6) Заповедь о субботе дана, как заповедь вечная, почему должно праздновать ее и теперь: пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя, субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки ( Исх.31:16–17 ). Заповедь о субботе дана, как удостоверяет и указанный текст, не всем людям, а только сынам Израилевым и суббота являлась знамением завета между Богом и одними сынами Израилевыми. Но этот завет, по Слову Божию ( Иер.31:31–33 ; ср. Евр.8:8–13 ), должен был уступить место новому завету; следовательно, и суббота – знамение первого, ветхого, завета подлежала упразднению. «Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарован закон вечный и совершенный и завет верный, это – Христос... О том же Новом Завете Бог говорит через Иеремию (иер.31:31–32). Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь». 668 Слова «навеки» и «вечный», употребляемые в Священном Писании, когда идет речь о ветхозаветных установлениях, 669 обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр.9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр.10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал.3:25–26 . Пройде сень законная благодати пришедши – Догм. 2 гл.). Почему в Церкви Христовой мы видим в числе исправленных ветхозаветных установлений празднование не субботы, а первого дня недели – воскресенья. 7) Суббота должна быть соблюдаема не только здесь на земле во все время существования человека, но и в будущей жизни: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис.66:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

75. И еще о страданиях Христа говорит тот же пророк: Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом (Пс. 88: 39–46). И что Он претерпел все это, и что это должно было произойти по воле Отца, об этом Он возвестил открыто; ибо Он должен был, согласно с волею Отца, переносить страдания. 76. И пророк Захария говорит так: О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых (Зах. 13: 7). И это произошло, когда Он был схвачен иудеями; ибо все ученики оставили Его из страха, чтобы не умереть. Ибо они еще не веровали в Него твердо, пока не увидели Его воскресшим из мертвых. 77. Опять Он говорит в книге двенадцати пророков: «И они связали его и привели его в дар царю». Ибо Понтий Пилат был наместником Иудеи и питал тогда вражду к Ироду, царю иудеев. Но потом, когда Христос, связанный, был приведен к нему, Пилат послал Его к Ироду, предоставляя ему допросить Его, чтобы точно узнать, чего он хотел в отношении к нему, воспользовавшись Христом как предлогом, чтобы примириться с царем (см. Лк. 23: 7). 78. И в (книге) Иеремии Он возвещает Свою смерть и Свое сошествие во ад следующим образом: «И Господь, Святый Израилев, помянул Своих мертвецов, прежде усопших на земле, и сошел к ним, чтобы возвестить им спасение Свое, чтобы спасти их». Здесь Он объясняет и причины Своей смерти, ибо Его сошествие во ад было для спасения умерших. 79. И опять о кресте Его Исаия говорит так: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65: 2). Ибо это – знамение креста. И еще яснее говорит Давид: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21: 17). И опять он говорит: Сердце сделалось, как воск, растаяло посреди моей внутренности (Пс. 21: 15). И опять он говорит: «Избавь меня от меча и пригвозди плоть мою, ибо сонмище злых выступило против меня» (см. Пс. 21: 21, 17). В этих словах он ясным образом указывает на Его распятие. Также и Моисей говорит к народу следующим образом: И жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28: 66).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

930. Объяснения, отвлеченные или самые обыкновенные, часто заменяли собою прямое отвержение глубокого учения, преподаваемого Священным Писанием, чтоб отвержение учения не было ясным для всех. 931. Иов. 26. 6. 932. Иов. 10. 21, 22. 933.  …плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15. 9, 10). 934.  …увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти (Ис. 66. 24). 935. Мк. 9. 44, 46. 936. Мф. 25. 41. 937. Слово 1 к Феодору падшему. 938. Часть 2. Поучение 2 на вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 939. Келейные письма, том 14, письмо 2. 940. Том 15, письмо 62. 941. Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении Блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 942.  …увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24. 30). 943.  …увидел слову Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7. 55). 944.  …Ангелы… всегда видят (Мф. 18. 10). 945.  …не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 946.  …когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (Ин. 21. 18). 947.  «…далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс. 54. 8, 9). 948. Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28, гл. 51. Μ.. 1851. 949. Пс. 105. 25. 950. 1 Кор. 2. 10. 951. Исаака Сирского Слово 55; преподобного Варсонофия Великого ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобного Иоанна Лествичника Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобного Нила Сорского Слово 11. 952. Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 953.  …тесно мне отовсюду (Дан. 13. 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

