(Палея 1406, с. 330, то же ВМЧ, сентябрь, с. 28) или Судей (Палея 1406, с. 348). Слово бытие могло вводиться и в состав названий книг, как, например, си книгы бытиа исуса навгиина в Чуд. 349 (Лебедев 1890, с. 66). Псалтырь по преимуществу переписывалась отдельно как книга богослужебная, но другие поэтические книги или книги Премудрости –  Иов, Еккл., Песнь, Притчи и Сир. – входили в сборники более или менее устойчивого состава, в которые непременно включались Сир. и Еккл., а реже других попадал Иов. В таких сборниках русского происхождения нередко оказывалась еще одна книга Премудрости – Менандр, представляющая собою собрание афоризмов языческих мудрецов, иногда включался также Апокалипсис. Таковы, например, сборники XV-XVI вв. РНБ, Пог. 78 (Притч, Еккл., Песнь, Менандр, Сир.), РНБ, Пог. 227 (Откр., Менандр, Песнь, Притч), БАН 24.4.28 (Пророки, Притч, Сир., Менандр, Песнь, Еккл., Пс, НЗ), РГБ, ОИДР 189 (Песнь, Притч, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 13 (Песнь, Притч, Еккл, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 14 (то же), РГБ, Егорова 891 (то же) и др. Третий главный отдел Ветхого Завета – книги Пророков: 4 больших (Ис., Иер., Иез., Дан.) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Авв., Соф., Аггей, Зах., Мал.). Обычной формой их существования был сборник, содержащий все 16 книг (4 † 12). Однако по своему происхождению большая часть этого сборника относится к толковому типу, четий его вариант образовался после удаления толкований в сравнительно позднее время. Поэтому подробнее о структуре и происхождении этого собрания пророческих книг говорится в этой главе, в разделе о толковом типе. Новозаветные книги группировались следующим образом: (1) Четвероевангелие, (2) Апостол (Деяния и Послания), (3) Апокалипсис. Четвероевангелие и Апостол существовали по преимуществу как отдельные кодексы, обычно снабженнные разметкой для богослужебного употребления, Апокалипсис входил в сборники с ветхозаветными книгами Премудрости (см. выше) или соседствовал с четьей Псалтырью и с небиблейскими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Увы нам, братие, ибо мы не чувствуем, что Бог будет судить народы по Своему всеведению ( Ис.11:2–3 ). Покаемся, пока есть время покаянию; и переплавит нас покаяние, как огонь переплавляет серебро и золото, и Бог мира будет для нас как щелочь очищающая ( Мал.3:1–3 ). Вспомним, что Богу будут служить все народы, племена и языки ( Дан.7:14 ). Примем во внимание воплощение Сына Божия и вольное Его страдание. Ради кого Он пришел в мир и пострадал? Нас ради, ради каждого человека. Он сжалился над нами погибающими и сошел на землю, дабы Своими страданиями избавить нас от вечного мучения и ввести в жизнь бесконечную. О, дивное дело Божие, о, дивный о нас промысл Его! Великим и непостижимым будет вечное блаженство, бесконечною ценою купленное или, лучше, возвращенное нам! Неужели мы пожелаем грехами своими опять, вторично, потерять его? Сжалимся над собою, ибо о нас сожалеет Бог . Ему душа одного человека дороже неба и земли и всей вселенной. Эту Он создал одним словом (рече, и быша), а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О, человеколюбие Божие! О, достоинство души человеческой! Так эту благородную, бесценную душу ты хочешь поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить в грязь?! Этот многоценный бисер повергаешь в кал тинный?! Нет! Пропади ты, мир, со всеми своими прелестями! Пусть ищут тебя сластолюбцы и наслаждаются тобой не познавшие Христа. Для нас, христиане, да будет един Христос – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселие, блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенные… Он наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопченное, презирают и, как Маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нем, и Он в нас и довлеет нам. В каком состоянии будет грешник тогда, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судьи, когда увидит он перед глазами огненную реку, в которой будет гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать? В тот час цари и вельможи, богатые и судьи неправедные, у которых мзда заменяла правду, сильные и славные и всяк раб и свободный возжелают скрыться в пещерах, посреди горных камней и будут говорить горам и камням: Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? ( Откр.6:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Желание иномыслящих уклониться от указания на таинство в словах призвания Исаии к пророческому служению, повело их к предположению, будто и здесь местоимение множественное употреблено по обыкновению сильных земли – говорить об одном своём лице, как о многих 237 . Обличение такого предположения давно сделано Абен-эзрою, что мы уже имели случаи заметить по рассмотрении совета Божия о сотворении человека См. подзаголовок «2. В изображении совета Божия о сотворении человека», сноску 230: «Tremell. Bibl. S. not. ad Genes. 