Имеющий ключ Давидов – это самообозначение Христа тоже напоминает о пророке Исайе: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» ( Ис.22:22 ). У Исаии речь шла о Елиакиме, которому вручается полномочие и ключ к царскому дворцу. Но Иоанн интерпретирует это место мессиански. Речь у него идет о ключе не к дому, но к граду Давидову, то есть к Новому Иерусалиму, о котором говорится далее, в Откр.3:12 . Христос имеет власть принимать в небесный Иерусалим и исключать из него. Подобное сказано в Откр.1:18 в отношении воскресения мертвых, где Христос говорит, что Он имеет «ключи ада и смерти». Христос уже воспользовался своей «властью ключа». Об этом сказано в первом обетовании Филадельфийской церкви: «вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» ( Откр.3:8 ). Он уже открыл ей доступ в совершенство народа Божьего, хотя сама она имеет мало силы. В этом состоит награда за верность Христу, ибо, несмотря на враждебные нападки, церковь открыто исповедала имя Христово: «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего». Преследования, вынудившие церковь к исповедничеству, исходят от иудеев, которых было много в городе. Упрек в их адрес почти буквально повторяет то, что уже было сказано о них в Откр.2:9 . Христос отказывает иудеям в названии «синагога 19 Бога», ибо они, хотя и называют себя иудеями, таковыми не являются. Они служат сатане, и потому лжецы, и их собрание – «синагога сатаны». Однако забота Иоанна вовсе не об этих людях. Его интересуют христиане в Филадельфии, которым угрожает опасность со стороны этих «лжеиудеев». В своем втором обетовании ( Откр.3:9 ) Иоанн воспроизводит заверение ветхозаветного пророчества, согласно которому языческие народы в конце времен придут в Иерусалим, чтобы покориться народу Божьему, о чем писал пророк Исаия: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя. И падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя. И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис.60:14 ; ср. Ис.45:14 ; Ис.49:23 и так далее). Пророчество Исаии непосредственно относилось к древнему Израилю. Иудеи, разумеется, помнили слова Бога у пророка Исаии: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» ( Ис.43:4 ). Но Иоанн толкует пророчества Исаии как относящиеся к христианской церкви. Ведь христиане, как и иудеи, претендуют на свою непрерывную преемственность от ветхозаветного народа Божьего. Но Иоанн использует спасительное обетование Ветхого Завета о паломничестве народов в том смысле, что теперь в Иерусалим притекут не только язычники, но также иудеи придут к истинному народу Божьему и падут к стопам ног его. При этом, правда, он не говорит об обращении иудеев. Но, оглядываясь на все прошедшее, они поймут, что не они, но христиане – возлюбленные Бога и Христа (ср. Откр.1:5 ; Откр.20:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ис.47:7 . И ты говорила: «вечно буду го­с­по­жею», а не пред­ставляла того в уме твоем, не по­мышляла, что будет по­сле. «И ты говорила: «вечно буду госпожею». Тирания, о которой говорилось в предыдущем стихе, являлась следствием другого, чисто духовного порока вавилонян – их безграничного самопревозношения, гордости и тщеславия. Эта отличительная черта духовного образа вавилонян отмечалась у пророка Исаии и раньше ( Ис.10:5–16 ; Ис.14:1–23 ), и она же, очевидно, послужила причиной того, что Ассирия и Вавилон выступают в Священном Писании прототипами антихриста ( Откр.18:9–10 ). Ис.47:8 . Но ныне выслушай это, изнежен­ная, живущая бес­печно, говорящая в сердце своем: «я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать по­тери детей». С 8 по 11 включительно идет речь о внезапности самой гибели Вавилона, его полной растерянности и беспомощности. Обращение к Вавилону, с указанием главных его свойств, напоминающее слова первого стиха ( «изнеженная», «живущая беспечно»). Ис.47:9 . Но внезапно, в один день, при­дет к тебе то и другое, по­теря детей и вдов­с­т­во­; в по­лной мере при­дут они на тебя, несмотря на множе­с­т­во чародейств тво­их и на великую силу волшебств тво­их. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое – потеря детей и вдовство». Мы видим, что в подобных же красках Библия, вообще, изображает гибель каких бы то ни было народов и государств ( Иер.1:10–15 ; Иер.51:36–43 и др.). Очевидно, для чадолюбивого Израиля не было большего горя, как печальное вдовство и потеря детей, или вынужденная бездетность, вообще. А потому эти именно образы и выступают самыми яркими символами безнадежного отчаяния и горя. «В полной мере придут они на тебя». Слова эти, вполне понятные сами по себе, вызывают сильное возражение со стороны их исторической достоверности. Ведь известно, что Кир завоевал Вавилон совершенно без кровопролития и отнесся к его пленению в высокой степени великодушно и гуманно. Что же, в таком случае, означают слова пророка о полной мере наказания? А они означают то, что пророк писал не точную будущую историю Вавилона, а его наиболее вероятную, гадательную участь. Точного и несомненного во всем его пророчестве был лишь один факт – самое завоевание Вавилона Киром. Все дальнейшее – только правдоподобные выводы из этого бесспорного факта. Но последние сделали здесь резкий уклон от своего обычного течения; и пророчество автора книги, проигравшее в этих второстепенных деталях, сильно выиграло в главном, так как дало ясное доказательство того, что оно истинное пророчество; записано до начала завоевание Вавилона, а не после него, как утверждает отрицательная критика. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«В папировых». Это самые легкие суда из египетского тростника, который теперь в Египте уже не растет, а остался только в Абиссинии (ср. Иов.8:11 ; Иов.9:26 ). «Идите». Пророк отсылает этих послов ефиопских обратно, чем дает понять, что Иудея, защищаемая Самим Всевышним, не нуждается в союзе с ефиопским царем и его народом, хотя это народ «крепкий и добрый» (в переводе с евр. высокорослый и с блестящей кожей), «страшный от начала» (в еврейском тексте: «грозный даже издали»), «рослый» (в евр. тексте: «повелитель» – kav kav) и «всепопирающий» (т. е. великий) завоеватель, каким он стал известен со времени воцарения царя Пианки, т. е. с 766 г. «Разрезывают реки» – т. е. многочисленные каналы. Ис.18:3 . Все вы, населя­ю­щие вселен­ную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимет­ся на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Пророк призывает все народы земли следить со вниманием за тем, что совершит Господь для наказания ассирийцев, которые причинили всем народам так много зла. Об этом поражении, ожидающем ассирийцев, будут извещены все как бы определенными военными сигналами. Ис.18:4 . Ибо так Го­с­по­дь сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота по­сле дождя, как облако росы во время жатвен­ного зноя. Господь открыл пророку, что до времени, Им определенного, Он не вступится в дела Ассура. Он даже, по-видимому, содействует тому, чтобы Ассур дошел до крайних пределов своего насильничества над другими государствами, подобно тому как солнечная теплота и роса содействуют дозреванию нивы. Ис.18:5 . Ибо пре­жде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созре­вать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли. Ис.18:6 . И оставят всё хищным птицам на горах и зверям по­левым; и птицы будут про­водить там лето, а все звери по­левые будут зимо­вать там. Но Господь совершенно неожиданно сокрушит могущество Ассирии. Когда виноград начнет уже созревать, Господь серпом срежет все виноградные лозы и все, что останется от богатого виноградника, будет предоставлено в пользование хищным птицам и зверям, которые в этом бывшем винограднике поселятся. Этим самым символически изображается падение Ассирийского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих как песчинки!» ( Ис.48:17–18 ). «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» ( Ис.1:19–20 )... Но нечто ужасное и роковое, противное законам божеским и человеческим случилось в истории этого избранника Божия: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет... Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад» ( Ис.1:2–5 ). А вместе с тем и в зависимости от того во многом изменилась и историческая судьба его: пожирающий меч соседей-врагов губительно вторгается в среду его и, подобно беспощадной саранче, полным ртом пожирают его эти соседи-враги; а сам он, упорный в своем ослеплении и отступничестве, ищет себе защиты и убежища не у Бога своего, а у людей же, направляет жизнь свою не по прямому и безопасному пути Избравшего, а по скользким и ненадежным путям человеческим. Не остается без должного освещение со стороны великого пророка и этот грустный факт в истории избранного народа. «Всякая плоть трава, и вся