Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная синтагма М. Властаря Епитимия. Комментарии: Иеромонах Матфей Властарь . О епитимии О том, что кающихся не должно отвергать 52е правило святых Апостол: аще кто епископ, говорит, или пресвитер обращающегося от греха не приемлет, гнушаясь, отвергает, подобно древнему оному Навагу (добавление, имеющее свое основание в прав. Вс. 8м; VI Вс. 43,102; Вас. Вел. 74. Пост. Ап. 2,15, 40, взято из Вальс. толк, на пр. Patr. Curs.Compl. Tomp. 137, р. 144), да будет извержен из священного чина, как опечаливающий Христа рекшаго: «Радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся» ( Лук.15:7 ), – Который для спасения грешников низшел, преклонив небеса, Который сказал: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ) и человеколюбие Которого не превосходит ни один из наших грехов» (добавление – из Вальсамона. Ibidem); к тому же и чрез пророка взывает: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» ( Ис.43:26 ). – Ищи в след. 7й гл. прав. 46е (55е) Карфагенского собора. А 2е правило собора Лаодикийского: уличенных в различных согрешениях и чрез исповедание и соответствующее злу покаяние показавших последующую жизнь, диаметрально противоположную, как говорят, прежней, повелевает удостаивать божественного причащения, не по причине усердия их, но ради милосердия Божия и неизреченной благости. О местах покаяния Кающиеся разделяются на четыре степени: на плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих. – Плачущие – те, которые стоят вне врат молитвенного храма и от входящих и исходящих верных просят молитвы и прощения греха; слушающие – те, которые стоят внутри врат в так называемом притворе, слушают божественные Писания и общее учение и потом выходят с оглашенными; припадающие – те, которые стоят внутри церкви, позади амвона, и выходят с оглашенными, когда диаконом будет провозглашено: «елицы оглашеннии» (т.е. изыдите); а купностоящие – те которые участвуют с верными в молитвах и песнопениях, но воздерживаются от причащения святых тайн, доколе по прошествии узаконенного времени, совершенно не получат божественного общения (сн. О степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. послание к Летоию; school. Harmenop in epitame canon. Can.58; Be. 12; Ант.2; ВасВел. 4,61,64,75,83; Анк. 1,5,6,8,16,22; Лаод. 5,6,15; Const. Apost. Cap. 12; Анк. 4,25; толк. Зон. и Арист. На 11 и 14 правила Всел. Соб.). О том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимий кающимся, смотря по их расположению

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Святое Евангелие Иисуса Христа по Марку Глава I 1) Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. 2) Как написано у Исаии пророка: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мал.3:1 ). 3) «Глас вопиющего в пустыне: „приготовьте путь Господень, прямыми сделайте стези Его”» ( Ис. 40, 3 ). 4) Был Иоанн, в пустыне крестя и проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов. 5) И выходили к нему все царство Иудейское и все иерусалимляне, и крещены были от него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. 6) И Иоанн был одет в [одежду из] волоса верблюдов и пояс кожаный на чреслах его, и ел саранчу и дикий мед. 7) И проповедовал, говоря: «Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8) я крестил вас водою, Он же будет крестить вас Духом Святым». 9) И сталось: во дни те пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10) И как только выходил из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего и пребывающего на Нем. 11) И глас сделался с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение». 12) И тотчас Дух уводит Его в пустыню. 13) И был Он в пустыне сорок дней и сорок ночей, и был искушаем от сатаны, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. 14) После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15) и говоря: «Ведь исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». 16) И проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17) И сказал им Иисус: «Идите за Мною, и Я сделаю вас [такими], что вы будете ловцами человеков». 