«Он и есть Господь. Как называем второе лицо св. Троицы, когда мы говорим о Нем, как о человеке, родившемся на земле?» Отв. Господом и Иисусом Христом. «Кого еще св. Писание называет сынами Божиими?» Отв. Ангелов и людей праведных, которые всегда исполняют волю Божию. Все они сотворены Богом, они Его творения; но Господь Иисус Христос – единственный рожденный от Бога, почему Он и называется единородным и рожденным от Бога Отца. И вот Своего единородного Сына Господь послал на землю для спасения людей. Сын Божий также, как и Бог Отец и Бог Дух Святой вечен, никогда не было времени, когда бы Он не существовал, он родился прежде всякого времени». Здесь я остановлюсь и заставлю детей повторить сказанное, предлагая им для облегчения вопросы: 1) О котором лице Пресвятой Троицы мы говорили? 2) Как называется Сын Божий, когда мы говорим о Нем, как о человеке, родившемся на земле? 3) Кого еще св. Писание называет сынами Божиими? 4) Какая разница между Богом-Сыном и этими людьми и ангелами? 5) Почему Сын Божий называется вечным? Продолжая затем объяснение, скажу: «Как вы думаете, дети, хорошо было бы на земле, если бы не было света?» Нет. Люди и животные спотыкались бы, натыкались друг на друга, растения завяли бы, все живое зачахло. Значит для всего живого нужен свет. Так и для души человеческой тоже необходим свет и этот свет есть Господь Иисус Христос. Бог-Отец – свет. Евангелист Иоанн говорит: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Господь Иисус Христос сам говорит: «Я свет миру, и кто пойдет за Мною, тот не будет ходить во тьме». Действительно, Сын Божий пришел на землю, словом и примером осветил нам то добро, которое мы должны делать, и все то зло, которого мы должны избегать. Он осветил нам путь, по которому мы должны идти, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царствии Небесном. Пророк Исаия и Ап. Павел говорят: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 )». Сын Божий есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прежде всего, чтобы сделаться достойным вечного блаженства, человек должен достигнуть совершенства: образ же этого совершенства показав вам в лице самого Господа Бога: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»,– говорил Спаситель людям ( Мф.5:48 ). Кто же из людей может сказать, что он достиг этого совершенства? Никто, так как нет человека безгрешного на земле, а «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). И сколько бы человек ни совершил добрых дел, как бы ни был он свят и праведен, он не может считать себя совершенным и безгрешным, так как по учению святого апостола Иоанна: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). А если так, то нет человека на земле, который мог бы считать себя вполне заслуживающим Царство Небесное, но всякий должен смотреть на получение этого Царства как на дар великой к нему милости Божией. Отсюда понятно, что мнение католиков, будто для получения Царства Небесного достаточно только сотворить известное количество добрых дел и что можно совершить этих дел даже более, чем требуется, есть мнение не только неправильное, но и в высшей степени греховное. Нельзя оценивать количеством добрых дел того, о чем сказал св. апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ; Ис.64:4 ). Нельзя оценивать еще и потому, что мы даже не знаем, в чем и в какой силе будет заключаться вечное блаженство. «Возлюбленные, – пишет святой Иоанн Богослов,– мы теперь дети Божии; но еще не открылось то, что будет. Знаем только, что когда откроется будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Горе католикам, которые еще не зная вечного блаженства, уже оценивают его на известное количество добрых дел. Горе им, так как, думая, что добрых дел можно совершить даже более, чем требуется для получения вечного блаженства, они унижают тем самым великое Царство Божие и безмерно оскорбляют Самого Господа Бога! С другой стороны, как мы сказали, нельзя смотреть на вечное блаженство, как на нечто такое, что можно заслужить известным количеством добрых дел еще и потому, что последние творятся не одними силами человеческими, а при помощи Бога и Его спасительной Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Человек рассуждает примерно так: раз уж нельзя жить здесь, то хотя бы там, но только если здесь нельзя. Конца света ждали во все времена новой эры. Но если раньше с концом света связывали приход Христа, то теперь больше говорят об антихристе, хотя придут и Тот и другой. Если раньше Церковь – Невеста Христова – взывала к Небесному