Предал, чтобы снова принять его; и, так сказав, испустил дух (ср. Мф.27:50 ); но не на долгое время, ибо скоро опять воскрес из мертвых. 34 . Померкло солнце ради Солнца правды: распались камни ради камня духовного; гробницы открылись, и мертвые воскресли ради Того, вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ). Он испустил узников Своих из рва, в котором воды нет ( Зах.9:11 ). Итак, не стыдись Распятого, но с дерзновением говори и ты: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Не будем неблагодарны Благодетелю. И еще: за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха ( Ис.53:8–9 ). Посему ясно говорит Павел: Христос умер за грехи наши, по Писанию... и погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию ( 1Кор.15:3–4 ). 35 . Мы желаем знать точно, где Он погребен? Руками ли сделан гроб Его? Выше ли земли находится он по примеру гробов царских? Сделан ли памятник из камней? И что возложено на него? Скажите нам определенно, пророки, и о гробе, где положен Он, и где нам искать Его? Они говорят: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ), воззрите и устыдитесь. Слышишь в Евангелии: положил его (тело) в гробе, высеченном в скале ( Лк.23:53 ; Мк.15:46 ). И что далее? Какая дверь у гроба? И на это говорит другой пророк: повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями ( Плач.3:53 ). «Я, камень краеугольный, избранный, честный, лежу внутри камня, не на долгое время; камень претыкания для иудеев, а спасительный для верующих». Итак, посажено на земле древо жизни, чтобы подвергнувшаяся проклятию земля получила благословение и чтобы мертвые освободились. 36 . Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия текста. Или еще как приложить ко всему «идеальному» Израилю такую конкретную черту: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности «идеального» Израиля, которую приписывает он «Рабу Господа»? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, например, в 57:1–2; 65:13 и далее? В 49 главе можно видеть указание на отличие «Раба Господня» не только от Израиля вообще, но и от идеального Израиля или праведников, «остатка», «святого семени» Израиля (см. статью автора 429 стр.): «мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов» ( Ис.49:6 ). He видим ли мы подобного отличия праведников, «боящихся Господа», от «Раба Господня» и в следующих словах: «кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» Эти «боящиеся Господа», которые в 51:1–7 называются «стремящимися к правде», «знающими правду, народом, у которого в сердце закон Господа» (1 ст. 7 ст.), очевидно, не одно и то же с «Рабом Господа», вопреки мнению автора статьи. Следовательно, есть места в книге пророка Исаии, которые не могут относиться даже к идеальному Израилю, пережившему плен, но прямо относятся к Мессии. He приводим других соображений в пользу этого положения, изложенных в нашей книге «Единство книги пророка Исаии». Уже из сказанного можно видеть, что пророк не только переносит на «Раба Господня» те черты, которые он мог непосредственно заимствовать из обстоятельств жизни всего Израиля по окончании плена или в частности из жизни «идеального» Израиля, но также что пророчества Исаии о Мессии не только этот слабый образ имеют своим источником, но и прямо вдохновение из «области неба, скрывавшего тайны грядущего“ (стр. 426 в статье). Но мы должны подвергнуть обсуждению основную точку зрения автора и с некоторых других сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иудей. «Батюшка! Из ваших слов видно, что Мессия есть возлюбленный Сын Божий, но как же Отец предал Своего Сына на страдание и смерть?!» 