Эта гора – Христос, и дом Бога Иаковлева – единая Церковь Его, и – возвещает он, – к ней сбегутся племена и стекутся народы. О ней вновь говорит пророк: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собрались и пришли к тебе... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе ( Ис.60 :1,3–4,10). Показывая, что произойдет с племенем или народом, который отойдет от общности с единой Церковью, пророк продолжает: Народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут ( Ис.60:12 ). Еще в одном месте он говорит похожее: Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ( Ис.55:5 ). Один Господь Христос, Чье единое владение на весь мир – святая Церковь . Следовательно, Он – Глава, a она – тело, о чем говорит в начале книга Бытия: Будут двое в одной плоти ( Быт.24 ), что апостол понимает как Христа и Церковь . 396 Так как Христос хочет иметь одну Церковь из всех народов, тот, кто вне ее, пусть и носит имя христианина, однако не причастен телу Христову. Ересь, которая презрела единство с Кафолической Церковью, любит Христа прелюбодейной любовью, занимает место не жены, а любовницы. Писание поистине говорит о двух в одной плоти, то есть о Христе и Церкви, и для третьей, блудницы, места нет. «Ибо одна, – говорит Христос, – подруга Моя, одна супруга Моя, одна дочь родительницы своей». 397 Об этом и сама Церковь возвещает: Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой – мне ( Песн.6:3 ). Теперь пусть ереси ищут того, кем были развращены и чьими блудницами стали, так как они отошли от незапятнанного ложа Христова, а мы знаем, сколь ценна [ Церковь ] этим единением любви. Восславим на этом празднестве Бога, Который не допустил, чтобы народы, за которые пролита была кровь Его Единородного Сына, были пожраны зубами дьявола, если они выйдут из единой овчарни. Пусть немощный разбойник скорбит о том, что упустил свою добычу, так как мы видим, что исполнились слова, услышанные нами от пророка: Вот, плененные сильным отняты, a то, что было отнято, спасено храбрым ( Ис.49:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этими двумя пророками — Амосом и Осией — и ограничивается пророческое наследие Северного царства (Израиля), так как совсем скоро, в 721 г. до Р.Х., оно прекращает свое существование, будучи завоевано ассирийцами. Исайя (VIII–VII вв. до Р.Х.). Примерно в это же время в Южном царстве (Иудее) проповедовал Исайя, величие которого, во-первых, в том, что он проповедовал долго, хотя и не непрерывно, более 40 лет и от него сохранилось много речей, ставших содержанием первых 39 глав одноименной книги. Во-вторых, его заслуга — в формулировке целого ряда идей, которым суждена была долгая жизнь в разных формах в других Писаниях Библии. Главная из них выразилась в целой серии пророчеств о Мессии (Эммануиле) и о мессианских временах ( Ис. 7 ; 9; 11). Наконец, втретьих, книгу пророка Исайи причисляют к великим пророкам потому, что в нее входят еще две, не менее богатые богословием части — Девтероисайя ( Ис.40-55 ) и Тритоисайя ( Ис.56-66 ; см. ниже). Именно пророку Исайе принадлежат одни из самых ярких в Библии высказываний, беспощадно критикующие недолжное «магическое» отношение к жертвенному религиозному культу: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; ново месячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис.1:11-15 ). Кстати, похожие речи мы встречаем и у Амоса ( Ам.5:21-23 ). Похожие по смыслу высказывания — о превосходстве этического начала над культовым — мы встретим и у других пророков. Можно сказать, что пророческая традиция, особенно в лице своих наиболее ярких представителей, составляет оппозицию тому ритуализму, которым обильно насыщен Ветхий Завет и за которым стоит авторитет священников. Это — два полюса напряжения, за счет которых достигается правильный баланс между религией, понимаемой как культ (ритуалы, жертвоприношения, правила и уставы), и этикой как послушанием Богу в нравственной сфере.