Писания, не воспрекословил, не возопил и не дал услышать голоса Своего на улицах. Трости надломленной не переломил и льна курящегося не угасил ( Ис.42:3 ; Мф.12:19–21 ); как в высшем искупительном смысле, так в оказательстве сострадания, любви и милосердия, Он буквально «взял на Себя», по выражению Св. Писания, «наши немощи и понес болезни» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ); но вместе с тем Он судит добро и зло в людях и законодательствует, уча и действуя, по выражению Св. Писания, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф.7:29 ), «ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). «Кто ...обличает Меня о гресе?» – говорил Он» ( Ин.8:46 ), и вместе Сам обличал грех в сокровеннейших его изгибах в душах и сердцах человеческих; но, обличая грех, Сам невинный и безгрешный, Он в безграничном милосердии говорил о грешнице, смущенной и болеющей в своей совести: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин.8:7 ). От начала служения до его конца – до Голгофы и креста, во всяком Своем положении, при самых разнообразных условиях и обстоятельствах, в каждый момент времени и во всяком месте, где сходились люди слушать слово Его, Он в Своем духовно-нравственном величии неизменно оставался одним и тем же Лицом, верным Себе в слове и деле, творчественно неистощимым и неослабным в нравственной энергии, в безгранично полной и совершенной духовно-нравственной целокупности, никогда не переходившей ни в слепоту фанатического возбуждения, ни в усталое и недовольное чувство равнодушия от загрубелости человеческих сердец, ни в личный гнев от злобы и ненависти людей, ни в чувствительную мелодраматическую мечтательность; Он необъятно и недосягаемо высок в Своем духовно-нравственном величии, Он бесподобен в гармонии Своей духовно-нравственной красоты, и вместе Он близок и родствен тому внутреннему нашему человеку, которым мы обращены к Богу и в котором мы опознаем наши Божественные элементы; в Нем истина и правда, закон и суд, воплощение долга и активное добро адекватно равны самой идее о них; «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорил Он, – никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ), и это слово Его – не только слово Искупителя и Спасителя рода человеческого, но и слово «Сына Человеческого», Который говорил о Себе: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ); мир впервые опознал в нравственном образе Иисуса Христа идеальное добро и идеальное нравственное совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

В Библии мы повсюду находим слова, свидетельствующие о той роли, которую играет сердце в деле познания. Мы встречаем эти слова как в Ветхом завете: «Помышления сердца их были зло» [Быт. 6:5] «Не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» [Втор. 29:4] «Вы знаете всем сердцем вашим» [Нав. 23:14] «Даруй же рабу Твоему сердце разумное» [III Цар. 3:9] «Размыслите в сердцах ваших» [Пс. 4:5] «Изрекут... размышления сердца моего - знание» [Пс. 48:4] «Бродят помыслы в сердце» [Пс. 72:7] «Мудрость почиет в сердце разумного» [Притч. 14:33] «Мудрость войдёт в сердце твоё» [Притч. 2:10] «Безумие в сердце их» [Еккл. 9:3] «Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» [Ис. 32:4] «Не уразумели этого сердцем» [Ис. 42:25] «Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» [Дан. 2:30] так и в Новом: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» [Мф. 9:4] «Помышляли в сердцах своих» [Мк. 2:6] «Да откроются помышления многих сердец» [Лк. 2:35] «Видя помышления сердца их» [Лк. 9:47] «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» [Лк. 24:38] «Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» [Евр. 4:12] Наличие двух проводников познавательной силы свидетельствует о нарушении целостности духа. «Мы должны, - продолжает Зеньковский, признать факт раздвоения познавательной силы в человеке: рядом с разумом и его идеями стоит сердце с его озарениями - в этих озарениях нам может открыться глубочайшая истина» Может ли разум претендовать на «знание истины»? Или он имеет отношение только к им самим же созданным искусственным конструкциям? Впрочем, и здесь, как мы выяснили в первых главах нашей работы, разум не способен разрешить тех проблем и противоречий, которые перед ним встают. Откуда идёт этот предрассудок, что только знание, получаемое разумом, несёт человеку истину? Откуда это стремление превратить «веру» в «знание», истину откровенную в истину самоочевидную? Откуда, наконец, это вечное стремление всё доказать? Почему доказанная истина много ценней недоказанной? Здесь мы видим непримиримость между истиной Откровения и человеческими истинами. В Библии сказано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Св. Писание не считается с законами, оно свободно от законов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