1, 26...». Корр. Прибавим к тому, что здесь немыслящим надлежало бы устыдиться новой несообразности и удержаться от изъяснения слова: для Нас, обычаем сильных земли, не бывшим в употреблении у царей иудейских, тогда как другое речение: – кого послю, а не: пошлём, представляется неотразимым обличением нелепости их вымысла. Указания на два божеских лица с различением одного от другого По многочисленности изречений, в которых ветхозаветное Писание различает два Божеских Лица в Пресвятой Троице, разграничиваем сии изречения, для удобнейшего их обозрения на два отдела, относя к первому те, в которых указывается Второе Лицо Божеское – Сын Божий, с различением от Первого Лица – Бога Отца, а ко второму те, в которых указывается Третье Лицо Божеское – Дух Святой, также с различением от другого Лица Божеского. 1. Различение Божеских Лиц: Первого и Второго Ясные различения сих Божеских Лиц встречаются частью в Истории Богоявлений ветхозаветных, частью в тех обетованиях и пророчествах о грядущем Спасителе, где изображается преимущественно Божеское величие Его, Божеская власть, сила и слава. В истории Богоявлений Моисей, описывая Богоявления, бывшие во времена патриархов, часто именует являющегося ангелом Иеговы, и между тем изображает Его как Лицо Божеское, называет Его именем, принадлежащим одному только Богу истинному, приписывает Ему власть, силу и действия, приличествующие одному только Богу истинному ( Быт.22:11–18, 16:7–14, 21:17–21, 18:1–33 ; Евр.13:2 ). Таким образом, в Лице являющемся, которое, очевидно, представляется Лицом особым от неявленно пребывающего Иеговы, но в то же время изображается равным Иегове и по имени, и по власти, сил и действиям Божеским, нельзя не узнать того Божеского Лица, чрез Которое, как в Ветхом, так и в Новом Завете, является сокровенно пребывающее Лицо Бога Отца, – Которому, по предвечному определению Отца, и по собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле велика совета Ангелом ( Ис.9:6 ; Мал.3:1 ) и испоручником завета нового ( Евр.7:22 ), – Которое в отношении к Богу Отцу именуется Единородным Сыном Божиим, а в отношении к домостроительству спасения – Агнцем, закланным от сложения мира ( Откр.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какою искреннею, пламенною и твердою любовию ко всем должно быть проникнуто сердце священника, чтобы ему молиться нелицемерно Господу, Отцу всех человеков, о чадах Его, чтобы с ревностию и силою проповедовать слово Его и неослабно пасти их или наставлять в вере, благочестии и добрых делах? Да, иерей Божий, ты должен позаботиться о снискании такой любви молитвою и самоотвержением для блага людей Господних или распинанием всех страстей своих и матери их – самолюбия. – Иначе ты будешь недостойный служитель Господа и не пастырь, а наемник (Ср.: Ин.10:12 ). Многие священники начнут хорошо, а потом ослабеют на пути своем – начнут верою и любовию, а потом погасят в сердцах своих веру и любовь. Нужно быть верными до смерти. Имам на тя, говорит Господь, яко любовь твою первую оставил еси ( Откр.2:4 ). Се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мк.1:2 ; Мал.3:1 ). – Священник есть ангел Господа Вседержителя, который должен уготовлять Господу путь в сердцах людей, в коих Он, Владыка, хочет вселиться и ходить, по Писанию: вселюся в них и похожду, и буду им во Отца, и тии будут Мне в сыны и дщери (Ср.: 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ), глаголет Господь Вседержитель. Итак, священник должен вопиять часто: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ; Ис.40:3 ), то есть право живите, по заповедям Его. Священнику должно поститься за невоздержанный народ; за немолящихся молиться день и ночь, или рано и позде; за жестокосердых милостивым быть. Какие должны быть чистые, духовные уста у священника, столь часто произносящие всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще более, какое духовное, чистое должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестнаго, великолепаго и достопоклоняемого Имени 2 . О! Как священник должен удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотию, в которой не пребывает Дух Божий. До плотских ли наслаждений священнику, когда ему надобно неотменно наслаждаться единым Господом, да даст Он ему прошения сердца его (Ср.: Пс.19:5, 6 ). До плотских ли наслаждений, когда у него так много духовных чад, предъявляющих ему свои многоразличные духовные или телесные немощи, в которых нужно им душевно сочувствовать, подавать искренние и здравые советы, когда ему каждый день предстоит подвиг от всего сердца и со слезами молиться об них пред Владыкою, да не набежит на них и не расхитит их мысленный волк 3 , да даст им Господь преспеяние жития и веры и разума духовнаго! 4 До наслаждений ли плотских священнику, когда ему надо часто совершать службы в храме и предстоять престолу Господню, когда ему так часто надо совершать Божественную, пречудную литургию и быть совершителем и причастником Небесных, Бессмертных и Животворящих Таин 5 , когда ему вообще так часто приходится совершать и другие Таинства и молитвословия? – Сердце, любящее плотские удовольствия, не верно Господу. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Представлява многотомен сборник, създаван от IV в. пр.Хр. до IV в. сл.Хр., който съдържа разнообразни исторически сведения и предания, нравствени поучения, битови предписания, правила, постановления и забрани, както и коментари към различни текстове на Тората и други старозаветни книги. Първоначално Талмудът е бил предаван в устната традиция на книжниците, мъдреците и пророците. По време на борбата с елинизма (II в. пр.Хр.) възникнала нужда от адаптация на Писанието към променените условия на живот, с която най-вече се заели фарисеите. Те тълкували Закона съобразно с конкретните изисквания на времето, при което смесили истинското Предание с преданията на човеците, придавайки им авторитет, равен на Библията. Устното тълкувание на библейските закони започнали да записват в междузаветния период, а през II в. пр.Хр. под ръководството на раби Йехуди а-Наси от Галилея (ок. 135 – ок. 220 пр.Хр.) те били събрани, редактирани и издадени в сборника, наречен Мишна . Скоро самата Мишна станала обект на тълкувания както от евреите в Палестина, така и във Вавилон. Съставителите на разяснения се наричали амораи (разяснители, тълкуватели), а сборниците с тълкувания на Мишна – Гемара. Мишна (сборникът със закони) и Гемара (тълкуванията на Мишна) съставляват Талмуда. Така в диаспора евреите създали два Талмуда – Йерусалимски (Талмуд Ерушалми, завършен в IV в. в Тивериада, Галилея) и Вавилонски (Талмуд Бавли, завършен през V-VI в. в Партия, Вавилон). Също през ранното Средновековие там се появил и голям брой мидраши. Тамян (лаван) – от гр. thymiama – благовонно вещество, изгаряно от свещенослужителите при богослужение. Ароматът на тамяна се разнася при изгарянето му в кадилница при кадене в храма. Тамянът е използван в старозаветното ежедневно богослужение и при всички жертвоприношения като скъпоценен принос на свещениците ( Лев 2:1, 6:15, 16:12–13 , Числ. 5:15 , Изх. 30:34–38, Сир. 24:18 , Пс. 140:2 , Песн. 3:6, 4:6 , Ис. 43:23, 65:3, 66:3 , Иез. 16:18 , Мал. 1:11 ). В кн. Изх. 30:34–38 е указана забрана за използването на тамяна в домашни условия и е описан начина на приготвянето му – от стакта (смирна), оних (получен вероятно от мекотели), халван (смола, добивана от растение, което вирее в Месопотамия, познато 3000 г. пр. Хр.) и ливан (бяла смола, получавана от дървета в Арабия и Северна Африка). В новозаветното, православно богослужение то символизира усърдната молитва, която богомолците възнасят към Бога (Мат. 2:11, Лук. 1:9 , Откр. 8:3–4, 5:8, 18:13 ) . Извън речника: Кадене.