Когда род человеческий размножился на земле и стала определяться жизнь отдельных народов с различными обычаями, деятельностью, языками и греховными нравами, то люди постепенно начали забывать Единого Бога Отца. По явилось язычество, многобожие, идолопоклонство и безбожие. И только один народ, еврейский, сохранял истинное богопочитание и веру. Потому он и стал богоизбранным народом, колыбелью рожденного на земле Богочеловека, Искупителя мира, Мессии – Христа. За тысячелетия истории еврейского народа в нем никогда не умолкали пророчества о пришествии Мессии. Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия родится от Девы: «…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (что значит «с нами Бог») ( Ис.7:14 ), что местом Его рождения будет Вифлеем (см. Мих.5:2 ), что рождению Его будет предшествовать явление Его Предтечи, Иоанна Крестителя (см. Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). Проповедовать Мессия будет в Галилее (см. Ис.9:1–2 ). Иудеи Ему не поверят. Он будет причтен к злодеям (см. Ис.53:12 ), будет добровольно страдать за грехи и беззакония людей (см. Ис.53:5 ). И будет убит (см. Ис.53:8–9 ), а жители Иерусалима будут смотреть на Того, Которого пронзили (см. Зах.12:10 ). Он будет погребен, но тело Его не подвергнется тлению, и Бог воскресит Его (см. Пс.15:10 ). Он одержит полную победу над злом и воссядет одесную Бога (см. Пс.109:1 ). Собственно говоря, весь Ветхий Завет надо рассматривать, как преддверие пришествия на землю Христа – Мессии, Сына Божия, а отдельные повествования ветхозаветных книг – как иносказательные и иногда совершенно точные предсказания о явлении обетованного Мессии и Его искупительной жертве за грехи мира. Новый Завет Новый Завет (Евангелие ) является свидетельством исполнения всех ветхозаветных пророчеств. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ). И все пророчества о Христе действительно исполнились.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

4–6. «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени» ( Ис.45:4 ), т.е. именем Христа Моего. Точно также вместе с обещанием Он возвещает здесь наказание евреям: «ты, – говорит, – не знал Меня» ( Ис.45:5 ). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Я поступал так, что был врагом врагам твоим, и другом друзьям твоим: тем, которые не желали твоего возвращения, Я показал Себя врагом, а Киру, который повиновался Мне, Я показал Свою дружбу. «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Чтобы противники Его не думали, что Он один из многих, но что Он только единственный и всемогущий, поэтому Он прибавляет: «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» ( Ис.45:6 ). Смотри, Он промышляет также и о прочих народах, и показывает им великие благодеяния, чтобы, когда они, по устранении заблуждений, возвратятся в дом Его, под водительством истины, они достигли Царства Небесного. «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Они прекрасно знали, что Он – Бог, но не знали того, что Он один только Бог, что уже давно знали иудеи: «Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Равным образом, они не знали, что Он – единый Бог не только иудеев, но вместе с тем и всей вселенной: «Я Господь, и нет иного». 7–8. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). Видишь ли, Он не допускает никакого иного творца. Подобно тому говорится и в ином месте «кто делает немым, или глухим» ( Исх.4:11 )? «И произвожу бедствия»: здесь говорится о войнах, так как Бог Сам по Себе не творит зла и не будет творить. Он называет злом некоторое возмездие или мщение. А то, что в Нем Самом нет никакого зла, ясно из того, что иногда мщение и наказание изменяются в утешение. «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» ( Ис.45:8 ). Опять Он обещает, что после возвращения произойдет нечто такое, что их благодеянию как бы обрадуются даже твари. Если кому угодно, то можно понимать это об учении Христовом. Горе не только тому, кто обвиняет своего Творца, но горе говорящему против Него, или тому, кто требует у Бога отчета относительно будущих событий. «Я создал землю и сотворил на ней человека» ( Ис.45:12 ): почему же, говорит, ты не просишь у Меня помощи? Если бы Я не пожелал, то тебя не было бы. Отсюда ясно, что существование происходит по благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33. 12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1. 1-28): «среди тебя - Святой» (Ос 11. 9). Освящение должно поддерживать завет с Израилем, так же как и народ израильский в Мериве является объектом проявления святости со стороны Яхве, когда он получает воду, несмотря на противление, оказанное Ему (Числ 20. 