Первым по важности доказательством мессианского достоинства настоящего пророчества служат точные аналогии из других христологических предсказаний. Как в предшествующей 49-й главе Раб Иеговы при определении Своей личности говорит о Своей способности проповедовать учение 165 , так поступает и в настоящем месте 166 . Как в 42 главе говорится о постоянном сообществе Возлюбленного Отрока с всемогущим Иеговою, о сыновнем отношении первого ко Второму, так повторяется это и в данном пророчестве 167 . В 49 главе читаем: Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов“... ( Ис. 49:7 ); в 53 главе находим: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни.... Он язвлен был за грехи наши и мучим был за беззаконие наши“... ( Ис. 53: 3, 5 ). Тоже самое видим и в разбираемом пророчестве: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“ (ст. 6). Необычайно точное совпадение ветхозаветного предсказания и новозаветного исполнения является вторым столько же сильным аргументом. Евангелист Матфей повествует о Христе Иисусе: Тогда заплеваша лице его, и пакости ему деяху: овии же за ланиту удариша, глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударей тя?” ( Мф. 26:67–68 ); или в другом месте: Плюнувше нань, прияша трость и биеху по главе его» ( Мф. 27:30 ). Евангелист Лука повествует: поем обанадесяте ученики своя, рече к ним, се восходим в Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человечесте. Предадят бо его языком, и поругаются ему, и укорят его, и оплюют его» ( Лук. 18:31–32 ). Сопоставивши новозаветные свидетельства с 6-м стихом данного пророчества: плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушение, лица же моего не отвратих от студа заплеваний», невольно приходишь к отожествлению ветхозаветного идеального и новозаветного реального Страдальца. Безусловное согласие последних двух стихов предсказания (10 и 11-го) с последующей судьбой верного и неверного израиля также убедительно доказывает мессианское значение пророчества. Здесь мы читаем: Кто из вас боится Господа, слушается, гласа Раба Его? Emo ходит во мраке, без света, да уповает на имя, Господа, и да утверждается в Боге своем (ст. 10). Вот все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня своего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» (ст. 11-й). Еврейская история свидетельствует, что вскоре после пришествия Мессии-Христа неверующие евреи стали гибнуть от огня и меча римских завоевателей, стараясь собственными силами отразить нападение, десятками и даже сотнями тысяч погибали в пламени войны, которую начинали сами, и умирали в ужасных мучениях от голода и моровой язвы. Та же история сообщает, что признавшие Христа истинным Мессиею остались целыми и невредимыми. Ясно, что данное предсказание относится к изображению отдаленного мессианского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

А имеющий чистую шерстяную и льняную одежду, то есть веру и дело... 40 .3. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов; Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших 41 , как уток (в основе). Поэтому и пророк говорит: «Как в украшение невесты облечется (он)» ( Ис. 61, 10 ); говорит же (это), показывая союз с Христом и соединение в любви.4. «Основою» называется наиболее почетная 42 церковная степень, а именно – епископы и учители, а «утком» (именуются) подчиненные и пасомые люди ( 1Пет. 5, 2 ). «Кожею» (названы) оглашенные, как еще не совлекшиеся чрез крещение кожаных одежд ( Быт. 3, 21 ).5. Поэтому и Павел говорит: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11, 2 ). Так и в книге Левит говорится: «В жену он должен брать девицу из рода своего; а вдову... или блудницу не должен он брать, но девицу из колена своего» ( Лев. 21, 13–14 ) и т. д.6. Ибо, если каждый из нас будет со дня на день обновлять себя ( 2Кор. 4, 16 ), (если) мы отвергнем проказу, то есть прелюбодеяние, бывшее причиною нашего изгнания, (то) мы приобретем целомудрие и, (содействием) Божией Премудрости, дойдем до первоначального благолепия и, как бы имея на себе золотые украшения 43 , то есть любовь, веру и чистоту, очистившись терпением, соединимся со Христом.7. «Поэтому девицы любят тебя» ( Песн. 1,2 ) и Он любит девиц, как написано в Песни Песней; (это) души юные и очищенные Духом. Так это или нет, о Систелий? – И я ответил: «Это совершенно понятно». Глава 16 1. Она сказала: «Поэтому, как говорилось вначале, если мы очистим все члены, то будем одеждою Христа». Как сказано у пророка Исайи: «Да возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения» ( Ис. 61, 10 ) и т. д.2. Но кто же должен (в особенности) очищать их? Пророк Захария говорит: «И показал... мне Бог Иисуса, великого иерея, стоящего пред ангелом Господним. И диавол стоял по правую руку (его), чтобы противодействовать ему. И сказал Господь диаволу: «Да запретит тебе, о диавол, Господь, Который избрал Иерусалим!» Не головня ли он, исторгнутая из огня? Иисус...

