1 чл.) Итак, целью творения мира была, во–первых, слава Самого Творца. Господь вся содела Себе ради, говорится в слове Божием ( Притч.16:4 ). И действительно, по слову Божию, небеса поведают славу Божию ( Пс.18:1 ) и вся земля исполнена славы Господа Саваофа ( Ис.6:3 , ср. Пс.148:1–15 ). Но прославление Бога было целью особенно при сотворении человека. Человек, как образ и подобие Божие, должен стремиться к своему Творцу всеми силами своей души, познавать Его и прославлять. Художеством разума исполни я, говорит Премудрый о Боге и первых людях, положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел Своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его ( Сир.17:6–8 ). Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрые дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ). Заповедали и св. апостолы: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ); аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ). Прославляя Бога добрыми делами, человек будет уподобляться своему Творцу и таким образом достигать своего назначения. В ветхом завете Господь говорит людям: будете, святи, яко Аз свят Господь Бог ваш ( Лев.11:44 ); и в новом завете Спаситель заповедал: будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть ( Мф.5:48 ). Другая цель сотворения мира состоит в блаженстве тварей. Из слова Божия известно, что Господь дает всему жизнь, дыхание и все необходимое для жизни ( Деян. 17:25 ), и исполняет всяческая Своея благости ( Пс.103:28 ). Но и помимо этого, прославляя Бога добрыми делами, человек этим самым достигает блаженства. Следствием добрых дел, благочестия, и наградою за них бывает блаженная жизнь, по учению Спасителя о блаженствах ( Мф.5:3–12 ). Благочестие, поучению апостола Павла, на все полезно есть, имуще обетование живота нынешнего и грядущего ( 1Тим.4:8 ). Наконец, при сотворении человека, ясно было высказано Богом и назначение его по отношению ко всем тварям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

    Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003. С. 111—113.     Феофилакт Болгарский на Ин. 15:4—6.     Феофилакт Болгарский на Ин. 12:25—26.     Василий Великий, святитель. Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (Лк.12:18) «разорю житницы моя, и болшия созижду " _    Там же. С. 94.    Там же. С. 91.    Там же. С. 89.    См.: Симонов В.В. Церковь — общество — хозяйство. М., 2005. С. 346—402.     Пушкин А.С. Признание/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М. 1967. С. 363.     Феофилакт Болгарский на Мк. 9:43—50.     Василий Великий, святитель. Беседа 6. С. 93, 95.    Там же. С. 93.    Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, говорит о необходимости «совершенного отречения от самого себя, так чтобы, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя», «сделаться чуждым» самому себе. «Отвергается же самого себя тот, кто вчера был невоздержан, а ныне стал воздержан» и т. д. Особо же подчеркивает блаженный толкователь смысл слов иже хощет (аще кто хощет): «Я, говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро; а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего», потому что «добродетель есть дело свободы, а не принуждения» (Феофилакт Болгарский на Мф. 16:24; на Мк. 8:34—37; на Лк. 9:23—27; разрядка наша. — иг. Ф.).     Иосиф Флавий. Иудейские древности. 9, 2, 2. Т. 1. С. 464.    Как пишет толкователь нового времени, «образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы: вихря, огня, колесницы и коней — обычные символы ветхозаветных богоявлений (см.: Ис. 66:15; Авв. 3:8; Пс. 49:3, 103:3). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии (см.: Сир. 48:1—12); колесница же и кони, как главная сила, опора и слава народа (см.: Исх. 14:9, 17; Втор. 20:1; 3 Цар. 10:29; Ис. 31, 1 сл.), обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 2, 11: ς ες τν ορανν, яко на небо)» (Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1513 Феофилакт Болгарский на Ин. 12:25—26. 1514 Василий Великий, святитель . Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (Лк.12:18) «разорю житницы моя, и болшия созижду " _ 1515 Там же. С. 94. 1516 Там же. С. 91. 1517 Там же. С. 89. 1518 См.: Симонов В.В. Церковь — общество — хозяйство. М., 2005. С. 346—402. 1519 Пушкин А.С. Признание/ Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 2. М. 1967. С. 363. 1520 Феофилакт Болгарский на Мк. 9:43—50. 1521 Василий Великий, святитель . Беседа 6. С. 93, 95. 1522 Там же. С. 93. 