Эти последние слова Господа Иисуса пронзили сердца и умы наши. Как, как, Господи Иисусе Христе Боже наш, значит, по Своей воле идешь Ты на страшные истязания и распятие на Кресте?!! Мы не могли бы понять Твоих страшных слов, если бы не нашли объяснение их у великого Пророка Исаии, так сказавшего в главе 53-й своей книги: «…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:5,7 ). О, Господи наш, Господи! Чем воздадим мы Тебе за безмерное милосердие Твое к нам, погрязшим в грехах и неправде?! Чем, если не горячей любовью к Тебе, претерпевшему за нас лютые муки?! Чем, если не всегдашним, хотя бы мысленным, созерцанием Твоего креста, обагренного Твоей святейшей Кровью?! Чем, если не болью сердечной перед страшным видом Твоих рук и ног, прибитых ко кресту железными гвоздями?! Чем, если не памятью о мучительном слове Твоем: «Боже Мой, Боже Мой, вскую мя еси оставил?» ( Мф.27:46 ), вырвавшемся из груди Твоей, когда страдания Твои стали невыносимыми?! Да не пройдет ни один день жизни нашей без содрогания сердца нашего и горячих слез при воспоминании о том, какой страшной ценой искупил Ты нас от власти дьявола! В одной из прошлых проповедей я говорил вам о том жестоком надругательстве, которому подвергся Господь наш Иисус Христос, когда привели Его из Гефсиманского сада в дом первосвященника; говорил вам о том, как плевали Ему в глаза и лицо и с размаху били по ланитам Его. В недавней проповеди вы слышали о ужасающем бичевании, которому подвергли Спасителя нашего воины Понтия Пилата. Это знаем мы из четырех Евангелий Апостолов Христовых. Но крайне изумительно то, что об этом знал и писал великий пророк Исаия, живший за 700 лет до Рождества Христова. Он точно своими глазами видел надругательства над Господом Иисусом Христом в доме первосвященника и ужасное бичевание Его в претории Пилатовой. Вот слова великого Пророка в 50-й главе его книги: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис.50:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Часто говорят: «Иисус умер за грехи всех людей. Он был наказан за них». И это правда. Но это правда более внешняя, формальная. Он не просто пострадал и умер за грехи и пороки наши. Он не просто из-за нас умер, но Он взял болезни, грехи и проклятие наше на Себя и в Себя. Он взял на Себя не только наказание за грех, но и сам грех . Он не только «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», но и «Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис.53:5–6 ). «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ), а не только наказание за грех мира. Вот древний прообраз: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» ( Лев.16:21–22 ). Спросят: «Как мог Христос взять на Себя грехи, а не наказание только?» Ответим: «А как мог взять их на себя козёл отпущения?» Но козёл взял прообразовательно, а Христос – реально. Страшная реальность... Поэтому и освобождает нас Христос не просто от наказания за грех , а от самого греха. Взяв на Себя, освобождает нас, если мы возрождаемся во Христе. Эту же тайну являл древний русский обряд при исповеди. Священник склонял голову, а кающийся возлагал руки свои на шею священника и исповедовал грехи свои. Священник не просто объявлял кающегося прощённым, но, имея в себе Христа, он, как жертвенное животное, принимал их на себя. Христос пережил и выстрадал наши телесные и душевные болезни. Все наши муки Он реально ощутил в Себе и на Себе. «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» ( Ис.53:4 ). Он выстрадал наши грехи. Каждый грех людской Он ощутил в Себе. Это немного могут понять матери. Они не просто из-за проступка детей бывают порицаемы людьми (например: в школу вызвали), но они мучаются в своей совести за грех ребенка. Так мучился Христос в Своём Сердце за наши грехи. Он испытывал все муки совести людской. Он в себе пережил проклятие наше. Он был искушаем. (Ев.2:18). Все бесовские греховные искушения, какие они только есть и были за все тысячелетия, – все обрушились на Него. И со всеми ими Он боролся. Он боролся с искушениями бесов, с грехами, страстями, пороками, болью, болезнями, проклятием, дыханием смерти... Он боролся со всеми муками ада... Он испытал весь огонь геенны... Все угрызения неумирающего червя...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления… (Ис. 53, 10). Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38). Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12, 27). На подвиг души Своей Он будет смотреть (Ис. 53, 11). Господь страдал и умер по человеческой Своей природе, и потому понятны эти тексты. Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах: И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. 11, 8). Не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10, 16). Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10, 5). Но, конечно, это не только метафора. Нельзя говорить о душе Духа абсолютно, как о душе человека, духа ограниченного и воплощенного. Здесь речь может идти только об аналогии с духом человеческим, по которой мы приписываем Богу ум, мышление, волю и чувства. Так понимаем мы и образ Божий в человеке. Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений. Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум — только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлемся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11–12). Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога. Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Пророчество посредством образа есть пророчество событий, а другое пророчество есть пророчество посредством слов; разумнейших (Господь) убеждал словами, а неразумных видением событий. Так как имело произойти событие великое, и Бог имел принять на Себя плоть; так как земля имела сделаться небом, и наше естество возвыситься до благородства ангелов; так как проповедь о будущих благах превышала надежду и ожидание, — то, чтобы новое и необычайное, явившись внезапно, не смутило тех, которые тогда будут его видеть и слышать, (Бог) заранее предызображал (все это) посредством дел и слов, и, таким образом, приучал наш слух и зрение и приготовлял будущее. А это и было то самое, о чем мы говорили, т. е. что означает пророчество посредством образа и что означает пророчество посредством слова: одно — посредством событий, другое — посредством слов. Скажу тебе пророчество и событием и словом об одном и том же: « как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен » (Ис. 53:7). Это пророчество словом. А когда Авраам приносил Исаака, то, увидев овна, запутавшегося рогами, принес его в жертву на самом деле, и в нем, как в образе, предвозвестил нам спасительную страсть. 5. Хочешь, докажу тебе делами, что как я говорил, оба эти завета имеют одного Законодателя? Видел овна в (пророчестве посредством) слова (Ис. 53:7): познай (его) и в событии. « Скажите мне вы, желающие быть под законом » (Гал. 4:21). Хорошо (апостол) сказал: « желающие быть », — потому что (они) не были; а если бы были под законом, то не были бы под законом. Слова эти, может быть, загадочны: (объясним их). Закон внимательных (к нему) приводит к Христу; а кто отвергает Учителя (Христа), тот не знает и детоводителя (закона, Гал. 3:25). Потому, говорит « скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной, в этом есть иносказание » (Гал. 4:21–22, 24). Видишь пророчество посредством события? Иметь жен — не слово, а событие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

     В этом смысле надо понимать и те тексты, в которых речь идет о душе Господа Иисуса Христа. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления... (Ис. 53,10). Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26,38). Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12,27). На подвиг души Своей Он будет смотреть (Ис. 53, II).      Господь страдал и умер по человеческой Своей природе, и потому понятны эти тексты.      Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах: И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. II, 8). Не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд. 10,16). Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10,5).      Но, конечно, это не только метафора. Нельзя говорить о душе Духа абсолютно, как о душе человека, духа ограниченного и воплощенного. Здесь речь может идти только об аналогии с духом человеческим, по которой мы приписываем Богу ум, мышление, волю и чувства. Так понимаем мы и образ Божий в человеке.      Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.      Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум - только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлемся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11-12).      Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.      Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Равно и тот, кто словам Давида: «пронзили руки мои и ноги Мои» (Пс. 21, 17) и прочим словам относительно креста и обстоятельств на кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10), «между мертвыми» (Пс. 87, 6), «освобождает узников от оков» (Пс. 67, 7) и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти. А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать — это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою — это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хочет Господь явить Ему свет» (Ис. 53, 7. 11), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был», веруете, а того, что Господь хочет очистить Его от язвы (Ис. 53, 5. 10), и в ум не берете. Но поскольку, «говорит», вы «несмысленны», то есть медлительны (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило преобразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что Авраам видел день Его, и возрадовался (Ин. 8, 56). И это место: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28, 66), в одно и то же время указывает и на распятие словом «висеть» и на воскресение словом «жизнь». Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. — Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий. — Господь показывает вид, что хочет идти далее, без сомнения, по человечеству. — Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

