«Офел» – (холм, богиня) составлял часть Иерусалима и, как кажется, представлял собою юго-восточный скат храмовой горы. На вершине Офела стояла башня (ср. Неем.3:26 ). «Дикий осел». Это животное любит одиночество пустынь ( Иов.39:5 ). Следовательно, там, где он появляется, – тихо и безлюдно, как в пустыне. И так будет в прежде кипевшем жизнью Иерусалиме! «Навсегда» – выражение, означающее иногда очень долгое время, как видно из следующего стиха (ср. Ис.63:16 ). Ис.32:15 . доколе не излиет­ся на нас Дух свыше, и пустыня не сделает­ся садом, а сад не будут считать лесом. Здесь пророк изображает будущие мессианские времена, когда положение избранного народа переменится к лучшему во всех отношениях – и в смысле нравственного, и в смысле материального благополучия. «Дух свыше». Сила, которая совершит эту великую метаморфозу во внутренней и внешней жизни народа, будет Дух, имеющий излиться на народ и страну его в чрезмерном изобилии с высоты. Этот Дух – обновляющий жизнь людей принцип, чудесная сила Божия. Об этом Духе говорил еще ранее Исаии пророк Иоиль ( Иоил.2:28 ), но у этого последнего увеличение плодородия земли обетованной предшествует излиянию Духа, тогда как у Исаии оно является результатом излияния Духа. 41 Ис.32:16 . Тогда суд водворит­ся в этой пустыне, и правосудие будет пре­бы­вать на плодоносном по­ле. Ис.32:17 . И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Ис.32:18 . Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селе­ниях безопасных, и в по­ко­ищах блажен­ных. Пророк только что (13–14 ст.) изобразил Иудею как бесплодную пустыню, следовательно, как такое место, в котором нельзя рассчитывать ни на какую безопасность, ни на какое действие обычных законов: бедуины с путниками управляются по своим собственным обычаям. Но во дни Мессии Палестина снова будет страною, где уважается справедливость и где поэтому жить будет вполне безопасно. Ис.32:19 . И град будет падать на лес, и город спустит­ся в долину. Ис.32:20 . Блажен­ны вы, сеющие при всех водах и по­сыла­ю­щие туда вола и осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сильный, чтобы спасать», т. е. имеющий власть и силу не только судить, но также миловать и спасать: судить и наказывать упорных, нераскаянных грешников, а миловать и спасать искренно покаявшихся и обратившихся к Богу. Право помилования – выше права суда: судить может всякий на то поставленный судья, а миловать имеет право только одна Высочайшая власть. Соединение фракций «суда» и «милости», согласно ветхозаветному мировоззрению, мыслимо лишь в руках Самого Бога ( Пс.88:15 ; Пс.91:3 ). Отсюда, следовательно, ответ Победителя, не оставляет сомнения в Его Божественной сущности. Ис.63:2 . Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтав­шего в точиле?: Ис.63:3 . «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и по­пирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; Дают продолжение начатого диалога. «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя – как у топтавшего в точиле?» снова вопрошают недоумевающие Победителя. И на это получают такой ответ: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мной; и Я топтал их в гневе Моем... кровь их брызгала на ризы Мои». В ответе этом использован тот самый образ, какой дан был и в вопросе – именно, сравнение с практиковавшимся тогда на Востоке приемом выжимания виноградного сока, при котором естественно и неизбежно было и известное обагрение одежд у лица, занимавшегося этой работой. Сравнения этого нельзя не признать особенно выразительным и сильным для заключенной в нем мысли – о наказании врагов Божиих. «Вопрошаемый отвечает, что Он также топтал точило, в котором, вместо виноградных гроздов, были заключены враги Его, что Он попрал их во гневе Своем, их кровь брызгала на одежды Его и обагрила их ( Откр.19:13 ). Точилом гнева Божия, которое истоптал Христос Спаситель, был ад который Он попрал ( Еф.4:8–9 ), по распятии Своем. В этой борьбе с адом Христос, подобно Самсону, единоборствовавшему с филистимлянами, или Давиду – с Голиафом, был один и не имел Себе помощника из людей» ( Мф.26:56 ; Ин.16:32 – Комм. СПб. Академии, 905). Хотя речь все время ведется здесь как бы о прошедшем событии, но это, очевидно, лишь для предания ей большей образности и картинности, большей убедительности и силы. Фактическое же исполнение данного пророчества, как и многих др. пророчеств Исаии, можно отнести к двум историческим эпохам: во-первых, к началу христианской эры, совпавшей с концом многих древне-языческих монархий, а во-вторых, – к ее завершению, в момент страшного Суда, когда будет произведен последний и окончательный расчет со всеми темными силами зла ( 1Кор.15:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Священном Писании Ветхого Завета мысль о сыновстве еврейского народа Богу встречается неоднократно. Она выражаетсякак со стороны Самого Бога, говорящего: Я буду ему отцом  и он будет Мне сыном (2 Цар. 7:14); Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут (Ис. 63:8 ); Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой (Иер. 31:9), так и от лица самого народа израильского: Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?