13). Все деяния на пользу Израиля являются проявлениями Его святости. Связь между святостью и заветом проявляется в титуле «Святой Израилев», по преимуществу встречающемся у прор. Исаии (14 раз в 1-й части и 16 раз во 2-й части книги). Обращение «Святой Израилев» не означает, что Святой принадлежит Израилю. Яхве - Святой Израилев не потому, что он посвящен Израилю, но потому, что Он Сам (по)святил Израиль Себе, и Израиль свят лишь в силу этого посвящения Яхве. У прор. Осии говорится: «среди тебя - Святой» (      Ос 11. 9), и у прор. Иезекииля: «Святой в Израиле» (     - Иез 39. 7). Эта связь, основанная на избрании, подразумевает, что святость, целью к-рой является Израиль, может обратиться и против него, а в нек-рых обстоятельствах в ходе истории Божественная святость была для Израиля проявлением суда. «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис 10. 17). Наименование Бога «Святой Израилев» означает прежде всего то, что Яхве остается близко к Израилю. «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57. 15). Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Святость есть то, что представляет Яхве как Бога, но в то же время Святой Израилев - это Тот, Кто подает Свое слово (Ис 5. 24; 30. 12, 15), Тот, Кто всегда готов прийти на помощь (Ис 31. 1-2; 37. 23; 41. 10 сл.), Чьи благословения настолько очевидны, что язычники будут восклицать: «У тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис 45. 14). Ассоциация термина «святой» с терминами   (спаситель - Ис 43. 3) и   (искупитель - 43. 14; 47. 4; 48. 17; 49. 7) равно хорошо иллюстрирует коммуникативный характер святости. Если Бог -   т. е. близкий родственник, исполняющий право выкупа (искупления), то это означает, что Святой, несмотря на расстояние, отделяющее Его от твари, близок к Своему народу, находится с ним в ближайших отношениях: святость и ревность составляют содержание имени Яхве: «Он Бог святый, Бог ревнитель» (Нав 24. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Ис.55:5 . Вот, ты при­зовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, по­спешат к тебе ради Го­с­по­да Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он про­славил тебя. «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал». Едва ли справедливо, как это делает, напр., Якимов и некоторые др. комментаторы, находить и здесь указание на Мессию и призвание Им народов в новозаветную церковь . Недопустимость такого взгляда обусловливается последующим контекстом, где говорится, что призвавший народ раньше совершенно не знал его; а этого, разумеется, нельзя сказать про Мессию, так как это противоречило бы Его Божественному всеведению. Почему правильнее видеть здесь указание на народ израильский, который, хотя сам в большой своей массе и не знал Христа, но других-то привел, или призвал к Нему. Виновниками такого неожиданного, в известном смысле, даже чудесного результата были лучшие представители исторического Израиля – его пророки и вожди, и наконец, Сам Обетованный Мессия – «Святый Израилев». Все эти мысли мы встречаем у пророка Исаии и еще не раз ( Ис.49:7, 23 ; Ис.60:3, 10, 16 ; Ис.62:2 и др.). Ис.55:6 . Ищите Го­с­по­да, когда можно найти Его; при­зывайте Его, когда Он близко. Ис.55:7 . Да оставит нечестивый путь свой и беззакон­ник – помыслы­ свои, и да обратит­ся к Го­с­по­ду, и Он по­милует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Содержат в себе указание тех условий, которым должны удовлетворять все, призываемые в новозаветную церковь . Они должны «искать Бога» и «призывать Его», тем более, что Он от каждого из нас, деятельно ищущего Его, бывает всегда близко (ср. Деян.17:27 ). Затем – и это самое важное – ищущие входа в Мессианское царство должны радикально переменить не только характер своей жизни и деятельности ( «да оставит нечестивый путь свой»), но и самый образ своих мыслей ( «и беззаконник – помыслы свои») Нетрудно видеть, как близко все это напоминает основной мотив первой новозаветной проповеди – Предтечи Господня Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите же достойный плод покаяния!» ( Мф.3:2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

