Евангелист Матфей относит это пророчество к выступлению Иисуса Христа в Галилее ( Мф.4:13–16 ). Ис.9:2 . Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране те­ни смертной свет воссияет. Пророк продолжает изображать будущее благополучие, какое наступит для северного царства и для всего Израиля вообще с пришествием Мессии. «Страна смертной тени» – то же, что шеол, преисподняя, где совсем нет света. Так названа вся земля израильская, где царит непроглядная тьма бедствий и суеверий, преимущественно же Галилея, находившаяся в среде влияния соседних языческих государств. Ис.9:3 . Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселят­ся во время жатвы, как радуют­ся при раз­деле добычи. Народ, обессиленный в своей численности потерями в сражениях с врагами и отведением значительной его части в плен, снова, благодаря Всевышнему, размножится и будет радоваться от того, что почувствует себя снова в общении с Господом (пред тобою). Ис.9:4 . Ибо ярмо, тяготив­шее его, и жезл, по­ражав­ший его, и трость при­теснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Вместо: «жезл, поражавший», (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: «ошейник на его плечах». «День Мадиама» – это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам ( Суд.7 и сл.). Ис.9:5 . Ибо всякая обувь во­ина во время брани и одежда, обагрен­ная кровью, будут отданы на сожже­ние, в пищу огню. «Обувь воина» точнее: тяжелые солдатские сапоги (у римлян называвшиеся: caligae). «Одежда» – воинский плащ. Отсюда видно, что вражеским воинам не во что будет одеться для отправления в поход против Израиля и что, след., Израиль будет оставлен врагами в покое. Ис.9:6 . Ибо Младенец родил­ся нам – Сын дан нам; владыче­с­т­во на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. «Младенец». Виновником этой перемены в судьбе Израиля будет Младенец, т. е., очевидно, тот Младенец Еммануил, о рождении которого шла речь в 7-й гл. 14 ст. и о котором как Властелине и Защитнике Святой земли сказано в гл. 8-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2. Во 2-й песни (Ис 49. 1-9) Сам Отрок Господень произносит торжественную речь и зовет все народы внимать ей (49. 1). Он призван Богом от чрева матери (49. 5). Господь повелел Ему восстановить колена Израилевы и возвратить остаток народа (49. 6). Бог сделает Его светом и заветом для народов, и спасение распространится до краев земли (49. 6-8). Данное пророчество возвещает о Мессии и об обращении к Нему всего человечества. Страдание - вот подлинный подвиг Раба Господня. Подобно жертве на алтаре, через к-рую совершалось единение с Богом, Его жертва принесет мир со Всевышним, Которого народ Израиля оскорблял и от Которого удалился. Пославший Отрока обращается к Нему: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (49. 6). 3. В пророчестве Ис 50. 4-11 Отрок Господень возвещает о Своих страданиях, к-рые в деталях прообразуют Страсти Христа. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (50. 6; ср.: Мф 26. 67-68; 27. 30). Традиц. христ. экзегеза понимает данное пророчество как указание на добровольные страдания Мессии, на Его победу через страдания и унижения: «...Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис 50. 7). В завершение Отрок предсказывает гибель Своим врагам. 4. Пророчество Ис 52. 13-53. 12 начинается словами Самого Господа (52. 13). Так же как и пророчество 50. 4-11, 4-я песнь говорит о жертве Христовой и более подробно объясняет ее значение. Смысл мессианской жертвы раскрывается пророком в образах страдающего и уничиженного Раба Господня (52. 14; 53. 2-3), Который «взял на Себя наши немощи и… болезни» (53. 4). Прор. Исаия уподобляет его овце, ведущейся на заклание (53. 7), Его страданиями люди получат исцеление от грехов (53. 5). Но Исаия возвещает и о смерти Отрока, и о Его погребении (53. 9), подчеркивая Его невиновность и заместительный характер страдания (53. 9-12). В этой песни Господь именует Своего Раба «Праведником» (   Ис 53. 11; ср.: Деян 7. 52). Пророк описывает изумление царей и народов перед этим таинственным Посланцем. Агнец Божий погибнет, но, принеся Себя в жертву, непостижимым образом вернется к жизни и будет с радостью смотреть «на подвиг души Своей» (53. 