Глава 20 1–6. Пророчество о судьбе Египта и Ефиопии. Ис.20:1–6 . В год взятия ассирийцами филистимского города Азота – вероятно, за некоторое время до падения этого города – Исаия получил от Господа повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил. Ис.20:1 . В год, когда Тартан при­шел к Азоту, быв по­слан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал про­тив Азота, и взял его, «Тартан» – слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего армией и занимавшего первое место после царя. «От Саргона». В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир. Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.), которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г. военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея была причастна к замыслам филистимлян. Ис.20:2 . в то самое время Го­с­по­дь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл тво­их и сбрось сандалии твои с ног тво­их. Он так и сделал: ходил нагой и босой. Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б. об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет, который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает, что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом, следовательно, полагаться нечего. «Вретище» – см. Ис.3:23 . Здесь это слово, кажется, обозначает обычное пророческое одеяние – грубый волосяной плащ, вроде того, который носил пророк Илия ( 4Цар.1:8 ). «Нагой», т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. 2Цар.6:14, 20 и Ин.21:7 ; Мк.14:52 ). Ис.20:3 . И сказал Го­с­по­дь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в ука­за­ние и пред­знаменование о Египте и Ефиопии,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Потом, столь же ясное место: «и сказал Он (Иегова об Израиле): они народ Мой... и Я был их спасителем... ангел лица Его спасал их, заступал их, и поддерживал их, и носил во все дни древние. Но они возмутились и раздражили Св. Духа Его и превратился Он в врага их...» ( Ис.63:8–10 ). Здесь различаются Иегова, избравший израильтян в свой народ, – Ангел лица Его, заступающий их, и – Святый Дух, которому они должны быть покорны, однако же воспротивились. 4) Наконец из соображения всего, что в отдельности говорится о разных лицах Св. Троицы, видно, что Одно из них есть первовиновное; ибо другие лица представляются – одно Духом Его («Дух Господень на Мне» ( Ис.61:1 )), другое – Сыном («отроча родился нам Сын»), и действия сих обоих лиц в мире происходят по первоначальным распоряжениям и советам первого, как то видно чрез все продолжение книги. Далее, второе лицо представляется вместе и прямо Богом, Отцом или Виновником благодатного будущего века («Бог крепкий, Отец будущаго века»), и Владыкою – Сыном («Сын, Его-же начальство бысть на раме Его» ( Ис.9:6 )) и Словом: «Слово Мое, которое выходит из уст Моих, не возвратится ко Мне праздно, но сделает, что Я хотел, и совершит, для чего Я послал Его». В сем месте речь о Слове Божием, как о слове живом и притом личном; это сказано в заключение особенно связного изображения домостроительства ( Ис.52–55 ), сказано же с таким величественным предварением: «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои – мыслей ваших». Из всего этого понятно, что здесь разумеется Зиждительное Ипостасное Слово). И Ему приписывается творение мира, спасение мира, ходатайство за грешных (что известно уже из выше приводимых мест). Наконец Дух Святый представляется Духом вечных совершенств и свойств Божиих, источником всех даров духовных («Дух премудрости, Дух крепости» и проч.), Духом, почиющим на Сыне и Божественном Ходатае («и почиет на Нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ) и пр.) и изливающимся в Нем на верующих, с сообщением правды, мудрости, мира и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второго ...

