Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дан.9:15 . И ныне, Го­с­по­ди Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явив­ший славу Твою, как день сей! согрешили мы, по­ступали нечестиво. Дан.9:16 . Го­с­по­ди! по всей правде Твоей да отвратит­ся гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в по­ругании у всех, окружа­ю­щих нас. Дан.9:17 . И ныне услы­ши, Боже наш, молитву раба Твоего и моле­ние его и воз­зри светлым лицем Тво­им на опустошен­ное святилище Твое, ради Тебя, Го­с­по­ди. Дан.9:18 . Прикло­ни, Боже мой, ухо Твое и услы­ши, открой очи Твои и воз­зри на опустоше­ния наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы по­вергаем моле­ния наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое мило­сердие. Дан.9:19 . Го­с­по­ди! услы­ши; Го­с­по­ди! про­сти; Го­с­по­ди! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем». За исповеданием грехов народа и достойно ниспосланного за них наказания следует мольба о помиловании страждущего Израиля и прекращении плена. Эту просьбу пророк обосновывает прежде всего на великом деле освобождения евреев из Египта, как таком деле, через которое Господь утвердит заключенный с Авраамом завет за семенем его ( Исх.3:6 ). Ради же этого завета Господь неоднократно спасал Свой народ ( Пс.105:45–47 ; ср. Втор.9:26, 28 ). Другим основанием к мольбе пророка является тот факт, что из-за грехов народа находится в поругании Иерусалим ( Дан.9:16 ), на котором наречено имя Божие ( Дан.9:18–19 ). Но ради имени Своего Он не раз отлагал гнев Свой, ибо не допускает нарекания на него и ради Славы Своей удерживал Себя от истребления жестоковыйного народа ( Ис.48:9–11 ; ср. Чис.14:13–17 ; Втор.9:26, 28 ). Дан.9:20 . И когда я еще говорил и молил­ся, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и по­вергал мольбу мою пред Го­с­по­дом Богом мо­им о святой горе Бога моего; Дан.9:21 . когда я еще про­должал молитву, муж Гавриил, которого я видел пре­жде в виде­нии, быстро при­летев, коснул­ся меня около време­ни вечерней жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

А Книга Судей природу правды полагает в том, что она может посрамлять словом; по-русски: никто не имел власти, по-славянски: не было посрамляющего словом ( Суд.18:7 ). Стыдиться наказания и слова — таково отношение ко всякой власти семейной (Ев.12:9), как и Книга Чисел говорит о власти отца усрамить дочь ( Числ.12:14 ), ко всякой власти общественной, гражданской ( Суд.18:7 ) и духовной. От слова пророка Елисея Азаил дошел до посрамления и смятения ( 4Цар.8:11 ). Поэтому осуждаются те, кто не устыдились слов пророка Иеремии (2Ез.1:47). Апостол говорит о духовной власти, как не знающей стыда при наказании, т. е. при посрамлении ( 2Кор.10:6 ). И то же говорит Иисус сын Сирахов о судье, который не должен заслужить стыда при защите правды ( Сир.7:6 ). Стыд относится к власти человеческой и божественной. «Меня ли не боитесь и не стыдитесь» Творца и Вседержителя, [повеление] Которого не могут переступить волны моря ( Иер.5:22 ). И Евангелие под образом стыда перед сыном царя говорит о стыде перед Сыном Божиим ( Мф.21:37 ; Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред собранием и народом ( Сир.41:22 и 42:11), как и Иов говорит о стыде пред народным множеством ( Иов. 31:34 ). И наконец, Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред товарищем, и другом, и соседом ( Сир.41:24 ). И все, что Господь делает для наказания стыдом и избавления от стыда, связано с правдой Божией. И только при познании этой карающей и наказанием спасающей правды возможен покаянный стыд. Иеремия говорит: «Иерусалим сделался мерзостью», т. е. сделался предметом стыда. «праведен в этом наказании Господь, ибо я был непокорен Слову Его» (Плач Иер.1:17–18 ). Те, которые не были покорны, т. е. не имели стыда перед словом правды Его, наказаны стыдом перед врагами, и этим наказанием приводятся к стыду перед правдой Божией. И еще говорит Исаия: «Когда судьбы Божии совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде», и это названо далее стыдом грешника в наказании «Увидят ненавидящие народ Твой высокую руку Твою и устыдятся» ( Ис.26:9–11 ), т. е. посрамление неправды правдой Божией есть путь к торжеству правды на земле. Отсюда и Псалмопевец прославляет правду Божию, когда постыдятся злые и гордые ( Пс.34:26–28 ) и когда «постыдятся и посрамятся ищущие зла мне» (70:24), когда те, которые радовались несчастию праведника, устыдятся, видя, что возрадуется праведник, желающий правды рабу Божию ( Пс.34:26–27 ). И еще: «Когда Я помогу тебе и поддержу тебя десницей правды, тогда будут в стыде и посрамлены все раздраженные против тебя» ( Ис.41:10–11 ). И то же в псалме: «Ненавидящие меня устыдятся, потому что Ты, Господи, помог и утешил меня» (85:17), и третий пророк говорит: Когда «Господь выведет меня на свет, увижу правду Его. Увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» ( Мих.7:9–10 ) 85 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