Жениху: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ), то теперь она просит Его помедлить, якобы для возможности покаяния, но на самом деле для дальнейшего наслаждения грехом. Конечно, если спросить причину нежелания Царства Небесного, прихожанин объяснит это именно своим недостоинством Царства, и получится, что на самом деле он не желает именно ада, а не Царства Небесного. Однако если это так, то почему мы с мистическим ужасом относимся к отслуженной по нам панихиде, в которой испрашивается именно прощение грехов и Царство Небесное. Это можно было объяснить желанием позаботиться о близких, но и под старость, когда уже прилично заботиться о нас, а не нам, мы так же, а может, даже еще больше, боимся панихид и с ужасом спрашиваем: «По ком звонит колокол?» Так что как ни крути, Царство Небесное – это то, что хуже этой жизни. Что же представляет собой это Царство по мнению тех, кто его не желает? Как ни странно, представление у них, тем не менее, весьма положительное. Прежде всего, это место раздачи благ. Одни думают, будто это что-то вроде небесного супермаркета, где все бесплатно, другие – что это место, где будут реализованы твои личные желания, третьи – что это место бесконечного богослужения. Правда, последняя перспектива радует далеко не всех. Один современный богослов рассказывал, как в поезде он делился святоотеческими соображениям о Царстве Небесном. И вот один демобилизовавшийся моряк вдруг заявил, что ему Царство Небесное не нужно, а лучше пивка и с девчонками погулять. Надо отметить, что в западных Церквях тема Царства Небесного вообще не актуальна, о нем просто забыли. Какое же оно, это Царство Небесное? О чем писал Пророк: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» ( Ис.64:4 )? Что имел в виду Апостол, когда напоминал нам это пророчество: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 )? Сначала я предлагаю очень простой и логичный путь.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

е. не пригоден к тому, чтобы напитать и оживотворить душу, ибо собрание гибельных учений приносит ей не пользу, а вред. Поэтому, справедливо говорит всемудрый Павел: где премудр? где книжник? где совопросник века сего? не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Кор.1:20–21 ). Буйством проповеди называет простоту речи, свойственной боговдохновенному писанию. Итак, перестаньте трудиться по пустому, собирать при отсутствии плодов, тратить усилия на бесполезные дела: послушайте мене и снесте благая, конечно, благодаря евангельской проповеди, которой, говорит, с избытком насладится душа ваша; там истинное познание Бога по естеству, научение всякой добродетели и святолепному благочинию и разум, – все это с дивною правильностью определяет, что нужно делать в каждом случае, и делает ум искусным в совершении доброго, так что он привыкает стремится ко всему разумному и удаляться от того, что предосудительно и служит причиною порочности для тех, кто неумеренно к сему привязан. Итак, внемлите ушима вашима, т. е. это просто и удобопонятно. Последуйте путем моим. И Христос сказал: Аще, кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует ми ( Лк.9:23 ). Посему, кто Ему принадлежит, тому нужно стараться идти по Его стопам. Но что же будет желающим поступать так? Жива будет, говорит, во благих душа ваша. По-видимому, этим, указывает нам на непрестающую надежду, уготованную святым, ибо, как говорит Павел, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его ( 1Кор.2:9 ; ср. Ис.64:4 ). Ис.55:3–5 . И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се, свидетельство во языцех дах его, князя и повелителя языком. Се, языцы, иже не ведяху тебе, призовут тя, и людие, иже не познаша тебе, ко тебе прибегнут ради Господа Бога твоего, святаго Израилева, яко прослави тя. Дав обещание – снесте благая, и насладится во благих душа ваша ( Ис.55:2 ), тотчас показывает им, каким образом обещанное исполнится: обещает дать завет вечный...