18) И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 19) И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также укладывающих сети в лодке; 20) и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с наемниками, последовали за Ним. 21) И приходят в Капернаум; и тотчас в субботу, войдя в синагогу, учил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Скачать epub pdf Слово в неделю Пасхи святые И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша ( Исх. 12:14 ). Если так предписано было о ветхозаветной пасхе, которая была только сению новозаветной; если иудеи должны были каждогодно воспоминать и праздновать день своего исхода из Египта, – освобождение от своего временного рабства: то Церковь Христова тем более должна торжествовать, веселиться и радоваться в сии дни воскресения Христа Спасителя – истинной и вечной Пасхи нашей. Ибо воскресением Иисуса Христа мы освобождены от царства тьмы, исторгнуты из поносного рабства духовному фараону и преставлены в свободу чад Божиих. Чем вообще духовное важнее телесного, вечное – временного, небесное – земного: тем и наше освобождение важнее освобождения иудейского. Следовательно и настоящая радость наша, и настоящее торжество наше должно быть несравненно выше, несравненно величественнее, нежели радость и торжество древнего Израиля. Христиане торжествуют, веселятся и радуются, – и духовной их радости никтоже возмет от них ( Иоан. 16:22 ). Ибо Воскресший ктому уже не умирает, и смерть Им ктому не обладает ( Рим. 6:9 ). Он, по обещанию Своему, с нами есть во вся дни до скончания века ( Матф. 28:20 ). Церковь знает всю цену спасительных плодов воскресения Господня, и в слух всех сынов своих торжественно восклицает: «веселитеся и радуйтеся, яко Христос воскресе. Торжествуйте и восхищайтесь, яко умерший Спаситель из мертвых воста». Все чада ея, все носящие на себе имя христиан, по видимому, слышат приветственный глас своея Матери, и ответствуют на него своею покорностию: ибо все твердят: Воистинну воскресе Христос. Но все ли они действительно способны исполнить его, и все ли истинно и вполне могут ощущать радость о воскресении Христовом? Вот вопрос достойный нашего внимания. Бесспорно, что настоящее торжество Церкви и само в себе столь полно и совершенно, что невольно возбуждает и настроивает дух наш к радости. Но не все те, которые именуются христианами, могут в полной мере наслаждаться радостию чистою и небесною. Пророк Исаия говорит: несть радоватися нечестивым ( Ис. 48:22 ), а Церковь среди самого торжества воспевает ныне: да погибнут грешницы ( Псал. 67:3 ); следовательно тем самым уже отлучает их от соучастия в своей радости. Подлинно, неистинные христиане – и недостойны и неспособны вкушать чистую радость о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово 14 О любви к бедным 83 Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но со щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и «разделить голодным хлеб» ( Ис.58:7 ) духовный или, подобно древнему Моисею, низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх.16:4 ) и подавая «хлеб ангельский» ( Пс.77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус«истинный хлеб» ( Ин.6:32 ) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны «вера, надежда и любовь, три сии» ( 1Кор.13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех «начал призывать Господа» ( Быт.4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим.9:4 ), и сам Бог, Который называется любовью ( 1Ин.4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого – между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет.2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр.11:31 ). Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр.2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» ( Еф.2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас – странников – к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово 9. Защитительное, по рукоположении св. Григория Богослова в епископа Сасимского, сказанное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого 1. Снова на мне помазание и Дух, и опять хожу плача и сетуя ( Пс. 34:14 ). Вы, может быть, дивитесь сему, но и Исаия, пока не зрит славы Господней, и престола высокого и превознесенного, и Серафимов окрест его, не говорит ничего подобного, не показывает ни огорчения, ни страха и хотя обвиняет Израиля, но себя щадит и отделяет как ни в чем не виновного. Когда же узрел сие и услышал святой и таинственный глас, – как бы начиная лучше сознавать себя, говорит: о окаянный аз, яко умилихся ( Ис. 6:5 ), и присовокупляет последующие за сим слова, которых не скажу, чтобы не произнести чего оскорбительного. Нахожу также о Маное, древнем судии, а потом и о Петре, столпе Церкви, что один, когда узнал, сколько бывшее ему видение превышает его природу и силы, говорит жене: «Мы погибли, ибо видели Бога»; другой же не выносит Спасителева присутствия и чудодействия, которое явил Господь в ловитве рыб плывшим с Ним, и потому хотя приходит в удивление, однако же высылает из корабля, присовокупляя и причину ту, что сам он недостоин Божия явления и собеседования. 