§ 409. Обещание, данное при крещении, должно нас, христианин, отвратить от греха и подвигнуть к благочестию. Тогда между Богом и нами завет поставлен был: мы, отрекшись от сатаны и всех дел его, обещали Богу служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей (Лк. 1:75). Бог нас в Свою высочайшую милость принял и в той милости содержать нас обещал. Бог верен пребывает: служащих Ему содержит в милости, должно и нам обещание свое помнить и хранить, и верными быть Господу Богу нашему, и служить Ему чистым сердцем. Если же не сотворим этого, то должниками явимся перед Ним, следовательно, и Его милости лишимся, и в праведном у Него гневе будем, как и прежде крещения были. Не сохраняет обещания и веры своей Богу не только тот, который устами отрекается от Него и обращается к идолам, но и тот, который повелений и заповедей Его отрицается и не служит Ему, кто служит греху, как выше сказано. Поэтому не только отрицания устного, но и сердечного, которое через грех и беззаконие бывает, беречься должно нам. Не сохранившим же обещания и отлучившимся от Бога не должно медлить в пагубном том отлучении, но, по подобию блудного сына, возвратиться к Небесному Отцу и со смирением просить прощения у Него, и впредь от дому Его святого, то есть Святой Его Церкви, не отлучать себя беззаконным житием, дабы праведному Его суду и гневу вечному Его не подпасть. § 410. Высокое и великолепное именование Святой Церкви, в которой находятся христиане, поощряет их уклоняться от греха и прилежать благочестию. Святая Церковь называется апостолом домом Божиим, Церковью Бога живаго (1 Тим. 3:15). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по учению апостола: Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11). Этот дом создали по лицу всей земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, апостолы святые; очищен и освящен он Кровью Единородного Сына Божия (Еф. 5:25-26); входят в него верою и крещением живущие в нем. В этот дом собрались и собираются народы многие, говоря: Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его (Ис. 2:3). Называется и град Божий, о котором воспел пророк: Основания его на горах святых (Пс. 86:2-3 и прочее до конца). Бог основал его навеки (Пс. 47:9); Бог посреди его, и не поколеблется: поможет ему Бог с раннего утра (Пс. 45:6). Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому (Ис. 52:1), но ходят в нем люди, хранящие правду и хранящие истину, приемлющие истину и хранящие мир (Ис. 26:2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Соседями израильтян были сирийцы, ассирияне, вавилоняне, египтяне и эдомляне. Они постоянно угрожали вторжением в Иудею, и евреи вынуждены были или отбиваться от них, или платить им дань. Цари иудейские в силу непрерывных столкновений нуждались в надежном руководителе, и таковым для них Господь послал Исайю, который предупреждал царей и народ об опасности, ободрял и предсказывал судьбу еврейского народа, судьбу соседних народов и грядущее спасение чрез Отрока-Мессию. Особое место у пророка Исайи занимают предсказания относительно Вавилонского царства, которое пророк отождествляет с царством зла последних времен , а его царя — с антихристом — антимессией. Поэтому многим элементам пророчеств о Вавилоне предстоит еще исполниться (смотри главы 14, 21, 46–47 и сравни с 16–17 главами книги Откровения). В 24–25 главах книги пророка Исайи говорится о суде над вселенной. Пророчества Исайи отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказание о страданиях Спасителя (Ис. 53 глава) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исайи относятся: о рождении Эммануила от Девы (7:14), о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (35:5–6), о Его кротости и смирении (42:1–4)и о других делах Его, о чем подробнее написано в брошюре «Ветхий завет о Мессии». Замечательно своей точностью пророчество Исайи о царе Кире, которое лет двести спустя стало известным этому царю (44:27–28; 45:1–3, Ездра 1:1–3). Пророк Исайя говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только «святой остаток» (Ис. 6:13). В Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы (Ис. 11:1-10,49:6, 54:1–5, 65:1–3). У пророка Исайи находим замечательные по своей глубине и поэтичности описания славы и величия Божия — Его премудрости, благости и Его всемогущества. На фоне совершенств Творца языческие божества — ничтожны и презренны.   «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает ее способною рождать и произрастать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

сл. Следующие затем слова: «положу Дух Мой на него», выражают почти тоже, что сказал Иегова народу своему: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ). В дальнейших словах 42-ой главы раскрывается проповедническая деятельность Раба Божия, ее характер и сущность. Он возвестит народам правду. Его проповедь будет скромна, спокойна, тиха. Ее сила не в громких словах, не в возвышенных речах без разбора места и времени, но в обаянии ее внутреннего содержания. Не насилие и смерть возвестит Он, но жизнь, снисхождение, милосердие. Он и самое малое проявление жизни, самую ничтожную искру добра воспламенит и усилит. Суд Его будет судом истинным; и до тех пор не ослабеет Он и не прекратит проповеди, пока не утвердит правду, и пока закон Его не признают все острова. Таково проповедническое служение Раба Божия. Нигде в столь подробных и ясных чертах не описывается миссионерская деятельность народа израильского и потому