96. Поэтому мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя. Вот, мы говорим с Отцом и стоим перед Ним лицом к лицу, став младенцами в злобе и укрепившись в праведности и благопристойности. Ибо закон не будет больше говорить: «не прелюбодействуй» – тому, кому никогда более не придут (на мысль) похотливые желания в отношении к чужой жене; и закон не будет больше говорить: «не убий» – тому, кто удалил от себя всякий гнев и всякую вражду; не будет говорить: «не пожелай дома ближнего своего, ни вола его, ни осла его» – тем, которые совершенно не заботятся о земных вещах, но собирают небесные плоды; и не будет говорить: «Око за око и зуб за зуб» (см. Исх. 21: 24) – тому, кто никого не считает своим врагом, но всех своими ближними; поэтому он никогда не может простирать свои руки для отмщения. Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6: 6). Закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь (Ис. 66: 3). Но всякий, кто призовет имя Господне, спасется (см. Иоил. 2: 32; Рим. 10: 13). Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4: 12), кроме имени Божия, т. е. Иисуса Христа, Сына Божия, Которому также покорены демоны, злые духи и все мятежные силы. 97. Когда имя Иисуса Христа, Который был распят при Понтии Пилате, было призвано, в человечестве произошло разделение. И где верующие в Него будут всегда призывать Его и творить Его волю, там Он близок, присутствует и исполняет прошения тех, которые призывают Его от чистого сердца. Получая таким образом искупление, будем постоянно благодарить Бога, спасающего нас Своею непостижимою мудростью и с неба возвещающего нам спасение, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

9:48  Где червь их не умирает и огонь не угасает. Эта формула из Ис 66:24: «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (см. в предыдущем примечании) цитируется в ряде девтероканонических текстов: «Помни […], что наказание нечестивому — огонь и червь» (Сир 7:18–19); «Господь Вседержитель отмстит им в день суда; пошлет огонь и червей на их тела, — и они будут ощущать боль и плакать вечно» (Юдифь 16:17). 9:49  Ибо всякий будет осолен огнем. Этот необычный и загадочный образ может быть понят только в широком ветхозаветном контексте. Употребление соли было настолько обязательным для определенного рода жертвоприношений, что соль могла стать символом «завета» с Богом, и время от времени мы встречаем многозначительные выражения «соль завета» и «завет соли»: Лев 2:13: «…Не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего»; Чис 18:19: «Это завет соли вечный пред Господом». Но применительно к ученикам Христа «соль завета», освящающая их как жертву, есть тот самый огонь, которым, по слову Иоанна Крестителя Мт 3:11 («Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем») , будет крестить Христос. 9:50  Соль  — подходящий образ для столь серьезного символического переосмысления, поскольку в условиях древнего Ближнего Востока она была жизненно необходима — отнюдь не как простая приправа для вкуса, но как единственная возможность консервировать запасы еды. Этот каждодневный опыт запечатлен в талмудическом изречении: «Мир не выживет без соли» (Sopherim XV, 8). Для раввинской литературы характерно уподобление души в ее воздействии на тело, препятствующем гниению, — соли; например, аргументом в пользу того, что душа вселяется в тело не при рождении, а уже при самом зачатии, могла быть фраза: «Оставь мясо без соли три дня, и оно загниет» (Bereshit rabba XXXIV, 10, p. 321, ср. в Вавилонском Талмуде Sanhedrin 91 В; см. Э. Э. Урбах, Мудрецы Талмуда, «Библиотека-Алия» 116, 1986, с. 91).

