11 . Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные [видели] Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нём: «Узрят Того, Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали [второе] Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придёт Сын Человеческий, найдёт веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Сол.1:6–8 ). Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и апостол также говорит: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Сол.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих», и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих», и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперёд и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5:8 ): сими и другими подобными изречениями о Нём они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ), и: «Я пришёл к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3, 9:6, 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и, сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ), и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядёт от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге, – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего, и Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет [говорить] ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3, 5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мёртвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на Себя наши немощи и понесёт болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и Апостол также говорит: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Фес.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих» и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих» и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею, иди вперед и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5,8 ): сими и другими подобными изречениями о Нем они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ) и: «Я пришел к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3; 9:6; 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческии, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ) и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в иудее. А говорившие: «Бог грядет от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге 127 , – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своегои Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет (говорить) ясно, и глаза, слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3,5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мертвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на себя наши немощи и понесет болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Песни об Отроке образуют композиционное единство из 2 центральных песней (49. 1-6; 50. 4-9), составленных от 1-го лица, и из 2 обрамляющих песней (42. 1-7; 52. 13-53. 12), в которых об Отроке говорится в 3-м лице. Библейское повествование не указывает ни точного момента, ни повода к их произнесению. 1. Первая песнь (Ис 42. 1-7). Об Отроке, на Котором почиет дух Божий (42. 1), говорит Сам Господь. Отрок возвестит народам суд и будет проповедовать закон, чтобы утвердить Царство Божие на земле. Господь поставит Его «в завет для народа, во свет для язычников» (42. 6; ср.: Быт 49. 10). Следуя другим описаниям Отрока, где Он понимается как собирательный образ народа Израиля, LXX в стих Ис 42. 1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой…» добавили: «Иаков, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Израиль (Ισραηλ), избранный Мой» (ср.: 41. 8). В этих строчках иногда видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это более емкий и обобщающий образ, в к-ром присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божия. Израиль, к-рый тоже назван «служителем» (42. 19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Отрок Господень - это и священный остаток народа Божия (ср.: Вейнберг. 2003. С. 173-174; Юнглинг. 2008. С. 584), и одновременно великий Избранник, Которого Господь «держит за руку» (Ис 42. 1). Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (42. 2-3). Евангелист Матфей в НЗ понимает это пророчество как исполнившееся во Христе (Мф 12. 17-21). Ап. Петр называет Христа πας - Отрок (Деян 3. 13), свидетельствуя, что в Нем исполнились мессианские пророчества из Ис 42. 1-7; 49. 1-6 (LXX). В христ. экзегезе уже очень рано пророчество о Рабе (  ) понимается как указание на тайну Боговоплощения (часто в Athanas. Alex. De incarn. Verbi). Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 6-7) ( Hieron. In Is. 42).

http://pravenc.ru/text/674802.html

(См. также: Ос.12:1 ). (е) Разрушив города земли Обетованной, Евреи не вдруг перешли потом к оседлой жизни в постоянных жилищах; к тому же, с другой стороны, их оседлому поселению мешали соседние враждебные народы: «Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры» ( Суд.6:2 ). Еще долгое время большая часть Израильтян жила «в шатрах своих, как вчера и третьего дня» ( 4Цар.13:5 ). Полагаем не излишним привести здесь находящиеся в Библии немногие сведения об устройстве городов и домов, в которых жили Евреи, когда уже прочно утвердились в Палестине. Города были обнесены стенами и располагались на возвышенностях. Улицы, вероятно, были узки, как и в настоящее время на всем востоке. В Библии упоминается только одна улица под собственным названием – улица хлебопеков в Иерусалиме ( Иер.30:21 ); быть может, улицы вообще носили названия, заимствованные от ремесла и занятия жителей своих. У городских порот находились площади, где происходили народные собрания, совещания старейшин и рынки ( Неем.8:1, 6 ). Отсюда – метафорическое выражение «врата ада» ( Мф.16:18 ). Ворота города прикрывались башнями (2Πар.26:9). Каждый город имел общественные цистерны и колодези; большие города имели водопроводы ( Ис.7:3 ). Об устройстве домов древних Евреев можно судить отчасти по современным постройкам в Палестине, так как климатические условия, влиявшие на быт древних Евреев, существуют в Палестине и в настоящее время. Евреи строили дома из глины ( Иов.4:19 ), из обожженных кирпичей ( Ис.9:10 ) или из камней ( Лев.14:40 ). Цементом для этих построек употреблялась известь ( Ис.27:9 ; Втор.27:4 ); она же употреблялась и для штукатурки ( Иез.13:10 ). Из деревьев строительным материалом служила сикомора ( Ис.9:10 ). Крыши домов делались плоские и только к средине имели незначительную выпуклость, чтобы могла стекать дождевая вода ( Прит.19:13 ). Кровля огораживалась перилами; это предписывалось законом: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» ( Втор.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: из Египта вызвал сына Моего ( Ос.11:1 ). И было так: бежали родители Господа с Божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда. Обещал Господь послать ангела (предвозвестника Своего пред лицом Христа: «вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою», – сказал Бог Христу, Сыну Своему ( Мал.3:1 ). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком ( Мф.3:1–13 ). Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: «возвеличит Господь Галилею; народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис.9 ). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: «покайтеся, ибо приближается царство небесное» ( Мф.4 ). Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут; «сказал Господь пророку Исаии: пойди и скажи этому народу (евреям): слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите» ( Ис.6:9–10 ). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: «к Своим пришел, и свои не приняли Его» ( Ин.1 ). Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: «Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Ис.61:1–2 ). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Что может быть радостнее такого благовестия: пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 )? Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: тогда (во время пришествия Спасителя) откроются очи слепых, и уши глухих услышать ( Ис.35:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

10. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 10 . По Иез.16:49 , грехами жителей Содома были: гордость, пресыщение, соединённое с праздностью, и жестокость к бедным и нищим. Современников своих Исаия неоднократно в других случаях упрекает также в гордости ( Ис.2:12, 17; 3:16 ), в пресыщении чувственном ( Ис.3:16 и сл.; Ис.5:11:22 ) и в несправедливостях к слабым и бедным ( Ис.1:13; 3:12, 15; 5:23 ). Мысль обо всех этих пороках соединяется в настоящем случае у пророка в названии иудеев «князьями (точнее с евр. – судьями) содомскими и людьми гоморрскими». «Закон Божий» и «слово Господне» представляются в речи пророка параллельными один другому. Так как ясно, что «словом Господним» названо здесь содержание непосредственно затем следующих стихов; то словами: «закон Божий» указывается на это же содержание, а не на закон Моисеев. Соответствующие евр. слова могут значить: «наставление, указание Божие». Что ми множество жертв вашихъ, глаголет Гдь; Исполнен овнихъ, и тка и крове юнцвъ и козлвъ не хощ 11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 11 . Вещественными жертвами, приносимыми в храм, евреи думали сделать благодеяние Богу; они думали, что жертвы нужны Богу, а не им же самим; принося эти жертвы, они не считали нужным иметь то «сердце сокрушённое и смиренное», тот «дух сокрушённый», который главным образом и составляет угодную Богу жертву ( Пс.50:19 ). Зная сердца людей ( Пс.7:10 ), Господь спрашивает: что ми множество жертв ваших?=напрасно вы думаете ими сделать Мне одолжение. Не всесожжение, не тук и кровь приятны мне ( не хощ=не благоволю). «Жертвами», по смыслу евр. их названия, были все те приношения Богу, которые состояли из того или другого животного, закалаемого и затем сжигаемого вполне или отчасти. Сжигаемое вполне животное называется всесожжением ( Лев.1:1 ). «Туком агнцев» называются, в тесном смысле, те части животного, приносимого в жертву мирную, за грех или повинности, которые сожигались на жертвеннике, именно весь тук, который на внутренностях ( Лев.3–5 главы); а в дальнейшем и более широком смысле, этим туком у пророка названы и целые жертвы мирные, за грех и повинности. Кровь юнцев или вообще жертвенных животных отчасти кропилась перстом священника на рога жертвенника, отчасти выливалась у основания жертвенника ( Лев.1:5, 11; 3:2, 8; 4:6 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Они, не слышав ни евангельских слов, ни проповеди пророков, ни благовестия о царстве небесном, оказали, однако послушание пророку и – смотри – как припадают к Богу, как умилостивляют Его, как гнев Его прелагают на милость к себе, и как они отклонили приговор Божий, как смягчили Его гнев и расположили Его к человеколюбию, как свой город, сто­явший на краю гибели, оградили надежнее всякой стены и сделали его крепче адаманта. Богу угодны были не царский венец и держава, но пепел с власяницей; не блеск багряницы, но рубище; не злато­кованный трон, украшенный камнями, но исповедание (грехов). О, сила рубища, превосходящая и побеждающая царскую багряницу! О, могущество пепла, сильнейшее царского венца и престола! Ведь именно в то самое время, когда царь был в венце и сидел на троне в багрянице и с державою, т.е. царским жезлом, в руках, а кру­гом него стояло войско и толпилась свита, – в это именно время, может быть, вошел к нему пророк, обнаженный, ноги в пыли, лицо в поту, и произнес свои слова: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Что ты делаешь, о, пророк? Если действительно Дух Божий в тебе, то почему не знаешь ты воли Божией, что не погубить желая, но призвать к покаянию, Он изрек этот при­говор? Ничего больше, говорит, не сказал мне Бог кроме того, что «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена». Что делаешь, о, Иона? По­чему не прибавляешь к этому никакого наставления. В самом деле, что сказано было Богом Исаии для передачи Израилю? Ничего другого, кроме одних этих слов. Каких слов? «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:9 ). А между тем, видишь, какими различными на­ставлениями и поучениями он вразумляет их, какие убеждения и увещания и обличения предлагает им? Вот, например, как он обличает: «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Вот его обличение. Послушай и его увещание: «омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» ( Ис.1:16 ); или опять: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010