Приблизится время открыто действовать Ему среди людей, и пошлется ангел пред лицем Его уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Ис.40:3; Мал.3:1). Затем внезапно явится Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем, и почиет на Нем Дух Господень (Ис.11:2), о чем Он Сам потом засвидетельствует: Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). В первый раз свет проповеди Его воссияет в Галилеи языков, около Иордана и моря Тивериадского, в пределах завулонских и неффалимских (Ис.9:1). Затем три с половиною года Он будет благовествовать, врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем (Ис.61:1), проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис.35:5-6). Он трости сокрушенной не преломит и льна курящегося не угасит, но воистину изнесет суд (Ис.42:3). Но напрасно будет простирать Он руце Свои весь день к людям непокаряющимся и противу глаголющим: они не пойдут путем истинным, а вслед грехов своих (Ис.65:2). Внемля внушению пророческому, возрадуется дщи Сионя, начнет проповедовать дщи Иерусалимля, видя Царя крепкого, грядущего к ней на жребяти (Зах.9:9). Из уст младенцев и ссущих (грудных; питающихся молоком матери. - Ред.) совершится Ему хвала (Пс.8:3); но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его (Пс.2:2). Один из ядущих с Ним хлеб восстанет против Него (Пс.40:10) и продаст за тридцать сребренников (Зах.11:12). Тогда враги Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его; пожените и имите Его, яко несть избавляяй (Пс.70:11). Тогда взят будет Пастырь и разыдутся овцы стада; посмотрит Он одесную Себе и не увидит никого, кто бы узнал Его (Пс.141:5). Восстанут свидетели неправедные и солжет неправда себе (Пс.26:12). Но Он не отверзет уст Своих; яко овча на заколение поведется, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако и Он не отверзет уст Своих (Ис.53:7). Враги будут скрежетать на Него зубами, а Он не воспротивится и не станет прекословить: плещи Своя вдаст на раны и ланиты на заушения, и лица Своего не отвратит от студа заплеваний (Ис.50:6). При посредстве древа предадут Его смерти (Иер.11:19); ископают руки и ноги Его, и изочтут все кости Его; разделют ризы Его между собою и об одежде Его метнут жребий (Пс.21:17-19); дадут на снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом (Пс.68:22); вси видящии Его поругаются Ему и, покивая головами, скажут: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его (Пс.21:8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Царств и народов». Известно, что царства Мидийское (ст. 17) и Персидское (ср. Ис.21:2 ), а также и армяне, соединились в союз для того, чтобы сокрушить Вавилонское царство. Конечно, в мидо-персидском войске находилось немало и других народностей, подчиненных этим союзным царям. Ис.13:5 . Идут из отдален­ной страны, от края неба, Го­с­по­дь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. «От края неба». Мидия и Персия действительно были едва ли не самыми отдаленными, известными евреям, странами. Всю землю. Некоторые толкователи рассматривают это выражение как действительно обозначающее собою всю населенную землю. Но правильнее думать, что пророк этими словами обозначил Вавилонскую монархию, которая могла, находясь на зените своего могущества, назваться всемирной. Ис.13:6–13 . День Господень уже близок и оттого вавилоняне впали в отчаяние. Этот день для Вавилона будет страшен как день всеобщего суда Божия над миром, когда светила небесные померкнут и земля сотрясется. Ис.13:6 . Рыдайте, ибо день Го­с­по­да близок, идет как раз­руши­тель­ная сила от Всемогущего. «Рыдайте» – обращение к вавилонянам. «День Господень» – см. Ис.2:12 . «От Всемогущего». Разрушение, следовательно, будет полное, окончательное. Ис.13:7 . Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ис.13:8 . Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучат­ся, как рожда­ю­щая, с изумле­нием смотрят друг на друга, лица у них раз­горелись. Вавилоняне сознают, что всякое сопротивление – напрасно. «Сердце... растаяло» – стало подобно воде, перестало быть сильным и твердым ( Втор.20:8 ; Ис.19:1 ). «Лица разгорелись». Кровь, от ужаса, приливает к голове, и лицо может сделаться вследствие этого очень красным. Ис.13:9 . Вот, при­ходит день Го­с­по­да лютый, с гневом и пыла­ю­щею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Ис.13:10 . Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом сво­им. Грозный день Господень пророк изображает под образом страшной бури, которая все разрушает на своем пути и затмевает самое небо густыми облаками, так что на земле водворяется мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 30 1–5. Горе ищущим помощи у Египта, а не у Всевышнего. 6–8. Пророчество о Египте. 9–14. Непослушание иудеев. 15–26. Исправление народа Божия. 