Тот самый останок и был семенем Авраамовым, дабы вся Иудея не была как Содом. И еще когда удостоверяет, что Бог никогда не оставлял Своего наследия, но что, как в пришествии Господа часть Израиля спаслась, так и всегда было: что, — говорит, — глаголет Божественный ответ; Оставих себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом. Тако убо и в нынешнее время останок по избранию (спасен) бысть (Рим 11:4–5, ср. 3 Цар 19:18). Говоря: тако убо и в нынешнее время, показывает, что и прежде во Израиле было так, что спасался остаток, то есть малая часть. Если же не дает разрешения вера, то и ум не убеждает веры, что аще бы еси послушал (Мене, Израиле) было бы яко песок семя твое (Ис 48:18–19). Сказано по отношению к обетованному. И Иаков, который дан, прежде чем родился, потом, за свою свободную волю, отвергнут, как говорит Осия: суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова. По путем его и по начинанием его воздаст ему, потому что он во утробе запя брата своего и труды своими 51 укрепе к Богу 52 . И укрепе 53 со ангелом и превозможе (Ос 12:2–4; ср. Быт 25:26 и 32:24 слл.). Но если известно, что Он в Иакове совершил избрание (Рим 9:11), то это не тот же, который в трудах укрепился против Бога, и не запинатель, а два в одном теле. Ибо это образ двойственного семени Авраамова, то есть двух народов, борющихся в одной утробе Матери-Церкви. Из них один, по избранию и предведению, возлюбленный; другой, по избранию собственной воли, ненавистный (Мал 1:2–3; Рим 9:3). Правда, Иаков и Исав находятся в одном теле, происходят от одного семени. Но так как они, очевидно, произведены двое, то указывается на два народа. И чтобы кто-нибудь не подумал, что таким образом явно будет два разделенных народа, указано, что оба будут в одном теле, в Иакове, который и возлюбленным назван и изображен, как братозапинатель. Итак, двойственным числом выражено количество, а не качество разделения. Впрочем, об обоих разделенных, еще прежде чем они разделены, показано, что они должны быть в одном. И Исаак сказал: пришед брат твой с лестию, взя благословение твое (Быт 27:35).

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Я хотел и больше написать тебе, говорит св. Василий, но мне не позволил размер письма, потому что письма не должны быть многословными. Желаю, чтобы мое послание или победило и истребило это противозаконное сожительство, или если и не победило, то хотя бы не дало этому злу распространиться и в нашей области, но оставило его в тех местах, где на него дерзнули впервые. Того же Василия каноническое послание к Григорию пресвитеру Правило 88 Со всем терпением читал я твое письмо и удивлялся, почему ты, когда мог сразу легко оправдаться перед нами самим делом, намереваешься оставаться при своих предосудительных делах и стараешься множеством слов уврачевать неисцельное. Не мы первые и не мы одни, Григорий, узаконили, чтобы женщины не жили вместе с мужчинами. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на Никейском соборе: оно явно запретило иметь сожительствующих женщин. Безбрачная жизнь потому и заслуживает уважения, что мужчина удаляется от сожительства с женщиной. Поэтому если кто-либо, пользуясь именем девственника, на деле поступает как живущие с женами, то явно, что он, хотя и добивается достоинства девства по имени, но не воздерживается от постыдного сладострастия. Тем с большей легкостью надлежало тебе исполнить мою просьбу, коль скоро сам ты, как говоришь, свободен от всякой плотской страсти. Да и не думаю, чтобы 70-летний стал жить с женщиной по страсти, и то, что я определил, определил не потому, что делается что-либо непотребное, но потому, что мы научены апостолом не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим.14:13 ). Между тем мы знаем, что здраво делаемое одними служит другим поводом ко греху. По этой причине, следуя постановлению святых отцов, повелели мы тебе разлучиться с этой женщиной. И зачем тебе винить хорепископа и вспоминать о давней вражде? Почему порицаешь меня за то, что будто бы охотно склоняю слух к принятию клеветы, а не себя самого – за то, что не можешь отказаться от привычки к женщине? Удали ее из своего дома и помести в монастырь. Пусть она живет с девами, а тебе прислуживают мужчины, чтобы имя Божие не было из-за вас хулимо (см. Ис.52:5 ; Рим.2:24 ). А