2. И когда слышу в Евангелии о сотнике, который просит Христа показать силу, но отрекается видеть Его у себя, потому что кров его не может вместить Божия достоинства и величия, тогда не могу порицать себя за сей страх и сетование. Ибо как солнце обличает слабость глаза, так Бог пришествием Своим – немощь души; и для одних Он – свет, а для других – огнь, смотря по тому, какое вещество и какого качества встречает в каждом. Как думать и о Сауле? И он был помазан, приял Духа, сам стал духовен (не могу и сказать о нем иначе), даже пророчествовал, притом так неожиданно и необыкновенно, что чудо сие обратилось в пословицу и доныне повторяемую: еда и Саул во пророцех ( 1Цар. 10:11 ). Поелику же он не всецело предал себя Духу и не совершенно обратился в мужа иного, как было предречено ( 1Цар. 10:6 ), но оставалась в нем некоторая искра прежнего зла и несколько худого семени, еще продолжалась борьба плоти и духа...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово в день праздника Входа Господня в Иерусалим и Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1974 г. Два священных события вспоминает и празднует ныне Святая Православная Церковь . Одно из них, которое она называет главизной, или началом нашего спасения, вводит нас в священную евангельскую историю, представляя собой одну из первых ее страниц; другое открывает ее заключительный период, именуемый последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не часто случается, что подвижной праздник Входа Господня в Иерусалим совпадает с днем неподвижного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но когда это все же случается, церковный устав гармонично сочетает важнейшие особенности их богослужения в единое глубоко волнующее священное торжество, обильно питая нашу религиозную мысль и радуя наше верующее сердце. И такое соединение двух праздничных служб является оправданным не только с уставной точки зрения. Можно заметить и некоторую богословскую связь между двумя празднуемыми ныне великими событиями, их близкое духовное родство, из которого, при внимательном отношении, легко сделать и важные для нашей духовно-нравственной жизни выводы. Мы только что слышали евангельский рассказ о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос вскоре после совершения Им величайшего чуда воскрешения четверодневного Лазаря благоволил всенародно явить Себя истинным обетованным Мессией, возвещенным чрез пророков Царем мира и правды ( Ис. 9:6–7 ). Он торжественно вступил во святой град Иерусалим, окруженный множеством народа, сопровождаемый восторженными возгласами: «осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» ( Ин. 12:13 ; Мф. 21:9 ). У Господа было немало врагов. Движимые завистью, раздраженные Его справедливыми обличениями за их лицемерие, книжники и фарисеи, эти «слепые вожди слепых» ( Мф. 15:14 ), и раньше неоднократно пытались противодействовать Его могущественному нравственному влиянию на народ. Они задавали Ему публично искусительные вопросы, «подъискиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» ( Лк. 11:53–54 ); они спорили с Ним и требовали от Него знамения с неба ( Мк. 8:11 ); они старались опозорить Его пред людьми, называя Его человеком, «который любит есть и пить вино», другом " мытарям и грешникам» ( Мф. 11: 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Содержание    Только что выслушали мы сына Громова Иоанна, вернее же — Святаго Духа, Который рыбаря и ремесленника соделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святый Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которою Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии, отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконнаго и мало по малу приводя (их) к Новому Завету из Ветхаго, как прежде — из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцем, и громко и ясно говорил глухим: «прежде даже Авраам не бысть, аз есмь» (Ин.8:58), — они, не поняв смысл этого изречения и недоказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением, обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственныя руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как либо, но по божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них, (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, — подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой либо чаще и незаметно уйдет (из нея), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники.    