Талмуд и мидраши часто обосновывают или иллюстрируют словами из И. п. к. нек-рые аспекты иудейской веры. Так, в мидраше на Исход в полемике с христианами слова Ис 44. 6 могут подчеркивать идею о единстве Бога («кроме меня нет Бога, ибо нет у Меня сына»; ср.: Шемот Рабба. 29. 5). Др. пример в мидраше на Числа: отказ Моисея построить храм Господу (Исх 25. 8) обосновывается словами Ис 66. 1 («небо - престол Мой») и это должно свидетельствовать, что весь мир не может вместить Его слово (Вайикра Рабба. 12. 3). Очень часто словами прор. Исаии раввины выражали учение о любви Божией. Бог хочет оправдать, а не осудить Свое творение (ср.: Ис 42. 21; Иез 33. 11; Шемот Рабба. 9. 1). Сравнение Торы с водой (Шир ха-Ширим Рабба. I 2. 3) на основании образа Ис 55. 1 («Жаждущие! идите все к водам...») Талмуд комментирует следующим образом: «Как вода оставляет высоты и течет вниз, так слова Торы оставляют гордого, но остаются с кротким» (Вавилонский Талмуд. Таанит. 7a). Начальные стихи Ис 60 служат иллюстрацией к учению о призвании Израиля стать светом народов (Шир ха-Ширим Рабба. I 3. 2), а иногда - о пришествии мессианского царя (ср.: Песикта Раббати. 36. 2). Слова Ис 14. 1 («Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова... и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы…»; ср. также: Ис 56. 3-6) свидетельствуют, согласно раввинам, об открытости Израиля по отношению к др. народам (напр.: Шемот Рабба. 19. 4). Тексты песней Раба Господня используются раввинами нечасто, за исключением, возможно, гл. 53, понимаемой ими как указание на Моисея (Вавилонский Талмуд. Сота. 14a; ср.: Ис 32. 32), и в таргумической интерпретации текста Быт 22, смысл к-рого толкуют как жертву Исаака ( Vermes. 1973. P. 202-203; Rembaum. 1982. P. 290; McLain. 1990). Автор Таргума Псевдо-Йонатана на Книгу Пророков часто говорит о Торе и об исполнении пророчеств (напр.: Ис 1. 18; 2. 5; 5. 3, 13, 20; 9. 6; 24. 1; 32. 6; 33. 13; 40. 29; 42. 7; 50. 10; 57. 19; 63. 17 и др.). Очевидно и характерное для всех таргумов стремление по возможности исключить антропоморфизмы в описании действий Бога, заменяя их ясными понятиями («слово», «слава», «присутствие»). Так, слова Господа «Я… скрывал лицо» переводятся как «лишил Моего присутствия» (57. 17; ср.: 8. 17; 54. 8; 64. 7 и др.). Смягчаются выражения, в к-рых обличается неверность Израиля. В Ис 41. 14 («Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль...») исчезают уничижительные эпитеты; в Ис 6. 9 заповедь укреплять сердце народа («слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите») становится просто утверждением: «Говори этому народу, который слышит, но не понимает!» (ср.: Evans C. A. The Text of Isaiah 6. 9-10//ZAW. 1982. Bd. 94. N 3. S. 415-418).

