А также из-за еретиков, которые, как язычники — руками, так они — словами, создают идолов, то есть одного — Бога, а другого — Христа. Поэтому, когда Бог объявил Себя Единым, Он заботился о Сыне, чтобы верили, что не от другого Бога пришел Христос, но от Того, Кто прежде сказал: Я Бог, и нет иного кроме Меня (Ис 45:5) 2 , и Кто показал Себя Единым, но вместе с Сыном, с Которым Он один распростер небеса (Ис 44:24). 19. Однако и эти слова Бога еретики используют в качестве довода в пользу Его единичности. “ Я один, — говорит Он, — распростер небеса ” (Ис 44:24). [Конечно, Он сказал это] потому, что Он один по сравнению с прочими [ангельскими] силами. Так Он заранее приготовил [противоядие] против умыслов еретиков 3 , которые утверждают, что мир был сотворен Ангелами и различными Властями, и Самого Творца объявляют Ангелом или кем-то иным, пришедшим извне для сотворения мира, не знающим [цели творения] и занимающим подчиненное положение 4 . Но если именно так следует понимать, что Он один распростер небеса , как превратно представляют себе эти еретики, будто бы Он единственен, тогда премудрость не сказала бы: Когда Он уготовлял небеса, я была там (Притч 8:27). И пророк Исайя не сказал бы: Кто уразумел ум 5 Господа, и был советником у Него? (Ис 40:13). Конечно же, пророк имел в виду [всех], кроме премудрости, которая была с Ним , и в Нем и была при Нем художницею всего (Притч 8:30) , не пребывая в неведении относительно того, что она творила. Он имел в виду [всех], кроме премудрости, то есть кроме Сына, Который, согласно Апостолу, есть Христос, Божия Сила и Божия премудрость (см. 1 Кор 1:24)  — единственный, Кто познал ум Отца. Ибо кто знает Божие, кроме Духа Божия, Который в Нем (1 Кор 2:11 ) 6 , а не Который вне Его? Следовательно, был Тот, Кто сделал Бога не единственным, разве только по сравнению с прочими [ангельскими силами]. Так [вместе с еретиками] придется отвергнуть и само Евангелие, которое говорит, что все было сотворено Богом через Слово , и без Него ничто не было сотворено (см.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

В 53-й гл. говорится о том, что Раб Господень возьмет на Себя «наши немощи» и будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53. 4-5); за это Он будет впосл. возвышен Богом: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53. 10-12). С самого начала христ. эры эти слова воспринимались как пророчество о Христе. Множество цитат и аллюзий присутствуют в НЗ (Мф 8. 17; Лк 22. 37; Ин 12. 38; Деян 8. 32; Рим 15. 21; 1 Петр 2. 22, 24; Мк 9. 12; Деян 2. 33; Рим 5. 19; Флп 2. 7, 9 и др.). Основные сложности возникают у интерпретаторов при определении того, кто именно подразумевается под Рабом Божиим в самом ветхозаветном тексте, до возникновения христианства. Само выражение   («раб Мой») встречается в Книге пророка Исаии много раз в отношении разных лиц. Так названы народ Израиля (Ис 41. 8-9; 44. 1-2; 44. 21; 45. 4; 49. 3) и верные служители Господа (во мн. числе:   YHWH - Ис 54. 17; 65. 13-15). В др. местах из контекста следует, что подразумевается индивидуальная фигура, возможно, так назван некий пророк или один из персидских царей - Кир, Дарий или Артаксеркс. Против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в ВЗ: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В Книге прор. Михея также содержатся обетования о восстановлении Израиля. Время жизни пророка относится, вероятно, ко 2-й пол. VIII в. до Р. Х., однако в книге есть немало речений, явно происходящих из более поздней эпохи - периода плена или раннего послепленного времени.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

