Такое же отношение к псалмам Давида, особ. 21-му, 39-му, (37-му), 68-му имеют пророчества о «Рабе Господа». Более всего отразилось влияние означенных псалмов на гл. 49-ой, 50-ой, 52 кон., 53-ей. Так слова 49-ой главы, стиха 7-го: «говорит Господь... презираемому () всеми, поносимому народом рабу властелинов» и слова 52:14: «как многие () изумлялись, смотря на Тебя (ср. 53:2 – «мы смотрели на Него»), – столь – обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче всех сынов человеческих» – не суть ли те же самые, что и слова псалма 21:7, 13, 18: «а я червь, а не человек: поношение у людей, презренный () у народа»?.. «Обступили меня множество () тельцов («народов» ср. ст. 29–30 или Пс.67:31 )... смотрят на Меня и делают из Меня зрелище»... А дальнейшие слова стиха 7-го 49-ой главы: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа» (, ср. 52:15) и слова 6-го ст.: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (или паралл. 45:22: «ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли» ) не находятся ли в полном соответствии с Пс.21:28 : «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли , и поклонятся пред лицом Твоим все племена народов, потому что Господу принадлежит царство, Он – Владыка народов. Вкусят и поклонятся все тучные земли» 366 . Слова (7-го) и 8-го стиха 49-ой главы («говорит Господь, который верен»): «во время благоволения Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» – вполне соответствуют Пс.68:14 367 . – Слова 50:5: «Господь открыл мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад», – очевидно, суть применение к Рабу Господа слов псалма 39:7, 8, 9: «Ты отверз Мне уши... и потому Я сказал: вот Я иду,.. Я хочу исполнить волю (ср. 53:10 Исаии) 368 Твою, Боже» 369 ; а дальнейшие слова псалма: «в свитке книжном написано о Мне... закон Твой у Меня в сердце... Я проповедую правду Твою в собрании великом», или псалма 21:23, 26 – напоминают слова параллельного места в 8-ой главе Исаии: «завяжи откровение , запечатай закон при учениках Моих» (ср. Евр.2:12, 13 ). Стих 7-ой 50-ой главы Исаии 370 соответствует в псалме 39-м стихам 14-му и 18-му 371 , 11-му, 3-му 372 и стиху 15-му. Ис.51:1 ср. также с Пс.39:3 или Пс.68:3, 15–16 . Изображение страданий в Ис.53:5, 4 и особ. в параллельном месте Ис.1:5–6 ср. с Пс.37:2–8 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

33 . Господь – убежище бедного и нищего, защита от гневного тирана; и трапеза из тучных яств – Иисус Бог наш Спас, и поглощена смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех в Церкви Своей ( Ис.25:49 ). 34 . В день посещения Своего Господь поразил мечом Своим левиафана, змея и чудовище морское, и хранит Бог возлюбленный виноградник Свой, днем и ночью стережет его, и загладятся беззакония, и снимутся грехи, и народы поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме, где крест водружен ( Ис.27:113 ). 35 . Сам Бог говорит: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в Него не постыдится – камень же бе Христос ( Ис.28:16 ). 36 . Хульники же и правители народа ложь избрали убежищем для себя и обман покровом себе, за то Господом Богом истребление определено для всей земли ( Ис.28:22 ), ибо народ устами и языком лишь чтит Бога, сердцем же далеко отстоит от Него, но бедные люди возрадуются о Господе Иисусе Христе, Святом Израилеве, Который искупил Авраама и всех верных, и познают мудрость и научатся послушанию евангельскому ( Ис.1324 ). 37 . И явлен будет путь Христов, и благословит Господь верных Своих, и дома их, и поля, и стада; и свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, в тот день, когда Господь обвяжет раны и исцелит язвы народа Своего ( Ис.30:26 ). 38 . Не надейтесь на царей, на колесницы и всадников, ибо вся сила у Бога, и Господь хранит святую гору Свою Сион – Церковь , где покров, защита и спасение ( Ис.31:15 ). 39 . Воцарится Христос – Царь правды, и будет защита и покров верным, и Дух на них сойдет с неба, и пустыня соделается садом плодоносным, и водворится правосудие, и делом правды будет мир в покоищах блаженных ( Ис.32:18 ). 