—318— курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис.1:11, 13 ). Но выполнение поста чисто внешнее не только безразлично в отношении благоугождения Богу, но и небезопасно в нравственном отношении. Иудеи заботливо осведомляются о том, можно ли отменить установленные ими посты; о заповедях, данных Богом, такой вопрос немыслим: исполнение заповедей всегда и при всяких условиях обязательно. Однако, они, не обращаясь к священникам и пророкам, отменяли их в своей жизни, относясь к ним без должного внимания. А выполнением постов отстранялась, до некоторой степени, самая мысль о заповедях: оно служило, таким образом, к усыплению их совести, способствовало их нравственному закоснению. Пост, как внешний подвиг, легко поддающийся учету, естественно ведет к фарисейскому превозношению пред людьми, не выполняющими его или выполняющими в меньшей мере, и дает как бы право считаться с Богом, требовать от Него соответствующей награды за подвиг и говорить: «почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» ( Ис.58:3 ). Таким образом, пр. Захария обращаясь к народу и священникам с вопросами: когда вы постились и плакали…, для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? ( Зах.7:5–6 ), выражает, очевидно, ту же мысль, какая определеннее формулирована и подробнее развита в новозаветном учении о посте ( Мф.15:11 ; 1Кор.8:8–13 ; Кол.2:20–23 ). Выполнение постов в память событий предпленной катастрофы было, следовательно, по пророку, самовольным служением (θελοθρησκεα – Кол.2:23 ), как назвал этот вид угождения Богу Ап. Павел, или «суемудренным воздержанием», как выразился один из толкователей его посланий (Еп. Никанор). IV Но не одно ли и то же праздники, что и посты? Не аналогичные ли это установления, имеющие одинаковый смысл и одинаковую обязательность? По-видимому, да: и праздники —319— и посты, как установления обрядовые, сами по себе, имеют одинаковое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это промышление и попечение свое о нас Богу пророка Осии (гл. 2) представляет под образом блудницы, с гибельной ревностью стремящейся к почитанию идолов, которой Он преграждает путь, когда она говорит: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2, 5), чтобы она, не найдя пути к ним, пришла в себя и сказала: пойду, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь (Ос 2, 7). У другого же пророка упорство наше и непокорность спасительным возбуждением Его изображаются под видом жены, оставляющей мужа своего: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев (Иер 3, 19, 20); а любовь свою и постоянство своего расположения Бог представляет под видом любящего мужа, оставляемого женою своей, который обычно тем сильнее воспламеняется любовью к ней, чем холоднее она к нему. Такова и любовь Божия к роду человеческому; оскорбления наши не охлаждают Его заботы о нашем спасении; неправды наши не отвлекают Его от главного намерения. Он непрестанно покровительствует нам 496//и так любит создание Свое, что промысел Его не только сопутствует нам, но еще постоянно предваряет нас. Испытавший эту любовь пророк говорит: Бог мой, милующий меня, предварит меня (Пс 58, 11). Если Он видит зародыш доброго расположения в нас, то сразу возбуждает его и всячески содействует возрастанию, ибо говорит: прежде нежели они воззовут, Я отвечу (Ис 65, 24), и не только внушает святые желания, но еще устраивает случаи к исполнению их и заблудшим указывает спасительный путь. глава 9 О силе доброй воли и о благодати Божией Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается не вопрошающими о Нем, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся, упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 19), и вместе с тем оно есть дело не хотящего, не текущего, но милующего Бога (Рим 9, 16); как это Бог воздаст каждому по делам его, и вместе с тем Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13), и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф 2, 8); почему это говорится: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин 6, 44); почему повелевается нам сотворить себе новое сердце и новый дух (Иез 18, 31), и вместе с тем говорится: и дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце из плоти, как это Господь велит Иерусалиму: смой злое с сердца твоего (Иер 4, 14), а пророк просит самого Господа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

а) Учение о том, что Господь Иисус Христос Искупитель и Спаситель мира есть Богочеловек, со всею полнотою раскрыто в Св. Писании, так: α) В Ветхом Завете, в обетованиях и пророчествах Он именуется потомком жены, – Авраама, Давида, а вместе с тем Ему приписываются имена и действия, свойственные Богу; так Он именуется: «Богом крепким» ( Ис. 9:6 ), говорится, что «Он взял на себя наши немощи» и «понес наши болезни»; именуется Еммануилом, что значит: «с нами Бог» ( Ис. 7:14 ). В Новом Завете свящ. писатели указывают в Лице Иисуса Христа, в Его делах, обстоятельствах и событиях Его жизни исполнение ветхозаветных пророчеств. Его Богочеловеческое достоинство открывается в чрезвычайных обстоятельствах Его рождения, – свидетельстве о Нем Бога Отца при крещении, преображении, в Его чудесах, на которые Он указывал, когда Его спрашивали: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ждать