   1) Господь Иисус Христос доказывал божественное происхождение Своего учения свидетельством Св. Писания. Естественно, это доказательство не может быть одинаково приложено к иудеям и язычникам. Одни думали чрез Писания иметь жизнь вечную, и им достаточно было указать на исполнение обетовании Божиих, чтобы они поверили. Другие не верили в божественное происхождение этих Писаний, и им следовало доказать подлинность свидетельства. Рассмотрим сначала, как Иисус Христос предложил это свидетельство иудеям. Писания свидетельствуют о Мне, — сказал Он. — Если вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, то их свидетельство должно прекратить все споры. Если это свидетельство благоприятствует Мне, — то оно яснейшим, неопровержимым образом доказывает Мое Божественное посланничество. Исследуйте писания от первой до последней строки, — и вы увидите, что они постоянно говорят о Мне. Не найдете вы обетования, которое не относилось бы ко Мне; не найдете откровения, которое не касалось бы Меня. Писание говорит: «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Ис. 45:25). Кто до Меня осуществил эту всеобщую надежду оправдания? «Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли, нет в Нем ни вида, ни величия» (Ис. 53:2). Неужели не узнаете вы в этом пророчестве Меня, вами презираемого? Бесславие, которым вы покрываете Меня, бесславие, возвещенное пророками, не есть ли печать Моего Божественного посланничества? «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя;... не возопиет, и не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42:1—3). В ком другом, кроме Меня, можете вы усмотреть это соединение милости и правды, смирения и суда? «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). Около кого теснятся бедные, несчастные, скорбящие? От кого ждут они научения и утешения? «Исследуйте писания;... они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Согласно Михе, народы устремятся в Йерушалаим, к Божьему дому не для того, чтобы захватить его ( Иоил.4 186 ; Зах.14:1–5 ), и не для того, чтобы принести туда свои богатства ( Ис.60:3–7, 9, 16–17 ), и не для того, чтобы возвратить домой иудеев ( Ис.49:22, 60:9, 66:20 ), и даже не для того, чтобы поклоняться YHWH и принять участие в Его празднике ( Зах.14:16 ). Они стекутся туда для того, чтобы научиться от Господа Торе ( Мих.4:2 ). …придут многие народы… В Йерушалаим. Ср. Зах.8:22–23 : «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать YHWH Ц е ваота в Йерушалаиме и умолять лице YHWH. Так говорит YHWH Ц е ваот: будет в те дни, уцепятся десять человек из разных народов, уцепятся за полу иудея, говоря: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Ср. Ис.45:14, 56:6–8, 66:23 ; Зах.14:16–19 . …и скажут: приидите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова… Скажут друг другу. Ср. Зах.8:20–21 : «Ещё будут приходить народы и жители многих городов. И пойдут жители один к другому и скажут: пойдём умолять лицо YHWH и искать YHWH Ц е ваота. Пойду и я!». Общение с YHWH, Богом Яакова станет целью всего человечества. Хотя гора Господня – не самая высокая в Йерушалаиме гора, на неё именно восходят, даже если спускаются с небес на вертолёте. Это восхождение (и на гору Господню, в дом Бога, и в Йерушалаим, и в Святую землю Исраэля вообще) – не столько физическое, сколько духовное: Храм, стоящий на этой горе, духовно возвышает её до небес. Глагол (восходить) – самый важный глагол паломнического словаря: ср. Иер.31:6 ; Зах.14:17 ; Пс.120 /119–134/133. …и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ср. Пс.25 /24:4. Раньше паломники восходили на Храмовую гору для того, чтобы праздновать Песах, Шавуот и Суккот, для того, чтобы совершать жертвоприношения и приносить обеты. В будущем они будут стекаться в дом Божий для того, чтобы научиться путям () и стезям () Его. Согласно МТ, учить народы будет сам Всевышний: Бог Яакова станет Учителем всех людей. А согласно кумранскому тексту Йешайяну ( Ис.2:3 ) и согласно LXX, учить (, hifil – от этого же корня происходит слово Тора) языческие народы будут иудеи. LXX: δεξουσιν μν τν δν ατου (они покажут нам путь Его). Иудеи станут учителями всего человечества. Наученные ими народы оставят свои суеверия и заблуждения, примут Божественное учение и станут народом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании (версия для печати)/Православие.Ru Обращение Митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа на 45-ом епархиальном собрании Православие.Ru , 5 октября 2001 г. Возлюбленное духовенство Уважаемые члены Попечительского совета, Дамы и господа: Шесть лет назад мы праздновали с вами новое столетие в жизни нашей Североамериканской епархии. В этом году мы входим в третье Христианское тысячелетие. Тема, которую я выбрал для нашего первого в этом