с правом большинство комментаторов видит в представленном описании образ Мессии. Но и здесь можно сделать некоторое сближение пророческого служения Раба Божия с проповедью Израиля. Уже самое избавление Израиля от плена было судом Божиим над ним и прочими народами и вместе с тем молчаливою, но убедительною проповедью о всемогуществе Иеговы и об истинности Его закона. Видя освобождение Израиля, все народы придут к нему и скажут: «у тебя только Бог , и нет иного Бога; только у Господа правда и сила» ( Ис.45:14,24 ). Ибо что такое те боги? Плотник, протягивает по дереву линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом, округляет его и выделывает из него образ красивого человека, чтобы поставить его в доме. И вот Бог! Он стоит и не двигается, кричат ему, но он не отвечает, не спасает от беды. Но пал теперь Вил и низвергся Нево, Они не спасли Вавилона. В таком посрамлении языческих богов и распространении славы Иеговы посредником являлся народ израильский. Посему Сам Иегова называет его свидетелем для народов, вождем и наставником народам ( Ис.55:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   В обоих примерах дом символизирует собой счастливую жизнь человека. И дом не будет разрушен (то есть жизнь будет счастливой) только в том случае, когда человек будет не только слушать, но и исполнять слово Божие. Не случайно о построении дома, как символа жизни и благосостояния человека говорится в конце Нагорной проповеди, в которой изложены основные понятия и заповеди учения Иисуса Христа, нужные и данные человеку для построения счастливой жизни. Символический образ построения дома на скале и на песке аллегорически говорит о том, что если человек будет слушать и соблюдать слово Божие, то дому его не будет угрожать несчастья. Потому что с таким человеком рядом находится Господь Бог, Который за то, что человек соблюдает Его заповеди, оберегает этого человека от бед (естественных и сверхъестественных) и помогает ему жить. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного” (Ис.45:22). “Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей” (Ис.41:10). Об учении Божием, как о краеугольном камне, говорится в Ветхом завете. “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится” (Ис.28:16).    Учение Иисуса Христа является прочным и единственным основанием, на котором и надо, как на скале, строить дом своей жизни для того, чтобы быть счастливым. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1Кор.3:11). Самого Иисуса Христа по монолитности, крепости и святости Его жизни и учения можно уподобить живому камню. И люди, строящие на таком камне дом своей жизни, являются участниками жизни Христа и уподобляются Спасителю. “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный” (1Пет.2:5). И если человек строит дом своей жизни на скале учения Христова, то бурные потоки искушений ему не будут страшны, и он достигнет спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Каковы же наказания 48 , которые Бог установил для них. Это проклятия и печали, как Он говорит это через Амоса и Исаию: горе [вам], рукоплещущие звуку свирелей, думающие, что это длится вечно, а не кончается 49 , пьющие отборное вино и мажущиеся лучшими ароматами (Ам., гл. 6); горе [всим], под звуки гуслей, цитры, тимпанов и свирелей вино пиющие ( Ис.5:12 ). Это гневы Божии, по которым радости таковых превратятся в печаль; песни их преложатся в слезы и рыдания; игры и лиры их и пляски их обратятся [в противоположное] и станут плачем и воздыханиями; это звучит через уста Иова: гусли мои обратились в плач, а песни мои у меня в рыдание 50 ( Иов.30:31 ), и через уста Иезекииля: и прекращу шум песней твоих, и звук цитр твоих уже не будет слышен ( Иез.26:13 ), через уста Иеремии: прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетования ( Иер.5:15 ), и через Маккавеев: и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак.3:45 ). Сказать мне и о других, больших наказаниях, которые определяет для них Бог ? Те, кто пребывают в играх, плясках, песнях и гулянках, предаются Богом в руки врагов, неверных, нечестивых, пленяются и умирают от голода и жажды. Так говорит Бог устами пророков Исаии и Амоса: Поэтому народ мой пойдет в плен, и будет множество мертвых из-за голода и жажды водной ( Ис.5:13 ); за то ныне будут они пленены князьями сильных ( Ам.6:6 ); как [мне] кажется, в этом состоит причина и основание, по которым и мы, христиане, оказываемся плененными и теперь находимся под игом рабства неверным – именно из-за таковых и других подобных им неуместных дел наших. Последнее же, самое последнее наказание, которое получают играющие, пляшущие и поющие, бывает тогда, когда они, если не перестанут [от таковых дел] и не покаются и не примут правила, какие определил выше Василий Великий , но умрут нераскаянными, они после смерти совершенно точно идут в ад и мучаются. Это говорит Бог через Исаию, [а именно,] о чем мы уже сказали [в начале]: и расширил ад утробу свою и раскрыл пасть свою, чтобы не пропустить [никого] ( Ис.