http://pravenc.ru/text/674802.html

(Ис. 5:20–23, 10:1–2).   За эти вопиющие беззакония пророк предсказывает, что «Господь отсечет у Израиля голову и хвост, пальму и трость в один день. Старец и знатный, это — голова, а пророк-лжеучитель есть хвост» (Ис. 9:14–15).   Не безупречны были и служители храма и богомольцы, которых пророк обличает в бездушном исполнении обрядов и лицемерии: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис.29:13).   Скорбь пророка из-за грехов народа вылилась в следующей молитве:   «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя, поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших. Но ныне, Господи, Ты — Отец наш, мы — глина, а Ты — Создатель наш, и все мы — дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой» (Ис. 64:6–9).   Но верит пророк и в силу покаяния и что нет греха, превышающего милосердие Божие.   «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю, если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли, если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас ибо уста Господни говорят» (Ис. 1 глава).   В 14-ый год правления Езекии Сеннахерим ассирийский напал на Иерусалим. По молитвам царя и пророка 185-ти тысячное ассирийское войско было поражено ангелом Божиим, и город был спасен (Ис. 36–37 главы). Некоторое время спустя, царь Езекия смертельно заболел, но по молитвам пророка получил чудесное исцеление (Ис. 38–39 главы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Ис.49:11 . И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. «И все горы Мои сделаю путем... Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим». Заключая Свою речь о благоплодном и многоплодном служении Мессии, Господь пророчески раскрывает картину дивного и величественного умножения христианской церкви, путь куда будет своего рода «большой, торной дорогой» для всех народов, по которой беспрерывно и потянутся густые толпы народов от всех концов земли. Имеющиеся в указанных стихах образы «гор» и «дорог» должны быть сопоставлены с их параллелями: «приготовьте путь Господу... всяк дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся». ( Ис.40:3–4 ). «И будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым» ( Ис.35:8 ). Следует привлечь сюда также и известное мессианское пророчество Исаии о «горе дома Господня», которая явлена будет в последние дни и поставлена будет в главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы ( Ис.2:2–3 ; Ср. Ис.56:7 ). Ис.49:12 . Вот, одни при­дут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. «Вот, одни придут издалека... одни от севера и моря, а другие – из земли Синим». 63 . Блаженный Иероним видит здесь обычные в Библии указания на четыре страны света. Если «север и море» – служат довольно ясным указанием на Север и Запад, то «издалека» и «земля Синим», очевидно, определяют Восток и Юг; термин «издалека» (merahoh), по всей вероятности, дает намек на Восток; тогда земля Синим – будет указывать на Юг. 64 Большинство новейших комментаторов склонно под землею «Син» или «Хин» видеть намек на отдаленную юго-восточную страну – Китай, сведения о котором пророк будто бы уже мог иметь и в его время (Гезениус – СПб. проф. 776 с.). Однако «настольный английский комментарий» оспаривает это, на том веском основании, что этническое наименование Китая не было известно даже и грекам до эпохи Птолемея (за 120 до Р. Х.). Поэтому, под землею Синим он видит одну из южно-финикийских областей, о которой под именем земли «Синеев или Синитов» говорится и в известной библейской таблице народов ( Быт.10:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце). Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й), в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 (LXX)) никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню ап. Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27), во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть»), причастен - Пс 77. 65 ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126). В. с. в православном богослужении с XI в.

