49. Ему же Девяти с половиной коленам в приобретении уделов помогают два с половиной колена. Ибо как мы воинствуем верой, молитвами и благими делами, как говорит апостол: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные ( 2Кор. 10:4 ), но духовные, – так воинствуют и подвизаются вместе с нами усердием и прекрасными надеждами прежде благоугодившие Богу при помощи закона. Таинственные дела и слова Моисея и пророков имеют сходство с евангельской проповедью, и успех делается общим. Поэтому израильтяне говорят Иисусу, сыну Навину, когда он готовится со всем воинством перейти Иордан: Как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя ( Нав. 1:17 ). Иисус же Навин представляет образ Иисуса Христа – Владыки всего. Поэтому премудрый Моисей, душевными очами прозревая будущее Авсия – как звали его прежде, – переименовал в Иисуса. Дабы указывал собой не истинного Иисуса, Сына Божия, Который по крещении начинает проповедовать Царство Небесное и дарует нам горнее, бессмертное и вечное наследие. 50. Ему же Раав толкуется как широта, потому что прежде она была блудницей, а ныне целомудренная. Церковь с помощью веры расширяет круг своих умозрений и божественных понятий. Поэтому великий апостол пишет к коринфянам: Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы ( 2Кор. 6:12–13 ). 51. Аврелиану – знатному язычнику К вечной жизни идёшь ты путем, недостойным евангельского благолепия, не думая о том, что в скором времени будет суд за всё сделанное в жизни, по достоинству налагающий неизбежное наказание. Поэтому не гневайся, слыша это, тебе должно вступить на путь противоположный, избрав лучшее, сообразное с законом, вместо несообразного. И не давай в себе место порочным желаниям, какие до этого были обычны для тебя. 52. Зосарию Трибуну Во что вас бить ещё, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягчённые елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнём; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; всё опустело, как после разорения чужими ( Ис. 1:5–7 ) – говорит Исайя. Под словом «от подошвы ноги» пророк разумеет подданных, а под словами «до темени головы» правителей, исполненных всякого порока. Вся голова в язвах, но и ноги их бегут ко злу ( Ис. 59:7 ). Поэтому под болезнью понимай порочную жизнь, как говорит Давид о душе осквернённой: Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь ( Пс. 7:15 ). Так, поскольку за презрение заповедей и любовь ко злу по суду Божию нередко постигают грешников скорби и печали, призывающие грешников к исправлению, то сказал пророк: «Всё сердце исчахло». Так иудеи опечалены Богом, наказуемые и угнетаемые рукой человеческою. 53. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

9:12). Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благочестия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: « Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь » (Иер. 2:3). Притом, пожирающие согрешивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше намерения Господнего народ, как сказал о нем Бог: « прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия » (Ис. 47:6). И в другом месте: « когда Я мало прогневался, они усилили зло » (Зах. 1:15). И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, говорит Иеремия: « Израиль — рассеянное стадо; львы разогнали его » (Иер. 50:17). Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. « Поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали », если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что–нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): « Господа они не призывали », вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они вооружились против Христа. И не послушали сказавшего: « исповедайтесь Господу и призывайте имя Его » (Пс. 104:1). Однако, хотя напали, как звери, « они трепетали от страха, где не было страха ». Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: « не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить » (Мф. 10:28) и: « не бойтесь поношения от людей » (Ис. 51:7), — « они трепетали от страха, где не было страха ». Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: « ибо Господь — в роде праведных ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Видимая природа, будучи поставлена в самую тесную связь с телесностью своего главы – человека, должна была по его падении подчиниться суете и тлению, и до настоящего времени воздыхает и мучится, испытывая на себе тлетворное действие греха прародителей. Но милосердие Божие как для павшего человека предуготовило восстание в нетленном теле, так и видимой природе обещает не только полное освобождение от этого ненормального состояния, но и возведет к доступному для нее совершенству. При этом природа не только разделяет участь своего главы, но и переживает аналогичные его телу состояния. Как последнее умирает и разлагается на свои составные элементы, чтобы восстать в воскресении совершенным, так и природа подвергнется страшной, граничащей с совершенным уничтожением катастрофе, чтобы, заплатив дань тлению, явиться в обновленном виде, соответствующем состоянию прославленной телесности человека 418 . Ясные