пока так поступаешь, не принесут тебе пользы тысячи оправданий, которые ты излагаешь в письмах, но кончишь жизнь запрещенным в служении и дашь Господу ответ за свое запрещение. А если, не исправившись, осмелишься удерживать при себе священство, то будет тебе анафема пред всем народом, и кто примет тебя, те будут провозглашены отлученными во всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Царю небесный. Итак, призывая Духа Святого, мы призываем Того, Которому небо собственно престол, а земля только подножие ног Его ( Ис.66:1 ). После сего можно представить, какого благоговейного внимания, какой святой настроенности чувствований должен быть преисполнен земле обитатель, призывающий в себя Царя Небесного. Почивающий благоволением в бесплотных Силах, и, но выражению св. Василия Великого 207 , покрывающий их Своею святостью, восхощет ли внити и вселиться в тех, которые хотя и призывают Его устами, но сердцем и делами погружены в плоть, привязаны к земле? Не имать Дух Божий пребывати в человецех, которые суть плоть, и которые помышляют в сердце своем прилежно на злая во вся дни ( Быт.6:3, 5 ). Ибо кое общение свету ко тме ( 2Кор.6:14 )? Небесный Царь благодатно вселяется только в душах небесных, или полагающих житие своё на небесех ( Флп.3:20 ); только ищущий святости может с благоговейным дерзновением призывать на себя Духа святости ( Рим.1:4 ). Утешителю. Апостолы Господни первые услышали из уст Спасителя сие наименование Духа Святого, и первые в Новозаветной Церкви испытали всю силу, всю радостотворность действий Святого Духа, как Утешителя. Когда Божественный Учитель и чудодействующий Господь вознёсся на небо и оставил учеников Своих, по-видимому, беззащитными: что тогда должны были они чувствовать? – По суду людей душевных, – глубокую горесть, тяжкую скорбь. Но что слышим в Евангелии? Апостолы возвратишася во Иерусалим с радостию великою ( Лк.24:52 ). От чего? От того, что сию радость сотворил ученикам Своим сам Вознёсшийся обетованием Святаго Духа 208 . А что сказать о преизбытке их радости, когда совершилось это обетование, и Дух Свитой сошёл на них в виде огненных языков и исполнил их необыкновенными дарами? Утешение их от Святого Духа было так велико, что они хвалились в скорбех ( Рим.5:3 ), и радовались, когда за имя Господа Иисуса принимали безчестие и биения ( Деян.5:41 ). Что испытали св. апостолы, подобное сему бывает и со всеми, рождёнными от Духа, всех мест и времён. – Нерадостное для чувственного человека дано им обетование: в мире скорбии будете ( Ин.16:33 ), говорил Спаситель Апостолам; да и вси хотящии благочестно жити гоними будут ( 2Тим.3:12 ), говорит апостол. И восьмнадцативековой опыт времён христианства подтверждает всю справедливость спх слов. От чего ж, не смотря на то, являлось множество подвижников и ревнителей благочестия христианского, готовых отдать себя на поругание, мучения и смерть? Кто укреплял и следственно утешал их среди страданий, невыносимых для слабости человеческой? Очевидно, они облечены были силою свыше ( Лк.24:49 ); a сия утешительная для страждущих сила есть Дух Святой, всемощно противодействующий духу мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О возбранении одиноким клирикам держать у себя дома посторонних женщин. Со всем терпением читал я твое письмо и удивлялся, почему ты, когда мог сразу легко оправдаться перед нами самим делом, намереваешься оставаться при своих предосудительных делах и стараешься множеством слов уврачевать неисцельное. Не мы первые и не мы одни, Григорий, узаконили, чтобы женщины не жили вместе с мужчинами. Прочти правило, изложенное святыми отцами нашими на  Никейском соборе : оно явно запретило иметь сожительствующих женщин. Безбрачная жизнь потому и заслуживает уважения, что мужчина удаляется от сожительства с женщиной. Поэтому если кто-либо, пользуясь именем девственника, на деле поступает как живущие с женами, то явно, что он, хотя и добивается достоинства девства по имени, но не воздерживается от постыдного сладострастия. Тем с большей легкостью надлежало тебе исполнить мою просьбу, коль скоро сам ты, как говоришь, свободен от всякой плотской страсти. Да и не думаю, чтобы 70-летний стал жить с женщиной по страсти, и то, что я определил, определил не потому, что делается что-либо непотребное, но потому, что мы научены