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Проповедь Иоанна естественно вызывала у слушающих вопрос о его призвании и полномочиях, ср. Ин 1:20,25 и Деян 13:25. Помышляли в сердцах своих — характерный семитизм. Ответ Иоанна открывает его призвание — служить Сильнейшему, Который придет позже и совершит крещение Духом Святым и огнем, которое Иоанн противопоставляет собственному крещению водой. В ВЗ содержатся пророчества о сильном человеке, которого побеждает сильнейший (Ис 49:24–25; 53:12). Иисус использует этот образ в притче о Своей победе над сатаной (11:20–22), однако здесь речь идет не о борьбе, а об отношении между Иоанном и Тем, Кто сильнее его (Мессией). Словами у Которого я недостоин развязать ремень обуви Иоанн подчеркивает свою всецелую подчиненность: подобную услугу евреи могли требовать только у раба-иноплеменника. Выражение Духом Святым и огнем для апостола Луки, несомненно, — пророчество о Пятидесятнице (Деян 1:5); пророчество Иоиля о излиянии Духа (2:28). Некоторые комментаторы считают, однако, что для самого Иоанна Дух Святой и огонь означали соответственно спасение праведных и осуждение грешников. Однако, хотя ст. 17 говорит именно о разделении и воздаянии на Суде, такое действие трудно назвать “крещением”. Пришествие Духа Божиего в последние времена — пророчество, многократно выраженное в ВЗ — Ис 32:15; 44:3; Иез 36:25–27; 37:14; 39:29; Иоил 2:28–29; особенно важна связь между очищением, судом и огнем в Ис 4:4. Дух и вода упоминаются вместе в Ис 44:3; Иез 36:25–27; Дух и огонь — в Иоил 2:28–30; Суд и огонь — в Ис 29:6; 31:9; Иез 38:22; Ам 7:4; Соф 1:18; 3:8; Мал 3:2; 4:1; Суд и ветер — в Ис 40:24; 41:16; Иер 4:11–12; 23:19; 30:23; Иез 13:11–13; ветер и огонь — в Ис 29:6; 30:27–28; Иез 1:4. Эти свидетельства показывают, что в I в. излияние Духа в последние времена понималось как средство очищения и спасения людей и одновременно — как осуществление Божиего Суда над миром. Далее в своей речи Иоанн использует метафору очищения зерна веянием. На ¤lwn ‘гумне’ обмолоченное зерно подбрасывали в воздух с помощью ртЪоп ‘лопаты’ таким образом, что ветер отделял s‹toj ‘пшеницу’ от ‘мякины’, то есть смеси соломы с шелухой. Лопату затем использовали для того, чтобы перенести очищенную пшеницу в ‘житницу’, а мякину сжигали. Ветхозаветные прообразы огня неугасимого, то есть вечного осуждения, см. в Иов 20:26; Ис 34:10; 66:24; Иудифь 16:17, сходные образы в связи с Судом Божиим см. в Притч 20:26; Иер 15:7; Ис 41:15–16; Пс 1:4 (нечестивые как прах, возметаемый ветром); Откр 14:14–20. Заключение Иоанна под стражу (3:19–20)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Господь Саваоф Имя Ему ; избавивый тя, святый Бог Израилев ( Ис. 54:5 ). И снова Господь пророком говорит, что Имя Его – Господь Саваоф... Неужели кто-нибудь дерзнёт утверждать, что «Господь Саваоф» не есть Бог! И убоятся иже от Запад Имене Господня, и иже от восток солнца Имене Его славного ( Ис. 59:19 ). До севера и юга, востока и запада прославилось Имя Господа нашего Иисуса Христа. Очевидно, об этом пророчествовал Исаия пророк, а не о Ветхозаветном избранном народе Израильском. Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое: Искупитель наш ( Ис. 63:16 ). Здесь и пророчество об Имени Искупителя «Иисус», которое по учению святых Отцов знаменует Искупление и спасение, и о вечности этого Имени. Здесь не требуется пояснения. Приложившимся Господеви и работати Ему, и любити Имя Его еже быти Ему в рабы и рабыни и дам им в дому Моем, и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей Имя вечное дам им и не оскудеет ( Ис. 56:5–6 ). Здесь любящие Имя Господа именуются принадлежащими Господу, рабами и рабынями, которым уготовано в доме Божием и в ограде Господа лучшее место и лучшее Имя вечное... (сопоставьте: Откр. 3:12 ; Мал. 3:16; 4:2 ) И явлено будет Имя Твое в сопротивных Твоих ( Ис. 64:2 ). Где Имя Божие хулится, там оно и прославляется: одними хулится, другими прославляется. Услышите глагол Господень трепещущий словесе Его : рцыте, братие, ненавидящим вам и гнушающимся, да Имя Господне прославится , и явится в веселии их, и они посрамятся ( Ис. 66:5 ). Господь говорит трепещущим словес Его, рабам Своим, чтобы ненавидящим их и гнушающимся ими они напоминали грозные слова Господа о том, что Господь наказывает презирающих Имя Его в их веселиях, и тем прославляется Имя Господне для вразумления многих. Из книги Иеремии пророка Во дни оны нарекут Иерусалима, Престол Господень, и соберутся к нему ecu языцы во Имя Господне во Иерусалим ( Иер. 3:17 ). Очевидно, говорится о том, что когда избранный народ отступит от Господа, то уверовавшие язычники будут прославлять Имя Господне, нарекать Иерусалим, вспоминать его и посещать для поклонения святыням его.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

