„Спасение близко“, „делайте правду“, говорит Исаия. „Покайтесь, приблизилось царство небесное“ ( Мф. 3:2 ), вещал Иоанн Креститель на Иордани. „Ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей“, говорил Исаия. „Благодать же и истина Иисусом Христом бысть“ ( Ин. 1:17 ). Мы выше видели ( Ис. 55:8 ), что Господь глаголал „Мои мысли не ваши мысли“.... Поэтому, хотя человек мог и должен был стремиться исполнить правду, изложенную ему в законе, но достигнуть исполнения правды этой совершенно, по мысли Творца, он не мог, пока не пришел руководитель его Сам Бог во плоти: это и было „откровение правды Господней“, о котором говорит пророчество. И это откровение правды, начиная с первого появления Господа и нагорной проповеди, проходит священною, ярко светящеюся полосою в каждом слове и действии Спасителя 1702 даже до последней минуты жизни, кончившейся в мучениях на кресте „для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ; Ин. 15:13 ). В Нем и в Нем одном было откровение правды Господней, и только, взирая на Него непрестанно можно хоть отчасти исполнить правду Божию „по мыслям Его“. Но и затем остается еще великий греховный долг, который мы молим простить нам ради милосердия Его и совершенного Им искупления, ради вкушенной Им за нас смерти и Его славного воскресения. 2 . Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. Блажен тот, кто искренно ищет правды: блажен тот „который не ходит на совет нечестивых.... но в законе Господа воля его“. ( Пс. 1:1–2 ). Блажен человек, если „воля его“- главнейшее нравственное начало человека – хочет нелицемерно исполнить волю Божию. Что значит хранить субботу от осквернения? На это преподан один вечный ответ Господом нашим: „в субботы творить добро“ ( Лк. 12:12 ). Но даже и у ветхозаветного Евангелиста в гл. 58 (ст. 3–6) уже указано, что такое настоящий пост; „разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу.... раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом, увидишь нагого – одень его“ и далее о субботе в ст. 13 той же главы: „Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих.... и почтишь субботу тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами и угождать твоей прихоти.... то будешь иметь радость в Господе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

    Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. ...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:3, 4, 6, 7). Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?   «Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое спасание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость» (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).    Другая стихира (на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни) поучает нас так: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи». Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:    «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, — сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный». Какая цель христианского поста?   Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что «страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4:1), и Ап.Павел учит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Зло делать невыгодно. Во-первых, потому что “делающие зло истребятся” (Пс.36:9) Господом Богом. Во-вторых, зло само уничтожает людей, которые его творят. Потому что от зла добра не бывает. “Убьет грешника зло” (Пс.33:22). Защитить человека от находящегося в мире как естественного, так и сверхъестественного зла может только Бог- Добрая, Светлая, Разумная сила. “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах” (Пс.45:2). “Бог — заступник мой” (Пс.58:10). Помочь человеку в деле спасения души может только Бог, так как Он является воплощением Истины и Добра. “Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня” (Ис.43:11). Во всех делах сатана, воплощение зла, старается навредить человеку. Поэтому человек никогда не должен любить врага рода человеческого, так как не может быть мира между светом и тьмой, праведностью и грехом, правдой и ложью, Богом и противостоящим ему духом зла. Человек должен любить Бога, а также ближнего своего, даже злодея или врага, ненавидя в нем зло, толкающее ближнего на грех. “А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (1Иоан.2:11).    Злого человека можно перевоспитать и даже из грешника сделать праведника, но само зло всегда остается только злом. Поэтому “любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10). Исполняющий заповеди Божьи, не допускает победы зла над собой. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). И совершая добрые поступки, человек тем самым приумножает добро в мире и сокращает количество зла. “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было” (Втор.6:18). Слова Отцов церкви о любви к ближним, злодеям и врагам...    “Как печь без огня не может быть теплой, так и человек чуждый Бога не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним” (Иаков Архиепископ Нижегородский).    “В круге радиусы связываются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу. По мере удаления от центра они делаются более и более далекими и разобщенными между собой. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга. Возлюби Единого Бога и возлюби всех чад Божьих. Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего” (Филарет Архиепископ Черниговский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12).     Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136).    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9).     Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится:    1) в Книге Бытия (Быт.1:26) — что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»;    2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).     57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах?    Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие:    1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21—22);    2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19);    3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).     Пояснение:    Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин.1:14).     58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества?    Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог».     59. Нужна ли нам вера в три Лица Божества?    Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.     60. Кто учит веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу?    Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.     61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества?    Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.     Пояснения:    I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А что всего хуже, братие, постяся телесно, мы часто, к стыду нашему, забываем о посте духовном; даже многие из нас не знают, что такое пост духовный. Между тем, сей-то пост и есть истинный, существенный пост. В чём же этот пост должен состоять? Послушаем, как говорит о сем пророк Исайя: Се в день поста вашего вы исполните прихоти всех работников ваших мучите. Се для ссор и распрей вы поститесь. и чтобы бить дерзкою рукою, а не для того, чтобы услышан был на высоте глас ваш. Тот ли пост, какой Я люблю, и тот ли день, в который человек томит душу свою, когда он согнет главу свою, как трость, и постилает себе вретище и пепел. Это ли называется пост и день угодный Господу! Вот пост, который Я люблю: сними оковы нечестия, разреши цепи порабощения, отпусти угнетённых на свободу и расторгни всякое иго неправды ( Ис.58:4–6 ). Вот в чём, по слову Пророка, состоит истинный, духовный пост. Тоже самое внушает нам во время нашего пощения и св. Церковь в своих песнопениях: постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всякий соуз неправды, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы. И еще другими словами научает св. церковь , что истинный пост есть злых отчуждение, ярости отложение, воздержание языка. Итак. недовольно того, что мы мало едим. мало пьем, надобно поститься духовно, т.е. воздерживаться от худых дел и поступков. Ты не ешь хлеба, а язык твой снедает ближнего – поносит, бесчестит, злословит; ты мало пьешь, а от сердца твоего, по словам Писания, исходят потоки злых помышлений, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства. хулы. И от чего в самом деле бывает, что после; поста мало, или даже совсем не является в нас добрых плодов; – даже вместо того чтобы водворилась в нас тишина и спокойствие, укротились страсти, происходит еще какие-то раздражение; многие от поста становятся сердитее, гневливее, раздражительнее? От чего это? От того, что пост их не искренний; от того, что они не от души постятся, пост их больше лицемерный или принужденный?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

– Батюшка, хотелось бы все же услышать оптимистическое слово в конце беседы. Как и где черпать радость, о которой говорит апостол: всегда радуйтесь, о всем благодарите ? – Вы сами ответили словами апостола. Я думаю, более оптимистичных и правильных слов вы не найдете. И пусть они будут и финалом нашей беседы, и добрым советом каждому, кто услышит нас: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5: 16–23). Аминь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1633 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вячеслав 18 декабря 2018, 19:51 Во истину дивен Бог во святых своих!