Далее мы встречаем в первой части слово спасет: „Господь спасает нас“ Ис. 33и ср. Ис. 37:20,35 , „спаси“; „спасти“. Слова „помилует“ ( Ис. 14:1 ); „утешил“ ( Ис. 12:1 ) встречаются не в одной второй части, но и в первой, так что с этой, филологической, стороны доказательства, приводимые сторонниками деления, не выдерживают никакой критики. Но решение вопроса ни в каком случае не может основываться на одних только филологических сравнениях. Гораздо важнее вникнуть в дух первых и последних глав и стараться понять, что составляет сущность первой и второй части. В первой части преобладает обличение и скорбь. Пророк в видении созерцая бедствия народа своего восклицает: „Оставьте меня; я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего“ ( Ис. 22:4 ). В XXVII, 11 он говорит: „Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его и не помилует его Создатель его“. В XXX, 2, 7, 13–14 перед нашествием Ассириян пророк, не имевший еще дальнейшего откровения, восклицает об Израиле:.... „это стена, которой разрушение настанет внезапно.... И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады“.... 214 . Но Тот, который сотворил народ и доселе спасал его, силен снова возродить народ и создать из него народ новый, который будет возносить к небу хвалу святого Имени Его. ( Ис. 43:21 ). Это есть сущность так называемой второй части книги Исаии, которая начинается словами: „утешайте народ Мой“. Понятно, что такая разница в цели и сущности пророчеств должна была обусловить и перемену образов и выражений. Но, замечает Кей, при всем этом мы указываем не на различие, а на замечательное в обеих частях соответствие выражений: „Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании... ибо Твой Творец есть супруг твой.... 215 на время сокрыл Я от тебя лице мое.... бедная, бросаемая бурею, безутешная“.... ( Ис. 54:4,8,11 ) восклицает во второй части книги своей пророк, отвечая именем Господа и утешая обличаемый в первой части народ, который там называется: дщерью Сиона ( Ис. 1:4–8 ), заблудшей, блудницею ( Ис. 1:21 ), которой предсказана гибель, ( Ис. 5:25 ) и столице ее запустение ( Ис. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всего вышесказанного кажется достаточно, чтобы быть убежденным, что первая часть без второй не понятна и немыслима, и что общее значение всей книги может быть выражено в словах: погибель народа вследствие грехов его, и спасение его ради великой любви и милосердия Бога. Но как происходит это спасение? Постараемся проследить это в обеих частях: В первой части народ представляется изъязвленным и покрытым гнойными ранами и струпьями вследствие греха и понесенных за то наказаний. „Вся голова в язвах..,, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящияся раны, неочищенные и несмягченные елеем“. ( Ис. 1:5–6 ) ....„Огрубело сердце народа сего.... и не обратятся, чтобы я исцелил их“ ( Ис. 6:10 ). Но уже в конце первой части ( Ис. 33:20,22,24 ) есть проблески лучшего будущего: „Взгляни на Сион.... Господь спасет нас“.... „И ни один из жителей не скажет: я болен; народу, живущему там, будут отпущены согрешения“. Исцеление изображается во второй части, и начинается известным нам воззванием: „Утешайте народ мой“. Некто высокий и превознесенный, о появлении которого возвещено и в первой части ( Ис. 7:14, 9:6–7 ), является Спасителем Израиля. Он „избранный Господень, к которому благоволит душа Его“; „Отрок Господень, которого Он ведет за руку“ ( Ис. 42:1 ). Перед ним идут вестники,-„глас вопиющего в пустыне“ ( Ис. 40:3 ) и другие ( Ис. 52:7 ) говорящие Сиону: „воцарился Бог твой“. „Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев.... Я Господь Святый ваш; Творец Израиля, Царь ваш“ ( Ис. 43:14–15 ) „Ты Израиль не трудился для меня,.... но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои, ради Себя Самого и грехов твоих не помяну“ ( Ис. 43:24–25 ). Но как и кем будут неглажены грехи Израиля? „Отроком Господним“. ( Ис. 42:1 ). Об этом именно восклицает Исаия в гл. LIII, 1: „Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца (рука) Господня?