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

в. Что к и не бше человка; звахъ, и не б послшающаг; не можетъ рка мо избавити, ил не мог изти; с, моимъ пстош море и полож рки псты, и изсхнтъ рыбы ихъ не сщей вод и умртъ жаждею: 2. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. г. блек небо во тьм и полож аки вретище дежд 3. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Ст. 2–3. Иерусалим, избивавший пророков и побивавший камнями посланных от Господа ( Мф.23:37 ), в самый день посещения его Господом не уразумел того, что служило к миру его ( Лк.19:42 ). Его граждане не узнали Пришедшего свыше и не приняли свидетельства Его ( Ин.3:31–32 ), не узнали Того, о Ком писал Моисей ( Ин.5:46 ). Кто некогда провёл отцов их по дну Чермного моря ( Исх.14 ), разделил воды Иордана ( Нав.3 ), обратил в кровь воду в реках египетских, так что погибла бывшая там рыба ( Исх.7:20–21 ), и навёл трёхдневный мрак на Египет ( Исх.10:21–22 ). Пришествие Господа к народу иудейскому совершилось в лице Отрока Господня, об учительстве и общественном служении которого среди иудеев и говорится далее в ст. 4–9. Относительно заключающегося здесь пророчества блаж. Иероним между прочим пишет: «Иудеи, отделяя эту главу от предыдущих, желают относить её к лицу пр. Исаии, будто он говорит здесь о получении им дара слова от Господа, о поддержании ослабевшего и блуждающего народа и призыве его к спасению, а также о том, что, подобно малым детям, обучающимся в утренние часы, он слышит от Духа Святого то, что должен говорить, и – что он не противоречил велению Его, но на вопрос Господа: кого послю и кто пойдетъ къ людемъ симъ ( Ис.6:8 ), ответил ему: се азъ есмъ, посл м; а за то, что сказал: слышите слово Гдне, кнзи внемлите закон Бжию, люде ( Ис.1:10 ), он жестоко потерпел, так что подвергся не только словесным оскорблениям, но и побоям. Тем не менее, сознавая повеление Божие, он не устрашился, а по сказанному у Езекииля ( Иез.3:8 ) отразил все нападки их». Это могут говорить, прибавляет блаж. Иероним, те, которые всячески стараются извратить пророчества о Христе и посредством неправильного толкования дать им превратный смысл. Сам блаж. Иероним, как и другие учители и отцы церкви, относят это пророчество к лицу Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

«Дела коварные» – также: слова коварные. Это главное средство в разрушении духовного мира и покоя, та же цепочка явлений греха: «ложь» – «коварство» – «кровь» неповинная ( Пс.5:7 ). Пс.34:21             Расширили на меня рот свой, говорят:                         «Ага! Ага! Видел глаз наш!» «Расширили рот» – по смыслу то же, что «разинули рот», чтобы поглотить; так сказал о Себе Распятый ( Пс.22 /21:14); ср.: «расширил Шеол алчбу (=душу) свою и открыл рот свой безгранично» ( Ис.5:14 ; Пс.17 /16:9). В другом значении «расширить рот» означает «глумиться»: «над кем услаждаетесь? На кого расширили рот, высовываете язык? Разве не вы есть порождение греха? семя лжи? ( Ис.57:4 ). «Ага! Ага!» – Хе-ах, хеах означает крики радости (Раши). Миг торжества для распинающих. На Мессию «расширили рот» те, кто «услаждался» Его страданиями и глумился. Пс.34:23             Подвигнись и пробудись для суда моего,                         Боже Адонай, – на спор мой. «Пробудись» 204 – не значит, что Он спал: «пробуждение» – еще одно выражение для взаимности богообщения. Человек тоже должен быть вполне пробужден: «когда пробужусь, насыщусь природным Твоим» ( Пс.17 /16:15). Инициатива может исходить от Бога: «я пробудился, ибо Господь утвердил меня» ( Пс.3:6 ). Но в данном случае, когда человека нужно вернуть из бездны (ст.17), он просит, чтобы Бог ради него «пробудился». «Спор мой» – «спором» рив была распря, когда народ «спорил с Моисеем», а «искушал Господа» ( Исх.17:2 ). Теперь ситуация обратная: Мессия через Давида пробуждает к «спору» Яхве («оспорь спорящих со мною»; ст.1), чтобы Он встал на «суд» с этим «родом» – распинателей, человеков и духов. И вызов на этот суд как неизбежный будет предъявлен в Евангелии: «ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная пробудится на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

