“Столько был обезображен, паче всякого человека, лик Его” — Ис. 52:14 — обратили на себя внимание ученого Гамалиила. — Эти слова находятся в пророчествах Исаии о благовестнике, возвещающем мир и благовествующем радость, следовательно, несомненно относятся к пришествию Мессии, — задумавшись промолвил он. — Посмотрим, что он дальше говорит, — сказал равви Амос и приказал дочери подать ему книгу пророков. Мария принесла священный сверток и, сидя у ног отца, держала его раскрытым перед ним. — Читай громко, равви, — сказал философ Гамалиил, — мы все будем слушать, и хотя я не верю, чтобы крещенный сегодня Иисус Назорей был Тот Самый Мессия, Которому предназначено восстановить престол Давида, тем не менее готов признать в Нем пророка, облеченного особою благодатью Божией. — А если мы найдем в Писании явные подтверждения всему нами виденному, поверишь ли тогда? — спросил его равви. — Несомненно, и первый преклонюсь перед истиной, — отвечал мудрый учитель, благоговейно склонив покрытую сединами голову. — Читай, Адина, у тебя глаза моложе, — сказал мой дядя, и, повинуясь его приказанию, я прочла следующее: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — сколько был обезображен, паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих” — Ис. 52:13-14 . — Как поразительно верно описан Его наружный вид, — воскликнул с волнением Иоанн. — Совершенно таким я видел Его, когда Он ушел в пустыню! — Быть может, — холодно заметил Савл, ученик Гамалиила, — но если вы держитесь мнения, что слова эти относятся к Мессии, они во всяком случае не обещают того, чего мы ожидаем: именно Мессию, облеченного могущественною властию и безграничною славой. Читайте дальше и вы увидите, что вышеизложенное изречение пророка не может касаться неизвестного пришельца, Которого, по уверению Крестителя Иоанна, он сам до сего дня никогда не видал. Я продолжала читать далее: “Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста” — Ис. 52:15 . Он поднимает руку Свою к народам, и выставит знамя Его племенам. И будут цари лицем до земли ему кланяться “и лизать прах ног Его” — Ис. 49:22-23 .

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

В 53-й гл. говорится о том, что Раб Господень возьмет на Себя «наши немощи» и будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53. 4-5); за это Он будет впосл. возвышен Богом: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53. 10-12). С самого начала христ. эры эти слова воспринимались как пророчество о Христе. Множество цитат и аллюзий присутствуют в НЗ (Мф 8. 17; Лк 22. 37; Ин 12. 38; Деян 8. 32; Рим 15. 21; 1 Петр 2. 22, 24; Мк 9. 12; Деян 2. 33; Рим 5. 19; Флп 2. 7, 9 и др.). Основные сложности возникают у интерпретаторов при определении того, кто именно подразумевается под Рабом Божиим в самом ветхозаветном тексте, до возникновения христианства. Само выражение   («раб Мой») встречается в Книге пророка Исаии много раз в отношении разных лиц. Так названы народ Израиля (Ис 41. 8-9; 44. 1-2; 44. 21; 45. 4; 49. 3) и верные служители Господа (во мн. числе:   YHWH - Ис 54. 17; 65. 13-15). В др. местах из контекста следует, что подразумевается индивидуальная фигура, возможно, так назван некий пророк или один из персидских царей - Кир, Дарий или Артаксеркс. Против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в ВЗ: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В Книге прор. Михея также содержатся обетования о восстановлении Израиля. Время жизни пророка относится, вероятно, ко 2-й пол. VIII в. до Р. Х., однако в книге есть немало речений, явно происходящих из более поздней эпохи - периода плена или раннего послепленного времени.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

22). В Библии прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия: «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней...» (Ис 44. 2). «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс 138. 13-14). Слово Господа к Иеремии : «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя...» (Иер 1. 5). В пророчестве Исаии : «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (49. 1); «И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе...» (49. 5). Ангел возвещает об Иоанне Крестителе : «...и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15). Ап. Павел говорит: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею...» (Гал 1. 15). Исааку наречено имя прежде его зачатия (Быт 17. 19), Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк 1. 13). Церковь всегда осуждала А. как убийство. «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Таин до кончины и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния по степеням установленным» (Анкир. 21). «Жен, дающих врачевства, произодящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (VI Всел. 91). «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение по исполнении десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния» (Васил.

