Догматические поэмы, X, 5—9 (P.G., t. 37, col. 465).    Большое огласительное слово, гл. 25 (P.G., t. 45, col. 65 D).    Первое слово против ариан, гл. 20 (P.G., t. 25, col. 129 D-132 А).    Мф. 18:12—14; ЛК. 15, 4—7; Иоан. 10:1—16.    Мф. 12:29; Мк. 3:27; Лк. 11:21—22.    Св. Афанасий, там же, гл. 30 (P.G., t. 25, col. 148).    Св. Иоанн Дамаскин, «Третье слово об иконах», §9 (P.G., t. 94, col. 1332 D). Образ Христа – врача человеческой природы, пораженной грехом, часто связывается с притчей о добром самарянине, которая была истолкована в этом значении в первый раз Оригеном. См. его 34-е поучение на Евангелие от Луки и Толкование на Евангелие от Иоанна, 20, 28 (P.G., t. 13, col. 1886—1888 et t. 14, col. 656 A).    Св. Григорий Нисский, Большое огласительное слово, гл. 22—24 (P.G., t. 45, col. 60—65).    Рим. 3:24; 8, 23; 1 Кор. I:30; Еф. 1:7; 14, 30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11, 35 – со значением освобождения. 1 Тим. 2:6; 1 Кор. 6:20; 7, 22; Гал. 3:13 – со значением уплаченного выкупа.    Жертвоприносительный, или священнический, образ подвига Христова у апостола Павла в сущности тождествен юридическому образу, образу выкупа или собственного искупления, но он его дополняет и углубляет. Действительно, идея умилостивления кровью (Рим. 3:26) связывает воедино оба образа – юридический и жертвоприносительный в понятии искупительной смерти праведника, понятии, присущем мессианским пророчествам (Ис. 53).    Cur Desu homo, 1, 4 (P.L., t. 158, col. 365).    В оригинале: Sacrificateur, что по-русски буквально означает: Жертвоприноситель или Первосвященник. – Прим. перев.    Слово 45, на Святую Пасху, §22 (P.G., t. 36, col. 656).    У св. Афанасия мы находим некоторые начатки пневматологического объяснения изречения: «Бог стал человеком, дабы человек стал богом». Это особенно явно выражено в замечательном сопоставлении Христа, «Бога-Плотоносца» и христиан, «людей духоносных». Слово восприняло плоть, дабы мы смогли получить Святого Духа (О воплощении, §8, P.G., t. 26, col. 996 С).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2) Изложение суда Божия в виде разговора между Богом Отцом и Мессиею Речь Бога Отца Ст. 16. Завяжи свидетельство и запечатай откровение при учениках Моих. Пророк не показывает определенно, кто дает это повеление, которому в двух следующих стихах другое лице изъявляет повиновение. А как следующие два стиха Ап. Павел относит к Сыну Божию, Иисусу Христу ( Евр. 2:13 ): то этот (16) стих по необходимости надобно отнести к Богу Отцу. Смысл этих слов такой: Пророк, находясь в восхищении, при виде малого числа тех, которым Мессия будет в освящение, а большей части соблазняющихся будет в преткновение, соблазн, сам приведен был в недоумение; но в разрешение недоумения слышит Бога Отца, повелевающего Мессии напечатлеть истины закона, и запечатать тайны Евангелия и спасения в одних только избранных. Потом слышит, что Мессия изъявляет Свое повиновение этой воле Бога Отца, говорит, что Он довольствуется этим и на малом числе учеников будет ожидать исполнения данных Ему обетований. Под свидетельством и законом разумеется учение, закон Мессии, который для многих Иудеев будет камнем претыкания ( Ис.2:1, 2; 42:4 ; Ин.3:11 ; 1Ин.5:9 ; Мф.7:28 ; Ин.7:16 ). Учение Иисуса Христа называется свидетельством в том смысле, что оно есть учение засвидетельствованное ( Деян.2:40; 10:42 ; 1Кор 1:6 ), – основанное на твердых доказательствах, в котором заключается сила убеждать совесть людей в истине и которое вместе содержит свидетельство об обязанностях человека, которые