“ И продолжая раскрывать эту тайну пророк говорит (id ст. 2): „Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия“.... (ст. 3) „Он был презрен и умален пред людьми; муж скорбей и изведавший болезни.... Он был презираем“.... (ст. 4) „Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом, (ст. 5) Но Он изъязвлен был 227 за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Между тем, дальнейший пророк Исаия, с особенной ясностью и выразительностью, предызображает, как пророческое, так, в особенности, будущее первосвященническое служение Мессии, совместно с этим и через это самое косвенно определяя и особеннейший характер Его царского служения. По этому изображению, Мессия, происшедши из, пришедшего в безвестность, знаменитого дома Иессеева, подобно отрасли, возникшей из древесного пня ( Ис. 11:1 ) 14 , и, происшедши через необычайное рождение от Девы ( Ис. 7:14 ) 15 , а также, при этом, будучи Богом крепким ( Ис. 9:6 ) и, следовательно, Еммануилом (Богом, в соединении с человечеством), вот в чем имеет проявить Свою посланническую деятельность в служении спасению людей. Он, будучи исполнен Духа Господня ( Ис. 11:2 ) и помазан Господом, чтобы благовествовать народам, послан будет исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих ( Ис. 61:1, 2 ). «Он поэтому возвестит народам суд... и на закон Его будут уповать острова... Он будет поставлен Господом в завете для народа и во свет для язычников» ( Ис. 42:1,4 и 6). И, мало того, что Он будет рабом Господа, для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Господь сделает Его светом народов, чтобы спасение Господне простерлось до концов земли ( Ис. 49:6 ). Оттого, «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ), и «земля наполнится ведением Господа» ( Ис. 11:9 ). Но этим не ограничится посланническая деятельность Раба Иеговы, Он явит Себя еще Искупителем людей, принесши Самого Себя Богу в жертву за грехи их. Он – муж скорбей и болезней, не имеющий вида и величия, будет презрен и умален пред людьми, так что они будут отвращать от Него лицо свое и ни во что ставить Его ( Ис. 53:3 ), причетши Его к злодеям (ст. 12) и думая, что Он поражается, наказуется и уничижается Богом (ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Родится Некто великий из дома Давидова по обетованию. Он завет вечный милости Божией. Ис. 7:14, 9:6–7 ; ср. Ис. 55:3–4 . Об этой отрасли дома Давидова и о почивающем на Нем Духе Святом см. пророчество и исполнение Ис. 11:1–2 и Ис. 61:1 . Израиль, как сад Господень станет плодородным, когда Дух Господень изольется на него и оживит его. Ис. 32и Ис. 44:33 . В гл. V, 2 и 7 Господь называет Израиля виноградной лозой и виноградником. Но эта лоза: „насаждение Господне“, засохла, потому что не приносила плодов „правды“. Ответ на это читаем в Ис. 60 : „И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему“. В LXIII, 17 пророк восклицает как бы с укором: „Для чего Господи Ты попустил нам совратиться с путей Твоих и ожесточиться сердцу нашему? Но эти слова суть явное продолжение и повторение мысли, высказанной в гл. VI, 10 об огрубении сердца Израиля и в XXIX, 10: „навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши“. В гл. III, 16, 25–26 говорится о Сионе и Иерусалиме: „мужи твои падут от меча.... и будут вздыхать и плакать ворота столицы и будет она сидеть на земле опустошенная“. Только памятуя этот последний стих, понятно будет воззвание во второй части: Ис. 60:1,18,20 . „Восстань Иерусалим“.... „Не слышно будет более насилия в земле твоей.... и будешь называть.... ворота твои славою“.... „окончатся дни сетования твоего“. В этой 60-й главе, как в 57 (ст. 18); 61 (ст. 3); 66 (ст. 10) предполагается, что Иерусалим (Сион) сидит на земле в горе и сетовании, и что ныне в день освобождения их Господь прелагает сетование в радость. Все это суть ответы второй части на пророчества первой части, как напр. на XXIV, 4 „сетует, уныла земля“ или XXXIII, 9: „Земля сетует, сохнет“. (Ср. указанные места). В Ис. 8мы читаем, что „Господь закрыл лице Свое от дома Иаковлева“. В Ис. 64повторена та же мысль, но с объяснением за что: „Нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя: поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Насколько неосновательно подобное искусственное различение идеального Израиля от Израиля вообще, равно как отнесение всех мест книги пр. Исаии прежде всего к идеальному Израилю или „рабам Господа“ и только уже в дальнейшем смысле (прообразовательном) к „Рабу Господню – Мессии, это мы старались выяснить на стр. 277–286 своей книги: „Единство книги пр. Исаии“. Укажем здесь на некоторые из приведённых там соображений. Прежде всего в книге пр. Исаии неоднократно Господь указывает Израилю через пророка, что только „ради Себя“, а не ради правды Израиля Господь спасает последнего (напр. 45:25; 48:11). Затем „Раб Господа“ представляется страдающим „ради всех нас“ ( Ис.53:6 ), причём в понятии „мы“ включаются сами благовестники или пророки, проповедь которых не встретила веры в народе и даже ввела его в соблазн: „Господи! кто поверил слышанному от нас (о Рабе Господа), и кому открылась мышца