тысячелетии собрания – цитата из книги Откровения: «се, творю все новое». (Откр. 21:5). Автор Откровения продолжает его эсхатологическую тему: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…». Если кто-то из вас не знает, Эсхатология является областью богословской науки, занимающейся проблемой Апокалипсиса – событиями, которые должны будут произойти при кончине мира и всего человечества. Книга Откровения уникальна в своих эсхатологических акцентах. Некоторые пророки Ветхого Завета указывали на подобные вещи. Так, у пророка Исаии мы читаем: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю…» (Ис. 65:17-18). Все это указывает нам на то, что Господь Бог наш – это Альфа и Омега, начало и конец всего, - Он Вечный Творец, Который был вчера, есть сегодня, будет завтра и пребывает вечно. Эсхатология как отрасль христианского богословия очень трудна для понимания. Даже свв. Отцы Церкви не брались глубоко и широко освещать данный вопрос. Поэтому, вместо объяснения эсхатологического аспекта выбранной темы, я постараюсь остановиться на вопросе космологии нового сознания, нашедшего отражение в апостольских посланиях, особенно в книгах св. ап. Павла. В посланиях св. апостола Павла нашли отражение наиболее значительные события человечества. Христос – новый Адам, несущий в себе обновление всего мира. Во втором послании к Коринфянам ап. Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). В первой главе Евагелия от Иоанна мы находим: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Пророк Иеремия говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами…» (Иер. 31. 31-32).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Отметим, что Анна не спрашивает о поступках Иисуса, например, об изгнании торгующих из храма или об исцелениях. Он задает вопрос «об учениках и учении». Почему его могли интересовать ученики Иисуса? Очевидно, он опасался, что у Иисуса много учеников. Это же опасение было в свое время высказано на совещании у первосвященников и фарисеев: Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом ( Ин.11:48 ). Что же касается учения Иисуса, то интерес к нему у Анны объясним: об Иисусе было давно известно, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу ( Ин.5:18 ). Одного этого было достаточно для того, чтобы обвинить Его в богохульстве. В ответе Иисуса первосвященнику (Я говорил явно миру… и тайно не говорил ничего) некоторые ученые видят реминисценцию слов пророка Исаии: Ибо так говорит Господь... Не тайно Я говорил, не в темном месте земли... ( Ис.45:18–19 ). 289 Другие видят в этом указание на отличие Иисуса от учителей и раввинов Его времени, преподававших тайные, эзотерические учения в приватной обстановке небольшим группам своих последователей. 290 И в начале, и в конце рассказа евангелист упоминает о том, что Иисус был связан. Возможно, этим обстоятельством, а также усталостью после бессонной ночи, наполненной тяжелыми переживаниями и молитвой до кровавого пота, объясняется нежелание Иисуса отвечать на вопрос бывшего первосвященника. Может быть, Он понимал бессмысленность и ненужность разговора с человеком, который все равно ничего не решает. Но над всеми этими сопутствующими обстоятельствами стоит твердое нежелание Иисуса оправдываться: Он хочет быть осужденным, потому что Его цель заключается не в том, чтобы выжить, но в том, чтобы умереть. В какие- то минуты этой долгой ночи Он еще думал о возможности избежать чаши страданий, молился об этом, но теперь Он тверд и непоколебим в Своем намерении дойти до конца и исполнить волю Отца. Почему слуга ударил Иисуса? Кирилл Александрийский выдвигает гипотезу о том, что ударивший был из числа тех луг, которые «опечалили начальников», когда вместо того, чтобы привести Иисуса связанным, вернулись со словами изумления: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Первосвященники тогда ответили им: Неужели и вы прельстились?.. Но этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:45–49 ). Теперь же один из этих служителей, обвинявшийся первосвященниками в том, что уважает Христа, «отклоняя от себя подозрение в благорасположении к Нему... останавливает речь Христа пощечинами». 291