17 . Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Слова Господа к Церкви Христовой устанавливают совершенное различие между наказаниями, от Бога посылаемыми на ветхозаветную церковь за богоотступничество ее; и теми скорбями, которые будет иметь воинствующая Церковь Христова во время борьбы своей против темных сил мира. Ветхозаветной церкви глаголал Господь: „во что вас бить еще.... нет у вас здорового места“ ( Ис. 1:5–6 ) и пророк вопиял ( Ис. 2:6 ): „Ты Господи отринул народ Твой“ (за идолопоклонство и чародейство). В главе V Господь оставляет виноградник Свой в запустении, ибо он, не смотря на заботы о нем, приносит дикие ягоды, „ибо огрубело сердце народа сего“ ( Ис. 6:10 ). Нашествия неприятеля повелены Самим Богом, ибо „Ассур был жезл гнева Его“ ( Ис. 10:5 ) и под ударами его погибли прежде всех Ефремляне ( Ис. 28:1–2 ), И если Господь спасал Иудею ради благочестивого Езекии (XXXVI – XXXVII), то тем не менее Господом было повелело пленение Вавилонское и разрушение Иерусалима ( Ис. 39:6–7 и видение Иезекииля VIII – XI по ср. с Иер. 7:25–34 и см. всего Иеремию). Совершенно иначе представляются бедствия и скорби Христианской Церкви, о которой Дух Святый влагает знание в пророчество Исаии 1684 . Господь глаголет, что эти скорби не Им будут посланы, а потому дух человеческий, подкрепляемый благодатию, может одолеть эти бедствия и одолеет их. „Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь.... но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете“. ( 1Пет. 4:12–13 ). „Мужайтесь, Я победил мир!“ ( Ин. 16:33 ), глаголал наш Господь Христос Иисус „начальник и совершитель веры“ ( Евр. 12:2 ), взирая на Которого, Христианин может безбоязненно „с терпением проходит предлежащее ему поприще“ ( Евр. 12:1 ). В ст. 16 – 17 под именем кузнеца, кующего орудие зла направленные против Церкви, некоторые разумеют диавола, но другие разумеют весь языческий мир, управляемый духами тьмы и князем мира, который ополчился против Церкви Христовой, чтобы искоренить это ненавистное язычеству учреждение. Но, как пророчествовал 17 стих, „ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В сложившейся ситуации пророк более подробно описывает эти «преграды». В речи Господа, обращенной к «пастырям», т. е. к руководителям народа (Ис 56. 9-12), к группе «сыновей... блудницы» (57. 3-5), а также к Сиону (57. 6-13), обличаются социальные и культовые злодеяния народа, т. е. те самые «преграды», о к-рых идет речь в Ис 57. 14 и к-рые препятствуют спасению (ср.: 57. 15-21; 60-62). Пути их преодоления описаны также в Ис 58-59. Истинное благочестие не может сводиться к внешним знакам и правилам (напр., постам). «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (58. 6-7). Обличаются культовые преступления (стихи 13-14), правда и справедливость названы путем к спасению, к свету (ср.: 58. 8-12; 59. 9), Сам Господь выходит войной против Своих врагов (59. 15-21). В Ис 59. 21 о пророке и его потомках (ср.: 8. 16-18) говорится как о Рабе Господнем и посреднике в сообщении откровения. Новый раздел (Ис 60-62) начинается словами: «Восстань, светись, [в синодальном переводе добавлено - Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (60. 1). То, что Господь обращается именно к Иерусалиму, следует из глав 49-54, где Иерусалим назван женой Господа, матерью Его детей. Этот свет, к-рый должен воссиять над Сионом, будет светить и всему миру, будет привлекать в Иерусалим народы и их царей (стихи 2-3). С ними придут «сыновья и дочери» Сиона, иудейская диаспора (стихи 4, 9), и в Иерусалим-Сион они принесут богатства народов (стихи 5-9). В стихах 10-22 эти идеи уточняются. Иноземцы, а не сыновья построят стены Иерусалима и будут заботиться о том, чтобы его ворота оставались открытыми, «чтобы приносимо было... достояние народов» (стихи 10-11); непокорные народы и цари погибнут (ст. 12); леса Ливана будут принесены для строительства храма (ст. 13; ср.: 6, 7б); сыновья угнетателей придут, чтобы поклониться Сиону (ст. 14; ср.: ст. 3); Господь обратит бесчестие Сиона в вечное величие, когда Израиль сможет «насыщаться молоком народов, и груди царские сосать» (Ис 60. 16). Сам Господь принесет золото и серебро и будет заботиться о том, чтобы народ Израиля жил в мире и правде (стихи 17-18). Он - тот Вечный Свет, Который делает ненужным свет солнца и луны (стихи 19-20); жители Сиона станут праведниками и унаследуют землю (ст. 21); народ умножится (ст. 22).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Глава 10 1–4. Судьба неправедных судей израильских. 5–11. Высокомерие Ассура, 12–19. и суд Божий над ним. 20–27. Утешение Израилю. 