Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Да, человек может что-то предполагать, делать какие-то наведения... Но тайна Промысла Божьего, ведущего христианина ко спасению, непроницаема, как океанская глубь. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Как правило, ничего не понимает бедный человек, если только Бог ему не откроет, но и это понимание приходит гораздо позже. Ради блага самого человека Господь иногда попускает очень тяжелые испытания, вызывающие у верующего муку и недоумение. Сегодняшнее апостольское чтение учит нас: христианин, в смутное время общественных волнений, политических неурядиц, разгула греха; во время беспросветной тьмы, когда кажется, что почва уходит из-под ног и не на что опереться, помни: совершается «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Творится то, что попущено по грехам нашим. Опирайся на Христа – другой опоры нет. Живи верой и надеждой и утешайся молитвой. Бог не оставит Своих, лишь бы ты был Христов. Полагайся во всем на Господа, проповедуй Имя Его – и твои скорби обратятся в радость. Таков смысловой посыл рассмотренного нами отрывка. Эти красивые истины мы не выдумали – в них вмещаются судьбы тысяч людей, живших в I веке. Пусть же этот урок из церковной истории поможет нам, братья и сестры, правильно ориентироваться в изменчивом пространстве современной жизни и твердо стоять на камне веры, который есть Христос Господь, достойный всякого прославления, а более же всего следующими сладкими словами: «Христос Воскресе!» Рейтинг: 10 Голосов: 379 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Утреннее молитвенное правило, молитва шестая. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Евсикова 9 мая 2018, 17:25 Спасибо большое за поучительную и мудрую статью. Я прочитала на одном дыхании, и все стало понятно Надежда Демина 9 мая 2018, 11:47 Воистине Воскресе! Спаси Вас Господи! Только Вы просветили мое скудоумие о видении сосуда с нечистыми животными! Борис Матвеев 6 мая 2018, 12:16 Воистину воскресе! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/112739.html

     Священные времена (праздники) У древних евреев были дни будней и священные времена (праздники). Кроме ежедневного общественного богослужения, у израильского народа были особые дни священных собраний, установленные в воспоминание великих благодеяний Божиих. По духовному значению праздники имели отношение к прошедшему, будущему и настоящему избранного народа. 1. Отношение к прошедшему. Праздники не только были воспоминаниями священных событий, но и благодарственным прославлением великих милостей Божиих. Творец вспоминался каждую субботу (см.: Исх 20, 11). Избавителя от египетского плена благодарили сыны Израиля в праздник Пасхи. Праздник Кущей напоминал о странствии в пустыне, о времени, когда Израиль был обручен Господу (заключен завет). Во дни праздника Пятидесятницы приносилось Богу благодарение за данное Им народу Синайское законодательство. 2. Праздники изображали полноту благодати и блаженства в будущем. Благодеяния в прошлом составляли для народа залог будущего, давали надежду конечного спасения. Так, воспоминание об исходе возвещает новый Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое (Ис 55, 12–13). 3. Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость, по представлениям благочестивых людей, могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. Израиль! о, если бы ты послушал Меня! — сказано Псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9). В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших, — говорит Господь (Ам 5, 21–22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Подобные высказывания возможны и по отношению к эмоциональному состоянию: исцеление от беспокойства, подавленности, горя и возвращение к спокойствию и уверенности описываются в ВЗ как «оживление». Так, об Иакове, получившем зримое подтверждение благого расположения Иосифа к нему и к его сыновьям, говорится: «Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их» (Быт 45. 27). В этих случаях объем понятия «Ж.» в ВЗ значительно сокращается: Ж. является не вообще всякое отличное от биологической смерти состояние, но только свободное от болезней и угнетенности. В свою очередь болезнь, как телесная, так и душевная, оказываясь вне пределов Ж., относится к области смерти. Т. о., граница между Ж. и смертью в подобных высказываниях смещена: признаком смерти является всякая, даже частичная, утрата жизненных сил. В таких высказываниях субъектом ситуации никогда не бывают животные или растения. «Выживать» или «оживать» может только человек, его сердце (Пс 21. 27; 68. 33), дух (Быт 45. 27), душа (Быт 12. 13; 19. 20; 3 Цар 20. 32; Ис 55. 3; Иер 38. 17, 20; Иез 13. 19; 47. 9; Пс 118. 175) или кости (Иез 37. 3, 5). Однако растения, животные и даже постройки могут быть «оживлены», т. е. взращены, вскормлены, восстановлены человеком. «Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом…» (     - букв. оживят злаки - Ос 14. 8); «…а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил (   - букв. оживил ее)…» (2 Цар 12. 3). «И будет в тот день: кто будет содержать (   - букв. будет оживлять) корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Ис 7. 21-22); «И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил (   - букв. оживил) остальные части города» (1 Пар 11. 8); «...и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?» (Неем 4. 2 (МТ 3. 34)).

