Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: " Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.. " (Ис. 26, 19); " И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) сказано: " ...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной " . Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: " ...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день " (Ин. 11, 24). В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: " ...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут " (Ин. 5, 25); " ... Я воскрешу его в последний день " (Ин. 6, 40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6, 54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых. У ап. Павла говорится: " ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... " (1 Кор. 15, 16—17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. Вопросы для самостоятельного изучения 1) Всеобщность воскресения умерших. 2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (учение о 1000-летнем Царстве Христовом на земле), его ложность. Благодатное царство Христово. Царство славы. 3) Изменение живых при воскресении умерших. 4) Тело воскресения и его свойство. Отличительные свойства тела воскресения — нетленность, сильность, духовность, славность. 5) Кончина мира. 6) Всеобщий суд. Его действительность и образ совершения всеобщего суда. 7) Блаженное состояние праведников после последнего суда. 8) Степени блаженства; вечность блаженства. 9) Состояние осуждения. 10) Степени мучений, их вечность. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   8. Бог познается в созерцании творений Своих, любви Своей, когда за одно произво­ление и расположение к добру дарует нам жизнь вечную.    9. Разум даруется Богом для познания повелений Божиих, и расположение доброй воли и самая вера даруется Богом.    10. При снятии покрывала страстей душевных очи могут созерцать тайны Священного Писания.    11. По преданию, у каждого есть добрый и злой ангелы.    12. В Священном Писании демонов называют зверями: онокентаврами, косматыми, сиренами, кикиморами, совами, страусами, ежами, аспидами, василисками, львами, драко­нами, скорпионами, князем мира сего, духами злобы немыми и глухими, змеями.    13. Диавола называют Люцифером, денницей. Он увлек третью часть звезд.    14. Сатана был между Ангелами, Иуда между апостолами, и среди нас есть развращен­ные.     15. По причине гордости Люцифер из Архангела сделался диаволом, он говорил: Взойду на небо, буду подобен Всевышнему (Ис. 14:13-14) – одною лишь свободою произво­ления.    16. Духи нечистые познают наши мысли из обнаружения их во внешних чувственных признаках, то есть из наших слов и действий.    17. Добро, то есть добродетель, приближает к Богу. Зло – грех. Среднее – богатство, власть, честь, здоровье, красота, жизнь, смерть, бедность.    18. Благая часть – созерцание благого Бога, высочайшего Блага, – выше всех добрых дел и земных добродетелей.    19. Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о стезях древних, где путь добрый, и идите им, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16).    20. Дух вещает: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9:4). Удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1:16). Доколе будут медлить в тебе порочные мысли твои?    21. Помыслы имеют три начала: 1) от Бога; 2) от диавола; 3) от нас.    22. Многие суетные помыслы даже против воли нашей тревожат нас, почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас неприметно и хитро. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или приятие их состоит в нашей воле.    23. В древности были монетчики с обязанностью отличать: 1) золотую монету от под­дельной, медной, серебряной, оловянной; 2) состав золота, примеси; 3) изображение царя или тирана; 4) вес монеты, ее размер. И мы, подобно искусным монетчикам, должны иссле­довать происхождение помыслов, причины и виновников духовным деланием, по слову: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1), чтобы не впасть в ложь, суеверие, надменную философию, мирскую суету, ересь, гордые начинания, предла­гаемые под видом благочестия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вот и будем молиться: «Господи! Вышли делателей на жатву Твою, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и познали Тебя, единственного истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, и спасались благодатью Твоею в Церкви Православной, во славу Твою. Аминь». Христос утешает Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Свою победу над миром, лежащем во зле, над диаволом и смертью Христос осуществил беспримерным смирением Своим, «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ), и Своею жертвенною любовью к земнородным. Мы, грешники, подлежали по правде закона Божьего проклятию, мучению и смерти. Ибо сказано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» ( Гал.3:13 ). Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр.9:26 ) 85 . Повторяем, по Своей неизреченной любви к погибающему во грехах человечеству, Христос добровольно принял на Себя и проклятие, и мучения, и смерть на кресте 86 , совершив дело искупления всех людей от возмездия за грехи их. Посему Христос и имеет власть на земле прощать грехи ( Мф.9:6 ) верующих в Него и смиренно Ему кающихся 87 . «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ). «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:11 ). Будучи человеком верующим во Христа Бога, стремящимся всегда жить по Евангельскому учению Христову, я, признаюсь, всю жизнь сражаюсь с самим собою. Вооруженный молитвою и словом Писания, я всегда пытаюсь своим лучшим (духом человеческим) побеждать в себе худшее, плотское и греховное. В мире, лежащем во зле, я с помощью Божией преодолеваю свою плотскую протяженность к земному и мысленно с любовью постоянно карабкаюсь на высоту к горнему, светлому, святому, к Духу Божиему, к Сущему Господу и Владыке нашему. И мы победителями бываем, когда, веруя во Христа Бога, сражаемся вместе с Ним против греха, злобы и бесовщины. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – пишет апостол Иоанн ( 1Ин.5:4 ); именно, «вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ); вера, свидетельствуемая любовью к Богу, к истине, к святости. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» ( 1Кор.15:57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10 . И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19 . Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2 ; этим дал пример нам: Ин.13:15 . Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23 . – Пост имел определённый срок: Деян.27:9 . Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21 ; 1Кор.8:12–13 ; Мф.18:6 . Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34 , и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3 ; Рим.13:13–14 . Иер.14:12 . «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их». Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19 . Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21 , и святые апостолы: Деян.13:3:14:23 , причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9 ; 1Кор.7:5 ; ср. Зах.8:19 . Зах.7:4–5:9–10 . «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Злат. Последний разумеет – «благодать»). 10. Ин. 1:10 . В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Ин. 1:3 ; 1Кор. 8:6 ; Кол. 1:16 ; Евр. 1:2 В мире был: Слово, Творец и свет мира, с самого творения мира постоянно был в мире. Как вездесущий, присутствуя в мире, Он постоянно был в нём и как промыслитель и сохранитель его (ср. Феофил.), и как просветитель людей, открывая Бога и в видимой природе, и в совести людей ( Рим. 1:20, 2:14–15 ), хотя мир и покрыт был тьмою неведения и нечестия и этот свет светился во тьме (ст. 5). – И мир через него начал быть: произошёл чрез Него (ст. 3 и прим.). – И мир Его не познал: не познал Его мир вообще как Бога своего и, уклонившись от истины Божией, создал себе много богов вместо Единого истинного Бога. Разумеется, здесь мир по преимуществу языческий в противоположность еврейскому народу, о котором речь в следующем стихе. Прекрасно и подробно эту мысль о непознании миром языческим истинного Бога и о виновности в сем самого мира языческого и о следствиях сего непознания раскрывает св. Ап. Павел в своём послании к Римлянам ( Рим. 1:18–32 ). 11. Ин. 1:11 . Пришёл к своим, и свои Его не приняли. Исх. 19:5 ; Пс. 68:9 Пришёл к своим: под своими разумеются иудеи – народ, избранный Богом, собственный Богу, или свой Богу ( Втор. 7:6, 9:26 ; Ис. 27:9 ; Евр. 2:13 ). И свои Его не приняли: в общем смысле, не приняли так, как следовало и должно было принять народу, особенно приготовляемому к принятию Его, или – не все приняли Его как следовало бы ожидать от народа, избранного Богом. И до воплощения Слова, когда Оно постоянно открывало Себя народу еврейскому в непосредственных действиях промышления о нём, в пророчествах, обетованиях, богоявлениях, народ еврейский в общем смысле относился к Нему не так, как бы следовало, и, часто отвергаясь Бога своего, ходил по путям языческим, повергался и блуждал в круговороте лжи языческой и таким образом не принимал Его; отверг и распял Его даже и тогда, когда Он воплотился и явился Учителем и Искупителем его. 12. Ин. 1:12 . А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Поэтому говорит, «что все, что дал Ты Мне, у Тебя есть». В собственном и точном смысле все есть собственность Бога, а нам, Его тварям, только дается. И если Божественной природе подобает обладать и владычествовать всем, то нам свойственно опять только получать. И действительно, Он засвидетельствовал, что несомнительно