Не то ли самое написано в книге псалмов: «он (речь переходит к мессианскому царю) будет обладать от моря до моря и все реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов принесут дань; цари Аравии и Саввы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему... и будут давать ему от золота Аравии... будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»! ( Пс.71:8–11, 15–16 ср. Пс.44:13 ; Ис.54:12 и др.) Можно привести гораздо более мест из священных книг с таким же содержанием, но и указанных, думаем, достаточно для того, чтобы видеть и убедиться, что вещественные блага мессианского царства, предносились и священным авторам, в обрисовке их они едва ли уступают авторам апокрифов и апокалипсисов, т.е. – в силе образов, в живости картин и яркости красок. Конечно, у священных авторов царству Мессии приписываются и великие духовные блага; но не отсутствуют они, как мы видим из приведенных мест, и в книге Сивилл. Сюда, например, относятся предсказания об обращении языческих народов к истинному Богу, подчинению Его святому закону (ст. 716–719), о постановлении пророков истинного Бога в качестве праведных царей и судей земли (ст. 782), о прекращении войны, уничтожении зла и общем мире даже среди животного царства, у кровожадных зверей с домашними и травоядными (ст. 788–792). Последние стихи прямо примыкают к пророку Ис.11:6–9 ; ср. Ис.2:3–4 ; Мих.4:2 . 112 Суммируя в одно целое отдельные мессианские и эсхатологические элементы, рассеянные в кратко рассмотренных нами апокалипсисах, мы получаем такую картину. Пред наступлением спасения, к которому относились все чаяния Израиля пленного и после-пленного, ожидались бедствия и скорби: страшные явления в природе и восстание врагов против Иерусалима (апок. Варух. 27–29 ; Енох.90:1–14; 3Езд.5:1–12, 6:20–24 и др.; 3 Сивил. 673–689) 113 . За бедствиями последует явление Мессии. Уяснению представлений апокалипсисов о личности Мессии помогают имена, прилагаемые ими к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Но что же? Ужели Израиль навек пребудет в этом состоянии отвержения от Бога? Ужели он никогда не войдет снова в тесное и приискреннее общение с Богом Отцов своих чрез Его Возлюбленнаго Сына, Господа нашего Иисуса Христа? Вопрос этот – не праздный, как может показаться кому-нибудь из людей, занятых исключительно насущными вопросами практической или, как они говорят, живой человеческой жизни. С разрешением этого вопроса, – и разрешением именно в благоприятном смысле, – должен разрешиться и вопрос о том, что делать христианскому государству с еврейством, которое никакие политические меры до сих пор не могли поставить в должные отношения к коренному населению христианского государства. Мы полагаем именно, что до тех пор еврейство будет каким-то кошмаром для христианских правительств, пока оно не войдет в христианскую Церковь как целая нация, возродившись под действием Благодати Христовой в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины ( Еф. 4:24 ). Те из наших публицистов, которые как напр. г. Шарапов (в «Мирных речах») не верят в возможность благоприятного решения еврейского вопроса в этом случае, очевидно забывают о могуществе Благодати Христовой, которая из закоренелых себялюбцев создавала великих служителей человечеству... Итак, ужели народ еврейский никогда не станет народом истинно-христианским и наследником спасения Христова? Нет, Слово Божие совсем иначе представляет нам будущую судьбу Израиля. Пророки Ветхого завета, которые предрекали отвержение своему народу, в тоже время предсказывали ему и наступление нового, лучшего будущего. Израиль, повергшийся в пучину бед, отверженный и своим Богом, все-таки современем спасется и будет снова приближен к Богу, хотя уже не один, а вместе с другими народами – вот основная идея, которая красною нитью проходит во всех пророчествах, имеющих предметом своим будущую судьбу Израиля. Вот например что говорит Иегова чрез Моисея о Своем народе: «и тогда, когда они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо: Я – Господь, Бог их» ( Лев. 26:44 ). Все последующие за Моисеем пророки также предвозвещают будущее возстановление Израиля. «Снимет Господь поношение с народа Своего» – говорит пророк Исаия – «и скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас» ( Ис. 25:8, 9 ). «В грядущие дни» – предсказывает тот же пророк – «укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль – и наполнится плодами вселенная ( Ис. 27:6 ). И возвратятся избавленные Господом, и приидут на Сион с пением и радость вечная над головою их ( Ис. 51:11 )»...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/budushh...

