Ис.56:6 . И сыновей иноплемен­ников, при­соединив­шихся к Го­с­по­ду, чтобы служить Ему и любить имя Го­с­по­да, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от оскверне­ния ее и твердо держащихся завета Моего, Ис.56:7 . Я при­веду на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожже­ния их и жертвы их будут бла­го­приятны на жертвен­нике Моем, ибо дом Мой назовет­ся домом молитвы для всех народов. «Я приведу на святую гору Мою... дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.» Упоминание здесь о «горе святой» естественно ведет нашу мысль к раннейшей специальной речи того же пророка об этой святой горе, под которой он, вообще, разумеет судьбы новозаветной, Христовой церкви (2 гл.). Под «домом молитвы», о котором здесь неоднократно говорится, хотя многие и склонны разуметь ветхозаветный иерусалимский храм, но это едва ли справедливо, особенно, ввиду ясных слов Господа, что «наступает время, когда... и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу... в Духе и истине» ( Ин.4:21, 23–24 ). «Поэтому пророчество Исаии, как справедливо говорит Властов, должно было иметь обширнейшее значение и обнимать собою весь мир христианский, т. е. Церковь Христову, как вечный храм вечному Богу, в котором каждая душа христианская, поклоняющаяся Господу Богу «в духе и истине», будет услышана милосердным Отцом» (Властов, Священ. Летоп. V гл. 332 с.). Ис.56:8 . Го­с­по­дь Бог, собира­ю­щий рас­сеян­ных Израильтян, говорит: к собран­ным у него Я буду еще собирать других. Ис.56:9 . Все звери по­левые, все звери лесные! идите есть. Снова, для ее большего усиления, повторяется та же самая мысль – о всеобщем призвании всех народов в церковь Христову: в нее войдут и все желающие того израильтяне, как бы ни были они далеко рассеяны, и все языческие народы, как бы не казались они, с ветхозаветной точки зрения, дики и грубы, наподобие полевых и лесных зверей. Все эти мысли и даже самые образы прекрасно знакомы нам и по многим другим местам кн. пророка Исаии. Так о собрании рассеянного Израиля и его провиденциальном назначении в 11 гл., между прочим, говорится: «и будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники... и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех ветров» ( Ис.11:10, 12 ; ср. Ис.27:12 ; Ис.43:5–6 и др.). Сравнение же языческих народов, пребывавших в религиозном неведении и материальном огрубении, с дикими зверями, дано, напр., в Ис.43:20 : «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи». Здесь, общеизвестные образы «пустыни жаждущей» и благодатной ее оросившей «воды», не оставляют сомнения и относительно надлежащего понимания обитателей этой пустыни, т. е. языческих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:6 . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ( Мф.23:27–28 ). Ис.64:8 . Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей. С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения. «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше ( Ис.29:16 ; Ис.45:9 ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом ( Быт.2:7 ); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве ( Ис.63:16 ). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( Иер.18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам ( Рим.9:20 и след.). Ис.64:9 . Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. «Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» ( Пс.78:5, 8 ). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 , ср. еще Ис.44:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.9:8–21 . От светлой картины будущего пророк снова обращается к печальному настоящему. Как Израильское, так и Иудейское царство заслуживают наказание от Бога, и поэтому бедствия разразятся над ними одно за другим. Особенно много несчастий причинят Израилю взаимные распри и раздоры. Ис.9:8 . Слово по­сылает Го­с­по­дь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, Речь, начинающаяся с 8 ст. 9 гл. и оканчивающаяся 4-м стихом 10-й, произнесена непосредственно после сирийско-израильского нашествия на Иудею и последовавшего за ним нападения Тиглат-Пилезера на царство Израильское. На это дают ясное указание стихи 9 и 