Глава 54 По внешней связи образов и фактов настоящая глава, по-видимому, не имеет ничего общего с содержанием предыдущей 53 главы. Эту связь можно и должно находить несколько выше, с Ис.49:18–20 , Ис.51:17 и Ис.52:1 главами, где точно так же говорится о восстановлении обновленного Иерусалима, как центра будущего духовного Израиля. Мысли, выраженные в только что перечисленных главах по частям и под покровом образов, здесь являются предметом особого специального раскрытия, придающего им больший объем, а также большую ширину и глубину. Но если мы вдумаемся во внутренний смысл речей пророка, то нетрудно будет установить связь и настоящей (54 гл.) главы с предыдущей (53 гл.). В заключительных стихах последней главы, в речи о плодах великой искупительной жертвы Мессии указывалось, между прочим, и на то, что Невинный Страдалец, после прославления Его Богом, увидит большое и многочисленное потомство (10) и что Он спасет и оправдает «многих». Вот об этом-то «долгоживотном семени», об этих-то оправданных многих чадах бесплодной прежде матери пророк и хочет вести теперь, логически вполне уместную, специальную речь. 1–6. Пророчество об умножении чад воссозидаемой и воссоединяемой Богом церкви. 7–10. Вечность союза и непоколебимость союза Бога с новозаветной церковью. 11–17. Промыслительные заботы Бога о новой церкви: ее украшение, научение, утверждение в правде и охрана от врагов. Ис.54:1–3 . Идет обычное у пророка Исаии в таких случаях торжественное обращение к субъекту речи (ср. Ис.35:1 ; Ис.48:1 ; Ис.49:1 ; Ис.51:1 ; Ис.52 и др.), хоть недостаточно ясное – к какому именно? Вследствие этого, одни говорят, что это – обращение к язычникам, другие – к уверовавшим из иудеев, третьи – к духовному Израилю вообще, как составившемуся из язычников и из иудеев. Последнее объяснение полнее и лучше других отвечает главной теме данной речи. Ис.54:1 . Возвеселись, неплодная, нерожда­ю­щая; воскликни и воз­гласи, немучив­шаяся родами; по­тому что у оставлен­ной гораз­до более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Го­с­по­дь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Оглушенный гневом Божиим и изнуренный бедствиями, Иерусалим повержен на землю; но теперь он должен очнуться и подняться, потому что он снова будет могущественным и славным; язычники не будут больше осквернять его и владеть им; он будет освобожден из рабства ( Ис.51:1,2 ). Хотя Израиль и предан чуждой власти, но владеющий им должен отпустить его, как скоро Господь потребует этого от него; халдеи также мало имеют права на него, как некогда фараон на народ израильский в Египте, и так как язычники только поносят и ругаются над пленниками, то Господь положить конец плену (3–6). Следовательно народ будет освобожден из Вавилона и пророк уже духом видит, как весть об освобождении перешла в Иерусалим по горам ( Ис.51:7 ; Рим.10:16 ), как радуются пророки, видя живо пред собою то, что они созерцали только издали ( Ис.51:8 ), как Иерусалим выходит из развалин ( Ис.51:9 ), как Господь судом освободил свой народ и как народ израильский, не запятнавши себя имуществом халдеев, свято, под божественным водительством Божиим идет из Вавилона ( Ис.51:10–12 ). Шестая речь, гл. 54. Слава Иерусалима – общества Отрока Господня. Иерусалим, во время плена бывший одиноким, и как бы неплодным, приобретает теперь новых чад: он должен распространить для них свои жилища, так много будет у него народа ( Ис.54:1–3 ; Гал.4:27 ). Он будет прославлен и поэтому должен перестать страшится; он будет так славен, что никогда и не вспомнит о египетском и вавилонском могуществе ( Ис.54:4 ); потому что Господь его имеет силу помогать и поможет так как Он вспомнит о прежнем завете, и тем богаче теперь будет на милости, что некоторое время должен был гневаться на него ( Ис.54:5–8 ). Милость Его теперь