В своих описаниях Иоанн опирается на ветхозаветные тексты. Сравнение солнечного затмения с власяницей (=вретище, рубище – траурная одежда) находится в Ис.50:3 : Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. На формулировку 6:13–14 повлияло возвещение суда Божьего над Едомом ( Ис.34:4 ). Падение звезд с неба предполагает античную картину мира, согласно которой звезды закреплены на тверди небесной. И истлеет все небесное воинство 29 ; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Небо, растянутое как шатер, может свиваться как кожаный или папирусный свиток ( Пс.103:2 ): Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер. Все эти образы неоднократно встречаются в эсхатологических речах библейских пророков и в апокалиптических иудейских книгах. Когда небосвод свивается, тогда всем, находящимся на земле, открывается вид на небо и на престол Божий. Непосредственно предстоит суд. Взор устремляется к небесам. Грешники не могут выносить взгляда Бога, Сидящего на престоле, и гнева Агнца. Теперь уже нет разницы между бедными и богатыми. Все, кто в своей жизни вели себя как враги Божьи, должны бояться суда Его. В своей безнадежной ситуации они скрываются в «пещерах и ущельях гор». Об этом мы читаем у пророка Исаии ( Ис.2:10,19,21 ): И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный» – все они умоляют горы и скалы, чтобы они упали на них и спрятали их: «падите на нас и сокройте нас». Этот образ Иоанн заимствовал у пророка Осии ( Ос 10:8 ): И скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас». В День Суда Бог и Агнец Христос действуют в единстве. «Пришел великий День гнева Его» (по лучшим спискам «великий день гнева Их», то есть Бога и Агнца). Подобные описания «великого Дня Господня» с риторическим вопрошанием «и кто выдержит его?» мы постоянно встречаемся у ветхозаветных пророков ( Иоиль.2:10–11 ; Наум.1:6 ; Мал.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕНОСИС Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) [греч. κνωσις; лат. exinanitio - истощание, умаление, опустошение], обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира. Термин «кеносис» имеет новозаветное происхождение (см., напр.: Флп 2. 7). К. характеризует всю земную жизнь Иисуса Христа и свидетельствует о великой любви Бога к человеку. Предельное уничижение Христа явлено в Его крестных страданиях и смерти. Неизменная верность воле Божией, сохраненная Им во всех искушениях, стала основанием для преображения мира и создания Его Царства: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2. 9-11). Ветхозаветные пророчества о К. В ВЗ есть много свидетельств о К. грядущего Мессии. В Книге прор. Исаии говорится, что большинство современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53. 3). Прор. Исаия подчеркивает добровольность страданий Христа (см.: Ис 50. 6) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53. 4-5). В псалмах тема К. раскрывается через изображение буд. страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Точило Гнева Божия. Роспись галереи ц. Воскресения Христова в Ростове Великом. 70-е гг. XVII в. Точило Гнева Божия. Роспись галереи ц. Воскресения Христова в Ростове Великом. 70-е гг. XVII в. Результат Г. Божия - поражение мором (Числ 16. 46), проказой (Числ 12. 9 слл.), смерть (1 Цар 6. 19). «И будут пораженные Господом в тот день от конца земли и до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены, навозом будут на лице земли. ...Истребляются мирные селения от ярости гнева Господня» (Иер 25. 33, 37; ср.: 2 Цар 24. 15 слл.); Г. Божий обрушивается на всех ожесточенных в грехе: прежде всего на Израиль, так как этот народ избран Богом (Исх 19. 32; Втор 1. 34; Числ 25. 7-13; 4 Цар 23. 26; Иер 21. 5); и на все народы (Ис 34. 2; Иер 10. 10), т. е. и на языческие. Обрушивая Свой Г. на впавший в грех народ, Бог изводит из него праведников, верующих в Него. Моисей спасся, когда Бог потопил в море все войско фараоново, ибо «они восстали против народа Божия. Подобное при Лоте тоже произошло. Он один, победив, смог избежать огня и спастись вместе с дочерьми. Подобное произошло и при Ное, ибо он один со своими, спасшись, победил мир. В то время как все устремились в погибель и уничтожение, он один смог избежать Божия гнева, благодаря совершенному своему к Нему благоугождению» ( Macar. Aeg. I 50. 3. 5-6 ; ср.: I 36. 2). Но Г. Божий не таков, как Г. человека: «Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я - Бог, а не человек» (Ос 11. 9). Бог долготерпелив (Исх 34. 6; Ис 48. 9; Пс 102. 8) и всегда готов проявить милосердие (Иер 3. 12). Г. и милосердие как бы борются в Боге (Исх 34. 7; Ис 54. 8-10), являясь выражением «страстной» привязанности Бога к человеку, «ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его» (Пс 29. 6). Кажется, что Бог неистовствует в Г., но Он благоволит тому, кто возвращается к Нему (2 Пар 30. 6-9). Свой Г. Господь проявляет с целью вразумить и исправить человека ( Basil. Magn. Hom. 9; Ioan. Chrysost. Ad Theodor. I 4). Наведением неприятностей Бог часто приводит ум надмевающийся к скромности и смирению. Боясь «страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VIII 4).