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

   Ныне создание Его видим и от создания Со­здателя познаем, но Создателя не видим, а тог­да самого Создателя «лицем к лицу» увидим. Ныне благодеяниями Его пользуемся, насыщаемся и утешаемся, но Благодетеля не видим, а тогда са­мого Благодетеля увидим. Ныне слышим свя­тое слово Его, пророками и апостолами Его объявленное, но Глаголавшего не видим, а тог­да Самого Его увидим. Ныне дарования Его, как ручьи от источника, на нас щедро излива­ются от Него, но Дарователя не видим, а тогда Его увидим и от Него Самого, как источника приснотекущего, черпать будем преизобильно, непрестанно, без сытости и без конца. Ныне посещающего нас и стучащего в двери сердец наших, наказывающего и утешающе­го, как Отца, опечаливающего и увеселяюще­го, чувствуем Его, но Его Самого не видим, а тогда само лице Его святейшее, как Отца де­ти, увидим, и «возрадуется сердце наше, и радо­сти нашей никто не отнимет у нас» (Ин 16:22).    Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, поклоняемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Его Самого, Которому молим­ся, поклоняемся и поем, не видим, «ибо мы хо­дим верою, а не видением» (2 Кор 5:7), а тогда Его Самого «лицем к лицу» увидим, и будем видеть во веки и поклоняться, будем петь и хвалить без труда, и видеть без сытости, и «увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2). Тогда придем и явимся «ли­цу Божию» (Пс 41:3). Тогда «насытимся, когда явится» нам «слава Его» (Пс 16:15). Тогда испол­нится слово изреченное: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас; и увидите это, и возрадуется сердце ваше» (Ис 66:13—14). Тогда «будет Бог все во всем» (1 Кор 15:28).    Ублажают люди здесь того, кто имеет те­ло здоровое, легкое, благоцветущее, краси­вое и прочими естественными дарованиями украшенное, а тогда в избранных Божиих бу­дут телеса нетленные, здоровые, благоцветущие, красивые, славные, легкие, духовные, светлые и бессмертные. Ибо «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело ду­ховное» (1 Кор 15:42—44).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   О, как стыдно и страшно будет слышать обличение это! От кого? От Судии Бога. Ко­му? Христианину, который христианским именем назывался, но дела языческие творил. Ибо «низведет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный — часть чаши их» (Пс 10:6). Покаемся же, грешники, чтобы и нас не по­стигла сия участь. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10). Сотворим, любезные, добрые плоды покая­ния, дабы и нас суд Божий, как бесплодных, не посек и в огонь не послал. Сотворим, дабы и нам не услышать от Судии Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Мф 25:41—42).    О, сколь страшно будет слышать глас сей! Страшно и отойти в огонь вечный, где «дым му­чения грешников будет восходить во веки веков» (Откр 14:11); где «червь их не умирает, и огонь не угасает» (Ис 66:24; Мк 9:44), где «люди будут ис­кать смерти, но не найдут ее; пожелают уме­реть, но смерть убежит от них» (Откр 9:6).    Бог ныне ожидает всякого на покаяние, не желая, чтобы кто погиб, ибо Он благ и че­ловеколюбив. Слава Его непостижимому че­ловеколюбию! Но грешник слепой, о том не помышляя, небрежет и старается в мире обо­гатиться и прославиться, а не покаяться и спастись, и так волю Божию исполнить.    О человек! «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к по­каянию ?Но, по упорству твоему и нераскаянно­му сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:4—5).    Обратимся же, грешники, к Богу, пока ждет нас, послушаем Его, пока зовет нас. Ос­тавим искать чести, славы и богатства, ибо все это отойдет от нас, и поищем того, что во­веки с нами будет.    Ныне зовет нас Бог и обещает нам мило­сти, но вот скоро позовет нас и будет судить нас. Ныне говорит: «Покайтесь, -» а тогда скажет: «Отвечайте Мне!» Ныне говорит: «Приидите ко Мне, -» а тогда скажет: «Отойдите от Меня!» Ныне кающихся и молящихся и ищу­щих милости у Него слушает, а тогда каю­щимся и молящимся ответит: «Не знаю вас» (Лк 13:27), поскольку тогда будет время суда и ис­пытания, а не покаяния и молитвы. Покаемся же, дабы не услышать и нам: «Не знаю вас».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Когда первый мир был уничтожен водами потопа, Господь, давая человечеству еще один шанс, пообещал, что «не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11), и в знамение этого завета воздвиг на небесах радугу. Однако впоследствии люди перегнали в своем развращении допотопный уровень, и более чем тысячу лет спустя библейские пророки начинают тревожно говорить о том, что всеобщее наказание за грех будет, но осуществится оно с помощью уже не воды, но огня. Один за другим возвещают это библейские авторы, как бы намекая на то, что беззакония последних времен уже нельзя будет смыть водой, они могут быть лишь выжжены огненным пламенем. «Вот, придет Господь в огне... Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью», – предостерегает Исаия (Ис. 66:15-16). «Огнем ревности Моей пожрана будет вся земля», – пророчествует Софония (Соф. 3:8). Самый великий из рожденных женами, последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Завета Нового – Иоанн Креститель, – проповедуя о грядущем Мессии, говорит: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:16-17). Сам Мессия в Своих проповедях тоже упоминает этот страшный образ огненного суда. Он говорит людям о геенне огненной, где червь не умирает и огонь не угасает (см. Мк. 9:47-48), и предупреждает, что «всякий огнем осолится» (Мк. 9:49). Христос умирает, воскресает, возносится на небо, и проповедь о грядущем пламени суда Божьего продолжают апостолы. Павел пророчествует о явлении «Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:7-8). Подобное утверждает и апостол Петр, который пишет в своем послании: «стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). Вот и сегодня, братья и сестры, мы слышали в апостольском чтении ту же проповедь о приближающемся огне Божьего неподкупного суда. В этом огне будет уничтожен всякий грех, всякая нечистота, и перед Богом и всем миром откроется внутренняя суть всех человеческих поступков. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13-14), – говорит нам апостол Павел.