И не имам отмыти имене его от книг животных. «Символическое представление о книге, в которую Бог вписывает имена людей, находим еще и в Ветхом Завете: книге Исход (32:32–33) 118 , Исаии (4:3), Иезекииля (13:9), Даниила (12:1); записаны ( Мал.3:16 ) в ней имена рабов Божиих (Исх.), праведных и святых (Ис.; Пс.68 ), членов теократического царства (Иез.) и наследников Иерусалима в земле обетованной (Ис., Иез.). Упоминаемая теперь книга жизни Нового Завета имеет одинаковое значение со всем указанным, с тем только различием, что она имеет отношение к новому, духовному Израилю, у которого царь – Агнец, а столица – Небесный Иерусалим (см.: Откр.19–21 -я гл.). Эпитет жизни показывает, что в этом символе преобладает мысль о жизни вечной, спасении, блаженстве, приобретенных смертью Христа (ср.: Откр.13:8 ). Однако, так как искупление простирается на всех людей без исключения и царство Божие, по идее и, так сказать, в задании, обнимает все человечество, то вписанными в книгу жизни представляются имена всех людей от сложения мира (см.: Откр.13:8 ). Но грех как измена Царю-Богу и как признак духовной смерти лишает человека прав на такую вечноблаженную жизнь в Царстве Божием; поэтому Бог изглаждает имена грешников из книги жизни ( Исх.32:33 : Того, кто согрешит предо Мною, изглажу его из книги Моей), и лишь имена праведников и оправданных (т.е. грешников, прощенных в грехах своих) остаются в ней. Отсюда и в данном месте стоит отрицательная форма не изглажу, вместо положительной – впишу» (Жданов) 119 . Вписывает имена рабов Своих в книгу Свою Сам Бог, как и изглаживает их; но вписываем или изглаживаем себя для нее и сами мы – через соответствующие дела свои. «Ибо дела наши, как суть следствие и свидетельство нашего внутреннего состояния и жизни, поскольку истекают из нее, как потоки из источника, так они же, исходя из нас, оставляют в природе нашей глубокие следы и производят в ней известное настроение, из чего после составляется и образуется характер жизни (да и самой вечности). Каждый поступок, исходя из нас, подобно звуку, отглашается обратно в природе нашей и образует известный тон и настроение нашей жизни. Каждое действие, исходя из сердца нашего – этого начала и исходища жизни и деятельности, как водная волна, обратно приливает к нему, и то делает его более чистым и прозрачным, то производит в нем большую мутность, вносит в него нечистоту. После каждого дела мы неприметно, но непременно бываем сколько-нибудь либо хуже, либо лучше. По сей-тο причине каждое дело привносит в природу нашу свое семя либо жизни, либо смерти, и каждый поступок начертывается на сердце нашем писалом железным. Посему-то, по самому естественному закону и порядку самой природы, даже и без нарочитого действия правды Божией, наши грехи должны возвращаться и возвращаются на главу и в недра наши; посему-то дела наши пойдут вслед нас «за гроб» 120 , ибо мы сами понесем их за собою в вечность; и кто что посеял, тот и пожнет то, пожнет или бессмертие и жизнь, или тление и смерть» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания на лица. […] 5 мая 1867 года Самоубийство душевнобольного студента академии. - Прим. сост. Мал. 3, 1. Мк. 1, 2. Мал. 3, 1. См.: Ис. 7, 12. Цензора. - Прим. сост. Канон святому Иоанну Предтече, песнь 9-я, тропарь 2-й. - Прим. сост. Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. - Прим. сост. Речь идет о сочинении архимандрита Алексия «О Преблагословенной Деве Матери Господа нашего Иисуса Христа», напечатанном в Прибавлении к творениям святых отцов, 1848, VII. Т. е. Таинства. - Прим. сост. Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII. 2 Пет. 1, 21. Симеон Метафраст (+ 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. - Прим. сост. 1 Пет. 5, 8. 1 Ин. 5, 18. «Православно-догматическое богословие» архимандрита Макария (М. П. Булгакова, 1816–1882), впоследствии митрополита Московского и Коломенского (1879–1882), первоначально было издано в пяти томах (1849–1853). О мытарствах см. часть II, §§ 250, 260. - Прим. сост. См.: Откр. 6, 9. - Прим. сост. См.: Откр. 19, 4. - Прим. сост. Палмер Вильям (1811–1879), английский богослов и диакон Англиканской Церкви, искавший соединения с Православной Церковью, но позже перешедший в Римско-Католическую Церковь. Свою поездку в Петербург и свои впечатления он описал в «Заметках о посещении Русской Церкви». Его визит в Россию пробудил интерес к Англиканской Церкви. - Прим. сост. Гал. 1, 9. Феофан (Е. Прокопович, 1681–1736), архиепископ Новгородский и Великолуцкий (1718–1736), сподвижник Петра I. А. Ф. Адашев, окольничий, воевода, советник Ивана Грозного.

http://pravoslavie.ru/2412.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010