В евр. тексте не упоминается пение, как и в греч. переводе, где появляется название инструмента - «псалтерион» (ελογν μετ ψαλτηρου), в лат. тексте на этом месте уже указано пение псалмов (psalmos nos cantabimus). Далее в евр. тексте Библии следует ряд упоминаний о пении (Ис 42. 10, 11; 44. 23; 48. 20; 49. 13; 51. 11; 52. 8, 9; 54. 1; 55. 12). Первое из них (42. 10) является цитатой из псалма, поэтому здесь использовано слово   постоянно встречающееся в данном контексте. В дальнейшем употребляется др. слово -   означающее «громкий крик» или «звенящий крик» ( Brown, Driver, Briggs. P. 943 (s. v. nun-nun-resh)). Кульминация происходит в Ис 58. 1: «Взывай громко (    )... подобно шофару возвысь свой голос (      )». Текстологические исследования по свиткам Мёртвого м. для рассматриваемых терминов дают только небольшое отличие в написании   - удлинение гласного   В Книге пророка Иеремии В Книге пророка Иеремии упоминаются шофар как инструмент для подачи сигнала тревоги или созыва собрания (4. 5, 19, 21; 6. 1, 17; 42. 14; 51. 27), бубен и танцы (31. 4, 13), духовой язычковый инструмент - халил (48. 36). В Книге пророка Иезекииля говорится о звуке трубы (7. 14) без названия инструмента:       оба слова - производные от   обычно обозначающего звук шофара. В Таргуме использовано арам. слово   (рог) - эквивалент евр.   обычно не употреблявшегося в муз. значении (за исключением Книги прор. Даниила), в Септуагинте - σλπιγξ, в Вульгате - tuba. Далее упоминаются: киннор (26. 13), предположительно в качестве символа любого проявления радости (в Вульгате на его месте неожиданно обнаруживается cithara, в Септуагинте - псалтерион); шофар, в к-рый трубит страж (33. 3-6); певец с песнями любви, прекрасным голосом и хорошо играющий, с к-рым сравнивается пророк (                   33. 32; инструмент назван только в Септуагинте - псалтирион; в евр. тексте использовано слово   по-видимому относящееся к щипковым струнным). В 3-й гл. Книги пророка Даниила описан придворный оркестр вавилонского царя Навуходоносора.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Прежде я старался повседневно быть вне мира и плоти, силился удалять от взоров души все телесные обольщения, желал невещественными очами созерцать высшие радости, и стремясь к лицу Божию не только словами, но и самою внутренностью сердца, взывал к Богу: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу ( Псал. 26:8 ); и я ищу лица Твоего, Господи. Ничего не страшась и ничего не желая от мира, казалось, я стоял на некоей высоте, и почти думал, что на мне уже исполнилось то, что обещал Господь устами пророка: и возведет тя на благоты земныя ( Ис.58:14 ). Ибо возносится на высоты земные тот, чей ум с презрением взирает на то, что кажется высоким и славным в настоящем веке. Но внезапно низринутый с высоты вихрем искушения, я объемлюсь страхом и ужасом, и хотя ничего не боюсь за себя, но трепещу за тех, кои вверены моему попечению. Со всех сторон колеблют меня волны дел и возмущают бури, так что поистине могу сказать о себе: приидох во глубины морския, и буря потопи мя ( Псал. 68:3 ). После должностных занятий хотел бы войти в самого себя, но волнуемый мятежом суетных помыслов, не в состоянии бываю сделать сего. Такое внутреннее состояние производит во мне то, что уже не могу последовать гласу Пророка, который говорит: прельстившиеся, обратитеся сердцем ( Ис.46:8 ); а напротив, будучи подавляем безрассудными помыслами, должен только восклицать: сердце мое остави мя ( Псал.39:13 ). Я возлюбил красоту созерцательной жизни, – эту Рахиль неплодную, но доброокую и прекрасную лицем, которая в покое своем, хотя менее рождает, однако более видит духовного света. Но не знаю, как случилось, что ночью дана мне в жену Лия, т.