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Иудеи — «избранный народ». Бог непрестанно повторяет, что без какой-либо своей заслуги они избраны вестниками надежды, соборным пророком, устами Божьими ( Втор.7:6–8 ). Обетований Он дает много, есть среди них неясные, есть — немыслимые, как воскресение мертвых ( Ис.25:8 , Иез.37:12–14 , Иов.19:25–27 ). Он обещает показать (не совсем понятно, здесь ли, на Земле) то, чего «не видел глаз, не слышало ухо и (что) не приходило на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 , Ис.64:4 , Ис.65:17 ). Поэтому добрый иудей о небесах не гадает. «Не приходило на сердце человеку» — значит, все что «приходило», нельзя считать небом. Пусть Бог определяет его, не люди, пусть Бог и дает нам. Когда Бог говорит ясно, мы ясно и знаем, когда говорит туманно — знаем туманно. В отличие от христиан, иудеи не думают, что Бог ясно говорил о загробной жизни (во всяком случае, до сих пор), а вперед Бога не забегают. Как достойна и хороша такая сдержанность, по сравнению с дикими мифами других народов, поддавшихся сильному искушению и возместивших своей фантазией то, чего не открыл нам Бог! Греки — другой корень древа западной цивилизации. Иудеи дали нам совесть; греки — разум. Иудеи дали нравственный закон — то, что должно быть; греки — законы разума и бытия, того, что есть. Их философы по-своему поняли Бога, по-своему поняли небо. Пока жрецы толковали о грешных, слабых богах со всеми их проделками или о низших и загробных мирах, философы заменяли несовершенных, личных богов совершенными, но безличными сущностями, небеса наслаждений и горестей —  небесами абсолютной Истины и абсолютного Добра. Их богами были Справедливость, а не Зевс, Красота, а не Афродита. (Иудеи тем временем поклонялись Совершенной Личности, превзойдя и греческих жрецов, и греческих философов). Небеса философов — вневременное и внепространственное царство чистого разума, чистого духа, чистого познания вечных сущностей — сменили мрачные подземные царства тартара и айда, земное загробное царство Элизия и звездные миры превращенных в созвездия героев. Две небесные сущности — Истина и Добро — стали абсолютными ценностями. Даже боги поверяются ими, и не выдерживают поверки; вот почему Сократа обрекли на смерть за то, что он «не верит в богов» 3 . Платон вопрошает: «Свято ли святое, ибо боги одобряют его, или боги его одобряют, ибо оно свято?» 4 Жрецы согласны с первым предположением, философы — со вторым. Для философов две вечные сущности, Истина и Добро, — выше богов. Но они не выше Бога, Который сам Истина и Добро, «эмет», надежность, твердыня. Греки открыли два атрибута Божьих; иудеев открыл Бог.

http://azbyka.ru/nebesa-po-kotorym-my-ta...

Не знаю, возможно ли это природам высшим и духовным, которые, будучи ближе к Богу и озаряясь всецелым светом, может быть, видят Его если не вполне, то совершеннее и определеннее нас, и притом по мере своего чина одни больше, другие меньше. Но об этом не простираюсь далее. Что же касается нас, то не только мир Божий превосходит всяк ум и разумение ( Флп.4:7 ), не только уготованного, по обетованиям ( 1Кор.2:9 ; Ис.64:4 ), для праведных не могут ни очи видеть, ни уши слышать, ни мысль представить, но даже едва ли возможно нам и точное познание твари. Ибо и здесь у тебя одни тени, в чем уверяет сказавший: узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды ( Пс.8:4 ) и постоянный в них закон, ибо говорит не как видящий теперь, а как надеющийся некогда увидеть. Но в сравнении с тварями гораздо невместимее и непостижимее для ума то естество, которое выше их и от которого они произошли. Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. Ибо не тщетна проповедь наша, не суетна вера наша, и не о том преподаем мы учение. Не обращай нашей искренности в повод к безбожию и клевете, не превозносись над нами, которые сознаемся в неведении! Весьма большая разность – быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое. Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учители – и зрение 94 , и естественный закон; зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде всего. Ибо вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и содержал? Кто видит красиво отделанные гусли, их превосходное устройство и расположение или слышит саму игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично. Так и для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью. И тот крайне несмыслен, кто, следуя естественным указаниям, не восходит до этого познания сам собою. Впрочем, не Бог еще то, что мы представили себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово. А если кто когда-нибудь и сколько-нибудь обнимал Его умом, то чем это докажет? Кто достигал последнего предела мудрости? Кто удостаивался когда-нибудь такого дарования? Кто до того отверз уста разумения и привлек Дух ( Пс.118:131 ), что при содействии сего Духа, все испытующего и знающего, даже глубины Божии ( 1Кор.2:10 ), постиг он Бога, и не нужно уже ему простираться далее, потому что обладает последним из желаемых, к чему стремятся и вся жизнь, и все мысли высокого ума? Но какое понятие о Боге составишь ты, который ставишь себя выше всех философов и богословов и хвалишься без меры, если ты вверишься всякому пути умозрения? К чему приведет тебя пытливый разум?