6. О страдании Мессии Законоучитель. «Сыну Божию необходимо было пострадать и умереть, чтобы тем спасти род человеческий. Об этом предсказал довольно ясно пророк Исаия в следующих словах: »Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Он изязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились« ( Ис.53:45 ). Здесь пророк как нельзя лучше указывает на причину страдания Господа; причина эта та, чтобы, как сказано, спасти род человеческий. И как предсказано пророком, так и случилось. Господь наш Иисус Христос (будучи на земле, был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен. Словом, совершилось над Спасителем все то, что возвещено было пророком Исаиею. Это подтвердил св. Апостол Павел: »Бог яже предвозвести усты всех пророков Своих, пострадать Христу, исполни тако«. Сомневаться в приведенном пророчестве Исаии, относительно страдания Господа Иисуса Христа, вам нельзя; потому, что оно сохраняется до днесь в ваших свящ. книгах, которые могут служить вам ко вразумлению и назиданию. Наконец, и ваши древние раввины утверждают, что Мессия предан будет смерти за грехи наши». Иудей. «Правда, есть и в талмуде такое сказание». Законоучитель. «He разскажешь ли нам об этом?» Иудей. «Великие наши учители относили пророчество 53 гл, и 5 ст. также к Мессии. «Какое имя Мессии? – спрашивает талмуд и отвечает: «Болезненный»; писано бо: «Сей грехи наша носип и о нас болезнует " » ( Исх.53:4 ). Раввин Мойше Гершен, объясняя книгу Бытия, гл. 1, ст. 1, говорит о страдании Христовом так: «Господь Святый и благословенный вступил в следующий совет с Мессиею: «Мессия, Праведник Мой! Грехи людские наложат на тебя тяжелое иго; очи Твои не увидят света, уши Твои услышат ужасные поругания, уста Твои вкусят горечь, язык Твой прилипнет к гортани Твоей и душа Твоя изнеможет от горя и воздыханий. Согласен ли ты на все это? Если ты принимаешь все эти страдания на себя, – хорошо; если же нет, то Я в сию минуту истреблю людей грешников». – На это Мессия отвечал: «Владыко вселенный! Я с радостию приемлю на Себя все эти страдания, но только под тем условием, чтобы Ты в Мои дни воскресил из мертвых, начиная от первого человека Адама до ныне; и не только их одних спаси, но и всех тех, которых предложил сотворить. На это Бог изрек свое. согласие. В то мгновение Мессия с радостию принял на Себя все страдания, как написано: »И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заклание ведеся, и яко агнец пред стрегущим его безласен» ( Ис.53:7 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Оно готово совершенно закрыть глаза на то, что начертание духовного лика Христова все же остается совершенно чудесным, совершенно необъяснимым из характера жизни «естественного» Израиля, руководимой началами безусловно иными, чем христианские: «аще бо быша разумели (Христа и понимали, с любовию влеклись ко Христу, носившему лик «Раба Господня » ), не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:8 ). Разве не подтверждает этого и история современного «естественного» Израиля, жизнь которого совершенно не подготовлена к восприятию истинного образа «Раба Господня»? Прежде всего, в книге пророка Исаии неоднократно Господь указывает Израилю через пророка, что только «ради Себя», а не ради правды Израиля Господь спасает последнего (напр. 45:25; 48:11). Затем «Раб Господа» представляется страдающим «ради всех нас» ( Ис.53:6 ), причем в понятие «мы» включаются сами благовестники или пророки, проповедь которых не встретила веры в народе и даже ввела его в соблазн: «Господи! кто поверил слышанному от нас (о Рабе Господа), и кому открылась мышца Господня» ( Ис.53:1 ). «Совратились мы», говорит пророк, «каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него (Раба Господа) грехи всех нас» (ст. 6). Затем как приложить ко многим праведникам такие конкретные черты, которые было бы прямо искусственной натяжкой относить не к отдельной личности, а ко многим праведникам: «как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека вид Его, и лик Его паче всех сынов человеческих» ( Ис.52:14 ); «муж скорбей, изведавший болезни» (53:3); «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (50:6); «Я, Господь, призвал Тебя (Раба Господня) в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме–из темницы» ( Ис.42:6–7 )? Едва ли, не насилуя текста, можно идеальному Израилю приписывать изведение Израиля из плена, тогда как, понимая означенное место прямо в приложении к Мессии (равно как и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Таким образом, смысл всего стиха Ис.53:11 по кумранскому свитку 1QIs a таков: «От страдания души Его увидит свет ; насытится. Через познание Его [Свое] оправдает Праведник, Раб Мой, многих и грехи их Он понесет». Для понимания точного смысла кумранского текста, необходимо выяснить смысл слова «свет» (, «ор»). Из множества значений, выявляемых толкователями на основе библейского использования слова 120 , укажем наиболее вероятные. Одни исследователи исходят из того, что в книге Исаии свет в некоторых случаях имеет символическое значение истины , и переводят первую часть стиха так: «После страдания души Своей Он увидит свет и насытится через познание [Господа]» 121 . Из символического понимания можно отметить толкование «света» как духовного руководства Господом верных Ему лиц на основании Ис.42:16 : «и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их», а также как спасения на основе Ис.42:6 . Но наряду с символическим значением нельзя исключать и буквального понимания слова «свет» в рукописи 1QIs a . В этом случае выражение «увидеть свет» после смерти означает «вернуться к жизни» (как, например, в Иов.33:28–30 : «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» и т.д.). В пользу такого понимания служит загадочная фраза «срок жизни Его кто изъяснит?» в Ис.53:8 : она могла быть первой ступенькой в развитии идеи личного существования Мессии после смерти, причем не загробного, в котором нет ничего удивительного с точки зрения иудея эллинистической эпохи, а земного. С этим согласуется разночтение 1QIs a относительно того, что после принесения Себя в жертву Слуга Ягве «узрит потомство и будет долгоденствовать». Тогда фраза стиха 53:11 будет логическим продолжением предыдущих: «но род его кто может поведать? – Он узрит потомство и будет долгоденствовать – От страдания души Его Он увидит свет» этого мира – т.е. вернется вновь к жизни. Таким образом, по мнению ряда исследователей, в данном месте Великий свиток Исаии выражает идею воскресения Слуги Господня Мессии после Его страдания и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В том же талмуде, на книгу Бытия (гл. 37:28) повествует рабби Берахия: «Святый Бог сказал израильтянам: вы жалуетесь Мне: «сири быхом, несть отца» (Плач. Иер.5:3 ); тогда как сам Избавитель, которого Я возставлю от вас, не будет иметь Отца, как сказано у 3ахарии (6 гл. 12 ст.; Ис.53:2 )». В другом месте толкования на книгу Бытия (41:1) тот же Медраш утверждает, что, как падение совершилось через деву, так чрез Деву же последует и возстание. Обрати внимание на эти талмудические места, если слова пророка Исаии кажутся для тебя неудобопонятными, и спроси своего же раввина Мойша Гершена, о какой деве упоминает он, и какой плод истинный и праведный должен от нее родиться? Сличи, друг мой, слова его с пророчеством Исаии, и ты убедишься, что эта самая «Алма» и есть та Дева Мария, «изъ нея же родился Христос» ( Мф.1:16 ), а не мать Езекии». 4. О Божественном учении Мессии Законоучитель. «Весьма много указывают на Иисуса Христа, как на Мессию, его образ жизни и черты Его характера, а также учение Его и дела. Спаситель наш был смирен сердцем, великодушен, снисходителен, миролюбив, терпелив, и мужествен. Все эти величайшие качества столь были присущи Ему, что вникающий в историю Евангельскую, касающуюся жизни Спасителя, не может не сказать: во истину Христос есть чаемый Мессия и Избавитель мира. Но вот еще особенные черты, которыми изображают пророки Христа: »Он взошел, говорит Исаия о Мессии, как молодой росток и как отпрыск от корня на сухой земле; нет в Нем ни вида, ни величия. Он был умален пред людьми и презираем« ( Ис.53:2, 4 ). Что же, разве Христос не был в таком поношении у Израиля, будучи на земле? Мало ли отцы ваши всячески оскорбляли Его! Они нередко со злобою говорили о Нем, когда удивлялись Его мудрости и силе слова: «не Он ли сын плотника, не Он ли сын Марии?» И для чего они с таким презрением говорили о Христе, как не для того, чтобы умалить Его пред народом. Отцы ваши оскорблялись и тем, когда увидели Христа, смиренно въезжавшего в Иерусалим, при торжественном восклицании: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Заметьте, друзья, и то, что пророки, изображая Христа умаленным, говорили в то же время о Его величии, говорили, что Он есть наше спасение и оправдание перед Богом. Так читаем у пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи наши» ( Ис.53. 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

