Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа. митрополит Иерофей (Влахос) Е.М. Верещагин Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа. Так, царь-псалмопевец  Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс.14:1-5 ):    Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?  кто может обитать на святой горе Твоей?    Тот, кто ходит непорочно и делает правду,    и говорит истину в сердце своем;    кто не клевещет языком своим,    не делает искреннему своему зла    и не принимает поношения на ближнего своего;    тот, в глазах которого призрен отверженный,    но который боящихся Господа славит;    кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;    кто серебра своего не отдает в рост    и не принимает даров против невинного.    Поступающий так не поколеблется вовек. Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;  тот будет обитать на высотах… Пророк Михей ( Мих.6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями:  О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упоминает о двух заповедях:  Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду… Наконец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы . Цитаты о заповедях Божьих «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах». свт. Иоанн Златоуст «Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Когда настало время пойти против безбожного царя, Езекия собрал свой народ «к себе на площадь у городских ворот и говорил к сердцу их и сказал: Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому чго с нами более нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словом Езекии, царя Иудейского» ( 2Пар.32:6–8 ). Из жития Александра мы знаем, что он также пытался «крепити дружину свою», еще будучи в Новгороде. Его слова: «Не в силе Бог , но в правде, а помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» и т. д. довольно ясно передают смысл той более законченной речи, которой Езекия подкреплял свой народ. После победы, одержанной при помощи Ангела Господня, Езекия «возвысился в глазах всех народов» ( 2Пар.32:23 ). Ему досталось от Господа Бога «богатства и славы весьма много» ( 2Пар.32:27 ): и города он построил себе, «потому что дал ему Бог весьма большое имущество» ( 2Пар.32:29 ). После разорения Иудеи неприятелем, когда «пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену», он восстановил служение в доме Господнем и освятил его вновь ( 2Пар.29 ). Выше мы имели случай отметить некоторое сходство между царствованием Давида и княжением Александра после победы над врагами отечества. Здесь открываются другие подробности, которые проливают свет на рассматриваемое место жития. Как Езекию, так и Александра Бог щедро благословил: «распространи Бог землю его богатством и славою», говорится в житии. После опустошения Татарами Суздальской земли Александр « церковь воздвигнув и град исполнив и люди распуженныя собра в домы своя». Такой князь, по мнению биографа, похож на идеального князя, изображенного «Исаией пророком», тихого, кроткого, смиренного, милостивого, не собирающего богатства. Автор, по всему вероятию, намекает на Ис.1:16–17, 23 , ср. Ис.56:1–2 27 . Третьим ветхозаветным образцом для изображения боевых успехов Александра выбран библейский рассказ об Иисусе Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сектанты говорят: Евр.8:10–11 : мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей. Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ; 1Пет.5:1–5 ). Сектанты говорят: 1Кор.14:26–31 . Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение». Православный ответ: Здесь не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, не знающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу ( Деян.2:4 ), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» ( 1Тим.1:7 ). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Златоуст, 34 беседа на 1Кор.13:8 ), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1Кор.12:28–29 , ср. Еф.4:11 . Сектанты говорят: Иер.10:21; 50:6 . Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священноначалии, которое, хотя и не хорошо было, но существовало до Христова апостольского священства. Сектанты говорят: Ис.56:10–12 . Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис.66:18–22 ; также и пророк Иер.3:14–15 , и оно утверждено Спасителем: Еф.4:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактат 1/пер. с др.-греч., предис. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность 2019. 2 (2). С. 78–108. Фотий Константинопольский , свт. Амфилохии. Трактаты 223–248/пер. с др.-греч., предисл. и примеч. Д.