нам другого?» ( Мф. 11:3 ), и в свидетельстве о Себе самого Иисуса Христа, как выражении Его самосознания. Рационалисты, напр. Ренан, согласны видеть в Нем высшую степень религиозного сознания, Иисус Христос сознает Себя и называет «сущим прежде Авраама» ( Ин. 8:58 ), «большим Соломона, Ионы ( Лук. 11:31–32 ) и других пророков», – «Сыном Божиим», и Бога называет «Своим Отцем, в собственном смысле» ( Ин. 10:36–38 ), – «единым со Отцем», в смысле равенства с Ним, наконец, Он требовал, чтобы веровали в Бога и в Него: «веруйте в Бога и в Мя веруйте» ( Ин. 14:1 ). Так может говорить только Лицо Божественное, но никак не человек, хотя бы и посланный от Бога. Многие из Его современников, в особенности Его непосредственные ученики и Апостолы, видели в Нем не просто человека, хотя и необычайного, но и веровали в Его Божественность и свидетельствовали свою веру пред Ним; так Ап. Петр на вопрос Его: «Вы за кого почитаете Меня?» отвечал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ), – Ап. Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ). Веру в Него, как Сына Божия, как истинного Бога, явившегося во плоти, они раскрывали в своих богодухновенных писаниях; особенно полностью и определенностью в этом отношении отличаются Евангелие от Иоанна и послания Ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И далее мы читаем: Мф.26:29 . «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Так как Он беседовал с учениками о страдании и Кресте, то опять говорит и о Воскресении, упоминает о Царстве, называя таким образом Свое Воскресение » 511 . – Это означает, что и мы переживаем воскресение первое, когда, обращаясь из неверия в веру, обретаем гражданство Небесного Царствия, еще оставаясь на земле (см. Еф.2:19 ). Блаженный Иероним Стридонский соглашается с Златоустом и пишет: «Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист]: “Царствие Божие внутрь вас есть” ( Лк.17:21 ) » 512 . Признавая власть Бога над собою, мы уже переходим под Его управление и становимся причастными Его суверенному теократическому господству. И хотя за нами и сохраняется гражданство земное, мы более подчиняемся воле Божественной и надмирной. Таким образом, Причастие на земле – уже есть участие в мессианском Небесном пире. И далее мы читаем: Мф.26:30 . «И, воспев, пошли на гору Елеонскую». Истолковывая слова « и, воспев », блаженный Иероним пишет: «По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную гору (то есть подняться на духовную высоту. – О.С.) , на которой обретается успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света » 513 . – Иными словами, подлинную радость и отдохновение мы обретаем в общении со Христом, через Святые Дары Его Тела и Крови, – это и есть подлинный источник богопознания, о котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ); и еще: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ). Святитель Иоанн Златоуст предлагает каждую трапезу, и не только литургическую, оканчивать духовным пением, он пишет: «Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением» 514 . Сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

16 О праздниках говорится кратко потому, что подробные сведения о них известны из истории Нового завета и из учения о богослужении, где дано и понятие о них. 19 Какой пост угоден Богу, сам Он говорит об этом: «Вот пост, который Я люблю: сними оковы неправосудия, разруши узы ярма, и измученных отпусти на свободу, и расторгните всякие узы. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой, и скитающихся несчастных будешь принимать в дом, когда увидишь нагого и оденешь его, и от единокровного брата не спрячешься, когда ногу свою удержишь в Субботу, не станешь исполнять прихотей своих в святой Мой день, и будешь называть Субботу отрадою, днем посвященным Господу Богу, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься делами путей своих, угождать своей прихоти и пустословить, – тогда ищи отрады в Господе Боге» ( Ис.58:3–7:13–14 ). 20 Св. Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных «если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы и слушай пение кузнечиков; посещай гробы мучеников; здесь найдешь ты и здравие для тела и пользу для души, а вреда никакого; и не будешь раскаиваться после сего удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с сим удовольствием? У тебя есть дом, друзья; эти удовольствия, вместе с целомудрием, доставляют и великую пользу. Ибо, скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно? (Бес. на Мф.37 . Изд.2. 1843г. т.2, стр.166). 