http://pravenc.ru/text/165179.html

8 . Сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу» ( Лев.16:12 ). Не все очищены огнем, взятым «с жертвенника» (ср. Лев.16:12 ). Этим огнем очищены Аарон и Исайя и прочие подобные им; другие же, к которым я причисляю и себя, очищены будут другим огнем, боюсь, тем, о котором написано: «Огненная река выходила и проходила пред Ним» ( Дан.7:10 ). Этот огонь не «с жертвенника». Огонь «с жертвенника» – огонь Господень; а тот, который вне жертвенника, – не Господень, но горит во всех грешниках, о которых сказано: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). Итак, их огонь тот, который они сами разожгли, как сказано в другом месте: «Идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами!» ( Ис.50:11 ). Таким образом, Исайе назначен не его огонь, а огонь с жертвенника, который «коснулся уст» его (ср. Ис.6:7 ) и о котором сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» ( Лев.16:12 ). Что Господь наш и сотворил во всей полноте. Ибо взял Он «полные горсти благовонного курения», о котором сказано: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» ( Пс.140:2 ). Потому наполнил Он руки Свои священными деяниями, за род человеческий совершенными. Но почему сказано «смеси курения»? Потому что есть не один вид деяний, но они совершаются из справедливости и из благочестия, из воздержания, из рассудительности и из всех подобных добродетелей, которые примиряют с Богом. Однако следует уразуметь, что и выражение «мелко измельченного» добавлено не случайно. Ведь не может стремящийся к совершенству понимать слово Божие грубо и по-плотски, но должен он искать в нем простой и тонкий смысл, чтобы, когда услышит он написанное: «Не заграждай рта у вола молотящего», понял, что это сказано не о быках – «о волах ли печется Бог?» ( 1Кор.9:9 ) – но об апостолах. Увидеть тончайший замысел Божьего Провидения и означает взять «смеси благовонного мелко истолченного курения полные горсти» (ср. Лев.16:12 ). А кто из нас ревностный и подготовленный настолько, чтобы войти «во Святое Святых» и принести Первосвященнику «смесь благовонного мелко измельченного курения»? Поэтому необходимо, чтобы каждый из нас приносил жертву в скинию Бога, в одеяниях первосвященника, которая рукой первосвященника возносилась бы Самому Богу в «приятное благоухание» (ср. Лев.2:9 ). И наш Первосвященник Господь и Спаситель протягивает нам Свои руки и хочет от каждого из нас принять благовонное курение; нам необходимо исследовать виды благовоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Предвозвещено было, что будут ложные свидетели против Христа: «Восстали на Меня свидетели неправедные, спрашивали Меня о том, чего Яне знал» (Пс 34:11). И было так: ка­ких только лжесвидетелей не было на Христа, и каких лжесвидетельств не искали на Него архиереи и старцы, и весь сонм! Читай Еван­гелие о страстях и увидишь.    Писано было о Христе: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; ли­ца Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:6). И было так: подвергся бичеванию, ранам, был ударяем по лицу и оплеван Иисус Христос, Господь наш. Читай Евангелие, и оно представит это тебе.    Писано было о Христе: «Нет в Нем, ни ви­да, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» (Ис 53:2—3). Так и было (Флп 2:7—8). Всякое зверское бесчело­вечие и злобу на Нем совершили враги Его. Никакой злодей и разбойник так не умален, не обесчещен, не озлоблен, не поруган, не изранен и не уязвлен, как Христос; и как зре­лище некое ужасное иудеям был представлен Пилатом: «Се, Человек» (Ин 19:5)! Се Человек, и вида человеческого не имеющий!    Предвозвещено было о Христе: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53:7). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врага­ми Своими. Не отверзал в доме Каиафы на беззаконном сонмище: «Иисус молчал» (Мф 26:63; Мк 14:61). Не отверзал пред игемоном: «не отвечал ему ни на одно слово, так что прави­тель весьма дивился» (Мф 27:14). Не отверзал перед Иродом: «Он ничего не отвечал ему» (Лк 23:9). Не отвечал и перед прочими врагами, хулящими, поношающими, укоряющими, злословящими Его, и посмеивающимися, и уязвляющими Его, как агнец пред стригущи­ми его безгласен. Он веден был на распятие и смерть, как овца на заклание.    Писано было о Христе: «Они пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс 21:17). И было так: прон­зили руки и ноги Его, когда ко кресту при­гвоздили. Читай Евангелие и увидишь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ис.42:2 . не возопиет и не воз­высит голоса Своего, и не даст услы­шать его на улицах; Ис.42:3 . трости надломлен­ной не пере­ломит, и льна курящегося не угасит; будет про­изводить суд по истине; «Не возопиет и не возвысит голоса Своего... Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит». В этих двух, непосредственно связанных между собой стихах, с одной стороны, дан образ кроткого и смиренного Учителя, с другой – охарактеризованы основные свойства Его будущей проповеди. Лучшей параллелью к первой части рассматриваемого пророчественного образа являются слова Самого Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». ( Мф.11:28–29 ). Сюда же должен быть присоединен и перифраз данного пророчества у евангелиста Матфея: он «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» ( Мф.12:19 ). Все это значит одно – что Мессия, хотя Он и будет исполнен величайших Даров и полномочий, явится, однако, в самом кротком и смиренным виде ( «приняв образ раба» ( Флп.2:7 ), без всякой пышности и величия, и будет даже избегать великих торжественно-публичных и демонстративных выступлений в местах общественных собраний. И из Евангельской истории мы, действительно, хорошо знаем, что Иисус Христос и Сам свойства людской славы и шума, и другим неоднократно запрещал разглашать об Его чудотворениях ( Мф.8:4 ; Мф.9:30 ; Мф.12:16 ; Ин.5:13 ). В полном соответствии с кротким образом Учителя стоят и сведения преподаваемой Им проповеди, о чем далее пророк и говорит таким сильным и образным языком: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Образ надломленной трости встречался уже у пр. Исаии и раньше, в речи о Египте, где говорилось о поражении его Сеннахиримом ( Ис.36:6 ). Здесь же символы надломленной трости и курящегося льна имеют не физический, а духовно-нравственный, психологический смысл, характеризуют такое состояние душевной психологии грешника, когда его «дух сокрушен» ( Пс.50:19 ) и требует высокой степени Божественной любви и снисходительности, чтобы не перейти в отчаяние, а восстать от падения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предвозвещено было, что будут ложные свидетели против Христа: Восстали на Меня свидетели неправедные, спрашивали Меня о том, чего Яне знал (Пс 34:11). И было так: каких только лжесвидетелей не было на Христа, и каких лжесвидетельств не искали на Него архиереи и старцы, и весь сонм! Читай Евангелие о страстях и увидишь. Писано было о Христе: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6). И было так: подвергся бичеванию, ранам, был ударяем по лицу и оплеван Иисус Христос, Господь наш. Читай Евангелие, и оно представит это тебе. Писано было о Христе: Нет в Нем, ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми (Ис 53:2-3). Так и было (Флп 2:7-8). Всякое зверское бесчеловечие и злобу на Нем совершили враги Его. Никакой злодей и разбойник так не умален, не обесчещен, не озлоблен, не поруган, не изранен и не уязвлен, как Христос; и как зрелище некое ужасное иудеям был представлен Пилатом: Се, Человек (Ин 19:5)! Се Человек, и вида человеческого