http://pravenc.ru/text/182295.html

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Эта гора – Христос, и дом Бога Иаковлева – единая Церковь Его, и – возвещает он, – к ней сбегутся племена и стекутся народы. О ней вновь говорит пророк: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собрались и пришли к тебе... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе ( Ис.60 :1,3–4,10). Показывая, что произойдет с племенем или народом, который отойдет от общности с единой Церковью, пророк продолжает: Народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут ( Ис.60:12 ). Еще в одном месте он говорит похожее: Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ( Ис.55:5 ). Один Господь Христос, Чье единое владение на весь мир – святая Церковь . Следовательно, Он – Глава, a она – тело, о чем говорит в начале книга Бытия: Будут двое в одной плоти ( Быт.24 ), что апостол понимает как Христа и Церковь . 396 Так как Христос хочет иметь одну Церковь из всех народов, тот, кто вне ее, пусть и носит имя христианина, однако не причастен телу Христову. Ересь, которая презрела единство с Кафолической Церковью, любит Христа прелюбодейной любовью, занимает место не жены, а любовницы. Писание поистине говорит о двух в одной плоти, то есть о Христе и Церкви, и для третьей, блудницы, места нет. «Ибо одна, – говорит Христос, – подруга Моя, одна супруга Моя, одна дочь родительницы своей». 397 Об этом и сама Церковь возвещает: Я принадлежу Возлюбленному моему, а Возлюбленный мой – мне ( Песн.6:3 ). Теперь пусть ереси ищут того, кем были развращены и чьими блудницами стали, так как они отошли от незапятнанного ложа Христова, а мы знаем, сколь ценна [ Церковь ] этим единением любви. Восславим на этом празднестве Бога, Который не допустил, чтобы народы, за которые пролита была кровь Его Единородного Сына, были пожраны зубами дьявола, если они выйдут из единой овчарни. Пусть немощный разбойник скорбит о том, что упустил свою добычу, так как мы видим, что исполнились слова, услышанные нами от пророка: Вот, плененные сильным отняты, a то, что было отнято, спасено храбрым ( Ис.49:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