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поздравление митрополита Тихона (Шевкунова) читателей «Вольного Странника» с Рождеством Христовым Главный редактор издательства Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон (Шевкунов) поздравил читателей со светлым праздником Рождества Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 484 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 11 января 2021, 11:33 Спаси ,Господи,Вас Владыко Тихон и всю вашу братью. Уже почти год как на весь мир обрушилась смертельная зараза. И сейчас у нас нет такой возможности часто посещать храмы. Я постоянно передаю записки в ваш монастырь о здравии и об упокоении. Всегда знаю, что все будет исполнено и Господь не оставит нас благодаря вашему участию. Спасибо всем вам за вашу службу и ваши молитвы. Сергиево Посадский район, г. Хотьково. Галина И. 10 января 2021, 10:17 Драгоценный Владыка, мира и радости Вам во Святом Духе на многие лета! Берегите себя Христа ради, мы Вас любим! " Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламень не опалит тебя " (Ис. 43,2)! С праздником и попразднством Рождества Христова Вас и всех Ваших сподвижников на ниве Божией, на передовой духовного фронта! " Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей " (Ин. 10,28). Ну а нам дай Бог не сломаться, не выйти из убежища Его и не сказать: " Вот я, Господи,...пошли другого! " (Исх.3-4). Претерпевши все, да будем радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения нашего! анна 8 января 2021, 17:45 Спаси Господи владыку Тихона за Веру, Надежду и Любовь!!! рб. МАРИНА 8 января 2021, 08:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКУ ТИХОНА И ВСЕХ ЕГО ПОМОЩНИКОВ И СОРАТНИКОВ ! ПУСТЬ НЕ ОСКУДЕВАЕТ В СЕРДЦАХ ЛЮДСКИХ ЛЮБОВЬ !!!! галина гурьевна 7 января 2021, 19:48 Спаси Господи, дорогой Владыка за жизнеутверждающее поздравление. Вашему рыжему " Владыке " привет от кошачьих послушников. рБ Марина 7 января 2021, 18:45 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ТИХОН!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/136610.html

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Каковы же наказания 48 , которые Бог установил для них. Это проклятия и печали, как Он говорит это через Амоса и Исаию: горе [вам], рукоплещущие звуку свирелей, думающие, что это длится вечно, а не кончается 49 , пьющие отборное вино и мажущиеся лучшими ароматами (Ам., гл. 6); горе [всим], под звуки гуслей, цитры, тимпанов и свирелей вино пиющие ( Ис.5:12 ). Это гневы Божии, по которым радости таковых превратятся в печаль; песни их преложатся в слезы и рыдания; игры и лиры их и пляски их обратятся [в противоположное] и станут плачем и воздыханиями; это звучит через уста Иова: гусли мои обратились в плач, а песни мои у меня в рыдание 50 ( Иов.30:31 ), и через уста Иезекииля: и прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен ( Иез.26:13 ), через уста Иеремии: прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетования ( Иер.5:15 ), и через Маккавеев: и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак.3:45 ). Сказать мне и о других, больших наказаниях, которые определяет для них Бог ? Те, кто пребывают в играх, плясках, песнях и гулянках, предаются Богом в руки врагов, неверных, нечестивых, пленяются и умирают от голода и жажды. Так говорит Бог устами пророков Исаии и Амоса: Поэтому народ мой пойдет в плен, и будет множество мертвых из-за голода и жажды водной ( Ис.5:13 ); за то ныне будут они пленены князьями сильных ( Ам.6:6 ); как [мне] кажется, в этом состоит причина и основание, по которым и мы, христиане, оказываемся плененными и теперь находимся под игом рабства неверным – именно из-за таковых и других подобных им неуместных дел наших. Последнее же, самое последнее наказание, которое получают играющие, пляшущие и поющие, бывает тогда, когда они, если не перестанут [от таковых дел] и не покаются и не примут правила, какие определил выше Василий Великий , но умрут нераскаянными, они после смерти совершенно точно идут в ад и мучаются. Это говорит Бог через Исаию, [а именно,] о чем мы уже сказали [в начале]: и расширил ад утробу свою и раскрыл пасть свою, чтобы не пропустить [никого] ( Ис.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010