апостолом не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим.14:13 ). Между тем мы знаем, что здраво делаемое одними служит другим поводом ко греху. По этой причине, следуя постановлению святых отцов, повелели мы тебе разлучиться с этой женщиной. И зачем тебе винить хорепископа и вспоминать о давней вражде? Почему порицаешь меня за то, что будто бы охотно склоняю слух к принятию клеветы, а не себя самого – за то, что не можешь отказаться от привычки к женщине? Удали ее из своего дома и помести в монастырь. Пусть она живет с девами, а тебе прислуживают мужчины, чтобы имя Божие не было из-за вас хулимо (см. Ис.52:5 ; Рим.2:24 ). А пока так поступаешь, не принесут тебе пользы тысячи оправданий, которые ты излагаешь в письмах, но кончишь жизнь запрещенным в служении и дашь Господу ответ за свое запрещение. А если, не исправившись, осмелишься удерживать при себе священство, то будет тебе анафема пред всем народом, и кто примет тебя, те будут провозглашены отлученными во всей Церкви.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

На конце опять призывает на римлян благодать Господа Иисуса Христа ( Рим.16:24 ). Стихи 15–16. За благодать, данную ми от Бога. Разумеется благодать апостольства. Павел далее определяет и само назначение этого апостольства – служить обращению язычников ко Христу, что он называет священнодействием Евангелия. Приношение еже от язык. Как себя апостол сравнивает со священником, приносящим жертвы, так и язычников, обращённых им к Христу – с жертвой приносимой Богу и освящённой Духом Святым. [ Стих 17. Имам похвалу о Христе Иисусе в тех, яже к Богу. В русском: Я могу похвалиться в Иисусе Христе в томе, что относится к Богу. Это не совсем понятное выражение яснее переведено в немецком: я хвалюсь тем в Иисусе Христе, что служу Богу]. Стих 18. Словом и делом. Апостол покорял язычников вере проповедью, это – словом, и силой знамений и чудес, это – делом. [ Стих 19. До Иллирика. Книга Деяний апостольских не упоминает о путешествии апостола Павла в Иллирию, или Далмацию, прилегающую к Адриатическому морю, но соседство её с Македонией даёт право предполагать, что апостол проходил её после путешествия в Македонию]. Стих 20. Да не на чужом основании созижду. Желание скорейшего распространения проповеди и опасение раздоров, которые могли возникнуть между неокрепшими в вере христианами относительно преимуществ той или другой проповеди основателей Церкви, как это видим в Коринфе ( 1Кор.1:12 ), заставляло апостола Павла проповедовать в тех местах, где ещё никто не проповедовал. В этом, между прочим апостол видит исполнение пророчества Исаии о том, что о Христе узнают те, которые прежде не знали Его ( Ис.52:15 ). [ Стих 24. Пойду во Испанию. О путешествии апостола Павла в Испанию умалчивают и Священное Писание и Священное Предание, и только святой Климент римский в своём 1 Послании к коринфянам (5:7) неопределённо упоминает о далёкой проповеди апостола на пределах Запада, из чего и делают вывод, что апостол исполнил своё намерение]. [ Стих 25. Ныне гряду во Иерусалим. Этим апостол точно определяет время написания своего Послания: то была весна 59 года].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Своими добрыми делами мы не только будем сами прославлять Бога, но можем и других побудить к тому же. Сам Господь так заповедал Своим ученикам, а чрез них и всем нам: «как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Мы именуемся, братие, христианами и посему должны исполнять учение Христово. Если будем исполнять его, то все, видящие нашу жизнь, узнают, что мы ученики – последователи Христовы. А так как учение Его не может не привлекать себе сердца людей, то все видящие, как исполняется оно другими людьми, невольно прославляют Самого Учителя Господа Иисуса Христа. Так и бывало особенно в первые времена распространения веры Христовой. Язычники, видя христиан милостивыми, миролюбивыми, кроткими и твердыми в перенесении мучений, невольно восклицали: «велик Бог христианский», и обращались к вере Христовой. Да и сами вы знаете, братие, как приятно видеть человека, ведущего христианский образ жизни! Как при этом невольно преклоняешься пред святостью учения Христова! Неоспоримо, братие, что пример истинно христианской жизни привлекает ко Христу сердца человеческие. Напротив, братие, нечестивая