1 достигая наконец верою вашею спасения душ. Верующие уже получили главное, в чем состоит спасение (т.е. мир и общение с Богом), но полнота спасения явится в пришествие Христа (ст. 5). «Душа» означает здесь всего человека (как и в 3,20). 1 на которое и на какое время. Пророки знали, что Мессия придет ( Ис. 7,14; 9,6; 11,1 ), но время Его пришествия им было неведомо (ср. Дан. 12,6.8–10 ). Дух Христов . Это выражение встречается еще только в Рим. 8,9 (ср. Деян. 16,6.7 ; Гал. 4,6 ; Флп. 1,19 ). Дух Святой назван так, потому что Его посылает Христос ( Ин. 15,26 ), и потому что после Воскресения Христос вместе с Духом Святым совершает спасение верующих. 1 Им открыто было. Петр не указывает, как или когда это бывало открыто, но пророки знали, что в конечном итоге они служат грядущим поколениям. что ныне проповедано вам. Т.е. страдания и прославление Христа (ст. 11), составляющие содержание благовестия ( Лк. 24,25–27.45–47 ). Пророки предсказывали и предвидели события, исполнившиеся во Христе и возвещенные проповедниками Евангелия. Духом Святым, посланным с небес. Здесь подчеркивается божественное происхождение благовестия. Один и тот же Дух вдохновлял пророков и вел проповедников Евангелия. Ветхий и Новый Заветы составляют одно целое, центр которого Христос и принесенное Им спасение. во что желают проникнуть Ангелы. Знание и опыт небожителей в сфере домостроительства искупления ограничен. Божий план они познают через Церковь ( Еф. 3,8–10 ). 1 препоясав чресла ума вашего. Идиоматическое выражение, восходящее к ближневосточному обычаю препоясывать длинную верхнюю одежду и заправлять полы ее за пояс, чтобы она не стесняла в движениях. Это призыв приготовиться к напряженному и продолжительному духовному усилию, устранив все, что может мешать или отвлекать. 1 призвавшего вас. К новой жизни человека приводит предваряющая благодать Божия. будьте святы. Как ветхозаветный Израиль был отделен Богом от окружающих народов и призван к святости, так Церковь должна быть отделена от греха и выделена на служение Богу (2,9; Лев. 19,2 ). Христианин стремится к святости, побуждаемый сознанием абсолютного нравственного совершенства Бога, на которое он должен сам равняться (ст. 16; Мф. 5,48 ; Еф. 5,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В воплощении, которым был восстановлен образ Божий в человеке, Бог Слово воспринял изначальную природу человека, созданную по образу Божьему». И это восприятие не было восприятием, распространявшимся и на страсти, не было восприятием «человечества со страстями». Иными словами, это было восприятие жизни человека, но не смерти его». 285 Таким образом, в лице Воплотившегося Господа греху и смерти были нанесены смертоносные удары. Совершенная безгрешность Господа Господь наш Иисус Христос , рожденный сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы», как мы исповедуем во святом Символе Веры нашей, был непричастен не только первородному греху. Он был непричастен всякому греху в течение всей своей земной жизни. Он был совершенно безгрешен. Единственный, кто прожил на земле «кроме греха». Единственный, Кто сказал неслыханное и непостижимое: «Кто от вас обличает Мя о гресе?...» ( Ин.8:46 ). Святые Апостолы в своих богодухновенных писаниях уверяют, что ...в Нем нет греха ( 1Ин.3:5 ), что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет.2:22 ; Ис.53:9 ). Его характеризуют как непорочного и чистого Агнца, как не знавшего греха ( 1Пет.1:19 ; 2Кор.5:21 ; Евр.7:26; 4:15 ). Этому учению Священного Писания следуют и божественные отцы. Святитель Григорий Нисский , богозвучная лира боговдохновенных песнопений, акцентирует внимание еретика Евномия на том, что слова божественного Павла «как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:21 ) – отнюдь не означают, что Богочеловек Господь был тем же, чем был Адам. Господь Иисус не был простым, обычным человеком, но совершенным Богом и совершенным Человеком. Божественная природа оставалась совершенно свободной от страстей в Воплощении Слова. Страдание имеет отношение только к человеческой природе Христа: «Так что и бесстрастным исповедуется Единородный Бог и страждущим Христос». 286 Святитель Григорий Богослов подчеркивает, что Бог Слово становится совершенным Человеком «по всему, кроме греха». 287 Эту же основную истину подчеркивает и святитель Григорий Палама , который добавляет, что Новый Адам – Богочеловек Господь – должен был не только быть безгрешным, но «и не поддающимся обману» и абсолютно непобедимым. Более того, Он должен был смочь простить грехи и «повинных сделать неповинными» во грехе. Он должен был не только жить, но и животворить, соделать причастными жизни тех, которых прощает, и дать жизнь умершим прежде. Поэтому в другом месте божественный Павел восклицает: «...первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам (Господь наш Иисус Христос ) есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ). И божественный отец заключает: «Безгрешный же, и животворящий, и могущий отпускать грехи есть не кто иной, как Бог». 288