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Сегодня Сын плотника ( Мф.13:55 ) – Вседетельное Слово сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] – как перстом – притуплённое тесло 17 нашего естества, построил Себе одушевленную Лестницу, основание Которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [Лестницу], на Которой почил Бог и образ Которой видел Иаков ( Быт.28:12–13 ). Сойдя по Ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). Сие – сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней. Мысленная Лестница – Дева – утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава – муж ( 1Кор.11:3 ), но для Этой, ибо мужа Она не знала, Главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами ( Ин.1:14 ). Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого. Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф.19:12 ; Лк.8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству. Свидетель тому – Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Слово " ныне» не имеет отношения к предвечному рождению, которое вне времени. 4. Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, Врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и Ворота (сии) будут затворены (см. Иез.44:1–3 ). В Вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10: 7 ) и Восток – имя Того ( Зах.6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу (см. Еф.2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры – предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ( Пс.95:11 ), ибо в нем рождается Раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую Жемчужину – Христа (см. Мф.13:46 ). Из этой [Раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс.27:3 , Ис.61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности. Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исаии, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 , Мф.1:23 ). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог . Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас (см. Ис.8:8–9; 63:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть Днесь вод освящается естество Марина Бирюкова   11:30 18.01.2021 735 Время на чтение 6 минут Великий и радостный праздник Крещения Господня, или — вернее! — Богоявления. Торжественное, богатое смыслами и духовной поэзией богослужение; древние паремии, чудные стихиры, погружаемый в воду крест, сверкающие капли воды, пар над крестообразной прорубью — «иорданью», ни с чем не сравнимое чувство присутствия благодати Божией: «Жаждущие! Идите все к водам» (Ис. 55, 1) — и вот, мы пришли на источник спасения и можем в радости черпать (см.: Ис. 12, 3). Что за событие произошло на Иордане в самом начале земного служения Христа, в чем его непреходящее значение? Пророки богоизбранного еврейского народа — Исаия, Даниил, Михей, Захария, Аггей, Малахия — издревле предвидели приход на землю Мессии, Отрасли, Отрока, Царя, Агнца, Желаемого, Помазанника — Христа. Духовную династию ветхозаветных пророков завершил тот, кому было суждено встретить Христа на земле и показать Его народу — Иоанн, сын священника Захарии и жены его Елисаветы, родственник Христа по Его человечеству, Предтеча Его и Креститель. Миссия Иоанна также предвосхищена пророками Ветхого Завета: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40, 3). Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал. 3, 1). Приготовить путь — значит подготовить народ к встрече с Желаемым, призвать людей к покаянию и совершить над каждым из них обряд омовения от грехов. Вот это омовение и получило в славянском переводе Священного Писания наименование крещения Иоаннова. На первый взгляд, это нелогично: ведь слово «крещение» происходит от слова «крест», а Крест на Голгофе был воздвигнут лишь через три года после этих событий; но чуть позже мы к этой кажущейся нелогичности вернемся. Сейчас скажем лишь, что крещение Иоанново нельзя отождествлять с тем Таинством Крещения, которое было совершено в то или иное время над каждым из нас, сегодняшних членов Церкви Христовой. Люди, прошедшие через руки Иоанна, не становились членами церкви Троицы, но лишь получали эту возможность в будущем. Об этой разнице, о недостаточности обряда омовения говорит сам пророк: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

http://ruskline.ru/opp/2021/01/18/dnes_v...

