58:9) Господи, Ты скорее услышал, чем ожидал я. И когда вы будете переходить, говорит Он, то не поскользнетесь (Ис. 43:2), т. е. мы не погибнем, когда будем переходить в вечность, ибо Он нас поддержит; сам Он говорит это; сам Он хочет этого. Не пришел Я, чтобы пользоваться услугами, но чтобы служить (Мф. 20:28; Мк. 10:45). Поэтому Он изображается в Евангелии утрудившимся (Иоан. 4:6), за нас труды переносящим, обещающим собственную, свою жизнь отдать для искупления многих (Мф. 20:28). Только такого пастыря Он признает добрым (Иоан. 10:11). Следовательно, щедролюбив Он, величайшим, собственной своей жизнью, за нас жертвуя. Он принес с собой людям спасение и человеколюбие, захотев быть человеком и назвавшись братом людей, хотя мог быть их Господом. До такой степени Он благ, что за нас Он даже умер. Но и правосудие Его при этом взывало: «Если вы ко Мне придете, будучи настроены искренне , то и Я буду расположен к вам; если же придете ко Мне с чувствами лживыми, то и Я окажусь по отношению к вам уклончивым, говорит Господь воинств». Упреки, обращенные к грешникам, названы здесь «путями кривыми»; — чувство же прямое и естественное символически обозначено в имени Иисуса йотою; Его благость к уверовавшим в Него по слуху о Нем неизменна и непоколебима: — Поелику Я звал вас, говорит Господь, и вы не послушались и все Мои совету отвергли и обличении Моих не приняли (Притч. 1:24–25). Таким образом, пристыживание, от Господа исходящее, весьма полезно. В этом смысле говорит Он и устами Давида: Не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежное, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своем. Они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его (Пс. 77; 8:10). Вот причина гнева; вследствие чего приходит Судья, принося с Собою наказание не захотевшим избрать добрый образ жизни. Поэтому Он разражается против них упреками, несколько сильнейшими, дабы видеть, нельзя ли будет их отклонить от их пути и предохранить от смерти. Через Давида Он возвещает потому и ясно этот мотив своей угрозы: Они не верили чудесам Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

9:20) Вот почему и пророк, укоряя иудеев за то, что они, преисполнившись бесчисленными пороками, исследовали пути Божии, говорит: " они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу " (Ис.58:2); они поступали подобно тому, как если бы какой-нибудь слуга, огор­чивший господина и виновный в тысяче проступков, вместо того, чтобы утишить гнев господина, стал требовать отчета, почему он поступил таким образом. Не исследуй же этого, вместо того, чтобы плакать и сокрушаться и омывать грехи свои. Говорю это не потому, чтобы я не мог представить причины, но, желая обратить тебя от этой пытливости к попечению о собственном спасении. Для чего Он установил таким обра­зом? По снисхождению к роду человеческому. Труды Он назначил здесь, где жизнь краткая, а венцы сохранил для бу­дущего, где жизнь нестареющая и бессмертная. Эти труды скоро оканчиваются и проходят, а то остается вечным и ни­когда не будет иметь конца. С другой стороны, чрез это Он упражняет души в любви к добродетели. Когда душа изби­рает добродетель, не смотря на трудности и еще не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней; и когда она убегает порока, не смотря на его удовольствия и еще не подвергаясь наказанию, то научается ненавидеть его и отвращаться. Таким образом, она приобретает навык – отвра­щаться от порока и любить добродетель. Есть и другая при­чина. Какая? Та, что скорбь особенно располагает нас к любомудрию и делает крепкими. А вместе с этою – еще иная причина. Какая? Бог хочет научить нас презирать настоя­щее, не прилепляться и не привязываться к нему. Для того Он и назначил здесь скорби и труды, и все приятное и ра­достное сделал скоропреходящим. " Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи " (ст. 10). Что значит: " да прекратится " ? Пошли, говорит, наказание и останови злобу их. Как гнилые раны очищаются горькими лекарствами, прижиганиями и отсе­чениями, так и пороки останавливаются наказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Зло делать невыгодно. Во-первых, потому что “делающие зло истребятся” (Пс.36:9) Господом Богом. Во-вторых, зло само уничтожает людей, которые его творят. Потому что от зла добра не бывает. “Убьет грешника зло” (Пс.33:22). Защитить человека от находящегося в мире как естественного, так и сверхъестественного зла может только Бог- Добрая, Светлая, Разумная сила. “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах” (Пс.45:2). “Бог — заступник мой” (Пс.58:10). Помочь человеку в деле спасения души может только Бог, так как Он является воплощением Истины и Добра. “Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня” (Ис.43:11). Во всех делах сатана, воплощение зла, старается навредить человеку. Поэтому человек никогда не должен любить врага рода человеческого, так как не может быть мира между светом и тьмой, праведностью и грехом, правдой и ложью, Богом и противостоящим ему духом зла. Человек должен любить Бога, а также ближнего своего, даже злодея или врага, ненавидя в нем зло, толкающее ближнего на грех. “А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (1Иоан.2:11).    