Мф.26:25. Отвещав же Иуда предаяй Его, рече: еда аз есмь, Равви… При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви?…    О, бесстыдство! Спрашивает, пытаясь скрыться по крайней мере от учеников. Вначале, когда Иисус сказал: «един от вас», он не спросил, потому что думал, что еще скрывается от Учителя; но когда Он указал и признак, тогда Иуда понял, что уже открыт, и когда спрашивали другие, спрашивает и сам, надеясь на кротость Учителя, что не обличит его явно. Поэтому назвал Его даже Равви, т.е. Учитель. Мф.26:25. Глагола ему: ты рекл еси.Иисус говорит ему: ты сказал    Заметь, с каким незлобием обличает его, начертывая этим для нас образ и правила терпения. Говорит: ты сам свидетельствуешь, что это ты. Если отнять: «еда», остается: «аз есмь», «Равви», что означает исповедание и отказ. Итак, Иисус Христос ничего не опустил из того, что относится к исправлению Иуды; различным образом напоминал ему и удерживал его делами, словами, страхом, попечением и всем другим; а так как ничто не исцеляло его от болезни и он оставался совершенно неисцелимым, то, оставив его, переходит к дальнейшему. Мф.26:26. Ядущим же им, приемь Иисус хлеб и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.    Вскусив законную пасху, возлегли и продолжали вечерю, как выше сказано; затем Иисус Христос, встав, умыл ученикам ноги, как сказал Иоанн (13, 4), и опять возлегли и ели; после этого Он преподал ученикам Тайную Вечерю. Когда они ели, говорит Матфей, Иисус Христос, взяв хлеб, конечно, тот, который лежал пред Ним, или другой, который вместе с этим лежал пред Ним, как пред Учителем, преломил, т.е. разломил на части. И дал им. Лука (22, 19), написав: «сие есть Тело Мое», присоединил: «еже за вы даемо», т.е. предаваемое на смерть. Воздал хвалу и пред хлебом, и затем пред чашей, научая нас благодарить за столь великое таинство, которое было совершено, чтобы облагодетельствовать нашу природу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

На наш взгляд, выявленная идейная программа может быть объяснсна в контексте богословской мысли эпохи, к середине XI в. сосредоточенной вокруг полемики с латинянами в связи с событиями схизмы 1054 г. Как известно, непосредственным поводом к богословной полемике и ее центральным сюжетом стал вопрос об опресноках – использовании квасного или пресного хлеба в Евхаристии, ни раньше, ни позже не приобретавший такого исключительно важного значения 72 . Чрезвычайная актуальность проблемы и необходимость новой аргументации заставили как латинских, так и византийских богословов еще раз осмыслить евангельские рассказы о Тайной Вечере и многочисленные тексты святоотеческих толкований, всестсфонне объясняя момент установления важнейшего христианского таинства. Рассматривались время свершения Тайной Вечери – Новой Пасхи по отношению к Пасхе иудейской, различие слов artos (хлеб) и azyma (опреснок), символика элементов, составляющих квасной хлеб. Однако при всем многообразии и специфичности конкретных доказательств выявлястся основная концепция православных богословов, достаточно последовательно воплощенная в трактатах разных авторов середины XI в. Византийские полемисты усматривали в латинском причащении опресноками порочное следование иудейскому обраду, а Новая Пасха, по их мнению, требует изменения древнего закона. Свою защиту квасного хлеба они строили на краеугольном тезисе об особом новозаветном священстве Христа, превышающем и отрицающем священство ветхозаветное. При этом в качестве основополагающего богословского текста использовалась 7-я глава «Послания к евреям» апостола Павла, трактующая тему истинного священства Христа. Уже в первом, открывшем полемику, послании мысль об особом священстве выражена предельно ясно: «Вот почему и божественный апостол говорит, что если бы совершенство зависело от священства левитского, то Христос не назывался бы священником по чину Мельхиседекову ( Ebp. VII, 11 ) и что если переменно священство, то становится необходимою и перемена закона ( Ebp. VII, 12 ). Итак, согласно апостолу, при прекращении закона необходимо прекращаются и опресноки. Тот же самый великий апостол в Первом послании к коринфянам, рассуждая об этом в том зачале, которое читается в Святой и Великий четверг, говорит: «братие, я от самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, взяв хлеб и возблагодарив, преломил и сказал: «Примите, едите, сие есть Тело мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также сказал относительно чаши: «Сия чаша есть новый завет в моей Крови, сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1Kop.11:23–26). Но опресноки и воспоминания о Господе не дают и не возвещают о его смерти, так как они установления моисейские и установлены за 1600 лет. Поэтому в Новом Завете, в Евангелии они лишены всякого значения и оставлены» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