2Пар.32:31 .  Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог , чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце. В этом стихе 2 книга Паралипоменон указывает иную причину посольства к Езекии от вавилонского царя, чем какая названа в ( 4Цар.20:12 ) и ( Ис.39:1 ) (слух о бывшей болезни Езекии и последовавшем исцелении его), именно: «спросить о знамении бывшем на земле», т.е. о совершившемся при исцелении Езекии астрономическом чуде ( 4Цар.20:11 ; Ис.38:9 ), или, по другому объяснению (Grotius, Philippson), о совершившемся факте чудесного поражения войска Сеннахирима (ст. 26). Последний мотив наиболее отвечал политическим видам вавилонского царя, в то время недавно отложившегося от Ассирии, сделавшегося самостоятельным и враждебным Ассирии и, естественно, интересовавшегося поражением царя ассирийского в Иудее, с которою он желал вступить в политический союз против Ассирии (cp. Phillipson. Die Israelische Bibel, Bd. II, s.s. 680, 757). Ho в сущности все три мотива могли объединяться в отправлении Вавилонского посольства. 2Пар.32:32 .  Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка, и в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.32:33 .  И почил Езекия с отцами своими, и похоронили его над гробницами сыновей Давидовых, и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима. И воцарился Манассия, сын его, вместо него. Подробное описание царствования Езекии, как и прадеда его Озии ( 2Пар.26:22 ), дано было в особом произведении пророка Исайи, откуда извлечения сохранились в его пророческой книге ( Ис.36–39 ), в 4 книге Царств, главы ( 4Цар.18–20 ) и 2 Паралипоменон главы ( 2Пар.29–32 ). Погребен был Езекия с великою честью «над гробницами сыновей Давидовых» (ст. 33), LXX: ν ναβσει ταφων υιν Δαυιδ, сл.: «на восходех гробов сынов Давидовых», т.е. в верхнем ярусе погребальных ниш фамильного склепа иудейских царей династии Давида (см. «Толковую Библию», т. II, стр. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 409. Обещание, данное при крещении, должно нас, христианин, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен был: мы, отрекшись от сатаны и всех дел его, обещали Богу «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» ( Лк.1:75 ). Бог нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещал. Бог верен пребывает: служащих Ему содержит в милости, должно и нам обещание свое помнить и хранить, и верными быть Господу Богу нашему, и служить Ему чистым сердцем. Если же не сотворим этого, то должниками явимся перед Ним, следовательно, и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были. Не сохраняет обещания и веры своей Богу не только тот, который устами отрекается от Него и обращается к идолам, но и тот, который повелений и заповедей Его отрицается и не служит Ему, кто служит греху, как выше сказано. Поэтому не только отрицания устного, но и сердечного, которое через грех и беззаконие бывает, беречься должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по подобию блудного сына, возвратиться к Небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святого, то есть Святой Его Церкви, не отлучать себя беззаконным житием, дабы праведному Его суду и гневу вечному Его не подпасть. § 410. Высокое и великолепное именование Святой Церкви, в которой находятся христиане, поощряет их уклоняться от греха и прилежать благочестию. Святая Церковь называется апостолом домом Божиим, Церковью Бога Живаго ( 1Тим 3:15 ). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по учению апостола: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Этот дом создали по лицу всей земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, апостолы святые; очищен и освящен он Кровью Единородного Сына Божия ( Еф.5:25–26 ); входят в него верою и крещением живущие в нем. В этот дом собрались и собираются народы многие, говоря: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его» ( Ис.2:3 ). Называется и град Божий, о котором воспел пророк: «Основания его на горах святых» ( Пс.86:2–3 и проч. до конца). «Бог основал его навеки» ( Пс.47:9 ); «Бог посреди его, и не поколеблется: поможет ему Бог с раннего утра» ( Пс.45:6 ). Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис.52:1 ), но ходят в нем «люди, хранящие правду и хранящие истину, приемлющие истину и хранящие мир» ( Ис.26:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ис.5:28 . стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его – как вихрь; Ис.5:29 . рев его – как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. Ассирияне действительно отличались неутомимостью в походах и уменьем пользоваться всеми средствами военного искусства. Ис.5:30 . И заревет на него в тот день как бы рев раз­ъярен­ного моря; и взглянет он на землю, и вот – тьма, горе, и свет по­мерк в облаках. «Вот тьма». Этими словами изображается то впечатление, какое будет произведено на иудеев нашествием могучих и многочисленных, ходивших с большим шумом (как шум моря) ассириян. Критики довольно единодушно делят пятую главу на три части: 1–7, 8–24 и 26–30. Первая часть сохраняет известный ритм на всем своем протяжении. 1 стих – 1-я половина 1 стих – 2 половина 2 ст. 3 стих – 4 стих 5 стих – 6 стих 7 стих Надписание: 1 строфа – в 4 полуст. – 2, 2 2 строфа – в 4 полуст. – 2, 2 3 строфа – из 6 полуст. – 3, 3 1 и 2 строфа – по 2 полуст. – 2, 2 Песнь эта составлена, вероятно, немного спустя после появления предыдущих речей пророка, около 735 г. Вторая часть не возбуждает в общем серьезных возражений в отношении своей подлинности, хотя критика почти единодушно считает 15 и 16 ст. вставкой, которая могла бы быть помещена ниже, так как содержание ее слишком общее и не подходит к перечислению частных наказаний, начавшемуся в 14-м стихе. 17-й ст. также, по Condamin " у, следовало бы поместить после 10-го, как более подходящий к нему по своему содержанию. Строфы в этой части, явившейся также, вероятно, около 735 г., можно распределить таким образом: 8–10 и 17 стих – 1 строфа – 2, 3, 3 11–14 стих – 2 строфа – 3, 3, 2 18–23 стих – 3 строфа – 3, 3, 3 Что касается третьей части, то Condamin предполагает, что она первоначально имела другое место – именно ст. 24–25 после 9 гл. 16 ст. и ст. 26–30 – после 8 гл. 20-го ст., так как они более подходят по своему содержанию к тем отделам. Но означенный критик не представляет других, более убедительных, оснований для своей гипотезы, сказанного же весьма недостаточно для совершения такой перестановки.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 15. Этот стих предполагает, что Иерусалим уже разрушен. Ст. 16. ...устрашатся народы – ср.: Ис. 59:19 . Святые отцы относят слова этого стиха к Господу нашему Иисусу Христу. Ст. 17. Этот стих можно понять как пророчество о восстановлении Иерусалима после вавилонского плена и как пророчество о Церкви христианской. Ст. 21. Под пленниками св. отцы понимают людей, подчиненных греху, под сыновьями убитых отцов –тех, кто погибал от грехов своих. Ст. 23. Видение будущего, восстановленного, Иерусалима как центра притяжения для всех народов постоянно встречается у Пророков (см.: Ис. 60:3–5 ; Мих. 7:12 ; Зах. 14:16 ). Святые отцы понимают под царями в этом стихе апостолов. Ст. 26. ...сотворил – букв. «утвердил, основал». Ст. 26–28 цитируются апостолом Павлом (см.: Евр. 1:10–12 ). Ст. 27. Небо и земля часто рассматриваются как символы прочности и постоянства, однако по сравнению с Богом они подобны одежде, которая в конце концов ветшает. О том же см.: Ис. 34:4 .   Псалом 102 В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость, человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям. Пс. 102 входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (пятый псалом Шестопсалмия), а также в состав изобразительных антифонов на литургии. Ст. 1. ...сердце мое – букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он дает понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (ср. такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» [ Втор. 5:5 ]). Ст. 2. ...