250 В еврейском тексте ударение, по-видимому, на : «Он страдал, но Он (т. е. Сам, добровольно) страдал». Поэтому перевод Свят. Синода, кажется, должен быть предпочтен другому: «Он страдал, но страдал с терпением», без противления. В последнем случае стояло бы рядом два глагола, в общем имеющие одинаковое значение и противопоставлялись бы по различным оттенкам их значения; причем однако не было бы нужды в , и достаточно было союза . в значении: «Сам» нередко употребляется у пр. Исаии, напр. 52:6; 51:12; 48:12 и др. 252 . Едва ли можно понимать эти слова: «от притеснения и суда взят к Богу» (ср. Быт.5:24 ; 4Цар.2:9–10 – об Энохе и Илии): скорее они означают: «взят притеснением и судом» или: «на притеснение и суд», потому что подобное значение имеет в ближайшем парал. месте 52:5: «народ Мой взят даром»; ср. Ин.19:1, 9, 13 ... Здесь указано исполнение пророчества Исаии 53:7, 8. Кроме того, при первом понимании речь не имеет той связности, как при втором (речь о воздаянии, «взят к Богу» прерывалась бы упоминанием о неизъяснимом роде Раба Господня). 253 , т. е. «кто будет говорить об Его роде»? – о славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать или уверовать в славу Его рода, видя такое Его уничижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Раба Господня по Божественной природе Его или прославление человеческой природы по страдании, а не просто смерть и непрекращаемость Его жизни по смерти или предвечность Его происхождения (как Мих.4:2 ). Ср. статью г. Орфанитского: «Пророчество Исаии о страданиях и прославлении раба Иеговы» (Христ. Чт. 1881 г.). Мысль о вечности природы Его здесь не исключается, как выражается она и в словах Ис.48:16 (ср. Притч.8:22–27 ): «с того времени, как это происходит, Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его», или 49:1, 2, 5: «Господь произвел Меня от чрева... в колчане Своем хранил Меня,,. и ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе»...; но в словах: «род Его кто изъяснит, ибо Он отторгнут от земли живых» мысль о вечности не есть главная.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О нетлении святых мощей угодников Божиих Ин.11:11:39 . «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его... Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:49 , но и гробы отверзлись: Мф.27:52 . Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39 , но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36 , всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22 . Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11 , поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34 . Деян.8:2 . «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем». Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35 ; 2Тим.1:8–10 ; 1Кор.15:48–49 . 1Кор.15:36:42–43 . «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   То же происходит и с душевными немощами. Злые передают свой яд злонравия добрым, от добрых же редко пользуются. Поэтому Святой Дух в Притчах Соломоновых говорит: «Сын, да не прельстят тебя люди нечестивые, не соглашайся, если будут склонять тебя, говоря: пойди с нами. Не ходи с ними в путь, держи же ногу твою от стези их: ибо ноги их ко злу бегут» (Притч. 1:10-11, 15-16).    Почему возбраняешь, Дух Святой, сыну Твоему прилепляться к нечестивым? Чтобы он, прилепляясь к злым, не присоединился и к делам их. Посему-то и Моисей, когда по повелению Божию хотел казнить непокорных и ропщущих людей — Дафана и Авирона, — он возгласил всему собранию людей, сколько их было: «Да не погибнете во всем грехе их» (Числ.16:26). То же вопиет и Исайя: «Отступите, отступите отсюда и к нечистому не прикасайтесь, выйдите из среды его» (Ис.52:11). Почему же так повелевает Господь? «Чтобы прикасающиеся к нечестивому не прикоснулись к нечистоте его».    Есть чему удивляться, почему это милостивый Господь Бог, проводя людей израильских в землю Ханаанскую, когда они уже пришли к Иордану, сурово заповедал им погубить всех живущих в той земле, говоря: «Погубите всех живущих на земле; истребите стражу их, и всех идолов литых и изваянных их погубите, и все капища их разрушите; и столпы их да сокрушите, и дубравы их да посечете; если же не погубите живущих на земле вашей, то оставшиеся из них будут терниями в очах ваших и язвами в ребрах ваших; и что Я вознамерился сотворить им, то сотворю вам» (Числ. 33:52 и след.).    