21 Так Сам Бог обличает в ветхом завете нечестивых, проводивших праздники Господни среди дел нечестия «слушайте небеса, и внимай земля, потому что Господь говорит Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли Господина своего, а Израиль не знает Меня. Не носите даров тщетных, курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могут терпеть: беззаконие – и празднование!.. Всем отступникам и грешникам погибель, и оставившие Господа истребятся. Они будут постыжены за дубровы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе» ( Ис.1:13–14:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Заповедав, что молящиеся должны просить во имя Его, и дав обещание, что Он будет Сам подавать молящимся, что бы ни пожелали они получить, проявляет великую заботу о том, чтобы не показаться говорящим ложь ради нечестивых наговоров людей, привыкших к злословию. Ведь и из самих Священных Писаний всего яснее можно видеть, как некоторые обращаются (к Богу) и молят во имя Его, однако ж отнюдь не получают, так как Бог ведает, что нужно каждому и что полезно для просящих. Поэтому Господь наш Иисус Христос, чтобы ясно показать, к кому у Него была и есть речь и кому подобает благодать обещания, в чем оно будет и истинно, тотчас поставил на вид любящих (Его) и присоединил в речи указание на точного законоблюстителя, показав, что для них именно, а не для другого кого будет иметь силу и совершаться чрез Него обетование милосердия и подаяние духовных благ. А что дающая десница Божия часто перестает (давать) и медлит, замыкая предел надежд для нежелающих право просить, легко уразумеешь из того, что раскрывает Христов ученик в Послании так: «Просите и не получаете, потому что зло просите, чтобы в удовольствиях ваших расточать» ( Иак.4:3 ). Поэтому и опять о привыкших двоедушничать говорит: «Да не думает человек тот, что получит что от Господа, ибо он – муж двоедушный, непостоянный во всех путях своих» ( Иак.1:7–8 ). Для просящих вышней благодати не на совершение добродетели, но для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями Бог как бы замыкает Свое ухо и совсем ничего не подает, ибо как мог бы давать кому-либо то, что Он должен отвращать и отвергать ради присущей этому мерзости? Источник всякой сладости, как мог бы источать Он горькую воду? А что любителям духовных дарований Он щедрою и готовою рукою раздает блага, легко усмотришь, когда услышишь Его говорящим чрез пророка Исаию к ним: «Когда еще ты говоришь (молитву), скажу (спрошу): что есть (в чем нужда)?» ( Ис.65:24 ; ср. Ис.58:9 ), и чрез глас Псалмопевца: «Очи Господа на праведников и уши Его на прошение их» ( Пс.33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Верующий человек своим покаянием пред Богом может очиститься от скверны греховной и освободиться от наказания за содеянные грехи. Господь говорит: «Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему» ( Иез.18:21–22 ). Сказано также: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его» ( Ис.55:7 ). Разумеется, что неверующий в Бога и не обращается с покаянием к Нему; но, продолжая грешить, продолжает и вести свою заведомо проигрышную для него войну с Богом. Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:18 ). «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!» ( Ис.45:9 ). «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). Первые люди гордо нарушили заповедь Божию, запрещающую им вкушать плоды от древа познания добра и зла; и, вкусив плодов от него, узнали о своей наготе, ощутили стыд 56 , стали делать себе опоясания и скрываться от Бога за деревьями рая. В наказание согрешивших людей Господь определяет им тяжкие труды существования, болезни, смерть и изрекает проклятие на землю. Прародители изгоняются из рая сладости, и наказание за их грехопадение распространяется на всех потомков их и на все владение их – на тварь, на природу, на весь мир 57 . По началу вселенная (и все, что в ней) имела назначение служить и благоприятствовать владыке своему – человеку в деле его практического совершенствования в Богоуподоблении, когда же наши прародители согрешили, то все существа, все стихии мира, словом вся вселенная возмутилась поведением человека, в гордыне восставшего против богоуподобленного для него порядка бытия. «Пока Адам сохранял чистым вид свой, созданный по образу Божию, – читаем у святителя Иоанна Златоуста , – звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они, не узнавая своего господина, возненавидели его, как чужого» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

«Итак, говорит преподобный Кассиан, православные Отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, учат, что Бог в каждом человеке, во-первых, возбуждает желание добра, впрочем так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем не исключая произвола, привести в дело сие желание; и в-третьих, не стесняя свобды, утверждает в добродетели. Он всюду производит, все возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения данной Им же свободы» 320 . Св. подвижники, большей частью простые и неученые, знакомые более с жизнью, чем с наукой, и учившие не столько словом, сколько делом, были чужды всех утонченностей разума, порожденных схоластикой времен позднейших. А потому вопрос: что предшествует в деле спасения: благодать или свобода, встречается отчасти только у преподобного Кассиана, жившего в такое время, когда споры Августина и Пелагия взволновали всю церковь западную, и когда вопрос сей, занявший умы всех тогдашних богословов, так сказать, необходимо требовал уже своего разрешения И преподобный Кассиан решает его очень прямо и просто тем, что и здесь и благодать и свобода равно действуют. «Благодать Божия, говорит он, и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя ( Пс.58:11 ); и последует за нашей волей, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о себе: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои ( Пс.87:10 ). Бог нас ожидает, ибо говорится: И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас ( Пс.30:18 ); и мы Его ожидаем, ибо говорится: терпя потерпех Господа, и внят ми. Иисус взывает: кто жаждет, иди ко Мне и пей. ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего] ( Пс.68:4 ). Жалуется Бог: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его ( Песн.3:1 )» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