он должен исполнять по воле Божией. Напечатление или начертание и запечатание этого учения в людях есть действие силы Христовой и Святого Духа, которым производится то, что люди веруют этому слову, здраво рассуждают, глубоко сокрывают в своей душе и вместе по образцу этого слова, напечатленному в душе, образуются в жизни. Это есть начертание закона на сердце ( Иер.31:33 ); ибо верующие, по словам Апостола Павла, суть письмо Христово, написанное не чернилами, а Духом Божиим ( 2Кор.3:3; 1:22 ; Ефес.4:30 ). Когда Святой Дух возрождающею благодатью преобразует душу человека по образу Христовой истины, принятой верою; то говорится, что Он напечатлевает и запечатывает, – утверждает эту истину, как свидетель ее ( Ефес.1:13 ; Иоан. 6:44, 45). Поскольку Иудеи, по своему неверию и нечестию, упорно сопротивлялись Иисусу Христу, неспособны были усвоить себе спасительное учение Евангелия и отвергли его: то Бог Отец повелевает Иисусу Христу напечатлеть Евангельские истины только в немногих избранных учениках и запечатать, – сокрыть, утвердить в глубине души их, чтобы Ему и не лишиться плода Своего служения между Иудеями. Исполнение этого пророчества можно видеть в словах Иисуса Христа ( Ин.17:6, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

6:6). И это есть благодать. Но Божество никак не приемлет страдания без страждущего тела, не показывает смущения и скорби без скорбящей и смущаемой души, не тоскует и не молится без тоскующего и молящегося ума. Впрочем, все сказанное происходило не от недостаточности естества, но совершалось в показание бытия. Как же пишете вы, что Бог во плоти страдал и воскрес? Ибо если Бог во плоти страдал и воскрес, то удобостраждущим назовете и Отца и Утешителя; потому что одно есть имя и одно Божеское естество. 14) Из сего же изречения можно усмотреть вашу мысль, показывающую, что не боитесь Бога и не веруете божественным Писаниям. Моисей пишет о Боге: «Бог наш огнь потребляяй есть» (Втор. 4:24), а о пришествии Его во плоти говорит: «Пророка от братии вашей... возставит... Господь» (Втор. 18:15), и: «живот на древе висящ» (Втор. 28:66), как бы разумея тело Господне, в котором наша жизнь. И Исаия взывает о Боге, говоря: «Бог великий, вечный... устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится» , и проч. (Иса. 40:28), о страдании же говорит: «человек в язве сый и ведый терпети болезнь» (Иса. 53:3). Что же значит сказанное: «ведый терпети болезнь» ? То, что от страдавшего явилось удобостраждущее. Посему-то и сказано: «напиши... писалом человеческим» на свитке новом (Ис. 8:1), а не писалом неимеющей вида плоти. И Апостол говорит: «человек Христос Иисус, давый Себе... за нас» (1 Тим. 2:5—6). Посему-то, сказав: «по плоти» (Рим. 9:5), и воскресение приписывает Происшедшему от семени Давидова. О Божестве же Его говорит: «живо бо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4:12). Да и сам Господь страдание относит к Сыну человеческому, показывая, еже по плоти; о Божестве же Своем говорит: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), и: «никтоже знает Сына, кто Он, токмо Отец» (Матф. 11:27). 15) Посему-то душою Бога разрушена держава смерти, совершено и благовествовано душам воскресение из ада, а телом Христовым в бездействие приведено тление и явлено из гроба нетление, так что и человек не отлучился от Бога, и Бог не возвещал оставления человеку, умерщвление же и отлучение духа было не прехождением Бога от тела, но разлучением души с телом; потому что была там изображена наша смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2580...