Аминь. Елена 17 декабря 2018, 15:51 Спаси, Господи, и Помилуй Украину Православную: Киево-Печерскую, Почаевскую, Святогорскую Лавры и все православные храмы и христианы! Ольга Губа 17 декабря 2018, 12:23 Ну разве можно не плакать, читая это интервью!? Евгений 17 декабря 2018, 07:58 Самые счастливые люди это святые следующие за Христом. Мария 17 декабря 2018, 00:24 Тоже много смущают все эти события, доходило до того что уже не понимаешь кто прав, а кто нет...Очень неприятно..Но правильно какой-то батюшка сказал - что бы ни было - идите в Храм, что бы ни происходило..Из-за некоторых неприятных событий в жизни и кризиса я опять начала ходить на службы, даже причастится хотелось потому что понимала что плохо очень, сил нет..И все стало на свои места! Более никакие споры не смущают души и твердо стоишь за истину, и понимаешь где мир ..Ничего не надо боятся, Господь обещал что врата ада не одолеют Его Церковь, так и будет, только верными бы оставатся.. Людмила ис 16 декабря 2018, 23:14 " Мы должны понять, что врагу нашего спасения не интересны никакие политические системы, майданы и революции. Для него более всего важно поразить Церковь Христову. Чтобы люди были как овцы без пастыря... Поэтому после всех политических потрясений было понятно, что последний и решающий удар будет нанесен по Церкви. "

http://pravoslavie.ru/117880.html

Бедным предоставлено было право безмездно пользоваться самородными произведениями полей и садов в год субботний, когда поля и сады оставались без обработки, а в прочие годы на полях во время жатвы и в садах при снятии плодов оставляема была доля в пользу бедных. «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшагося от жатвы твоей не подбирай, бедному и пришельцу оставь сие» ( Лев.23:22 ). «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике твоем не подбирай, оставь это бедному и пришельцу» ( Лев.19:10 ). Как известно, правом подбирать оставшиеся колосья воспользовалась моавитянка Руфь на полях богатого израильтянина Вооза. Псалмопевец воспевает милосердие так: «Блажен разумеваяй на нища и убога. В день лют избавит его Господь» ( Пс.42:2 ). Пророк Исаия, упрекая Иудеев в том, что они при строгом соблюдении постов пренебрегают дела милосердия, говорит от лица Господа: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой», т.е. выйдешь из тьмы бед и напастей и свет благополучия осияет тебя ( Ис.58:6–8 ). Сын Сирахов заповедует оказывать милость не только живущим, но и умершим. «И умершего, – говорит он, – не лишай милости» ( Сир.7:36 ), т.е. заботься о приличном погребении умерших, прими оставшихся после них детей, на помин душ их раздай милостыню. Какие трогательные заповеди! Но не менее трогательные примеры милосердия встречаются во времена ветхозаветные. Праведный Иов, вспоминая время своего благосостояния, свидетельствует о себе: «Я спасал страдальца вопиющего (о помощи) и сироту беспомощного. Сердцу вдовы (защищенной мной) доставлял я радость. Я был глазом слепому (т.е. наставником неведущему) и ногами хромому (т.е. опорой готовому пасть и погибнуть под бременем бед); отцем был я для нищих, из зубов беззаконного исторгал похищенное ( Иов.29:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беседа 1. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея: мы начинаем чтение 17-й главы с 1-го по 13-й стих. Общее название беседы – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Скрытый, не лежащий на поверхности смысл Преображения Господня заключается в том, что, еще живя на этой земле и в этом теле, люди иногда оказываются способными перешагнуть границу – грань между земным и надмирным, Небесном. Данная беседа возводит нас на высоту, поистине недостижимую для человеков, и как бы выводит нас за пределы видимого мира. Об этом свидетельствует и 1-я часть 1-го стиха 17-й главы, где сказано: Мф.17:1 . «По прошествии дней шести…». Почему апостол Матфей обращает внимание, казалось бы, на такую несущественную деталь: « По прошествии дней шести »? Число «6» означает человеческую повседневность, когда «делают обычные дела свои». Следовательно, три шестерки означают эгоизм, возведенный в степень некоего абсурда, гордыни, и себялюбие. Сказано: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих (то есть всего того, что делаешь для себя. – О.С.) во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» ( Ис.58:13–14 ). Данный отрывок из пророка Исаии показывает нам, как День, посвященный Богу, выделенный из чреды обычных дел наших, может усовершенствовать и возвысить нас. То есть как бы раздвигаются горизонты повседневности серых буден, и апостолы вводятся в иной мир. И неважно уже, когда это происходит: в субботу или пятницу, главное – это пережить новую реальность, вырваться за пределы земной седмицы и стать причастником того самого Дня, когда вечер уже не приблизится и где ночь никогда не наступит.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010