жизнь христиан часто бывает причиною того, что люди неверующие отвращаются от принятия веры Христовой. Такими людьми хулится имя Божие. К ним относится, братие, обличительное слово Самого Господа: вас ради имя Божие хулится в языцех ( Ис.52:5 ; Рим.2:24 ). Как и мы, братие, часто унижаем свое христианское звание! Именуемся мы православными христианами, а нередко уклоняемся от исполнения и учения Христова и постановлений православной Церкви Христовой. В этом упрекают нас и люди неправославные, отступники от веры и Церкви православной, разного рода сектанты. Они, по крайней мере по внешнему виду, отличаются трудолюбием, воздержностью и трезвенностию и упрекают православных за пьянство и праздность, невоздержность и т. п. Отчего это, братие, происходит? Без сомнения, в учении сектантов ничего нет такого, чтобы научало воздержанию, трудолюбию и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

8 . Ты увидел, какой совет дал апостол по своему милосердию, весьма опасаясь и трепеща за тех, кому мы наносим вред своей нерадивостью, и зная, что немалая опасность грозит тем, кто становится причиной нерадивости других? Поэтому, увещая всячески заботиться о добродетели других, он говорил: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Посмотри на величайшую строгость этого увещания. «Все, – говорит, – чем ты занимаешься и что совершаешь, пусть имеет этот корень и основание: стремление к славе Божией; и пусть ничто не исходит от тебя, что не имело бы этого основания». Итак, «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». 9 . Но что означают слова: «есть и пить в славу Божию»? Всякий раз, когда, сидя за трапезой, ты благодаришь Даровавшего [ее], когда выражаешь признательность Подателю, когда не пускаешься ни в какое житейское рассуждение, но с великим воздержанием исполнив нужду тела и избежав неумеренности и пресыщения, ты поднимаешься и благодаришь Ниспославшего эту пищу для нашего устроения, тогда ты сделал все во славу Божию. Ибо «едите ли, пьете ли, ...делаете ли что, все делайте в славу Божию». 10 . Взгляни, как в этой краткой фразе он охватил всю нашу жизнь. Ведь, говоря «делаете ли что», он заключил в одном слове всю нашу жизнь, желая, чтобы мы никоим образом не совершали дела добродетели, оглядываясь на человеческую славу. Кроме того, сказав: «делаете ли что, все делайте в славу Божию», он подразумевает и [нечто] иное: полностью воздерживаться от порочных дел и не творить ничего, что не приносит славы всеобщему Владыке 208 . Стало быть, если мы поступаем добродетельно, будем смотреть прежде всего на то, чтобы стяжать себе похвалу одного лишь Бога, и не будем придавать никакого значения людской славе; а если мы нерадивы, пусть это страшит нас и смиряет наш разум, я говорю о неподкупном суде, наступлении того страшного дня и том, что мы своим поведением навлекаем хулу на Бога. Итак, как о поступающих добродетельно сказано: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ), так и наоборот, послушай слова пророка: «Горе вам, ибо ради вас, ...имя Мое хулится у язычников» ( Рим.2:24 ; Ис.52:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Св. Амвросий Медиоланский, относя ко Христу слова ( Притч.8:22 ), по слич. с ними ( Ин.8:25 ), пишет: «Христос, называя Себя началом (principium), и то засвидетельствовал, что Он есть вечный Бог, открыл и то, что Он есть источник всякой добродетели, как Глава Церкви, по реченному: И Той есть глава телу, иже есть начаток, перворожден из мертвых ( Кол.1:18 )... Итак, начало нашего доброделания – Христос... ибо от Него проистекает всякая сила к добру, и потому, дабы мы обогащались добродетелями, дадеси нам Сын, егоже начальство бысть на раме Его ( Ис.9:6 )» 275 . Подобные изъяснения и соображения встречаются в писаниях св. Кирилла Александрийского : в книге о правой вере 276 , против Нестория 277 , в разговоре о воплощении Единородного 278 ; в писаниях св. Иоанна Златоуста 279 и друг. Указания на чистейшую святость Иисуса Христа: ( Лк.1:35 ; Мк.1:24; Дан.9:24 ; Ин.17:19 ; Мф.2:23 ; 1Ин.3:5 ; Кол.2:9 ; Рим.8:29 ; Евр.7:20 ; Ин.3:34, 8:28–29 ; 2Кор.5:21 ; 1Пет.2:22 ; Тит.2:11–14 ). О всеведении Св. Григорий Назианзин, указав на свидетельство Евангелиста о преуспеянии Иисуса Христа в премудрости, изъясняет оное без противоречия понятию о том участии Иисуса