Павел говорит: мы «приступили к горе Сиону... и тьмам Ангелов, ...церкви первенцев, написанных на небесах, ...и к Ходатаю нового (ναν) завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). «Говоря “новый”, показал ветхость первого» ( Евр.8:13 ). В другом месте называет завет лучшим, говоря: «получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета... Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр.8:6–7 ). Вот и первый и второй. А где он называется вечным? Слушай, что говорит Павел: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного» ( Евр.13:20 ). Тогда как первый завет был временным, этот называется вечным. И в другом месте говорится: «дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» ( Ис.55:3 ). Завет новый, недавний, первый, второй, лучший, вечный. Этих заветов Иисус был посредником. Итак, когда человек должен был обновиться, небо делается новым, не потемневшим, но обновленным для нового создания: солнце новое, луна новая, звезды новые, получающие помощь и усиление, потому что пророк говорит: «творю новое небо и новую землю» ( Ис.65:17 ). Так обновляется создание и обещающий не лжет. Какую помощь получает человек, такую получают и стихии. Откуда видно это? Исайя говорит: «и свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро» ( Ис.30:26 ). Видел ты, как не отказался Бог от обещания, но обновил создание? А виновник обновления – Христос. Последователи еретиков, обсуждая это учение, ставят возражение на основании выражения: «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), не понимая, что здесь речь идет не о создании творения, а об обновлении его. Какое это творение обновляется? Слушай, что говорит Павел: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). А чтобы показать, что Он называется первенцем обновляемой природы, он прибавляет: «первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 ), среди обновляемых, призываемых к нетлению, воскрешаемых из мертвых: «во всех...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

20; Иер 33. 11 сл.; Пс 99. 5; 105. 1; 106. 1-8. 15). Инициатор завета-союза не может пренебречь своими партнерами. Большинство метафор, к-рыми ВЗ иллюстрирует реальность завета, передают твердость и преданность, содержащуюся в слове   будь то метафора, отражающая отношения отца и сына, пастыря и стада или брачного союза (брак - особая сфера для проявления  ). У прор. Осии этот термин обозначает отношения Яхве с Его народом, обязательства народа по отношению к Яхве и взаимоотношения внутри народа, поскольку в учении пророков о человеческих отношениях   представляется по схеме Божественного   и некого свода обязательств, как у Мих 6. 8: «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»,- показывающего, что подражание Богу есть главная движущая сила религии и этики ВЗ. Углубление идеи пророками иногда помещает   за пределами завета; именно поэтому нарушение завета людьми не означает отмены  . Яхве говорит неверному Израилю: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии  » (Ос 2. 19); «на малое время Я оставил тебя, но с великою милостью   восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью   помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» (Ис 54. 7-8). В этих стихах   уже более не связь, поддерживающая завет, но собственно источник того, что побуждает Бога входить в отношения с Его народом,- любовь и благодать. Термины    ,   и  ,   - милость, замещающие   - завет, делают значение   явным: Исх 34. 7; Числ 14. 19; Ис 63. 7; Иер 32. 18; Плач 3. 32; Пс 85. 5; 144. 8 не принадлежат уже к языку завета и используются в смысле, исключающем обоюдность, т. е. не требуют эквивалентного ответа человека.   до такой степени неожиданный акт, что в нек-рых текстах он рассматривается как чудо: «Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей» (Пс 16. 7); «благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою» (Пс 30. 22); «да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих» (Пс 106. 8, 15, 21, 31). Однако, сохраняя термин   пророки тем самым настаивают на твердости и надежности, к-рая всегда характеризует действия Божии. Согласно им, не то удивительно, что Бог милостив и благ, ибо и о др. «богах» говорится то же, но то, что любовь Его тверда и истинна. Параллельно с углублением идеи   обнаруживается ее значение в отношении ко времени.   Яхве принадлежит и будущему, и прошлому, посредством   Яхве является уверенностью для будущего (Пс 88. 3; Ис 55. 3) - это не просто проявление Божественной верности в прошлом, благодать, неизменно обещанная царю Давиду,- лишь первый знак, осуществления ее ждал народ. Расширение концепции происходило в пространстве: отношение Яхве ко всему творению также характеризуется как   (Пс 32. 5; 35. 7; 118. 64). Псалом 135 рассматривает не только историю, но и творение как результат   (5-9).

