Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

В 53-й гл. говорится о том, что Раб Господень возьмет на Себя «наши немощи» и будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53. 4-5); за это Он будет впосл. возвышен Богом: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53. 10-12). С самого начала христ. эры эти слова воспринимались как пророчество о Христе. Множество цитат и аллюзий присутствуют в НЗ (Мф 8. 17; Лк 22. 37; Ин 12. 38; Деян 8. 32; Рим 15. 21; 1 Петр 2. 22, 24; Мк 9. 12; Деян 2. 33; Рим 5. 19; Флп 2. 7, 9 и др.). Основные сложности возникают у интерпретаторов при определении того, кто именно подразумевается под Рабом Божиим в самом ветхозаветном тексте, до возникновения христианства. Само выражение   («раб Мой») встречается в Книге пророка Исаии много раз в отношении разных лиц. Так названы народ Израиля (Ис 41. 8-9; 44. 1-2; 44. 21; 45. 4; 49. 3) и верные служители Господа (во мн. числе:   YHWH - Ис 54. 17; 65. 13-15). В др. местах из контекста следует, что подразумевается индивидуальная фигура, возможно, так назван некий пророк или один из персидских царей - Кир, Дарий или Артаксеркс. Против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в ВЗ: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В Книге прор. Михея также содержатся обетования о восстановлении Израиля. Время жизни пророка относится, вероятно, ко 2-й пол. VIII в. до Р. Х., однако в книге есть немало речений, явно происходящих из более поздней эпохи - периода плена или раннего послепленного времени.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

д. к мыетъ Гдь скверн снвъ и дщерей сїнскихъ и кровь Іерсалимск чиститъ среды ихъ дхомъ сда и дхомъ зно. 4. Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 4 . «Омытие скверны»=устранение грехов, (ср. Ис.1:16 , Пс.50:9:11 ), которые рассматриваются как грязь на чистом существе души ( Иер.2:22 ). «Кровь Иерусалима»=кровавые злодеяния иерусалимлян, не только насильственное отнятие жизни у ближних ( Ис.1:21 ), но и попустительство влиятельным и богатым угнетать бедных и слабых (ср. Ис.1:23; 2:14 ). Слова дхомъ сда и дхомъ зно указывают, что отмытие скверны и крови есть дело не милосердия, а правосудия и гнева Божия. Бог не простит грехов упорным грешникам, не сознающим за собой никакой вины (ср. Ис.3:9 ); Он поразит неисправимых грешников – убийц. Снвъ и дщерей сїнскихъ – ср. русск. дочерей Сиона: прибавление в слав.-греч. переводе сделано не вопреки смыслу евр. т., выраженному в русск. переводе. «Дочерями Сиона» названы здесь все подданные иерусалимских царей, имеющих своё местопребывание на Сионе, – названы так для того, чтобы показать высокую степень злокачественности нравственных язв иудейского народа. Эти язвы также предосудительны для иудеев, как глубоко унизительно вонюче-грязное пятно на нежном теле женщины. є. И прїидетъ Гдь, и бдетъ все мсто горы Сїни, и вс же окрестъ є снит облак во дни, и к дыма и свта огненна горща в нощ, всею славою покрыетс: 5. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями её облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 5 . Облако днём и дым и свет огня горяща (греч. φωτς πυρς καιομνου=света огня горяща) ночью сопровождали Израиля во время путешествия его по пустыне ( Числ.9:15 и сл.); и по Исх.13:21 и сл. Числ.14:14 как облако, так и дым и свет служили покровами присутствия Господа, который таким образом Сам вёл народ Свой через пустыню, «находясь среди народа» ( Числ.14:14 ) и защищая его от врагов ( Исх.14:19:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Но разве не Моисей говорил: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 )? Разве Михей давным давно не написал: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» ( Мф. 2:6 ; Мих.5:2 ). Разве Исайя не предвозвестил рождение Его от неискусобрачной: «се, Дева во чреве приимет» ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 )? Разве не предсказал пророк Аввакум возлежание в яслях животных: »...