http://pravoslavie.ru/114744.html

    5:22 Гневается на брата своего  — ряд рукописей добавляет «напрасно». «Рака» — арамейское бранное слово («пустой человек»). «Безумный» — в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " »). Геенна  — первоначально название долины (евр. Хинном или Бен-Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в ВЗ эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.   5:26 Кодрант (лат. quadrans — «четвертушка») — очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.     5:31 Ср. Втор 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»     5:37 Да, да, нет, нет: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».     5:47 Со своими  — буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг — родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.     6:2 Лицедеи  — греч. ιποκριτα, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод — «лицемеры». Однако слово «лицемер» со временем несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» — это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А пелены и плат Господа, Который не совершил греха и знал все, были найдены во гробе ( Ин.20:6–7 ). Сам же Он, единственный во плоти, не только гробом не был удержан, так как в нем не обреталось никакого греха ( Ис.53:9 ), но и пеленами не был связан, чтобы ничто Его не скрывало и не затрудняло Ему путь. Вопрос 66. О том, что написано: « Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?» вплоть до того места, где написано: «Оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.7:1–25, 8:1–11) 1. Апостол в этом сравнении, говоря о муже и жене, поскольку жена связана с мужем посредством закона, предлагает для рассмотрения некие три вещи: жену, мужа и закон; жену, как бы подчиненную мужу узами закона, и от этих уз она освобождается со смертью мужа, так что становится женой тому, кому пожелает. И говорит он так: «Ведь жена привязана законом супружества к живому мужу, а если умрет муж ее, она освобождается от закона мужа. Поэтому, если при живом муже выйдет за другого, то называется прелюбодейцей, если же умрет муж ее, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, если выйдет за другого» ( Рим 7:2–3 ). Вплоть до этого [места] все еще сравнение. Затем начинает он говорить то, ради объяснения и доказательства чего приводит это сравнение. И здесь равным образом следует обратить внимание на три вещи: человека, грех, закон. Ибо [апостол] говорит, что человек до тех пор под законом, пока живет для греха; точно так же, как до тех пор жена находится под законом мужа, пока жив муж. Здесь должно разуметь тот грех, который приходит через закон. Этот грех он называет чрезмерным, поскольку, после того как стало ясно, что это грех, он еще усугубляется присоединяющимся преступлением, ибо «где нет закона, нет и преступления» ( Рим 4:15 ). И это означает то, что он говорит: «Так что посредством заповеди грех или грешник становятся чрезмерными» ( Рим.7:13 ). Потому и утверждает, что закон, хотя бы и удерживал от греха, не для того дан, чтобы от греха освобождать, но чтобы указывать на грех; а служащая [греху] душа, чтобы освободиться от него, должна обратиться к благодати Избавителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010