http://pravenc.ru/text/150073.html

1138. Γλαφυρ на книгу Левит. С. 177–229. [С. 339–370.] Glaphyrorum in Leviticum Liber. PG 69, 540–589. TCO 54. Кн. 3. 1139 . Γλαφυρ на книгу Чисел. С. 230–286. [С. 371–404.] Glaphyrorum in Numeros. PG 69, 589–641. 1140 . Γλαφυρ на книгу Второзакония. С. 287–324. [С. 405–427.] Gla­phyrorum in Deuteronomium Liber. PG 69, 644–677. Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 6 ТСО 54/Кн. 4. ТОЛКОВАНИЕ HA ПРОРОКА ИСАИЮ. TLG 4090/103. COMMENTARIUS IN ISAIAM PROPHETAM. CPG 5203. PG 70, 9–1449. Книга первая. PG 70, 9–304. 1141 . Предисловие. С. 5–9. PG 70, 9–13. 1141а. Беседа 1. [ Ис. 1 .] С. 9–65. PG 70, 13–65. 1142 . Беседа 2. [ Ис. 2:1–3:11 .] С. 65–110. PG 70, 65–109. 1891 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 8 (продолжение) ТСО 57/Кн. 1. 1167 . Отд. 6. [ Ис.64:5–66:24 .] С. 466–520. PG 70, 1400–1449. ОТРЫВКИ ТОЛКОВАНИЯ (FRAGMENTA EXEGETICA). PG 70, 1452–1462. 1168 . На Иеремию. С. 521–527. TLG 4090/104. Fragmenta in Jeremiam (in catenis). CPG 5205 (6). PG 70,1452–1457. 1169 . Ha Bapyxa. C. 527–528. TLG 4090/105. Fragmentum in librum Baruch (in catenis). CPG 5205 (7). PG 70,1457. 1170 . На Иезекииля. С. 528–530. TLG 4090/106. Fragmenta in Ezechielem (in catenis). CPG 5205 (8). PG 70,1457–1460. 1171 . На Даниила. С. 530–531. TLG 4090/107. Fragmenta in Danielem (in catenis). CPG 5205 (9). PG 70,1460–1461. 1897 Творения св. Ефрема Сирина. Часть 8 ТСО 61/ . 1202 . Толкование на Четвероевангелие 307 . С. 11–354. Ortiz de Urbina 1965. P. 61–63. CPGS 1106 (2a). БВ 1896,1, 1,1–16 (1 гл.); 2,17–32 (1–2 гл.); 3, 33–48 (2–3 гл.), II, 4, 49–64 (3–4 гл.); 5, 65–80 (4–5 гл.); 6, 81–96 (5–6 гл.); III, 7, 97–112 (6–7 гл.); 8, 113–128 (7–8 гл.); 9, 129–144 (9–10 гл.); IV, 10, 145–150 (10 гл.); И, 161–176 (11–12 гл.); 12, 177–192 (12–13 гл.); 1897, I, 2, 193–208 (13–14 гл.), 3, 209–224 (14–15 гл.); II, 5, 225–240 (15–16 гл.); III, 7, 241–256 (16–17 гл.); 9, 257–272 (17–18 гл.); IV, 10, 273–304 (18–20 гл.); И, 305–336 (20–21 гл.); 12, 337–357 (21–22 гл. и молитва). 1904 Творения свт. Никифора, патриарха Константинопольского 311 . Часть 1

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

1) библейский рассказ о сотворении мира ( Быт. 1:1–13 ); 2) пророчество о славе Иерусалима ( Ис. 60:1–16 ); 3) рассказ книги Исход об установлении пасхи ( Исх. 12:1–11 ); 4) книга пророка Ионы (прочитывается полностью); 5) рассказ о праздновании пасхи при Иисусе Навине ( Нав. 5:10–15 ); 6) повествование о переходе евреев через Чермное море ( Исх. 13:20–14:31 )> завершающееся припевами «Славно бо прославися»; 7) пророчество Софонии о призвании язычников в церковь ( Соф. 3:8–15 ); 8) рассказ о воскрешении юноши пророком Илией ( 3Цар. 17:8–23 ); 9) пророчество Исаии о новозаветной церкви ( Ис. 61:10–62:5 ); 10) рассказ о принесении Авраамом в жертву Исаака ( Быт. 22:1–18 ); 11) пророчество о Мессии ( Ис. 61:1–9 ); 12) рассказ о воскрешении юноши пророком Елисеем ( 4Цар. 4:8–37 ); 13) молитва народа израильского ( Ис. 63:11–64:5 ); 14) пророчество о Новом Завете ( Иер. 31:31–34 ); 15) рассказ о спасении трех отроков в печи вавилонской ( Дан. 3:1–51 ), завершающийся припевами «Господа пойте и превозносите Его во веки». В совокупности 15 паремий представляют собой грандиозный компендиум всего Ветхого Завета: перед духовным взором верующих проходят наиболее значимые события дохристианской Священной истории. Сразу же за паремиями