Я же, хотя в прочем и худой слуга, не забываю однакож того, что раб есмь и что лежит долг на мне возстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: преступные! вы бросаете камни в своего Благодетеля? бросаете в «Камень избранный и драгоценный», о Коем вам пророчествовал Исаия? (Ис.28:16) бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? (Дан.2:44) бросаете камнями в «Краеугольный Камень» (1Пет.2:6), соединяющий две стены Ветхаго и Новаго Завета? ибо если вы и не уверуете, то «может Бог от камней этих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф.3:9), то есть собрать Христу «народ особенный» (Тит.2:14), из язычников и необрезанный, о коем и приял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что «благословятся о тебе все племена» (Быт.12:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Только что выслушали мы сына Громова Иоанна 3 , вернее же – Святого Духа, который рыбаря и ремесленника сделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов. Они (Святой Дух и Иоанн Богослов) поведали нам великую и продолжительную беседу Господа, которой Он непокорный и непослушный народ наставлял богопознанию Отца и Сына, отклоняя умы евреев от мысли о единоначалии 4 , отверзая им дверь благодати (для выхода) из предания подзаконного и мало-помалу приводя (их) к Новому Завету из Ветхого, как прежде из пустыни в землю богатую и плодородную. Но между тем как Он многообразно научал их тому, что Его собственное существование превечно и всегда соединено с Отцом, и громко и ясно говорил глухим: «прежде даже Авраам не бысть, аз есмь» ( Ин.8:58 ), они, не поняв смысл этого изречения и недоказав его неудобоприемлемость никаким разумным возражением, обращались вместо слов к камням и задолго до креста приготовляли к кровопролитию свои смертоубийственные руки. Он же, решив относиться со всяким великодушием к народу дерзкому и богохульному, отклонил гнев их и смятение, удаляясь не униженно как-либо, но по-божески: Тот, Который стоял среди них и был в руках у них 5 , (вдруг) сделался невидим, и Споривший с воспламененными от гнева (иудеями) скрылся из глаз. Стояли они в изумлении, намереваясь совершить убийство и не находя средства удовлетворить гнев свой, подобно неопытным охотникам, которые, прежде времени спугнув добычу, если лань скроется в какой-либо чаще и незаметно уйдет (из нее), тщетно блуждают по ущелью, нося сети как излишнюю тяжесть и всуе таская при себе ошейники. Я же, хотя впрочем и худой слуга, не забываю однакож того, что раб есмь и что лежит долг на мне восстать за Владыку против оскорбителей. Посему и вопию к евреям, как бы присутствующим сегодня (здесь) и одержимых неистовством: «Преступные! Вы бросаете камни в своего Благодетеля? 6 Бросаете в «камень испытанный, краеугольный, драгоценный», о Коем вам пророчествовал Исаия? ( Ис.28:16 ) Бросаете в Камень духовный, отторженный от крутой скалы без руки человеческой, как научил вас божественный Даниил? ( Дан.2:34 ) бросаете камнями в «Краеугольный Камень» ( 1Пет.2:6 ), соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета? Ибо если вы и не уверуете, то «может Бог из камней сих воздвигнуть чад Аврааму» ( Мф.3:9 ), то есть собрать Христу «народ особенный» ( Тит.2:14 ) 7 , из язычников и необрезанный, о коем и принял Авраам обетование, когда Бог сказал ему, что «благословятся в тебе все племена» ( Быт.12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Часть 2 Глава первая О том, чтобы – во всех вещах -блюстись суетного велехваления 1 . «Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бо­га твоего Сионе», – говорит пророк ( Пс.147:1 ). Никто не может быть достоин похваления и прославления во всем, кроме Единого, все со­творившего Бога, Имже вся быша: «Хвалите, – сказано, – Господа вси языцы, похвалите Его вси людие» ( Пс.116 ). «Хвально и прославлено имат быти имя Господне во веки» ( Дан.3:26 ). И еще: «да не хвалится премудрый в мудрости своей, ни крепкий в крепости своей, ни богатый в бо­гатстве своем; но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде людей» ( Иер.9:23–24 ). 