будет продолжаться вечно, потому что гнев, тяготевший доколе, не взыдет больше на Иерусалим: благодатный завет Божий неизменен ( Ис.54:9,10 ). Из развалин воздвигается Иерусалим во всем величии и внешнему величию его соответствует внутреннее величие и слава его жителей; и поскольку жители его благодати Божией отвечают праведною жизнью, то Господь, всемогущий защитник их, сделает их непобедимыми и непреодолимыми ( Ис.54:11–17 ; Ин.6:45 ). Седьмая речь, гл. 55. Призыв к приятию спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Кирилл Ал. Так, по мнению сего св. Отца, про­рок Исаия обращается ко всем с призывом: «возвестите во языцех славная Его» ( Ис.12:4 ), желая сделать явною обнаружив­шуюся чрез дела Его боголепную силу и власть: «вознесеся имя Его: высокая сотвори» ( Ис.12:5 ), «ибо, – замечает св. Отец, – истинно выше (силы) руки человеческой, превыше всякого чуда то, что совершено Им» 944 . «Он показал Себя по силе, могу­ществу и славе равным Богу Отцу, легко совершающим чу­деса»; вот почему пророк и говорит, что в Нем «явится слава Господня» ( Ис.40:5 ) 945 , а Иерусалиму: «на тебе явится Господь, и слава Его на тебе узрится» ( Ис.60:2 ) 946 , и всем городам Иудиным: «се, Бог ваш, се, Господь, Господь со крепостию идет, и мышца Его со властию» ( Ис.40:10 ) 947 . Вообще же «Он весьма много соделал знамений по Иудее и (эти) чудесно и превыше слова совершенные дела представил (как) яснейшее дока­зательство Божественного достоинства»; о сем-то, по мнению св. Отца, и предсказывал пророк, говоря: «и будут знамения и чудеса в доме Израилеве от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион» ( Ис.8:18 42:6, 7) 948 . За эти-то «знамения», в которых проявились Его «превышающие слово сила и власть». Сам Бог у сего пророка именует Его Царем ( Ис.43:15 ) 949 . Особенно много чудесных знамений Иисус Христос совершил по отношению ко всякого рода страждущим, «исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех» ( Мф.4:23 ). Об этом-то и пред­сказывал Исаия, говоря о Христе: «Той недуги наша прият и болезни понесе» ( Ис.63:4 Мф.8:17 ). Почему Евангелист, сказав, что Христос «вся болящия исцели» ( Мф.8:16 ), «дабы величие чуда не повергло в неверие, что Он толикое множество и от столь различных болезней освободил и исцелил в одно мгнове­ние времени, (и) приводит пророка (т. е. Ис.53:4 ), – свиде­тельствующего (этими словами) о случившемся», замечает св. Златоуст 950 . Но прор. Исаия и частнее указывает, какие именно болезни будет исцелять Мессия, когда говорит: «тогда отвер­зутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых» ( Ис.35:5, 6 ) 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Насколько неосновательно подобное искусственное различение идеального Израиля от Израиля вообще, равно как отнесение всех мест книги пр. Исаии прежде всего к идеальному Израилю или „рабам Господа“ и только уже в дальнейшем смысле (прообразовательном) к „Рабу Господню – Мессии, это мы старались выяснить на стр. 277–286 своей книги: „Единство книги пр. Исаии“. Укажем здесь на некоторые из приведённых там соображений. Прежде всего в книге пр. Исаии неоднократно Господь указывает Израилю через пророка, что только „ради Себя“, а не ради правды Израиля Господь спасает последнего (напр. 45:25; 48:11). Затем „Раб Господа“ представляется страдающим „ради всех нас“ ( Ис.53:6 ), причём в понятии „мы“ включаются сами благовестники или пророки, проповедь которых не встретила веры в народе и даже ввела его в соблазн: „Господи! кто поверил слышанному от нас (о Рабе Господа), и кому открылась мышца Господня“ ( Ис.53:1 ). „Совратились мы, говорит пророк, каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него (Раба Господа) грехи всех нас“ (ст. 6). Затем как приложить ко многим праведникам такие конкретные черты, которые было бы