Ис.40:5 . и явит­ся слава Го­с­по­дня, и узрит всякая плоть [спасе­ние Божие]; ибо уста Го­с­по­дни изрекли это. «И явится слава Господня». Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», – справедливо замечает святой Иоанн Златоуст , давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, – продолжает Иоанн Златоуст , – когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания ( Исх.13:21 ; Исх.40:35 ; 3Цар.8:10–11 ), так и у самого пророка Исаии ( Ис.60 и Ис.66:18 ). «И узрит всякая плоть». Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука ( Лк.3:6 ). «Ибо уста Господни изрекли это». Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного – прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги ( Ис.1:20 ; Ис.21:17 ; Ис.58 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» ( Быт.25:57–58 ). Древние Евреи ограничивались при сватовстве только устным договором, подтвержденным клятвою ( Иез.16:8 ; Мал.2:14 ); но впоследствии начали заключать договор письменно: «И взял свиток, нарисовал договор и запечатал» ( Тов.7:13 ). Обыкновенно, после обручения, день брака откладывался на 12 месяцев. После обручения жених и невеста могли свободно видеться; Иаков, напр., жил в одном доме с невестою 7 лет. Когда наступал день брака, невеста надевала на себя лучшие уборы. О свадебном наряде невесты дают понятие следующие слова пророка Иезекииля: «И надел на тебя узорчатое платье и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим, и на голову твою прекрасный венец» ( Иез.16:10–13 ). Окруженная родственниками и подругами, невеста ждала заката солнца. Жених, также одевшийся в лучшие платья и увенчанный ( Ис.61:10 ; Песн.3:2 ) и окруженный сверстниками, приходил вечером в дом своего тестя. Прежде чем оставить родительский дом, невеста получала благословение своих родителей и приличные наставления: «И, благословив их, отпустил и сказал: да благопоспешит вам Бог небесный... Потом сказал дочери своей: почитай своего свекра и свекровь: теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:11–12 ; Быт.24:60 ). Сопровождаемые родными и друзьями при свете факелов и звуках тимпана и других музыкальных инструментов, с пением, жених и невеста шли в дом жениха, где их точно также торжественно встречали. В доме жениха их ожидал пир ( Иер.7:34; 16:9; 25:10 ; 1Мак.9:37–39 ; Мф.25 ). Родные и друзья высказывали молодым различные пожелания счастья: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих» ( Быт.24:60 ). Брачное торжество продолжалось 7 дней за девицею ( Быт.29:37 ; Суд.14:12 ) и три дня за вдовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пребывание человека в любви образно может быть представлено сердцем, излучающим вовне лучистые потоки своей любви. Излучение любви, как и излучение света, — всегда от Источника Любви, всегда от Бога. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… ( 1Ин. 2:10 .) Господи! Во свете Твоем мы видим свет ( Пс. 35:10 ). Возведи очи твои и посмотри вокруг… …Увидишь, и возрадуешься… и расширится сердце твое… ( Ис. 60:4,5 .) 59 …Любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ). Псалмопевец говорит: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое ( Пс. 118:32 ), то есть когда Ты, Господи, любовью исполнишь сердце мое, тогда я встану и успешно пойду по пути исполнения заповедей Твоих. Апостол Павел пишет коринфским христианам: …вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце паше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы ( 2Кор. 7:3; 6:11-13 ). «Любящее сердце, будучи телесным органом размером с кулак человека, по причине пламенной любви Божественной ко всем как бы выходит за пределы свои — расширяется! — с тем, чтобы вместить в себя, охватить собою по возможности всех, чтобы на всех распространить свою любовь. Расширь свою любовь на весь мир, если ты хочешь любить Христа, ибо члены Христа распространены во всем мире» 60 . Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших… ( Лк. 6:32,35 ). Я говорю вам: любите врагов ваших… ( Мф. 5:44 .) «Духовно опредмеченная (от слова «предмет») и оформленная любовь, оставаясь всегда благожелательством, то есть желая каждому человеку духовного просветления и преображения, в то же время не может любить зла в человеке» ( 40 . С. 137–138) 61 . Апостол Павел призывает христиан города Фессалоники оказывать уважение и почитать преимущественно с любовью трудящихся у них наставников и предстоятелей в Господе за дело их (см. 1Фес.5:13). То есть за труд служения святым, за предстательство, за вразумление и руководство, иначе сказать, за то, что они неусыпно пекутся о душах человеческих ( Евр.13:17 ) (17. С. 389). Человека должно любить за то, что в нем есть божественного

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Имеющий ключ Давидов – это самообозначение Христа тоже напоминает о пророке Исайе: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» ( Ис.22:22 ). У Исаии речь шла о Елиакиме, которому вручается полномочие и ключ к царскому дворцу. Но Иоанн интерпретирует это место мессиански. Речь у него идет о ключе не к дому, но к граду Давидову, то есть к Новому Иерусалиму, о котором говорится далее, в Откр.3:12 . Христос имеет власть принимать в небесный Иерусалим и исключать из него. Подобное сказано в Откр.1:18 в отношении воскресения мертвых, где Христос говорит, что Он имеет «ключи ада и смерти». Христос уже воспользовался своей «властью ключа». Об этом сказано в первом обетовании Филадельфийской церкви: «вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» ( Откр.3:8 ). Он уже открыл ей доступ в совершенство народа Божьего, хотя сама она имеет мало силы. В этом состоит награда за верность Христу, ибо, несмотря на враждебные нападки, церковь открыто исповедала имя Христово: «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего». Преследования, вынудившие церковь к исповедничеству, исходят от иудеев, которых было много в городе. Упрек в их адрес почти буквально повторяет то, что уже было сказано о них в Откр.2:9 . Христос отказывает иудеям в названии «синагога 19 Бога», ибо они, хотя и называют себя иудеями, таковыми не являются. Они служат сатане, и потому лжецы, и их собрание – «синагога сатаны». Однако забота Иоанна вовсе не об этих людях. Его интересуют христиане в Филадельфии, которым угрожает опасность со стороны этих «лжеиудеев». В своем втором обетовании ( Откр.3:9 ) Иоанн воспроизводит заверение ветхозаветного пророчества, согласно которому языческие народы в конце времен придут в Иерусалим, чтобы покориться народу Божьему, о чем писал пророк Исаия: «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя. И падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя. И назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис.60:14 ; ср. Ис.45:14 ; Ис.49:23 и так далее). Пророчество Исаии непосредственно относилось к древнему Израилю. Иудеи, разумеется, помнили слова Бога у пророка Исаии: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» ( Ис.43:4 ). Но Иоанн толкует пророчества Исаии как относящиеся к христианской церкви. Ведь христиане, как и иудеи, претендуют на свою непрерывную преемственность от ветхозаветного народа Божьего. Но Иоанн использует спасительное обетование Ветхого Завета о паломничестве народов в том смысле, что теперь в Иерусалим притекут не только язычники, но также иудеи придут к истинному народу Божьему и падут к стопам ног его. При этом, правда, он не говорит об обращении иудеев. Но, оглядываясь на все прошедшее, они поймут, что не они, но христиане – возлюбленные Бога и Христа (ср. Откр.1:5 ; Откр.20:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ис.47:7 . И ты говорила: «вечно буду го­с­по­жею», а не пред­ставляла того в уме твоем, не по­мышляла, что будет по­сле. «И ты говорила: «вечно буду госпожею». Тирания, о которой говорилось