среди двух животных познан будешь» ( Авв. 3:2 )? Не говорил ли Исайя о бегстве в Египет от Ирода: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» ( Ис. 19:1 )? Не предрек ли Давид бегство вод Иордана: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» ( Пс. 76:17 )? Не предсказывал ли Исайя конца болезней и труда: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ; Ис. 53:4 )? Не предсказал ли пророк Давид силу гвоздей: «пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 )? Не пригвождение ли к древу предвозвестил Моисей: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» ( Втор. 28:66 )? Не погребение ли во гробе предначертал Иаков: «преклонился он, лег, как лев» ( Быт. 49:9 )? Не о воскресении ли взывал некогда Давид: «восстань, Боже, суди землю» ( Пс. 81:8 )? Не он же ли предсказал и вознесение: «восшел Бог при восклицаниях» ( Пс. 46:6 )? Покажите же на другом ком-нибудь исполнение этих пророчеств, или поклонитесь распятому, как Богу! Безумные! Неведая пророчества Моисеева, вы думали распять простого человека. О вас ведь, или лучше – в обличение ваше вопиет Павел, сосуд избранный: «если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). В том же обличает вас верховный из апостолов, говоря: «вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:14–15 ). Этот вопль ваш издавна предвидя, говорил Исайя: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом» ( Ис. 5:20 )! Когда таким-то образом беседовал с ними Стефан, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

15 . опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; „Господь муж брани“, говорится в Исх. 15:3 ; в песни Моисея и сынов Израилевых. И царь-псалмопевец пел: „Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани“. ( Пс. 23:8 ). – Очевидно, что эти выражения не безызвестны были пророку, на чем мы останавливаем внимание. Господь поднимает воинский крик. Если сопоставить это выражение с Ис. 13:3–4,7 , то мы уразумеем, как должны быть поняты все выражения стиха 13-го и другия подобные выражения. В главе XIII изображается нашествие народа, вызванного Господом, для совершения повелений Господних, – „гнева Господа“ ( Ис. 13:3 ). Господь повелевает, и народы идут: „Враждуйте народы, но трепещите“ ( Ис. 8:9 ). В окриках победителей, вызванных Господом,-кто бы они ни были 1409 , слышится глас Божий. Так Он повелел; Ему одному известны все последствия событий. В ветхозаветном периоде все приготовлялось к появлению Еммануила: „умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это“. ( Ис. 9:7 ). И в настоящей 42-й главе (ст. 4, 6 и 13) ревность Господа указывает, что главная цель ее есть утверждение на земле суда и правды и что к этой цели направлены и все перевороты в жизни народов. И стих 14-й служит пояснением той же мысли: Господь долго терпит, доколе известный народ не приходит к такому нравственному растлению, которое делает его существование невозможным для него и вредным для будущего всего человечества. Является момент, когда Господь не предоставляет более человеку самому распоряжаться событиями 1410 , и тогда настают те ужасающие человека явления, которые создают новые общества и государства, с полным разрушением всего предыдущего строя жизни. В то время, когда Исаия произносил свои пророчества, культурный мир, заключавший в себе Месопотамские царства и Египет, пал низко и должен был погибнуть, чтобы дать место новым элементам и новой царственной расе. Но и эта раса была вызвана лишь для того чтобы приготовить престол Царю правды, Еммануилу, при Котором должно было исполниться пророчествуемое в стихе 15-м, нравственное значение которого тожественно с стихом 4 главы XL: „всякий дол да наполнится....“ 1411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Таким образом, с одной стороны Ветхий Завет утверждает, что Бог неименуем, с другой – называет Его имена. С одной стороны, Яхве – Бог сокровенный ( Ис. 45:15 ), лицо Его невозможно увидеть и остаться в живых, с другой – праведники видят Его лицом к лицу. Бог вдали, но Он и вблизи ( Иер. 23:23 ). Между Богом Святым и человеком существует непреодолимая дистанция, но вместе с тем – Бог преодолевает эту дистанцию, когда хочет открыться человеку. Дух Божий, Слово Божие, Премудрость Божья Важным богословским понятием Ветхого Завета является «Дух Божий». Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). Дух Божий создал человека (см.: Иов. 33:4 ) и живет в ноздрях его (см.: Иов. 27:3 ) – Дух Божий, или Дух Господень – это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Дух Божий в Ветхом Завете лишен личностных атрибутов – это скорее дыхание Божие, Его энергия, Его творческая и животворящая сила. Существенную роль играет в Ветхом Завете и понятие «слово Божие». Слово Господа пребывает вечно (см.: Ис. 40:8 ), оно навеки утверждено на небесах (см.: Пс. 118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как волну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» ( Пс. 147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно «подобно огню» или «молоту, разбивающему скалу» ( Иер. 23:29 ). «Слово» Божие «никогда не возвращается к» Богу «тщетным» ( Ис. 55:11 ); «ни одно слово» Божие «не осталось неисполнившимся» ( Нав. 23:14 ). Слово Божие действует без промедления: «Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» ( Пс. 32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой (см.: Пс. 106:20 ). В то же время «всемогущее слово» Божие, «как грозный воин» ( Прем. 18:15 ) с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2. Бог как Царь и Судия. В проповеди Исаии Господь предстает как Царь иудейского народа (Ис 6. 5; 24. 23). Бог - единственный истинный Царь; Он - Владыка всех народов. Он действует в событиях мировой истории. Даже нечестивые завоеватели служат Его промыслительными орудиями (5. 25-29). В Израиле Он осуществляет Свои замыслы. Он печется о нем, как заботливый виноградарь о своих насаждениях (гл. 5). Но Он не таков, как боги язычников, к-рые обещают блага в обмен на жертвы. «Святой Израилев» отдаст Свой виноградник на попрание, если тот не будет приносить добрых плодов. Человеческий грех не способен разрушить план божественного домостроительства. Господь всегда сбережет остаток, сохранивший Ему верность. Одно из излюбленных именований Бога у Исаии - «Господь Саваоф» - «Бог воинств» встречается в 1-й ч. книги ок. 50 раз. Исаия изображает Господа Саваофа грозным Судией как отдельного человека (Ис 38 - болезнь Езекии), так и народов (13-23-я главы). Только благодаря божественному правосудию «живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (26. 9-10). 3. Исаия часто говорит о всеведении Божием и присутствии Бога в сотворенном Им мире. «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?» (29. 15-16; ср.: 37. 28). Господь не только грозный Судия, Творец вселенной и человека (37. 15), но одновременно и личный, «близкий» Бог, слышащий и слова пророка, и просьбу всякого скорбящего человека (Ис 38 - молитва царя Езекии) (ср.: Вейнберг. 2003. С. 152). Наиболее ясно мысль о соприсутствии Бога среди людей (ср.: Ис 33. 22) нашла выражение в знаменитом именовании Мессии: «С нами Бог» (  ) (ср.: 7. 14; 8. 8; Пс 45. 8, 12).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Исполнение: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа...» ( Евр. 3:1 ). «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»: как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:5–6 ). Решительная победа народа Мессии над миром и сатаной стала неизбежной. Господь не приносил клятв в связи со священством Аарона, как Он это делает по поводу «священника по чину Мелхиседека», Который призван «не по законам плотских заповедей, но по силе жизни бесконечной».По чину Мелхиседека объясняется в Евр. 7:15 : «По подобию Мелхиседека встаёт священник иной». Посылая в мир Своего Сына, Отец даёт ему полномочия утешить народ Мессии. Наказание. которое понёс Озия за присвоение роли священника, показывает, что Давид не может быть Царём-Священником, описанным здесь ( 2Пар. 26:16–21 ). Эта исключительная клятва Господа показывает, что Царствои Священство, о которых Он говорит, не имеют себе равных. Давид умер, но этот Священник по чину Мелхиседека живёт вечно. Аналогичным образом Мессия описан у Захарии 6:9–15, особенно в 6:13: «Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своём; будет и священником на престоле Своём...». 