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– «Господа славы». Как сказал Ап. в конце 7-го стиха, «слава» была конечною целью человеческого существования на земле, в силу Божественного предназначения. Но когда пришел Сам Господь, Сам Владыка этой славы, люди, вместо того чтобы обратиться к Нему за получением этой славы, отвергли Его и даже умертвили! 1Кор.2:9 .  Но, как написано: не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что при­готовил Бог любящим Его. Ту же мысль – о высшем происхождении премудрости Евангельской и ее таинственности – Ап. доказывает здесь ссылкою на пророческое слово. Проще и естественнее пополнить этот стих прибавлением: «эта премудрость есть то, что написано в словах: «не видел» и т. д. – Откуда взято это место, сказать трудно. Вероятнее полагать вместе с блаж. Иеронимом, что здесь пророк соединил в одно два изречения пр. Исаии, находящиеся в LXIV-й и LXV-й гл. его книги ( Ис.64:4, 65:17 ). – Три выражения: «видеть, слышать» и «приходить на сердце» – обозначают собою троякий путь, каким идет человеческое познание: видение или непосредственный опыт, слух – или познание получаемое чрез изучение предания и, наконец, то, что приходит на сердце или знание, основанное на собственном размышлении. Ни одним из этих трех средств человек не мог добиться познания о предназначенном ему от Бога спасении, как о благах, здесь еще получаемых чрез Христа, так и о будущем, небесном, прославлении (ср. Еф. 3:18 ). 1Кор.2:10 .  А нам Бог открыл это Духом Сво­им; ибо Дух все про­ницает, и глубины Божии. Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его помощники ( «а нам» – ср. ст. 6 и 13) получили это познание путем откровения ( «Бог открыл»). Ап. разумеет здесь то первоначальное просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в посл. к Галатам ( Гал. 1:12, 16 ). Откровений удостаиваются и обыкновенные верующие (ср. Еф. 1:17 ), но эти откровения, можно сказать, имеют уже второстепенное значение и представляют собою воспроизведение перво-откровения, которого удостоились первые провозвестники христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета как руководящее начало христианской жизни (ср. Ин. 17:20 ). – Средство, чрез которое Апостол получил это откровение, был «Дух» Божий. Этот Дух дает всякое познание, потому что Ему все открыто. – «И глубины Божии», т. е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог, попуская или посылая скорби праведникам, поступает по Своей премудрой правде, ибо нет на земле нет праведника, который в чем-либо не согрешил (см. 1Ин.1:8; 3Цар.8:46; Притч.20:9; Иов.14:4—5, 15:14; Пс.50:7; Ис.64:6; Еккл.7:20). Бог делает это с добрым намерением: чтобы скорбями еще более закалить их в добре, утвердить в вере и тем самым очистить от всякого греха (см. 1Пет.1:6—7; 2Кор.4:17; Рим.8:18, 5:3—5; Иов.23:10; Притч.17:3, 27:21; Сир.2:5; Зах.13:9; Иак.1:2—4; Прем.3:6; 2Кор.12:10). Осыпая же грешников в этом мире Своими благами, Бог делает это для того, чтобы добротой поощрить их к покаянию, являя им Свою милостивую праведность и свидетельствуя, что блаженство и радость — лишь в благе Божественном (см. Рим.2:4; 2Пет.3:9; Ис.30:18). Делая то или другое, Бог поступает по Своей вечной правде, ибо как всеведущий Он до мельчайших подробностей знает, что в человеке (см. Ин.2:25). Но наряду с таким Божиим воздействием на праведников и грешников, в душах и первых, и вторых происходит чисто субъективный процесс: с умножением страданий праведников в них умножается и Божие утешение (см. 2Кор.1:5—7, 4:8, 17, 6:4—10; 1Кор.4:11—13; Рим.14:17); грешники же, при всем внешнем благополучии, за свои грехи и беззакония часто бывают мучимы совестью (см. Прем.11:17, 12:27). § 20. [Духовное] Божие чувство    В духе Божием, так же как и в духе человеческом, помимо ума и воли, существует еще и чувство как Его существенная сила. Эта чувствительная сторона Божия существа разнообразно проявляется в Святом Откровении, вследствие чего по-разному и описывается. Обычно ее природа и действие называются в Священном Писании Божиим сердцем, которое радуется, печалится, гневается, любит правду, ненавидит беззаконие (см. Иер.7:30—31, 23:20, 30:23—24, 32:41; Деян.13:22; Ос.11:8; Пс.44:8; Притч.11:20; Евр.1:9). Но все эти выражения нельзя усваивать в антропоморфическом смысле, их следует понимать как слова, приспособленные к человеческому восприятию. И этой стороной Своего существа Бог также безмерно более совершенен, чем люди; в ней Он изобилует каждым Божественным совершенством и полнотой: вечностью, безгрешностью, безграничностью, самобытностью, неизменностью, свободой, вездесущием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