в предыдущем стихе, являлась следствием другого, чисто духовного порока вавилонян – их безграничного самопревозношения, гордости и тщеславия. Эта отличительная черта духовного образа вавилонян отмечалась у пророка Исаии и раньше ( Ис.10:5–16 ; Ис.14:1–23 ), и она же, очевидно, послужила причиной того, что Ассирия и Вавилон выступают в Священном Писании прототипами антихриста ( Откр.18:9–10 ). Ис.47:8 . Но ныне выслушай это, изнежен­ная, живущая бес­печно, говорящая в сердце своем: «я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать по­тери детей». С 8 по 11 включительно идет речь о внезапности самой гибели Вавилона, его полной растерянности и беспомощности. Обращение к Вавилону, с указанием главных его свойств, напоминающее слова первого стиха ( «изнеженная», «живущая беспечно»). Ис.47:9 . Но внезапно, в один день, при­дет к тебе то и другое, по­теря детей и вдов­с­т­во­; в по­лной мере при­дут они на тебя, несмотря на множе­с­т­во чародейств тво­их и на великую силу волшебств тво­их. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое – потеря детей и вдовство». Мы видим, что в подобных же красках Библия, вообще, изображает гибель каких бы то ни было народов и государств ( Иер.1:10–15 ; Иер.51:36–43 и др.). Очевидно, для чадолюбивого Израиля не было большего горя, как печальное вдовство и потеря детей, или вынужденная бездетность, вообще. А потому эти именно образы и выступают самыми яркими символами безнадежного отчаяния и горя. «В полной мере придут они на тебя». Слова эти, вполне понятные сами по себе, вызывают сильное возражение со стороны их исторической достоверности. Ведь известно, что Кир завоевал Вавилон совершенно без кровопролития и отнесся к его пленению в высокой степени великодушно и гуманно. Что же, в таком случае, означают слова пророка о полной мере наказания? А они означают то, что пророк писал не точную будущую историю Вавилона, а его наиболее вероятную, гадательную участь. Точного и несомненного во всем его пророчестве был лишь один факт – самое завоевание Вавилона Киром. Все дальнейшее – только правдоподобные выводы из этого бесспорного факта. Но последние сделали здесь резкий уклон от своего обычного течения; и пророчество автора книги, проигравшее в этих второстепенных деталях, сильно выиграло в главном, так как дало ясное доказательство того, что оно истинное пророчество; записано до начала завоевание Вавилона, а не после него, как утверждает отрицательная критика. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 2–6. После бедствий, описанных в предыдущих главах (2 и 3), после поражения всех грешников, на Сионе останутся только праведники, охраняемые силой Божией. в. В день оный Бгъ в совте со славою на земл, вознест и прославити станок 2. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 2 . В день оный=в то же время, которое в Ис.2:2 названо «последними днями», и от времени, когда пророк произносит свою речь, отделено событиями, описанными в Ис.2:6–4:1 . станок – те, которые пережили дни бедствия, посланного Судьёй Господом на грешников (ср. Ис.10:20; 37:31 ). Праведный Господь вознесёт и прославит их, потому что они будут святы (ср. ст. 3), ср. Рим.8:30 . По русскому переводу, отрасль Господа – буквально произрастение Господа, т. е. (ср. Быт.19:25 : «произрастения земли») то, что обязано возникновением, существованием, развитием и процветанием Господу, – народ Божий, имеющей восстать на развалинах царства иудейского. Словам «отрасль Господа» во второй половине стиха параллельны слова: для уцелевших сынов Израиля. Словам в красоте и чести параллельны слова: плод земли в величии и славе=произведения земли, отличающиеся роскошной красотой. «Красота и честь» означают нравственные преимущества и достоинства праведного народа. Бгъ в совте (πιλμψει ϑες ν βουλ). Первое слово есть перевод евр. , подобным образом переведённого и в Иер.23:5 и Зах.3:8 (νατολ в обоих случаях). Слово «в совете» соответствует евр. , принятому, по-видимому, в значении, принадлежащем тому же корню в халд. наречии (хотеть, желать), отчасти в арабском языке (врагу указывать чьё место). г. И бдетъ станокъ в и станокъ во сти наректс вси в жизнь во 3. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 3 . Сти наректс ср. Ис.60:21 ; Иер.31:33 и сл. в жизнь во менее точно с евр., но понятнее – вписанные в книгу дли житья в Иерусалиме, т. е. предназначенные к жизни в Иерусалиме. Выражение, в первоначальном своём смысле прилагаемое к народной переписи или счислению людей ( Исх.30:12 . Иез.13:9 ). Записываются в книгу, вносятся в списки только живые, а умершие тотчас по смерти исключаются из списков. Отсюда слова: изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал ( Исх.32:32 ) в устах Моисея значат: «повели мне умереть, дай мне умереть». По Пс.68:29 в «книгу живых» (=книгу жизни) записываются правосудным Богом только праведники. Оставшиеся в Сионе и в Иерусалиме будут предназначены к жизни потому, что «святи нарекутся»=будут на самом деле праведниками (ср. толков. Ис.1:26; 61:6; 62:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Ис.11:10–14 . Участниками в царстве Мессии явятся сначала языческие народы, а потом возвращенные из разных стран, где они были в плену, иудеи и израильтяне, которые притом будут вполне мирно жить в этом царстве. Ис.11:10 . И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратят­ся язычники, – и по­кой его будет слава. «Корень Иессеев». Так называет теперь пророк Мессию, которого выше назвал отростком корня Иессеева, потому, что Мессия действительно составил собою основу или корень, на котором покоилось благосостояние всего дома Иессеева или династии Давидовой. «Станет» – своей собственной, внутренней, Божественной силой. «Как знамя». Пророк указывает здесь и на царское и на пророческое служение Мессии, Который вообще будет руководителем прежде всего для языческих народов (goim – народы языческие). «Покой Его» – место Его пребывания, т. е. Церковь Христова ( Еф.1:22–23 ). «Слава», т. е. будет славной ( Ис.60:5 ). И Апостол Павел в послании к римлянам говорит, что сначала в Царство Христово должна войти полнота язычников ( Рим.11:25 ). Ис.11:11 . И будет в тот день: Го­с­по­дь снова про­стрет руку Свою, чтобы воз­вратить Себе остаток народа Своего, какой останет­ся у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сен­нааре, и в Емафе, и на островах моря. «Снова прострет руку». Первое искупление Израиля из Египта совершилось при Моисее. Теперь пророк говорит, что Господь во второй раз совершит Своей всесильной рукой такое же искупление. Места пленения Израиля перечисляются в таком порядке: 1) Ассур, под которым нужно, конечно, разуметь месопотамские царства вообще и главным образом Халдейское, завладевшее царством Ассирийским. 2) Египет – Mizraim нижний Египет. 3) Патрос или Верхний Египет. 4) Хус или Куш, т. е. Ефиопия. 5) Элан – область за Тигром. 6) Сеннаар – южная часть Вавилонии, где находился и библейский г. Ур (см. Толк. Библия т. 1). 7) Емаф – к западу от Евфрата (ср. Ис.10:9 ). 8) «Острова моря» – конечно, Средиземного, под которыми у евреев разумелись и прибрежные страны – Финикия и Малая Азия, куда уже ранее евреи были уводимы в плен и продаваемы в рабство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно Михе, народы устремятся в Йерушалаим, к Божьему дому не для того, чтобы захватить его ( Иоил.4 186 ; Зах.14:1–5 ), и не для того, чтобы принести туда свои богатства ( Ис.60:3–7, 9, 16–17 ), и не для того, чтобы возвратить домой иудеев ( Ис.49:22, 60:9, 66:20 ), и даже не для того, чтобы поклоняться YHWH и принять участие в Его празднике ( Зах.14:16 ). Они стекутся туда для того, чтобы научиться от Господа Торе ( Мих.4:2 ). …придут многие народы… В Йерушалаим. Ср. Зах.8:22–23 : «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать YHWH Ц е ваота