39–39. Кто находится в состоянии нравственной беспечности, тот не смотря на общее бедствие, настоящее или грядущее, предается веселостям ( 1Кор.15:32 ). В последние дни появятся наглые ругатели, которые станут поступать по собственным своим похотям, и говорить: где обетование пришествия Христа. Ибо с тех пор, как стали умирать отцы наши от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:3–4 ). 40–41. Во время общего бедствия Бог одного милует, а другого наказывает. Язва ходит во мраке, зараза опустошает в полдень: но кто живет под покровом Всевышнего, того зло не коснется ( Пс.90 ). Гл. 25. Ст. 1–13. Да будут чресла ваша (ума вашего – 1Пет.1:13 ) препоясаны (истиною – Еф.6:14 ), и светильники (мысли, сердце) горящими. Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, как придет и постучится, тотчас отворить ему ( Лк.12:35–36 ). В ожидании скорого пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и раскалившиеся стихии растают, потщитесь явиться пред Богом нескверными и непорочными в мире ( 2Пет.3:12 ). Во всяко время да будут ризы твоя белы (т. е. ризы души твоей), и елей (добрых дел) на главе твоей да не оскудеет. Еккл.9:8 . Сл. Мф.6:17 . 8–9. Бесполезны молитвы к праведникам, когда Господь приидет судить живых и мертвых, самые праведники будут чувствовать тогда недостаток в своей вере и добрых делах. 13. Не коснит Господь (исполнением) обетования (прийти на суд), но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да все в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). 37–39. Если праведник делает кому добро, то он не примечает, когда и кому делает: ибо все, что ни делает, делает в Боге и для Бога, чтобы в будущем достигнуть вечной жизни ( 1Тим.6:18–19 ). Берегитесь раздавать милостыню вашу пред людьми, с тем чтобы они вас видели: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного ( Мф.6:1 ). Раздавай милостыню так, чтобы левая рука твоя не ведала, что делает правая ( Мф.6:3 ). 42–45. Не забывайте странноприимства ( Ис.58:7–8 ): ибо чрез сие некоторые, не зная, угостили Ангелов. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:2–3 ), подверженном страданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Это значит, что неверующие, худые иудеи преданы будут мучению в огне геенском, т. е. в аду (Мнх.). Об огне чит. в объяснен. 17 ст. Секира только лежит при корени, а не начинает еще посекать. Это значит, что суд близко, но есть еще время избегнуть наказания. «Какая высота духа, замечает при этом св. Златоуст, как сильно и смело говорит Иоанн к людям, которые всегда жаждали крови пророков, которые ничем не лучше змеи!» Лк.3:10 . И вопрошáху егó нарóди, глагóлюще: чтó ýбо сотворим? (И спрашивал его народ: что же нам делать?) Что же нам делать, чтобы принести плоды, достойные покаяния и быть участниками в царстве Мессии (ст. 10)? спрашивал Иоанна народ. Также спрашивали его мытари, воины и др. и Иоанн, пред каждым сословием своих слушателей возстает против того порока, которому преимущественно предавался каждый из них порознь, и во всех ответах своих требует дел любви и милосердия, так как царство Христово имеет быть царством мира и любви. Лк.3:11 . Отвещáв же глагóла им: имеяй две ризе, да подáст не имýщему: и имеяй брáшна, тáкожде да творит. (Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.) У кого две ризы, да подаст неимущему и пр., т. е. не будьте скупыми и немилосердыми, помогайте бедным ближним, кто чем может, у кого что есть в избытке: так как дела милосердия служат самым лучшим выражением покаяния ( Ис.58:3, 4, 5 ; Дан.4:25 ). Лк.3:12 . Приидóша же и мытари креститися от негó, и реша к немý: учителю, чтó сотворим? Лк.3:13 . Он же речé к ним: ничтóже бóлее от повеленнаго вáм творите. (Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.) Мытари это – сборщики податей. Мыт – древнее славянское слово и значит подать, пошлина. Отсюда заставы, где собирали подати, назывались мытницами ( Мф.9:9 ), а самые сборщики – мытарями. Иудеи во времена Христовы были под властию Римлян, и Римское правительство, для избежания столкновений с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики – мытари, взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него, под разными предлогами, более, чем сколько с него следовало. За это народ страшно ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных то же, что грешник, беззаконник. Иоанн поучает мытарей, чтобы они не брали с народа более определенного правительством, и это, как дело любви, будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самаго занятия мытарей, не советует переменить его, потому что народ должен платить подати правительству, только не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков; сами же сборщики должны избегать корыстолюбия, – не брать более надлежащего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010