение солнца в 1-й год Асурданила считают тождественным с затмением 763 г. 15 июня. Расстояние между этими двумя затмениями, равняющееся 46 годам, и определяет по Опперту продолжительность того времени, в которое Ассирия не имела будто бы своих эпонимов. Но это астрономическое доказательство не имеет, как очевидно, самостоятельного значения. Решающая сила по Опперту принадлежит другим ассирийским и библейскими исторически-хронологическим данным 7 . Именно, об Ииуи, царе израильском, в двух ассирийских памятниках упоминается, что он дал дань Салманассару II, царствовавшему в 859–824 г. (если полагать, что в списке эпонимов нет перерыва), и это было, по одной из надписей, в 18-й год царствования Салманассара (Die Keilinschr. und d. A. Testament, стр. 208 и сл.). В третьей надписи того же ассирийского царя упоминается и об Ахаве, царе израильском, притом рядом с Ададэзером (=Адраазаром), царем Дамаска, о том и другом упоминается, как о союзных противниках Салманассара II (Шрадэр, там же, стр. 195, 196). Из третьей книги Царств мы знаем, что Ахав стал союзником сирийского царя после победы над последним при Афеке ( 3Цар.20:32  и сл.), только этот царь называется в указанном месте 3Цар. Бен-гададом, ассирийский же памятник называет его Ададэзером (собств. Дад-эдер). Шрадэр предполагаете, что этот Ададэзер тождествен с библейским Бен-гададом II (Бен-гадад I,no 3Цар.15:18 , был современником Асы иудейского и Ваасы израильского). Если так, то в те три года мира Израиля с Сириею, о которых говорится в 3Цар.22:1  и которые следовали за поражением сириян при Афеке, – в эти три года и нужно полагать ту войну, в которой противником ассирийского царя был сирийский царь в союзе с Ахавом. Поражение союзников, по предположению Шрадэра, было причиною распадения союза. Из 3Цар.20:42  и сл. можно заключить также, что на Ахава имели влияние и обличения пророка Господня. Во всяком случай представляется вероятным, что непосредственно за поражением союзников ассириянами следовала война Ахава израильского в союзе с Иосафатом иудейским против Бен-гадада II (Ададэзера), – война, в которой по 3Цар.20 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

II. Конец Есть тот: 1) чтобы история Церкви и общества Иудейского, и перемены в правлении продолжалась, и причина оные осталась в памяти. 2) Чтобы наконец имеющим последовать царям пример неблагополучного царства, равно как и благополучнейшего во 2Цар. предложить. 3) Чтобы дать знать, что Церковь Божия в самых общества возмущениях и переменах была соблюдена и до потомков сохранена. 4) Чтобы славные Божьего милосердия, судеб и особенных Божиих мужей примеры предать потомкам. III. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой части содержатся дела, учиненные в бытность Илия первосвященником и судиею народа, – от гл. 1 до 5 ( 1Цар.1–4 ), где: 1) Зачатие и рождение Самуила, 1Цар.1 . 2) Песнь Анны, служение Самуилово Богу, нечестие сынов Илиевых, объявление смерти оным, и проч. 1Цар.2 . 3) Звание Самуила от Бога. 1Цар.3 . 4) Пленение Кивота, смерть сынов Илиевых и самого Илия. 1Цар.4 . Во второй содержатся дела, учиненные под правлением Самуила Пророка и Судии народа, – от гл. 5 до 13 ( 1Цар.5–12 ), где: 1) Поставление от Азотян Кивота в храме бога своего Дагона, сокрушение его и проч. 1Цар.5 . 2) Возвращение Кивота и поражение Вефсамисатян. 1Цар.6 . 3) Возвращение Кивота в Кариафиарим, покаяние и обращение к Богу, побеждение иноплеменников, и мирное состояние народа израильского. 1Цар.7 . 4) Прошение царя, и Царское право, 1Цар.8 . 5) Саулово искание ослят, и избрание его в царя. 1Цар.9 . 6) Помазание Саула на царство. 1Цар.10 . 7) Саулова победа над Наасом; вторичное его помазание в Галгалех при всем народе, и торжества народа, 1Цар.11 . 8) Самуилово свидетельство о своем правосудии и невинности во время правления народом; увещание его, и проч. 1Цар.12 . В третьей, содержатся дела, учиненные в царствование Саула, – от 1Цар.13 до конца книги, где: 1) Дела, учиненные в благополучном состоянии Саула. а. Война с филистимлянами, и жертвоприношение Саулово. 1Цар.13 . б. Победа над филистимлянами, 1Цар.14 . 2) Божие отвращение они Саула за пощадение Амалика, и возвещение ему от Самуила о лишении царства, 1Цар.15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