Кто же есть этот камень? – Это ни есть кто-либо из царей иудейских; так как ни из современных пророку, ни из последующих царей Сиона никто не послужил ко спасению его даже от внешних врагов: напротив, при неоднократном нападении неприятелей, цари Сиона делались пленниками своих победителей. При том, пророк не только не учит надеяться на царя, а, напротив, запрещает, говоря: «перестаньте надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит?» (гл.3:22). Нет, прежде всего этот камень, полагаемый на Сионе, служит основанием для спасения верующего и притом вообще всякого верующего. Потом, в противоположность ложной надежде на «союз с адом и договор со смертью», камень веры послужит действительным основанием спасения от ада и от смерти (ср. Ис.8:14 ; Зах.3:9 ). Наконец, пророк не определяет времени спасения; следовательно, камень веры имеет послужить основанием спасения для всего царства верующих всех времен. Итак, под образом камня пророк говорит о Христе, Спасителе мира. Христа и Его жизнетворное учение таинственно предызобразила скала, из которой чудодейственно проистекла вода в пустыне ( Чис.20:1–13 ). Под образом камня предвидел Христа пророк Давид, этот завоеватель Сиона и основатель Иерусалима ( Пс.117:22 ). Подобный этому камень созерцал в своем таинственном сновидении пророк Даниил и предвидел в нём всемирное и вечное царство Христово ( Дан.2:44–45 ). По исполнении времен, Сам Спаситель учил о Себе, как о незыблемом основании вечного царства и спасения, под образом камня ( Матф.21:42 ; Лук.2:34 ). Подобно тому учили о Нем и Его Апостолы ( Деян.4:11–12 ; Тит.2:4 ; Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11–13 ; Ефес.2:20 ). Подобно краеугольному камню, Христос многоценен, ибо пресвятая кровь пречистого тела Его послужила ценой вечной жизни и потому стала бесконечно драгоценнее всякой жертвы в очах Бога и мира ( Иоан.6:54–56 ; Деян.20:28 ; 1Пет.1:18–19 ; 1Иоан.1:7 ; Рим.3:25 ; Евр.9:12–14 ; Откр.5;3;18;24 ). Подобно камню, Он был избран из ряда других вестников божественного откровения и из числа всех сынов Божиих, как Единородный Сын Божий ( Ис.42:1–6; 44:1–2; 49:1–3 ; 1Пет.1:20 ; Евр.1:2–4 ). Христос подобен именно краеугольному камню: ибо как этот камень соединяет две стены одного здания, так Христос соединил два мира, прежде разделенные – иудейский и языческий в одно здание всемирной церкви и на едином основании ( Ефес.2:13–22 ). Он честен, потому что Его никто не может заменить, ибо Он совершил дело спасения мира, чего никто не может совершить, так как только Он единый мог быть ходатаем между Богом и человеком, и поэтому Ему только единому принадлежат всякая честь и слава, и поклонение ( Ис.53:4–6,12; 63:1,3,9 ; Деян.4:12 ; Ефес.1:21 ; Фил.2:9 ; 1Пет.4:11 ; 1Тим.6:16 ; Откр.5:13 ; Рим.14:11 ; Фил.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Имите нам лисы малыя, губящия винограды: и виногради наши созревают (Песн. 2, 15) . Можно ли следовать за высотою сих мыслей по их достоинству? Какое чудо Божественнаго величия заключаеть в себе это слово! Какой преизбыток Божия могущества выражается значением сказаннаго! Тот, о ком говорится так многое, этот человекоубийа (Иоан. 8, 44), во злобе сильный (Псал. 51, 1) , у кого язык изощрен , яко бритва (Псал. 51, 2) со угльми пустынными (Псал. 119, 4) , кто ловит, яко лев во ограде своей (Псал. 9, 30) , этот змий великий (Иез. 29, 3) , отступник (Иов. 26, 13) , ад, разширяющий уста свои (Авв. 2, 5) , миродержитель темной власти (Ефес. 6, 12) , имущий державу смерти (Евр. 2, 14) , и как от лица его сказует пророчество тот , кто отемлет пределы языков, которые поставил; как очевидно, Вышний по числу Ангел Своих (Втор. 32, 8), кто обемлеть вселенную, яко гнездо, и берет яко оставленая яица (Псал. 10, 13) , кто говорит , что выше облак поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14, 14), и о ком столько страшнаго