Е. Афиногенова// Библия и христианская древность. 2019. 4 (4). С. 44–76. Литература Afinogenov D. Patriarch Photius as Literary Theorist: Aspects of Innovation//Στφανος Studia Byzantina ac Slavica Vladimiro Vavrinek ad annum sexagesimum quintum dedicate. Byzantinoslavica. 1995. T. 56. 2. P. 339–345. Παναγπουλος, Ιωννης. Η εpμηνεα της Αγας Γpαφς οτην εκκλησα των Πατpων I–II. θως (Σταμολης Α. Ε.). Stamoulis Publications, 2010; рус. Пер.: Панагопулос И. Толкование Священного Писагия у отцов Церкви/(пер. и послесл. Свящ. Максима Михайлова). Т. 1–2. М., 2013–2015. Амфилохии. 76, 78–80 76. Что означает сказанное Господом ученикам в Евангелии: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и, слыша не разумеют (Лк.8:10)? Речение, смысл которого ты просил объяснить, записано у четырех евангелистов, а прежде высказано пророком Исаией: но три в порядке пересказа передают речение своими словами, а боговещанный Матфей приводит его в качестве сопоставления и свидетельства. Ибо Исаия, когда удостоился стать зрителем славы Господней, и один из Серафимов углем очистил ему уста (ср. Ис.6:6–7 ), тогда и услышал тот Божественный глас, говорящий ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:9–10 ). Но таковы пророческие слова, употребленные в Евангелии; означают же они неразумие тогдашних иудеев, ничуть же не меньше предсказывают и подражание им со стороны их отобразивших позднее, тех, что не послушались учения Спасителя, Который необычайными делами и сверхъестественными речами обличил их слух и зрение, первый как добровольно оглохший, а второе как ослепшее от повреждения неверием, а [их самих] у как не пожелавших ни отворить слух к столь великой пользе слов и раскрыть глаза на столь боголепные сияния чудес не захотевший. Поэтому и пророк, свидетельствуя, что глухота и слепота появились у них не извне, но из-за собственной порочности, говорит: огрубело сердце народа сего. А поскольку они огрубили свое сердце, потому и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, а потом, указывая, что они даже не хотят воспрять от добровольного увечья, добавляет: да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак, они огрубели сердцем, поэтому с трудом слышат и сомкнули свои глаза: а закрыли глаза и заткнули уши, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, а бездействие их претерпели добровольно, чтобы, обратившись, не получить исцеления от таких недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Этими местами св. Писания выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душою есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в них почил Дух Господень; однако такие люди Божий храм усердно посещали, как напр. прор. Давид: Пс. 5:8; 26:4 ; апост. Павел: Деян. 22:17; 24:18 . Сектанты еще ссылаются в отрицании храмов на Деян. 2:46 ; но эта ссылка не столько подрывает, сколько утверждает достоинство храмов Божиих. Здесь повествуется о том, что первые христиане для молитвы («единодушно») ежедневно являлись в храм иерусалимский, для совершения же «преломления» собирались у себя в домах. Последнее делали, очевидно, потому, что в храме иерусалимском им иудеи этого не дозволили бы. Когда эти «дома» и «горницы» христиане приспособили нарочито для молитвы и богослужения («но обыкновенно был молитвен, дом», «в горнице было довольно светильни ков»: Деян. 1:13; 20:8 ), – тогда у них явились свои св. храмы, настоящие храмы христианские. Разумеется, это приспособление и устройство требовало времени, и потому по необходимости первые христиане преломление совершали временно «по домам». Сами сектанты признают необходимость нарочитых домов для молитвы, или что то же, св. храмов, но только по своей злонамеренности, упорству неразумно путают в названиях, исключительно применяя к человеку название – «храм», к молитвенной же постройке – «дом»; между тем человек, хотя и называется «храмом» и «домом», но тем не менее живет по большей части в доме (квартире) вещественной, да наконец и само слово Божие безразлично применяет названия «храм» и «дом», как к человеку, так и к зданию, что видно из тех же мест св. Писания, которые приведены сектантами: напр. к человеку ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 1Пет. 2:5 ; Евр. 3:6 ) и к свящ. постройке: Пс. 121:1–2 ; Ис.56:7 ; Мф. 21:12 ; Деян. 22:17 . Пс. 5:8 . А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Пс. 26:4 . Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его. Деян. 22:17 . Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. Деян. 24:18 . При сем нашли меня очистившагося в храме не с народом и не с шумом. Деян. 1:13 . И пришедши взошли в горницу, где и пребывали,Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома. Деян. 20:8 . В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Пс. 121:1 Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. 2 . Вот, стоят ноги наши в вратах твоих, Иерусалим. Ис. 56:7 . Я приведу на святую гору Мою. и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Мф. 21:12 . И пошел Иисус в храм Божий. Деян. 22:17 . Когда же возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В греческом тексте Евангелия от Луки плакали и рыдали о Нем (κπτοντο κα θρνουν ατν) относится не только к женщинам, но и к множеству народа. 480 Картина, нарисованная здесь Лукой, вносит коррективу в повествования прочих евангелистов, из которых может создаться впечатление, что весь народ был настроен против Иисуса и все ученики, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Из повествования Луки следует, что в толпе, сопровождавшей Иисуса к месту казни, было немало искренне сочувствующих Ему: среди них евангелист особо выделяет женщИн.Как мы говорили в другом месте, характерной особенностью Евангелия от Луки является то, что в нем женщинам из окружения Иисуса уделяется больше внимания, чем в каком-либо другом Евангелии 481 . Идя к месту казни, Иисус говорит не о Себе, но об Иерусалиме. Как мы помним, только у Луки содержится рассказ о том, как Иисус, приблизившись к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:41–44 ). Слова, которые Иисус обращает к женщинам на пути к Голгофе, созвучны этому пророчеству: вновь, как и тогда, Иисус протягивает смысловую нить между Своей смертью и разрушением Иерусалима. Связующим звеном между двумя эпизодами является слово «дети»: в первом случае речь шла о детях Иерусалима, во втором – о детях «дочерей Иерусалимских». Последнее обращение Иисуса к женщинам целиком соткано из библейских аллюзий. Выражение «дочери Иерусалимские» встречается в библейской книге Песнь песней во множественном числе ( Песн. 2:7; 5:16; 8:4 ), в книгах пророков – в единственном ( Ис.37:22 ; Соф.3:14 ; Зах.9:9 ). По общей тональности слова Иисуса напоминают пророчество Иеремии: Итак, слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую – плачевным песням. Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей ( Иер.9:20–21 ). Упоминание о неплодных может напомнить пророчество Исаии, начинающееся словами: Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами ( Ис.54:1 ). Однако если у Исаии речь шла о благословениях, которые изольются на женщин иерусалимских, то Иисус, напротив, предвозвещает ожидающие их бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Далее в Евангелии от Матфея читаем: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1: 22–23). Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна! Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии . Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24). Некоторые мессианские пророчества подвергаются нападкам со стороны иудеев, желающих истолковать их в своем антихристианском духе. Так, например, рассматриваемый нами текст из пророка Исаии (Ис. 7: 14) подвергается пристальному филологическому анализу как со стороны христиан, так и со стороны иудеев. Например, на сайте «Маханаим» в интернете размещена статья П. Полонского, озаглавленная «Евреи и христианство». В данной статье господин Полонский в частности делает уточнение по поводу христианского прочтения текста Ис. 7: 14 в сравнении его с текстом Притч. 30: 19: «Таким образом, из самого смысла отрывка однозначно следует, что слово “алма” означает не девственницу. Вот почему никак нельзя перевести слово “алма” у Исаии как “Дева”: это очевидная ошибка в понимании еврейского текста – либо же подтасовка». Но в этой же статье Полонский вынужден признать: «Проблема, однако, в том, что ивритское слово “алма”, которое употребляет Исаия, однокоренное с ивритскими словами “элем” – “юноша”, “отрок” (см.: Самуил. I. 17: 56) и “алумим” – “юность” (см.: Исаия. 54: 4; Псалмы. 89: 46)». Полонский предлагает слово «алма» перевести как «молодая женщина». У слова «алма» есть единственный смысл – «дева» Обозначим вопрос: насколько слово «алма» свидетельствует о юности представительницы женского пола? Из сравнения с другими текстами Ветхого Завета можно вычленить доминирующий и я бы даже сказал единственный смысл слова «алма». В Книге Бытия 24: 43 это слово используется по отношению к Ревекке, будущей жене Исаака еще до ее встречи с ним. В 16-м стихе этой же главы Ревекке дается следующая характеристика: «Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх» (Быт. 24: 16).