84 Война Езекии с Сеннахиримом – Сеннахирим (Синахериб) (716–687 гг. до н. э.) – ассирийский царь, завоевавший окрестные царства и направившийся войной на Иудею. Езекия, царь Иудейский, признал его власть и платил ему дань. Но Сеннахириму показалось это недостаточным. Тогда Езекия противостал превосходящему во много раз войску. В стане ассирийцев вспыхнула эпидемия, и Сеннахирим вынужден был бесславно отступить. 86 «...как в древности Моисею против Амалика...» – имеются в виду события, связанные с военными действиями израильтян под предводительством пророка Моисея, против вождя племени амаликитян, одного из кочевых племен. События описаны в книге Исхода, гл. 17, стихи 8–16. 87 «...как Иисуса Навина у Иерихона»... – после смерти пророка Моисея военачальник Иисус Навин продолжил его дело. Израильтяне вошли в Палестину и начали ее завоевание. Одним из первых палестинских городов пал Иерихон, вокруг которого несколько раз обошли израильские воины, громко трубя в трубы. Стены города рухнули (Книга Иисуса Навина, гл. 6). 88 «...то уподобитесь евреям, которых Господь питал в пустыне манной...» – эти и другие события описаны в книге Исхода. 89 Иоанн де Плано Карпини – современник князя Ярослава, отца Александра Невского, посол папы римского в ставке хана. 90 «...карательная экспедиция Неврюя» – нашествие монголо-татарского полководца Неврюя на Владимиро-Суздальскую землю произошло в 1252 г. Ханом Золотой Орды в это время был Сартак. 91 «...на нижней Волге и в Сарае была учреждена православная епископия» – как в столице монголо-татар, так и на их территории, строились православные храмы, поскольку много русских находилось в плену. Епископией управлял епископ. Благодаря стараниям Александра Невского и установлению епископии православие распространялось и среди монголо-татар. Читать далее Источник: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, X-XX вв. : [Сборник/Сост. С. С. Бычков]. - М. : Моск. рабочий, 1992. - 333 с. (Клуб любителей истории Отечества. КЛИО). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поместный Лаодикийский собор, на котором 35-м правилом было отвергнуто нечестивое почитание ангелов и установлено правильное их почитание и празднование Собору их, был во времена святого Сильвестра, папы Римского, за несколько лет до первого вселенского Никейского собора. Этот Лаодикийский собор был в 319 г., а по мнению других, в 320 и 321 г.; епископов на том соборе было 32; председательствовал на нем митрополит Лаодикийский Нунехий. Воспоминание о сем чуде совершается 6-го сентября. Память святого Дионисия Ареопагита совершается 3-го октября. Учение об Ангелах изложено им в сочинении «О небесной иерархии». «Престолы земных судей» — образное выражение относительно пределов власти земных судей. Учение о том, что каждый народ и каждое царство имеют своего Ангела, основывается на словах пророка Даниила 10:13, где говорится об Ангелах царства Персидского и Иудейского. Святой Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пр. Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан.10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называемый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю»; тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Апок.12:1–17); но, в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (гл. 19 и 20), и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в православной церкви восходит к самым древним временам. Денница — заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарёй, но, возгордившись и восстав против Бога, низпал в бездну и подвергся вечному осуждению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Римляне отождествляли с Меркурием национального бога галлов Тевтата. В 216 г. в начале войны с Ганнибалом, по велению Сивиллиных книг, «совершены необычные жертвоприношения: галла и его соплеменницу, грека и гречанку живыми закопали в землю на Коровьем Рынке...» (Ливий 22, 57–6). Римская религия человеческих жертвоприношений не знала, для Ливия они были «необычны». 123  Римский историк Саллюстий, рассказывая о заговоре Катилины, пишет, что он обнес всех сотоварищей своих чашей, в которой вино было смешано с кровью, и только потом раскрыл им цель заговора –  завладеть Римом и взять власть в свои руки. 128  Фронтон – уроженец африканского города Цирты, знаменитый оратор и писатель II в. по P. X., учитель императора Марка Аврелия. Речь его, где он нападал на христиан, не сохранилась; неизвестно, где и по какому поводу она была произнесена. 129  У афинян разрешали брак с сестрой единокровной (от одного отца). Самая знаменитая из таких трагедий «Эдип – царь» Софокла, герой которой, царь Эдип, женился, того не ведая, на родной матери. 132  Христиане собирались для общей молитвы и совершения таинств или в частных домах, или в скромных часовнях, выстроенных на кладбищах, которые были молитвенным местом по преимуществу. 134  Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) – еврейский историк. Его работы: «Иудейская война» (описание войны с римлянами и взятия Иерусалима) и «Иудейские древности» (история евреев от сотворения мира до второй половины I в. по Р.