На такое значение этого таинства указывает катехизис, когда учит, что «причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни». Первый вопрос, который прежде всего должен быть рассмотрен здесь, есть вопрос об установлении таинства причащения. Об этом установлении повествуют евангелисты Матфей, Марк, Лука и апостол Павел. По свидетельству их, «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание, – Также и чашу после вечери и сказал, – (пейте из нее все) сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови (которая за вас проливается), сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание». В этих словах указываются все принадлежности, необходимые для таинства, именно: и установитель таинства причащения, и видимая сторона этого таинства, и невидимое существо его. Кроме того, в них указывается также время, когда было установлено таинство причащения и цель, с которою оно было установлено. Итак, кем установлено таинство причащения? Когда оно установлено? Что предлагается нам в этом таинстве? Для чего оно установлено? Вот те вопросы, к ближайшему рассмотрению которых мы приступим теперь. Прежде всего мы спрашиваем: кто установил таинство причащения? Ответ на этот вопрос дается в первых словах сейчас приведенного изречения Слова Божия. Его установил именно Господь наш Иисус Христос, Который Сам свидетельствовал о Себе: «дана Мне всякая власть на небе и на земле», и владычество Которого простирается на весь мир видимый и невидимый. При этом Он установил его не словом только, как прочие таинства, но и самым действием. Значит, верно то, что таинство причащения имеет установление Божественное и не есть дело человеческое. О времени самого установления Слово Божие говорит, что установление это совершилось «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус Христос, то есть в ночь с четверга на пятницу. Чтобы яснее представить себе это время, перенесемся духом в Иерусалим в ту горницу, в которой Спаситель в последний раз вкушал с учениками Своими пасхального агнца, совершал пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Наш блаженный отец Силуан учит нас понимать монашество как молитву за весь мир: «Монах — молитвенник за весь мир: в этом его главное дело»1. Монах — значит один. Никто никогда не жил такого глубочайшего одиночества, как Христос. До последних минут Его жизни на Земле никто вполне не понимал Его, не был в силах разделить Его скорбь, Его любовь, Его мысль. Было полное отсутствие понимания, что видно из приведенных в Евангелии бесед Христа. Итак, опыт «одиночества» всем нам нужен и важен. В момент умирания все равно будем проходить через сие испытание, когда прервется контакт с окружающими, если они обретаются. Как Христос говорил в Свое время: «Наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели мир во Мне» (Ин. 16:3233). Так и мы не останемся в одиночестве в час смерти, но Он будет с нами, и в Нем мы обретем мир. От Бога нам дана заповедь о любви, потому что Сам Он есть любовь. И если Господь «возлюбил нас до конца» (см.: Ин. 13:1) и умер на Кресте (для того времени самой позорной и тяжкой смертью), то и мы должны умереть за него, если возлюбили Его «до конца». Час смерти неизбежен для земнородных. Но, прежде чем он придет, нужно нам готовить душу нашу к тому, чтобы, благословляя Господа, испить предстоящую нам чашу умирания. Начинать возможно с малого: приучать себя предаваться на заклание ради Христа, помня апостолов, и мучеников, и многих вообще святых. При любви к Богу кончина наша будет болезненной главным образом для тела. А при великой благодати даже и болезнь может уже не восприниматься в надежде освободиться от уз плоти и всецело погрузиться в море Божественного Света. Сие погружение вовсе не значит, что наша личность (ипостась) растворится в сем море, как капля соли. Наоборот: это есть достижение в беспредельность Божественной любви, которая все сущее объемлет в себе; когда и Бог, и все тварное явится содержанием жизни спасенной ЛИЧНОСТИ. Божественная любовь смиренна; она не заключается в замкнутое кольцо себялюбия; ей свойственно раскрываться в ее ненасытимом, неиссякаемом порыве к возлюбленным. Замкнутое кольцо есть гордость, закрытая для истинной любви. Смирение, явленное Христом, есть характер Божией Любви, самоистощающейся неистощимо, в предельном напряжении никогда не умаляемой, не оскудевающей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