следует пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и чтение Апостола ( Рим. 6:3–11 ). По Апостоле, вместо обычного «аллилуйя», многократно поется стих «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» с добавлением других стихов из 81-го псалма. Во время пения «иереи и диакони извлачаются черных одежд и облачаются в белыя». В современном богослужебном обиходе Православной Церкви переоблачение в светлые одежды при пении 81-го псалма воспринимается как переход от Страстной седмицы к празднованию Воскресения Христова, тем более что сразу же за переоблачением священнослужителей следует евангельское чтение, повествующее о воскресении ( Мф. 28:1–20 ). Исторически, однако, белые одежды священнослужителей были связаны не столько с пасхальным торжеством, сколько с крещением оглашенных, происходившим в Великую Субботу. Пока священнослужители были заняты совершением Таинства крещения, прихожане, собравшиеся в храме, слушали ветхозаветные чтения. По окончании чтений новокрещеные в светлых одеждах входили в храм с пением «Елицы во Христа крестистеся», после чего вся община участвовала в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Спускается ночь. Дремлет стража у опечатанного гроба. Внезапно подземный удар сотрясает холм. С грохотом отваливается камень. Блеск, подобный молнии, бросает воинов на землю. Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак преисподней Христос оказался сильнее смерти. В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день – Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой – начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты – скорби и отрады, слез и светлого ликования – чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью. В начале богослужения после пения стихир на «Господи воззвах» и малого входа перед плащаницей читается 15 паремий. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» – лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными. Паремии. 1) Быт. 1:1—13 (сотворение мира).2) Ис. 60:1—16 (новозаветная Церковь). 3) Исх. 12:1—11 (установление Пасхи).4) Иоана гл 1—4 (история пророка Иоаны). 5) Иис. Нав. 5:10—15 (празднование Пасхи при Исусе Навине). 6) Исх. 13:20—14(переход через Красное море). В конце паремии хор многократно поет: «Славно бо прославися. " 7) Соф. 3:8—15 (призвание язычников в Церковь). 8) 3 Цар. 17:8—23 (пророк Илия воскрешает юношу). 9) Ис. 61:10—11, 62:15 (Новозаветная Церковь). 10) Быт. 22:1—18 (жертвоприношение Исаака). 11) Ис. 61:1—9 (проповедь Мессии). 12) 4 Цар. 4:8—37 (пророк Елисей воскрешает юношу). 13) Ис. 63:11—64(покаянная молитва). 14) Иерем. 31:31—34 (заключение Нового Завета). 15) Дан. 3:1—51 (спасение трех отроков из Вавилонской печи). В конце паремии хор многократно поет: « Господа пойте и превознисите во вся веки. »

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2619...

Ибо книга распустная, написана и отдана вамъ. Если же ты не веришь сему, то послушай пророка, говорящаго: оставихъ домъ Мой, оставихъ Мое, дахъ возлюбленную душу Мою въ руки враговъ ея 12:7). Разноцветное стадо птицъ сделалось для Меня Моимъ 12:9 и дал.). Чтó значитъ разноцветное стадо птицъ, спрошу я тебя, учитель мудрый и проницательный? Разноцветное стадо птицъ значитъ — церковь изъ язычниковъ. Смотри же, почему онъ называетъ ее разноцветнымъ стадомъ птицъ. Это потому, что она собрана изъ многихъ языковъ и народовъ, и отдаленные народы сделала ближайшими. Если ты не веришь, что язычники сделались Господнимъ, то опять послушай, чтó говоритъ когда онъ отъ лица призываетъ язычниковъ, и съ отвергаетъ Израиля, такъ говоря: станите на путехъ, и видите и вопросите ο стезяхъ Господнихъ вечныхъ, и видите, есть путь благъ, и ходте по нему; и рекоша: не пойдемъ. И далее