Этот центральный образ соответствует тому центральному месту, которое в четвертом Евангелии и в целом в христианском вероучении занимает личность Иисуса. Этой личности нет равных. Несомненно, история, отраженная на страницах четырех Евангелий, отражает борьбу добра со злом, Бога с диаволом, воплотившегося Сына Божия с силами тьмы, присутствующими в «мире сем». Но это не противоборство двух равновеликих начал: добро всегда побеждает, и тьма никогда не может поглотить свет. В то же время, это – не противоборство двух не соприкасающихся начал: через Боговоплощение свет, трансцендентный миру, входит в соприкосновение с тьмой мира, пронизывает ее собою и в конечном итоге поглощает. Сыны света – это уверовавшие в Иисуса как Бога и Мессию. Они – те, которые приняли Его; им Он дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Они – родившиеся свыше, от воды и Духа ( Ин.3:3–7 ). Напротив, не уверовавшие в Иисуса и противящиеся Ему – это сыны диавола ( Ин.8:44 ). К ним пришел Свет истинный, но они Его не приняли ( Ин.1:9–11 ). Они – те, кто не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на них ( Ин.3:36 ). К этим последним относятся отрывки из Книги пророка Исаии, приводимые евангелистом. Первый отрывок открывает серию цитат из Ветхого Завета, каждая из которых вводится оборотом да сбудется (να πληρωθ). В общей сложности таких цитат в четвертом Евангелии шесть: из них три ( Ин.13:18; 15:25; 17:12 ) относятся к прямой речи Иисуса, а три ( Ин.12:38; 19:24, 36 ) – к авторскому тексту. Аналогичным образом цитаты из Ветхого Завета вводятся в Евангелии от Матфея, но исключительно в авторском тексте ( Мф.1:22; 2:15, 23; 4:14; 8:17; 12:17; 13:35; 21:4 ). У Марка и Луки данный оборот отсутствует. Первая из приведенных цитат отсылает к 53-й главе Книги пророка Исаии, воспринимаемой в христианской традиции как одно из главных ветхозаветных пророчеств о страждущем Мессии. В нем есть, в частности, такие слова: [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… За преступления народа Моего претерпел казнь ( Ис.53:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

39-50) и, наконец, как совершится самое воскресение (ст. 51-53). Первый вопрос Апостол решает, сравнивая тело человека с зерном. Как зерно, чтобы дать росток, должно предварительно подвергнуться тлению, так и тление тел умерших людей не может рассматриваться, как препятствие к воскрешению их силой Божьей. На второй вопрос Апостол отвечает, что тела воскресших людей будут отличны от нынешних грубых тел: это будут тела " духовные " , подобные телу Воскресшего Христа: они будут нетленны, ибо " плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления " (ст. 50), а потому: " не все мы умрем, но все изменимся " (ст. 51), то есть те, кто еще будут жить в момент общего воскресения, мгновенно изменятся, и тела их также станут духовными и нетленными. " Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие " . (ст. 53). Все эти духовные тела будут славны в различной степени, в зависимости от нравственного совершенства каждого человека (ст. 39-49). Заканчивает свои мысли о воскресении мертвых святой Апостол торжественными словами пророков Исаии о том, что некогда " поглощена будет смерть навеки " и Осии: " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " (Ис. 25:8 [ 10 ] и Осии 13:14 [ 11 ]) и благодарением Богу, дарующему нам победу над смертью, после чего внушает быть твердыми и непоколебимыми в христианской вере и жизни, зная, " что труд ваш не тщетен пред Господом " (ст. 54-58). В шестнадцатой главе Апостол дает наставление относительно сбора пожертвований для Иерусалимских христиан, затем обещает сам придти в Коринф из Ефеса через Македонию, просит дружелюбно принять Тимофея, вновь внушает бодрствовать, мужественно и твердо стоять в вере, передает приветствия от Асийских церквей, от Акилы и Прискиллы и всех братий, а тем, кто не любит Господа Иисуса Христа, возглашает " анафему, маран-афа " , что значит: " да будет отлучен До пришествия Господа " . Вот, где обоснование той " анафемы " , которая возглашается в наших храмах в Неделю Православия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И нет призывающего имя Твое…» ( Ис. 64: 6,7 ); «… Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3: 19 ); «…Все мы много согрешаем» ( Иак. 3: 2 ); «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1, 8 ); «… Весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5: 19 ); «… Все согрешили и лишены славы Божией…» ( Рим. 3: 23 ); «Каждый народ стал ходить по своему хотению, делал