http://pravoslavie.ru/92819.html

Еще прежде, чем они стали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф был мнимым мужем Марии, а в действительности хранителем посвященной Богу девической чистоты Ее и очевидцем Ее непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить от диавола тайну Своего воплощения от пречистой Девы, и для сего Он покрыл девство Матери Своей супружеством, чтобы враг не знал, что это та Дева, о Которой предрек Исаия: «се, Дева во чреве примет» (Ис. 7:14). Об этом свидетельствует святой Афанасий, архиепископ Александрийский в следующих словах «Иосиф должен был послужить таинству, чтобы Дева, как бы имеющая мужа, славилась и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою от диавола, дабы он не знал имеющего совершиться, каким образом Бог благоизволит пребывать с людьми» (Слово на Рождество Христово). И святой Василий Великий говорит: «Обручение с Иосифом совершилось для того, чтобы утаить от князя века сего (т. е. диавола) воплощение Сына Божия» (Слово на Рождество Христово). То же говорит и святой Иоанн Дамаскин «Иосиф обручается Марии как муж, чтобы диавол, не зная о безмужнем Рождестве Христовом от Девы, отступил, т. е. перестал возбуждать Ирода и подстрекать иудеев к зависти. Ибо диавол с самого того времени, когда Исаия предрек, что «се, Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14), зорко следил за всеми девицами, как бы которая из них не зачала без мужа и не родила, оставаясь девою. Божие смотрение устроило Обручение Девы Марии с Иосифом, дабы от князя тьмы утаилось и девство Пречистой Богородицы, и воплощение Бога Слова». Еще прежде совершения супружеской тайны, Пречистая Дева Мария оказалась имеющею во чреве от Духа Святого, и возрастало святое чрево Ее, вмещающее в себе невместимого Бога. Особенно же обнаружилась Ее беременность тогда, когда, по прошествии своего трехмесячного пребывания у Елисаветы, Она возвратилась в дом свой (Лк. 1:56), и Божественный плод внутри Ее с каждым днем возрастал, а день рождения младенца Христа все более и более приближался. Увидев это, Иосиф был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

И еще: Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4:4). И все Писание, как ветхозаветное, так и новозаветное, исполнено таких свидетельств, и сами дела возве­щают, что воплотился Единородный, а не Отец. Итак, видев ли Отца воплотившимся, Сын воплотился? По-видимому, Он не воплотился бы, если бы не видел Отца воплотившимся, потому что Он не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего . Когда же Он мог бы видеть Отца сде­лавшим это? Ты не в состоянии сказать. Между тем не по­думай, что это событие маловажное. Воплощение Единородного, снисхождение Его есть главизна нашего спасения. Прежде, нежели Он сделался человеком, господствовало зло, глубочайшая ночь покрывала все, везде были жертвенники и идольские ка­пища, смрад, дым и потоки крови не только овец и волов, но и людей, — потому что приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам (Пс.105:37); и это делал такой народ, который имел про­роков, получил закон, удостаивался созерцать Бога и был воспитан столь многими чудесами. Если же эти люди были таковы, то представь, в каком были состоянии прочие части вселенной, где люди были приводимы в неистовство бесами, предавались порокам, раболепствовали всем страстям, слу­жили лесам, поклонялись камням, горам, холмам, лесистым долинам, деревьям, озерам, источникам и рекам. Но для чего говорить о прочих? И на основании пороков, господство­вавших у иудеев, я могу судить о чрезмерности их у прочих народов. Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого (Иер.5:8). Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис.1:3). Все они немые псы, не могущие лаять (Ис.56:10). У тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд (Иер.3:3). Есть ли разумеющий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны (Пс.13:2,3). Еще другой говорит: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились (Иер.6:29). Еще иной: клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос.4:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как видим, Златоуст признавал наличие метафор и других фигур речи в Писании, однако обычно он воздерживался от “художественной” интерпретации. Например, он толковал песнь Исаии о винограднике как расширенную метафору о настойчивых, но тщетных попытках Бога привести израильский народ к праведности и послушанию. Отрывок в Исаии звучит так: “У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя” (Ис 5:1–6). О другом тексте из великих пророков Златоуст говорит следующее: “Когда и какие места Писания нужно принимать в переносном смысле, и что мы не можем по собственному произволу употреблять эти правила, но должны по указанию самого Писания пользоваться иносказательным образом речи (Иезекииль) не предоставляет произволу слушателей объяснять эту иносказательную речь, но сам же говорит, кого он разумеет под орлом и кого под кедром (Иез 17:3–12) И везде в Писании таков закон: когда оно употребляет иносказание, то предлагает и изъяснение иносказания ( ™peid¦n , ka€ mБj ˜rmhne…an ), чтобы не просто и не случайно необузданный произвол желающих иносказания блуждал и носился повсюду ( жj ™piqum…an топ plan©sqai ka€ раптасоа )” (1900. 6. 64= PG 56, 60). Этот комментарий прежде всего показывает отношение Златоуста к аллегоризированным толкованиям; затем — его убеждение, что Писание толкует Писание. Он ссылается на Притч 5:17–19, Ис 8:7–8 и Иез 17; Иезекииль 17 — особенно удачный пример, поскольку отрывок из Иезекииля — это чистая аллегория, смысл которой поясняется в контексте. Отрывки из Притч и Исаии также очень полезны, хотя вряд ли могут рассматриваться как примеры собственно аллегории, скорее как метафоры 31 .

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010