е. жизнь деятельная – многоплодная, но не дальновидная, менее зрящая, хотя и более рождающая. Подобно Марии, я спешил сесть у ног Господа, дабы внимать слову, исходящему из уст его; но вот как Марфа, принужден заниматься житейскими делами и пещись о многом. По изгнании из себя, как я мнил, легиона демонов, мне хотелось забыть знаемых мною и обресть покой у ног Спасителя; но вот, против воли и желания моего, говорят мне: иди в дом твой ко твоим, и возвести им, елика ти Господь сотвори ( Мк.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Кто утверждает, что все случайно, тот отрицает бытие Божества. Так рассудил я, и не лгу; покаялся, и не знаю, умилостивил ли Бога. Умоляю и святых, но, может быть, не приемлются их молитвы. Ибо слышу Иезекииля, который говорит, что ни Ной, ни Иов, ни Даниил не успеют в просимом ими (Иез.14:18). Умоляю всех Пророков, но боюсь быть отверженным с нечестивыми во Израили, потому что Бог говорить Иеремии: не молися о людех сих (Иер.7:16). Итак что же? Умилостивлю ли Господа дарами? Но страшусь, чтоб и мне не сказал, как Фарисеям, что прошу ради собственной своей потребности. Если буду поститься; то, может быть, скажет мне: не сицеваго поста избрах (Ис.58:3). Если буду милостив к бедным; то, может быть, скажет мне: елей же грешнаго да не намастит главы моея (Пс.140:5). Если буду принимать Его священников; то, может быть, и мне скажет: отвержен ты за то, что Назореев Моих поил вином (Амос.2:1-2). Принесу ли Ему дар? Но объемлет меня страх, что и мне скажет: аще принесеши семидал, всуе: кадило, мерзость Ми есть (Ис.1:13). Боюсь даже пребывать и в церквах, чтобы не отлучил меня, сказав: ходите по двору Моему не приложите (12). Отовсюду мне тесно теперь, братия, и обращаюсь к совести своей. Если опять буду нечествовать, горе мне! Если бесстыдно буду просить, боюсь, чтоб не подавил меня мраком. Знаю, что и Навуходоносор покаявшийся принят; но его извиняли и неведение, и владычество; а я неизвиним с той и другой стороны. Я был уже причастником благодати, от отцов получил наставление о Христе. Родившие меня по плоти внушили мне страх Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии; слышал о многих, пострадавших за Христа; отцы мои исповедали Его пред судиею; я родственник мученикам; нет никакого извинения в мое оправдание. Если скажу об общем происхождении по плоти; то ни чем не отличусь от упоминаемых блаженным Иовом. Предки мои были нищие, питавшиеся милостынею. Деды, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же, и состояли в неважном родстве с городскими жителями. Поэтому в чем, в высокомерии ли, или в пышности, почту себя подобным Навуходоносору? Разве была у меня крепость исполина? Или по природе отличался я красотою?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/825/...

Ибо я сказал, что они поносили Иудею и издевались над Израильтянами как над пленниками и называли жалким Иерусалим или Сион не за то, что он отвергнут Богом спасающим, но за то, что он подвергся плену и страданиям будто бы вследствие того, что побежден и изнемог почитаемый ими Бог, Которому они совершали служение по закону. Ис.23:12,13 . И аще отидеши ко Китииом, ниже тамо будет тебе покой. И в землю Халдейску, но и та опустела от Ассириян, яко стена ея падеся. Когда Бог осуждает на тяжелые труды и страдания, то кто может помочь? и когда всемогущая десница ведет войну, то кто избавит страдающих от неотвратимого бедствия? Решительно