указания на конечность нынешнего мира и замену его другим мы видим уже в Ветхом Завете, хотя при этом не указывается прямо, входило ли это в творческие планы Бога, или явится следствием грехопадения. Небеса погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и как одежду Ты переменишь их 419 , и изменятся, восклицает Псалмопевец ( Пс.101:27 ). Еще яснее выражается об этом пророк Исаия: небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда ( Ис.51:6 ; ср. 34:4). При этом он присовокупляет, что Господь сотворит новое небо и новую землю, которые будут несравненно лучше настоящих ( Ис.65:17 ), откуда с некоторым правом можно заключать, что причиной уничтожения настоящего мира является его несоответствие новому идеальному порядку вещей, который созерцает пророк, как царство Мессии. Судя же потому, что Исаия представляет на новой земле Иерусалим и Сион (Святую гору), можно думать, что он говорит не о совершенном уничтожении настоящего мира и замене его другим, а только о совершенном его преобразовании и возведении на высшую степень совершенства. По-видимому, совершенно противоположное утверждают два места из Ветхого Завета, где говорится о вечности неба и земли: ляжет (умрет) человек и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не восстанет от сна своего ( Иов.14:12 ), и второе: род проходит и род приходит, а земля пребывает вечно ( Еккл.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благо­честия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: " Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь» ( Иер.2:3 ). Притом, пожирающие согре­шивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше наме­рения Господнего народ, как сказал о нем Бог: «прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия» ( Ис.47:6 ). И в другом месте: «когда Я мало прогневался, они усилили зло» ( Зах.1:15 ). И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, гово­рит Иеремия: «Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его " ( Иер.50:17 ). Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. «По едающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали», если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что-нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): «Господа они не призывали», вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они во­оружились против Христа. И не послушали сказавшего: «исповедайтесь Господу и призывайте имя Его» ( Пс.104:1 ). Однако, хотя напали, как звери, »они трепетали от страха, [где не... было страха] " . Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ) и: «не бойтесь поношения от людей» ( Ис.51:7 ), – «они трепетали от страха, [где не... было страха]». Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: " ибо Господь – в роде праведных». Как полководец среди солдата и царь в сенате, так " Господь – в роде праведных», – (Господь), сказавши: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Если же Он приходит в среду двух или трех святых, тем более находится Он «в роде праведных», где мирная жизнь, где беспечальное житие, где бессмертный покой, неиж­диваемое наследие, нескончаемое царство, в которое Христос призы­вает, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» ( Мф.25:34 ). " Ибо Господь – в роде праведных». «Совет бедно го вы посрамили, но упование его – Господь» ( Пс. 13:6 ), по­тому что сказано: кроме Бога не бойся другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еще один рассказ, относящийся к особому материалу Л., повествует о паломничестве 12-летнего Иисуса с семьей в Иерусалимский храм. Его находят «в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2. 41-47). На слова удивленной Марии Иисус отвечал: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49-51). II. Начало земного служения Иисуса Христа (Лк 3. 1 - 4. 13). Евангелист указывает точное время начала проповеди Иоанна Предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе...» (Лк 3. 1-2). (О проповеди Иоанна см. в ст. Иоанн Предтеча ). Иисус перед выходом на проповедь отправляется в Иудейскую пустыню к Иоанну и принимает от него крещение на Иордане. В этом рассказе подчеркивается, что Иоанн и Иисус тесно связаны: Креститель есть «приготовляющий путь» (Лк 3. 1-6; ср.: Ис 40. 3-5), а Иисус - «Грядущий» Мессия (Лк 3. 15-17). Крещение Иисуса сопровождается голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», утверждающим Его мессианское достоинство, и явлением Св. Духа в образе голубя (Лк 3. 21-22; ср.: Ис 42; Пс 2). Родословие Иисуса в Евангелии от Луки (Лк 3. 23-38) призвано подтвердить Его Богосыновство. Но т. к. перед утверждением веры в девственное рождение Иисуса (Лк 1. 26-38) Его родословие по человечеству нуждается в комментарии, евангелист указывает: «Иисус... был, как думали, Сын Иосифов» (Лк 3. 23). При этом подчеркивается, что Иисус связан со всем человечеством: Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк 3. 38). Родословие у Л. отличается от родословия в Евангелии от Матфея рядом особенностей. Если Матфей проводит его от Авраама до Иосифа, то у Л. оно ведется от Иосифа до Адама и Бога. При этом в обеих генеалогиях имена совпадают лишь частично. Отличаются оба варианта и по их структуре: у Матфея - число поколений 3 раза по 14, у Л.