пред Тобою дела неразумные и презирал заповеди Твои» ( 3Езд. 3: 8 ); «Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия оно народило доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба!» ( 3Езд. 4: 30 ); «Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы» ( 3Езд. 8: 35 ); «…Нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились» ( 3Езд. 15: 6 ). См. также: Быт. 6: 5-7, 11-13; 19: 13 ; Суд. 2: 10, 11; 3: 12; 4: 1; 6: 1; 10: 6; 13: 1 ; Иов. 25:4 ; Пр. 20: 9; Ис. 53: 6 ; Иак. 3: 2 ; 1Ин. 1: 8 ; Рим. 3: 9-18, 4: 23; 46: 449; 64: 113 ; Гал. 3: 22 . Об уклонении к греху конкретно ума, воли и сердца говорится, соответственно, например, в Ис. 1: 3 , Иер. 4: 22 , Рим. 3: 11 ; Иер. 13: 23 , Иак. 4: 3 , Рим. 1: 32 ; Мих. 3: 2; 7: 2-4 . 118 Для сведения приведем и противоположное мнение, свойственное «… языческому взгляду и отчасти Оригену , по которому душа зарождается грехом от тела или плоти и последнее является ее гибелью. Но сама душа как дух считается невиновною» (49:126). 119 См. раздел 2.3: Особенности состояния отдельной души и проявления ее сил. 120 «Иногда слово “плоть” обозначает не конкретного человека в его материальной телесности, но плотяное существование человека вообще, так сказать, его человечность со всей ее слабостью и ограниченностью. И тогда плоть противопоставляется Богу и Духу Божию» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (115: 23). «В посланиях апостола Павла слово “плоть” часто употребляется в особом смысле — для обозначения падшего человеческого естества, греховного и враждебного Духу Божию… В переводах слово “плоть” часто обозначает естество человеческое, лишенное благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Бог делает Себе славное имя Своими чудесами ( Ис.63:14 ), евреи прославляют имя Его 11 и сами хвалятся Им 12 . Когда Израиль обесславил имя Божие, Сам Бог «пожалел святое имя Свое» и «освятил великое имя Свое, бесславимое среди народов», тем, что «явил перед глазами их» Святость Свою 13 . Именно ради святости имени Своего Бог возвращает «плен Иакова» ( Иез.39:7, 25 ), предсказывая, что впредь «дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего» ( Иез.43:7–8 )… Бог свят и имя Его свято; Бог велик и имя Его велико 14 , но и люди могут возвеличивать его ( 1Пар.17:24 ). Бог един и вечен, и имя Его едино и вечно 15 … И силу Свою Бог проявляет через Свое имя. «Боже, именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ). «Помощи наша в имени Ягве» ( Пс.123:8 ). Поразительно, что и на войне Бог помогает Израилю Своим именем: «иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога... хвалимся» 16 … Естественно, что без имени Божьего невозможно никакое благословение: все колено Левиино избрано, чтобы «благословлять именем Божиим» ( Втор.10:8 ), а сыны Аарона должны «возлагать имя Божие на сынов Израиля» ( Числ.6:27 )… Евреи имеют право клясться именем Божиим и даже называются «народом, клянущимся именем Ягве» (хотя и не в истине ( Ис.48:1 ). Сам Бог становится судьей между теми, кто клянется именем Его ( 1Цар.20:42 ), как бы лично присутствуя между ними. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое» 17 . Поистине, ветхозаветный праведник чувствовал всем сердцем и разумом близость имени Божьего и в нем – Самого Бога… Весь народ Израильский есть народ, на котором наречено имя Божие ( 2Пар.7:14 ; ср. Иер.14:9 ), но и на каждом еврее наречено оно, ибо сотворил его Бог для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:6–7 ). «Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господь Бог Саваоф» ( Иер.15:16 ) 18 … Быть может, более всего имя Божие пребывает в храме, о котором еще Моисей говорил: «к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Но когда с одного языка переводят на другой, тогда встречают много трудностей. Сведущие во многих языках хорошо знают, до какой степени не возможно передавать со всею ясностью речь природного своего языка при переводе на другой язык. Это и было причиною трудности Ветхого Завета. Еще за триста лет до пришествия Христова, при египетском царе Птоломее, Ветхий Завет был переведен на греческий язык; и это было весьма полезно и необходимо. Пока он относился к одному народу еврейскому, дотоле оставался на еврейском языке, потому что никто другой не стал бы тогда внимать ему, так как остальная часть рода человеческого находилась в крайней грубости. Когда же должен был явиться Христос и призвать к Себе всю вселенную не только чрез апостолов, но и чрез пророков, — ведь и они руководят нас к вере и познанию Христа, — тогда