и ужаснаго сообщает Слово в книге Иова, что ребра его медяны, хребет его железо слияно (Иов. 40, 13), и внутренности якоже смирит–камен (Iob. 41, 6), и все подобное, чем только Писание изображает страшное это естество, — сей–то столько могущественный вождь столь многих демонских полчищ, какое имя получает от истиннаго и единственнаго Могущества? И его малою лисою, а с ним и всех окружающих его, все подвластное ему воинство , с равным уничижением именует лисами же Посылающий на уловление их ловцев, которыми могут быть ангельския силы, торжественно предшествующия Владыке при явлении Его на земле, вводящия в мир Царя славы и указующия незнающим, кто есть сей Царь славы, крепкий и сильный в брани (Псал. 23, 8); а также можеть иный сказать, что это служебнии дуси, в служение nocылaeмiu за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14); и еще иный в праве утверждать, что ловцы сии суть посланные для изловления сих зверей Апостолы, которым сказал Господь: сотворю вы ловцы человеком (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

§ 64. Происхождение ангелов от Бога и время их происхождения Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении ангелов. И это, как полагали Святые Отцы Церкви, по двум причинам: во-первых — потому, что, вследствие неспособности тогдашних Иудеев возвышаться к предметам сверхъестественным, Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками историю только мира видимого, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинную Причину всего существующего; а во-вторых — потому, что не безопасно было говорить с ясностью о бытии высших, духовных существ таким людям, которые еще не довольно были утверждены в истине единства Божия, и склонны были впадать в многобожие и идолопоклонство. Не смотря, однако, на умолчание Моисея о сотворении Богом ангелов, истина эта несомненно проповедуется в Слове Божием. Она выражена: а) В тех местах, где говорится, что все, существующее вне Бога, получило бытие от Него. Например: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан. 1:3); Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:36); всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог (Евр. 3:4; срав. Еф. 3:9; Откр. 4:11). б) Прямее и яснее — в словах Ездры: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем. 9:6). Здесь под именем все воинство их (небес), сотворенного Богом, разумеются ангелы, которые, действительно, называются этим именем в Священном Писании (Лук. 2:13), и изображаются окружающими престол Всевышнего и поклоняющимися Ему (Ис. 6:3; Откр. 7:11; Пс. 96:7). в) Наконец, со всею ясностью — в словах Апостола: Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1:16). Невидимое означает здесь мир духовный, в противоположность миру видимому, вещественному, и престолы, господства, начала и власти - суть имена чинов ангельских, как видно из других подобных мест (1 Петр. 3:22; Ефес. 1:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Но и обрезание приемлет человек, и пребывает всецело здравым, не терпя никакой утраты от урезания в составе естества. Хранит он и субботу тем, что не делает зла, и не допускает праздности в добре, научившись, что делать добро позволительно и в субботу. Вкушение пищи признает безразличным, и не касается нечистого; ибо научен «Камнем» , что не сквернит ничто входящее устами (Матф. 15:11). Напротив того, отвергая во всем телесные наблюдения закона, смысл речений прелагает на духовное и разумное значение, согласно с Павлом, который сказал: «закон духовен есть» (Рим. 7:14). Ибо кто так приемлет закон, тот становится под покровом евангельского «Камня» , тесно соединенным с телесным «предстением» . Посему чистый Жених приемлет прошение невесты, как справедливое, и намереваясь показать Себя ей явно, сперва понуждает ловцов изловить лисиц, чтобы винограду не было от них больше препятствия к созреванию, говоря: «имите