Злого человека можно перевоспитать и даже из грешника сделать праведника, но само зло всегда остается только злом. Поэтому “любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10). Исполняющий заповеди Божьи, не допускает победы зла над собой. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). И совершая добрые поступки, человек тем самым приумножает добро в мире и сокращает количество зла. “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было” (Втор.6:18). Слова Отцов церкви о любви к ближним, злодеям и врагам...    “Как печь без огня не может быть теплой, так и человек чуждый Бога не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним” (Иаков Архиепископ Нижегородский).    “В круге радиусы связываются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу. По мере удаления от центра они делаются более и более далекими и разобщенными между собой. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга. Возлюби Единого Бога и возлюби всех чад Божьих. Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего” (Филарет Архиепископ Черниговский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Ничто так не приятно Богу, как слеза кающегося. Хорош пост, но иногда... «Таков ли тот пост, который Я избрал?» — говорит Господь (Ис. 58:5). Хороша молитва, но иногда и та не без изъяна: «Молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7). Хороша и милостыня, но и на нее нет твердого упования: «И если я раздам все имение мое, ...нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).    Одна лишь слеза сокрушенная пред Богом непорочна: «Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    Кто не знает Иосию, Иерусалимского царя? Память его воистину достойна похвалы: идолов сокрушил, алтари их разорил, жертвенники на высотах низверг, жрецов заколол, и кости их по воздуху разметал, — таковую ревность Богу показал. И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» (4 Цар. 22:19)... Смотри, опустив, и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!»    Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты — чашам с ароматами, уста — лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. 5:12).     Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, — теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» (Пс. 118:136).    На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: Ты «положил слезы мои пред Собою» (Пс. 55:9).     Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос — на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). Тем более радость бывает у Творца, Который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

А наш противник ведет нас к своему правителю. Я считаю, что каждое слово Писания имеет смысл, и отнюдь не случайно, что в греческом тексте слово «судья» стоит с определенным артиклем, обозначающим единичность, а слово «правитель» употреблено без артикля. Сказано: «Когда ты идешь с соперником своим». Ясно сказано: «своим». Не все суть соперники всем, а у каждого свой соперник, который следует за ним повсюду, всегда сопровождает его. «Когда ты идешь с соперником своим к начальнику…». Слово «начальник» употреблено без артикля, чтобы оно не указывало на определенного начальника, чтобы показать этим, что начальник этот – один из многих. Грекам это понятней. 8 . У каждого человека нет своего собственного правителя; египтянин подвластен правителю Египта, сириец подчиняется сирийскому правителю, каждый подвластен правителю своего народа. Мне кажется, я привел достаточно примеров; не обязательно перечислять все прочие народы. Сказано: «Посмотрите на Израиля по плоти» ( 1Кор.10:18 ). Для рассудительного человека начать значит сказать, даже если начать обсуждение этих вопросов на людях было бы несколько самонадеянно. Сказано, что соперник хочет привести тебя к своему начальнику и передать ему. «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него» ( Лк.12:58 ). Если ты не приложишь всех усилий, чтобы освободиться, пока ты еще на пути, прежде чем начальник передаст тебя судье, раз уж соперник подготовил тебя к этому, то потом будет уже поздно. 