Об этом великом Царе, крепком, сильном, праведном, страшном врагам Его, кротком и милостивом любящим Его и служащим Ему, хвалятся и радуются христиане, и поют с пророком: Господь воцарился, в благолепие облекся; облекся Господь силою, и опоясался, ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна. От начала уготован престол Твой: Ты от века существуешь, и прочее (Пс. 92:1-2 и след.). К Нему с Давидом в радости вопиют: Стрелы Твои изострены, Сильный! Народы пред Тобою падут; пронзишь в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, во век века. Жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих, и прочее (Пс. 44:6-8). О Нем дерзают и говорят: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь защитник жизни моей: кого устрашусь? (Пс. 26:1 и след.). 4) Радость эта в христианах преизобильно растет и умножается, когда помышляют о том блаженстве, которое уготовано им навечно на небесах, когда чают Того Бога, Которого теперь видят, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда лицем к лицу видеть (1 Кор. 13:12), Тому предстоять бессмертному Царю и славою Его осияваться, Которому ныне усердно и охотно служат и под покровом Его ныне находятся, как написано: возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35:10). 5) Сия радость есть предвкушение вечной радости, которой истинные христиане ныне некоторую частицу чувствуют. Тогда же совершенно насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся (Пс. 35:9), когда они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:16-17); когда рабы Господа будут есть, пить, веселиться, петь от сердечной радости (Ис. 65:13-14); когда утешатся от Господа, как утешает кого-либо мать его (Ис. 66:132); когда увидят Его, как Он есть (1 Ин. 3:2); когда отверзнутся для них все сокровища вечных благ, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9); когда возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом и прочими патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми благословенными в царстве небесном (Мф. 8:11). На сей сладчайший, радостнейший и совершеннейший пир стремятся с Давидом: Когда приду и явлюсь лицу Божию? (Пс. 41:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Сегодня Сын плотника ( Мф.13:55 ) – Вседетельное Слово сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] – как перстом – притуплённое тесло 17 нашего естества, построил Себе одушевленную Лестницу, основание Которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [Лестницу], на Которой почил Бог и образ Которой видел Иаков ( Быт.28:12–13 ). Сойдя по Ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:38 ). Сие – сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней. Мысленная Лестница – Дева – утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава – муж ( 1Кор.11:3 ), но для Этой, ибо мужа Она не знала, Главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами ( Ин.1:14 ). Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого. Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф.19:12 ; Лк.8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству. Свидетель тому – Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Слово " ныне» не имеет отношения к предвечному рождению, которое вне времени. 4. Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, Врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и Ворота (сии) будут затворены (см. Иез.44:1–3 ). В Вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10: 7 ) и Восток – имя Того ( Зах.6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу (см. Еф.2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры – предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ( Пс.95:11 ), ибо в нем рождается Раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую Жемчужину – Христа (см. Мф.13:46 ). Из этой [Раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс.27:3 , Ис.61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности. Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исаии, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 , Мф.1:23 ). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог . Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас (см. Ис.8:8–9; 63:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться, И благодарны слезы лить. Прочитав строфу сию, помяни молитвенным поминовением наставников наших, под пестунством которых мы лепетали ее, в златом детстве нашем. Письмо 15. О самобытности Божией Все существа видимые и невидимые, духовные и вещественные ограничены по началу своего бытия и продолжению, и находятся в постоянной зависимости от него, и частью друг от друга. Един Бог самобытен – не обязан бытием своим какому-либо другому существу, а имеет и бытие, и все, что имеет, от Самого Себя. Что это Я, глаголет Господь Бог о Себе Самом, прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. ( Ис.43:10 ). И пророк Исаия сказал о Нем: кто прежде даде Ему, и воздастся Ему ( Ис.40:14 ). Он есть первый, – есть начало всего. Так говорит Господь, Царь Израиля: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис.44:6 ). Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. ( Откр.1:8 ). По разумению св. отцов и учителей Церкви, никакое имя из всех имен, приписываемых Богу, не выражает так самобытности Его, как: Сый – имя, открытое Им Самим Моисею: Аз есмь Сый... Тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя ( Исх.3:13 ). Бог есть Сый потому, что Он в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы беспредельное море сущности. Он имеет живот в Себе Самом, и есть источник живота ( Ин.5:26 , Пс.35:10 ). Как возможно такое существо, которое не имеет никогда начала и существует от себя и через себя, ни ты, ни я и никто не понимаем; но цепь случайных существ, происходящих друг от друга, простирать в бесконечность было бы нелепостью. Эту истину изучили мы еще в нашем детстве, нередко повторяя: Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает. Я есмь – конечно есь и ты. Ты есь: природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то. ……………………………… Ты цепь существ в себе вмещаешь, Ее содержишь и живишь, Конец с началом сопрягаешь ……………………………… Ты был, Ты есь, Ты будешь в век...