нам лисы» , которые, хотя малы, но губят винограды: винограды же зацветут, если ничто не будет им больше причинять вреда. «Имите нам лисы малыя, губящия винограды: и виногради наши созревают» (Песн. 2:15). Можно ли следовать за высотою сих мыслей по их достоинству? Какое чудо Божественного величия заключает в себе это слово! Какой преизбыток Божия могущества выражается значением сказанного! Тот, о ком говорится так многое, этот «человекоубийа» (Иоан. 8:44), «во злобе сильный» (Псал. 51:1), у кого язык изощрен, «яко бритва» (Псал. 51:2) «со угльми пустынными» (Псал. 119:4), «кто ловит, яко лев во ограде своей» (Псал. 9:30), этот «змий великий» (Иез. 29:3), «отступник» (Иов. 26:13), «ад» , разширяющий уста свои (Авв. 2:5), «миродержитель» темной власти (Ефес. 6:12), имущий «державу смерти» (Евр. 2:14), и как от лица его сказует пророчество тот, кто отемлет «пределы языков» , которые «поставил» ; как очевидно, Вышний «по числу Ангел Своих» (Втор. 32:8), кто объемлет «вселенную, яко гнездо» , и берет «яко оставленая яица» (Псал. 10:13), кто говорит, что выше облак поставит «престол» свой и будет «подобен Вышнему» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

«Я это давно знал», скажет иной (1Кор. 3:18). Совет: молитесь Духу истины, чтобы Он озарил вас. Наше знание — несовершенно (1Кор. 13:9). Крест Христов — верное прибежище всех бедных грешников «Куда мне бежать?» Обыкновенная жалобная песнь, раздающаяся в мире. Обратитесь ко Мне и спасетесь (Ис. 45:2). Не бегите в мир, не ищите там рая. Приблизьтесь ко Христу! (Лук. 15:1; Ефес. 4:15–16 ). 1. Которые в нем ищут своего прибежища: а) Со скорбным и сокрушенным сердцем. Иной пляшет еще вокруг золотого тельца и увеселяется им. Но прийдет время, когда червь начнет точить душу (Псал. 24:17; Псал. 141:5–6 ). б) С верующим и детским сердцем. Дверь отворена (Рим. 5:2; Ефес. 3:12; Евр. 10:22 ). Кто верует во Христа, тот спасется (Деян. 16:31 ). Он сам взывает (Мат. 11:28 ). Буду молить Его (Псал. 142:9 ) со всяким дерзновением (1 Иоан. 3:21 ). 2. Которые в нем находят свое прибежище (Мат. 7:7; Иер. 29:13 ). а) Каждый находит его, кто только приносит с собой веру (Иоан. 6:34 ). Павел (1 Тим. 1:13 ). б) Он находит его с полной уверенностью. Эта уверенность основывается: — на любви Иисуса Христа (Евр. 2:17–18 ), Который, хотя без греха (2 Кор. 5:21 ), однако же взял на себя грехи (Псал. 39:13 ); — на Его власти отпускать грехи (Мат. 9:6 ). в) И он находит его всегда. В ветхом Завете только однажды в год. Здесь всегда открыт свободный доступ (Псал. 54:18; Псал. 70:3 ). Заключение. Кто хочет спастись, тот приходит (Сир. 8:17). Но ты не приходишь, хотя Он зовет тебя (Мат. 23:37). Не хочешь ли ты сам спасти себя? (Ис. 28:15–17). Крест Христов с надписью: здесь путь, истина и жизнь « Здесь Христос !» (Мат. 24:23; Ис. 65:1 ). Надпись (Иоан. 19:19; 14:6; Евр. 5:9 ). 1. Путь. Уже как образец для нашего странствования по земле. Но главное: крест Его — путь к нашему спасению (Деян. 4:12; Иоан. 10:3 ). Для того, кто верует в Него (Рим. 1:5; Иоан. 3:15; 2 Тим. 1:10 ). 2. Истина. Так много лживых христов (Мат. 24:24 ): здесь — истинный Христос. На Нем исполнилось все (Лук. 24:44; 2 Кор. 1:20 ). Он всегда говорил истину (Ис. 53:9; Гал. 1:8; 2 Тим. 1:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1. По наружности в Нем нет ничего царского. Хотя и Сын Давида, но какое громадное различие между отцом и Сыном! Тот с золотой короной (2 Цар. 12:30); этот — в терновом венце. Тот со скипетром, a этот — с тростью в руке. От славы отца едва осталась тень (Лук. 17:25; Исаии 53:2 ). Он не имеет собственного дома, не знает даже, где главу преклонить (Мат. 8:20 ). Вход Его — на осляти, свита — двенадцать бедных учеников. Какое преткновение для гордого разума! Мудрый Царь становится великим именно через свое глубокое уничижение, и этим торжественно свидетельствует, что Его царство не от мира сего (Иоан. 18:36; Иоан. 6:15 ). Он хочет обогатить нас своей бедностью (2 Кор. 8:9 ). 