Так Давид свидетельствовал о Святом Духе как о Боге, Творце и Зиждителе! Он знал, что там, где отступает Святой Дух, — всяческое растление и бедствия, поэтому Давид так молится Богу: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). И еще «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). Если, как сказал Давид, «дух правый обновишь внутри меня» и «Духа Твоего Святого не отнимешь от меня», то воздам Тебе: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15). И еще пророк говорит: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Земля правды — обиталище праведных на Небе. И еще: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Как могут быть сотворены небеса и все воинство их произносимым словом и в воздухе растворяющимся дыханием? Давид называет Духа Святого Зиждителем и Творцом, ведущим в землю правды, словом, сотворяющим небеса и все воинство их, — как же могут говорить еретики, что Дух растворяется в воздухе?    Исаия говорит: «Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16); и «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61:1); и еще: «Дух Божий разгневался на дом Иакова», об иудеях он говорит: «Они не послушали, прогневали Духа Его Святого и навлекли на себя Его немилость» (См. Ис. 63:10). И если Дух Святой посылает пророков, на пророках почивает, гневается на дом Иакова и на непокорных иудеев, которые раздражили Его, как могут еретики говорить, что Дух Божий растворяется в воздухе?    Елисей говорит Илии: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:9).    Иезекииль сказал: «Был на мне Дух Господень» (Ср.: Иез. 2:2); и еще сказал: «И дам сердце новое и Дух Мой дам вам» (Ср.: Иез. 11:19); и он же сказал: «Была на мне рука Господа, и Он вывел меня Духом Божиим» (См. Иез. 37:1); и еще: «И вошел в них Дух Божий, и они ожили» (Ср.: Иез. 37:10).    Во Второзаконии сказано, что Иисус Навин исполнился Духа Святого и мудрости, когда Моисей возложил на него руки (Втор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

142, 10). В книге Паралипоменон читаем, что Духа Святого сподобились Азария в царствование Асы, и Иозиил в царствование Иосафата; и еще другой Азария, камением побиенный. Ездра говорит: и Дух твой благий дал еси, еже научити их (Неем. 9, 20). О Илии, взятом на небо, и Елиссеев, сих Духоносцах и чудотворцах, хотя и не говорим; известно однако же, что они исполнены были Духа Святого. 29. Если кто все книги двенадцати и прочих Пророков прочитает: тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: аще аз не наполню силы Духом Господним (Мих. 3, 8). Иоиль восклицает: и будешь по сих, глаголет Бог, излию от Духа моего на всяку плоть и проч. (Иоил. 2, 28). Аггей говорить: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель, и Дух мой настоит посреде вас (Агг. 2, 56). Равно и 3ахария: обаче словеса моя и законы моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе моем рабом моим Пророком, и проч. (Зах. 1, 6). 30. Исаия велегласно говорит: и почиет на нем .Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, и исполнит его Дух страха Божия (Ис. 11I, 2, 3). Пророк показывает, что хотя Дух есть един и неразделим, но действия Его различны. И в другом месте: Иаков, отрок Мой (Ис. 41, 1), и потом: наложу .Дух мой на семя твое. (Там же 44, 3). И еще: Господь посла мя и Дух Его (48, 16). Также: сей им, иже от Мене завет, рече Господь: Дух мой, иже есть в тебе, (59, 21). И также: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя и проч. (Ис. 61, 1); потом говоря на иудеев: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его (63, 10), еще: где есть вложивый в них Духа Святаго (11)? Помнишь, (если только ты от слушания не утомился) и приведенное уже из Иезекииля свидетельство: и нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: глаголи, сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). Слова сии, нападе на мя, должно принимать в добрую сторону: они означают сильную любовь; как, например, Иаков увидев Иосифа, нападе на выю его (Быт. 46, 20), и как чадолюбивый упоминаемый во Евангелии отец, узрев сына возвратившегося из страны дальней, подвигнут был милосердием, и тек нападе на выю его, и облобыза его (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Рим. 6, 10). Кто будет сомневаться, благо ли праведность, освящение и искупление сами по себе ? Ведь благовествующие Иисуса благовествуют и их, утверждая, что Он стал для нас «праведностью» от Бога, «освящением и искуплением» (1 Кор. 1, 30). X. 60. Исходя из этих трудноисчислимых текстов (των γεγραμμνων) об Иисусе и представив, каким образом Он есть множество благ, можно будет догадаться о [прочих благах], сущих в Том, в Кого благоволила вся полнота Божества вселиться телесно (Кол. 1, 19; 2, 9), но не вмещаемых написанным (των γεγραμμνων). 