Х.). Антоний Юлиан – латинский историк. 135  Мысль эта была высказана Аристовулом, евреем из Александрии; апологеты ее подхватили, Тертуллиан в том числе. Судя по гл. 20, Минуций был убежден в независимости греческих философов, так как поддержка ими христианства имела смысл только при такой самостоятельности. 137  Стигс – главная река Аида, семь раз обтекающая вокруг него. В нем течет не вода, а пылающая смола. Вергилий называет Стигс тоже «болотом» по причине еле заметного течения его смолы. Клятва Стигсом страшная и торжественная. 138  Муций Сцевола, по легенде, проник в лагерь этрусков, осадивших Рим, чтобы убить их царя Порсенну. По ошибке он убил не его, а его слугу. Царь велел сжечь его живым; Муций, чтобы показать свое равнодушие к смерти и пытке, положил правую руку в огонь, пылавший в алтаре. Пораженный Порсенна отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

12 Лев 3, 17; 17, 10, 12—14; Втор 12, 16. 13 Исх 24, 3—8; Зах 9, 11; ср.Евр 9, 16—21. 14 Песахим, X,5. 15 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин 13, 31—38; 14, 1—31; также в Мф 26, 30—35; Мк 14, 26—31; Лк 22, 31—38. Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в «установительных словах» показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 16 Песахим, X,4.   Глава шестнадцатая 1 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15—17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом — не сохранились. О причинах этого см. с. 2 Само слово «Гефсимания» (евр.Гат—шеманим) означает «Масличное точило». Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 3 Мф 26, 36—46; Мк 14, 32—42; Лк 22, 40—46; Ин 18, 1—2. 4 Мф 26, 47—56; Мк 14, 43—50; Лк 22, 47—53; Ин 18, 3—11. 5  Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3.   Глава семнадцатая 1  Флавий И. Арх.ХХ, 9,1. 2 Согласно Ин 18, 12, в Гефсиманию была отправлена когорта под командованием офицера (трибуна). Из этого следует, что арест согласовали с Пилатом. 3 Христос был сначала отведен к Анне (Ханану), что явствует из Ин; однако и в других Евангелиях есть указания на два допроса, из которых второй был утром в помещении Синедриона (Мф 26, 57—68; 27, 1—2; Мк 14, 53, 55—65; 15, 1; Лк 22, 54, 63—71; 23, 1; Ин 18, 12—14; 19—24). 4 Рассказ об отречении Петра содержится у всех четырех евангелистов. Из него можно заключить, что допрос Кайафы и суд Синедриона происходили в одном и том же дворце (Мф 26, 69—75; Мк 14, 66—72; Лк 22, 54—62; Ин 18, 15—18, 25—27). 5 Великий Синедрион состоял из 70 членов. В римскую эпоху он был целиком во власти саддукеев ( Флавий И. Арх.ХХ,2,1). Малый Синедрион созывался в экстренных случаях. Он состоял из 23 человек (см.Санхедрин, 1,1—6). 6  Флавий И. Арх.ХХ,9,1. Мегиллат Таанит, 10. Напомним, что Талмуд отражает главным образом принцип фарисейского права.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А кроме этого, нужно было исповедовать русскоязычных паломников, что вообще было весьма затруднительно как для архимандрита Порфирия, так и для иеромонаха Феофана, о чем они и сами извещали К.М. Базили. Последний и сообщал об этом В.П. Титову в письме от 13 апреля 1849 года. 8 Первое публичное чтение текста состоялось в приходе Собора Благовещения Пресвятой Богородицы г. Шлиссельбурга в апреле 2017 года. 1 Рус. «госпожа». 2 Рус. «Сто врат». 3 Всё время, пока мы были снаружи, дул сильный холодный ветер, и значительный перепад температур заставил меня пожалеть об отсутствии зимней шапки. 4 Ср.: Иосиф Флавий . Иудейская война. Кн. 5, 9. СПб., 1900. С. 418–419; Голдсуорти А. Во имя Рима: люди, которые создали империю. Гл. 12 «Молодой Цезарь: Тит и осада Иерусалима». М., 1999. С. 203. 5 Трубецкой С.Н. Смерть В.С. Соловьева//Книга о Владимире Соловьеве: Сб. М., 1991. С. 294. 6 Алма ( ивр. ) – девушка, молодая женщина. Бетула ( ивр. ) – девственница. Данным замечанием автор намекает на знаменитый спор между христианами и иудеями по поводу интерпретации Ис. 7:14 . 7 Роман (Матюшин), иером. Избранное. Стихотворения 1970–2008. М., 2012. С. 42. 8 Отчет Миссии о водворении в Архангельский монастырь в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3606. Л. 9–10 об.; Донесение архимандрита Порфирия (Успенского) от 4 сентября 1848 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 121–123 об. – Цит. по: Горбатов Е. Н. Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847–1855 гг.) по документам АВПРИ. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1024  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/fiction/tri-dolgih-dnja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010