40 . Высок Господь наш Иисус Христос, и суд и правда у Него, и время новое будет и спасение, и мудрость, и ведение, и страх Господень будет сокровищем верным, ибо говорит Сам Господь: ныне восстану, воскресну, возвеличусь, вознесусь, и увидят Царя славы в красоте Его глаза тех, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла ( Ис.33:515 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Из среды всего человечества Сам Господь избирает для Себя этот народ, это возлюбленное потомство друга Своего, Авраама, чтобы он возвещал славу Его между остальными народами земли и был немерцающим истинным светом во откровение темному язычеству ( Ис.41:8–9, 48:21 ), и делает его предметом Своей постоянной и самой нежной любви и попечительности, «начертывает его на дланях Своих» ( Ис.49:16 ). «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние... вел Моисея за правую руку величественной мышцей Своею, разделил пред ним воды, чтобы сделать Себе вечное имя. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покой» ( Ис.63:9, 12–15 ), в страну меда и млека, в страну благ земных и исполнение обетований небесных. Та же любовь и попечительность окружает его постоянно и здесь, устраняя с пути его исторической жизни все вредное и враждебное ( Ис.5:1–2, 27:3–4 ), направляя путь его к целям его призвания и благополучия ( Ис.41:10, 48:17 ), облегчая и споспешествуя самому шествию по этому пути. И, как избраннику Бога всемогущего, ему не страшно грозное величие соседей-врагов и нет нужды в помощи человеческой: «уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная, дающий спасение своей любовию и силой, а не стенами и валами» ( Ис.26:4, 1 ); «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают; а надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:29–31 ), «в тишине и уповании крепость» его ( Ис.30:15 ); всякая же надежда на людей тщетна и обманчива, ибо если прострет руку свою Господь, споткнется защитник и упадет защищаемый, и все вместе погибнут ( Ис.31:3 ). Для его благоденствия от него требуется только то, что должен был подсказывать здравый рассудок, чего должно было жаждать не испорченное и благодарное сердце, – сыновняя любовь и совершенная преданность воле его Бога. «О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морския.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.51:19 . Тебя по­стигли два бедствия, кто по­жалеет о тебе? – опустоше­ние и истребле­ние, голод и меч: кем я утешу тебя? «Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч». Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом. Ис.51:20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполнен­ные гнева Го­с­по­да, пре­ще­ния Бога твоего. «Сыновья твои изнемогли и лежат – как серна в тенетах». Повторение все той же мысли о полной растерянности и беспомощности населения Иерусалима. Обращает на себя внимание последнее сравнение, которое по LXX читается совершенно иначе: «как свекла недоваренная». Блаженный Иероним объясняет это тем, что LXX евр. слово «tho» – что значит «серна», перевели сирийским thoveth, что значит " свекла». Но первый перевод правильнее и он имеет аналогию себе у того же пророка ( Ис.13:14 ). Ис.51:21 . Итак выслушай это, страдалец и опьянев­ший, но не от вина. «Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.» Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ – «вы пьяны, но не от вина» – еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части ( Ис.29:9 ). Ис.51:22 . Так говорит Го­с­по­дь твой, Го­с­по­дь и Бог твой, отмща­ю­щий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьяне­ния, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, Ис.51:23 . и подам ее в руки мучителям тво­им, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам прой­ти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для про­ходящих. Как после радостного известия пророк Исаия обычно спешит сделать и предостережение, так после скорбной вести он преподает утешение. Народу израильскому после известного искуса в очищающих его исторических страданиях обещается, во-первых, освобождение от врагов (22 ст.); а во-вторых, даже наказание этих самых врагов (23 ст.). «Враждуйте народы, но трепещите» – восклицал некогда пророк Исаия ( Ис.8:9–10 ), т. е. осуществляйте, пока, – беспрепятственно побуждения вашего злого и испорченного сердца. Но помните, что Бог, Который все ваше зло претворяет в добро, рано или поздно позовет вас к ответу и даст и вам испить фиал ярости Его (ср. 8, 10, 14 и Ис.49:26 гл., а также Откр.16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.49:24 . Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у по­бедителя взятые в плен? Ис.49:25 . Да! так говорит Го­с­по­дь: и пленен­ные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; по­тому что Я буду состязаться с про­тивниками тво­ими и сыновей тво­их Я спасу; Ис.49:26 . и при­теснителей тво­их накормлю соб­с­т­вен­ною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Го­с­по­дь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Заканчивая Свою речь о силе исключительного Божественного покровительства новозаветной церкви, пророк от лица Господа говорит, что в сравнение с ним не могут идти никакие обычные подобия и примеры. Так, у людей принято думать, что никто не может вырвать добычу из рук сильного или пленников у победителя (24). У Господа же, наоборот, добыча тирана будет у него отнята и пленные будут избавлены от рабства победителя. Сами образы «добычи» и «плена» взяты, по-видимому, из эпохи вавилонского плена; но получили здесь мессиански аллегорический характер, который блаженный Иероним толкует приспособительно к речам Иисуса Христа о власти сатаны над грешным миром, уничтоженной кровью Искупителя. 62 В Славянском переводе LXX-u вместо «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов» – «Так говорит Господь, избавивый тя Бог Израилев: освятите уничижающего душу свою, гнушаемого от язык рабов княжеских». Получается совершенно другой, гораздо более подобающий избраннику Божию смысл. Не раб властелинов – но всего лишь временно поносимый языками рабов князей! Прим. ред. 64 Совершенно ясно – придут от севера и моря. Море – Средиземное, там все острова. А земля Персская – лежащая на востоке Персия. Издалека – юг. Там обитаемые страны лежат далеко, за Аравийской пустыней. Прим. ред. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.43:2 . Будешь ли пере­ходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не по­топят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. «Будешь ли переходить через воды... через реки... через огонь... и пламя». Это – общая эмблема различных земных злостраданий и бедствий, от которых Господь неоднократно спасал Своего Израиля. Но возможно, конечно, искать здесь и более частных исторических намеков, напр., в переходе через «реки» видеть указание на вавилонский плен, когда народ иудейский был отведен за великую реку. В ссылке же на огонь, который не будет жечь, и на пламя, которое не опалит, имеем основание видеть пророчественное указание на историю трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 гл.). В качестве ближайшей параллели к этому месту нельзя не отметить следующих слов Псалмопевца: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65.12 ). Историческое оправдание данного пророчественного утешения некоторые усматривают в том частном событии, которое имело место при возвращении иудеев из вавилонского плена и описано в первой кн. Ездры ( 1Ездр.8:22–31 ). Под огненными испытаниями, которые пережила ветхозаветная церковь , разумеют гонения Антиоха Епифана ( 1Мак.1 гл.). Ис.43:3 . Ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Последний эпитет, в приложении к Мессии, уже встречался у пророка Исаии и раньше ( Ис.41:14, 20 ). Но здесь к нему добавлено еще новое, знаменательное определение – «Спаситель твой». Хотя оно, именно, и не имеет еще здесь того специального значения, какое получило позднее, однако для нас важно отметить и самый факт его употребления. Святый Израилев назван здесь Спасителем, как за все прошедшие исторические случаи избавления евреев от их политических врагов ( Исх.14:23–31 ; Суд.4 ; Суд.7 гл. 2Цар.8:1 ; 4Цар.14:9–16 и др.), так и за аналогичные им будущие случаи, ближайшим образом, за факт избавления от вавилонского плена, открытый духовному взору пророка. Этот новый эпитет делается одним из излюбленных во второй части его книги ( Ис.45:15, 21 ; Ис.47:15 ; Ис.49:26 ; Ис.60:16 ; Ис.63 