Господня“ ( Ис.53:1 ). „Совратились мы, говорит пророк, каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него (Раба Господа) грехи всех нас“ (ст. 6). Затем как приложить ко многим праведникам такие конкретные черты, которые было бы прямо искусственной натяжкой относить не к отдельной личности, а ко многим праведникам: „как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека вид Его, и лик Его паче всех сынов человеческих“ ( Ис.52:14 ); „муж скорбей, изведавший болезни“ ( Ис.53:3 ); „Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“ ( Ис.50:6 ); „Я, Господь, призвал Тебя (Раба Господня) в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы“ ( Ис.42:6–7 )? Едва ли, не насилуя текста, можно идеальному Израилю приписывать изведение Израиля из плена, тогда как, понимая —453— означенное место прямо в приложении к Мессии (равно как и парал. Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия тексту. Или ещё как приложить ко всему „идеальному“ Израилю такую конкретную черту: „Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребён у богатого“ ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности „идеального“ Израиля, которую приписывает он „Рабу Господа“? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В качестве комментария к речи о старце см. Притч.4:7–9 ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на «полноту дней каждого из нас» в меру возраста «исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ), независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью «духовно-нравственной зрелости». Ис.65:21 . И буду стро­ить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Ис.65:22 . Не будут стро­ить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избран­ные Мои долго будут по­льзо­ваться изделием рук сво­их. Ис.65:23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на гóре; ибо будут семенем, благо­словен­ным от Го­с­по­да, и по­томки их с ними. Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих ( Ис.58:6–7 ; Ис.59:2–8, 14–15 ). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия ( Втор.28:30 ). Ис.65:24 . И будет, пре­жде нежели они воз­зовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услы­шу. Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу ( Ис.58:2 ; Ис.59:1 ). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом ( Мф.6:8, 32 ). Ис.65:25 . Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут при­чинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Го­с­по­дь. Дается выразительный образ полного уничтожения на земле всякого зла, когда будут возможны такие непримиримые крайности, как мирно пасущиеся вместе волк и ягненок, и когда даже все звери укротят свои хищные инстинкты, перейдя на растительную пищу (ср. Ис.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.52:13 . Вот, раб Мой будет бла­го­успешен, воз­высит­ся и воз­несет­ся, и воз­величит­ся. «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится.» Это – то же лицо, о котором все время говорилось и выше, т. е, Мессия ( Ис.42:1 ; Ис.49:1–3 ; Ис.50:1–10 . Ср. так же Зах.3:8 ). Так именно понимала и толковала эти слова вся древнееврейская и христианская традиция (См. в конце 53 главы). Вместо будет благоуспешен LXX и славянский переводят: «се уразýмеет». В подборе синонимичных глаголов – возвысится, вознесется и возвеличится – экзегеты усматривают целую градацию постепенного восхождения Мессии от славы в славу; причем некоторые довольно остроумно, соответственно трем данным понятиям – naba, naschscha jadim – различают и три главных момента прославления, воскресение Мессии, Его вознесение на небо и восседание одесную Бога Отца (Dillmann). Ст.14–15 составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть προτασις (повышение), а ст. 15 – αποδοσις (понижение). Логическим подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе Господь сказал – «Отрок Мой». Здесь, в этом периоде, конкретнее раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества. Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм. СПб. проф.). Ис.52:14 . Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! «Как многие изумлялись». Действительно, состояние крайнего уничтожения и даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными представлениями о Мессии и Его царстве ( Ис.8:14 ; Лк.2:34 ). В качестве параллели этому стиху, нельзя не указать на Ис.50:6 , а также и на начало след. 53 гл. ( Ис.53:2–9 ). Ис.52:15 . Так многие народы при­ведет Он в изумле­ние; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слы­хали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010