не имеющий! Предвозвещено было о Христе: Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими. Не отверзал в доме Каиафы на беззаконном сонмище: Иисус молчал (Мф 26:63; Мк 14:61). Не отверзал пред игемоном: не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился (Мф 27:14). Не отверзал перед Иродом: Он ничего не отвечал ему (Лк 23:9). Не отвечал и перед прочими врагами, хулящими, поношающими, укоряющими, злословящими Его, и посмеивающимися, и уязвляющими Его, как агнец пред стригущими его безгласен. Он веден был на распятие и смерть, как овца на заклание. Писано было о Христе: Они пронзили руки Мои и ноги Мои (Пс 21:17). И было так: пронзили руки и ноги Его, когда ко кресту пригвоздили. Читай Евангелие и увидишь. Писано было: Жизнь твоя будет висеть пред тобою (Втор 28:66). Исполнилось так: повешена была Жизнь на древе крестном, Иисус Христос, и очи всех видели Его. И как Моисей вознес змию в пустыне (Числ 21:9), так вознесен был Сын Человеческий, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:14-15; 19:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Предвозвещено было, что за тридцать сребреников Господь будет продан: и поставиша плату за Меня тридцать сребреников ( Зах.11:12 ). И было так. Продан был от предателя за тридцать сребреников Господь наш Иисус Христос ( Мф.26:15 ). Писано было о Христе: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада ( Зах.13:7 ). И было так. Предан и взят был Христос, и рассеялись овцы Его – апостолы. Тогда все ученики Его, оставив Его, бежали ( Мф.26:56 ). Воспел царствующий пророк, провидя совет беззаконных на Иисуса Христа: зачем мятутся народы; восстают цари земли, и князья совещаются вместе на Господа и на Христа Его ( Пс.2 )? И было так. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника Каиафы и совещались, чтобы взять Иисуса хитростию и убить ( Мф.26:3 ). Князи людские и Пилат судили и осудили на смерть Иисуса Христа. Царь Ирод надругался над Ним и возвратил Его к Пилату. Возопили иудеи: возьми, возьми, распни Его ( Мк.15:13 ). Предвозвещено было, что ложные будут свидетели на Христа: восстали на Меня свидетели неправедные; чего Я не знаю, о том допрашивают Меня ( Пс.34:11 ). И было так. Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, и пришли два лжесвидетеля ( Мф.26:59–60 ). Писано было о Христе: плечи Мои Я дал на раны и ланиты Мои на заушение; лица Моего не закрывал от поругания и оплеваний ( Ис.50:6 ). И было так. Биен, ранен, заушен и оплеван был Иисус Христос, Господь наш. Писано было о Христе: и нет в Нем ни вида, ни славы, и Он презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни ( Ис.53:2, 3 ). Так и было. Всякое зверское бесчеловечие и злобу совершили на Нем враги Его; Он был показан Пилатом иудеем, как зрелище ужасное: се Человек, вида человеческого не имеющий ( Ин.19:5 ). Предвозвещено было о Христе: как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 ). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими. Не отверзал в дому Каиафы на беззаконном сонмище иудейском; Иисус же молчал ( Мф.26:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

(Ст. 20). И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (ср.:Ис. 65:1). (Ст. 21). К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (не слушающемуся) и противоречащему (ср.: Ис. 65:2).   