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.61:6 . А вы будете назы­ваться священ­никами Го­с­по­да, служителями Бога нашего будут имено­вать вас; будете по­льзо­ваться достоя­ни­ем народов и славиться славою их. «А вы будете называться священниками Господа». Слова эти впервые сказаны Богом всему Израилю при заключении Синайского завета ( Исх.19:6 ). Теперь они повторяются пророком Исаией или, точнее, говорившим чрез него Мессией, в приложении к духовному Израилю, нового завета; наконец, при самом наступлении этого завета они еще раз удостоверяются Апостолом Петром ( 1Пет.2:9 ). Некоторые в этих словах хотят находить как бы особое выделение Израильского народа на священное служение и в новозаветной церкви; но это – неправильно, в виду ясных показаний последующего контекста ( Ис.66:20–21 ). «Будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их.» Повторение того, что было сказано раньше. ( Ис.60:5–9, 16 ). Ис.61:7 . За по­срамле­ние вам будет вдвое; за по­ноше­ние они будут радо­ваться своей доле, по­тому что в земле своей вдвое по­лучат; веселие вечное будет у них. В нем говорится о сугубой чести некогда здесь на земле поносимого Израиля, и о вечном воздаянии ему там, на небе (ср. Ис.60:15 ). Ис.61:8 . Ибо Я, Го­с­по­дь, люблю правосудие, не­на­вижу граби­тель­ство с насилием, и воз­дам награду им по истине, и завет вечный по­ставлю с ними; «Ибо Я, Господь». Весьма важное показание, в смысле установки субъекта речи. Отсюда очевидно, что им уже никак не мог быть сам пророк Исаия, который никогда бы не дерзнул назвать себя Господом. Им мог быть и действительно был только Сын Божий, Мессия, Который в то же время и есть и Сын Божий и истинный Господь. «Люблю правосудие и ненавижу грабительство с насилием». Не лишая эти слова их основного этического смысла, можно думать, что они имеют в виду и некоторую историческую основу, именно те унижения и притеснения, которые терпел народ израильский от разных языческих народов, в особенности же от вавилонян ( Ис.49:26 ), и за которые теперь Господь хочет воздать всем праведную расплату. В таком понимании этого места укрепляют нас и слова непосредственно следующего стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другие многочисленные мессианские откровения об отношении Св. Духа к Богочеловеку Мессии подтверждают тоже самое объяснение ( Ис. 42:1: 61:1; 63:10 ). В следующем выражении: и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, не отступят от уст твоих» мессианское понимание вновь подтверждается аналогичными мессианскими словами 49 главы: ты соделал уста Мои как острый меч» ( Ис. 49:2 ), 61: Господь помазал Меня благовествовать нищим... проповедывать пленным освобождение, узникам открытие темницы» ( Ис. 61:1 ), 42: не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» ( Ис. 42:4 ). Пророка от братьев их возставлю им, как тебя, и вложу слово Мое в уста Его, и возвестит им, как заповедую ему» ( Втор. 18:18 ). Ясную параллель дальнейшим словам: и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоею, говорит Господь, отныне и до века” образуют мессианские выражение: когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное ( Ис. 53:10 ); возвеселись, неплодная, нераждающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа; распространи место шатра твоею, разширь покровы жилищ твоих... ибо ты распространишься направо и н алево, и потомство твое завладеет народами” ( Ис. 54:1–3 ). Понятие завет () в данном случае имеет некоторые своеобразные черты; оно не только предполагает со стороны Господа помощь и сообщение божественного закона, но указывает на вечное пребывание Св. Духа в царстве Мессии. Тожественным по содержанию настоящему завету“ служит завет“, о котором предсказывает пророк Иезекииль: отиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и дух мой дам в вас” ( Иез. 36:26 ), и пророк Иоиль: будет по сих, и излию от Духа моею на всяку плоть, и прорекут. сынове ваши, и дщери ваши.... ( Иоил. 2:28 ). Исполнением настоящего пророчества верующий христианин считает сошествие Св. Духа на апостолов ( Деян. 2 гл.) и постоянное пребывание Св. Духа в церкви Христовой ( Ин. 16:7–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010