13-й. «Слово» – приговор Божий, падающий с неба, как молния. «Иаков и... Израиль» – здесь едва ли синонимы; там, где эти слова означают части народа, – последнее указывает на северное, Израильское, царство, а первое – на царство Иудейское (ср. Ис.2:5 ; Ис.8:17 ). Ис.9:9 . чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надмен­ным сердцем говорят: Ис.9:10 . кирпичи пали – постро­им из тесаного камня; сикоморы вырублены – заме­ним их кедрами. Особенным высокомерием отличается северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей – материала довольно хрупкого – оно хочет возводить свои постройки из дорогих и прочных тесаных камней; вместо сикоморов или довольно обыкновенных в Палестине смоковниц, из которых приготовлялись балки, двери, оконные решетки и лестницы, делать это из привозившегося с Ливана крепкого кедра. Этим, конечно, пророк символически указывает на гордые мечты израильтян относительно восстановления своего политического значения. Ис.9:11 . И воз­двигнет Го­с­по­дь про­тив него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: «Против него», т. е. против Израильского царства врагов Рецина, т. е. ассирийцев. Ис.9:12 . Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они по­жирать Израиля по­лным ртом. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта. «Сирияне» – прежние друзья Израиля станут также его врагами. «Филистимляне» были исконными врагами Иудеи ( 2Пар.28 и сл.). (Перевод Пешито: Эдома с востока (вместо сириян) подходил бы в настоящем месте только при предположении, что во 11-м стихе идет речь об Иудейском царстве, а между тем как видно из 12 ст., речь идет об Израильском, к которому идумеи не имели особой вражды).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Богочеловеческий образ Мессии раскрывается более полно в пророчестве Ис 9. 1-8. Пророк говорит о грядущем величии Галилеи. «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис 9. 1). Виновником этих перемен станет таинственный Младенец (9. 6-7). Исаия предсказывает, что рожденный от Девы Младенец получит божественные именования (Чудный (  ), Советник (  ), Бог крепкий (    ), Отец вечности (  ), Князь мира (  )) и «умножению владычества Его и мира» не будет «предела на престоле Давида и в царстве его…» (9. 7; ср.: 2 Цар 2. 12-16). Христологическое понимание этого пророчества - неотъемлемая черта христ. экзегезы (уже в Мф 4. 12-16; Iust. Martyr. I Apol. 35 и мн. др.). Ис 11. 1 - 3-е пророчество о происхождении Мессии из царского рода Давида: «И произойдет отрасль (  ) от корня Иессеева, и ветвь (  ) произрастет от корня его» (ср.: Ис 4. 2; 2 Цар 7. 12-16). Мессианский смысл пророчества признает не только христ., но и иудейская традиция. Помазанник явится, когда ствол дома Давида будет срублен; Он вырастет, словно побег, идущий от корня; Он будет побеждать зло Духом Господним. Говоря о духовных дарах Мессии, Исаия уточняет: на Нем почиет «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис 11. 2), они указывают на особое избрание Помазанника и прекращение пророческого служения среди иудеев ( Iust. Martyr. Dial. 87). Мессия будет вершить справедливый суд и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис 11. 3-4; ср.: Пс 9. 6). Уже в НЗ эти слова понимаются как поражение Христом антихриста (2 Фес 2. 8). 2. Царство Мессии и спасение остатка. В 1-й ч. книги прор. Исаия не только предвозвещает обстоятельства происхождения обетованного Мессии (Ис 7. 14; 11. 1), основные черты Его служения (9. 1-8; 11. 3-5), но и подробно изображает Его Царство (2. 1-5; 11. 6-16). Оно будет установлено «до века» (9. 6-7), в него войдут все народы (2. 2; 11. 10), оно распространится до краев земли (2. 3; 11. 10). Кроме временных и пространственных отличий от Иудейского царства Царство Мессии другое по сути, ибо основано на правде (  ) и истине (  ) (11. 5). Важнейшей особенностью Царства Мессии будет всеобщее примирение (2. 4), которое пророк изображает как окончательную победу над злом. «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11. 9). Примирение враждующих (  ) в Царстве Мессии станет результатом обращения к Богу не только иудеев, но и язычников (2. 3; 11. 10).