27–33. Уничтожение Ассура. Ис.30:1–5 . Пророк упрекает своих соотечественников в том, что они, не справляясь с волей Божией, заключают союз с Египтом. От этого союза они не получат никакой пользы, а только одно посрамление. Ис.30:1 . Горе непокорным сынам, говорит Го­с­по­дь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы при­лагать грех ко греху: Ис.30:2 . не вопросив уст Мо­их, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. «Без Меня» – правильнее: вопреки Моей воле. 35 «Не по духу Моему», т. е. не так, как научал их Бог чрез пророков истинных, говоривших под действием Духа Божия. «Грех ко греху», т. е. у них и так уже много грехов, а они еще добавляют к старым новые! «Уст моих», т. е. Моего посланника, пророка Исаию. «Под тенью» – то же, что «под защитою». Ис.30:3 . Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием; Ис.30:4 . потому что князья его уже в Цоане, и по­слы­ его дошли до Ханеса. Ис.30:5 . Все они будут по­стыжены из-за народа, который бес­полезен для них; не будет от него ни по­мощи, ни по­льзы, но – стыд и срам. «Князья», т. е. посланники иудейского царя. «Цоан» – см. гл. Ис.19:11 . «Ханес» – город в Среднем Египте, по-гречески – Ανσις (египет. Hnes), расположенный на одном из островов Нила. Оба эти города названы у пророка, как наиболее выдающиеся пункты: первый с конца 2-то тысячелетия до Р. Х. был уже резиденцией фараонов, а последний – занял место первого среди других городов Египта. Ис.30:6–8 . Неподвижный, неповоротливый гиппопотам – Египет – не двинется с места, чтобы помочь своим союзникам – евреям. Божественное изречение о Египте (6-й ст.) пророк должен начертать на доске, которую нужно выставить перед глазами народа и, кроме того, записать в особом свитке. Ис.30:6 . Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнете­ния и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не при­несет им по­льзы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 . По святом и спасительном дне Пасхи, со второго дня ее в каждый день седмицы, собираясь на святое место воскресения, будете слушать другие поучения, если Богу угодно будет. Из них вы узнаете изъяснение всего того, что с вами происходить будет, и услышите на то доказательства из Ветхого и Нового Заветов. Узнаете сначала о том, что происходит перед самым Крещением, потом – как вы получили от Господа очищение грехов банею водною посредством слова ( Еф.5:26 ); как вы, быв освящены, сделались причастниками имени Христова и как вам дарована печать через сообщение Святого Духа; узнаете о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, которые здесь получили свое начало, и что о них предано в Божественном Писании, какая их сила, как приступать к ним и когда и каким образом употреблять их должно; в заключение всего – как вам в последующее время должно вести себя и словами и делами достойно этой благодати, чтобы возможно было всем вам получить вечную жизнь. Об этом, если Богу угодно будет, я вам скажу. 34 . Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе ( Флп.3:1 ); и еще говорю: радуйтесь ( Флп.4:4 ). Ибо приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыне: приготовьте путь Господу ( Мф.3:3 ). А восклицает пророк: Жаждущие! идите все к водам ( Ис.55:1 ). И потом тут же: Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком ( Ис.55:2 ). И спустя немного услышите благие слова: Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой ( Ис.60:1 ). Об этом Иерусалиме сказал пророк: тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» ( Ис.1:26 ). Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне -из Иерусалима ( Ис.2:3 ), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, пророк говорит о вас: Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе ( Ис.60:4 ). А Сион ответствует, говоря: Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим? ( Ис.60:8 ) Облаки – потому что духовны, голуби – потому что незлобивы. И в другом месте: Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих? ( Ис.66:8 ). Все исполнится неизреченной радостью, потому что Господь сказал: Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью ( Ис.65:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.8:10 . Замышляйте замыслы­, но они рушат­ся; говорите слово, но оно не состо­ит­ся: ибо с нами Бог! Вообще народы языческие не страшны для иудеев, потому что – с иудеями Бог ! Или с евр. «ибо – Еммануил!» Ис.8:11–15 . Итак, спасение и погибель, как узнал Исаия от Бога, обусловливаются не политическим искусством правителей и не зависят от внешних обстоятельств. Все зависит в жизни государства, как и в жизни отдельного человека, от веры в Слово Божие и от послушания ему. Кто боится Бога, того ничто не устрашит, никакая опасность; божественные обетования дают такому человеку желаемое успокоение. А те, которые не обращают внимания на Слово Божие, возвещаемое пророками, непременно споткнутся на своем пути и попадут в беду. Ис.8:11 . Ибо так говорил мне