61. Да что говорю я «написанным», когда и о всем мире молвит Иоанн, что «ни самому мню миру вместити пишемых книг» (Ин. 21, 25)? 62 . Следовательно, одно и то же сказать, что апостолы «благовествуют Спасителя» и «благовествуют благая» (ср. Рим. 10, 15 [Ис. 52, 7]). Ибо это Он получил от благого Отца быть множеством благ, дабы каждый очутился среди благ, взяв чрез Иисуса то или те [блага], которые он вмещает. 63. И даже апостолы, «ноги» которых «прекрасны», и их ревностные последователи не были бы способны благовествовать благая, если бы раньше не благовествовал им эти блага Иисус, как говорит Исаия: «Сам говорящий, вот Я; как весна на горах, как ноги благовествующего слух о мире, как благовествующий благая, ибо слышимым сотворю спасение твое, глаголя Сиону: «Воцарится Бог твой!» (Ис. 52, 6–7). 64. Что это за горы, Свое присутствие на которых признает Сам говорящий, как не те [пророки], ни в чем не меньшие самых высоких и великих [гор] на земле, которых должны исследовать способные служители Нового Завета (2 Кор. 3, 5–6), чтобы соблюсти заповедь, гласящую: «На гору высокую взойди благовествующий Сиону, возвысь, благовествующий Иерусалиму, с силою глас свой» (Ис. 40, 9) . 65. Неудивительно, что Иисус благовествует благая имеющим благовествовать благая, поскольку блага не что иное, как Он Сам. Ибо Сын Божий благовествует Самого Себя могущим узнать Его без [посредства] других. Однако Всходящий на горы и Благовествующий им [пророкам] благая, Наученный благим Отцом, повелевающим «восходить солнцу над злыми и добрыми» и посылающему «дождь на праведных и неправедных» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Бог делает Себе славное имя Своими чудесами ( Ис.63:14 ), евреи прославляют имя Его 11 и сами хвалятся Им 12 . Когда Израиль обесславил имя Божие, Сам Бог «пожалел святое имя Свое» и «освятил великое имя Свое, бесславимое среди народов», тем, что «явил перед глазами их» Святость Свою 13 . Именно ради святости имени Своего Бог возвращает «плен Иакова» ( Иез.39:7, 25 ), предсказывая, что впредь «дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего» ( Иез.43:7–8 )… Бог свят и имя Его свято; Бог велик и имя Его велико 14 , но и люди могут возвеличивать его ( 1Пар.17:24 ). Бог един и вечен, и имя Его едино и вечно 15 … И силу Свою Бог проявляет через Свое имя. «Боже, именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ). «Помощи наша в имени Ягве» ( Пс.123:8 ). Поразительно, что и на войне Бог помогает Израилю Своим именем: «иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога... хвалимся» 16 … Естественно, что без имени Божьего невозможно никакое благословение: все колено Левиино избрано, чтобы «благословлять именем Божиим» ( Втор.10:8 ), а сыны Аарона должны «возлагать имя Божие на сынов Израиля» ( Числ.6:27 )… Евреи имеют право клясться именем Божиим и даже называются «народом, клянущимся именем Ягве» (хотя и не в истине ( Ис.48:1 ). Сам Бог становится судьей между теми, кто клянется именем Его ( 1Цар.20:42 ), как бы лично присутствуя между ними. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое» 17 . Поистине, ветхозаветный праведник чувствовал всем сердцем и разумом близость имени Божьего и в нем – Самого Бога… Весь народ Израильский есть народ, на котором наречено имя Божие ( 2Пар.7:14 ; ср. Иер.14:9 ), но и на каждом еврее наречено оно, ибо сотворил его Бог для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:6–7 ). «Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господь Бог Саваоф» ( Иер.15:16 ) 18 … Быть может, более всего имя Божие пребывает в храме, о котором еще Моисей говорил: «к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Например, Бог сказал через пророка: «Я есмь, Я есмь, и до старости вашей Я тот же буду» (См. Ис. 46:4). Понятно, что бытие Бога не прекращается вместе со старостью человека. Далее, да не подумает кто-либо, что простому человеку, а не Богу сказано: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», и что не вечно пребывание одесную Бога Отца, но ограничено во времени, раз есть слово «доколе». Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (См. Пс. 109:3). Слова «прежде денницы» означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова «из чрева» свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему.    Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы.    Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Также и премудрый Павел говорит о Нем: «И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1 Кор. 2:10—11). И Давид говорит: «Пошлешь Дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). Подобно этому говорит Иов: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4). Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (Иоил. 2:28). И Исаия свидетельствует: «Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). И далее: «Дух Господень вел их к покою» (Ис. 63:14). И еще: «Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам» (См. Зах. 1:6).    Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Но страдал добровольно и не открывал уст своих». Здесь пророк Исаия впервые с такой определенностью говорит о добровольном характере искупительных страданий Мессии, в чем и заключалась их спасающая сила. Правда, намеки на это попадались у него и раньше, например, в том месте, где он, описывая кроткий образ Отрока Господня, говорит о нем, что «Он не возопиет и не возвысит голоса и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:2–3 ); или еще более прикровенно в другом месте: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» ( Ис.50:5 ). Но не говоря уже о том, что смысл этих текстов довольно прикровенен, они больше говорят или об общем характере учения и жизни Мессии, или об Его полном послушании воле Небесного Отца. В рассматриваемом же нами месте ясно и определенно говорится, что страдания Мессии имели не один пассивный, но активный характер, были не только покорным подчинением чужой воле, но вместе с тем и живым изъявлением Его собственной воли, актом высочайшего личного самопожертвования. Вторая половина этого стиха – «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» – является прекрасной иллюстрацией к только что высказанной мысли – о добровольном характере и безмолвном перенесении Мессией всех ужасных и совершено незаслуженных Им страданий. Самый образ взят пророком из обихода повседневной жизни; но и он, по-видимому, не лишен прообразовательного характера, так как и он намекает или на пасхального агнца, или на жертвенного агнца, которого перед закланием обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо и кротко. И та и другая жертва имела прообразовательное значение по отношению к великой Голгофской жертве ( 1Кор.5:7 ; Ин.1:29 ; Откр.5:6, 12 ). Данный образ почти буквально встречается еще раз у пророка Иеремии ( Иер.11:19 ): «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание». Относительно исполнения пророчеств этого стиха, почти все комментаторы согласны видеть в нем удивительно точную картину того поругания и глумления над Невинным Страдальцем, которое Он безропотно и терпеливо переносил во время пристрастного первосвященнического суда над Ним ( Мф.26:62–63, 67–68 ; Мф.27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10 ). Этот же трогательный момент отмечен и у Апостола Петра в следующих словах: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). У самого же пророка Исаии ближайшей параллелью к этому стиху является уже известное нам место: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». ( Ис.50:6 ). Наконец, нельзя умолчать и о том, что именно это место из пророка Исаии послужило благодарной темой для огласительной речи апостола Филиппа, обращенной им к вельможе эфиопской царицы – Кондакии и закончившейся крещением последнего ( Деян.8:28–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отчего всякое нарушение заповедей Божиих есть оскорбление имени Его, если имя Божие есть только человеческое слово 24 ? Если имя Божие благо ( Пс.53:8 ), вечно ( Пс.134:13 ; Ис.63:12 ), «превышает всякое славословие и хвалу» ( Неем.9:5 ), велико 25 и страшно ( Пс.98:3; 110:9 ), так что и народы должны бояться его ( Ис.64:1–2 ; Втор.28:58 ), то потому только, что оно божественно: «Ты велик и имя Твое велико», – говорит Иеремия ( Иер.10:6 ). «Я – Царь великий, и имя Мое страшно среди народов» ( Мал.1:14 ). Только божественное имя может притязать на вселенскость 26 . «Как