верующим в Него свойственно искреннее рабство и ревностное послушание, ибо говорит: «потому что слова, что дал Ты Мне, дал Я им, и они приняли и познали истинно, что от Тебя Я исшел, и уверовали, что Ты Меня послал». Свои изречения ясно называя «словами» Бога и Отца, по причине тожества сущности и так как Бог Слово открывает желания Отца, подобно как, без сомнения, и исходящее из наших уст и чрез внешнее произношение входящее в слух ближнего открывает тайны, лежащие в глубине сердца. Поэтому-то и пророческое слово сказало о Нем, что «называется имя Его: “Велика Совета Ангел”» (Ис.9:6). Поистине чудный и сверхъестественный и великий совет Родителя открывает сущее в Нем и из Него Слово, чрез произнесение слов, как человек, когда стал подобным нам, а после восшествия на небеса — чрез познание и световодительство духовное. Ведь достойным Он открывает тайны Свои, что и Павел засвидетельствует в словах: «Доказательства ли ищете того, что во Мне говорит Христос?» (2Кор.13:3).    Итак, Он засвидетельствовал о любящих Его, что они приняли и соблюли данные Ему от Бога Отца слова. А кроме того, они удостоверяются в том, что Он от Бога исшел и послан, между тем как страдавшие противоположным настроением не признавали этого. Не приняв слов Его и не сохранив свободною веру, они не допускали и не веровали, что Он исшел от Бога и послан. Так, иудеи говорили однажды: «Если бы был Сей от Бога человек, не нарушил бы субботы» (Ин.9:16), в другой раз: «Мы — Моисея ученики: мы знаем, что Моисею говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:28-29). Видишь, как отринули посланничество (Его от Бога), так что бесстыдно возглашают, что не знают, откуда Он. А что они, страдая большою глупостью рассудка и ради одного только вочеловечения спотыкаясь как бы на некий камень, не принимали и неизреченного Его и превечного рождения, разумею от Бога и Отца, в этом легко удостоверишься, когда услышишь слова Евангелиста: «И потому именно искали Его иудеи убить, что не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называл Бога» (Ин.5:18). Записан также и возглас нечестивых иудеев к Нему: «За хорошее дело не побьем Тебя камнями, но за хулу, потому что Ты, человек будучи, делаешь Себя Богом» (Ин.10:33). Ясно уразумеешь отсюда, как истинные блюстители слов Его признали и уверовали, что Он воссиял от Отца — ибо это, полагаю, означает слово «исшел» — и послан к нам, «возвещая заповедь Господню», по сказанному в псалмах (Пс.2:7). А осмеявшие это Божественное и от Отца слово отринули вместе с тем и веру и ясно отвергли, что Он есть Бог и от Отца, пришедший к нам ради нашего спасения, став при этом подобным нам, но без греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

в) Единородный – таково ипостасное свойство Божественного Логоса – Слова, также указывающее на внутреннее единство в Боге. О Единородном Сыне: Ин. 1:14,18; 3:16,18 ; 1Ин. 4:9 ; Евр. 11:17 . – Одна жертва Единородный Сын Божий, воплотившись, единожды принес Себя в жертву за весь падший мир. Он «со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ). «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Прообразом этому было вхождение однажды в год ветхозаветного первосвященника во Святое Святых за грех народа ( Евр. 9:7 ). Эту единую жертву принес Он один: «Я топтал точило один» ( Ис. 63:3 ). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). Так Он один объединил собою всех, бывших разделенными, т. е. бывших в грехе объединил всю тварь, соединив ее с Единым Творцом – Богом. Об этом так пишет апостол: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Он единожды принес Себя в жертву, «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» ( Еф. 2:13,15–16 ). Крест – это собрание мира воедино. 4 – мир. Крест – собрание четырех в одно. – Едина Церковь Единую соборную Церковь исповедуем мы в никео-цареградском Символе веры . Это – вера в то, что Христос Собою все собрал воедино. Как и в Боге, это единство и нумерическое, и сущностное. Церковь одна, только она искуплена, только в ней единство твари с Богом. Сущностное же единство Церкви в её соборности, в том, что она – не сумма всех, а соединение всех, она – одно Тело. Отъединение от Церкви («собрания» воедино) есть отъединение от целого, а потому и существует много сект, а не одна. Об этом так говорит Св. Писание: «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его» ( Ис. 51:2 ). Авраам же – отец веры, родоначальник ветхозаветной Церкви. «Израиль живет безопасно один... Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе?» ( Втор. 33:28–29 ). О единстве новозаветной Церкви ясно учит апостол: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:12–13 ). И в другом месте: «Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пророку открывается еще одна будущая сторона нравственного развития, принадлежащая исключительно Христианскому обществу; это равнодушие к наживе и богатству, любовь к которым составляла язву и Иудейского общества (ср. I, главу), как и всех языческих культурных стран; он видит еще презрение к той науке,-которая так ценилась в Риме,-это делать белое черным и на оборот, к той язве софизма, которая способствовала извращению правильного мышления в древних обществах. Очевидно, что очам его открывается мир, которого он в свои времена видеть не мог, мир любви, презрения к богатству, отвращения от лжи и тяжеб. (Ср. Иак. 3:6,8–12, 4:1–3 ; 1Кор. 6:6 ; и см. заповедь Господа о любостяжании Лк. 12:13–15 и притчу Лк. 12:16–21 ). 22 . Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 23 . Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. 24 . Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. Три последние стиха этой главы дополняют и заканчивают главную мысль, высказанную в стихе 17, о превращении пустыни в сад Божий, или другими словами об устроении на земле церкви Божией, в которую открыт доступ всем народам, не только избранному остатку Израиля 1057 , но и тем народам и племенам, которые обозначались названиями пустыни и Ливана. Упоминание в стихе 22 Авраама несомненно должно было напоминать о том обетовании, в котором „все верующие благословляются с верным Авраамом“, как говорил Апостол ( Гал. 3:9 ), ибо ему было сказано от Господа: „благословятся в семени твоем все народы земли“. ( Быт. 22:18 ). Посреди всего этого, наполняющего весь мир, разноплеменного потомства Авраама по вере, выделяются верующие из народа обетования под именем детей Иакова. Долго они были уверены в том, что они одни суть наследники обетования; некоторые пророческие указания Моисея, как напр. Втор. 32:43 были забыты ими; забыты или непоняты ими многие из Псалмов 1058 ; непоняты ими были: чудо очищения от проказы Неемана Сириянина Елисеем и проповедь Ионы в Ниневии, которая покаялась 1059 . Наконец пророк Исаия ясно высказывает Израилю, что только „остаток“ спасется и „к Сиону притекут все народы“ ( Ис. 2:2 ). В его пророчествах неизменно указывается, что „когда Иаков даст отпрыск и расцветет Израиль“.... то „наполнится плодами вселенная“ ( Ис. 27:6 ). И здесь: „Господь искупил Авраама“, означает, что не один Иаков искуплен Господом, а все народы, о которых Господь сказал Аврааму: „благословятся в семени твоем все народы земли“. Иаков не побледнеет, потому что он восполняется всеми верующими. „Спасение от Иудеев“, сказал Господь ( Ин. 4:22 ), ибо Он родился среди них, но „всякий, кто призовет имя Господне, спасется“. ( Деян. 2:21 ; Иоил. 2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   Следующее воскресенье – Неделя о самаряныне (Ин. 4:5-42). В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос возвестил: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).    Слова Спасителя означают, что как Сам Бог есть Дух, так и служение Ему должно быть по преимуществу духовным, всё же телесное должно быть лишь средством к стяжанию духовного. Истины этой не понимали ветхозаветные израильтяне, которые поклонение Богу ограничивали принесением Ему в жертву тельцов, оставляя сердца свои полными злобы. Поэтому Господь через пророка Исаию возвестил им: «К чему Мне множество жертв ваших?.. перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды» (Ис. 1:11, 16-17).    От человека Господь требует не столько телесных, сколько духовных подвигов. Бог хочет, чтобы человек очищал ум свой от суетных помыслов, а сердце освобождал от страстей и лукавых похотей. Но так как собственными усилиями человек не может очиститься, то необходимо, чтобы он в молитве обращался к помощи Божией. Эта молитва должна быть истинной, она должна быть возношением Богу ума и сердца. Не приемлет Бог молитвы, если ум и сердце не участвуют в ней.    Сам Господь Иисус Христос преподал людям наставление, как должно истинно молиться: «Ты же, егда молишься, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу Твоему, Иже в тайне» (Мф. 6:6). Клетью души, по святоотеческому толкованию, является тело, а дверями чувства – видимые вещи. И тогда ум молящегося, освобожденный от плотского и вещественного пристрастия, возносится к Богу и соединяется с Ним, а сердце приносит плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру.    Много должно потрудиться над собой, чтобы духовным подвигом очистить себя, истинной молитвой приблизиться к Богу и стать поклонником, которого ищет Себе Бог.    Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом (Ин. 9:1-38). Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или родители его, Христос ответил: «Ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем. Мне подобает делати дела Пославшаго Мя, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» (Ин. 9:3-4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010