Го­с­по­дь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: Новое откровение описывает здесь пророк. В это время он находился в особом, экстатическом, состоянии (под рукою Господа). «Ходить путем», т. е. подражать. Ис.8:12 . «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он бо­ит­ся, и не страшитесь. Господь учит пророка и иудеев, которые еще способны были слушать наставления пророка, не считать сколько-нибудь серьезным заговор царей сирийского и израильского против династии Давидовой ( 2Пар.23:13 ). Ис.8:13 . Го­с­по­да Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! Не этих ничтожных царей иудеи должны бояться, а своего великого Царя – Господа! С Его волей они должны считаться, потому что Он – их Всемогущий Владыка. Ис.8:14 . И будет Он освяще­нием и камнем пре­ткнове­ния, и скалою соблазна для обо­их домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. Ис.8:15 . И многие из них пре­ткнут­ся и упадут, и разо­бьют­ся, и запутают­ся в сети, и будут уловлены. И будет Он освящением – в переводе с евр. святилищем (leti keddasch). Одни толкуют это в том смысле, что Всевышний будет для иудеев прибежищем, куда за укрывшимися иудеями не посмеют проникнуть враги (ср. Ис.5:16 ; Иез.28:22 ). Другие видят здесь указание на освящающую верующих деятельность Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из среды всего человечества Сам Господь избирает для Себя этот народ, это возлюбленное потомство друга Своего, Авраама, чтобы он возвещал славу Его между остальными народами земли и был немерцающим истинным светом во откровение темному язычеству ( Ис.41:8–9, 48:21 ), и делает его предметом Своей постоянной и самой нежной любви и попечительности, «начертывает его на дланях Своих» ( Ис.49:16 ). «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние... вел Моисея за правую руку величественной мышцей Своею, разделил пред ним воды, чтобы сделать Себе вечное имя. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покой» ( Ис.63:9, 12–15 ), в страну меда и млека, в страну благ земных и исполнение обетований небесных. Та же любовь и попечительность окружает его постоянно и здесь, устраняя с пути его исторической жизни все вредное и враждебное ( Ис.5:1–2, 27:3–4 ), направляя путь его к целям его призвания и благополучия ( Ис.41:10, 48:17 ), облегчая и споспешествуя самому шествию по этому пути. И, как избраннику Бога всемогущего, ему не страшно грозное величие соседей-врагов и нет нужды в помощи человеческой: «уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная, дающий спасение своей любовию и силой, а не стенами и валами» ( Ис.26:4, 1 ); «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают; а надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:29–31 ), «в тишине и уповании крепость» его ( Ис.30:15 ); всякая же надежда на людей тщетна и обманчива, ибо если прострет руку свою Господь, споткнется защитник и упадет защищаемый, и все вместе погибнут ( Ис.31:3 ). Для его благоденствия от него требуется только то, что должен был подсказывать здравый рассудок, чего должно было жаждать не испорченное и благодарное сердце, – сыновняя любовь и совершенная преданность воле его Бога. «О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морския.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в той же 24-й главе Исаии (во 2-ом стихе которой находится вышеуказанное выражение: «и что будет с народом, то будет со священником» дальнейшие стихи 4, 6 («сетует, уныла земля,» «несут наказание живущие на ней») ср. с 3 ст. опять 4-й главы Осии («и восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней»): или Ис.24:5 («преступили законы, нарушили вечный завет» – ) ср. с Ос.4:6 и 2:19; 6:7 («забыл закон Бога твоего»; «заключу союз с полевыми зверями... и обручу тебя Мне на век», «нарушили завет»). Особенно же замечательно, что в отделе Ис.21–27 гл. (в нем одном из всей книги – ясно) говорится о воскресении мертвых – причем оживление мертвецов сравнивается с действием росы (26:19) – и о совершенном уничтожении смерти (25:8), и что в книге пр. Осии мы встречаем тоже (6:2: «оживит в нас и в третий день восставит нас»,... «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь, – оросит землю»; 13:14: «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Св. ап. Павел в 1Кор.15:54 – приводит вместе Ис.25:8 и Осии 13:14 ). Ср. еще Ис.26:9, 16 («буду искать Тебя с раннего утра») и Осии 6:1 ; Исаии 27:6 («расцветет Израиль, и наполнится плодами вселенная») и Осии 14:6–9 и др. Ис.27:12–13 и Осии 11:10–11 (о собрании Израиля от Египта и земли Ассирийской «по гласу Господа»). – Близкое сходство замечается в отделе и с пророчествами Амоса. Не говоря о буквальном сходстве Ис.26:21; 37:31 с Ам.5:10; 2:9 (и сходства тоже, может бить, не случайного, Ис.16:5 и Ам.9:11 , где говорится об «утверждении скинии Давидовой»), здесь следует указать особенно на сходство отдела 24–27 гл. Исаии с пророчеством Амоса, касающимся Израиля. Так, ср. Амоса 5:2 («упала, не встает более дева Израилева, повержена на земле своей») и Ис.24:20 и 26:5. Затем Амоса 3:14, 15, 11–12 («в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут рога алтаря и падут на землю... и исчезнут дома с украшениями из слоновой кости, и не станет домов»...