говоритъ: поставихъ надъ вами стражы: слышите гласъ трубы, и рекоша: не послушаемъ. И поелику сыны Израилевы не послушали, то Господь отвергъ ихъ и такъ предвозвестилъ объ нихъ: посему слышите народы и познай и уведай ты, ο Церковь, чтó произойдетъ въ нихъ 6:16–18). Давидъ также говоритъ: помяни сонмъ Твой, егоже стяжалъ еси исперва (Псал. 73:2); и вещаетъ: услышите яже сотворихъ (глаголетъ Господь), уведите крепость Мою (Ис. 33:13). И въ другомъ месте Духъ Святый такъ предрекаетъ чрезъ пророка о будущей Церкви, имеющей составиться изъ язычниковъ: будетъ въ дни явлена гора Господня, и домъ на версе горъ, и возвысится превыше холмовъ, и къ ней вси языцы. И пойдутъ языцы мнози и рекутъ: взыдемъ на гору Господню и въ домъ Бога и возвеститъ намъ путь свой и пойдемъ по нему (Ис. 2:2–3). Почему въ самомъ деле сказалъ: услышатъ яже сотворихъ (глаголетъ Господь), уведятъ крепость Мою; отступиша иже въ беззаконницы, трепетъ нечестивыя (Ис. 33:13–14)? Въ какомъ предвещаетъ благоглаголивый пророкъ, что Господь сотворитъ и покажетъ силу крепости своей, что беззаконники поспешатъ въ и что страхъ и трепетъ объиметъ язычниковъ? Симъ словомъ Онъ призываетъ язычниковъ въ соперничество съ народомъ Своимъ, отдаленнымъ народамъ возвещаетъ силу крепости Своей въ томъ, что, карая и поражая страшнымъ гневомъ Онъ судилъ и осудилъ народъ Свой, отвергши его собралъ язычниковъ въ который и назвалъ градомъ святымъ (Ис. 52:1; 64:10), и привелъ въ страшное подобное лихорадочнымъ припадкамъ, техъ язычниковъ, которые сделались пророками (проповедниками) истины, тогда какъ, напротивъ, ο пророкахъ сказалъ, что отъ нихъ взойдетъ закваска язычества во всю землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=673...

Существование, излагаемого во Второзаконии, закона о единстве места общественного богослужения задолго до Иосии, начиная например, с Давида, подтверждается кроме исторических ветхозаветных книг учительными и пророческими книгами. Так, Давид и современные ему псалмопевцы признавали гору Сион, на которой находился ковчег, святою горою Бога ( Пс.2:6 ), жилищем Божиим ( Пс.14:1 ). Они, вопреки критикам, утверждали, что там живет Господь ( Пс.9:12 ), слышит молитвы (3:5), оттуда посылает помощь и подкрепление (19:3), принимает хвалу и обеты (64:2). Они веровали, что к этой горе Господней будут приходит не только Иудеи, а иноплеменные народы и будут приносить в Иерусалим свои молитвенные дары ( Пс.67:16,30,32–36 ). Как можно изъяснить все подобные изречения и пророчества, если все места богослужения, по взгляду псаломопевцев, были одинаково угодны Богу и не Господь избрал их, а людской произвол? Тот же взгляд на места общественного богослужения раскрывается и в древней пророческой письменности. Так, древнейший из пророков-писателей, Иоиль, призвал всех Иудеев собраться в храме, поститься и плакать там вместе со священниками, чтобы Господь сжалился и отвратил бедствие, оставившее дом Господень без масла, вина и хлеба (2:14–18. – Отчего он не советовал Иудеям идти по своим высотам и жертвенникам и там умолять Бога?). Подобно псалмопевцам он возвещал, что Сион будет центральным местом богослужения для всех народов и местом дарования всеобщего спасения (2:32). Господь, обитающий и теперь на Сионе, по воззрению пророка, вечно будет обитать на нем, а из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим (3:16–21). Несколько позже Иоиля и задолго до Иосии живший пророк Амос видел главное преступление Израильтян в высотах, самовольно устроенных в Вефиле и Дане (7:8–9). Жилище Божие на земле, по воззрению его было одно – Сион (1:2). Отчасти современник Амоса, а более преемник его в пророческом служении Израильскому царству, Осия, с большею еще резкостью осуждал высоты и многочисленные