Не бойтесь их, ибо они не могут делать ни добра, ни зла. Господи, нет Тебе подобного; велик Ты и велико имя Твое в крепости. Кто не будет бояться Тебя, Владыка народов; ибо Тебе принадлежит это между всеми мудрецами народов, и между всеми царствами их нет подобнаго Тебе. Будут объявлены неразумными и юродивыми: дерево является их пустым учением. Накладное серебро приносится из Фарсиса и золото из Офаза, – дело художника и рук медника; одеяние его – гиацинт и пурпур, все это дело рук художника. А Господь есть истинный Бог , Он – Бог живой и Царь вечний. От негодования Его подвигнется земля, и народы не выдержат угроз Его. Итак, скажите им таким образом: «Боги не сотворившие неба и земли, погибнут от лица земли и от поднебесной [ст. 1–11]». [Гл. XVII:] Сие говорит Господь: Проклят человек, который доверяет человеку, и считает плоть опорою своею, а от Господа отступит сердце его; ибо он будет, как будто нагой (myricae) в пустыне и не будет видеть, когда придет добро; но будет жить в пустыне сухой, в земле солончаковой и необитаемой. Блажен муж, который полагается на Господа, и будет Господь твердою надеждою его. И будет он, как дерево, посаженное на воды, которое пускает корни свои до влаги, и не будет бояться, когда наступит лето, и будет лист его зеленым; во время засухи оно не будет озабочено и никогда не перестанет приносить плоды [ст. 5–8]. [Гл. XXII:] Сие говорит Господь: Творите суд и правду и освобождайте угнетенного силою от руки обидчика; и пришельца, и сироту, и вдову не огорчайте и не угнетайте несправедливо, и невинной крови не проливайте на месте этом [ст. 3]. [Гл. XXIII:] Горе пастырям, которые рассеивают и растерзывают стадо паствы моей, говорит Господь. И посему так говорит Господь Бог Израилев к пастырям, пасущим народ Мой: Вы развеяли стадо Мое и разбросали его и не посетили его. Вот Я посещу злобу вашу за ваши дела, говорит Господь [ст. 1–2]. Сие говорит Господь воинств: Не слушайте слов пророков, которые проповедуют вам; они обманывают; провозглашают они видения сердца своего, а не от уст Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Не такова наша надежда. Что значит: " отменение " ? Отмена, отвержение. А чего именно, это он объясняет, продолжая: " прежде бывшей заповеди " : так он называет закон, потому что он уже отменён за свою немощь; он прежде был, но прошёл и устарел по своей немощи. " Отменение " есть отмена того, что имело силу. Отсюда и видно, что он имел силу, но оставлен, потому что был совсем безуспешен. Итак, закон был совершенно безполезен? Нет, он был полезен, и весьма полезен, но он не мог делать людей совершенными. Поэтому (апостол) и говорит: " закон ничего не довел до совершенства " : все в нём было прообразом, все - тенью, и обрезание, и жертвы, и суббота, всё не могло проникать в душу, а потому прошло и отменено. " Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как [сие было] не без клятвы " (Евр.7:19,20). Видишь ли, как необходима была здесь клятва? Потому (апостол) и рассуждал много о том, что Бог клялся, и клялся для большего удостоверения. " Вводится лучшая надежда " . Что это значит? И закон, говорит, имел упование, но не такое; прежде благоугодившие (Богу) надеялись наследовать землю и не терпеть никакого бедствия, мы же, если угодим Богу, надеемся наследовать не землю, а небо; или даже, что гораздо важнее, надеемся стать близ Бога, приблизиться к самому престолу Отчему, служить Ему вместе с ангелами. И смотри, как он мало-по­малу раскрывает эти (истины); прежде, он сказал: " и входит во внутреннейшее за завесу " (Евр. 6:19); а здесь: " вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как [сие было] не без клятвы " . Что значит: " И как [сие было] не без клятвы " ? Т.