2 . Во всех вещах не похваляйся сам, не ищи и от других похвалы, не завидуй и тем, которых похваляют, – да не подвергнешься в том и другом сугубому лишению: потере исправлений и осуждению зависти. Тот во всем искусен, кто не сам себя хвалит, но кого похвалит Бог . Ибо сказано: «Хваляйся о Госпо­де да хвалится»( 2Кор.10:17 ), и прославляйся да прослав­ляется о Господе, от Которого происходит все. Будучи похваляем за что-нибудь от лю­дей, ищи утешения не в похвалах, но в Боге, все даровавшем, взыскуй истинного утеше­ния. Все человеческое временно и непосто­янно; Божие же все вечно и непреложно. За­боться о славе Божией, чтобы и Бог просла­вил тебя. Если будешь заботиться о славе Бо­жией, то сам не пожелаешь тщеславиться, и Бог прославит тебя самого. Если же, презрев Бога, будешь стараться только о своем, то Бог оставит тебя. 3 . Не похваляйся сам и похваляющих те­бя не принимай в сладость – да не приимешь мзду своим добротам здесь – в похвалении человеческом: «блажащии бо вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают», – говорит пророк ( Ис.3:12 ). Ибо от похвалы родится самолюбие, от самолюбия же – гордыня и надмение, а потом и от Бога отчуждение. Лучше ничего преславного в мире не сделать, нежели, сде­лавши, безмерно велехвалиться. Фарисей де­лал добрые дела, но, когда похвалился ими, все погубил, а мытарь, не сделав ничего доб­рого, спасся смирением своим: одному само­хвальство ископало ров, другого же смирение вывело из рва, ибо говорится, что «сниде сей оправдан в дом свой паче онаго» ( Лк.18:14 ). Похвалился Давид исчислением множества людей – и потерпел в людях смертную казнь. Езекия пред послами вавилонскими похва­лился множеством богатства – и лишился всех сокровищ своих. Потом Навуходоносор похвалился созданием Вавилона – и семь лет, как скот, ел траву со скотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтение Священного Писания по учению святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Название, которое я избрал для этих заметок, — Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов, — заимствовано из работы, которую издал и снабдил предисловием весьма известный специалист в области изучения Священного Писания, отец А.-Г. Гамман. Вот уже два года, как я получил от него экземпляр этой книги со следующим посвящением: “профессору Иоанну Бреку исследование по вопросу, который столь редко выносится на обсуждение. С уважением. А.-Г. Гамман”. То, о чем я намерен здесь сообщить, суть по большей части выводы из некоторых наблюдений над святоотеческой герменевтикой, к которым я пришел со своими студентами за последние годы преподавательской деятельности. Кроме того, это есть также попытка все-таки “вынести на обсуждение” значимый вопрос о святоотеческой экзегезе. Как справедливо отмечал отец Гамман, эта область остается по большей части вне поля зрения исследователей. Вклад, который он внес, в частности, в результате сотрудничества с Обществом Ж.-П. Миня, а также участия в издательской серии святоотеческих творений под названием “Святые Отцы в вере”, неизмерим. Мое же участие ограничится весьма скромным взносом в изучение вопроса, который только начинают оценивать по достоинству в Соединенных Штатах и за пределами Франции. Я исполнен признательности и чувства благодарности отцу Гамману за то драгоценное наследие, которое он нам оставил. Прежде чем начать размышление о подходах к пониманию Библии у святых Отцов, следует сделать принципиальное утверждение: с точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет — христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см. Ин 1:12–13; 20:31). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину. Это есть основание для того, чтобы любое место могло быть использовано для прояснения других, менее понятных мест. Например, размышление святого апостола Павла об искупительном подвиге Христа в Послании к Римлянам 5:9 — будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева и далее — может служить для прояснения и раскрытия места из 1 Ин 1:7 — Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Таинственный образ пророка (дева родит Сына Еммануила, Ис 7:14) может быть понят в свете того места из Евангелия от Матфея, где Дева Мария, понесшая во чреве Превечного Сына Божия, исполняет это пророчество (Мф 1:23).

http://pravmir.ru/chtenie-svyashhennogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010