И в настоящей войне, конечно, немало уже погибло великих людей, на которых много возлагалось светлых надежд, но которые пали и никогда уже не встанут. Если же и великие и сильные мира сего не могут устоять и спастись от бури невзгод своими, увы, все же слабыми силами, то что же сказать об обыкновенных смертных? Вот почему никогда не следует забывать, что единственно верный Помощник нам – один Всемогущий Бог . Оп возвышает и унижает, спасает и уничтожает кого хочет; великие и малые – все в Его мощной деснице. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому ( Ис.40:22–24 ). Напрасно же восстают на Него люди, напрасно гордые сыны человеческие составляют против Него свои замыслы: Господь посмеется им ( Пс.2:4; 58:9 ), – но те, которые боятся Его, не упадут, и надеющиеся на Него не посрамятся. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся ( Ис.40:29–31 ). Но в настоящее время нам нужна особенная молитва о помощи Божией по причине не одной только опасности от внешней войны, но и ввиду внутреннего неустройства, вызывающего много серьезных и неотложных преобразований... Рескриптом 18-го февраля Государю нашему было угодно выразить свою державную волю, чтобы «с Божией помощью отныне привлекаемы были достойнейшие, доверием народным облеченные и от населения избираемые люди к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений». Вот идут сейчас подготовительные работы для осуществления этой царской воли, и недалеко уже время выборов тех лучших людей, на которых Государь возлагает так много надежд, как на сотрудников в великом деле народоправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

« Ибо Бог — велик Господь и Царь велик по всей земле » (ст. 3). Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил поражение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплотных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть « велик Господь и Царь велик »: как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усыновляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т. е. праведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благочестивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представлении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, поскольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: « Я поставил тебя Богом фараону » (Исх. 7:1). « В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же » (ст. 4). Назвав Бога великим, пророк естественно говорит о величии, — не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: « Он есть Тот, Который восседает над кругом земли » (Ис. 40:22), и еще: « взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12). « Ибо Его — море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали » (ст. 5). Назвав стихии, пророк указал естественно и на то, что содержится в стихиях. Поэтому, путешествуем ли мы по морю, возделываем ли землю, — зная, кем они созданы и кому принадлежат, — будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага, славословя Его не словами только, но и делами. Как же именно? « Приидите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас » (ст. 6). Поклонимся, как рабы, припадем, как нуждающиеся в Его помощи, восплачем, как грешники, могущие не иначе получить Его покровительство, как по Его милосердию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Иоанн, отрицая, что он есть Илия, или не сознавая, что он есть Илия, предшествующий Господу, по-видимому прежде всего отстраняет мнение Иудеев о том, что Илия восстанет или придет в том же образе и плоти, каким он был при Ахаве Израильском. Но этим не уничтожается тожество его по «духу и силе» ( Лк. 1:18 ) с Илией. Засим в сближении Иоанна с Илией, сделанном Господом, есть тайна, которую мы вполне уразуметь не можем. На второй вопрос, сделанный Иудеями «пророк ли еси?» – Иоанн опять отвечает отрицанием. Но по-видимому вопрос Иудеев относится не к пророческому дару вообще, а к известному месту Второзакония ( Втор. 18:18 ), в коем говорится (о Мессии) что «Господь глаголет: Я воздвигну им пророка из среды братьев их:, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Вследствие того, что Иоанн видит тайную мысль их, что они в сущности второй раз спрашивают его, не Мессия ли он, т. е. не тот ли он пророк, о котором предсказывал Моисей и который будет говорить именем Господним, – он отрицается, говоря ни; т. е. я не тот пророк, о котором вы думаете. Ин.1:22 . Реша же ему: кто еси, да ответ дамы пославшим ны что глаголеши о тебе самом? Ин.1:23 . Рече: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исайа пророк. Ответ Иоанна Крестителя заключает в себе третий стих главы 40 пророка Исайи, и к первым пяти стихам этой главы должны мы обратиться, чтобы уразуметь все значение ответа Иоанна. Мы должны обратить внимание, что в главах 40–42 и в особенности в первых стихах сорок второй главы ясно раскрывается пришествие Мессии и самый образ, в котором Он явится среди народа своего. «Се Отрок Мой, егоже изволих, возлюбленный Мой, нань же и благоволи душа Моя: положу дух Мой на нем и суд языком возвестит: Не проречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа его. Трости сокрушенны не преломит и льна внемшася не угасит: Дóндеже изведет в победу суд. И на имя его языцы уповати имут. ( Ис. 42:1–4 ). И еще яснее об уничиженном образе, в котором Господь приидет и о страданиях Мессии за грехи людей в Ис. 53:1–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Никаким образом не можем приобрести и степенной благопристойности, уважаемой и у людей этого века, хотя бы мы по родовому преимуществу считались благородными и честными, ибо муж ярый неблагообразен (Притч 11, 25); никак не можем приобрести и зрелости совета, хотя кажемся важными и обладающими высшим знанием, ибо острояростный без совета творит (Притч 14, 17); не можем быть спокойны от вредных смущений и избегать грехов, хотя бы другие и вовсе не делали нам беспокойств, ибо вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю; человек… вспыльчивый много грешит (Притч 15, 18; 29, 22). глава 2 О тех, которые говорят, что гнев не вреден, если гневаемся на согрешающих, потому что и о самом Боге говорится, что гневается Мы слышали, что некоторые стараются извинить эту гибельную болезнь души, превратно толкуя Св . Писание, хотят умалить ее, говоря, что не вредно, если мы гневаемся на согрешающих братьев; даже о самом Боге говорится, что Он гневается на тех, которые не хотят знать Его или, зная, презирают, как говорится: воспылал гнев Господа на народ Его (Пс 105, 40); или как пророк молится, говоря: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня (Пс 6, 2). Не понимают они того, что, желая предоставить людям повод к смертоносному пороку, они Богу, источнику всякой чистоты, оскорбительно приписывают страсть. глава 3 Какие действия человеческие приписываются Богу Если это, когда говорится о Боге, понимать в чувственном, грубом, буквальном значении, то выйдет, что Он и спит, как говорится: восстань, что спишь, Господи! (Пс 43, 24); в другом месте говорится: не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс 120, 4); Он стоит (1 Цар 3, 10; Амос. 9, 1), и сидит, когда говорит: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис 66, 1). Он меряет небо падью, и землю заключает в горсть (Ис 40, 12); хмелеет от вина, когда говорится: как бы от сна воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином (Пс 77, 65), который один имеет бессмертие и живет в свете неприступном (1 Тим 6, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Рай, как образ цветущей земли, физического благоденствия, праведной жизни, постоянно присутствует на страницах Б. Он содержит в себе противостояние пустоте и разрухе, бесплодности и безжизненности. Пророк Исайя возвещает: «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» ( Ис.51:3 ). У пророка Иоиля «земля как сад Едемский» противопоставлена «опустошенной степи» ( Иоил.2:3 ). Пророк Иезекииль сравнивает Ассура (страну Ассирию и ее народ) с деревьями эдемскими в саду Божием (см. Иез.31:8, 9, 16, 18 ), подчеркивая тем самым величие и процветание этой земли. Царь Тирский, о котором Господь говорит: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Едеме, саду Божием…» ( Иез.28:12–13 ), встав на путь беззакония, потерял, как и прародители, рай — дарованное ему благоденствие. Понятие «рай» может использоваться и в другом значении. Так, в книге Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» ( Сир.40:17 ). Страх же перед Господом, т.е. верность Его установлениям, — «как благословенный рай» ( Сир.40:27 ). О прощенных Господом пророк говорит: «…душа их будет как напоенный водою сад…» ( Иер.31:12 ). В обетованиях нового мира и новой жизни, которые содержат книги пророков и Откровение Иоанна Богослова, возникает образ грядущего рая (см. Ис.2:4,11:6–9, 25:69 ; 35; 51:3, 65:18–25; Иер.31:13, 23–26 ; Иез.36:35, 47:12 ; Дан.12:2 ; Ос.2:20, 23 ; Иоил.3:18 ; Ам.9:13 ; Откр.21:9–27, 22:1–5 ). Текст Б ., в отличие от всего круга христианской литературы, апокрифов, устной традиции, не дает развернутого и конкретного описания рая как места посмертного обитания души. В упоминаниях рая небесных сфер нет конкретности, это, скорее, пространство, где происходит соприкосновение с истиной, благодатью, сущим. Иисус обещает разбойнику, распятому рядом с Ним: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Апостол Павел говорит, подразумевая себя: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Раскрыть (разинуть) пасть