http://pravenc.ru/text/149441.html

III. Вот почему, возлюбленные, благодаря неизъяснимой милости Бога Церковь верных народов приобрела то, чего так и не заслужила синагога плотских иудеев, как говорит Давид: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» ( Пс.97:2 ), а Исаия сходно пророчествует: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис.9:2 ), и опять же: «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе» ( Ис.55:5 ). Так давайте возликуем в день спасения нашего и, будучи Новым Заветом приняты в общность Того, Кому через Отца пророком говорится: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:7–8 ), давайте оценим милость Усыновляющего, ведь как говорит Апостол: «вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Поэтому следует усыновленным исполнять волю Отца, свидетельствующего, что сопричастные униженности Христа станут сонаследниками будущей славы, как говорит Апостол: «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:17 ). Так пусть прославится Господь в своем младенчестве, а телесное рождение и возрастание да не причинят ущерба Божественности, ибо наша природа не может ничего ни прибавить к неизменной сущности, ни убавить у нее, а Тот, Кто «в подобии греховной плоти» ( Рим.8:3 ) сподобился стать подобным людям, в то же время в единстве Божественности остается равным Отцу, а с Ним и со Святым Духом Он живет и царствует во веки веков. Аминь.   Слово X на Рождество Христово I. Довольно часто, возлюбленные, как вы знаете, излагаем мы благотворное для вас поучение о сегодняшнем великолепном торжестве, и без колебания мы обращаем внимание ваших душ на сияющее величие Божественной милости, чтобы внушенное вашей верой также усвоил и разум. Но Рождение нашего Господа и Спасителя (не только по Божественности от Отца, но также и по плоти от Матери) настолько превосходит возможность человеческого красноречия, что справедливо к обоим (рождениям) относится сказанное: «Род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ). А то, что не может быть подобающе растолковано, все равно в избытке дает повод для рассуждения, и вовсе не потому, что можно полагать кому что вздумается, а потому, что для достойного предмета недостаточно любой речи. Ведь величие Таинства (замысленного прежде вечных времен во спасение человеческого рода и открывшегося в конце веков) остается всегда неизменным, не теряя своего и не принимая чужого. Но некоторые, желая, скорее, навязать свое мнение, чем самим учиться, по словам Апостола, «потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ), и хотелось бы мне сегодня хотя бы кратко опровергнуть их превратные и запутанные измышления, чтобы, отделив тьму заблуждений от света истины, благочестиво прославить Божественные благодеяния и умело парировать человеческий вымысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

Восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии. Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани ( Пс.106:1–30 ). Что было сказано в пророчестве, то Господь показал на деле, когда был на земле, и с учениками плыл на другую сторону Генисаретского моря: поднялась буря, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал. Тогда ученики, как сказано, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи, спаси нас, погибаем. И Он, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ( Мф.8:24–2 6). Так и ты, Христов последователь, если усиливаешься переплыть море житейское, чтоб достичь желаемой пристани, и волны, или непостоянство мира сего производят смущение душе и наводят страх погибели, то нет другого средства ко спасению, как воззвать только в скорби к Господу, ибо Он говорит: призови Меня в день лют, и изму тя ( Пс.49:15 ) . Он один только может сказать ветру, тебе противному: утихни, и морю: умолкни. И тогда мир Божий, который превыше всякого ума, обымет твою душу, и ты скажешь: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя ( Ис.61:10 ). Призвах имя Твое, Господи, из рова преисподнего, и глас мой услышал еси, на помощь мою приблизился еси, в день, в он же призвах Тя (Пл. Иер.3:55, 57 ). Тогда воззовеши, – говорит пророк, – и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. Помилует тя, егда услышит глас вопля твоего, послушает тебе, и напоит тя духом умиления; и будет тогда свет луны, аки свет солнца, и свет солнечный будет седмерицею в той день, егда исцелит Господь сокрушения твоя; воссияет свет твой и тьма твоя будет, яко полудне ( Ис.58:9; 30:19; 29:10; 30: 26; 58:8, 10 ). Блажен муж творяй сия и человек держайся сих ( Ис.56:2 ). Блажен, уповаяй на Господа: уповающего на Господа милость обыдет. Муж же безумен не познает, и неразумие не разумеет сих, яко у Господа милость, и многое у Него избавление ( Пс.31:10; 91:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010