- 3 раза по 7 поколений от Иосифа до Салафиила, 3 раза по 7 поколений - от Нирия до Давида, 2 раза по 7 поколений - до Авраама и 3 раза по 7 поколений - до Адама и Бога.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Иер.44:17–18 и др.) и нравственной распущенности, – с задатками своеволия и жестоковыйности ( Исх.32:9 ; Ис.65:2 ; Иер.2:31 и мног. др.). В Египте – это потомство Авраама, семейство переселенца Иакова, возросло в народ, долженствовавший сделаться избранным народом Божиим; на Синае оно получило Божественный закон, долженствовавший нормировать всю дальнейшую жизнь его, как народа избрания; в горниле 40-летнего странствования по пустыне оно было воспитываемо в послушании воле Избравшего его. Для развития его жизни и деятельности в указанном направлении и совершения его высокой миссии среди остального человечества ему недоставало только удобной для этих целей страны и самостоятельной исторической жизни среди прочих народов земли. И вот, в последний год сорокалетнего странствования по пустыне устами вождя сего народа Бог говорит ему: «Обратитесь, отправьтесь в путь, и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край, и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата. Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» ( Втор.1:7–8 ). И под руководством Иисуса Навина страна эта, Палестина, была завоевана и разделена в собственность коленам еврейскаго народа... Миновали долгие годы тяжелого рабства египетского, окончились годы горьких страданий по пути к земле обетований: теперь народ еврейский – народ свободный, теперь он – самостоятельный политический организм в ряду соседних с ним, имеющий полномочия от Иеговы на доминирующее отношение к ним, как единственный законный наследник занятой им страны, и даже заповедь – право на изгнание прежних владельцев ее ( Чис.33:51–52 ). С самого момента своего избрания и до конца дней своих этот избранник Божий делается предметом постоянной, исключительной и самой нежной попечительности о нем со стороны Избравшего, «начертывается на дланях» Его ( Ис.49:16, 63:9, 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ин.1:10 .  В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Отождествляя в своем представлении Логос, Который тут назван также Светом и жизнью, и Человека – Иисуса, Иоанн говорит здесь и далее о свете как о человеке ( «Его» – ατν «не познал»: ατν – мужской род). Мессия был уже в мире, когда Иоанн Креститель начал свидетельствовать о Нем, был и после, когда этот богопосланный свидетель уже замолк навсегда, и естественно было думать, что созданный некогда Им мир признает в Нем своего Творца. Но этого, к удивлению, не случилось: мир Его не узнал и не принял. О причине такого странного явления евангелист не говорит. Ин.1:11 .  Пришел к своим, и свои Его не приняли. Еще более загадочным явилось отношение к Мессии – воплотившемуся Логосу – того народа, о котором Мессия бы мог сказать: «Это народ Мой» (ср. Ис.51:4 ). Иудеи, эти самые ближайшие к Мессии люди, не приняли Его ( παρλαβον – указывает на то, что они должны бы принять Христа на постоянное пребывание к себе, ср. Ин.14:3 ). Ин.1:12 .  А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Однако нашлись люди как из иудеев, так и из язычников (выражение σοι, по-русски – «тем, которые», обозначает верующих без различия происхождения), которые приняли Его за Того, кем Он Себя объявлял. Этих принявших Христа евангелист называет верующими в Его «имя», т.е. в Его силу как Сына Божия (ср. Ин.20:31 ). Принявшим Его Христос дал «власть» ( ξουσαν), т.е. не только право, но и способность, силу становиться чадами Божиими (русский перевод здесь неправильно употребляет глагол «быть»; стоящий здесь глагол γενσθαι значит именно «делаться», «становиться»). Таким образом, действительными чадами Божиими христиане становятся постепенно, путем усиленной борьбы с остатками греховных наклонностей. «Называться» же чадами Божиими они могут всегда ( 1Ин.3:1 ). Ин.1:13 .  которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Здесь евангелист точнее определяет, что значит быть чадом Божиим. Быть чадом Божиим – значит быть в несравненно более близком общении с Богом, чем в каком пребывают дети со своими родителями. Духовное рождение от Бога дает человеку, конечно, и несравненно большие силы для жизни, чем обыкновенные родители передают своим детям, сами будучи слабыми (на это указывают выражения «плоть» и «муж», ср. Ис.40:6 ; Иов.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин. 6:49–51. Отцы ваши ядоша манну въ пустыни, и умроша: сей есть хлбъ сходяй съ небесе, да, аще кто от него ястъ, не умретъ: Азъ есмь хлбъ животный, иже сшедый съ небесе: аще кто снсть от хлба сего, живъ будетъ во вки. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек. Ис. 62:2. И узрятъ языцы правду твою, и цapie славу твою, и прозовутъ тя именемъ новымъ, имже Господь наименуетъ е. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. Откр. 2:28. Ис 14:12. Како спаде съ небесе денница восходящая заутра? сокрушися на земли посылаяй ко всмъ языкомъ. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Лк 10:17–18. Возвратишася же седмьдесятъ съ paдocmiю, глаголюще: Господи, и бси повинуются намъ о имени Твоемъ. Рече же имъ: видхъ сатану яко мoлhiю съ небесе спадша. Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. 2Петр. 1:19. И имамы извстнйшее пророческое слово: емуже внимающе якоже свтилу ciяющy въ темнмъ мст, добр творите, дондеже день озаритъ, и денница boзciяemъ въ сердцахъ вашихъ. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Глава третья. Наставления малоазийским церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской Сардийской церкви Откр. 3:1–3. И Ангелу церкве напиши: тако глаголетъ Имяй седмь духовъ Бoжiuxъ и седмь звздъ: вмъ твоя дла, яко имя имаши яко живъ, а мертвъ еси. Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обртохъ бо длъ твоихъ скончаныхъ предъ Богомъ твоимъ (Моимъ). Поминай убо, како npiялъ еси и слышалъ еси, и соблюдай и покайся. Аще убо не бдиши, npiuдy на тя яко тать, и не имаши почути, въ часъ npiuдy на тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

комм. на 16, 16 и 19, 19). Также можно предположить, что именно этот конфликт будет способствовать отвращению евреев от зверя и обращению их, согласно Рим. 11, ко Христу.  «потому что Бог положил им на сердце» – даже и силы зла, при всем своем безумном бунте против Бога, исполняют то, чему предопределил быть Бог. 18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. «великий город» – мировая языческая столица на протяжении истории многократно перемещалась, и в каждую эпоху эта роль принадлежала разным городам. Во время написания Апокалипсиса такой столицей, несомненно, был город Рим, аналог Вавилона месопотамского. 164 164 Месопотамский Вавилон к этому времени давно уже пришел в упадок и никак не мог претендовать на роль мировой столицы. Закат Вавилона начался еще при Ксерксе I, который около 481 года до Р. Х. подавил мятеж вавилонян и причинил городу большие разрушения. После этого значение Вавилона начинает быстро снижаться, и город  уходит на второй план. В 312 году до Р. Х. основатель государства Селевкидов, Селевк Никатор, строит на реке Тигр новую столицу – Селевкию, Вавилон же окончательно приходит в забвение. Страбон в начале I века по Р. Х. говорит о Вавилоне, что великий город теперь стал великой пустыней (География, 16, 1 , 5).  В конце же истории таким аналогом станет некоторая мировая столица, которая объединит под своей властью все народы земли.  См. также комм. на 17, 1.  Глава 18  В 18-й главе описывается ниспровержение эсхатологического Вавилона. У ветхозаветных пророков можно найти похожие пророчества о разрушении древних языческих городов, в том числе Вавилона месопотамского (см. Ис. 13–14; Ис. 21, 9; Иер. 50–51 и др.). Эти последние во многих своих чертах могут относиться не только к Древнему Вавилону, но и к эсхатологическому. 1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Природа Ангельская невыразимо светла и сияет небесными совершенствами. Ср. 10, 1 и комм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Называя блаженными алчущих и жаждущих правды, Господь говорит о тех, кто с особой ревностью стремится быть верным истине Христовой и достигать праведности согласно заповедям Божиим, быть правдивыми и справедливыми. Об этом Спаситель говорит в другой заповеди: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф 6:33 ). По слову святителя Иоанна Златоуста, «правдою называется исполнение всех Святитель Афанасий Великий говорит об алчущих правды, что они «насытятся и здесь, потому что довольны и малым, а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Правда связана со спасением. Пророк Исаия возвещает: «Правда Моя близка; спасение Мое восходит» ( Ис 51:5 ); «правда Его [Бога] и спасение Его — как горящий светильник» ( Ис 62:1 ). Святитель Григорий Нисский на вопрос, что такое правда, отвечает: «Будем алкать своего спасения, жаждать Божией воли, которая желает нашего «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф 5:7 ). Этой заповедью Господь побуждает Своих учеников уподобляться Самому Богу. В Ветхом Завете говорится: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» ( Исх 34:67 ). Псалмопевец восклицает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс 102:8 ). В Евангелии Господь заповедует: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк 6:36 ). Быть милостивым, или милосердным, — значит, быть доброжелательным и добросердечным, отзывчивым по отношению к другим людям, испытывать к ним сочувствие и сострадание, проявляя готовность прощать и помогать. Эти качества благотворны для души: «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» ( Притч 11:17 ). За внешними делами благочестия Бог ожидает увидеть благое расположение души человека. Спаситель говорит, напоминая слова, сказанные через пророка: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ( Мф 9:13 ; ср. Ос 6:6 ). Милостивое отношение к другим — это условие спасения, ибо, по слову апостола, «будет суд без милости не оказавшему милости» ( Иак 2:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010