е. не без клятвенного уверения. Вот еще иное различие. Это обещано, говорит, не просто. " Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Несториане, искажая Писание, говорят: кроме Бога, Он вкусил ее за всех, – чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божества, так как не было соединено с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо, кроме Бога, Господь умер за всех, и за самих Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость» (блаженный Феофилакт). Но за приятие смерти мы видим Иисуса Христа славою и честию венчанна. Прославление Иисуса Христа ясно выражено апостолом Павлом в послании к Филиппийцам. Упомянув о том, что Сын Божий смирил Себя, послушлив быв даже до крестной смерти, апостол продолжает: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:9–11 ). «Посему – за то, что Он так смирил Себя – даже до крестныя смерти. И Бог – Бог Отец, или Бог в Троице поклоняемый, Божество; превознес – так превознес, что выше того и возносить невозможно. Превознес же Его, не яко Бога, но яко человека. Превознесение сие означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества, Ему же оно приписывается, ибо человечество в Нем не есть отдельное лицо, а есть Его человечество. Человечество отдельно в Нем невозможно превознесть так, чтобы превознесение сие не относилось к Нему, как и предшествовавшее умаление и смирение хотя по человечеству было, но было Его собственное. Оттого оно и силу бесконечную возымело. Бог превознесе человечество в Нем, но как сие человечество Его собственное, то превознося то, превознес Его» (епископ Феофан). Славою и честию увенчал Его, а с Ним и в Нем, разумеется, и все человечество, лишенное до воплощения надежды быть в прежней славе и чести. Святой Златоуст говорит: «Итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его, поскольку, признавая Его Господом и Учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его. Нечистая эллинов жизнь нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

Ничего не может быть яснее; не думайте, однако, чтобы и между его учениками не нашлось неверующих; некоторые возроптали: «жестоко слово сие, кто может его послушать?» говорили они, на что отвечал Божественный учитель: «для этого Я и говорил вам, что никто не может прийти ко Мне, если сие не дано будет ему от Отца Моего» и он спросил у двенадцати апостолов: «не хотите ли и вы отойти?» но Петр отвечал ему за всех:«Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали, что ты Христос Сын Бога живого» ( Ин.6:65–69 ). Но для того, чтобы вкусить от таинственного плода сего небесного хлеба, который есть источник нашей жизни, надобно совлечь с себя ветхого, плотского человека, т. е. грубую природу нашу, растленную грехом, перешедшим к нам от первого человека Адама. Таинственное сие изменение совершается в возрождающих нас водах крещения, Словом Божиим и наитием его Духа, подобно тому, как некогда, по выражению вдохновенного псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердилися, и Духом уст его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Вы видите, что Слово и Дух Божий действуют также при начале создания всей твари, как и при нашем возрождении, для которого то же самое начало жизни было необходимо. Вот почему Господь говорил Никодиму, ученому из евреев, который не мог постигнуть, каким образом человек может опять родиться, будучи уже стар: «ты ли, учитель во Израили, и сего не знаешь; истинно, истинно говорю тебе; если человек не родится от воды и Духа, то не может войти в царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Дух дышит, где хочет, и глас его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда идет; так бывает и со всяким человеком, рожденным от Духа». И видя его неверие, присовокупил: «если я говорю вам о земном, и вы не верите, как же поверите, если буду говорить вам о небесном?» ( Ин.3:4–12 ). Итак вы видите, до какой степени надобно быть приготовленным в духе, дабы разуметь вещи духовные и божественные, против которых восстает слепая наша плоть, спрашивая у каждого Таинства: «как может это быть»? И, однако, без возрождения внутреннего, не может быть спасения. Человек, утративший первобытную свою славу, должен научиться сей истине из самых уст своего Спасителя. В лице Никодима, он обращается ко всем