Глава 11 (Ст. 1). После этого открыл и разъяснил из Писаний о непослушании и отвержении их (Иудеев). Потом опять возвращается к язычникам с увещанием, чтобы они не грешили и не гордились, ибо и сам он чтит Евреев и показывает, что и для них дверь не заперта, если бы восхотели обратиться, и совершить покаяние. Неужели, говорит, Бог совершенно отверг народ Свой? — Никак. Ведь сам я, который был избран, не из него ли? Разве я не Израильтянин из наименьшего [то есть младшего сына Иакова от Рахили (Быт. гл. 49–50)] колена Вениаминова? (Ст. 2–4). Итак, на мне показал Бог, что Он не отверг народ Свой, который Он предуведал. Тех немногих, которые уверовали, назвал (апостол) народом, приведя в удостоверение слов своих семь тысяч мужей, которые оставались во дни Илии (3 Цар. 19:14, 18). (Ст. 5–6). Также, говорит, и в сие (нынешнее) время немногие остались из народа того (такие), чтобы избрать их к благодати. Если же по благодати они, то не от дел закона. (Ст. 7). Что же? Чего искал Израиль, то не получил. Но хотя избрание (избранный останок), а не все, получило, однако не все лишены были его (не все получили в равной мере), поскольку до избранных из них оно дошло, до прочих же совсем не дошло, а некоторые совершенно ослеплены до определенного времени. (Ст. 8). Так, предваряя, сказал и пророк о них: дал им Бог глаза, чтобы не видеть, — и уши, чтобы не слышать, даже до сего дня (Ср.: Ис. 29:10. Втор. 29:4). (Ст. 9–10). И Давид говорит так: да помрачатся глаза их, чтобы не видеть (ср.: Пс. 68:23–24). (Ст. 11). Но не для того, чтобы преткнулись и чтобы пали; но падением их совершено спасение язычникам, чтобы они соревновали им, как сказал: заставлю вас соревновать ненароду (Втор. 32:21. Ср.: Рим. 10:19). (Ст. 12). Если же через уменьшение, совершившееся над ними, явилось богатство (изобилие) язычников, ибо последние вошли через выход первых, — то тем более (послужило бы к увеличению числа Христовых учеников), если бы они обратились и сделались проповедниками — а не распинателями, благовестниками — а не укоснителями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

39, 5), и: Блаженны непорочные (Пс. 118, 1), и: Неженатый заботится о Господнем (1 Кор. 7, 32), и: «Блаженны воздержанные, ибо с ними будет говорить Бог» , а также: тление не наследует нетления (1 Кор. 15, 50), а также: сеющий в дух [от Духа] пожнёт жизнь вечную (Гал. 6, 8), а также: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 8), а также: благообразно и непрестанно Господу без развлечения (1 Кор. 7, 35), а также: хорошо человеку оставаться так (1 Кор. 7, 26), и сказано пророку Иеремии от Господа: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер. 16, 1–2), и у пророка Исаии сказано повелевающим Господом: да не говорит евнух: «вот я сухое дерево» (Ис. 56, 3). Ибо Господь так говорит об евнухах: которые избирают угодное Мне (Ис. 56, 4) для хранения рук своих, чтобы не делать беззакония и чтобы не обдумывать им злодеяний против Господа, тем дам Я , — говорит, — в доме Моем место и имя при возведении стен лучшее, нежели сыновьям и дочерям (Ис. 56, 5), такие же мысли и в Евангелиях вновь Самим Господом возвещаемы, что есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19, 12). 59. Пусть же большей частью из Божественных Писаний укрепляется душа юного отрока. 60. Если же [отцы], рассказывающие им, [сыновьям], злострадания брака для того, чтобы уклонить их от страстей плоти, [сыновьям], которые небесной любовью победили столь кратковременное, и бурное, и проносящееся, как цвет полевой, влечение плоти, то погасят [тем отцы] остроту сладости, победив целомудренным помыслом. V. 61. Итак, пусть таким образом беседует отец с сыном, чтобы размягчить силу молодого человека. Затем, если ты увидишь, что вера его непреклонна, что внешнее поведение его ни в чем не колеблется и не расслабляется, что оно не распускается в плоти [как цветок] беспорядочно в бесчинстве, но, напротив, [если увидишь в нём] веру, действующую страхом Божиим, то подражай патриарху, стань новым Авраамом, приносящим нового Исаака. Оставь ослицу и молодых рабов, то есть кратковременный труд мира сего, возложи же дрова на него, то есть крест.

http://bogoslov.ru/article/6193363

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010