http://pravenc.ru/text/62472.html

В Быт.15:13, в словах Бога Аврааму относительно имеющего произойти от него потомства, время пребывания евреев в Египте опреде­ляется, как в еврейско-масоретском т., так и в переводах, в четы­реста лет. Но в Исход 12,40-41, а также в Галат.3:17, оно опреде­ляется в четыреста тридцать лет. Св. И. Златоуст берет последнюю дату, и применяет ее к Быт.15:13.   Этих слов в еврейско-масоретском тексте Псалтири не находится. Подобные им по смыслу читаются в Псалме 49:16: грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими? Но замечательно, что в изъясняемом здесь месте пророчества Исаии читаются слова, подобные тем, которые названы словами из еврейского псалма, а именно: Adoaj lareschajim . 44. Глава 49.   1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние . Акила гово­рит: племена; Феодотион: народы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: издалека. Он всегда называет, начиная с островов. Пророк пригла­шает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. Временем многим стояти будет, глаголет Господь. Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое . Другие говорят не: называл , но: вспомянул. По переводу 70-ти: от чрева матери Моея наречет имя Мое, – и эти слова должны быть истолкованы сообраз­но следующему: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Не после этого только времени назовется Свя­тым Тот, Кто был святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог , т.е., Искупитель (Мф.1:23). Он был Иску­пителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: от чрева, от утробы матери Моей ; именно, Он объявился Свя­тым, Искупителем с того времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Быт.15:13, в словах Бога Аврааму относительно имеющего произойти от него потомства, время пребывания евреев в Египте определяется, как в еврейско-масоретском т., так и в переводах, в четыреста лет. Но в Исход 12,40-41, а также в Галат.3:17, оно определяется в четыреста тридцать лет. Св. И. Златоуст берет последнюю дату, и применяет ее к Быт.15:13. Этих слов в еврейско-масоретском тексте Псалтири не находится. Подобные им по смыслу читаются в Псалме 49:16: грешнику же сказал Бог: зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой устами твоими? Но замечательно, что в изъясняемом здесь месте пророчества Исаии читаются слова, подобные тем, которые названы словами из еврейского псалма, а именно: Adoaj lareschajim. ГЛАВА 49 1. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние . Акила говорит: племена; Феодотион: народы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь (в русском переводе этих слов нет). Акила и Феодотион говорят: издалека. Он всегда называет, начиная с островов. Пророк приглашает языки, призывая тех, которые пользуются смыслом, вместо бессмысленных, чтобы они уразумели совершившиеся события и величие Божие. Временем многим стояти будет, глаголет Господь. Он призывает море и землю во свидетельство будущего. То, что должно было исполниться во время возвращения образно, пророк показывает, что это исполняется теперь самим делом. Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое . Другие говорят не: называл , но: вспомянул. По переводу 70-ти: от чрева матери Моея наречет имя Мое, – и эти слова должны быть истолкованы сообразно следующему: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Не после этого только времени назовется Святым Тот, Кто был святым от начала по своей природе и есть Освятитель всех, но Он объявится Святым после этого времени. А также: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог , т.е., Искупитель (Мф.1:23). Он был Искупителем с начала и от века, но назовется Искупителем потому, что объявится имеющим совершить искупление. Подобно тому, как и прежде было сказано, что ни ангел, и никакой дух, но Сам Господь сошел с небес и освободил их (ср. Ис.63:9). Так нужно объяснить выражение: Святый. Хорошо сказано: от чрева, от утробы матери Моей ; именно, Он объявился Святым, Искупителем с того времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О нетлении святых мощей угодников Божиих Ин.11:11:39 . «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его... Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:49 , но и гробы отверзлись: Мф.27:52 . Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39 , но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36 , всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22 . Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11 , поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34 . Деян.8:2 . «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем». Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35 ; 2Тим.1:8–10 ; 1Кор.15:48–49 . 1Кор.15:36:42–43 . «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Язычникам надлежит услышать слово Божие, но то не от нас, а от вас зависит, что они должны будут услышать прежде вас» (Злат.). Что такое действие их не самовольное и не несообразное с божественным планом спасения мира, в доказательство сего апостолы указывают на повеление Господа (Бога), изреченное еще чрез пророка Исаию ( Ис.49:6 ). В означенном месте речь Божия обращена к Рабу Иеговы – Мессии (см. прим. к Мф.12:18 и д. и Деян.3:13 ), и говорится, что Он будет, по своем явлении на земле, светом для язычников, т.е. что учением Его и о Нем просветятся не только иудеи, но и язычники (см. прим. к Мф.4:13–16 ), и что Он будет во спасение до края земли, т.е. верой в Него могут достигать спасения не только иудеи, но по всей земле до краев ее живущие люди, язычники (ср. Феофил. и Злат.). Это ясное определение Божие, которого однако же иудеи, читающие пророков каждую субботу, не понимают правильно, апостолы считают заповедью им Божией, так как всякое определение Божие есть заповедь (в обширном смысле) человеку к исполнению. Апостолы не ссылаются здесь на заповедь самого Господа Иисуса – учить все народы ( Мф.28:19 ), потому что для неверующих иудеев указание это не имело бы силы, тогда как указание на слово пророческое могло иметь для них полную силу. Нет сомнения, что после такого решительного слова к неверовавшим иудеям апостолы оставили их синагогу. 48. Язычники, слыша сие, радовались и прославляли слово Господне, и веровали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49. И слово Господне распространялось по всей стране. 50. Но Иудеи, подстрекнув набожных женщин, и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву, и изгнали их из своих пределов. 51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. 52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого. Следствием деятельности Павла и Варнавы в Антиохии писидийской было расположение к проповеди евангельской язычников и ожесточение иудеев. – Язычники, собравшиеся слушать слово Божие из уст Павла (ст. 44), вместе с которыми разумеются, вероятно, и прозелиты, слыша сие, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