Почему же Милостивый Господь произнес такой жестокий указ о язычниках? Если Он так не любил язычников, то не лучше ли было бы предать их в рабство людям Своим израильским, чтобы израильтяне не научились делам тех? «Если, — говорит, — не погубите, будут терниями в очах ваших», ибо смотря на них, вы соблазнитесь; «и язвами в ребрах ваших» будут не столько телесными, сколько душевными. Потому и сказал: «Ту казнь, которую Я для них уготовил, наведу на вас», что и сбылось, как говорит Псаломник: «И смешались с язычниками, и научились делам их, и служили истуканам их: и было им это в соблазн» (Пс.105:35-36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Как показали дальнейшие исследования проблемы, еврейское слово («маре») кроме абстрактного смысла «внешность» может иметь еще конкретное значение «лик, лицо» 109 . Пример имеется в Песни Песней 2:14: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лице твое (), дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое () приятно». Очевидно, возлюбленный желает увидеть не абстрактные очертания любимой, не ее портретное изображение, а ее лицо, ее саму как конкретную личность , – также, как услышать ее живой голос. То же справедливо и в отношении слова («тоар»), которое в библейском словоупотреблении может означать «лицо» или «тело». В книге Плач Иеремии, например, пророк говорит о князьях израильских: «теперь темнее всего черного лице их (); не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево» ( Плач.4:8 ). Из того, что князей не узнают на улицах, следует, что речь идет о конкретных лицах; абстрактное значение («форма, очертания»), тем более неприемлемо, что очертания не могут иметь цвета. Таким образом, передача Синодальным переводом еврейского термина («маре») в Исаии 52:14 русским словом «лик» является абсолютно адекватной и корректной. С учетом значения слова («тоар») в конкретном смысле как «тело», перевод данного стиха по тексту Великого свитка Исаии будет следующим: 110 «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, – столь был помазан () более всякого человека лик Его (), и тело Его () – более сынов человеческих!». Согласно этой редакции текста, помазание Мессии Господом произойдет столь обильно, что будет касаться всей полноты Его человеческой природы – не только лик, но и тело Его будет помазано. Поскольку помазание было символом излияния даров Св. Духа, кумранский текст вполне адекватно выражает мессианскую концепцию, изложенную в книге Исаии в других местах – при описании Отрасли Иессеевой, которая говорит об изобилии даров Господа, почивших на Мессии, и особенно при описании деяний Мессии в Ис.61:1–2 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал (, «машах») Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего». Вплотную к смыслу этого описания текст Великого свитка Исаии подходит в следующем, 15-ом стихе 52-й главы, где помазание Мессии представлено столь обильным, что Он изольет духовные дары на все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Открываем 53-ю главу пророка Исаии. Прочитав эту главу, вы увидите, что он стоял на Голгофе и как будто с натуры списывал всё, что там происходит. Но читать 53-ю главу нужно с конца 52-й. Читаю вам 52-ю главу, 13-й стих, и сразу же перехожу к 53-й. Смотрим. Ис. 52:13–15; 53:1–8 «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится [Но это будет после страданий. «Возвысится и вознесётся и возвеличится», потому что одержит победу над смертью , “смертию смерть поправ”. А что будет прежде этого величия?]. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! [Вдь Пилат, чтобы вызвать у народа, вероятно, жалость, вывел к ним вот такого Христа, думая, что они содрогнутся, пожалеют Его, но вместо этого ещё большее озлобление и требование, чтобы распять. Как будто народ упивается испарениями крови. Он жаждет смерти. – “Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих!”] Так многие народы приведет Он в изумление; Цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят То, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». А вот дальше 53-я глава – апогей пророческого прозрения. «Господи [это спрашивает пророк, обращаясь к современникам ]! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он [Христос] взошел пред Ним [Богом Отцом], как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его [это говорит Исаия о себе, а Исайе это всё уже было открыто], и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему [Вот Христос в полном уничижении]. Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей [вот одно из имён Божиих – Муж скорбей], и болезни, и мы отвращали отъ Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. [Потому что духовные руководители народа так настроили народ. А народ что стадо. Вот все показывали руками, куда идти, в какую сторону нужно идти. Это стаду можно показывать ] Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих» [не отверзал ни перед Пилатом, ни перед Иродом Антипой, ни перед судьями – а что отверзать? О чём говорить, когда уже всё было сказано, и когда любое слово обращалось против него, и всё уже заранее было решено].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