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Ты направляешься созидать Церковь Божию в регион, который из-за сурового климата и непростых условий жизни приравнивается к Крайнему Северу. Но именно эта сложность бытия веками формировала особый, стойкий в испытаниях и отзывчивый на чужую беду характер сибиряков. Приложи все усилия, чтобы тлетворные веяния времени не нанесли вреда местным добрым устоям и традициям, не разрушили души людей, которые еще живут так близко к природе и в этих суровых условиях особенно чувствуют важность и необходимость взаимной поддержки. Здесь, в отдаленном регионе России, меньше достижений цивилизации, с отсутствием которых современные люди уже не готовы мириться, а то и впадают в панику, ибо отсутствие даже незначительных составляющих этой цивилизации лишает их привычного комфорта. А значит, еще одна задача, которую тебе предстоит решать во взаимодействии в том числе с местной властью, — это воспитание в людях любви к малой родине и готовности преодолевать все трудности быта и климата сибирской глубинки. Если светская власть призвана заботиться о созидании достойных материальных условий жизни, то ты, как епископ Божий, обязан печься о духовном благополучии людей. Чаще напоминай пастве, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа (Втор. 8, 3), словом, которое делает сильным не только тело, но, что более важно, дух человека и укрепляет нас более, чем физическая пища. Каждый из нас призван к подвигу, будь то подвиги служения Церкви, стране, науке, культуре; и именно там, в удаленном таежном крае, крае лютых зим и пронизывающих ветров, даже обыденное дело может превратить и слабую натуру в героя, подвижника, борца. Другой отличительной особенностью той стороны, где будет совершаться твое служение, является распространение в этих местах языческих культов: еще многие здесь молятся богу, который не спасает (Ис. 45, 20). Посему позаботься о налаживании в епархии системной миссионерской и катехизаторской работы. Будь достойным преемником великих сибирских святителей: Иннокентия Московского, Иннокентия Иркутского, Софрония Иркутского, Мелетия, епископа Рязанского, и многих других ревностных проповедников православной веры. Уделяй больше внимания просвещению малых народов края, находи время на поездки в отдаленные уголки вверенного тебе удела, будь отзывчив на каждое вопрошание притекающих к тебе людей, дабы через твои труды и молитвы в их душах изобразился Христос (ср.: Гал. 4, 19). И вспоминай, как в собачьих упряжках, а иногда по пояс в снегу в тайге, шли в эти отдаленные места твои блаженнопочившие предшественники. Подражай им, даже когда тебе придется подражать им в прямом смысле слова, никогда не теряй духа и не откладывай свершение добрых дел на будущее.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_maksimi...

«Кому уподобите Меня и с кем сравните». Почти буквальное повторение сказанного раньше ( Ис.40:18, 25 ), имеющее в данном случае для себя новый, побудительный мотив при виде поругания столь драгоценных и столь чтимых идолов. Ис.46:6 . Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяют­ся ему и по­вергают­ся перед­ ним; Ис.46:7 . поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он сто­ит, с места своего не двигает­ся; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. В этих стихах снова дается сильная обличительная сатира на вавилонское идолопоклонство, с которой мы встречались уже и раньше ( Ис.44:11–12 и Ис.40:19 ). «Поднимают его на плечи». Указание на те торжественные религиозные процессии, намек на которые дан был и выше ( Ис.45:20 ). «Кричат к нему, он не отвечает». Сильная ирония над полной негодностью языческих божеств. В Библии она имеет для себя и твердую историческую основу, в истории Кармильского жертвоприношения, когда соперники пророка Божия – Илии, тщетно кричали своим богам ( 3Цар.18:26–29 ). Ис.46:8–11 . Нравственное увещание, в качестве вывода из сказанного, преимущественно обращенное к заблудшим сынам Израиля. Ис.46:8 . Вспомните это и по­кажите себя мужами; при­мите это, отступники, к сердцу; «Вспомните это... примите это, отступники, к сердцу»; т. е. будьте внимательны, постарайтесь уразуметь все сказанное вам – и ничтожество языческих божеств и величие Всемогущего Господа. Обращение – вспомните сходное с одним из ближайших, раннейших глав ( Ис.44:21 ), равно как и самое название адресатов речи, «отступниками» заставляет, по аналогии ( Ис.48:8 ), видеть в них представителей всего народа израильского, так как неизмеримо большая часть его, действительно, очутилась в положении «отступников», отпавших (хотя, быть может, и бессознательно) от веры в истинного Господа. Ис.46:9 . вспомните пре­жде быв­шее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Ис.46:10 . Я воз­вещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состо­ит­ся, и все, что Мне угодно, Я сделаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Из представленных доказателъств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» ко злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света со тьмою»? ( 2Кор. 6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определенное время» Он послал в мир Сына своего ( Рим. 5:6 ; Гал. 4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш Своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, Своими страданиями и смертью на кресте, Своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принес за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим. 8:2–3; 3:25 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф. 2:15,16 ; Кол. 2:13–15 ; 2Кор. 5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр. 1:10,11 ; Евр. 4:16; 9:12,14,24; 12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим. 8:1; 5:1 ; Лк. 2:14 ; Еф. 2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровию Своею? Господь Иисус Христос , пострадал за всех людей ( 1Ин.2:2 ). Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин. 1:15 ; Рим. 5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «перваго» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр. 1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах. 1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим. 11:17–23 ). Для таких людей эта благодать- все то же, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и наготуют ( Откр. 3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученые, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:37–38 ср. Ис.55:1; 12:3 ; Иоил. 3:18 ).– Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин. 4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие ее из источников спасения ( Ис. 55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