никто. Ибо Его божественным велениям повинуется и природа вещей и чего Он хочет, то непременно и совершается. Итак, если бы, говорит, ты отправился в дальнее путешествие, так что достиг бы даже Китиея (говорят, это один из городов на острове Кипре, а Китиейцы утверждают, что он есть Карфаген); то и там тебе не будет успокоения: то есть, и там будут преследовать тебя враги и страх смерти и опасности смертные. И даже если бы ты, сделавшись пленником, был уведен в Халдею; то и в таком случае ты не перестал бы терпеть скорби; ибо не будет тебе успокоения. Как или каким образом? Ибо и она опустошена, когда разоряли ее Персы и Ассирияне, именно во время войны Кира, когда пала и стена ее. Думаю, что стеною Халдейскою называет или начальника и царя, или самую стену, на которую в особенности полагались Вавилоняне и думали, что они не испытают ничего неприятного, и что напрасно будет нападение врагов их; поскольку она так была устроена, что на ней оказывалась достаточно широкая дорога для нескольких рядом едущих колесниц. Посему Бог всяческих. колебля надежду Вавилонян на нее, устами пророка Иеремии говорит: стена Вавилонска преширока подкопанием подкопана будет ( Иер.51:58 ). Ис.23:14 . Плачитеся корабли Кархидонстии, яко погибе твердыня ваша. Песнь и плач, находящиеся в начале видения, помещены и в средине. Пророческое слово некоторым образом утверждает, что эти речи в особенности прилично всем говорить о Тире.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Счастливее всего человек, который ни богат, ни беден, а имеет необходимое для жизни, Прит.30:8 . В особенности пророки должны были иначе обсуждать социальный контраст, так как внимание к своим идеям они встречали большей частью среди бедных и терпящих нужду, ср. Ис.14:30–32 . Поэтому уже у пр. Исайи понятие евион, бедный, делалось религиозным понятием совершенно сходным со сродным понятием «ани» в псалмах. Но, не смотря на это, благосостояние повсюду рассматривается, как действительное благо и как благословение, на которое благочестивый с уверенностью может рассчитывать: «Блажен боящийся Иеговы: плодами трудов своих он будет наслаждаться», Пс.127:1 и 9. Божественная премудрость дарует своим последователям богатство и почести, Прит.3:16; 15:6 . Поэтому и в повествовавших богатство мужей благочестивых выставляется с чувством удовлетворения, ср. Быт.13:2; 26:13 ; Иов.1,4–42 . И мудрые приточники знают, что богатство – замок крепкий, между тем как беднякам нет опоры, Прит.10:15; 18:1 . Бедный – в тягость даже другу, а богатый – любим всюду, Прит.14:20 . Богатый господствует над бедным, а должник – раб своего заимодавца, Прит.22:7 . Вследствие этого, основного воззрения, а еще более в силу присущей ей глубокой гуманности ветхозаветная религия должна была рассматривать смягчение социальных крайностей, как неустранимый долг. Пророки не довольствуются тем, что порицают всем известные жестокости и несправедливости сильных, они также неутомимо убеждают к сострадательной деятельности в отношении к нуждающимся соотечественникам и живущим среды израильтян иноземцам. Истинно праведный дает хлеб алчущему и одевает нагого Иез.18:7–16 . Кто делает это, тот правильно совершает пост, Ис.58:6 и д. Тому же поучает литература о премудрости во многих и прекрасных увещеваниях, Прит.3:27; 14:21; 22:19 . В своем обозрении своей прежней жизни – одном из прекраснейших ветхозаветных отделов – Иов говорит: «я спасал страдальца, вопиющего о помощи, и сироту беспомощного; несчастным я был благословляем, и сердце вдовы я наполнял радостью, я был отцом для бедных, я заботливо разбирал тяжбу неизвестного мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13—14. 