http://pravenc.ru/text/674802.html

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». Держать кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать тому ( Ис.41:13 ). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом победоносного шествия «мужа правды» ( Ис.41:2–3, 25 ). Блестящее оправдание этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от Каспия до Нила. «Сниму поясы с чресл царей». Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности ( Пс.44:4 ; Иер.1:17 ), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности ( Ис.5:27 ; Дан.5:6 ). «Чтоб отворялись... двери и ворота не затворялись». Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот ( Пс.106:16 ), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2 ст.). Ис.45:2 . Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; «Я пойду пред тобою и горы уравняю». Под «уравненными горами» здесь символизируются покоренные царства и народы ( Ис.40:4 ; ср. Ис.2:14 ). Ис.45:3 . и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты по­знал, что Я Го­с­по­дь, называ­ю­щий тебя по име­ни, Бог Израилев. «И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства». Лучшей иллюстрацией буквального исполнения этого пророчества служит общественный рассказ о богатствах Креза, царя Лидийского, доставшихся Киру, по праву завоевателя (Герод. 1, 30. 2. 84 и Ксеноф. Кирп. VII, 2. 11). Не меньшие сокровища достались ему и в Вавилоне ( Иер.50:37 ; Иер.51:13 ). «Дабы ты познал, что Я Господь». Вот первая цель особого возвышения Кира, чтобы он сам из размышления о необычайных своих успехах пришел к заключению о помощи ему со стороны истинного Бога. И она вполне была достигнута, как это видно из начальных слов указа Кира, приводимых у Иосифа Флавия: «после того, как Величайший Бог вселенной явил меня царем, я убеждаюсь, что это есть именно Тот, Которому поклоняется народ израильский: ибо Он именно через пророков предрек имя мое, а вместе и то, что я созижду храм Его в Иерусалиме, в стране Иудейской». (Иуд.Древн. 11:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1. Видение седьмое. «Пророчество о Моаве» ( Ис.15:1 ). Теперь пророк говорит о земле моавитян, чтобы их не считали виновниками предсказанного, и исчисляет причины наказания: во-первых, говорит, они горды и клеветники, потом – заслуживают наказания ради Иерусалима. «Ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен!» Ночью пророк обозначает блуждание страстного желания, вследствие чего происходит гибель государства. 2–3. «Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать» ( Ис.15:2 ): так как он был алтарем, где были воздвигнуты жертвенники. «Моав рыдает над Нево и Медевою». Когда придет неприятель для осады, вы убежите из городов на горы, на гору Навав, – где был погребен Моисей. «У всех их острижены головы, у всех обриты бороды» – от шлемов и тяжести оружия, хотя из этого ничего не может произойти. «На улицах его препоясываются вретищем» ( Ис.15:3 ): на улицах, где они чтили идолов. «На кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах»: на кровлях его, где почитали воинство небесное. 4–5. «И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы» ( Ис.15:4 ), – во внешних городах, окружавших Моавию. «За ними и воины Моава рыдают», именно, с площади моавитской вышли крик и плач. «Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору» ( Ис.15:5 ): казни усилились в Моавии до Сигора, куда бежал Лот. «Юница бо есть трилетна» (в русском переводе этих слов нет), т.е. в цветущем возрасте, в силе, в зрелости, в прелестях. Пророк говорит: «восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик» – потому, что Арониим был расположен на равнине, а дорога к нему – на горе, так что бежавшие с полей пробегали близ гор. Но, не найдя там покоя, они бежали в горы, как сказано выше: «восходит на высоты, чтобы плакать» ( Ис.15:2 ), – на гору и куда более их гнало. «Поднимают страшный крик; потому что воды Нимрима иссякли» ( Ис.15:5–6 ). Водою он называет или войска городов, или то, что, при умножении разбойников, убывают воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Славою Его наполнится вся земля ( Пс.71:19 ). Он низведет в Себе благословение на все племена земные, и все народы будут ублажать Его ( Пс.71:17 ). И Царство Его будет всемирное, непоколебимое, вечное, – будет стоять, доколе пребудут солнце и луна – в роды родов ( Пс.71:5 и др.). Ещё полнее и яснее благовествие о Мессии раскрывается в писаниях пророческих. Пророки едва находят слова, образы и краски для изображения величия будущего Потомка Давидова и Его Царства. По их предсказаниям, в Нём каким-то чудным образом сочетается небесное с земным, божественное с человеческим. Он – отрасль от корня Иессеева ( Ис.11:1 ), отрасль Давида ( Иер.33:15 ), но вместе с тем отрасль Иеговы (цэма – то, что вырастает из существа самого Иеговы), отрасль прекрасная и величественная ( Ис.4:2 ); имя этой отрасли: Господь (Иегова) оправдание наше ( Иер.33:16 ). Матерью Его будет земнородная Дева, но Он будет носить божественное имя Еммануил ( Ис.7:14 ) вместе с другими именами, приличествующими единому Богу: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Его родиною будет Вифлеем, но вместе с тем, исходы Его из начала, от дней вечных ( Мих.5:1–2 ), т. е. бытие Его безначально, вечно. Он – Сын человеческий, но в тоже время, Он, как Бог, шествует на облаках небесных, окруженный тьмами служебных ангелов, и Ему дана власть и сила, и царство, и все народы и племена, и поколения служат Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не исчезнет ( Дан.7:13–14 ). Он будет править и побеждать не внешнею силою, как земные цари, но правдою, которая побудит все народы и всех царей добровольно и с радостью подчиниться Ему. На Нём почиет Дух Господень: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис.11:2 ); будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина ( Ис.11:5 ). И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и земля наполнится ведением Господа, как воды наполняют моря ( Ис.11:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Здесь – тема следующей далее песни и приглашение воспеть эту песнь. «В тот день» – т. е. когда поражены будут вражеские державы. «О возлюбленном», т. е. о приятном, прекрасном. «Винограднике». Здесь, очевидно, разумеется народ израильский (ср. Ис.5:1 ). Ис.27:3 . Я, Го­с­по­дь, хранитель его, в каждое мгнове­ние напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвал­ся в него. Ис.27:4 . Гнева нет во Мне. Но если бы кто про­тивопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду про­тив него, выжгу его совсем. Ис.27:5 . Разве при­бегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. «Я, Господь, хранитель его». Влагая эти слова в уста народа израильского, Господь этим самым внушает народу особую уверенность в любви Божией. «Чтобы кто не ворвался» – по переводу Duhm а и Condamin а: «чтобы листья его не опали». «Гнева нет во Мне». Это не значит, что Господь вообще не гневается (в Священном Писании более 300 раз упоминается о гневе Божием), но указывает только на будущее время, когда Бог уже не будет гневаться на Свой народ. «Волчцы и терны». Здесь пророк обозначает все, что может мешать развитию народа израильского – и внешних врагов Израиля и внутренние недостатки самого народа, даже отдельных дурных представителей этого народа. «Выжгу его совсем». В Синодальном переводе (русском) совершенно очевидно речь идет о выжигании всего виноградника. 31 «Разве прибегнет к защите Моей». Однако и в отношении к таким людям в Израиле Бог будет милостив, если они раскаются (в 4 и 5 стихах единств. числа: его (выжгу) и прибегнет нужно заменить множественными: их (терны) и прибегнут). Ис.27:6 . В грядущие дни укоре­нит­ся Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнит­ся плодами вселен­ная. «Иаков... и... Израиль» – часто являются у пророка обозначением всего еврейского народа (2, 3, 5, 6 и др. гл.), частью означают только северное, десятиколенное царство ( Ис.9:8 ). Здесь, по-видимому, эти слова употреблены в первом значении. Ис.27:7 . Так ли Он по­ражал его, как по­ражал по­ражав­ших его? Так ли убивал его, как убиты убивав­шие его?