53:7–8). Вот какие нахожу полезные для них слова; в другом же месте никоим образом не нахожу, чтоб Иисус был закалаем по праву. Пилат вошел в преторий, уступая гневу иудеев, стараясь погасить неугасимый пламень. Вошел и вышел; еще более зажег огонь. Он вышел с увенчанным Иисусом, что для иудеев было неприятным зрелищем, — показывая врага их уже увенчанным, уже победителем, уже облеченным царским видом. Хотя это было сделано ради осмеяния, но было иносказательным указанием на присущее Ему по естеству царское достоинство. Когда же они увидели Его, Которого часто видали и никогда не познали, на Которого, всегда взирая, воспламенялись, истощаемые собственным их огнем (а они пожелали бы, хотя бы и сожжены были огнем), то подняли свой содомский крик, подняли и пришли в неистовое состояние: « возьми, возьми, распни Его. Царя ли вашего распну? Нет у нас царя, кроме кесаря » (Ин. 19:15), говорят они. Отречение — без преследования, безбожие — после египетских зол: « вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской » (Исх. 32:4). Вы не имеете царя, кроме кесаря? Кто же путеводил вас в пустыне? Или кто питал? К кому восклицает Моисей, говоря: « Господь будет царствовать во веки и в вечность » (Исх. 15:18)? Итак, после того, как вы отреклись от своего Царя, — останьтесь на будущее время без царя, влача вечное ярмо рабства. Это совершено до данного часа. Но посмотрим и на оставшуюся часть дня, так как весь этот день — святой. Они взяли Его — увенчанного; чем? Терниями — этими иудейскими дарами. Ждах, да сотворит гроздие, сотвори же терние « я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес терние » (Ис. 5:2, 4): Он был заушен, был бит, принял бичевания; но ничего этого не устыдился перенести. Стань вместе с Исаией и созерцай Бога его глазами. Итак, что тот говорит? « Господи, кто поверил слышанному от нас? Мы видели Его, и не было в Нем ни вида, ни красоты   . Он был презрен и умален пред людьми » (Ис. 53:1–3). Он не имел красоты, ни вида, Он — Художник всякой красоты; Он оплакивал злодеяния иудеев, « человек, израненный   и изведавший болезни » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

29 . Впрочем, Он претерпел это, придя для спасения всех, но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, Им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от святых отцов, а по произволению от содомлян? Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских ( Втор.32:32 ). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ). Видишь ясность предсказания пророческого? «Какую же дали желчь устам Моим?» Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирной (см. Мк.15:23 ); а смирна подобна желчи и горька. Сие ли воздаете вы Господу? ( Втор.32:6 ) Этот ли виноград приносите Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы ( Ис.5:1 ). Мы не все будем говорить: ожидал, что он принесет добрые грозды, я возжаждал вина его, а он принес дикие ягоды ( Ис.5:2 ). «Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего?» И повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис.5:6 ). И облака, т.е. пророки, отняты от них; пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают ( 1Кор.14:29 ); и в другом месте: Бог... поставил одних Апостолами, других пророками ( Еф.4:11 ). Агав, связавши себе ноги и руки, был пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ; см. Лк.23:32 ). Прежде сего они оба были беззаконники, а с этого времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулой. Проходящие иудеи кивали головами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: увидев меня, кивают головами [своими] ( Пс.108:25 ). И этот разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предание души – получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни меня, Господи ( Лк.23:42 ), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю: помяни мои дела, ибо страшусь я их. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику, а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю: помяни меня теперь, но, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И четвертый: «князья его посреди него – рыкающие львы» ( Соф.3:3 ). И еще: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс.13:2, 3 ). 5. Не этому ли вышли вы учить, – бесстыдству, безумию, блуду, прелюбодеянию, убийствам и всякого рода порокам? Но перестанете ли вы вынуждать нас объявлять ваши преступ­ления? Вы – «носимые от чрева... и наказуемые даже до старости» ( Ис.46:3 ); вы – слепцы, которые ввергаете друг друга в яму: «если слепой ведет слепого, говорит Господь, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ); вы ежедневно пользуетесь пророками и никогда не делаетесь лучшими; и вы ли хотите быть учителями других? Когда же вы перестанете пустословить и сознаетесь в своей порочности? Это всегда и губило вас – нежелание со­знать причину бедствий в грехах ваших. Вот почему, по­добно тому, как поступают судьи, приказывая следовать за приговоренными на казнь глашатаям, объявляющим причину наказания – воры ли они, ила грабители, так точно и Бог, желая везде возвестить о вас, повелел следовать за вами пророкам, которые объявляют причину вашего наказания. Они по всей вселенной находятся неразлучно с вами, и доныне еще говорят вам. Если войдешь в синагоги, то услышишь их, постоянно говорящих это самое. Давид, описывая разбойничье судилище Каиафы, говорит, что за это именно вы и погибли. Сказав: «расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их, он присовокупляет: тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение» ( Пс.2:3, 5 ). Также Исаия, сказав: «как овца, веден был Он на заклание..., присовокупляет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:7, 9 ); и в другом месте, беседуя о винограднике, говорит: «ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» ( Ис.5:7 ), – какой вопль? «Распни, распни» ( Лк.23:21 ), – и присово­купляет: потому «оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя» ( Ис.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010