9.2. Так пусть скажут нам, кто эти люди, которым привычно пить кровь. Как написано в Евангелии, евреи, следовавшие за Христом, услышав это, возмутились и вопрошали: «Кто может есть плоть и пить кровь?» (ср. Ин.6:52–53 ). Но народ христианский, народ верующий, слышит и принимает это и следует за Тем, Кто говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:53,55 ). И сказавший это был изъязвлен за людей, ибо, как говорит Исайя, «Он изъязвлен был за грехи наши» ( Ис.53:5 ). Но нам предписано пить кровь Христа не только в таинствах, но и когда мы принимаем Его слова, в которых есть жизнь, как и Сам Он говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Таким образом, мы пьем кровь Того, Кто был ранен, то есть принимаем слова Его учения. Ранены также и те, кто проповедует нам Его слово, и потому, когда мы читаем их слова, то есть слова Его апостолов, и через них приобщаемся жизни, то пьем кровь раненых. 9.3. Итак, сказано: «Не ляжет спать, пока не съест добычи» ( Чис.23:24 ). Ибо народ, который сравнивается с львенком или львом, не ляжет и не уснет, пока не схватит добычу, то есть не восхитит Царство Небесное, ибо «от дней же Иоанна Крестителя Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). И теперь, чтобы яснее понять тебе, что это написано о нашем народе, который объединен в тайнах Христа, послушай, как Моисей утверждает нечто сходное, когда по другому поводу говорит: «Маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод» ( Втор.32:14 ). Итак, эта кровь названа здесь кровью «виноградных ягод» – ягод с той Лозы, о Которой Спаситель говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, ученики – ветви ее, а Отец Мой – виноградарь» (ср. Ин.15:1,5 ), Который очищает лозы, чтобы они приносили больше плодов. Итак, ты – истинный народ Израиля и умеешь пить Кровь и есть Плоть Слова Божьего и пить Кровь Слова Божьего и давить кровь из ягод, растущих на истинной лозе, на тех ее ветвях, которые Отец освобождает от лишних ростков. Ягоды с этих ветвей справедливо названы кровью раненых, и мы пьем кровь их слов и их учения, но только если мы как львенок встаем и как лев поднимаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Что же людям делать, чтобы примириться с небом? Господь призывает всех к примирению с Собой: «Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17). И вот это покаянное делание пророк называет – постом, а не только традиционное воздержание от пищи. Именно такой всеохватный пост угоден Богу. Начало у книги Исаии получилось постовое. А конец ее – страстной. 53-я глава книги повествует о страдающем Христе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились… род Его кто изъяснит?.. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха… когда же душа Его принесет жертву умилостивления… воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Сперва разносится страшная весть о Христовых страданиях и смерти («погребен у богатого»). И за ней следует благая весть о Христовой победе над смертью («воля Господня… будет исполняться рукою Его»). Это уже Пасха! Пророк Исайя Между началом и концом книги, о которых выше было сказано, открывается изобилие других пророчеств. Есть среди них предельно знаменитые, есть и малоизвестные. Знаменитейшие слова записаны в книге пророка Исаии : «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это ли не знамение? Сын Человеческий рождается от Девы без земного отца, а в вечности Сын Божий рождается от Отца без матери. И народ Божий радостно восклицает, глядя на Богочеловека Иисуса Христа: «С нами Бог». Это и значит в переводе имя «Еммануил». Другие знаменитые слова пророческой книги произносит священник во время церковного причастия, каждый раз: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6: 7). Впервые эти слова услышал Исаия от огненного серафима. Кому интересно узнать точные обстоятельства, посмотрите, – главу я указал.