1523 Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, говорит о необходимости «совершенного отречения от самого себя, так чтобы, например, не иметь никакого попечения о теле и житейских потребностях вообще, но презирать самого себя», «сделаться чуждым» самому себе. «Отвергается же самого себя тот, кто вчера был невоздержан, а ныне стал воздержан» и т. д. Особо же подчеркивает блаженный толкователь смысл слов иже хощет (аще кто хощет) : «Я, говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро; а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего», потому что «добродетель есть дело свободы, а не принуждения» ( Феофилакт Болгарский на Мф. 16:24; на Мк. 8:34—37; на Лк. 9:23—27; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1524 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 2, 2. Т. 1. С. 464. 1525 Как пишет толкователь нового времени, «образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы: вихря, огня, колесницы и коней — обычные символы ветхозаветных богоявлений (см.: Ис. 66:15; Авв. 3:8; Пс. 49:3, 103:3). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии (см.: Сир. 48:1—12); колесница же и кони, как главная сила, опора и слава народа (см.: Исх. 14:9, 17; Втор. 20:1; 3 Цар. 10:29; Ис. 31, 1 сл.), обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 2, 11: ς ες τν ορανν , яко на небо )» (Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:11—12). 1526 См., например: 3 Цар. 19:9—18. 1527 Милоть (греч. μηλωτ — овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же — у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   Сын Божий, как из самого Писания можно видеть, есть Божие Слово, и Премудрость, и образ, и рука, и Сила; потому что одно — Божие рождение, все же это суть признаки рождения от Отца. Произносишь ли слово: «Сын» этим выражаешь, что Он — от Отца по естеству. Составляешь ли в себе понятие: «Слово»? опять представляешь бытие от Отца и нераздельность со Отцем. И нарицая Премудростью, тем не менее имеешь опять в мысли не происхождение отвне, но бытие от Отца и во Отце. Именуешь ли Силою и рукою? опять означаешь этими, собственную принадлежность сущности. И говоря: «образ», возвещаешь Сына; ибо что было бы подобным Богу, кроме рожденного от Бога? Без сомнения, что сотворено чрез Слово, то основано Премудростью, и что основано в премудрости, все то совершено рукою, и получило бытие чрез Сына. И в этом уверяемся не внешними свидетельствами, но из Писаний. Сам Бог говорит чрез Пророка Исаию: «рука Моя основа землю. и десница Моя утверди небо» (Ис.48:13); и еще: «и под сению руки моея покрыю тя, еюже поставих небо и основал землю» (Ис.51:16). Давид же, познав сие и ведая, что рука эта есть Премудрость, воспел: «вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея» (Пс.103:24), как и Соломон, прияв ведение от Бога, сказал: «Бог премудростию основа землю» (Притч.3:19). А Иоанн, зная, что рука и Премудрость есть Слово, благовествовал: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бо искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.11—3). И Апостол, усматривая, что рука, Премудрость, Слово есть сам Сын, говорит: «многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр.1:1—2); и еще: «един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем» (1Кор.8:6). И опять, зная, что Слово, Премудрость, Сын есть образ Отца, говорит в послании к Колоссаям: «благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свети, Иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея, о Немже имамы избавление..., оставление грехов: Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся» (Кол.1:12—17). Все создано как Словом, так и в Слове; потому что Оно есть образ. Кто такую мысль имеет о Господе, тот не преткнется о «камень претыкания» (Рим.9:32), но пойдет скорее к озарению пред светом истины; ибо таково действительно — мудрствование истины, хотя бы надрывались от упорства эти (люди), ни Бога не чествующий, ни стыдящиеся, когда обличают их доводами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эта беседа начинается после того, как Иуда покинул собрание ( Ин.13:30 ) и в комнате остались лишь те, кому суждено будет после смерти и воскресения Иисуса продолжить Его дело. Именно к ним Он обращает слова, которые имеют прямое отношение к теме Евхаристии:Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают... Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками ( Ин.15:1–6, 8 ). Христос с апостолами. Шитая пелена. 1510 г. (Музей «Новый Иерусалим», Истра) Вино и виноград в Библии Выращивание винограда было одним из самых распространенных занятий в Израиле, а вино (легкое и разведенное водой) – напитком, который употреблялся на ежедневной основе. Вино воспринималось как напиток, который не только утоляет жажду, но и «веселит сердце человека» ( Пс.103:15 ). Первый виноградник насадил на земле Ной после того, как человечество начало заново размножаться на земле, очищенной водами потопа ( Быт.9:20 ). Образы народа Израильского как виноградника, а Бога как виноградаря играют важную роль в пророческих книгах ( Ис.5:1–7 ; Иер.12:10 ) 48 . Иногда народ Израильский сравнивается не с виноградником, а с лозой. Иеремия сравнивает Израиль с благородной лозой, которую Бог насадил, но которая превратилась в дикую отрасль чужой лозы ( Иер.2:21 ). Согласно Иезекиилю, некогда плодовитая и ветвистая лоза Израильского народа «во гневе вырвана, брошена на землю» и «пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую»: огонь выходит из ствола ветвей ее и пожирает ее ( Иез.19:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

« Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная ». Другой (Симмах, Акила): как земля, жаждущая к тебе всегда (διψωσα προς σε αε): это и означает: διψαλμα . И в несчастии, говорит, и в счастье, и во всякое время я показывал одинаковую ревность. Что значит: « как земля безводная »? Как земля иссохшая жаждет дождя, так и я желаю быть постоянно с Тобою. Такое желание особенно усиливалось в нем от тяжести бедствий; потому Бог и попускал им умножаться, показывая великое Свое промышление. Он не только создал твари, но и промышляет о созданном, как о людях, так и о всем прочем. Зная это, Павел говорит: « ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17:28); и еще: « и все Им стоит » (Кол. 1:17). И Давид: « все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно: когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда Ты отвратишь лице, — смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся » (Пс. 103:27–29); и еще: « он посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). И Исаия: « восседает над кругом земли » (Ис. 40:22). Также о добродетели: « если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители » (Пс. 126:1); и еще: « Поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих » (Пс. 112:9). Для того Он потрясает землю, и прикасаясь к горам воспламеняет их, чтобы явить Свое владычество (Пс. 103:32). Для того Он помрачает солнце и производит затмение, чтобы возвестить о творческой силе Своей. Ты видишь в Писаниях, что солнце обращалось назад и луна останавливалась вместе с ним, и много других чудес. Так было тогда, когда познания о Боге еще не были распространены; а теперь нет нужды в таком наставлении, потому что сами события возвещают и являют Господа. Видишь ли бывшие в Египте тьму и изменение стихий? Если некоторые скажут, что это затмение произошло естественно, а не по повелению Божию, то пусть они скажут, как произошло затмение во время распятия Христова? Оно случилось не в определенное время, но тогда, когда, по законам природы, ему особенно не следовало быть, именно: в четырнадцатый день месяца, в полнолуние, когда затмения не бывают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

9 . Один везде находится, все видит, все знает, все творит посредством Христа. Ибо все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:3 ). Источник всякого блага, величайший и неиссякающий, река благотворении, свет вечный, непрерывно сияющий, сила непобедимая, снисходящая немощам нашим. Даже имени Его не в состоянии снести слух наш. Можешь ли ты исследованием найти Бога? – говорит Иов. – Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? ( Иов.11:7 ). Если и последние из тварей непостижимы, то как может быть постигнут Сотворивший все? Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 ). Если того, что уготовал Бог, не может объять мысль наша, то возможно ли объять умом Того Самого, Который уготовал? О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим.11:33 ), – говорит апостол. Если суды и пути непостижимы, то Сам может ли быть постижим? 10 . Столь велик есть Бог, и еще больше Он (ибо, если все существо мое обращу я в язык, и тогда не буду в состоянии сказать о Нем как должно; даже если все Ангелы соединятся, и они не скажут как должно); настолько Бог благ и велик, но человек, истесавши камень, дерзнул сказать камню: ты бог мой ( Ис.44:17 ). Великая слепота – от такого величия дойти до такого унижения! Дерево, Богом насажденное, дождем возращенное, и после, когда сгорит, делающееся от огня пеплом, это дерево богом всенародно объявляют, а Бога истинного презирают. Наконец, зло идолослужения усилилось: и кошке, и собаке, и волку стали поклоняться вместо Бога, и льву, пожирающему людей, поклонились вместо Бога человеколюбивейшего, поклонились змею и дракону, изображающим собою извергнувшего нас из рая, а Насадивший рай презрен стал. Стыжусь говорить, однако скажу: даже луку некоторые поклонялись. Вино дано для того, чтобы веселить сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и вину поклонились вместо Бога. Пшеницу сотворил Бог словом Своим: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ), для того чтобы хлеб укреплял сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и отчего же поклонились Церере? Огонь доныне исходит от взаимного ударения камней, и откуда явился творец огня – Вулкан?