Христа в Божеском всеведении, которое даровано Его человечеству в самом воплощении Его. Так он говорит: «Христос, по сказанному, преспеваше как возрастом, так премудростию и благодатию ( Лк.2:52 ), не в том смысле, что получил в этом приращение (что могло стать совершеннее в Том, Кто совершен от начала?), но в том разуме, что сие открывалось и обнаруживалось в Нём постепенно» 280 Равным образом в изъяснении слов Христовых о неведении дня и часа суда (Мк.13:32) св. Григорий выражает мысль, что и по человечеству не иначе можно приписать Иисусу Христу незнание чего либо, как в отдельности человечества Его от Божества, различительно представляемой, тогда как человечество во Христе нераздельно, ипостасно соединено с Божеством, со времени вочеловечения Слова. Вот собственные слова его: «Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек, поколику только видимое может быть отделено от умопредставляемого» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 );   в Книге Иова описан апокалиптический «Орел», символ сознательных противников Божьих. Этот Орел – сам диавол. «И птенцы его пьют кровь: где пронзенные, там он» ( Иов.39:30 ). Птенцы Орла – порождение сознательного богоборчества, некогда слетелись к месту казни Пронзенного на кресте;   так было на Голгофе, так будет перед Вторым Пришествием Христовым: «где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ; Лк.17:37 );   «пронзение Мое» – в Псалме сказано от Второго Лица Пресвятой Троицы. Но тогда почему это «изменение десницы Вышнего»? В Книге Иова Господь сказал о диаволе: «Я сломал из-за него Устав Мой» ( Иов.38:10 ) – данный человеку для райской жизни. После грехопадения человека Боговоплощение стало необходимостью «нашего ради спасения». По человечеству Своему Христос был «пронзен» на кресте и умер 423 . В этом смысл пророческого стиха: «и Я сказал: пронзение Мое – изменение десницы Высшего». Далее говорится о борьбе Христа с диаволом и Его решительной победе: Пс.76:20             В море – путь Твой,                         и стези Твои – в водах великих,                         и [следы] пят Твои – не познаются. «В море путь Твой» – «неисследуемы пути Его» ( Рим.11:33 ). «Стези» – очень редкое слово ( Иер.18:15 ), нечто «текущее, протекающее», если в море, то это – «курс», который содержится только в уме того, кто ведет корабль. Господь – великий Лоцман (Кормчий). «В водах великих» – также: в водах многих. Каким «курсом» вел Творец сотворение, чтобы из первобытных вод возник этот видимый мир? «[Следы] пят» – букв.: «пяты» (ср. русское «идти по пятам»; аналогично в Песн.1:8 ) – «пяты Твои не познаются». О мистических соглядатаях сказано: «они стерегут пяты мои» ( Пс.56 /55:7). «Враги Яхве… поносят пяты помазанника» Его ( Пс.89 /88:52). Пята у человека – единственное уязвимое место от диавола:        у Богочеловека Его «пята» неуязвима, потому что Его «след пяты» и для ангельского ума падшего духа – «непознаваем»: гордый дух не мог познать Божьего смирения и жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

8 . Потом, по совершении духовной жертвы, бескровной службы, при той же самой жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, об утомляемых трудами и вообще обо всех, требующих помощи, молимся мы все и эту приносим жертву. 9 . После поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся святых отцах и епископах и вообще обо всех из нас, прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва. 10 . Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога. 11 . По окончании этого ту молитву, которую Спаситель передал ученикам Своим, читаем, с чистой совестью нарицая Бога Отцом и произнося: Отче наш, Иже еси на небесех (см. Мф.6:9 ). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились и были в крайней против Него злобе, такое даровал забвение оскорблений и причасти благодати, что и Отцом Его называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же те быть могут, которые носят образ небесного ( 1Кор.15:49 ) и в которых Бог вселился и ходит (см. 2Кор.6:16 ). 12 . Да святится имя Твое. Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но в согрешающих иногда оскверняется, по слову: Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников ( Ис.52:5 ; Рим.2:24 ). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010