28–34. Ассур под Иерусалимом. Ис.10:1–4 . Судьи израильские своими решениями и приговорами нарушают закон правды Божией и являются безжалостными по отношению к вдовам, сиротам и нищим. Этим нечестивцам предстоит или плен или смерть; но этим гнев Божий на Израиля еще не удовлетворится. Ис.10:1 . Горе тем, которые по­становляют несправедливые законы и пишут жестокие реше­ния, Ис.10:2 . чтобы устранить бедных от правосудия и по­хитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. Речь идет не только о судебных решениях, но и о законах, вводимых вновь в государственную жизнь в царстве Израильском. Эти новые законы несправедливы и тяжелы для людей слабых и бедных, как, напр., вдовы и сироты. Ис.10:3 . И что вы будете делать в день по­сеще­ния, когда при­дет гибель издалека? К кому при­бегнете за по­мощью? И где оставите богат­с­т­во ваше? «День посещения» – день наказания (как в кн. Исх.34:7 ). «Гибель издалека» – несомненно, здесь разумеется нашествие ассирийцев, живших сравнительно на очень далеком расстоянии от Палестины. «Богатство» – в евр. тексте: славу (kevod). Ясно, что современники Исаии всю свою силу и славу полагали в своем богатстве, какое они накопили в счастливые и спокойные времена. При нападении врагов обыкновенно богатые люди старались спрятать и свои сокровища куда-нибудь подальше. Ис.10:4 . Без Меня согнут­ся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратит­ся гнев Его, и рука Его еще про­стерта. «Без Меня». Без помощи Божией, лишившись ее по своим грехам, им ничего более не остается как смиренно склониться под тяжестью колодок среди узников или подставить шею свою под меч врага. Однако и этим не ограничится Судия в наказании Израиля. Ис.10:5–11 . И Ассуру угрожает суд Божий за его высокомерие. Ассур не понял возложенной на него миссии по отношению к избранному народу. Он должен был только наказать Иудейское царство, а между тем он возомнил совершенно покорить его себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет от Сиона, а не тот, который был некогда дан Моисею на Синае» (Блаженный Иероним). Раньше пророк эту миссию «утвердить суд» над островами и «зажечь свет» в откровение языков возлагал на Сына Своего, Мессию (говоря «Вот, Отрок Мой»; Ис.42:1, 4, 6 ), следовательно, и здесь субъектом речи является то же Лицо! По-видимому, не иное что, как эти же места, имел в виду и Симеон Богоприимец в своей известной молитве ( Лк.2:29–31 ). Ис.51:5 . Правда Моя близка; спасе­ние Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут упо­вать на Меня и надеяться на мышцу Мою. «Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы». По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый «суд» и «всемирный свет», т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как «правда» – высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то – как «спасение» – туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то – наконец, как крепкая «мышца» Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна ( Лк.2:34 ). Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5–7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах ( Ис.50:8 ; Ис.56:1 ). Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить ( Ис.40:10 ; Ис.49:24–25 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.28:5 . В тот день Го­с­по­дь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, Ис.28:6 . и духом правосудия для сидящего в судилище и муже­с­т­вом для отража­ю­щих неприятеля до ворот. «В тот день», т. е. в день погибели Самарии. «Венцом и славною диадемою». Если Самария гордо называла саму себя венком Израильского царства, то для Иудейского царства венком будет сам Всевышний, Который Своею милостью прославит преданный Ему город Иерусалим и будет являть здесь свое особое присутствие. «Духом правосудия», т. е. Сам Господь будет действовать через судей и начальников как Бог правосудия. «Мужеством», т. е. Он будет внушать мужество вождям иудейским. «До ворот». Иудейские вожди подойдут ко вратам своих врагов, ранее осаждавших иудейские города, столицам и крепостям неприятельским ( 1Мак.5:22 ). Ис.28:7 . Но и эти шатают­ся от вина и сбивают­ся с пути от сикеры; священ­ник и про­рок спотыкают­ся от крепких напитков; по­беждены вином, обезумели от сикеры, в виде­нии ошибают­ся, в сужде­нии спотыкают­ся. Ис.28:8 . Ибо все столы наполнены отврати­тель­ною блевотиною, нет чистого места. – «Но и эти шатаются». К сожалению, говорит пророк, в настоящее время и руководители Иерусалима стоят не на высоте своего призвания. Они пьяны и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Выражения, какие здесь употребляет пророк, очень характеристичны для данного случая (schagu – tou, cshagu – tou, schagu – paku): они напоминают о несвязаных речах пьяных людей. «В видении» (roeh), т. е. в такие моменты, когда душа пророка вся должна быть напоена Духом Божиим, пророки иудейские находятся в состоянии опьянения. Конечно, здесь едва ли можно разуметь истинных пророков. Это скорее те, которые ложно называли себя поклонниками Господа. «В суждении», т. е. во время составления судебных решений. Речь идет о судьях. 32 Ис.28:9 . А говорят: «кого хочет он учить веде­нию? и кого вра­зу­млять про­поведью? отнятых от грудного молока, отлучен­ных от сосцов матери? Ис.28:10 . Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010