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Первое толкование этого отрывка встречается, по всей вероятности, в самой Библии, в частности, в Иов.28 , если, согласно выводам современной экзегезы, книга Иова написана не раньше, а позже книги Притч.Иов так говорит о Премудрости: «Но где Премудрость (в Синодальном переводе: премудрость. – Прим. ред.) обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: „не во мне она»; и море говорит: „не у меня» ( Иов.28:12–14 ). Можно также указать на Пс.103 «Дивны дела Твои, Господи, вся Премудростью сотворил еси» (в Синодальном переводе: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро...» – Прим. ред.) ( Пс.103:24 ). Перейдем теперь к девятой главе книги Притч.(1–6). «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: „Кто неразумен, обратись сюда!». И скудоумному она сказала: „Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». У этого текста особенно богатая символика. Дом и столбы напоминают о Храме, то, что речь идет об Иерусалиме, выражается словом «возвышенность». Уготованная трапеза есть Трапеза будущего века, о которой говорит Исайя: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин» ( Ис.25:6 ). «Слуги» Премудрости напоминают нам о рабах-пророках (ср. Иер.7:25 ). В конечном счете, на трапезе предлагается пища и питие жизни: дар самой Премудрости. Можно считать, что текстом Притч.9:1–6 оканчивается введение самого сборника Притч, чтение и осмысление которых и есть сама Трапеза. Здесь речь идет об истинном духовном общении, которое получит свое завершение в причащении Евхаристическом. Все же его нельзя воспринимать еще как символ Евхаристии в узком значении этого слова. Здесь надо, следуя за александрийским богословием, и, главным образом, за Оригеном , уметь различить в слушании, в восприятии, в духовном усвоении Слова Божия формы Евхаристического общения: «Вот как ты должен понимать Писание: как единое и совершенное тело Логоса» 22 . В этих первых стихах девятой главы книги Притч.мы имеем чрезвычайно важное свидетельство, показывающее нам, что Трапеза мессианская и, в конечном итоге, евхаристическая, является в равной мере приобщением как к Божественной Премудрости Божьей, так и к жизни Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Как же здесь Он говорит: « впрочем не как Я хочу, но как Ты »? . Может быть, мы причинили вам много труда, но ободритесь; хотя и много сказано, но я хорошо знаю, что ваше усердие сильно; да и речь моя приближается, наконец, к самому разрешению. Для чего же так сказано? Слушайте с вниманием. Учение о воплощении Бога было весьма неудобоприемлемо. Это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих в самом деле приготовлений, чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и поучаться, что Бог неизреченный, нетленный, непостижимый, невидимый, необъятный, « в руке » которого « глубины земли » (Пс. 94:4), « призирающий на землю, и она трясется; прикасающийся к горам » и заставляющий их дымиться (Пс. 103:32), Которого славы, явленной не вполне, не могли видеть даже херувимы, но распростертыми крыльями покрывали свои лица (Ис. 6:2), — Тот, Который превосходит всякий ум и превышает разумение, оставив ангелов, архангелов и все высшие разумные силы, благоволил сделаться человеком, принять плоть, созданную из земли и персти, войти в утробу Девы, быть носимым во чреве девять месяцев, питаться молоком и испытать все человеческое. Так как имевшее совершиться было столь удивительно, что и по совершении многие не веруют этому, Он предпосылает наперед пророков, которые возвещали то же самое. Так патриарх предвозвещал это, когда говорил; « от леторасли, сыне мой, восшел еси: возлег, уснул еси яко лев » (Быт. 49:9), Исаия говорит: « се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » (Ис. 7:14); и в другом месте: « возвестили » Его, « как отпрыск и как росток из сухой земли » (Ис. 53:2). Жаждущею землею он называет чрево Девы, потому что оно не принимало семени человеческого, и не испытало совокупления, но родило Его без брака. И еще: « Ибо младенец родился нам — Сын дан нам » (Ис. 9:6); и еще: « И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его » (Ис. 11:1). А Варух у Иеремии говорит: « Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми » (Вар. 3:37, 38). И Давид, указывая на пришествие Его во плоти, сказал: « сойдет, как дождь на скошенный луг [на руно], как капли, орошающие землю » (Пс. 71:6) потому что Он тихо и кротко вошел во чрево Девы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010