в Йерушалаиме и умолять лице YHWH. Так говорит YHWH Ц е ваот: будет в те дни, уцепятся десять человек из разных народов, уцепятся за полу иудея, говоря: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Ср. Ис.45:14, 56:6–8, 66:23 ; Зах.14:16–19 . …и скажут: приидите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова… Скажут друг другу. Ср. Зах.8:20–21 : «Ещё будут приходить народы и жители многих городов. И пойдут жители один к другому и скажут: пойдём умолять лицо YHWH и искать YHWH Ц е ваота. Пойду и я!». Общение с YHWH, Богом Яакова станет целью всего человечества. Хотя гора Господня – не самая высокая в Йерушалаиме гора, на неё именно восходят, даже если спускаются с небес на вертолёте. Это восхождение (и на гору Господню, в дом Бога, и в Йерушалаим, и в Святую землю Исраэля вообще) – не столько физическое, сколько духовное: Храм, стоящий на этой горе, духовно возвышает её до небес. Глагол (восходить) – самый важный глагол паломнического словаря: ср. Иер.31:6 ; Зах.14:17 ; Пс.120 /119–134/133. …и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ср. Пс.25 /24:4. Раньше паломники восходили на Храмовую гору для того, чтобы праздновать Песах, Шавуот и Суккот, для того, чтобы совершать жертвоприношения и приносить обеты. В будущем они будут стекаться в дом Божий для того, чтобы научиться путям () и стезям () Его. Согласно МТ, учить народы будет сам Всевышний: Бог Яакова станет Учителем всех людей. А согласно кумранскому тексту Йешайяну ( Ис.2:3 ) и согласно LXX, учить (, hifil – от этого же корня происходит слово Тора) языческие народы будут иудеи. LXX: δεξουσιν μν τν δν ατου (они покажут нам путь Его). Иудеи станут учителями всего человечества. Наученные ими народы оставят свои суеверия и заблуждения, примут Божественное учение и станут народом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Уразумение пророком тайны св. Троицы находится в полном соответствии с тем видением Господа, какое было пророку Исаии в год смерти царя Озии (6:1). Пророк тогда присутствовал (ср. 48:16) как бы при совете св. Троицы и слышал сказанные в нем слова: «Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?» (6 гл. ст. 8, ср. ст. 3). Поэтому-то, по словам св. евангелиста Иоанна (еванг. Иоанна 12:40–41 ; Откр.4:2–3 и дал., 5, 6), он видел «славу» Сына Божия, а послан был, по словам св. ап. Павла, Духом Святым ( Деян.28:25–27 , ср. Ис.48:16 ), хотя сам пророк говорит в 6-ой главе, что он видел и послан был Господом. Если даже слова 48:16: «и ныне послал Меня Господь» первоначальное отношение свое имеют к пророку (ср. 6:8); то дальнейшее значение свое имеют относительно «Раба Господня» Мессии. Сам пророк, будучи в состоянии вдохновения пророческого, смотрел на себя и свое посланничество, лишь как на прообраз Высшего Божественного Посланника и Его дела: «вот, я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на Сионе» (8:18). С этой точки зрения становится понятным, почему св. ап. Павел относит слова Ис.8:18 ко Христу ( Евр.2:13 ), – тем более, что дает к тому основание сходство 8:14 («и будет Он освящением и камнем преткновения», – Он – т. е. Господь, а ранее говорилось об Эммануиле, т. е. о Мессии, ст. 8), – с 28:13, (где говорится о «Камне Краеугольном, т. е. о Христе), – а также стиха 11-го: («так говорит… мне Господь, держа меня крепкою рукою») с тем, что сказано о Рабе Господа в 42:1 и всей вообще 8-ой главы с 50-й главою. (Так наприм., замечательно упоминание в 50:4 и 8, 16 об «учениках Господа» . Слова 50:4: «каждое утро Он пробуждает ухо Мое, чтобы я слушал, подобно ученикам», ср. с 8:11: «так говорил мне Господь, внушая Мне не ходить путем народа сего». Стихи 60-ой главы 10 и 7 – об уповании на Господа – сходны с 8:17; а слова стиха 10-го 50-ой главы («кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света»... Ср. с 8:12–13, 20–22 и особ. 9:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010