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На эти вопросы в тексте свящ. повествования нет никакого ответа: тем более открывается произвола экзегетическим фантазиям. Нам кажется, что наречение имен можно понимать в несколько ином смысле, при котором указанные вопросы были бы излишними. Обратим внимание на некоторые места Св. Писания, где говорится о наречении имени. В Пс.146:4 (по евр. счету, пс. 147) читаем: Господь исчисляет количество звезд: всех их называет именами их. В книге Исайи ( Ис.40:26 ) пророк говорит: поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. В Ис.43:1 Иегова говорит Израилю: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты – Мой; Ис.45:3–4 140 : Я Господь, называющий тебя по имени, – Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня и др. В некоторых случаях, как видно из приведенных мест, наречение имени служит выражением права собственности: Я – назвал тебя по имени...; ты – Мой говорит Господь Израилю; в других, напр., в выражении: исчисляет количество звезд;... называет именами их изображается могущество и премудрость Иеговы, Который каждому сотворенному Им небесному телу указывает соответствующее место в общей системе мироздания. О фактическом наречении Иеговой имени каждой звезде, конечно, не может быть и речи. Переносный смысл выражения «наречь имя» вытекает из того значения, которое у всех вообще восточных народов и, в частности, у Евреев имеет имя. Наречение имени считалось делом высокой важности, составляло привилегию лиц властных, авторитетных – главы семьи или рода, начальника, учителя и пр 141 . С этой точки зрения можно понимать и разбираемое место. Бог приводит к человеку животных и дает право нарекать каждому из них имя, какое человек хочет. Это значит: Бог фактически вводит человека во владение царством животных, облекает его правами царя и владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Тропарь пророчества: Тайно родился еси в вертепе, но небо тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы ти приведе верою покланяющияся Тебе, с НИМИ ЖЕ ПОМИЛУЙ НАС (хоры поют многократно). 4) Ис. 11, 1-10: «И произойдет отрасль от корня Иессеева…» 5) Вар. 3, 36 – 4, 4: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости, и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми…» 6) Дан. 2, 31-36. 44-45: «… Ты видел его (истукана), доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их…» Тропарь пророчества: Воссиял еси, Христе, от Девы, разумное солнце правды: и звезда Тя показа в вертепе вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже величаем Тя: ЖИЗНОДАВЧЕ, СЛАВА ТЕБЕ (последнюю фразу хоры поют попеременно). 7) Ис. 9, 6-7: «Младенец родился нам – Сын дан нам…» 8) Ис. 7, 10-15; 8, 1-4. 8-10: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына … С нами Бог, разумейте народы…» Вечером того же дня, в Сочельник, служится Литургия. В конце Литургии перед зажженной свечой поется тропарь Рождества Христова: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе! Перевод: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом (истинного) знания, ибо чрез него звездам служащие (т.е. волхвы) звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, (сияющего) с высоты востока. Господи, слава Тебе!» После поется кондак: Дева днесь Пресýщественного раждает, и земля вертеп Непри-ступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо – Превечный Бог. Перевод: «Ныне (днесь) Дева Сверхсущественного (т.е. Того, Кто существует вечно, прежде всего сотворенного) рождает, и земля пещеру Неприступному (Богу) приносит (готовит); Ангелы с пастухами славословят, волхвы же вслед за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось малое Дитя, предвечный Бог! »

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

Так, жестокосердные и неопытные из принадлежащих к обрезанным не уверовали в нашего Спасителя, потому что считали нужным следовать букве пророчества о Нем, но чувственно не видели, чтобы Он проповедовал отпущение пленным, чтобы Он действительно устроил то царство Божье, которое они представляли себе, чтобы Он истребил колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме (Зах. 9.10), чтобы Он ел масло и мед и избрал бы добро прежде, нежели узнал и избрал зло (Ис. 7.15). Они думали, что по пророчеству волк, животное четвероногое, будет пастись с ягненком, и барс будет отдыхать с козленком; теленок, бык и лев будут пастись вместе, под присмотром малого мальчика, бык и медведь будут вместе кормиться, и дети их будут вместе питаться, а лев будет есть солому, как бык (Ис.11). Не увидев чувственно ничего такого в пришествии Христа, Которому веруем мы, они не приняли Господа нашего Иисуса, но распяли Его, как незаконно провозгласившего Себя Христом. Что касается еретиков, то они читали в Писании слова: «Огонь возгорелся в гневе Моем» (Иер. 15.14), и: «ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20.5), и: «Жалею, что поставил я Саула на царство» (1 Цар. 15.11), и: «Я делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45.7), и в другом месте: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3.6), и еще: «сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима» (Мих. 1.12), и: «Напал злой дух от Бога на Саула» (1 Цар. 18.10). Читая эти и множество других мест, подобных им, еретики не дерзнули отвергнуть божественность Писаний, но, веруя, что эти Писания принадлежат творцу, которому служат иудеи, пришли к той мысли, что этот творец не совершен и не благ, Спаситель же пришел возвестить более совершенного Бога, Который, говорят они, не есть творец; высказывая по этому вопросу разные мнения и однажды отступив от Творца, Который есть Бог, единый нерожденный, они предались вымыслам и придумывают себе основания, по которым, как они полагают, произошло видимое, а также и нечто другое, невидимое, которое вообразила себе душа их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010