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.47:12 . Оставайся же с тво­ими волшебствами и со множе­с­т­вом чародейств тво­их, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, по­собишь себе, может быть, усто­ишь. С 12–15 – весь последний отдел дает развитие той же самой мысли, но в новой, художественно-иронической форме. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств». Ясное указание на то, что говорилось выше (9 ст.). «Может быть – пособишь себе, может быть – устоишь». Беспощадная ирония, напоминающая подобную же иронию пророка Илии над жрецами Иезавели во время кармильского жертвоприношения ( 3Цар.18:27 ). Ис.47:13 . Ты утомлена множе­с­т­вом советов тво­их; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и пред­вещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно при­ключиться тебе. «Ты утомлена множеством советов твоих». Суеверные гадания волхвов никогда не имели устойчивости и допускали возможность самых различных перетолкований, выслушивание которых было делом столь же нелегким, сколь и бесполезным ( Дан.2:2–11 ; Дан.5:7–8 ). «Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя». Все эти астрономы и астрологи, очевидно, представляли собою цвет вавилонской мудрости, и вот пророк приглашает их теперь напрячь все свои усилия, чтобы помочь родине в трудное для нее время. Ис.47:14 . Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламе­ни; не осталось угля, чтобы по­греться, ни огня, чтобы по­сидеть перед­ ним. «Вот они, как солома: огонь сжег их... не осталось угля, чтобы погреться». Но напрасна надежда на этих мнимых мудрецов: они не только бессильны оказать кому-либо действительную помощь, но не в состоянии спасти и самих себя. Перед лицом гнева Божия они погибнут, как солома пред огнем ( Ис.5:24 ; Ис.40:24 ; Ис.41:2 ); и погибель их будет настолько окончательной и полной, что от них не останется ничего, даже самого маленького уголька, от которого можно было бы развести новый костер, как снова иронически замечает пророк. В этих словах можно видеть суд Божий над язычеством, вообще, как это становится ясно из сопоставления параллели: «Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» ( Ис.10:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писания находим слова: правда и суд Божии, блаженство и спасение, спасение и мудрость – употребленными как слова одного значения. Так читаем: «Высок Господь, живущий в вышних: Он наполнит Сион судом и правдою и настанут безопасные времена, изобилие спасения, мудрости и ведения» ( Ис.33:5–6 ); далее, – пророки в словах о пришествии Христа Спасителя говорят: «торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроток; ... и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря» ( Зах.9:9–10 ); «...скажите дщери Сиона, грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» ( Ис.62:11 ). «Из этих сопоставлений следует прямой вывод что явление спасения есть для человека и явление Божественной правды, правосудия, т.е. откровение неизменной (т.е. праведной) воли Божьей, раскрытие неизменного, вечного нравственного закона; Христос здесь называется Спасителем, уже как указатель способа к нравственному преуспеянию человека и цели нравственного совершенства. И подзаконные праведники с наименованием Бога своим Спасителем и ожидали исполнения Божией правды, откровения праведных судов Божиих ( Ис.49:23, 60:16 ), ожидали Того, кто сообщит людям волю Божию, у Кого препоясанием чресел будет правда и препоясанием бедер – истина и земля будет тогда наполнена ведением Господа ( Ис.2:5–9 ). Но это откровение Богом истины людям еще выражается особым библейским понятием: утешение. Истина делает человека свободным и блаженным ( Ис.61:1 ); вера в правду Божию и истину утешает всех сетующих ( Ис.61:2 ), в этом смысле и Спаситель Христос называется радостью для людей ( Лк.2:10–11 ), проповедником лета Господня приятного ( Лк.4:18 ); как открывающий значение земных страданий вообще и, в частности, страданий праведников, одинаково с нечестивыми страдающих вследствие своего греха и общих условий жизни грешного человеческого общества, среди которого живут и праведники. Бог именуется Отцом милосердия и Богом всякого утешения, утешающим в скорби ( Ис.51:12 , 1Кор.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010