9 . Поэтому постарайся освободиться от своего соперника и от правителя, к которому он ведет тебя. Постарайся обрести мудрость, справедливость, мужество, сдержанность, и тогда исполнится сказанное: «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» ( Ис.62:11 ). Если ты не приложишь усилий, то не сможешь избавиться от соглашения с соперником, чья «дружба есть вражда против Бога» ( Иак. 4:4 ). «Когда ты идешь с соперником своим к начальнику, то на дороге постарайся…». Здесь заключена некая тайна, какой-то секрет: «на дороге постарайся…».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

А он, захлебываясь слезами, голосил: «Братки! Братки! Вы теперь моя семья… уберегли… чуть крыша не поехала». Слушая эти сбивчивые слова, прорывавшиеся через брызнувшие слезы, я понял, что не каждому Бог такое попустит, не каждый и стерпит, а этот – силен. Преподобный Ефрем Сирин учил: «…Желающему спастись невозможно настоящую жизнь проводить в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей» 56 . Действительно! В жизни каждого из нас хватает мельничных жерновов, которые давно бы утащили нас в глубины ада, если бы не Бог наш облеставший ад наших душ сиянием Своего Божества. Гибнем все! Что делать? В «Митериконе» есть сказание: «Одна монахиня пришла к блаженной Сарре и попросила: “Помолись о мне, госпожа моя”. Говорит ей блаженная: “Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как передали нам отцы”» 57 . Оказывается, нам необходимо проявить милость к себе самим: не в том смысле, что потворствовать своим прихотям, соблазнам и грехам – это не есть милость, но ЗЛО, ибо грех суицидален и несет в себе семена саморазрушения личности, когда, еще живя здесь, можно чувствовать нахождение в аду, физически ощущать жжение и смрад. Разбить свой персональный «мельничный жернов» возможно, как сказано: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис.58:6–8 ). А про грехи первоверховный апостол Павел написал так: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Видение показывало, что если Ангел хранитель иудейского народа и ходатайствовал о полном избавлении своего народа из плена вавилонского, то в этом отношении он встречал не мало препятствий со стороны князя персидского, с которым ему приходилось бороться. Результатом этого противодействия и было именно то, что в Палестину возвратилась лишь незначительная часть иудейского народа, а большинство его было удержано в пределах Персидской монархии. Даниил затем удостоился еще нескольких откровений, предвозвещавших ему будущую судьбу как его собственного народа, так и окружающих государству причем открыто было и то, как на смену Персидской монархии выступит новая великая монархия Греческая, и как народу иудейскому придется понести гонение от некоторых из греческих властелинов, как это и оказалось впоследствии. Но вот приблизилась и кончина великого пророка, и он мирно отошел к отцам своим, в полном сознании исполнения назначенного ему служения. На своем смертном одре он напутствовал себя словами: «иди к твоему концу, и успокоишься, и восстанешь для получения жребия в конце дней» ( Дан. 12:13 ). Между тем над Вавилоном стал осуществляться предвозвещенный ему суд Божий. Самое взятие Вавилона было таким великим событием на востоке, которое потрясло сердца всех народов. Это был такой великий переворот, который громовым отголоском раздался до краев тогдашнего цивилизованная мира. Над ним исполнилось то, что предсказывал пророк Иеремия. «Хотя бы Вавилон возвысился до небес, и хотя бы он на высоте укрепил твердыню свою; но от Меня придут к нему опустошители», говорил Господь чрез пророка. «Пронесется гул вопля от Вавилона и великое разрушение от земли Халдейской. Ибо Господь опустошит Вавилон и положит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раздастся шумный голос их. Ибо придет на него, на Вавилон, опустошитель, и взяты будут ратоборцы его, сокрушены будут луки их, ибо Господь, Бог воздаяний, воздаст воздаяние. Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы и племена мучили себя для огня» ( Иер. 51:53–58 ). То же самое предсказывал и пророк Исаия, который свое предсказание заключил восторженным восклицанием: «пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Весть о действительном исполнении всех этих пророчеств теперь разносилась из уст в уста, от одного народа к другому. Впечатление этого великого падения гордой столицы сохранялось в течение целых стоящий и после, так что когда в последующее время новый западный Вавилон, столица великой Римской империи, приближался к своей судьбе, то в пророчестве о его падении вполне находили отражение те именно пророчества, которые некогда произнесены были о древнем Вавилоне, и патмосский пророк, с таким же пафосом восклицал: «пал, пал Вавилон, великая блудница» ( Откр. 18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Воспринять страждущую любовь Христа есть неоценимый дар Духа Святого, приближающий духовно к ощущению смерти Его на кресте и, вместе, силы воскресения. Соединенный с Ним подобием умирания в глубокой молитве о мире, в томительной жажде спасения людей, предвосхищает подобие воскресения (ср. Рим. 6, 5; 8, 11). Вводимый нисходящею Свыше силою в этот новый образ Бытия, достигает “конца веков” и ощутимо прикасается к Божественной Вечности. Ипостась — Персона есть первичный принцип и последнее, всеобъемлющее измерение в Божественном Бытии; так же и в человеческом, по образу Божию тварном бытии. Вне сего ипостасного принципа ничего не существует и не может существовать. “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем жизнь” (Ин. 1: 3-4). " Живу Я! говорит Господь” (Ис. 49, 18). “Аз есмь... Начало и Конец, Первый и Последний " (Откр. 22, 13). “Аз Есмь " (Ин. 8, 58) Неописуемы дары Божии: они делают человека носителем полноты богочеловеческого бытия чрез единение со Христом в молитве, уподобляющей его Ему. Редкая привилегия, совмещающая крайние состояния страданий любви и ее, любви, победу. Восстав от такой молитвы, человек сквозь животворящую боль медлительно входит в действенное ощущение воскресения своей души. Он ясно зрит, “что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6, 9). Победа Его в вечности неизбежна. И дух молится внутри: Господь мой и Бог мой... Ныне, Господи Иисусе Христе, по дару неисследимой силы Твоей и благоволения Твоего к нам, и я убогий и нищий перехожу от смерти в жизнь... Ныне — аз есмь.         О молитве, в которой открывается Бог-истина   Всякий человек, кто бы он ни был, где бы ни жил, какое бы место ни занимал, учен или неуч, богат или нищ, знатен или никому неведом, в молодости, в зрелом возрасте или старости, в дни радости или горя, “из глубины” и с силою или едва касаясь, но задумается над смыслом жизни и поставит пред собой вопрос: что есть истина? (Ин. 18, 38). Девятнадцать веков тому назад Пилат небрежно бросил Христу этот вопрос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Вот Иоанн, любимый ученик Его, и брат – Иоанн, и мать этих учеников просят посадить одного из них по правую сторону, а другого по левую «во Царствии Его» и «славе Его» ( Мф.20:21 ; Мк.10:37 ); чувству симпатии, дружества и человеческой любви, которые, действительно, имел по человеческому естеству Иисус Христос к личности Иоанна, было так естественно ответить если не предупредительным вполне, то по крайней мере в чем-либо отвечающем просьбе, взыскующим и находящего любимого человека словом: однако это значило бы отдаться Иисусу Христу одним человеческим, хотя и священным чувствам, и забыть на сей раз правду Божию, суд Божий и волю Божию. А потому Иисус Христос и говорит просителям: «Не знаете, чего просите... дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» ( Мф.20:22–23 ), т.е. Иисус Христос отвечает ученикам Своим и матери их, что просьба их неразумна и незаконна, ибо возносится на то, что принадлежит одному Богу – Его правосудию и Его воле. Вот Иуда, будущий предатель, находится среди избранных двенадцати учеников Иисуса Христа; Спаситель от начала знает, что Иуда предаст Его ( Ин.6:70–71 ). Человеческому чувству в Иисусе Христе так естестевенно было бы желать – по крайней мере, не видеть предателя в святом обществе Апостолов; зачем было отогревать змею на лоне Своем? Но это значило бы человеческой воле в Иисусе Христе возжелать того, что противно было воле Божией, которая определила, чтобы в числе избранных двенадцати учеников Христовых был и предатель – Иуда ( Ин.17:11–12 ); это значило бы – не нести креста Своего в том его виде, в котором Отец Небесный возложил на Сына Своего. Вот «лиси язвини имут, и птицы небесные гнезда: Сын же Человеческий не имать, где главу подклонити» ( Лк.9:58 ); и воля человеческая в Иисусе Христе покорна воле Божией, потому что так судил Отец Небесный, чтобы Сын Его «взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли... был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» ( Ис.53:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010