наконец пророчества, как бы некоторые входы и пути, прежде загражденные неясностью языка, Бог сделал открытыми со всех сторон посредством перевода, чтобы все, стекаясь отовсюду из среды язычников и с великим удобством проходя этими путями, могли по ним придти к Царю пророков и поклониться Единородному Сыну Божию. Потому еще до времени пришествия Христова все они были переведены; если бы они оставались только на еврейском наречии, а между тем Давид говорил бы: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое» (Пс.2:8), то как мог бы узнать говоримое сириянин, или галатиец, или македонянин, или афинянин, при неясности Писания? Также, — когда Исаия взывал: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.53:7); и еще: «к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис.11:10); и еще: «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9). Также, — когда Давид опять говорил: «все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» (Пс.46:2); и еще: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

ст. 1. Братья, я от всего сердца моего желаю, и молю Бога, о спасении Израиля. ст. 2. (Не отнимая у них справедливости) свидетельствую им, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. Деян.22:3 ст. 3. Поскольку, не разумея правоты Божией, и усиливаясь поставить свою правоту, не повинулись правоте Божией. 169 Флп.3:9 ст. 4. Ибо концом закона (есть) Христос, во оправдание всякому верующему. 170 τλο кончина; Мф.5:17 ; Деян.13:38–39 ; Лев.18:5 ; Неем.9:29 ; Втор.30:11–13 ст. 5. Ибо Моисей оправдание, (предлагаемое) от закона, так описывает: кто исполнит законные предписания; таковой человек наследует по оным живот (вечный). 171 ст. 6. А оправдание от веры (получаемое), говорит так: не скажи ты в сердце своем, кто, де, взойдет на небо? то есть, Христа свести (оттуда). 172 ст. 7. Или кто сойдет в бездну (земную)? то есть, чтоб Христа возвести из мертвых. ст. 8. Но что говорит Писание? близ тебя глагол во устах твоих, и в сердце твоем, то есть глагол веры который мы проповедуем. Апостол здесь изъясняет, о каком он глаголе веры выше сказал? ст. 9. То есть, если ты будешь, устами исповедать Господа Иисуса, и уверуешь сердцем твоим, что Бог воскресил его из мертвых то спасешься. Вт.30:2–6,10 ст. 10. Поскольку сердцем веруется в правоту, а устами совершается исповедание (веры) во спасение. 173 ст. 11. Ибо писание говорит: всяк веруя в Него (Спасителя) не постыдит себя. Ис.28:16 ст.12. Ибо нет различия между Иудеем и Эллином, так как Он есть Бог всех, богатый (милостию) для всех призывающих Его. Деян.10:24,35–36 ст. 13. Ибо, (по Писанию), всякий кто только 174 призовет имя Господне, спасется. Иоил.2:32 ; Иер.17:7 ст. 14. А как (люди) призовут того, в Кого они не уверовали? как же уверуют в Того, о Ком, не слышали? а как могут слышать без проповедающего? ст. 15. Как же проповедовать будут, если (проповедники) посланы не будут? так как (у Пророка) написано: коль прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ис.52:7 ст. 16. Но не все послушали благовестия; ибо Исаия (жалуясь, на то) говорит: Господи, кто веровал слышанному нами (от Тебя)? 175 Ис.53:1

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Во-первых, по свидетельству книги Деяний, действиями св. Филиппа руководил в данном случае Дух Божий ( Деян.8:29 ); во-вторых, в указанном месте вовсе не сказано того, о чем у нас идет речь, т. е. чтобы диакон Филипп изъяснил пророчество Исаии в смысле искупительных страданий Иисуса Христа, а просто сказано: «Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания (ρξμενος π τς γραφς τατης), благовествовал ему (евнуху) об Иисусе», т.е. данное место послужило диакону Филиппу точкою отправления, поводом (а не темою) благовествовать об Иисусе Христе. – Чрезвычайно важно здесь иметь в виду то, что апостолы были все поражены смертью Иисуса Христа, и разбежались. Достаточно прислушаться к откровенной беседе двух учеников, на пути в Эммаус ( Лк.24:13–24 ), чтобы видеть, какой неожиданный удар нанесла вере учеников смерть Христа. В особенности режут по сердцу следующие слова: «А мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (т. е. умер Христос). Апостол Павел, который потратил столько времени и сил на то, чтобы убедить своих читателей из иудеев (и язычников) в важности и необходимости смерти Иисуса Христа, ни разу не сослался на учение ветхого завета о крестной смерти Спасителя, в особенности на классическое место из книги пророка Исаии. Наоборот, он прямо говорит, что распятый Христос для иудеев соблазн (σκνδαλος ср. 1Кор.1:23 ). Это понятно только в том случае, если иудеи не имели учения о страждущем Мессии. В таргумах Онкелоса и Ионафана, памятниках 1-го века по Р.