И он не упомянул сначала жизнь, а потом клятву, но сначала клятву, а потом жизнь. Ибо следовало прежде пригвоздить рукописание ко кресту ( Кол.2:14 ) и пронзенному быть ребру Слова копием, чтобы рана в ребре стала очистительной для всей вселенной – кровь и вода ( Ин.19:34 ) для рода человеческого. 2 . Несчастные же и неблагодарные иудеи за такие столь великие и многие знамения и благодеяния, бывшие для них, вместо того, чтобы Пришедшего к ним прославить и благословить за происходящее, напротив, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф. 27, 40 ). Солнце же погасило лучи, не вынося взирать на Господа, повешенного на столбе. И с Ним было повешено двое разбойников. [ Col. 505 ] И одному, хулившему, сказал другой разбойник: «Что ты хулишь праведника? Мы достойно по грехам нашим страдаем, а что тебе и Праведнику?» Тогда Иисусу говорит: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:42–43 ). О великое дело! Клятва пригвождена, а рай открыт обетованием разбойнику. О, блаженный разбойник сей! Он похищал в сем мире, разбойничая, похитил и Царствие Небесное через исповедание. Об этом говорил великий пророк: «Хрущ (жук-скарбей) от древа возглаголет сие» ( Авв.2:11 ). Знайте, братия, что как жук-скарабей занимается нечистым, сам будучи нечист, так и разбойник некогда занимался разбойными делами, а когда оказался на кресте, то исповедал, как и было мной сказано выше, и исполняется сказанное пророком: «Хрущ (жук-скарбей) от древа возглаголет сие» ( Авв.2:11 ). И сказав это, он был удостоен предвосхитить Царство Небесное. И вновь говорит великий пророк Исаия, указывая славно на нынешнее: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:23 ; Ис.7:14 ). И когда это пророческое предречение должно было осуществиться, то посылается великий Архангел Гавриил, стоящий одесную величия, чтобы возвестить Непорочной Богородице и Неискусомужной Марии и говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» ( Лк.1:28 ). Господом же называя, Он на общего Владыку указал, исповедуя [свое] сорабство: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется» ( Лк.1:35 ). Поистине, возлюбленные, святым нарекается Храм, Который в будущем должен освятить всю вселенную. И опять говорит тот же пророк: «Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: велика совета Ангел» ( Ис.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» ( Ис.28,7–8 ). Каждый церковный праздник превращается в повод для пьянки. Особенно много напиваются во время «престольных праздников». А ведь Слово Божие учит: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6,10 ). Прежде всего, мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки. Ап. Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8,13 ). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих Апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве – известно и очевидно, что вся Россия преткнулась, соблазнилась на этом грехе. Библия категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» ( Ис.5,22 ). Новозаветное отношение к пьянству и пьяницам тоже достаточно категорично: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» ( Рим.13,13 ); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5,11 ). Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5,18–19 ). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лк. 21,34 ). Правила свв. Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал св. Тихон Задонский : «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстьми наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия, и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается» (Симфония Маслова, стр. 780).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не может душа, обретшая мужа, опять развлекаться с любодеями. Ревность мужа окружает ее; он охраняет чистоту своего брака. Сказано, что и «Бог» есть «ревнитель» ( Исх.20:5 ), ибо Он не позволяет душе, подчиненной Ему, водить дружбу с демонами. А иначе, если заметит Он, что душа оскверняет брачный союз и ищет случая согрешить, то, как сказано, Он дает ей «разводное письмо» и отпускает ее со словами: «Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?» ( Ис.50:1 ). К этому Он прибавляет: «Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша» ( Ис.50:1 ). Говорящий этот ревнует и говорит это, движимый ревностью. Ибо хочет Он, чтобы мы более не согрешали после того, как признали Его, после просвещения Божественным словом, после благодати крещения, после того, как исповедали веру и наш брачный союз был скреплен такими великими таинствами. Он не позволяет душе, женихом или мужем которой Сам Он назван, заигрывать с демонами, прелюбодействовать с нечистыми духами, валяться в нечистоте и пороках. Но даже если это иногда, к несчастию, случается, Он хочет, чтобы душа по меньшей мере обратилась и вернулась и покаялась. Ибо такова Его благость, что Он принимает душу даже после того, как она согрешила, душу, вернувшуюся и покаявшуюся от всего сердца, как и Сам Он говорит через пророка: «Если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли она этим? А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне» ( Иер.3:1 ). То же Он говорит и в другом месте: «И после того, как она блудодействовала, Я говорил: “возвратись ко Мне”, но она не возвратилась» ( Иер.3:6–7 ). Поэтому Бог – ревнитель: если Он хочет и просит, чтобы твоя душа прилепилась к Нему, если спасает тебя от греха, если укоряет, если наказывает, если огорчается и гневается и, так сказать, ревнует тебя, то дает тебе надежду на спасение. Но если ты после наказания не приходишь в чувство, если не исправляешься, когда тебя укоряют, если презираешь, когда тебя бьют, знай, что если ты продолжишь грешить, Его ревность отойдет от тебя, и услышишь, как к тебе обращены слова, сказанные Иерусалиму пророком Иезекиилем: «Отступит от тебя ревность Моя, и успокоюсь, и уже не буду гневаться» ( Иез.16:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010