не забывай – это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» ( Втор. 8:14 ), см. также: Втор. 4:9, 23; 6:12; 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По д отец тебе – Бог, а мать – «небесный Иерусалим» 65 (ср. Гал.4:26 ). Узнай об этом из свидетельства пророков и апостолов. Сам Моисей написал про это в песни: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» ( Втор.32:6 ). Апостол говорит о небесном Иерусалиме так: «Он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ). Таким образом, во-первых, Отец твой – Бог, Который породил твой дух и Который говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей» ( Ис.1:2 ). И апостол Павел говорит: «Мы должны покориться Отцу духов, чтобы жить» ( Евр.12:9 ). Другой отец твой – отец по плоти, чьим служением ты был рожден во плоти и пришел в этот мир, который носил тебя «в чреслах» своих, как сказано о Левии: «Он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (ср. Евр.7:10 ), «когда он возвращался», «и благословил его» и принял от него «десятую часть из всего» (ср. Быт.14:17 и далее). И так как звание отца столь священно и столь почитаемо, тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Такое же достоинство определено и для матери, которая своим трудом, заботой и служением родила и вскормила тебя. И должен ты, как утверждает Апостол, в равной мере быть благодарным своим родителям (ср. Рим.1:3 ). Ибо если будешь бесчестить своего отца по плоти, его унижение взойдет к «Отцу духов» (ср. Евр.12:9 ); и если оскорбишь свою мать по плоти, то это оскорбление обрушится на матерь твою – «небесный Иерусалим» (ср. Гал.4:26 ). Также и раб, если непочтителен к своему хозяину, то оскорбляет он Бога славы (ср. Пс.28:3 ) через своего земного господина, ибо Он дал Свое наименование плотскому господину. Потому нельзя человеку ни прекословить своим родителям, ни противоречить им. Он – отец, она – мать. И как сочтут они нужным, так пусть и решают, так и поступают, так и говорят; они сами знают. И сколь бы послушны мы ни были, никогда мы не сможем в полной мере отблагодарить их за то, что они нас родили, носили, пролили на нас свет, кормили нас, а, может, и дали нам образование и обучили нас достойному ремеслу. Возможно, через виновников нашего рождения мы узнали о Боге и пришли в Церковь Божию и услышали слова закона Божьего. Поэтому тот, «кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев.20:9 ). Но если такое наказание установлено в отношении земных родителей, что же тогда делать тем, кто своим злоречивым языком раздражает Бога Отца? Кто отрицает, что Он – Творец мира или что «небесный Иерусалим – матерь всем нам» (ср. Гал.4:26 ), и утверждает, что эти пророческие слова относятся к земному городу?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

  Но как же будут жить праведники, если смерть косит всех подряд: и праведных, и грешных? « Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (Иов 9:21, 22) и «нет пользы человеку в благоугождении Богу » (Иов 34:9). « Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим » (Еккл 9:2-3). Есть ли в такой ситуации надежда на избавление от смерти хотя бы для праведных? И вот снова Бог говорит через Своего пророка об эсхатологическом Царстве, где смерть будет уничтожена навсегда: « Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц » (Ис 25:8).   Ветхозаветное откровение о воскресении плоти уникально. Оно отлично от языческой идеи бессмертия души (духа) человека как жизненного начала. По греческому пониманию душа человека, нетленная по своей природе, приобщается божественному бессмертию сразу же после смерти, освобождающей ее от уз тела. По библейскому же пониманию человеческая личность, в силу своего теперешнего состояния, вся целиком обречена подпасть власти смерти: душа станет пленницей шеола, тогда как тело истлеет в могиле; но это будет переходным состоянием, из которого человек по особой милости Божией воспрянет живым, подобно тому, как встают с земли, на которой лежали, как восстают от с.176].   Бог Израиля — Владыка не только всего мира, но также жизни и смерти. Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6; Втор 32:39), Он властен и над преисподней (шеолом) (Ам 9:2; Пс 138:8). Возвращение к жизни — плод обращения и покаяния. «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос 6:1 сл). Это не просто пожелания людей, ибо пророческие обетования определенно свидетельствуют, что так и будет. После испытания плена Бог воскресит Свой народ, как уже иссохшие кости, возвращаемые к жизни (Иез 37:1-14). Он пробудит Иерусалим и воздвигнет его из праха, в котором тот лежал как бы мертвый (Ис 51:17; 60:1). Он оживит мертвецов, восставит мертвые тела, пробудит лежащих во прахе (Ис 26:19). Бог восторжествует над смертью во благо Своего народа: «Смерть! где твое жало? ад (евр. шеол)! где твоя победа?» (Ос с.177].

http://bogoslov.ru/article/782964

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010