«Я говорил миру», говорит, а не одному народу израильскому, ибо хотя и не по всей еще, быть может, вселенной стало известным наше учение, но со временем будет таковым. «Я всегда учил в синагоге». Что означает это, разве не необходимо сказать? Даже невольно застав- —150— ляет, кажется, представителей иудейских вспомнить следующее пророчество о Нём, именно: что сказал также 561 нам божественный Исаия, как бы от лица Христа: «не в тайне говорил Я и не в месте земли темном» ( Ис.45:19 ), и опять: «целый день простирал Я руки Мои к народу непослушному и противоречивому» ( Ис.65:2 ). В самом деле, говорить не в тайне и не в месте темном что может другое означать, как не с дерзновением вести беседы и говорить в местах, имеющих немалое стечение слушателей? Поэтому весьма прекрасно и основательно приводит к воспоминанию слов пророка, чтобы узнали, что они нечестиво судят Того, Кто должен был составлять предмет их надежд, ибо обетование принадлежит иудеям, по слову Павла ( Рим.9:4 ). Ин.18:21 . Что Мя вопрошаеши? вопроси слышавших, что глаголах им: се, сии ведят, яже Рех Аз. 562 Обличает законоведов в том, что они нарушают тот самый закон, коим величались. Ведь еще не осужденному, преждевременно как бы положив наказание, уже излишне трудятся над отысканием преступлений. Зачем поэтому спрашиваешь Меня, говорит, и вызываешь на защиту уже подвергшегося насилию и получившего наказание прежде обличений? Можешь дать и другое значение изречению. Возненавидевшие уже Меня, говорит, и подвергшие столь ужасному бесчестию, если бы Я и стал говорить что о Себе, вероятно, не замедлили бы объявить ложью. —151— Поэтому разузнавайте со слов других – совсем нетрудно отыскать свидетелей, кои были слушателями Моих слов. Но, быть может, найдется такой, кто подумает, что Знавший умы и сердца ( Пс.7:10 ) указал на кого-либо из присутствовавших как на возможных слушателей Его. Но это не так (надо понимать). Он указал именно на некоторых из слуг, которые действительно некогда удивлялись учению Его. Но как и когда, об этом также необходимо сказать для объяснения (толкуемого) изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отметим, что Анна не спрашивает о поступках Иисуса, например, об изгнании торгующих из храма или об исцелениях. Он задает вопрос «об учениках и учении». Почему его могли интересовать ученики Иисуса? Очевидно, он опасался, что у Иисуса много учеников. Это же опасение было в свое время высказано на совещании у первосвященников и фарисеев: Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом ( Ин.11:48 ). Что же касается учения Иисуса, то интерес к нему у Анны объясним: об Иисусе было давно известно, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу ( Ин.5:18 ). Одного этого было достаточно для того, чтобы обвинить Его в богохульстве. В ответе Иисуса первосвященнику (Я говорил явно миру… и тайно не говорил ничего) некоторые ученые видят реминисценцию слов пророка Исаии: Ибо так говорит Господь... Не тайно Я говорил, не в темном месте земли... ( Ис.45:18–19 ). 289 Другие видят в этом указание на отличие Иисуса от учителей и раввинов Его времени, преподававших тайные, эзотерические учения в приватной обстановке небольшим группам своих последователей. 290 И в начале, и в конце рассказа евангелист упоминает о том, что Иисус был связан. Возможно, этим обстоятельством, а также усталостью после бессонной ночи, наполненной тяжелыми переживаниями и молитвой до кровавого пота, объясняется нежелание Иисуса отвечать на вопрос бывшего первосвященника. Может быть, Он понимал бессмысленность и ненужность разговора с человеком, который все равно ничего не решает. Но над всеми этими сопутствующими обстоятельствами стоит твердое нежелание Иисуса оправдываться: Он хочет быть осужденным, потому что Его цель заключается не в том, чтобы выжить, но в том, чтобы умереть. В какие- то минуты этой долгой ночи Он еще думал о возможности избежать чаши страданий, молился об этом, но теперь Он тверд и непоколебим в Своем намерении дойти до конца и исполнить волю Отца. Почему слуга ударил Иисуса? Кирилл Александрийский выдвигает гипотезу о том, что ударивший был из числа тех луг, которые «опечалили начальников», когда вместо того, чтобы привести Иисуса связанным, вернулись со словами изумления: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Первосвященники тогда ответили им: Неужели и вы прельстились?.. Но этот народ невежда в законе, проклят он ( Ин.7:45–49 ). Теперь же один из этих служителей, обвинявшийся первосвященниками в том, что уважает Христа, «отклоняя от себя подозрение в благорасположении к Нему... останавливает речь Христа пощечинами». 291

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010