величественно имя Твое по всей земле» ( Пс.8:2 ). «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, Вышний» ( Пс.65:4 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Твое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему» 27 … Как можно любить имя Божие, если оно только человеческое слово ( Пс.5:12 )? Любить имя – то же, что искать его ( Пс.68:33–37 ) или служить ему ( Ис.56:6–7 ) 28 … «О имени Твоем радуются все дни» 29 : кто будет радоваться о простом слове?.. Почему мы уповаем на имя Божие? Потому что оно – божественно, а Бог есть помощь, защита и веселие человека 30 … Замечательно, что Сам Бог клянется Своим именем: очевидно, Он может клясться только Своим собственным именем, а не человеческим его слововыражением ( Иер.44:26 ). Нельзя забывать также, что Он Сам непосредственно открывает и даже «возглашает» Свои имена Своим избранникам 31 : если Бог открывает Свои имена, то значит, имеет их, ибо нельзя открывать того, чего нет 32 … А как понять слова Господа: «Я освятил сей храм,... чтобы положить имя Мое там во век, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар.9:3 ). Не есть ли это прямое указание, что Бог присутствует в Своем храме, прежде всего, в Своем имени 33 ?.. Сам Бог как бы отожествляет Себя со Своим именем 34 . Как же можно понять это божественное имя, поскольку оно явно отлично от человеческого слова? Мы не можем понять его иначе, как в соответствии с нашим именем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

" Твое достоинство таково же, как и мое, — как бы так говорит Ангел, — ты, наделенный дарами Святого Духа, свидетельствуешь о словах и делах Иисуса Христа; а я, от Того же Святого Духа получив откровение будущих событий, сообщаю его тебе и Церкви. Иначе сказать: Дух свидетельства Христова есть Дух и пророчества, то есть того же достоинства и имеющий ту же цель " . Св. Андрей Кесарийский отмечает здесь смирение Ангелов, " которые не присваивают себе, подобно злым демонам, Божественную славу, но приписывают ее Владыке " (ст. 1-10). Следующая часть главы (ст. 11-12) изображает появление Самого Божественного Жениха — Слова Божия, брань Его со зверем и воинством Его и окончательную победу над ним. Св. Иоанн увидел отверстое небо, откуда сошел в виде всадника на белом коне Господь Иисус Христос, за Которым следовали также на белых конях небесные воинства. " Белый конь, по словам св. Андрея, означает светлость святых, восседая на которых, будет судить народы, испуская из Своих пламенных и огненных очей, то есть из всевидящей силы Своей, огненный пламень, праведных, однако, не опаляющий, но просвещающий, а грешников, наоборот, пожирающий, но не просвещающий " . Он появляется, как Царь, со множеством диадим на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле (Мф. 28:18) и над всеми царствами мира. " Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого " — неизвестность имени указывает на непостижимость Его Божеского существа. Далее, в 13 стихе, это имя названо: Слово Божие. Имя это действительно непостижимо для людей, ибо оно относится к сущности и происхождению Божественного естества Иисуса Христа, которых никто из смертных не может постигнуть. Потому оно и в ветхозаветном Писании называется чудным (Суд. 13:18; Ис. 9:6; Притч. 30:4). " Он был облечен в одежду, обагренную кровию " - " Одеждою Бога Слова, - говорит св. Андрей, — была пречистая и нетленная плоть Его, обагренная Его кровию во время вольных страданий " . " И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый " — " это небесные силы, отличающиеся тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей и почтенные нерасторжимостью крепкого и тесного единения со Христом " (св. Андрей). " Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя " — это меч Христов, в данном случае не столько как учителя (ср. 1:16), а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых (Ис. 11:4). Они будут пасомы жезлом железным — это выражение взято из Пс. 2:9; Ис. 63:4-5 и объяснено в Апок. 2:27; 12:5. " На одежде и на бедре Его написано имя: царь царей и Господь господствующих " — это имя, свидетельствующее о Божественном достоинстве носителя его, было написано на бедре, то есть на царском плаще, около той части тела, при которой, по обыкновению восточных народов, висел меч на поясе (ст. 11-16).

http://sedmitza.ru/lib/text/430718/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010