совершенство период испытания четыре страны света, вселенскость завершенная полнота полнота избранников срок поколения, срок подготовки и испытания По другому толкованию, Бог обращается к элохимам, ангельским существам (ср.  3Цар. 22:19 ;  Пс. 81:1 ). Тем не менее среди св. Отцов преобладает мнение, что в Шестодневе речь идет о внутрибожественной тайне, о «Троичном совете». Этот взгляд согласуется с тем, что в Ветхом Завете частично была уже приоткрыта тайна Ипостасей. Хотя троичный догмат явлен лишь в Новом Завете, Ветхий — знает о Духе, Премудрости и Слове и говорит о них языком, близким к ипостасной терминологии (см., напр.,  Пс.103:29 ;  Ис.31:3Ис.55:10–11 ;  Иов 28 ). Поскольку Бог есть начало духовное (в противоположность тварному и плотскому: ср.  Ис.31:3 ), то и образ Божий в человеке есть его духовное свойство. По библейскому сказанию богоподобие человека определяет его «владычество» над прочей тварью (1, 26). Следовательно, речь идет о личностном разуме существа, имеющего свободную волю. Слово «Человек» (евр.  Адам) св. автор часто употребляет в значении множественном («да владычествуют они»; ср.  Иов.14:1 ;  Пс.33:13 ;  Пс.36:8 ;  Ис.6:12 ;  Иер.32:19 , где Адам означает просто человек или все человечество). В том же смысле понимают библейский образ Адама и Отцы Церкви. Свт. Григорий Нисский именует его всечеловеком (Об устроении человека, XVI). По словам бл. Августина, Адам есть «totum genus humanorum», т.е. весь род человеческий. По словам свт.  Григория Богослова , «через преступление пал целый Адам» (Слова таинственные, 8). Так же и прп.  Макарий Египетский  именует «целым Адамом» «все колена земные» (Беседы, 12, 13). Прп.  Симеон Новый Богослов  учит, что Христос пришел в мир «ради Адама» (Слово 1). Точно так же православное богослужение говорит о спасении человечества как Адама. «На землю сшел еси, да спасеши Адама» (утреня Великой Субботы). В дни Пасхи прославляется Господь, Который «совоскресил всеродного Адама». «Божественный образ, свойственный человеку, личности Адама, — пишет  В. Н. Лосский , — относится ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям… Существует одна природа, общая для всех людей» (БТ, в. 8, с.65).

http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvo...

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа… Днесь вод освящается естество и других. Затем читаются паримии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6), в которых предсказывается Крещение Господне от Иоанна. Пророк показывает радость, которой исполняются люди от почерпании воды от источника спасения: Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55, 1, 6–7). Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и моря и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9–12) о Крещении Господа. Церковь так призывает Господа с небес на земные воды: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая; Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты к дыханиям воздух излиял еси. Ангельския силы Тебе служат, Архангельстии лицы Тебе кланяются – Бог Сын неописанный, безначальный же и несказанный – Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. При этом совершается каждение над водой. А освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Другое еще более тяжелое переживание доставляла пророку противоположность религиозного состояния Израиля тому, что должно бы быть по идеальному течению жизни. Пророку приходится констатировать факт нарушения Израилем Завета с Богом. Верность Божия Израилю для пророка была несомненна ( Иер.11:20 ; Плач.3:23,55–59 ); столь же несомненна, к огорчению пророка, была неверность народа Иегове Богу своему. Напрасно умолял Иеремия своих соотечественников не учиться у язычников кланяться бесполезным и безвредным идолам, сраму безумному ( Иер.10:2–5,8,9,11 ). Но народ Иудейский, как никто из соседних народов, тяготел вслед богов иных – не своих. «Ни на востоке, ни на западе народ богов не менял, хотя они и не боги», говорит Господь устами Иеремии, «а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» ( Иер.2:10–11 ). Пророк удивлялся такой необычайной изменчивости народа и призывал небеса удивиться, содрогнуться и ужаснуться (ср. Втор.31:1, 32:1 ; Ис.1:2 ), что народ Божий по привычке идти за водой в Египет и Ассирию (ср. Ос.7:11, 12:1 ) и пренебрегать тихо текущими водами Силоама ( Ис.8:6 ), от живой воды обратился к разбитым водоемам ( Иер.2:12,13,18 ). Разнообразные окрестные культы были богатою сферою заимствования Иуды. Вместо традиционного единобожия и единства Богослужения процветал в Иудейском царстве религиозный синкретизм и разнообразие служений многим богам. «У тебя, Иуда, сколько городов, столько и богов, и сколько улиц в Иерусалиме, столько ты поставил жертвенников для каждения Ваалу» ( Иер.11:13, 2:28 ). С животною страстностью предаваясь идолопоклонству, народ в лучшем случае пытался соединить с ним внешне формальное служение Иегове ( Иер.7:9–10 ), а вместе с тем безнаказанно хотел предаваться порочной жизни ( Иер.7:4, 5:1–2 ). Практически Иуда в чувстве гордого самоутверждения забывал о своем Боге – Боге, народом Которого он был, и не хотел знать Его ( Иер.9:4–5 ). Лишь изредка во время бедствий, внимая призыву Иеремии, обращался народ ко Господу, моля о спасении, обычно же сыны Иуды обращались к Богу спиной ( Иер.2:27, 7:8,10 ). И пророку слышится горделивый возглас современников, дерзко обращенный к Иегове: «Мы – сами себе господа, мы уже не придем к Тебе» ( Иер.2:31 ). «Не надейся, нет! ибо я люблю чужих и буду ходить в след их» ( Иер.2:25 ). Так народ с легкомысленностью ( Иер.34:15–16 ) гласа Господня не слушал и не принимал наставления ( Иер.7:28 ); этим он весьма огорчал Господа ( Иер.11:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

«Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»//БВ. 1894. 7. С. 55-60; Нужен ли нам греч. перевод Библии при существовании евр. подлинника?//Там же. 1895. 2. С. 214-228; 3. С. 345-373; Из области библиологии: (Обозр. нек-рых трудов по ВЗ в иностр. богосл. журналах)//Там же. 1898. Авг. С. 225-237; Какую можно усматривать цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами//ВиР. 1900. 3. С. 111-128; Эмеритальные кассы духовенства//БВ. 1900. 4. С. 731-754; Из периодической печати//Там же. 1. С. 177-206; 2. С. 386-402; 3. 589-605; 4. С. 755-762; 1905. 2. С. 401-420; 3. С. 637-656; 4. С. 831-852; 5. С. 195-206; 6. 359-383; 7/8. С. 651-677; 11. С. 565-587; 12. С. 816-836; 1906. 1. С. 195-204; 2. С. 380-391; 3. С. 597-603; 4. С. 768-783; 5. С. 155-174; Обзор рус. духовных журналов: Статьи по Свящ. Писанию ВЗ//Там же. 1901. Т. 3. 10. С. 379-392; 12. С. 773-787; О неудачном соединении науч. критицизма с правосл. т. зр.: Ответ проф. Н. М. Дроздову//Там же. 1902. 12. С. 648-680; Раб Иеговы (Ис 40-66)//Там же. 1905. 7/8. С. 425-435; Ответ архим. Фаддею [Успенскому]: (По поводу замечаний на ст. «Раб Иеговы»)//Там же. 11. С. 458-462; Библия и царская власть//Там же. 1905. 8. С. 565-587; По поводу ст. свящ. Д. Силина «К вопросу об оживлении церковно-общественной деятельности»//Там же. С. 463-473; О духовных семинариях. Серг. П., 1905; По церковно-обществ. вопросам: Сб. ст. Серг. П., 1905-1906. 2 вып.; Политические партии и их идеалы: (С т. зр. социальной политики и конституционного права)//БВ. 1906. 1. С. 145-177; 2. С. 284-322; 3. С. 529-569 (отд. изд.: Серг. П., 1906); Церковное устройство по Посланиям Игнатия Антиохийского//Там же. 1908. 7/8. С. 473-508; Отношение церк. устройства к строю общественному и государственному в первые два века//Там же. 9. С. 67-102; 10. С. 269-297; Книга Екклезиаста// Лопухин. Толковая Библия. 1908. Т. 5. С. 1-36; Устройство христ. Церкви в первые два века. Серг. П., 1909; К вопросу о принципах бракоразводного церк. законодательства. Ярославль, 1911; О политическом самосознании христ.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010