человекам, которые с добрым расположением также приходят к нему ночью, в безмолвии своих страстей, почерпать из чистого источника его учение; «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал и Сына своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не для того послал Бог в мир Сына своего единородного, чтобы он судил мир, но чтобы спасен был чрез него мир»( Ин.3:16–17 ). Что может быть возвышеннее и утешительнее такого учения, и вместе как опасно не принимать сего учения! Господь Иисус Христос сам предостерегает нас: «суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но более всего я желаю и молю Бога день и ночь о том, чтобы вы были в одном месте со мною, когда я выйду из тéла сего. Господь наш от сáмого отрочества моего до сего дня внимал молитвам моим, и я уверен, что Он по милосердию Своему исполнит и сию молитву мою. Дети мои! Я пишу сие вам по сильной любви сéрдца моего к вам, потому что вы делами благочестия во всём стараетесь подражать мне. Вы должны знать, что и Господь наш Иисус Христос, по великой любви к ученикам Своим, сказал им: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, чтó творит господь его: вас же рекох други и сыны, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 15). Итак, рассуд и те о сем внимательно: Господь наш Иисус Христос не потому ли молился об учениках Своих, чтобы они были там же, где Он Сам будет, что они были друзьями и сынами Его? Подобным образом и я молюсь о вас, возлюбленные мои, чтобы всем нам быть в том месте, где нет никакой скóрби, ни болезни, ни тьмы, ни злых духов, но где находятся непрестанная радость, свет, жизнь вечная, неувядающие венцы и многое другое, чего язык человеческий не смеет выразить. Всё сие будет продолжаться там во веки веков. Дети мои! Мол и те Господа, чтобы Он ускорил и облегчил путь мой к вам, чтобы мне провести у вас несколько времени. Я уверен, что мое пришествие послужит к вашему назиданию и умножит вашу радость. Я и сам буду радоваться, когда приду к вам, чтобы умножить вашу радость и устроить ваше спеяние в вере. Тогда я открою вам многое, о чём теперь в письме сем не могу писать к вам. Возрадуется о вас и мать ваша Сарра, то есть душа моя, которая полна любовью к вам, породила в вас Божественный дух и непрестанно желает вашего совершенства. Сие желание побуждает меня молить Бога, чтобы Он дал и вам тот огненный Божественный Дух Свой, который я принял от Него. Если и вы хотите получить сего Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда, то принесите в жертву Богу тело свое, старайтесь приобрести смирение сéрдца, день и ночь вознос и те мысли свои на небо и ищите сего огненного Духа чистотой сéрдца. Тогда вы полýчите Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его ( Мф. 26, 6–16 ). Итак, скрытность постепенно привела Иуду Искариотского к тому, что он в конце концов решился исполнить преступный замысел, который вынашивал в течение нескольких лет. Время от времени Господь намекал ему на то, что знает об этом, и таким образом призывал его к покаянию. Но скрытность, самоуверенность, может быть, гордость – трудно понять душу такого человека, пожалуй даже невозможно – привели его к столь безумному преступлению: он предал Спасителя мира, можно сказать, продал за ничтожную сумму. Одни богословы говорят, что это была сравнительно крупная сумма, другие, что весьма ничтожная, но это не так важно. Важно то, что Господа, Царя царей, Бога богов, он продал за тридцать сребреников. Какой из этого можно сделать вывод? Страсть безумна. С точки зрения здравого смысла этот поступок понять невозможно. Но если мы посмотрим на самих себя, то увидим, как и нами овладевают страсти. Какая-нибудь нелепость, овладев нашим сознанием, влечет нас к греху и имеет почти гипнотическую силу. Даже понимая, что то или иное делать нельзя, что это плохо, мы тем не менее удержаться не можем. Подобное случается тогда, когда мы позволяем страсти постепенно нами овладевать, то есть держим грех внутри себя, то ли надеясь сами его победить, то ли думая, что этот грех не такой страшный, то ли не желая от стыда его открывать. Апостол Петр все открывал, и Господь его обличал, называл сатаной, прогонял от Себя, всячески укорял, говорил ему и прочим ученикам: Вы в Царство Небесное не войдете.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010