368 Словам этого же стиха: «когда Он принесет жертву умилостивления», – т. е. за грешников (ст. 6, 12) соответствуют в 39:7–9 слова: «жертвы и даров Ты не восхотел, Ты отверз мне уши; всесожжения и жертвы за грех (т. е. жертвы животных, ср. Пс.68:32; 50:18–20 ) Ты не требуешь». 369 Последним словам 5-го стиха 50-й главы Исаии: «я не отступил назад» в псалме 39-м можно найти параллельные в стихе 15-м. 370 «Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде». 374 Даже стих 4-ый 61-ой главы: «и застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины», в котором думают ученые отрицательного направления видеть прямое указание на время плена Вавилонского, мог быть составлен применительно к словам псалма 68:36; ср. 50:20: «спасет Бог Сион и созиждет города Иудины», а дальнейшие слова: «и поселятся там и наследуют его; и потомство рабов Его наследует его, и любящие Его будут обитать на нем» воспроизводятся с буквальным сходством у Исаии в 65:9 или 60:21 и друг. 375 Правда, в Ис.49:24–26 говорится собственно о действиях Самого Господа; но из сравнения с 53:12 можно заключать, что эти действия Господа, по мысли пророка, будут совершены чрез «Раба Господа», о Котором он и говорил в начале 49-ой главы. 377 Справедливость последнего сопоставления открывается из того, что пророк, как видно из вышесказанного, вообще нередко заимствовал те или другие отдельные черты своих пророчеств из псалма 67-го и соседнего с ним 68-го. В частности, в главе 52-ой, т. е. находящейся рядом с пророчеством 52:13–53 глл, говорится: «как прекрасны на горах (сопостав. это с 2:2) ноги благовествующего , возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой... они видят, что Господь возвращается на Сион». Нетрудно видеть, что здесь воспроизводится сказанное в Пс.68:12 ст. ( – «благовестницы»), 17 ст. («что вы, горы холмистые, завистливо смотрите на гору, на которой Бог благоволит обитать?»).., ст. 20 и 21 («всякий день Бог приносит наше спасение»), ст. 25 («видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Итак, если безжизненное тело человека есть просто прах (и ничего больше), то почему же тогда за непочтение к ничего не значащему праху Бог наказывает? Почему же выбросить этот прах на дорогу (то есть туда, где праху, казалось бы, и место) считалось у евреев страшным проклятием и бесчестием? Не потому ли, что останки людей, особенно Божиих, имеют ценность и честь 48 , и не являются просто прахом и ничем? И если они есть ничто; если они обладают ценностью и честью не большей, чем любой камень или прах под ногами, то почему же тогда для евреев было таким страшным бесчестием и наказанием Божиим, если кости их предков и царей были выбрасываемы на дорогу? 3) Ветхий Завет пророчествует о славе мощей праведников. Так, в Ис.66:14 мы читаем: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут , как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается». Праведным судьям, «которых сердце не заблуждалось и которые не отвращались от Господа», Сирах желает: « Да процветут кости их от места своего » ( Сир.46:13,14 ). Того же он желает и святым пророкам Божиим: «И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего ! – утешали Иакова и спасали их верною надеждою» ( Сир.49:12 ). Эти места Св. Писания пророчествуют прежде всего о воскресении праведных, но также и о славе их мощей. «Кости процветут» значит «воскреснут», а также «прославятся». И Церковь , прославляя мощи святых, исполняет это пророчество. В связи с настоящим разговором важно отметить, что в Ветхом Завете все праведники шли в ад 49 и их души не могли свободно действовать и помогать людям через свои мощи. Потому почитание мощей в Ветхом Завете не было так развито, как в Новом. После того же, как Христос разрушил ад и возвел в рай всех праведников, то святые и праведники Нового Завета, минуя шеол, сразу восходят на небеса, и Господь дал им возможность быть не безучастными в деле спасения тех, кто проходит ещё своё земное поприще, а всячески содействовать своим ближним, в том числе и посредством своих мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф. 2, 15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 48 . Исповедавший истину воплощения ап. Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет. 1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни и стал человек душою живою ( Быт. 2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго ( Ин. 20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святаго ( Деян. 2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор. 15:45 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Дух Божий живет в новой твари ( Рим. 8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). Духом христиане устроятся συνοιχοσομεισυαι в жилище Божие ( Еф. 2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор. 15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:22–24 ). Еще устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис. 65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет. 3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Апок. 21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют ея – αυτηζ ( Мф. 16:18 ). Αυτηζ может относиться и к πετρα, и к Εχχλησια. Еще Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 49 . Врата ада, сколько бы ни усиливались ( χατισχυσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010