красота ее, как цвет полевой... трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:6, 8 ). То великое дело Божие, ради совершения которого Он вступил в историю человечества и на служение которому из среды всего человечества призвал именно этот народ, исполнится, и не слабым усилиям людей остановить или разрушить его. Даже и тогда, когда, по-видимому, все они направлялись к разрушению его, – в действительности они служили орудием премудрости Божией к созиданию и завершению его. Изначала Ему было ведомо, что этот избранник Его поступит вероломно, что, от самого чрева матернего прозванный отступником, он окажется сосудом недостойным вмещаемаго; но не вмещаемое бывает ради сосуда, а сосуд – ради вмещаемаго, а потому ради имени Своего, ради великого, предопределенного Им, дела Его любви Господь удерживает гнев Свой от полного проявления его: Он наказует недостойного, но не умерщвляет его до времени, определенного ему, иначе какое нарекание было бы на имя Его?! ( Ис.48:8–12 ); подобно мастеру поступает Он с этим неудачным сосудом, изменяя его форму, но не вещество и назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.66:2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Го­с­по­дь. А вот на кого Я при­зрю: на смирен­ного и сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.» Это – одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту «этического монотеизма», до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения – смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9–14 ). Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога ( Быт.3:5–6 ), так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца ( Ис.29:19 ; Ис.64:5–6 ; Пс.50 ). Ис.66:3 . [Беззакон­ник же,] закола­ю­щий вола – то же, что убива­ю­щий человека; при­носящий агнца в жертву – то же, что задуша­ю­щий пса; при­носящий семидал – то же, что при­носящий свиную кровь; воскуря­ю­щий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали соб­с­т­вен­ные свои пути, и душа их находит удоволь­ствие в мерзостях их, –: В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии ( Ис.1:11–15 ). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством ( «закалающий вола – то же, что убивающий человека», или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ( Втор.14:8 ; ср. Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Мемфис», по-егип. Меннуфер, Меннуфэ (пристанище добрых) по-ассир. Мемпи, был другой столицей нижнего Египта. «Главы племен» – в переводе с евр. краеугольные камни (ср. Ис.8:6 ) или основания племен или областей, из которых царство египетское образовалось и на которые впоследствии опять распалось. Ис.19:14 . Го­с­по­дь по­слал в него дух опьяне­ния; и они ввели Египет в заблужде­ние во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей. Ис.19:15 . И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость. «Послал» – в еврейском тексте: примешал, подлил. «В него», т. е. в страну Египетскую как бы в некоторый сосуд. «Дух опьянения» – опьяняющую влагу. Скорее всего, это опьянение овладело советниками фараона, которые поэтому повели Египет не тою дорогою, какою ему нужно было идти. «Голова и хвост» – начальники и подчиненные. «Пальма и трость» – высший и низший классы общества. Ис.19:16–25 . Испытавши всякие бедствия, Египет придет к убеждению в том, что эти бедствия посланы на него Всемогущим Богом и с трепетом преклонится пред Богом истинным и Его избранным народом. Сначала несколько городов признают власть Всевышнего, а потом и весь Египет станет страной истинного Богопочитания. Господь станет относиться к египтянам так, как прежде относился к еврейскому народу, – то милостиво, то со гневом. Это обращение Египта к Господу побудит и другие народы поступить так же. По представлению пророка, и Ассур уверует в Бога истинного, так что Египет, Ассирия и Израиль составят великий тройственный союз, в котором утвердится истинное общение с Богом. «В тот день», т. е. после вышеперечисленных бедствий. «Убоятся» – т. е. поймут, что Господь – есть действительно Единый Всемогущий Бог. Ис.19:18 . В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Го­с­по­дом Саваофом; один назовет­ся городом солнца. «Пять городов», т. е. довольно значительное число городов. Так объяснять это число можно на основании того, что пять – половина десяти, а 10 – символ полноты (ср. Мф.25:2, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Так как рука моя овладела царствами идольскими, – думал он, – в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии; то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ея» ( Ис.10:10 и 11)? Политическая борьба царств и народов сводилась таким образом на почву религиозную. – Таково было общее политическое и религиозное состояние народов в царствование Езекии; частнее события и в связи с ними пророческая деятельность Исаии происходили так. Когда в начале своего царствования Езекия «отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему», то пр. Исаия старался руководить царя в его отношениях к соседним народам, из которых одни злорадостно отнеслись к смелому и опасному действию Иудейского царя, как, напр., Филистимляне, с радостию ожидавшие конечного разрушения Иуды ( Ис.14:28 и 29); другие, испытывая сами бедствия от нашествия Ассириян, как, напр., Моавитяне, лицемерно искали союза с царем Иудейским (16:1–5). Пророк в виду этого предсказывал поражение Филистимлян от Иудейского царя, что и исполнилось вскоре ( 4Цар.23:8 ), – предсказывал, что в будущее нашествие Ассириян, когда вся земля Филистимская будет разорена, только в Сионе найдут убежище смиренные рабы Иеговы ( Ис.14:31 и 32); а относительно Моавитян он предупреждал, что «неискренна речь его», т. е. Моава, и что величие гордого Моава чрез три года будет сокрушено (16:6 и 14). В это же время пророк опять предсказывал окончательное разрушение и запустение Сирии и царства Израильского и вместе утешал Иудеев предсказанием внезапной гибели Ассирийских грабителей ( Ис.17 ). Между тем настали последние годы царства Израильского; страна Израильская вся была опустошена, ее царь Осия взят был в плен. Столица Самария после трехлетней осады была взята, а Израильтяне отведены были в плен. Тоже грозило Иудее и другим странам: Саргон, царь Ассирийский, который взял Самарию, послал часть своих войск к Азоту, чтобы взять его ( Ис.20:1 ). В это время Иерусалим сделался центральным пунктом, где шли переговоры послов властителей соседних народов о союзе против общего врага, против Ассирии: послы Ефиопские и Египетские шли чрез Иерусалим в Месопотамию к народу, «котораго землю разрезывают реки» (18:1 и 2), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

«Черенки от чужой лозы» – намек на увлечение израильтян чуждыми культами (ср. Иер.2:21 ). Ис.17:11 . В день насажде­ния твоего ты заботил­ся, чтобы оно росло и чтобы по­сеян­ное тобою рано расцвело; но в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. «Ты заботился» – с евр. «ограждал». Пророк хотел сказать, что Израиль тщательно поддерживал у себя языческие культы и идолослужение, как посеянное в землю зерно, у Израиля на другое же утро давало ростки и цветы! Но пользы от этого Израиль не получил: в день собрания (плодов) Израиль найдет на своей ниве только великую скорбь! Ис.17:12–14 . Пророк уже слышит шум, производимый идущими из Ассирии на Израильскую страну войсками и в то же время успокаивает подданных иудейского царя указанием на то, что Господь уничтожит эти войска, когда они захотят напасть на Иерусалим. Ис.17:12 . Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. «Шум народов». Ассирийские войска состояли из воинов, принадлежавших различным покоренным Ассирии народам. «Как... ревут» – сравнение, напоминающее собою описание нашествия царя ассирийского на Палестину в гл. 8-й (ст. 7 и сл.). Ис.17:13 . Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он по­грозил им и они далеко по­бежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. «Но Он». Бог останавливает эти войска, стремящиеся вперед, как могучие воды, одним угрожающим поднятием перста. «Как прах». т. е. как мелкая пыль, взметаемая на горных дорогах всегда дующим в горах сильным ветром. Ис.17:14 . Вечер – и вот ужас! и пре­жде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разо­рителей наших. «Вечер». Иудеи были страшно испуганы нашествием ассириян, появившихся под стенами Иерусалима; но ночью 180 тысяч ассирийского войска были истреблены Ангелом Господним ( 4Цар.19:35 ). Подлинность этого пророчества о Дамаске и Израиле обыкновенно не оспаривается критиками. Только 12–14 ст. те же критики считают лучшим отнести к пророчеству 18-й главы. – По строфам пророчество у Condamin " a, разделяется таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010