1166 Orac. Sybill., fr. 1, 10—13. 1167 Fr. 23; 14—15 DK. 1168 Fr. 23 Snell. 1169 Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229—30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230. Тот же самый текст Климент цитирует в Протрептике 6, 72. 1170 Euripides, Antiope, fr. 210. 1171 Sophocles, fr. dub. 1026. 1172 Fr. 1. 1173 Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG). 1174 Parmenides, fr. 8, 3—4 DK; Платон, Софист, 237 а. 1175 Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West. 1176 Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.— Sophocles, fr. 1025 TGF). 1177 Euripides, fr. 941. 1178 [Euripides] Peiritoos, fr. 593 ­­ Kritias, fr. 19 DK. 1179 Aeschylus, Heliades, fr. 70. 1180 Heraclitus, fr. 32—34 DK (84, 104, 2 Marcovich). 1181 Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристея Кротонского (Aristaios, peri a(rmovi a», Stobaeus, I, р. 176—77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts. 1182 Огас. Sybil., fr. 1, 28. 1183 Одиссея, IX, 410—411. «Никто» — имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа. 1184 Orpheus, fr 338 Kern. 1185 Xenocrates, fr. 18 Heinze (217 Isnardi-Parente); cf. Plutarch., Quest. Plat. 9 (Mor. 1007 sq.). 1186 Cf. fr. 228 Usener. 1187 Илиада, XXII, 8—10. 1188 Epicharm., fr 56, 57 DK. 1189 [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Ис. 65: 24. 1190 Ср. Ис. 58: 9; 65: 24. 1191 Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP). 1192 Euripides, Phrixos, fr. 835. 1193 Euripides, fr. dub. 1131. 1194 Sophocles, fr. dub. 1027. 1195 Orpheus, fr. 21а Kern. 1196 Empedocles, fr 147 DK. 1197 Orpheus, fr. 246 Kern. Немного ниже последний текст приводится в несколько ином чтении: Стром. V, 127. 1198 Orpheus, fr. 248 Kern. 1199 JWshe> Euseb., Clem. Prot. 8, 79, 2; hJsaì> ou L. 1200

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   Callimachus, fr. dub. 145 Schneider. R. Pfeiffer этот фр. исключил.    Solon, fr. 19 Diehl; cf. Стром. VI 144, 3. «Седмицы человеческой жизни» в переводе В. Латышева см. в: Античная лирика. Москва, 1968, с. 133.    Прем. 2: 12; Государство, II 361е-362е.    Ис. 40: 18. Antisthenes, fr. 24 Mullach (FPG II, р. 277); 40а Caizzi.    Xenophon, Memorabilia IV, 3, 13—14.    Orac. Sybill., fr. 1, 10—13.    Fr. 23; 14—15 DK.    Fr. 23 Snell.    Cleanthes, fr. 557 Arnim; fr. 3 Powell, р. 229—30. Fr. 560 Arnim; fr. 5 Powell, р. 230. Тот же самый текст Климент цитирует в Протрептике 6, 72.    Euripides, Antiope, fr. 210.    Sophocles, fr. dub. 1026.    Fr. 1.    Melanippides, fr. 6 Diehl (762 Page, PMG).    Parmenides, fr. 8, 3—4 DK; Платон, Софист, 237 а.    Hesiodus, fr. 195 Rzach; fr. inc. 308 West.    Hecataios, fr. dub. 18; FHG II, р. 396 (ps.— Sophocles, fr. 1025 TGF).    Euripides, fr. 941.    [Euripides] Peiritoos, fr. 593 ­­ Kritias, fr. 19 DK.    Aeschylus, Heliades, fr. 70.    Heraclitus, fr. 32—34 DK (84, 104, 2 Marcovich).    Timaeus Locr., test. 7 Marg. В действительности это цитата из неопифагорейского трактата Аристея Кротонского (Aristaios, peri a(rmovia», Stobaeus, I, р. 176—77). Cf. Thesleff, Pythagorean Texts.    Огас. Sybil., fr. 1, 28.    Одиссея, IX, 410—411. «Никто» — имя, которое использовал Одиссей, чтобы обмануть Циклопа.    Orpheus, fr 338 Kern.    Xenocrates, fr. 18 Heinze (217 Isnardi-Parente); cf. Plutarch., Quest. Plat. 9 (Mor. 1007 sq.).    Cf. fr. 228 Usener.    Илиада, XXII, 8—10.    Epicharm., fr 56, 57 DK.    [Menander] Pseudoepigr., fr. 1130. Этот текст, как и следующий, по- видимому, является каким-то эллинистическим иудейским подражанием классическим авторам. Поэтому не удивительно, что сходство с Ветхим Заветом почти вербальное, как это в данном случае справедливо отмечено Климентом. Ис. 65: 24.    Ср. Ис. 58: 9; 65: 24.    Cf. Philemon, Pseudoepigr., fr 246 Kock (CAP).    Euripides, Phrixos, fr. 835.    Euripides, fr. dub. 1131.    Sophocles, fr. dub. 1027.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еще Господь советует тебе помазать глаза коллурием, или глазною мазью, под которою должно разуметь познание истины, или совершенную уверенность в истине слов Господних. Чтобы ходить во свете заповедей и не спотыкаться, для этого, кроме внимательного рассматривания откровений Господних, весьма способствует деятельное исполнение такого совета: раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия бескровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одень, и от свойственных племени твоего не презри; тогда разверзется рано свет твой, и тьма твоя будет яко полудне ( Ис.58:7, 8, 10 ). Тогда уже не будешь ходить во тьме, но увидишь свет Животный (Ср. Ин.8:12 ). Так-то вот возвращаются души наши к животу и свету вечному! Вас, о человецы! молю, – говорит нам Писание от лица Божия, – вдаю мой глас сынам человеческим: приимите вразумление, и не отмещите; оставите безумие, и живи будете ( Прем.8:4, 10, 34 ). Юноша! тебе глаголю, востани ( Лк.7:14 ), – так Господь сказал мертвецу, несенному на погребение, и он вдруг ожил от слов Господних. Вот как они сильны! А над нами Господь не творит такой силы, – почему? Изъясняет Евангелие причину такими словами: и не сотворил Господь по неверию их, чудес своих многих ( Мф.13:58 ). И вот потому, чтобы не губить неверных, Господь употребляет еще другое средство: се стою при дверех, – говорит Он, – и толку, да еще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним ( Откр.3:20 ). Стоит, образ раба приняв, Пришедший с небес, чтобы взыскать и спасти погибших ( Мф.18:11 ), стоит и ожидает, как бы милости какой, – не услышит ли кто Его голоса, не обратит ли внимания на Его убеждения? Стоит Он посреди нас и доныне, как пришлец, как странник, а имя Ему – Господь, стоит и тихо ударяет в двери ожесточенных сердец наших: ибо, как говорит, кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Мы же, как точно глухие или как омертвелые, нисколько не обращаем внимания на то, что Он говорит нам, и не оказываем Ему никакого сердечного расположения. И долго ли же это будет? О, Господи! Господи! или уже изрек Ты нам: спите прочее и почивайте ( Мф.26:45 )? Просвети очи мои, да не когда усну в смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   Спасительные страдания Господа Иисуса Христа начинаются с Его рождения в мир сей и простираются до Его смерти на кресте посреди разбойников. Всемогущий и безгрешный Богочеловек родился в вертепе (см. Лк.2:7) — разве это не страдание? Жизнь Богомладенца Иисуса с самых пелен находится в опасности от свирепого Ирода, хотевшего Его погубить (см. Мф. 2:13-14). Воплощенный Бог трудится и утомляется, как обычный ремесленник-древодел (см. Мк.6:3); разве в этом нет страдания? Он, досточудный Господь небес и небес над небесами, живет на земле, как настоящий бедняк (см. Лк.8:2-3), и скитается по миру, как бездомный, не имеющий где приклонить голову (см. Мф.8:20; Лк.9:58, 21:37). Он терпит голод и бывает искушаем (см. Мф.4:1-11; Мк.1:13; Лк.4:2-13; Евр.2:18, 4:15). Он страждет от голода (см. Мф.21:18; Мк.11:12), от жажды (см. Ин.4:7, 19:28), от усталости (см. Ин.4:6). Его, Бога во плоти, безмерно оскорбляют, говоря, что