прямо искусственной натяжкой относить не к отдельной личности, а ко многим праведникам: „как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека вид Его, и лик Его паче всех сынов человеческих“ ( Ис.52:14 ); „муж скорбей, изведавший болезни“ ( Ис.53:3 ); „Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“ ( Ис.50:6 ); „Я, Господь, призвал Тебя (Раба Господня) в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы“ ( Ис.42:6–7 )? Едва ли, не насилуя текста, можно идеальному Израилю приписывать изведение Израиля из плена, тогда как, понимая —453— означенное место прямо в приложении к Мессии (равно как и парал. Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия тексту. Или ещё как приложить ко всему „идеальному“ Израилю такую конкретную черту: „Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребён у богатого“ ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности „идеального“ Израиля, которую приписывает он „Рабу Господа“? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

У Исайи Иерусалимского, или Первоисайи (за некоторым исключением — это Ис 1–39 29 ), который пророчествовал в конце VIII века до Р. Х., встречаем различные миссии Духа: — дух суда в Ис 28:6 и дух огня в Ис 4:4 для очищения и омовения Израиля 30 ; — дух блуждания, чтобы смутить египтян в их делах (Ис 19:14); — дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, дух страха Божия в Ис 11:2–3. В Ис 28:6 мы находим древнейшее (поскольку Ис 4:4, где также говорится о духе суда, относится к послепленному периоду) упоминание о правосудии, которое вершится Духом через определенных людей. Эта тема, по мнению отца Иоанна Брека, как ранее отмечалось в связи с традицией D , является центральной для Евангелия от Иоанна, где Утешитель выносит приговор или произносит суд над неверующими (см. Ин 16:8) 31 . В Ис 31:3, когда пророк выступил против союза с египтянами, некорректно видеть противопоставление духа и плоти ( ba-sar  — ruach ), придавая дуалистический оттенок выражению кони их — плоть, а не ду х 32 . Это подтверждает и перевод LXX: †pp w n s£rkaj kaˆ oÙk œstin bo » qeia ( ruach переведен словом bo » qeia ‘помощь, защита’). Здесь, как считает отец Иоанн, есть противоположение природы человеческой природе Божественной и некоторая двузначность термина ruach 33 . Однако человеческий дух ( ruach ) все же в некотором смысле самостоятелен и может искать Творца. Ягве открывает Себя через Духа, Его действиями в истории Израиля, которые верующий человеческий дух постигает благодаря правильному учению и верному его пониманию (см. Ис 29:24). Таким образом, человеческий дух — такое измерение его личности ( nephesh ), через которое выражается связь с Богом. Это можно отнести к понятию истины ( emeth ), которое в Первоисайе почти исключительно относится к представлению о верности как результату воздействия духа добра; напротив, обман, грех суть следствия влияния духа зла (см. Ис 35:8). То есть, в то время истина или ложь были моральными категориями, отражающими верность или неверность в отношении к Богу, что позднее находим и в иоанновской традиции — 1 Ин 4:6.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

XXI, 8) не менее ярко описывается пророком Исаией, возвещающим, что Суд Божий как раз и кончится гибелью отступников (Ис. LXVI, 16), притом не только среди язычников, но и в самом Израиле (Ис. LXVI, 11-12). Так же, как Иоанн Богослов, пророк возвещает, что за этой гибелью последует создание нового строя вещей в Царстве Мессии (Ис. LXV, 17-25), в котором восторжествуют веселие и радость, недостатки человеческих возрастов исчезнут, и народ Божий не только будет наслаждаться плодами рук своих, но и увидит коренные перемены во всем мироздании — что сможет произойти лишь вследствие отмены прежнего Потому особенности Мессианского мира рассматриваются