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

6:70.) Так должно уподобить Каину и Израиль, о котором написано: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4:22). После же первородного Израиля как бы вторым по времени и самым младшим явился Христос, Который и Сам был сын Адама. Потому-то и Сыном Человеческим Он мудро и смотрительно именовал Себя повсюду (См. напр.: Мф. 8:20; Мф. 9:6; Мф.10:23; Мф.11:19; Мф.12:8, 32, 40 и др. Мк. 2:10, 28; Мк.8:38; Мк.9:9, 12, 31 и др. Лк. 5:24; Лк.6:5, 22; Лк.7:34; Лк.9:22, 26, 44 и др. Ин. 1:51; Ин.3:13—14; Ин.6:27, 53, 62 и др.). Но Израиль думал чтить Бога приношением вещей привременных и легко увядающих, и весьма неважных, и как бы весь ум свой прилагал к занятиям земным. Ибо Каин обратился к земледелию, Авель же был пастырь овец, так как Еммануил управляет словесным стадом, и Сам «есть Пастырь добрый» (Ин. 10:11), Который «на месте тучне» и на пажити хорошей, как написано (Ис. 30:23), пасет вышние и земные стада. К Нему взывало и пророческое слово: «паси люди Твоя жезлом стражбы твоей, овцы наследия Твоего» (Мих. 7:14).    Итак, Израиль чтил Бога земными вещами, плодонося дела, совершаемые по закону, и посвящая нежеланные для Него жертвы. Поэтому и слышал из уст святых слова: всесожжения овнов твоих, «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня» (Ис. 1:11—13). И еще: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20). Это ясно означается тем, что Бог не обратил внимания на жертвы Каина. Праведный же Авель, то есть Христос, дароприносил Богу первородное из словесных стад, то есть мягких сердцем, младенчествующих злобою, избранных по добродетелям и в уподоблении Ему носящих славу первородства. Ибо собрание званных чрез веру к освящению именуется у божественного Павла Церковью «первенцев, написанных на небесах» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Ст. 4 ср. Ис.54:5–7 . Сион, или Церковь , прежде запустевший и оставленный, впоследствии будет населённым местом, Владыкой которого будет Сам Бог; благоволение Господа будет пребывать здесь. И коже живй юноша съ двою, так поживтъ сынове тво съ тобою: и бдетъ коже радетс женихъ невст, так возрадетс гдь теб. 5. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. Ст. 5 ср. Ис.61:10 ; Пс.44:17 . Основанием жизни церкви будет служить любовь Бога и чад его, по чистоте и силе своей подобная любви жениха к невесте (ср. Еф.5:25 и далее). И на стнахъ твоихъ, приставихъ стражы весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнтъ поминающе гда. 6. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днём, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – з. Нсть бо вамъ подобенъ: аще исправиши и сотвориши, на земл. 7. не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Ст. 6–7. Поставленные Господом, стражи Сиона будут неумолчно славить Господа, и Он сделает Иерусалим славой на земле. Под стражами Сиона, говорит бл. Иероним, мы можем разуметь или ангелов, или апостолов, всех начальников и учителей его, охраняющих церковь от проникновения в неё диавола. Эти стражи не должны умолкать ни днём, ни ночью, ни в радости, ни в печали, но должны всегда молить милосердие Божие, чтобы помощь Божия охраняла и ограждала стадо Христово и стены Иерусалима». Последняя сл. ст. 6 =в р.-с. не умолкайте, 70 читали: , почему: οκ στιν γρ μν μοιος, ср. слав., и отнесли их к началу ст. 7-го, а первые слова сего ст. по евр.-м. т. =в р.-с. не умолкайте пред Ним, совсем остав. без перев. Следующее за ними по греч. т. слова: ν διορϑσ κα ποισ ερουσαλμ, ср. слав., вернее должно перевести по слав.: аще исправитъ и сотворитъ (ср. Иероним: si correxerit et faciet).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Как форма религ. воззрений М. делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий) типы. Первый утверждает, что боги, почитаемые др. религиями, в действительности лишь иные имена единого Бога. С т. зр. второго эти боги либо падшие ангелы (бесы, демоны), либо некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), либо просто плоды человеческой фантазии. Христианство исходит из положения, что М.- это первоначальная религия человечества. Согласно библейскому повествованию, знание о едином Боге прародители восприняли в раю и передали своим потомкам, однако распространение пороков среди людей привело к помрачению их разума, воли и чувств, следствиями чего стали утрата истинного понятия о Боге и возникновение многобожия и др. ошибочных религ. верований. По словам ап. Павла, язычники, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим 1. 22-25). Ко времени жизни Авраама вера в единого Бога была достоянием немногих праведников. В потомстве Авраама М. был утвержден Богом и огражден строгими предписаниями Закона. Первая из десяти заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20. 2-3). Прор. Моисей наставляет евреев: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6. 4). И через прор. Исаию Господь говорит: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44. 6), «Я Господь, и нет иного» (Ис 45. 6). Утверждение единства и единственности Бога содержится как в ВЗ, так и в новозаветной проповеди Спасителя и апостолов: «...нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор 8. 4). Относительно ветхозаветного М. в совр. научной лит-ре ведется дискуссия (см. проблематику в: Smith. 2001; Anderson. 2015). В святоотеческой традиции тема М. рассматривается в 2 основных контекстах: в утверждении единобожия как такового и в связи с триадологией.

http://pravenc.ru/text/2564122.html

На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись… твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, — так объясняет Апостол появление язычества — политеизма (Рим. 1, 21—23, 25). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: « Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: « Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44, 6), « Я Господь и нет иного» (Ис. 45, 6 и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: « Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12, 29). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу (Ин. 17, 3). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем — в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств — эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только один. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», — говорит святой Афанасий Великий. Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010