То же справедливо и в отношении слова («тоар»), которое в библейском словоупотреблении может означать «лицо» или «тело». 517 В книге Плач Иеремии, например, пророк говорит о князьях израильских: «теперь темнее всего черного лице их ( ); не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево» ( Плач. 4:8 ). Из того, что князей не узнают на улицах, следует, что речь идёт о конкретных лицах; абстрактное значение («форма, очертания»), тем более неприемлемо, что очертания не могут иметь цвета 518 . Таким образом, передача Синодальным переводом еврейского термина («маре») в Исаии 52:14 русским словом «лик» является абсолютно адекватной и корректной. С учетом значения слова («тоар») в конкретном смысле как «тело», перевод данного стиха по тексту Великого свитка Исаии будет следующим: 519 «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя. – столь был помазан ( ) более всякого человека лик Его ( ), и тело Его ( ) – более сынов человеческих!». Согласно этой редакции текста, помазание Мессии Господом произойдёт столь обильно, что будет касаться всей полноты Его человеческой природы – не только лик, но и тело Его будет помазано. Поскольку помазание было символом излияния даров Св. Духа, кумранский текст вполне адекватно выражает мессианскую концепцию, изложенную в книге Исаии в других местах – при описании Отрасли Иессеевой, которая говорит об изобилии даров Господа, почивших на Мессии, и особенно при описании деяний Мессии в Ис. 61:1–2 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господ помазал ( , " машах») Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего». Вплотную к смыслу этого описании текст Великого свитка Исаии подходит в следующем, 15-ом стихе 52-й главы, где помазание Мессии представлено столь обильным, что Он изольёт духовные дары на все народы. Наряду с рассмотренным, были предложены и другие объяснения значения слова , встречающегося в тексте lQIsª, с целью привести его к масоретскому варианту. Говорили, что – это архаичная форма причастия от корня («разрушать, портить»), которая должна быть переводима «обезображенный». Но такие архаичные формы не являются характерными для орфографии свитков, найденных в Кумране. 520 Другое объяснение предлагало рассматривать слово как форму множественного числа того же причастия и переводить «обезображенные» 521 . Но это натяжка, поскольку слова внешность и внешний вид стоят в единственном числе. Поэтому предложенное Д. Бартелеми и разделяемое У. X. Браунли (W. Н. Brownlee) 522 мессианское чтение данного стиха представляется вполне справедливым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Песни об Отроке образуют композиционное единство из 2 центральных песней (49. 1-6; 50. 4-9), составленных от 1-го лица, и из 2 обрамляющих песней (42. 1-7; 52. 13-53. 12), в которых об Отроке говорится в 3-м лице. Библейское повествование не указывает ни точного момента, ни повода к их произнесению. 1. Первая песнь (Ис 42. 1-7). Об Отроке, на Котором почиет дух Божий (42. 1), говорит Сам Господь. Отрок возвестит народам суд и будет проповедовать закон, чтобы утвердить Царство Божие на земле. Господь поставит Его «в завет для народа, во свет для язычников» (42. 6; ср.: Быт 49. 10). Следуя другим описаниям Отрока, где Он понимается как собирательный образ народа Израиля, LXX в стих Ис 42. 1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой…» добавили: «Иаков, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Израиль (Ισραηλ), избранный Мой» (ср.: 41. 8). В этих строчках иногда видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это более емкий и обобщающий образ, в к-ром присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божия. Израиль, к-рый тоже назван «служителем» (42. 19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Отрок Господень - это и священный остаток народа Божия (ср.: Вейнберг. 2003. С. 173-174; Юнглинг. 2008. С. 584), и одновременно великий Избранник, Которого Господь «держит за руку» (Ис 42. 1). Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (42. 2-3). Евангелист Матфей в НЗ понимает это пророчество как исполнившееся во Христе (Мф 12. 17-21). Ап. Петр называет Христа πας - Отрок (Деян 3. 13), свидетельствуя, что в Нем исполнились мессианские пророчества из Ис 42. 1-7; 49. 1-6 (LXX). В христ. экзегезе уже очень рано пророчество о Рабе (  ) понимается как указание на тайну Боговоплощения (часто в Athanas. Alex. De incarn. Verbi). Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 6-7) ( Hieron. In Is. 42).

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010