(Втор. 32:6);  Только Ты – Отец наш… Ты, Господи, Отец наш… (Ис. 63:16). Мысль о сыновстве Богу передаётся и через выражени е«сыны Господа»: Вы сыны Господа Бога вашего (Втор. 14:1). В текстах Писания, относящихся уже ко времени царя Давида, можно встретить нарицательное наименование судей «богами» и «сынами Всевышнего»: Бог стал в сонме богов среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?  Давайте суд бедному и сироте... Я сказал: вы– боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей(Пс. 81:1-3). Проявляя Себя как Отец, Бог любовью и заботой привлекает к Себе сердца ветхих людей, не способных ещё возвыситься над своими подчас меркантильными стереотипами. Тем самым Бог подвигает их на ответные сыновние чувства и показывает уникальную близость отношений и чистоту заключаемого союза. И зраильский народ усыновляется Самим Богом и Творцом Вселенной, Который Своей всесильной рукой отделяет этот народ от остальных и Сам заключает с ним завет, обещая при соблюдении его и особое наследство: быть у Господа уделом из всех народов… и царством священников и народом святым (Исх. 19:5-6). Этот союз – личный акт Бога по отношению к Израилю . И этот союз тоже можно было бы осмыслить как «акт усыновления», в котором присутствует договор между Богом и избранным им народом, зафиксированный на двух каменных скрижалях, на которых написано было перстом Божиим (Исх. 31:18). Этот «перст Божий» не только указывал в дальнейшем на правильный жизненный путь и возвышенный образ жизни Своему избранному народу, но и ограждал его от бед, вразумлял и наказывал, как наказывают только возлюбленного сына. При таких отношениях усыновлённый чувствовал себя именно сыном, который с почтительной любовью и уважением относился к своему отцу.

http://bogoslov.ru/article/4000791

«И Он был для них Спасителем.» Последнее слово в еврейском тексте выражено формой что в дословном переводе значит «за Мессию». Таким образом, здесь употреблено знаменательное слово «Мессия», в приложении к Самому Господу, бывшему детоводителем Израиля. Ис.63:9 . Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и бла­го­сердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. «И Ангел лица Его спасал их». «Ангел лица» – единичное выражение Библии, не имеющее себе параллелей; по крайней мере, по внешней форме. Со стороны же своего внутреннего содержания, оно, вероятно, равнозначуще с такими употребительными в Библии терминами, как «Ангел Божий», или «Ангел Господень» ( Исх.14:19 ). Небезынтересно сопоставить с рассматриваемым выражением и еще следующее место из кн. Исход, в котором проводится, если не субстанциальная, то личная разница между Самим Господом и Его Ангелом: «и пошлю пред тобою (т. е. пред Моисеем и народом еврейским) Ангела (Моего)... ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» ( Исх.33:2–3 ). Правильнее всего, по нашему мнению, думать, что и пророк Исаия здесь имеет в виду именно тот самый факт, о котором говорит и только что процитированное место из кн. Исход. Выше пророк Исаия отметил факт торжественного избрания Богом Израиля на Синае (8 ст.), а теперь, в порядке последовательности, он указывает на факт осязательного водительства евреев Богом, в продолжение их сорокалетнего странствования по пустыне Аравийской ( Исх.14:19–20 ; Исх.33:9–10 ). «Взял и носил их». Намек на известный библейским образ, в котором трогательно-промыслительное отношение Господа к Израилю сравнивается с отношением орлицы к своим детенышам. Он впервые дан в той же кн. Исход ( Исх.19:4 ), а впоследствии более подробно был развит Самим Господом Иисусом Христом ( Мф.23:37 ). Ис.63:10 . Но они воз­мутились и огорчили Святаго Духа Его; по­этому Он обратил­ся в неприятеля их: Сам воевал про­тив них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поистине блаженны заслужившие это. Блаженны сердца, которые, отходя из этого мира, не трепещут перед грехом, те, кто приступает ко Господу, не страшась ужаса совершенных проступков. Блаженна душа, пролившая кровь в своем мученичестве и обращающая в бегство полчища воздушных демонов, противостоящих ей. Блажен идущий на небеса, о ком ангелы говорят словами пророка: «Кто это идет от Восора?» (ср. Ис.63:1 ), то есть кто восходит из плоти на небо «в червленых ризах от Восора?» (ср. Ис.63:1 ), свидетельствуя червлеными одеяниями пролитую кровь. Блаженны души, следующие за Христом так же, как Христос предшествует им. И потому идущие Ему во след доходят до самого жертвенника Божьего, где пребывает Сам Господь наш Иисус Христос , «Первосвященник будущих благ» (ср. Евр.9:11 ), «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VIII. О сынах востока и отчасти о Гедеоне 1 . Сказано: собрались против Израиля мадианитяне, имя которых означает «вне суда». Сказано: собрались против Израиля те, которые вне суда Божьего, «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут» ( Рим.2:12 ). Сказано: собрались и амаликитяне, чье имя переводится как «народ, который пасется». Сказано: этот земной народ, предавшись своим чреву и гортани, пришел, чтобы напасть, – плотской Израиль на Израиль духовный. Но что означает сказанное, что и «сыны востока» присоединяются к ним, чтобы вместе с ними идти воевать с Израилем? Ведь слушающий скажет мне: «Если бы было написано, что собрались на них сыны запада, я бы не стал ни о чем спрашивать; потому что ты сказал бы тогда, что по законам иносказания сыны запада суть сыны тьмы и соединяются либо с теми народами, которые вне суда Божьего, либо с теми, которые, предавшись своему чреву, нападают на тех, кто стремится умом узреть Бога. Но если сказано, что «придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока» (ср. Суд.6:3 ), то как это можно надлежащим образом истолковать? Так посмотрим, сможем ли мы на этих Божественных страницах найти достойный смысл в этих сложных местах Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ис.49:11 . И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. «И все горы Мои сделаю путем... Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим». Заключая Свою речь о благоплодном и многоплодном служении Мессии, Господь пророчески раскрывает картину дивного и величественного умножения христианской церкви, путь куда будет своего рода «большой, торной дорогой» для всех народов, по которой беспрерывно и потянутся густые толпы народов от всех концов земли. Имеющиеся в указанных стихах образы «гор» и «дорог» должны быть сопоставлены с их параллелями: «приготовьте путь Господу... всяк дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся». ( Ис.40:3–4 ). «И будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым» ( Ис.35:8 ). Следует привлечь сюда также и известное мессианское пророчество Исаии о «горе дома Господня», которая явлена будет в последние дни и поставлена будет в главу гор и возвысится над холмами и потекут к ней все народы ( Ис.2:2–3 ; Ср. Ис.56:7 ). Ис.49:12 . Вот, одни при­дут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. «Вот, одни придут издалека... одни от севера и моря, а другие – из земли Синим». 63 . Блаженный Иероним видит здесь обычные в Библии указания на четыре страны света. Если «север и море» – служат довольно ясным указанием на Север и Запад, то «издалека» и «земля Синим», очевидно, определяют Восток и Юг; термин «издалека» (merahoh), по всей вероятности, дает намек на Восток; тогда земля Синим – будет указывать на Юг. 64 Большинство новейших комментаторов склонно под землею «Син» или «Хин» видеть намек на отдаленную юго-восточную страну – Китай, сведения о котором пророк будто бы уже мог иметь и в его время (Гезениус – СПб. проф. 776 с.). Однако «настольный английский комментарий» оспаривает это, на том веском основании, что этническое наименование Китая не было известно даже и грекам до эпохи Птолемея (за 120 до Р. Х.). Поэтому, под землею Синим он видит одну из южно-финикийских областей, о которой под именем земли «Синеев или Синитов» говорится и в известной библейской таблице народов ( Быт.10:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

§ 35. Доказательства из Священного Писания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, сказавши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9). Еще яснее Ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3,4). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов , ст. 2), — тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: «нет, не нам солиал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога.» А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо , как другого У тешителя , которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения (Иоан. 14:16,26; 16:13). б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так - а) священный Бытописатель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его (Втор. 32:12); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою (Ис. 63:14; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пустыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне (Пс. 77:17—18,40—41), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне , где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое (Пс. 94:8—9); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый … в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет (Евр. 3:7—9);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

«Я стал, как человек беспомощный, к мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» ( Пс.87:5–6 ). Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: «Я топтал точило один» ( Ис.63:3 ). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? » ( Мф.26:53–54 )? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но «как человек беспомощный,», не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр ( Деян.2:24 ), и невозможно было удержать Его. " К мертвым... причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты» ( Пс.87:6 ). И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком ( Мф.27:62–63 ), А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» ( Иер.9:1 ). Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. «Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную» ( Пс.87:7 ). Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, «в ров преисподний», – потому что нет ничего ниже ада, – »во мрак " , указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в «тень смертную» указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010