Х. 57 , также не содержится учения о страждущем Мессии. – Но теперь естественно спросить: как же понимали Иудеи ветхозаветные пророчества о страданиях Мессии, в особенности Ис.8 о страждущем за людей рабе Иегове? Некоторые говорили, что иудеи относили это пророчество к пророку Илии (ср. Сх.48:10); другие думали – к праведникам вообще, для которых страдания являются путем к славе (ср. Дан.11:33–35, 12:3 ; Пм.2:12–16, 4–5). LXX по крайней мере в Ис.42:6–7, 49:6 под рабом Иеговы разумели народ Израильский 58 , Таргумисты Онкелос и Ионафан, признавая мессианский смысл за Ис.52–53 , допуская страдания Мессии, в смысле уничтожения его, уклоняются говорить об искупительных страданиях Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины... и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос» – Дан. 9:24–27 ); д) указано явление перед Мессией Предтечи ( Ис. 40:3–5 ; Мал. 3:1 ); е) многие частные обстоятельства в жизни Спасителя, а именно: поклонение волхвов ( Пс. 77:2 ), совершение многих чудес ( Ис. 35:3–4 ), вход во Иерусалим ( Зах. 9:9 ), предание Его одним из учеников ( Ис. 40:10 ) и именно за 30 сребреников ( Зах. 11:12,13 ), явление лжесвидетелей на суде ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ), осуждение на смерть ( Пс. 93:21 ): ж) пророк Давид предсказал в 21 псалме о крестных страданиях Спасителя с такой ясностью, как бы сам был у креста ( Пс. 21:2,7–9,15–20 ); с такой-же ясностью предсказывал о них и пророк Исаия («...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (53:2–5 и сл.); з) пророками предсказано было о сошествии Господа во ад, о воскресении Его, вознесении на небо, сидении одесную Вога Отца ( Пс. 15:10; 67:19; 109:1 ). Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. Всеобщая жажда искупления и спасения. Ожидание Божественной помощи Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. – В то время, как избранный народ обетованиями, прообразами, жертвами и пророчествами подготовлялся к принятию Мессии, остальную часть человечества Промысл Божий вел к той же цели иными путями. Языческий мир, забывший Единого Бога и лишенный сверхъестественного откровения, должен был пережить и испытать всю глубину нравственного падения, всю глубину заблуждения, чтобы, наконец, подобно блудному сыну в евангельской притче, прийти в себя, раскаяться и почувствовать в полной мере жажду искупления и спасения. История древнего мира показывает, что перед пришествием Христа Спасителя человечество дошло до крайней степени упадка в религиозно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

6:70.) Так должно уподобить Каину и Израиль, о котором написано: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4:22). После же первородного Израиля как бы вторым по времени и самым младшим явился Христос, Который и Сам был сын Адама. Потому-то и Сыном Человеческим Он мудро и смотрительно именовал Себя повсюду (См. напр.: Мф. 8:20; Мф. 9:6; Мф.10:23; Мф.11:19; Мф.12:8, 32, 40 и др. Мк. 2:10, 28; Мк.8:38; Мк.9:9, 12, 31 и др. Лк. 5:24; Лк.6:5, 22; Лк.7:34; Лк.9:22, 26, 44 и др. Ин. 1:51; Ин.3:13—14; Ин.6:27, 53, 62 и др.). Но Израиль думал чтить Бога приношением вещей привременных и легко увядающих, и весьма неважных, и как бы весь ум свой прилагал к занятиям земным. Ибо Каин обратился к земледелию, Авель же был пастырь овец, так как Еммануил управляет словесным стадом, и Сам «есть Пастырь добрый» (Ин. 10:11), Который «на месте тучне» и на пажити хорошей, как написано (Ис. 30:23), пасет вышние и земные стада. К Нему взывало и пророческое слово: «паси люди Твоя жезлом стражбы твоей, овцы наследия Твоего» (Мих. 7:14).    Итак, Израиль чтил Бога земными вещами, плодонося дела, совершаемые по закону, и посвящая нежеланные для Него жертвы. Поэтому и слышал из уст святых слова: всесожжения овнов твоих, «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня» (Ис. 1:11—13). И еще: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20). Это ясно означается тем, что Бог не обратил внимания на жертвы Каина. Праведный же Авель, то есть Христос, дароприносил Богу первородное из словесных стад, то есть мягких сердцем, младенчествующих злобою, избранных по добродетелям и в уподоблении Ему носящих славу первородства. Ибо собрание званных чрез веру к освящению именуется у божественного Павла Церковью «первенцев, написанных на небесах» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010