11). Причтенный к злодеям и умерший, Он станет Ходатаем за мир (53. 12).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Куда же? В храм Свой ( Мал.3:1 ), в котором вы камением бросали в Него. Потом, услышав об этом, другой пророк говорит ему: и ты, говоря о спасении от Бога, возвещаешь оное тихо! и ты, благовествуя пришествие Бога для спасения, говоришь об этом втайне? Взойди на высокую гору, благовествующий Сион...скажи городам Иудиным ( Ис.40:9 ). Что же сказать? Вот, Господь Бог грядет с силою ( Ис.40:10 ). Сам Господь также сказал: Я приду и поселюсь посреди тебя ( Зах.2:10 ). И прибегнут многие народы ко Господу (ср. Зах.2:11 ). «Израильтяне отвергли спасение, совершившееся через Меня: приду собрать все народы и языки ( Ис.66:18 )». Пришел к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:11 ). – «Ты грядешь и что даруешь языкам?» – «Приду собрать все народы и языки ( Ис.66:18 ), и положу на них знамение ( Ис.66:19 ). Ибо после подвига Моего на Кресте, каждому из Моих воинов Я дам царскую печать для ношения на челе». Другой пророк сказал: Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его ( Пс.17:10 ). Ибо сошествие Его с небес для людей было недоведомо. 9 . Соломон, слыша эти слова отца своего Давида, когда построил чудесный храм и провидел Идущего в него, с удивлением говорит: Богу ли жить на земле? ( 3Цар.8:27 ). Давид, предупреждая этот вопрос, истинно так, говорит в надписанном на Соломона псалме, в котором сказано: Он сойдет, как дождь на скошенный луг ( Пс.71:6 ). Дождь – этим означается небесное Его происхождение, а на скошенный луг –Его человечество. Ибо дождь, падая на волну, падает без шума, так как и волхвы, когда неизвестна была тайна рождения, говорили: где родившийся Царь Иудейский? ( Мф.2:2 ). И Ирод, смутившись, выведывал о Родившемся и спрашивал: где должно родиться Христу? ( Мф.2:4 ). 10 . Кто же есть Сей сходящий? Давид говорит тут же: и пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов ( Пс.71:5 ). Другой пророк также говорит: Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: это Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий (ср. Зах.9:9 ). Царей много, о каком же царе ты говоришь, пророк? Покажи нам такой признак, которого не имеют другие цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Главной причиной такого развращения и упадка сынов Израиля пророк Исаия выставляет уклонение их с истинного пути «теократической правды, или праведности» («путь Божий») на путь «нечестия и лжи» («путь диавола»). Измена идеалу Божественной Правды – это измена самой истины и есть ложь, по существу дела. «Надеются на пустое». (4 ст.) По-еврейски стоит tohu, т. е. одно из тех выражений, какими в 1 гл. кн. Бытия описывается состояние первозданного хаоса. Ис.59:5 . высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто по­ест яиц их, – умрет, а если раз­давит, – выползет ехидна. Ис.59:6 . Паутины их для одежды негодны, и они не по­кроют­ся сво­им про­изведе­нием; дела их – дела неправедные, и насилие в руках их. Ту же самую мысль – о неправедно-насильническом характере всей деятельности Израиля – с присоединением еще и новой – о крайней непрочности и непригодности преступных плодов подобной деятельности – пророк Исаия раскрывает в данных стихах путем образов и сравнений, сопоставляя зловредный характер деятельности – со «змеиными яйцами», а качественную негодность и непрочность ее результатов – с легкой «паутиной», готовой разорваться при малейшем же к ней прикосновении. Ис.59:7 . Ноги их бегут ко злу, и они спешат на про­литие невин­ной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустоше­ние и гибель на стезях их. Ис.59:8 . Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Если раньше пророк говорил о «руках», исполненных крови, но здесь, для полноты характеристики он говорит и о «ногах», спешащих идти по пути зла и греха. Нельзя при этом не отметить, что пророк Исаия глубоко проникает в причины подобного состояния, справедливо усматривая их в ложном настроении мыслей и умов: «мысли их – мысли нечестивые». (7 ст.). Обращает на себя внимание также и параллелизм всего этого отдела со многими аналогичными местами из книги Псалмов ( Пс.5:6–7, 10 ; Пс.7:15 ; Пс.9:28 ; Пс.11:3 ; Пс.13:1–3 ; Пс.27:2–5 и др.). Ис.59:9 . Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, – озаре­ния, и ходим во мраке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ис.66:2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Го­с­по­дь. А вот на кого Я при­зрю: на смирен­ного и сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.» Это – одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту «этического монотеизма», до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения – смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9–14 ). Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога ( Быт.3:5–6 ), так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца ( Ис.29:19 ; Ис.64:5–6 ; Пс.50 ). Ис.66:3 . [Беззакон­ник же,] закола­ю­щий вола – то же, что убива­ю­щий человека; при­носящий агнца в жертву – то же, что задуша­ю­щий пса; при­носящий семидал – то же, что при­носящий свиную кровь; воскуря­ю­щий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали соб­с­т­вен­ные свои пути, и душа их находит удоволь­ствие в мерзостях их, –: В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии ( Ис.1:11–15 ). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством ( «закалающий вола – то же, что убивающий человека», или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ( Втор.14:8 ; ср. Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VIII. 24. Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших 1390 . Точнее изъясняет полезное, и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путём они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, го- —275— ворит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верой в Него, как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа. И так, вы погибнете, говорит, не веруя, „что Я (это) есмь.“ Это „Я“, о Коем, говорит, написано у пророков: „светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой и слава Господня над тобой воссияла“ ( Ис.40:1 ). „Я, говорит, есмь, и некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: „обратитесь сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши“ ( Иер.3:22 ). Это „Я есмь,“ говоривший, что даруется тебе божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: „Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну“ ( Ис.43:25 ). Это „Я есмь, и говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: „омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших... и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут как пурпур, (то) как руно убелю“ ( Ис.1:16: 18 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: „на гору высокую взойди, благовествующий Сион! возвысь с силой голос, благовествующий Иерусалим! возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силой грядёт и мышца (Его) со властью! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! как пастырь будет пасти стадо Своё и мышцей Своей собирать агнцев и во чреве имущих утешать“ ( Ис.40:9–11 ). И опять: „тогда отверзутся очи сле- —276— пых, и уши глухих услышат, тогда вскочит как олень хромой, и ясен будет язык косноязычных“ ( Ис.35:5–6 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем также написано ещё, что „внезапно придёт в храм Свой Господь, Коего вы ищете, и Вестник Завета, Коего вы желаете: вот грядёт, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? ибо Он придёт как огонь в плавильнице и как щёлок моющих“ ( Мал.3:1–2 ). Это, говорит, „Я есмь,“ чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: „жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже“ ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–7 ). Это, говорит, „Я есмь,“ о Коем и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: „Пророка из братий твоих как меня восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания“ ( Втор.18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Что же говорит евангелист Иоанн, великое крыло богословия, истинный сын грома, озаривший подобно молнии дело спасения и воз­гремевший в богословии? Он говорит о Спасителе. Но помни о ска­занном, чтобы не приводить напрасно многих слов, и чтобы множе­ство речей не развлекло твоей мысли. «Царя, Господа Саваофа, – говорит Исаия, – глаза мои видели. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:5, 9 ). А Иоанн говорит: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: и сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете» ( Ин.12:37–38 ; Ис.6:9 ), и так далее. И чтобы кто не подумал, что он взял эти слова как подходящие, и что только самое выражение соответствовало его мысли, а тот, кого видел пророк на высоком престоле, не был Сын, евангелист прибавляет: «сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:41 ). Какую славу? «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Кого видел? «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Какого царя? Того, о котором Нафанаил провозгласил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Удивительно то, что голос Нафанаила, как помнят слушающие с усердием и вни­мательностью, мы нашли согласным с пророчеством Исаии, гласящим: «так говорит Господь, Царь Израиля» ( Ис.44:6 ); тот же пророк в другом месте говорит: «так говорит Господь» Бог, царь Израилев, «искупивший» его Бог вечный ( Ис.44:24 ). Помнят, конечно, и то, кто Искупитель, и в чем состояло искупление, и как оно дано, и что выкупом послужили тело и кровь. «Искупивший» его. Так как (Искупитель), казалось, недавно явился согласно своему домостроитель­ству, то, чтобы люди, обращая внимание только на плотское явление, не остались в неведении Его божественного достоинства, пророк говорит: «искупивший» Его, Бог вечный. Вечен, конечно, Отец, вечен Сын, вечен Дух Святый. Не может ли еретик сказать: «три вечных»? Вечен, сказал он, Отец, вечен Сын, вечен Дух, – не три природы вечные, но одна природа вечная, в Единой Троице являемая. Послушай, что говорит блаженный Исаия: «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли» ( Ис.40:28 ). Кто устроил? Если еретик хочет уклониться от учения о Сыне, как Боге, он отвечает: «это сказано об Отце», забывая при этом собственные слова. Ведь он говорит, что Отец сотворил только Сына, а все остальное сотворил Сын. Если Сын есть Творец всего, то и горы земли сотворил Он же; а со­творивши горы земли есть Бог великий, вечный. Но чтобы еще яснее обличить их невежество, я приведу в свидетели блаженного Павла, который называет сына великим Богом: Он есть великий Бог, так как Сын великого Отца. Каков родивший, таков и рожден­ный. Если мал родивший, мал и плод этого корня; если же велик Отец, то велик и Сын. Великого Отца Сын не может быть малым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Ответ неоязычникам про “еврейского Бога”. Расшифровка видео Неоязычники говорят, что мол, вы, христиане, почитаете еврейского Бога, восхваляете там Бога Авраама – значит, вы верите в еврейского Бога, который там для нас чужой, и он только для евреев должен быть. Что здесь можно сказать. Во-первых, Авраам не был евреем, евреи произошли от Авраама. Сам Авраам не мог принадлежать к народу, который еще не существовал в его время. Авраам родился и вырос в Уре Халдейском, соответственно по национальности он был халдеем. Далее, тесть Моисея Иофор был мадиамитянином, и при этом он назывался священником Бога Истинного. Далее, Руфь, которой посвящена целая книга в Ветхом Завете, также не была еврейкой, она была моавитянкой. Не были евреями и такие значимые фигуры Ветхого Завета как Мелихседек, у которого Авраам получил благословение, и Иов, который жил в Араве. Так в итоге это какой – еврейский или халдейский, моавитянский, мадианитянский, аравийский бог? Уже через это видно, что это Бог многих народов. И далее, если посмотрим, что говорится в Библии, увидим много подтверждений того, что Бог адресует Свое Слово всем народам. Вот у пророка Исайи говорится: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню ( Ис. 2:2-3 ). И в другом месте: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов( Ис.56:7 ). В тот день… Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.( Ис.19:23 ) В тот день скажет Господь благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль.( Ис.19:25 ) Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ) … Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли ( Ис.49:6 ) Это всё из Ветхого Завета, и неудивительно, что в Новом Завете Христос говорит: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ).

http://azbyka.ru/video/otvet-neoyazychni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010