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.9:8–21 . От светлой картины будущего пророк снова обращается к печальному настоящему. Как Израильское, так и Иудейское царство заслуживают наказание от Бога, и поэтому бедствия разразятся над ними одно за другим. Особенно много несчастий причинят Израилю взаимные распри и раздоры. Ис.9:8 . Слово по­сылает Го­с­по­дь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, Речь, начинающаяся с 8 ст. 9 гл. и оканчивающаяся 4-м стихом 10-й, произнесена непосредственно после сирийско-израильского нашествия на Иудею и последовавшего за ним нападения Тиглат-Пилезера на царство Израильское. На это дают ясное указание стихи 9 и 13-й. «Слово» – приговор Божий, падающий с неба, как молния. «Иаков и... Израиль» – здесь едва ли синонимы; там, где эти слова означают части народа, – последнее указывает на северное, Израильское, царство, а первое – на царство Иудейское (ср. Ис.2:5 ; Ис.8:17 ). Ис.9:9 . чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надмен­ным сердцем говорят: Ис.9:10 . кирпичи пали – постро­им из тесаного камня; сикоморы вырублены – заме­ним их кедрами. Особенным высокомерием отличается северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей – материала довольно хрупкого – оно хочет возводить свои постройки из дорогих и прочных тесаных камней; вместо сикоморов или довольно обыкновенных в Палестине смоковниц, из которых приготовлялись балки, двери, оконные решетки и лестницы, делать это из привозившегося с Ливана крепкого кедра. Этим, конечно, пророк символически указывает на гордые мечты израильтян относительно восстановления своего политического значения. Ис.9:11 . И воз­двигнет Го­с­по­дь про­тив него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: «Против него», т. е. против Израильского царства врагов Рецина, т. е. ассирийцев. Ис.9:12 . Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они по­жирать Израиля по­лным ртом. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта. «Сирияне» – прежние друзья Израиля станут также его врагами. «Филистимляне» были исконными врагами Иудеи ( 2Пар.28 и сл.). (Перевод Пешито: Эдома с востока (вместо сириян) подходил бы в настоящем месте только при предположении, что во 11-м стихе идет речь об Иудейском царстве, а между тем как видно из 12 ст., речь идет об Израильском, к которому идумеи не имели особой вражды).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Второй отдел данной главы и 8–20-й стих содержат в себе специальное утешение Израилю обещанием божественной помощи в наступающий смутный период. В частности, оно состоит в указании на богоизбранный характер Израиля (8–9), на особую, благодатную помощь ему (10 ст.), на слабость и посрамление всех его врагов (11–12), на внешнюю Божественную поддержку Израиля (13–14 ст.), и на его судьбу, как орудие внешнего наказания одних (15–16а.) и внутреннего возрождения и спасения других (17–19). Ис.41:8 . А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, – Ис.41:9 . ты, которого Я взял от концов земли и при­звал от краев ее, и сказал тебе: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя»: «А ты Израиль, раб Мой... семя Авраама, друга Моего... Я избрал тебя и не отвергну тебя.» Возвещая Свой грозный суд языческим народам и заставляя их в страхе трепетать за свою участь, Господь с исполненной любви нежностью обращается к своему избранному народу и преподает ему утешение. «Израиль, раб Мой». Здесь мы в первый раз встречаемся с тем термином «раба Господнего», который играет такую видную роль во всей второй части кн. пророка Исаии. Позднее, как это мы увидим, данный термин служит у пророка Исаии специальным предикатом Лица – страждущего Мессии, – являющегося как бы Представителем Израиля, а чрез него и всего человечества ( Ис.43:1–5 ; Ис.49:5–7 ). Но здесь, равно, как и еще в нескольких местах ( Ис.42:18–22 ; Ис.44:1–21 ; Ис.48:20 ; Ис.49:3 ) его книги, термин «раб Господень» пока еще не концентрируется на одной определенной Личности, а берется в общем смысле, т. е. относится ко всему израильскому народу. Название Израиля «рабом Господним», встречающееся и у других пророков ( Иер.30:10 ; Иер.46:27 ; Иез.28:25 ; Иез.37:25 ), должно быть признано одним из самых выразительных и сильных: «все достоинство и историческое назначение Израиля обнимается таким определением» (Dillm.), т. е. Израиль определяется им и как Истинный, нелицемерный почитатель Всевышнего (верный раб) и как Его самый ближний соратник и любимый домочадец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010