2. Однако же, он могущественный Царь. Он был уже от вечности. Небо — престол Его, и земля — подножие ног Его (Ис. 66:1 ). Он управляет миром и держит все в своей деснице. Он творит чудеса (Псал. 20:6–7). Еще более: Он обладает таинственной, всепобеждающей властью над сердцами. Любовь Ему подчинена (Псал. 32:15). Он побеждает могущественных врагов своих (Иоан. 18:6; Деян. 9:5 ). Пред Ним трепещет самый ад (1 Тим. 6:15 ). 3. И в то же время милостивый Царь. Кроток. Принимает к сердцу всякое наше телесное горе и помогает. Исцеление слепого (Мар. 10:46–52). Доступ к Нему совершенно свободный, днем и ночью, и никто не отходит со скорбью от Него. Особенно Он помогает в духовной нужде. Он зовет к себе всех грешников (Мат. 11:28–29). Грешник находит у Него не трон судьи, a престол благодати (Ис. 52:7; Евр. 6:16). Заключение. Как нравится нам такой Царь? Прекрасен ли Он в наших глазах (Псал. 17:26). Радуйся, грешник (1 Тим. 1:15; Мат. 11:5 ). Он грядет к «тебе.» С какой радостью ты встретишь смерть, когда услышишь: « се Царь твой грядет !» Ветви, которыми мы усееваем крестной путь Спасителя при Его входе в Иерусалим « Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему » (ст.13). 1. Слезы веры. 2. Слезы любви. 3. Слезы покаяния. II. Апостольское чтение. Зачало (247) к Фипипийцам 4:4–9 4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не постыдится (Исак 28:16, Рим. 10:6–11 ) 678 . Эти слова закона по истине служили таким же предсказанием о грядущем законе сердца (– вера), какое является в устах позднейшего пророка Иеремии, говорящего от лица Иеговы: вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; но вот завет этот: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Бог, а они будут Моим народом». И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Господа, ибо все сами будут знать Меня от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не вспомяну более (Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:8–12 , сн. 10:16–17). Итак, заповедь сердца (– закон веры), познание воли Божией без особого научения чьего-либо, – вот пункты, в которых соединяются оба пророчественные в смысле Апостола изречения. Но последнее более выясняет общую мысль и именно – тем, что выставляет за основание ее прощение грехов. Оба изречения, таким образом, связуются в одном: праведный верой жив будет, ибо законом – познание греха и, следовательно, только через веру в всепрощающую милость Божию – оправдание. Поэтому-то Апостол и говорит, что конец закона Христос к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ). Так, кроме простой веры, как дела сердца, все будут знать Бога, есть будут научены Богом (Исак 54:13 сн. Иоан. 6:45 ) и все – язычники и израильтяне – в одни уста будут славить Бога, в надежде давшего им якорь спасения, как сказано возвеселитесь язычники с народом Его ( Втор. 32:43 ), и еще: хвалите Господа все язычники и восхвалите Его все народы ( Псал. 116:1 ). Исаия также говорит: будет корень Иессеев и восстанет владеть народами: на Него язычники надеяться будут ( Ис. 11:10 ) ( Рим. 15:10–12 сн. 9). Особенно же будет чрезвычайно обильное излияние благодати Св. Духа без различия пола и состояния: и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Иоиля 3:1–2 или 2:28–29, сн. 679 Деян. 2:17–18 ). Это обилие благодати Духа, особенно у пророков, нередко представлялось под образом потока вод многих и под. сн. Исаии 58:11; –11:9; – 55:1; – 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12. Кто жаждет, поэтому говорит Господь в Новом Завете, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7:37–38 ) 680 . А евангелист прямо и объясняет это изречение Господа: сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (ст. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010