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Таковы, в общих чертах, те мысли, которые проводились в речах адвентистских проповедников на собраниях всех конференций. Следует при этом отметить, что истолковательные приемы некоторых проповедников поражали своей крайней наивностью. Так, один из проповедников доказывал в своей проповеди, что адвентизм существовал уже во времена Адама, ссылаясь на послание ап. Иуды ст. 14–15, где сказано: «О них (т. е. нечестивых) пророчествовал Енох седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых ангелов своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Если Енох пророчествовал о будущем пришествии Господнем, то он был адвентист. А так как он родился за 300 лет до смерти Адама то, стало быть, адвентизм существовал во время Адама. Другой проповедник (Фицгеральд) разрешил проблему обитаемости небесных миров, на основании слов пр. Исаии: «Он (Бог) распростер небо, как тонкую ткань, и раскинул его, как шатер для жительства» ( Ис.40:22 ). «Астрономы, говорил он, насчитывают до 40 миллионов небесных светил. Они ломают голову над вопросом о том, населены ли эти светила. Но Библия дает на это ясный ответ». Проповедник полагал также, что жители прочих миров исполняют заповеди Божии; одна только земля пала, как заблудшая овца, и только на землю приходил Спаситель для искупления людей. Третий проповедник находил, что Библия предсказала даже электрические трамваи, как знамение последнего времени. Так, пророк Наум говорит: «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях, блеск от них, как от огня; сверкают, как молния» ( Наум.2:5 ). По мнению проповедника, эти колесницы суть ничто иное, как наши электрические трамваи. Наконец, проповедник из г. Омска Г. К. Лебсак, говоря об успехах адвентистской миссии в Сибири, и в частности в Тобольской губернии, доказывал своим слушателям, что адвентистская миссия в Тобольской губернии предуказана пророком Исаией в словах: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою» ( Ис.66:19 ). Тубал, упоминаемый в этом стихе, есть по мнению проповедника, Тобол, Тобольская губерния. Таким образом, пр. Исаия предсказал, что в «последнее время» Евангелие будет проповедано в Тобольской губернии 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

178 Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его» ( Ис.66:1 ), – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью» (ср. Ис.40:12 ), – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты» ( Пс.138:8 )? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что кажущееся нам непостижимым Бог для тех, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим» (ср. Ин.14:23 ). Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где–то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них» (ср. Чис.11:25–26 ). 181 Сказанное: «Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» ( Деян.7:49 ; ср. Ис.66:1 ), – показывает, что говорится не о чем-то воспринимаемом чувствами, но об этих божественных умах. Или и так: Бог захотел показать, что божественное неописуемо. И иначе, – что среди самих слушавших Его не было Богу места для покоя из-за их неверия, как говорит в Евангелиях Господь: «Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). 182 Трисвятой гимн и голос, славословящий Бога от «места Его» (ср. Пс.102:22 ), не только, говорит он, показывают, что и меньшим чинам предоставляется познавать и воспевать Бога, но вдобавок к этому и нечто иное означают. Это делает ясным речение, гласящее: мы говорим, что триипостасный Бог есть Единица и Монада и что Он промышляет всем, от первых до последних земли, всех содержа нерасторжимо, не телесно то есть удерживая, но божественным промыслом сверхсущественно. А что Он – Единица и Монада, и Евагрий непреподобный во второй сотице, в главе третьей, говорит так: «Сам Он есть Монада, поскольку Божество просто и нераздельно. Того ради – Монада, что монада, говоря языком арифметики, проста и несложна. А Единица – потому что Святая Троица едина в Себе по природе и всех приближающихся к Ней единит, согласно сказанному в Евангелиях: «Да будут они едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