Он силою бесовского князя изгоняет демонов (см. Мф.9:34, 12:24; Мк.3:22; Лк.11:15); Его называют «веельзевулом» (Мф.10:25), «ядцей и винопийцей» (ср.: Мф.11:19; Лк.7:34); заявляя, что в Нем бес (см. Ин.8:48, 7:20, 10:20), что Он безумствует (см. Ин.10:20). Он, единый Безгрешный, претерпел страшные поношения и поругания от грешников (см. Евр.12:3; Лк.23:11). Его жизнь постоянно в опасности от иудеев (см. Лк.4:28-30, 13:31, 20:19-20; Ин.7:1, 19, 10:31-33, 39, 11:53-54); Его, воплощенное Человеколюбие, мир ненавидит и гонит (см. Ин.15:18-20). Он страдает из-за неверия евреев и их духовного ослепления (см. Мф.23:37) и плачет из-за этого (см. Лк.19:41-44). Он оплакивает смерть Лазаря (см. Ин.11:33, 35). Его предсмертные страдания трогательны и потрясающи (см. Мф.26:37-45; Мк.14:32-41; Лк.23:39-46; Евр.5:7). Как кроткий и непорочный Агнец, Он носит на Себе грехи мира и мучится (см. 1Пет.2:21-24; Евр.5:7; Ис.53:6, 8). В Своих страданиях Он с горечью чувствует Свою богооставленность (см. Мф.27:46; Мк.15:34; Пс.21:2). Он сильно скорбит от того, что ученик предает и продает Его (см. Мф.26:21, 46-50; Мк.14:18-21, 42-45; Лк.22:21-22, 47-48; Ин.13:21, 18:1-5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И если фарисеизм и книжничество строили свою теорию спасения и преимущества Израиля пред другими народами на основании обрезания плоти и плотского происхождения от Авраама, то евангелист дает понять, что в Аврааме предначертан идеал нравственно-мессианской веры, послушания Богу и самоотвержения до жертвы единственным сыном, за что он и удостоился оправдания пред Богом и обетования быть отцом Спасителя, в Коем благословятся все народы земли, а не один Израиль ( Быт.15:6; 17:1 ; след. 22:16–18 и др. ср. Рим.2:25 ; дал. 9:7–9; Мф.3:9 ; Ин.8:33–58 и др.). Те же прообразы нравственно-мессианского идеала даны и в других предках Господа за первый период родословия. Так в Исааке повторен прообраз Авраама ( Быт.25:21; 26:2–5 ; Гал.4:28 ). В Иакове предъуказано, что не плоть первородства Исава, его чувственный эгоизм и грубая сила внешняя ( Быт.25:27–34 ), но нравственная сила кротости ( Быт.25:27 ) и послушания ( Быт.27:8 ) дает Иакову благословение Авраамово и наследие земли ( Быт.27:29; 28:3–4 ), так что по предведению этих нравственных качеств благодать Божия уже от чрева матери предъизбирает достоинейшего и отвергает недостойного ( Мал.1:2–3 ; Рим.9:11–13 ). По типу кроткого отрока Иакова пророк изображает Мессию, каковое пророчество евангелист, как увидим применяет ко Христу ( Ис.42:1–4 ; ср. Мф.12:18–21 ), – а также мессианского Израиля, как прообраз Мессии и его царства ( Ис.41:8–14 ). Иуда, хотя и является предносителем царственной власти и могущества Мессии и, как родоначальник Мессии, получает обетование о скипетре и законодателе от чресл его, доколе приидет Примиритель покорных ему народов, но удостаивается этого опять не по праву плотского наследства, ибо был младшим из братьев своих – сыновей Лии ( Быт.29:35 ), а по своим нравственным качествам избирается из всех двенадцати сынов Иакова быть праотцом и прообразом Мессии – Примирителя народов ( Быт.49:8–10 ; ср. Апок.7:5 ). В рождении близнецов Фареса и Зары выражается тот же закон предъизбрания от чрева матери достойнейшего по своим нравственным качествам ( Быт.38:27–30 ), – закон, осуществленный особенным чудесными образом во время самого рождения близнецов, так что Фарес родился прежде Зары, хотя по естественно-плотскому закону Зара должен бы быть первенцем и, следовательно, праотцом Давида и Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010