http://pravoslavie.ru/69970.html

2:7). О болящих: « послал слово Свое и исцелил их » ( посла слово свое и исцели я ) (Пс. 106:20); о грешниках: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни » ( сей грех наша носит ) (Ис. 53:4); о воскрешении мертвых: « Оживут мертвецы Твои » ( воскреснут мертвии ) (Ис. 26:19); об удерживаемых (в аде) душах: и вы, во тьме сидящие, свет возсиял вам (Ис. 9:2). О Каиафе и Ироде: « Князья народов собрались с Авраамом» ( князи людстии собрашася… ) (Пс. 46:10); об Иуде: « человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту » ( ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание ) (Пс. 40:10); о синагоге иудеев и архиереев: « положим [ ядовитое ] дерево в пищу его » ( приидите и вложим древо в хлеб его ) (Иерем. 11:19); о разбойнике одесную: « десница Господня творит силу » ( десница Господня сотвори силу ) (Пс. 117:16); о гробе: « положил меня в ров преисподний » ( положиша мя в рове преисподнем ) (Пс. 87:7); о терновом венце: «виноградник мой вместо гроздий произрастил терния»; об искушении диаволом: « враг поносит Господа » ( враг поноси Господеви ) (Пс. 73:18); о наименовании Сыном человеческим: « над сыном… которого Ты укрепил Себе » ( и на сына, егоже укрепил еси себе ) (Пс. 79:18); о погребении Его: « Ему назначали гроб со злодеями » ( и дам лукавыя вместо погребения его ) (Ис. 53:9); о воскресении: « Восстань, что спишь, Господи! » ( востани, вскую спиши Господи ) (Пс. 43:24); о вознесении: « Восшел Бог при восклицаниях » ( взыде Бог в воскликновении ) (Пс. 46:6); о горнем сидении: « сиди одесную Меня » ( седи одесную мене ) (Пс. 109:1). И зачем еще много говорить? Целых пророчеств, прославляющих благодать Христову, не высказывают даже провозвестники (их). Желаешь знать непоколебимость прекрасной истории, что о Новом Завете живописует Ветхий, и что устрояется здесь, то там прикровенно начертывается? Смотри: Он там пребывает подле кущи Авраама с двумя ангелами, и здесь с двенадцатью учениками входит в дом Закхея. Смотри: Он там двух братьев призвал к священству и здесь двух братьев избрал в апостольство; Моисей и Аарон среди священников Его, Петр и Андрей среди апостолов Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ), – то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: «Вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин. 5:20 ). Посему Сын – истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Сие значат слова: Егоже послал еси Иисус Xpicma, Который в единении со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися и с человеки поживе»( Вар.3:36–38 ). Когда же поживе с человеки, не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: «Глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его» ( Иер.17:9 )? А подобно сему и Исаия говорит: «Яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, егоже началство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века» ( Ис.9:6 ). И в другом месте: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Мф.1:23 ). Итак, родившийся от Девы и соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог . И еще в другом месте говорит Исаия: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» ( Ис.53:2 ). Ибо егоже видел он прежде в Божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном и славословимого серафимами, которые взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ); а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, бесчестно бысть, и не вменися. Сей болезни нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53:2–5 ). И в другом месте говорит о Нем: «...се, Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых» ( Ис.35:4–5 ). И еще в другом месте: «...не Ангел, ниже ходатай, но Сам Господь спасе нас» ( Ис. 63:9 ). А Давид говорит: «...мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа и Вышний» ( Пс.86:5 ). Ибо Сей Человек, родившийся в Сионе, есть Сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: «...и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли» ( Пс.82:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010