жертвенники в лесах, полях и на гумнах Израильтян (4:13; 10:1,8). Построение Израильтянами многочисленных жертвенников пророк считал нарушением писанных Господних законов (8:11–12). А, кажется, естественно было бы пророкам Израильского царства быть расположенным к высотам, потому что храма там не было, но пророки все таки осуждали их. Также поступали современные Осии пророки Иудейского царства: Исаия и Михей. Оба они одинаково строго порицали высоты, распространенные в Иудейском и Израильском царствах, и видели в них тяжкий грех ( Ис.1:29;17:7–8 ; Мих.1:3 ). Иерусалимский храм и с ним вся Сионская гора, по их воззрению, составляют единственное на земле жилище Божие ( Ис.8:18;18:7;31:9 ; Мих.4:7 ). В будущем пророки возвещают полное прекращение служения на высотах ( Ис.17:7–8 ) и объединение всех народов служением Иегове в одном храме на Сионской горе Господней ( Ис.2:2–5,56:7 ; Мих.4:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К тому же, что еще имам глаголати о тебе, предивный отче, или кий язык возможет по достоянию проповедати твоя и(с)правления? Зде же оставлю многословия невоздержательны ми, и паки яже о исправлении добрых (л. 63 об.) детели преподобнаго отца нашего Максима имуся. Не бо есть достоин яже по ряду вся сказати непостижимая отца оного исправления. В заточении убо достохвалный сей страдалец сотвори 22 лета и 9 месяцы и 4 дни, в темницы терпя и во юзах страсти быша от Данила митрополита и от злоненавистник и небратолюбцев велми оклеветан бысть державнейшему, и паки от державнейшаго ис темницы взят бысть и помилован, и от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа велия благодати и чудодейства сподобишася в веце сем, а в будущем венец нетленный прият. Богу нашему в слава со безначальным его Отцем и с пресвятым Духом, и ныне и присно и во веки веком. Аминь. (Л. 64) А поживе преподобный отец наш многострадалный Максим грек всех лет живота своего во преподобии и правде истинне 108 лет и 2 месяца и 13 дне. А во всем страдании своем пребысть 30 лет, а в Российской государьстве пребысть 48 лет и 2 месяца. 10. Сказание о чудесах Максима грека (Сказание это так же как и напечатанное выше житие Максима грека , известно мне в одной только рукописи В. М. Ундольскаго 338. Оно следует вслед за окончанием жития: последния строки жития находятся на верхней половине 64 листа рукописи: со второй, нижней половины сего листа и начинается настоящее сказание). Сказание о чудесех святаго и преподобнаго и многострадалнаго отца нашего Максима грека и премудраго философа. Благослови отче. Чудо 1. В тоже время Служни слободы священник, именем Феодор, его же любяше преподобный (л. 64 об.) благонравия его ради, и той, слышав, яко преподобный изнемогает, бежав к нему спешно, хотя последнее прощение прияти, и не успе, уже бо душу свою Господеви предаде. И на(д) преподобным плакав неутешно отлучения своего, еже не прилучися ту, и изыде в дом свой, плача же и рыдая. Мало побдев, и ляже на одре своем и усну сладким сном, и видит видение во сне, и бяше слышит паки сказующих от знаемых ему преподобнаго преставление, яко и прежде. Он же, яко на яве спешно грядый, хотя желаемое от него благословение и последнее прощение восприяти, и пред ним представ, видит мнозем благословение рукою подающа. Он же между прочими подходя и главу свою наклоняя к благословению, (л. 65) и ничтоже получив; и паки наклоняя пред ним главу свою, требуя благословения. Святый же рече ему тихо: почто нудишися? Благословения просят, оставаются зде; ты же и сам вскоре за мною будеши, прочее же не стужай ми. Он же возбгнув, ужасен бысть и в себе быв, сказа видение некоим от ближних своих. И по осми днех и той Феодор ко Господу отиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010