как новое творение, основывающееся на творении первом, но лишенное недостатков, вызванных падением Сходство данного пророчества с книгой Откровения очевидно: оба священных автора грядущее Царство Мессии связывают с созданием нового неба и новой земли (Ис. LXV, 17; Откр. XXI 2-4), средоточием которого будет Небесный Иерусалим (Ис. LX, 11-16; Откр. XXI, 2-4). Интересно, что соответствующее пророчество Исаии читается как раз на Пасху — в день рождения Нового в котором Сам Бог будет обитать с человеками (Откр., XXI, 3), а потому не будут закрываться его врата (Ис. LX, 11-16), так как Вседержитель будет охранять и наполнять его Своей Славой (Ис. LX, 19-20), той Славой, что в Откровении заменяет сияние обычных светил (Откр. XXI, 23). Важнейшим местом в эсхатологии пророка Исаии является то, что он впервые сказал не только о воскресении мертвых, но и об обожении человека в Мессианском Царстве куда не войдет ничто нечистое (Ис. XXV, 8; Откр. XX, 27). Более того, Ветхозаветный Евангелист Исаия и об обожении говорит вполне новозаветным языком (Ис. LX, 10-11; LXII, 1-5), называет его свадебным торжеством, исполненным света, сходящим на Новый Иерусалим. Этот город, обиталище искупленного человечества, ждет Божественного Супруга, где Он начнет новую жизнь вместе с супругой (Ис. LXII, 4-5). Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что эсхатология пророка Исаии, во-первых, полностью соответствует новозаветному учению о кончине мира во всех частностях (воскресение мертвых, суд, новый мир, обожение спасенных), а во-вторых, мы можем считать пророка Исайю не только первым по времени, но и величайшим ветхозаветным апокалиптиком, возвестившим подзаконному человечеству не только о Грядущем Мессии, но и об итоге Его Искупительного служения — обожении человечества.

http://religare.ru/2_22885.html

прият Его душа Моя, дах Дух Мой нань» ( Ис.42  и сл.). Его назначение и достоинство Его – быть всемирным вечным царём благодати и правды: «и велие начальство Его, не только на престоле Давидове, и на царстве Его, исправити е и заступити его в суде и правде от ныне и до века» ( Ис.9:7 ); но «будет в день оный корень Иессеов и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут» ( Ис.11 ). Этот божественный царь приидет тогда, когда и весь народ избранный, после многих и великих бедствий, будет подобен остающемуся от посеченного дуба пню, или же желудю, «егда испадет из плюски своея» ( Ис.6 ), когда и сам род Давидов, от которого Он произойдет, будет уже усечен до корене: «и произойдет ветвь от пня Иесеева» ( Ис.11 ). Ему будет предшествовать и приготовлять мир к явлению Его великий проповедник покаяния: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его, всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в права и острая в пути гладки, и явится слава Господня и узрит всяка плоть спасение Божие» ( Ис.40 ). Сам он откроет свое служение в той части Палестины, где мрак духовный особенно представляется сгущенным: «страно Завулоне, земле Невфалимля и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков, людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии в стране и сени смертней, свет возсияет на вы» ( Ис.9 ). Он должен возвещать, в силе Духа Святаго, слово благодати и спасения: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно... дати плачущим... украшение славы вместо духа уныния» ( Ис.61 ). Такое служение имеет проходить Он с кротостью и смирением беспримерным: «не возопиет, ниже ослабит (не загремит), ни же услышится вне глас Его, трости сокрушенны не сотрет, и льна курящася не угасит» ( Ис.42 ). Божественная сила и любовь Его будут изливаться рекою чудесных благотворений и знамений: «отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни» ( Ис.35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010