У них мы читаем многое из Ветхого Завета, чего в наших кодексах нет, как например следующее: «от Египта возвах Сына Моего» ( Мф.2:15 ); «яко Назорей наречется» ( Мф.2:23 ); «воззрят нань, Его же прободоша» ( Ин.19:37 ); «реки от чрева Его истекут воды живи» ( Ин.7:38 ); «их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ), и многое иное, что требует особого σνταγμα (сочинения). Спросим же их: где это написано? И так как они не скажут нам этого, то мы приведем это из еврейских книг. Первое свидетельство находится у Осии ( Ос.11:1 ), второе у Исайи ( Ис.11:1 ), третье у Захарии ( Зах.12:10 ), четвертое в Притчах ( Притч.5:16 ), пятое также у Исайи ( Ис.64:4 ). Многие, не зная этого, следуют басням апокрифов, и иберийские вымыслы предпочитают подлинным книгам. Не мое дело излагать причины неправильности. Иудеи говорят, что это сделано (Семидесятью) с благоразумным намерением, – чтобы Птоломей, почитатель единого Бога, не подумал, что и у евреев два божества, – и это они сделали главным образом потому, что Птоломей по-видимому склонялся к учению Платона. Потому, везде где Писание сообщает что-либо таинственное об Отце, Сыне и Духе Святом, они или иначе переводили, или совсем не переводили (tacuerunt), чтобы и царя удовлетворить, и тайну веры не разглашать в народе. Я не знаю, какой автор первый своею ложью построил в Александрии семьдесят комнат, разделенные по которым они (Семьдесят толковников) написали одно и то же, когда Аристей, περασπιστς (защитник) того же Птоломея и, спустя немного времени, Иосиф ничего подобного не сообщили, а пишут, что они, соединенные в одной базилике, сличали, а не пророчествовали. Ибо иное дело быть пророком, и иное быть переводчиком. Там предсказывает Дух Святый, здесь ученость и словесное искусство переводят то, что понимают. Разве, может быть, следует полагать, что и Туллий, по вдохновению от риторического духа, перевел сочинение Ксенофонта о хозяйстве (Oecenomieum), Платонова Протагора и речь Демосфена в защиту Ктезифона, – полагать, чтобы объяснить, почему из одних и тех же книг Дух Святый иначе приводил свидетельства чрез Семьдесят и иначе чрез апостолов, и о чем первые умолчали, то последние измыслили написанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но объять мыслию столь великий предмет совершенно не имеют ни сил, ни средств не только люди оцепеневшие и преклоненные долу, но даже весьма возвышенные и боголюбивые, равно как и всякое рожденное естество, для которого этот мрак – эта грубая плоть, служит препятствием к уразумению истины. Не знаю, возможно ли сие природам высшим и духовным, которые, будучи ближе к Богу и озаряясь всецелым светом, может быть, видят Его, если не вполне, то совершеннее и определеннее нас, и притом, по мере своего чина, одни других больше и меньше. Но об этом не прострусь далее. Что же касается до нас, то не только мир Божий превосходит всяк ум и разумение ( Флп.4:7 ), не только уготованного, по обетованиям ( 1Кор.2:9Ис.64:4 ), для праведных, не могут ни очи видеть, ни уши слышать, ни мысль представить, но даже едва ли возможно нам и точное познание твари. Ибо и здесь у тебя одни тени, в чем уверяет сказавший: узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды ( Пс.8:4 ) и постоянный в них закон, ибо говорит не как видящий теперь, а как надеющийся некогда увидеть. Но в сравнении с тварями гораздо невместимее и непостижимее для ума то естество, которое выше их, и от которого они произошли. Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. Ибо не тщетна проповедь наша, не суетна вера наша, и не о том преподаем мы учение. Не обращай нашей искренности в повод к безбожию и к клевете, не превозносись над нами, которые сознаемся в неведении! Весьма большая разность – быть уверену в бытии чего-нибудь, и знать, что оно такое. Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учители – и зрение, и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется, – естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде оного. Ибо Вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и содержал? Кто видит красиво отделанные гусли, их превосходное устройство и расположение, или слышит саму игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010