18. Мессия будет судией Пророчество: «Ибо Господь – судия наш. Господь – законодатель наш. Господь – царь наш: Он спасёт нас» ( Ис. 33:22 ). Исполнение: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Иоан. 5:30 ), ( 2Тим. 4:1 ). В древнееврейском «Таргуме Исаии» читаем следующее толкование Ис. 33:22 : «Ибо Господь наш судия. Который мощью Своей вывел нас из Египта; Господь – наш учитель. Который послал нам Свой закон с горы Синайской; Господь – Царь наш, ибо спасёт нас, и пошлёт справедливое мщение за нас на армии Гога». «...Судья... законник... Царь – совершенный идеал Царства Божия, которое может осуществиться лишь при Мессии, лично воплощающем в Себе и юридическую, и законодательную, и административную роли ( Ис. 11:4 ); ( Ис. 32:1 ); ( Иак. 4:12 )».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Так заканчивается третий отдел притчи. Следующий отдел заключает предсказание Халдеям горя за их коварство в обращении с порабощенными народами. (15–17 ст.). Авв. 2:15 Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Приточники своеобразно описывают нравственные качества Халдеев. Они сравнивают Халдеев с сладострастным 139 и коварным человеком, который опьяняет своих друзей 140 , чтобы видеть их срамоту 141 . Через это, он унижает своих мнимых друзей и удовлетворяет своей страсти. Отдельные черты употребленного приточниками образа, нередко встречаются в языке библейских писателей. Опьянение людей считается образом исполнения над ними гнева Господня ( Ис. 19:14 ; Иер. 51:7 ). Обнажение людей считается символом величайшего унижения и невыносимого позора ( Ис. 47:3 ). Но, употребленный приточниками образ коварства Халдеев, скорее, кажется, напоминает образы коварных людей, подробно очерчиваемые псалмопевцами (Ср. Пс. 9:27–35 ) На коварство Халдеев, современных союзников Иудеев ( Ис. 39 ), пр. Аввакум неоднократно обращал и сам внимание (1:7–9), и, может быть, этим желал отвлечь Евреев от опасного союза (Ср. Ис. 39:6–7 ). В устах приточников, переживших Халдейское иго, настоящий стих может составить воспоминание о действительных грустных событиях. Кирилл Александрийский сообщает предание, что Навуходоносор пленных Иудеев напаивал допьяна и, когда они падали и обнажались, веселился. По свидетельству Блаженного Иеронима, так издевался Навуходоносор и над царем Седекией. История может представить, с другой стороны, множество примеров, когда путем лести и обмана совершалось порабощение одних народов другими. Авв. 2:16 Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою. Откровение снова становится на ту же точку зрения, какую опо принимало в начале изложения притча (6 ст.). Как Халдеи поступали с другими народами, также и с ними будет поступлепо, злодейство их обратится на их голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: Возвеличит Господь Галилею, народ, ходящий во тъме, увидит свет великий ( Ис.9:2 ). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: Покайтеся, ибо приближается царство небесное ( Мф.4:17 ). Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут: сказал Господь пророку Исайи: Пойди и скажи этому народу [евреям]: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите ( Ис.6:9–10 ). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: К Своим пришел, и Свои не приняли Его ( Ин.1:11 ). Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное ( Ис.61:1–2 ). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Что может быть радостнее такого благовестия: Пришел Сын человеческий взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 )? Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: Тогда [во время пришествия Спасителя] откроются очи слепых, и уши глухих услышат ( Ис.35:5 ). И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые–воскресение. Читай во Святом Евангелии. Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: Отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою – ненавистью ( Пс.108:4–5 ). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает евангелие и Сам Господь: Ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в закон их: возненавидели Меня напрасно ( Ин.15:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010