В своем месте мы обратим еще раз внимание на указанное деление. Обращаясь затем к предлежащей главе 40-й, мы видим, что, продолжая мысль главы XXXV настоящая глава раскрывает, как совершится обещанное в главе XXXV. Когда правда Божия получит удовлетворение за неправды Израиля, тогда наступит время появления Пастыря. ( Ис. 40:2,9–11,22–31 ). 1 . Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 2 . говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Слова эти: утешайте! как указывают комментаторы, обращены не к одному пророку Исаии, а ко всем последующим пророкам. В греческом и славянском текстах второй стих, обращенный к тем же лицам, к которым обращен и первый стих, называет их Иереи или Священники. В таргумах, (по указанию Sp. Comment.) воззвание обращено ко многим пророкам. Очевидно, что в ближайшем смысле пророчество первых двух стихов может быть объяснено обещанием возврата из плена Вавилонского, о котором объявлено Езекии. Но мы уже не раз видели, как пророчества об исторических событиях, ближайших к пророчеству, предсказывают вместе с тем более далекие и более важные, – по священному характеру своему, – исторические события, точно также, как и ближайшие события служат преобразованием величайшего события искупления человеческого рода кровию Богочеловека. Возврат из плена с его радостью избавления от гнета инородцев прообразовал избавление человека от власти сатаны и радость свободы славы чад Божиих. Слова „утешайте“ связуются в книге Исаии с пророчеством Ис. 12в котором сказано: „Славлю Тебя Господи!... Ты утешил меня“. Напомним, что великое славословие XII главы заканчивается словами: „веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев!“ И в XL главе утешение несет Сам Господь (ст. 10–11): „Вот Господь Бог грядет с силою.... как Пастырь Он будет пасти стадо Свое“. Во втором стихе милосердые слова Господа, долженствовавшие тронуть сердца жителей Иерусалима, несут мир и будущим поколениям: тот мир, о котором вещали Ангелы Божии при Рождестве Христа Спасителя нашего. Время борьбы, в обширном смысле, объемлет и обозначает весь ветхозаветный период, когда Израиль обуреваем был не только внешними нападениями, но еще внутренними язвами, растлением сердца, колебавшагося между верою в откровение и постыдным идолопоклонством, между Богом завета и любви и князем мира языческого. Много грехов и неправды было среди Израиля, но Господь видит и его страдания и страдания всего человечества и зачитает не только народу избранному, но и всему человечеству его тоску и страдания за грехи его, взыскивая их не с человека, а с Богочеловека. ( Ис. 53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

( Ис.45:9 )? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет ( Ис.29:16 )? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его не исследим (Там же, Ис.40:27,28 )? Ответ, какой дают св. писатели Ветхого Завета на такой трудный для новейшей философии вопрос о личности божества очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в Творце, что существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста и только школьная диалектика затемняет ее сложными и запутанными, искусственными комбинациями. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12,17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор.4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу, и народ боялся, чтобы огонь не пожрал его ( Втор.5:5, 24, 25 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 . Лев.10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть без того, чтобы не умереть. ( Исх.33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ). Но и символ огня и страх пред Иеговою у евреев имели свое особое, характерное и высокое значение. Поядающая сила огня указывала на чистоту божественного существа, в сравнении с которым все не чисто, все примрачно; даже, как говорила книга Иова, решающая вопрос о человеческой добродетели и о награде за нее, – само небесное воинство, представителем которого служило звездное небо ( Иов.4:18 ) (IV,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010